наверх
 
Удмуртская Республика


Бюллетень Центральной Художественной комиссии при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской Революции. — Москва, 1932

Бюллетень Центральной Художественной комиссии при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской Революции : № 1 от 22 октября 1932 г. и № 2 от 26 октября 1932 Бюллетень Центральной Художественной комиссии при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской Революции : № 1 от 22 октября 1932 г. и № 2 от 26 октября 1932
 
 

Бюллетень Центральной Художественной комиссии при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской Революции : № 1 от 22 октября 1932 г. и № 2 от 26 октября 1932 г. — Москва : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932. — 16, 16 с., ил.

 
 

Содержание № 1 от 22 октября 1932 г.

[Введение]  3
ЦК Рабис о художественном оформлении Москвы  6
Художники о своих работах
В. и Г. Стенберг. Красная площадь  8
Худ. Ромас. Площадь Революции  9
По секторам ЦХК
Сектора светомонтажного оформления и изобретения по свету  10
Сектор оформления витрин  10
Сектор скульптурного оформления  11
Комиссия Самодеятельного Искусства  11
Хроника работы ЦХК  12
Инструкция консультанту по изо-кружкам на предприятиях районов по оформлению 15-й годовщины Октября  14
Справочный отдел  15
 
 

Содержание № 2 от 26 октября 1932 г.

Оформление транспорта  3
Художники о своих работах
М. А. Чигарев. Площадь им. Ногина  5
Н. Мусатов, Б. Родионов, Н. Трошин. Охотный ряд  8
Худ. Ромас. Площадь Коминтерна  9
Хроника работы Х. К.  10
Рабочие предложения по оформлению Москвы  12
Справочный отдел  15
 
 

[Введение]

 
Перед ЦХК по художественному оформлению Москвы к 15-летию Октября на этот раз стоит ряд задач в значительной степени изменяющих и осложняющих обычный характер ее работы и развертывание ее деятельности как в центре, так и районах Москвы.
 
Пятнадцатилетие Октябрьской революции, начинающее ряд хронологических дат, знаменующих победоносный ход революции и заложение основ социалистического строя в нашей стране, острое внимание к этим, имеющим всемирно-историческое значение празднествам не только всей общественности нашего Союза, но и всех революционно-настроенных масс за рубежом СССР, богатый организационно-художественный опыт в области устройства таких массовых празднеств, — все это заставляет с особым вниманием отнестись к своей работе всех участников ЦХК.
 
Художественное оформление пролетарской мировой столицы в эту знаменательную историческую дату должно способствовать превращению нашего празднества в грандиозный пролетарский смотр наших итогов и достижений.
 
Для этого ЦХК на базе разнообразнейшего опыта минувших оформительных кампаний, — должна установить при полном разнообразии изобразительных средств единый план оформления, который должен показать всем, что, как и кем сделаны и достигнуты те победоносные результаты основ, заложенных 7-го ноября 1917 года, которые теперь шумят водяными каскадами ДнепроГЭС'а, расплавленным металлом в домнах Магнитогорска, гулом моторов продукции Сталинского завода в Москве, заводов в Ярославле и г. Горького, тракторами Саратовского и Сталинградского заводов и миллионами тонн зерновых россыпей обобществленного сектора сельского хозяйства СССР.
 
Установление этого единого оформительного плана долженствующего связать в единое художественное и тематическое целое, при помощи многомиллионных колон демонстрантов, все основные магистрали всех районов Москвы с ее, в этот день единым центром — мавзолеем и трибуной вождей на Красной площади, — должно быть осуществлено рядом новых художественных элементов, которые подчеркнули бы всю политическую значимость, всю революционную устремленность того, что будет отмечаться этим днем всеми трудящимися массами нашего Союза.
 
Эти принципиальные установки, в значительной степени должны предопределить характер нашей работы, дать ей те «узловые центры», вокруг которых должно быть особенно сосредоточено внимание, как центральной, так и районных художественных комиссий и что должно обеспечить, помимо плановости, углубление тематики и достижение максимальной художественной эффективности.
 
Строгой, систематической проработкой тематики оформления, придание ей политической ясности и заостренности, полной мобилизации всех видов искусства (живописи, архитектуры, скульптуры, кино, театра, музыки, пения), — способствующей наиболее полному показательному выражению революционного значения отмечаемых исторических событий, на этот раз должно сопутствовать включение таких художественных элементов, которые ранее не были использованы с той полнотой, на которую они имеют право, в силу имеющихся в них потенциально-изобразительных возможностей.
 
В первую очередь это должно быть отнесено к делу художественного оформления колонн демонстрантов, которые явятся той связующей силой, теми нервами и артериями, которые превратят Москву в единый факел, в единый лозунг, говорящий всему миру о полном торжестве Ленинских заветов.
 
Мы должны превратить колонны демонстрантов в ликующие, радостные потоки людей, каждым его участником, его движениями, его одеждой, его знаменами и лозунгами, говорящих о торжестве социалистических начал нашей страны, успехах нашей пятилетки, верности, зоркости и незыблемости генеральной линии нашей партии.
 
Здесь на этом участке нашего фронта должно быть сосредоточено особое внимание всех работников как центра, так и районов.
 
Здесь мы должны развернуть максимум выдумки, изобретательности и находчивости, здесь наши художники, групповоды, кружки самодеятельного искусства должны выявить весь свой опыт, все свои знания в области массовой работы.
 
Здесь при наличии единого плана можно и должно быть показано сложнейшее разнообразие, подчеркнуто хозяйственно-политическая спецификация района, лицо отдельных крупнейших предприятий Москвы и ряд других моментов, вскрывающих всю полноту разнообразия многомиллионного населения центра мировой революции.
 
Вторым моментом, по новому развертывающим основные линии художественного оформления Москвы, должно быть максимальное использование светового оформления, на которое до этого времени не обращалось достаточного внимания и богатейшие возможности которого не были использованы в размерах и об'емах, имеющихся в этом виде художественно-оформительного материала.
 
Свет, который раньше брался как иллюминация, в этом году должен быть взят в самых широких масштабах как один из руководящих и действенных элементов всего художественно-оформительного плана.
 
Этот раздел нашей работы также должен встать в центре внимания и организация ЦХК специального сектора по свето-монтажному оформлению и сектора изобретений по свету и техническому изобретению должно не только мобилизовать вокруг этого дела все наличные технические силы, но и активизировать общественную инициативу, стимулировать элементы изобретательности в этом пока еще новом, но содержащем огромнейшие эффективные возможности начинания.
 
Включение в число действенных элементов оформления площадей и улиц специально созданных для этой цели скульптур, должно также сосредоточить на себе внимание в этом, все еще отсталом в деле художественного оформления массовых празднеств, участке работы.
 
Максимальное использование наших, пользующихся заслуженным вниманием, мастеров в области скульптуры, всесторонняя активизация их творческих начинаний также должны быть взяты под зоркое наблюдение всех работающих как в ЦХК, так и районных комиссий.
 
На ряду с этим нужно, в возможной полноте, включить в работу наши кружки по самодеятельному искусству, богатые возможности которых все еще полностью не использованы и которые при должной организованности и инициативности с нашей стороны могут дать очень многое для повышения общей художественно-политической выразительности и заостренности всего празднества.
 
При правильном и должном разрешении этих новых узловых вопросов нашей работы и при развертывании надлежащих темпов в других основных моментах работы (проектировки оформлений, снабжении материалами, должного наличия исполнительских кадров) можно рассчитывать на то, что ответственная и почетная задача, данная советской общественностью не только Москвы, но и всего Союза, — московским работникам и их штабу Центральной Художественной Комиссии может быть выполнена в плане тех пожеланий и указаний, какие уже даны и какие диктуются политическим значением отмечаемых дат: 15-летием Октября, завершением пятилетки, десятилетием Союза и всем комплексом хозяйственно-политических успехов СССР, вступающего во вторую пятилетку.
 
Для полного выполнения крайне желательно еще большее включение в обсуждение всех наших проектов работ и начинаний широкой рабочей общественности Москвы и большего практического отклика и реального участия в наших работах виднейших мастеров всех разделов советского изо-фронта.
 
 
 

В. и Г. СТЕНБЕРГИ

Красная площадь

 
В отличие от других площадей, Красная площадь принимает парад, пропускает миллионные массы пролетариата Москвы, представителей республик, иностранных гостей. Она самая действенная площадь.
 
Этим определяется характер ее оформления, тема которого в предстоящие празднества определена так: — „Да здравствует 15-летие Октября! Да здравствует мировой Октябрь“.
 
В плане разрешения данного оформления мы считались с тем, что в эту площадь не должно быть внесено никаких дополнительных архитектурных единиц.
 
Это загрузило бы ее и не дало бы возможностью развернуть парад.
 
Осуществляя план оформления мы делаем упор на качество.
 
Архитектура площади: Кремлевская стена, мавзолей Ленина с одной стороны и здание Гума, Государственного Исторического Музея и собора Василия Блаженного с другой — уже заранее предопределили размер и характер наших художественно-оформительных начинаний.
 
Центральным местом оформления будет здание Гума. По середине его будет протянут генеральный лозунг (115 метров) по бокам тот же лозунг, расположенный в два ряда на двух плоскостях, на иностранных языках. Над лозунгом огромное панно с портретом Ленина. Вертикальная плоскость в 35 метров высоты явится фоном портрета. На плоскости лозунги.
 
Мы уже давно отказались в нашей декоративной работе от принципа электричества как иллюминации и в данное оформление площади вводим свет, как самостоятельный элемент.
 
Чтобы надписи, портрет и лозунги были максимально удобны для чтения, мы устраиваем ребристую поверхность, которая дает возможность разрешить пространство.
 
Свет создает новую фактуру материи, усилит ее художественное воздействие. Все декоративные моменты строятся у нас на комбинации света, шрифтов и правильно скомпонованных вертикальных и горизонтальных плоскостей.
 
На Государственном Историческом музее горизонтальный лозунг внизу.
 
На здании 2 дома РВС — красный квадрат с лозунгом, весь залитый светом, расположенным на ребристых поверхностях.
 
На бывшем Лобном месте — скульптура — группа Интернационала.
 
 
 

ХУД. РОМАС

Площадь Революции

 
Основной тепой оформления площади Революции даны: — „Красная армия“ и „Оборона СССР“.
 
Разрешение этой темы дано нашей бригадой в следующих элементах:
 
На огромном панно, идущим фризом по зданию МОСПО и Государственного Исторического музея будет показана техническая мощь Красной армии всех родов оружия, ее учеба, полит-воспитательная работа РККА, тесно связанная с социалистическим строительством СССР, на страже которого она стоит.
 
На ряду с этим включены моменты военно-культурной работы наших, общественных организаций (Осоавихима, Автодора и др.). Это панно идет под лозунгом: — „Ни одной пяди чужой земли мы не хотим, но и своей земли не отдадим никому“.
 
Панно будет помещено между двумя громадными портретами т. т. Сталина и Ворошилова.
 
Внизу под панно будут показаны (в фото) 5 этапов жизни Красной армии, начиная со дня ее организации по сегодняшний день
 
Оформление фасада Александровского сада отразит подготовку империалистов к интервенции на СССР.
 
Это будет дано в форме двух гигантских воздушных (на 50-ти метровой высоте) каррикатур кукол (болтающего о мире и о разоружении империалиста и вооруженного генерала), внизу будет дана конструкция с неоновыми лампами.
 
На здании Хлебоэкспорта будет показана работа Осоавиахима по четырем основным разделам: 1-й раздел — авиатизация населения — (от модели к овладению планером, от планера к мотору) будет показана в форме парящих в воздухе моделей планера и авиэтки; — 2-я тема — „Завод крепость обороны“ — будет развернута показом (в фото) ячеек Осоавиахима на „Электрозаводе“ и заводе „Каучук“: 3-я и 4-я темы будут отданы Осоавиахиму, морской работе и комсомолу.
 
Вышка зданий Хлебоэкспорта представит собою военный корабль в лучах прожекторных огней под лозунгом „Комсомол шеф Красного флота“.
 
На здании Гранд-Отеля будет показ борьбы против готовящейся на СССР интервенции.
 
Это будет сделано в форме больших панно на двух балконах отеля.
 
Одно из них на тему антивоенного конгресса с фигурами т. Барбюса, Ромен Роллана и Горького, второе — разоружительная комедия империалистов.
 
На площади будет дана скульптура на тему „Красная армия“, а около Исторического музея, на металлической конструкции установится последняя модель авиэтки.
 
 
 

По Секторам ЦХК

 
Сектора светомонтажного оформления и изобретения по свету
 
В числе активнейших элементов предстоящей оформительной кампании ЦХК намечает использование в максимальной степени света в его разнообразнейших применениях, для чего комиссией созданы два сектора: 1) светомонтажного оформления площадей и 2) изобретений по свету и техническому оформлению, в которых принимают участие видные специалисты: Л. Д. Белькинд, П. И. Мартынов, А. П. Селезнев, И. И. Соколов, А. С. Леонтьев, В. П. Лазарев и др.
 
Из числа утвержденных предложений предложено осуществить целый ряд интересных, впервые применяемых в Союзе, эффектных установок:
 
1) Проэкции изображения лозунгов на облаках путем специального оптического аппарата. 2) Цветные дымовые завесы (разрядка дымов с воздушных шаров-пилотов). 3) Светляки, горящие в воде (разрядка патронов при соприкосновении с водой). 4) Цветные прожектора. 5) Показ автогенной сварки. 6) Плавающие освещенные эмблемы на Москва-реке. 7) Установка гигантского экрана разм. до 400 кв. мт. и диапозитивов, отражающие историю Октября и наших достижений. 8) Горящая цифра «15» на высоте 300 метров (газовые трубки поднятые аэростатом). 9) Освещение г. Москвы разноцветными ракетами длительного действия. 10) Установка автоматических политвикторин. 11) Летающая в воздухе цифра «15» (днем) поднятая на шарахпилотах.
 
 
Сектор оформления витрин
 
ЦХК в целях наибольшей полноты оформления улиц, развертывает в этом году, путем организаций специального сектора оформления витрин, — большую работу по художественному оформлению витрин, магазинов и учреждений на основных магистралях города.
 
Проекты художественного оформления всех, взятых на учет витрин, магазинов и предприятий разрабатываются художниками под общим руководством сектора.
 
Это придаст оформлению витрин полноту художественной выразительности и включит их в общий оформительный план данной улицы и магистрали.
 
В качестве нового элемента оформления витрин ЦХК решила устроить показ в витринах картин виднейших наших художников.
 
Эти картины будут распределены (числом до 350-ти) в витринах улиц, в определенных тематических заданиях, которые намечаются по следующему плану: Кузнецкий мост — «Оборона СССР», Художественный проезд — «Культура и искусство СССР», Ильинка — «Наша финансовая политика», Столешников пер. — «Антирелигиозная тема», Мясницкая ул. — «Парад гигантов и борьба за технику», Тверская ул. — «История гражданской войны», «История Октября» и «Реконструкция городского хозяйства, Арбат — «Социалистическое земледелие».
 
Большинство картин уже отобраны и просмотрены специальным жюри из представителей Художественной общественности.
 
 
Сектор скульптурного оформления
 
Значительное внимание в этом году в области оформлений улиц и площадей Москвы будет уделено скульптуре, для чего к работе привлечены виднейшие работники Союза Советских Скульпторов.
 
Основными пунктами размещения скульптуры Сектором скульптуры ЦХК намечены следующие пункты: Красная площадь, Площадь Революции, Свердловская площадь, Пушкинская площадь, площади б. Охотного ряда, Коминтерна, Ногина, Арбатская, Смоленская, Красно-Пресненская, Кудринская, б. Серпуховская, б. Таганская, Каланчевская, Трубная, Немецкий рынок, Савеловский вокзал и в ряде точек по районам.
 
В настоящее время в ЦХК уже представлено около 40 эскизных проектов скульптурных оформлений.
 
В числе приславших имеются работы скульпторов: Булаковского — «На баррикадах», Иванова — «Готов к труду и обороне», Вайнера — «Новые строители», Тенета — «Авиация», Потраболова — «Электрофикатор», Валентинова — «Освобождение от иностранной зависимости», Конгиссера — «Амо, Шарикоподшипник», «Ударники угля», 3айденберга — «Физкультура на службу Красной армии», Златоврацкого — «Колхозное строительство», Комарова — «Смена», Лебедевой — «Электрификация железных дорог»
 
Кроме этих скульптур представлены проекты скульпторов: Мотовилова, Малько и Кузнецова на тему «3-й Интернационал», одна из которых по утверждению ЦКХ, будет поставлена на Лобном месте Красной площади.
 
 
Комиссия Самодеятельного Искусства.
 
ЦХК, в заседании 8-го октября, — обсудив вопрос о роли самодеятельного искусства в предстоящем оформлении Москвы, постановила: 1) образовать под председательством худ. Точилкина, комиссию самодеятельного искусства (в составе представителей от ЦД самодеятельного искусства, Изорама, Моно и МОСПС, 2) Организовать районные слеты самодеятельного искусства для широкого развертывания фронта Изо-самодеятельности, 3) Установить консультацию художников самодеятельников и профессионалов в каждой Октябрьской районной комиссии для помощи предприятиям в деле оформления колонн демонстрантов, а также и самих предприятий.
 
По всем делам сектора художник Точилкин будет принимать ежедневно от 16 до 19 часов в Белом зале Моссовета.
 
Комиссией разработана инструкция для консультантов по Изо-кружкам, которая уже разослана по предприятиям (см. «Бюллетень» стр. 14).
 
 
 

Оформление транспорта

 
Организационное художественное оформление транспорта Москвы впервые проводилось в перевыборную компанию Советов в 1930 г. причем художественно оформлялся не только городской транспорт, но и железнодорожный.
 
Этот опыт, будучи значительным по своему охвату, вполне удался и показал, что такой участок образной агитации и пропаганды, как транспорт, является важнейшим.
 
Автобус и трамвай, двигаясь с плакатами и лозунгами во всех направлениях города, играют большую роль в деле агитации за проведение решений партии и правительства в жизнь.
 
В процессе ежегодно повторяемого художественного оформления транспорта в подготовке внешних кампаний и празднеств, изыскивались новые средства и способы выразительного решения тематики и лозунгов.
 
Особенно много возможностей и методов было выявлено в работе по подготовке к 1-мая 1931 г.
 
Отличительной особенностью художественного оформления транспорта 1931 г. от 1930 г. является то, что в 1931 году художники пытались учитывать спицификум транспорта и строить оформление так, чтобы использовать движение трамвая, автобуса, грузовика и автомашин.
 
Вместо существовавшего подхода к движущейся единицы, как статичной плоскости, на которой художник развертывает решение тематики, забывая об ее особенностях, в 1931 г. художник работал совместно с техническим консультантом и решил тематику с учетом особенностей транспорта.
 
Так в 1931 году, мы впервые использовали интересные и легкие конструкции на автобусах, художника А. А. Лабас, которые не только не царапали машину, но не мешали ее движению, не закрывали окна и не стесняли пассажиров.
 
В том же году была использована интересная форма и для трамвая художника Лавинского — это контурный рисунок не отягащающий трамвай громоздкими фанерными плоскостями.
 
В работе по подготовке к 15 годовщине октября, Транспортный сектор Октябрьской Художественной комиссии не только использует все эти удачные опыты прошлого оформления, но и даст много нового.
 
Прежде всего несколько слов о тематике.
 
Наряду с общими лозунгами, преобладающими в предыдущие годы, в этом году мы даем еще более конкретную тематику, связанную с решениями ЦК ВКП(б) (ширпотреб, свиноводство, кролиководство, рыбное хозяйство и т. п.).
 
Другим отличительным моментом в тематике текущего оформления является уделение большего внимания вопросу реконструкции Москвы (метрополитен, озеленение, Волга—Москва, и т. п.).
 
В связи с такой конкретностью и глубиной темы перед художниками поставлена задача показа этой тематики наиболее яркими и простыми элементами.
 
В силу этих условий явилась необходимость применения объемных вещей и фигур, замена неподвижных статичных панно, движущимися вещами и фигурами, широкое использование светового оформления, зелени, цветов и т. п.
 
Из представленных уже в Транспортный сектор эскизов для оформления трамвая особенно выделяются: — „Да здравствует мировой Октябрь“, «ДнепроГЭС», «Метрополитен», «Воздушный флот» — художников Барщ и Черкес.
 
Весьма остроумное решение темы «Волга—Москва» дает худ. Лавинский, используя форму трамвая.
 
Художники «Крокодила» Ганфр, Бельский, Ротов — дали очень интересное и глубокое решение ряда важнейших политических тем: «Кризис капитализма», «Рот фронт», «Разоружайтесь» и др.
 
Эта группа талантливых художников, впервые вынесшая на трамвай полит-каррикатуру, дала яркие вещи, значительно отличающие от прошлогодних оформлений транспорта.
 
Не менее выразительно будет оформлен в предстоящие празднества и автотранспорт.
 
Автобус, являясь по своим техническим условиям весьма ограниченным в смысле развернутого охвата политической тематики, материалом для художественного оформления, все же достаточно хорошо использован художниками Барщ и Черкес в показе конкретной тематики.
 
Легкость и подвижность предложенных конструкций оформления облегчает всю работу по художественному оформлению автобусов.
 
В будущем необходимо сохранить имеющийся ценный материал этого вида оформления, с тем чтобы подвергнуть его более глубокому изучению, т. к. эта область работы, являясь новой, мало изучена, а возможности развертываемой в области художественно-политической агитации, очень велики.
 
Д. Осипов.
 
 
 

М. А. ЧИГАРЕВ

Площадь им. Ногина

 
Промышленность первой и второй пятилетки — вот та грандиозная тема, которую мне поручено разрешить в оформлении пл. Ногина, площади, где находится главный штаб нашего советского машиностроения, металлургии, топлива и энергетики — Наркомат Тяжелой Промышленности.
 
 
Макет оформления пл. Ногина. Раб. худ. М. А. Чигарева
Макет оформления пл. Ногина. Раб. худ. М. А. Чигарева
 
 
Территориальное положение площади, являющейся одним из центральных пунктов Москвы, где сосредоточено большое трамвайное движение и где в дни Октябрьских празднеств проходят почти все колонны демонстрантов, при выходе с Красной площади, а также грандиозность и широта темы поставили меня перед необходимостью найти такое решение в оформлений площади, которое с одной стороны не рассеивало бы внимание зрителя на отдельных элементах оформления, а с другой — давало бы ему представление мощи советской индустрии.
 
Строя таким образом свое оформление на строгой соподчиненности всех частей, я поместил в центре главного фасада Наркомтяжпрома тот основной элемент, который является синтетическим образом темы — промышленность первой и второй пятилетки.
 
Ничто не может так полно характеризовать специфику данной темы, как показ основного производственного процесса промышленности, процесса плавки металла.
 
На высоте 25 метров от земли, на крыше Наркомтяжпрома, устанавливается громадный (4 мт. в диаметре) чугунно-литейный ковш, из которого льется на землю струя расплавленного металла, представляющая из себя очень сложную систему шести с половиной тысяч ламп, свет которых механизирован таким образом, что дает представление все время льющегося металла, отбрасывающего от себя, при падении на землю, брызги.
 
Текст на фасаде здания «Дадим стране металл» с 6 метровыми буквами внизу, горящими красным внутренним светом, должен дополнять впечатление этого светового зрелища, рассчитанного мною, главным образом, на вечерние часы.
 
Рост нашей металлургии показан мною в диаграмме, расположенной на большой об'емной установке, представляющий из себя форму, куда льется металл.
 
На угловом фасаде здания — большой портрет т. Орджоникидзе, под ним лозунг, освещенный подвесными софитами, выше цифра „XV“ и на самой крыше декоративные стяги, освещенные снизу прожекторами.
 
На площади, в части примыкающей к бульвару, я даю большой, размером 60 кв. метров, макет Магнитогорского комбината, решая его условно и декоративно.
 
Помещая на площади макет Магнитогорска, я руководствовался тем соображением, что рядовому зрителю Москвы нужно дать представление о том, что представляет Магнитогорск, ставший теперь единицей всякого крупного измерения и даже не только в индустрии.
 
Необходимо показать, что Магнитогорск — гордость первой пятилетки — не завод, состоящий из нескольких корпусов, а сложнейший индустриальный комплекс, целый индустриальный город.
 
В стилистическом отношении этот макет необходим в оформлении как горизонтальная плоскость, зрительно сложная и многоцветная, как противопоставление вертикальной и простой в своем линейно-ритмическом решении, основной установки.
 
В вечерние часы макет должен освещаться сверху системой прожекторов.
 
Вся остальная территория площади отводится под машиностроение.
 
Демонстрация наших крупнейших достижений в области машиностроения в первой пятилетке, наша техническая вооруженность, наше освобождение от импорта, освоение нашими машиностроительными заводами сложнейших машин и аггрегатов (от пневматического молотка и врубовой машины до комбайна и блюминга) — вот о чем должна говорить выставка машин-моделей на площади Ногина.
 
Около 50 машин-моделей составляют только часть того, чем может гордиться советское машиностроение.
 
Параллельно выставке машин на фасаде здания, идущего вдоль площади, я даю пятидесяти метровую электрифицированную диаграмму капиталовложений в машиностроение, подчеркивающую еще раз грандиозность планов реконструкции промышленности во второй пятилетке.
 
Макет оформления строительства гостинницы Интуриста. Худ. Янг
Макет оформления строительства гостиницы Интуриста. Худ. Янг
 
 
 

Н. МУСАТОВ, Б. РОДИОНОВ, Н. ТРОШИН

Охотный ряд

 
Темой оформления площади б. Охотного ряда, Горьковской магистрали и Советской площади нам дано: „Московское Городское хозяйство“.
 
Эту основную тему в разных территориальных точках, мы разрешили разными под'темами.
 
На площади быв. Охотного ряда мы развертываем тему: — «Волга-канал».
 
Мы даем этой теме монументально-конструктивное разрешение.
 
В об'емных формах мы показываем отдельные моменты экономического значения для городского хозяйства Москвы проектируемого канала.
 
Образное понятие «Волга-канал» мы даем громадной конструктивной электрофицированной схемой, длина которой будет 230 мет. и высота 80 мет.
 
Значение Москвы, как будущего порта, показывается нами тоже конструктивной схемой огромного Волжского парохода, характеризующей будущий тоннаж грузооборота реконструирующейся Москва-реки.
 
По забору, идущему вдоль строящейся гостиницы Моссовета будет показана схема-разрез проэктируемого канала со шлюзами, изображенными на отдельных панно.
 
По всей этой схеме будут двигаться модели пароходов.
 
Нижняя часть забора будет отдана показу, путем конструктивно рельефных панно, — роли и значения водоснабжения по линии удовлетворения культурных запросов городского населения в воде (души, бассейны, ванны, поливка зелени, улиц и т. д ).
 
 
Макет оформления б. Охотного ряда. Худ. Н. Мусатов, Б. Родионов, Н. Трошин
Макет оформления б. Охотного ряда. Худ. Н. Мусатов, Б. Родионов, Н. Трошин
 
 
 

ХУД. РОМАС

Площадь Коминтерна

 
Макет оформления площади Коминтерна Худ. Ромас
Макет оформления площади Коминтерна Худ. Ромас
 
 
Тема оформления — Мировое Коммунистическое движение Эта тема нашей бригадой намечена к разрешению так: — в центре фасада здания Коминтерна на вышке легкой металлической конструкции будет дан вращающейся шар, излучающий миллиарды искр, которые дадут всей площади необычайное эффектное освещение. Внизу трибуна для встречи демонстраций. По зданию, на отраженном свете, — на пяти языках лозунги. Слева от вышки 3 огромных неоновых портрета: 1. Маркса и Энгельса, 2. Ленина, 3. Сталина.
 
Фронтом здания манежа будет дана картина отражающая мировую революцию: — в центре фронтона гигантская фигура пролетария, на фоне капиталистического города, рвущего цепи и призывающего пролетариев всех стран к свержению гнета капитализма.
 
Под треугольником здания Манежа будет показана мировая карта, заключенная за решетку, отражающая работу МОПР 68 страна. Вне решетки снаружи будет показан СССР.
 
По бокам здания Манежа будет панно на тему: „Революционная борьба пролетариата в странах капитала“.
 
Панно делают известные иностранные художники: Ф. Элис, Бела Уиц, Гриффель, Купка-Илеш и т. Павленко.
 
 
 

Рабочие предложения по оформлению Москвы

 
За последнее время в Октябрьскую комиссию поступают массовые рабочие предложения по линии художественного оформления Москвы к Октябрьским торжествам.
 
Мы печатаем ряд предложений, встретивших наибольший отклик.
 
 
1. Предложение т. Шишкина, М. П., артиста хора ГАБТ'а:
 
Автор предлагает использовать две вышки на стройке гостиницы в Охотном ряду, поместив на них аэроплан и дирижабль, изготовленные из деревянного каркаса, и обтянутые тканью.
 
Предложение ценное, но не может быть использовано в виду того, что бригада художников, оформляющих этот об'ект, дала другое решение.
 
 
2. Предложение т. Горчилина, А. И.:
 
Автор предложил поставить постоянное скульптурное оформление, воплощающее идею построения социализма во всем мире, идею, начатую осуществляться 15 лет тому назад по инициативе В. И. Ленина. Скульптурная группа представляет фигуру т. Ленина, помещенную на земном шаре, окруженном рабочим, красно-армейцем и матросом.
 
Проект направлен в АПУ с предложением осуществить.
 
 
Макет оформления Манежа (со стороны площади Коминтерна). Худ. Ромас
Макет оформления Манежа (со стороны площади Коминтерна). Худ. Ромас
 
 
3. Предложение преподавательницы машинописи Госкурсов СОНО т. Муяки, М. Г.
 
Т. Муяки предложила к 15-летию Октябрьской революции поместить на крыше всех домов красной столицы красные светящиеся звезды, что, по ее мнению, дало бы впечатление неба усеянного красными звездами.
 
 
4. Предложение т. Пикарт.
 
Предлагаю всем советским фотографиям работникам с'емщикам в дни Октября заснять свои районы.
 
Необходим конкурс на лучшую фотографию, лучшего фотографа.
 
Из заснятых фотографий Комиссия после сделает отбор удачных, хороших фотографий для музея на память потомству о 15-летии юбилея Советской Власти.
 
Нельзя довольствоваться газетными и журнальными фотографическими снимками.
 
Должно будет все заснято.
 
Будет и выбор.
 
 
5. Предложение т. Пикарт.
 
Художественное оформление не только должно быть к празднику снаружи на воздухе, но и внутри рабочих и трудящихся жилищ. Что толку костюм хорош сверху, а под ним грязная рубашка.
 
Я говорю про украшения жилищ домов не только снаружи, но и внутри.
 
В эти дни внутри все должно быть вымыто, вычищено, вылизано языком как говорится. Дворы чистенькие.
 
Праздник, так праздник, да еще какой! Разговора быть не может.
 
Даешь убранство, чистоту внутри.
 
Сделаем это своими силами и средствами.
 
Комиссия нам поможет.
 
 
 

Примеры страниц

Бюллетень Центральной Художественной комиссии при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской Революции : № 1 от 22 октября 1932 г. и № 2 от 26 октября 1932 Бюллетень Центральной Художественной комиссии при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской Революции : № 1 от 22 октября 1932 г. и № 2 от 26 октября 1932
 
 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 37,0 МБ).
 
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

16 августа 2016, 15:26 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут