наверх
 

Чернихов Я. Г. Архитектурные фантазии : 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра. — Ленинград, 1933

Архитектурные фантазии : 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра / Яков Чернихов ; При участии Д. Копаницына и Е. Павловой. — Ленинград : Издание Ленинградского областного отделения Всесоюзного объединения „Международная книга“, 1933  Архитектурные фантазии : 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра / Яков Чернихов ; При участии Д. Копаницына и Е. Павловой. — Ленинград : Издание Ленинградского областного отделения Всесоюзного объединения „Международная книга“, 1933
 
 

Архитектурные фантазии : 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра / Яков Чернихов ; При участии Д. Копаницына и Е. Павловой. — Ленинград : Издание Ленинградского областного отделения Всесоюзного объединения „Международная книга“, 1933. — 102 с., 101 л. цв. ил., ил.

 
 
 

ПРЕДИСЛOBИЕ

 
В разные периоды существования зодчества появлялась потребность отображать некоторые его замыслы в виде архитектурных фантазий. Эти фантазии, некоторым образом, отличались от обычных архитектурных приемов своими отступлениями принятых выражений как композиционного, так и технического свойства. При фиксировании своих архитектурных фантазий зодчий позволял себе вводить некоторые новшества и композиционные вольности.
 
Не стесняя себя никакими предшествовавшими условностями, архитектор при графировании имел возможность показать новые, более совершенные средства, помощью которых можно полнее и пространнее выявить богатство наших представлений и замыслов.
 
Путем исканий и ряда экспериментов мы получаем все данные для подхода вплотную к разрешению вопросов, занимающих мозг архитектора. Весьма вероятно, что часть исполненных архитектурных композиций из цикла фантастики не будет воспринята некоторыми зодчими в силу их непонятных, на первый взгляд, особенностей. Это ни в коем случае не может служить причиной изъятия из опыта того или иного случая уже зафиксированных архитектурных фантазий.
 
Вся проделанная работа по „архитектурным фантазиям“ распределяется на ряд обособленных этапов: а) от чисто-линеарных построений до объемно-монолитных; б) от простейших фасадных перспектив до объемно-плановых аксонометрий; в) от наиупрощеннейших форм до самых сложных — витиеватых; г) цветовая иллюминовка, как и техническое воспроизведение в каждом, примерно, случае преследовала какую-нибудь новую задачу или дополнение к последней; д) композиционные приемы варьировались по мере возможности внедрения новых комбинаций; е) тональность композиций, фоновая обработка, выразительность переднего или заднего плана были использованы для достижения искомых результатов; ж) в некоторых архитектурных фантазиях введены явно-надуманные комбинации составляющих, композиционные измышления и иллюзорные построения с целью наибольшего обогащения проделываемой работы. Все вместе взятое позволило представить решение организации пространства в некотором более рельефном и наглядном виде.
 
* * *
 
Первоосновой создания архитектурных фантазий являлось желание представить, путем различных изобразительных композиционных и технических средств, все те представления, которые могут зародиться в голове зодчего. То обстоятельство, что некоторые фантазии не имеют никакой, так называемой, материальной оправданности, говорит за то, что в процессе исканий и исследований появлялась настоятельная потребность выявить их лишь указанным выше путем. Ценность композиций этого порядка измеряется теми „внутренними“ качествами и особенностями архитектурного построения, которыми каждое из них обладает. Вследствие новизны полученного отображения и стремления к полному анализу вновь вырешенного произведения — можно допустить появление указанных композиций. Их следует выполнять хотя бы с целью показа совершенства некоторых явлений в новых этапах архитектуры. Кроме того, эти явления заключают в себе передачу величественности сооружения, ритм масс и ее обработки, монолитность, динамику, гармонию форм и краски, конструктивную спаянность и другие архитектурные свойства.
 
* * *
 
Второй основой создания архитектурных фантазий послужило желание передать наши представления вне зависимости от всех существующих установок, приемов и подходов, то есть создать такие построения, которые говорили бы в полной мощи о поставленной проблеме, но не были бы связаны требованием их обязательной непосредственной утилитарной пригодности. Невольно возникал общий вопрос: неужели нельзя попытаться отобразить такие замыслы своего воображения, которые были бы интересны сами по себе и не были бы связаны какими-то жесткими условиями? Разве не следует попытаться показать все то, что зарождается в мозгу зодчего, и вообще выявить сокровенные желания этого зодчего? Пусть подобная работа ограничится только изобразительным путем и не будет иметь дальнейшего своего непосредственного приложения и утилизации, — разве само появление ее на бумаге не вызовет каких-то новых переживаний не только у самого композитора, но и у всякого созерцающего подобное произведение. Разве можно допустить, чтобы изобретательская творческая деятельность зодчего не была бы показана своеобразным путем, а ограничивала бы свой путь лишь головной работой? Все указанные моменты говорят за то, что желание архитектора как-то показать в том или ином своем изъяснении архитектурные фантазии должно иметь место в практике зодчего. Это слишком интересный и ценный этап работы архитектора, — он должен найти себе полное сочувствие в рядах всех тех, кому близки интересы зодчества.
 
* * *
 
Третьей основой архитектурных фантазий следует признать их несомненную полезность как для самого зодчего, создающего таковые, так и для всех тех, кто пользуется ими. Не может быть, чтобы представленный материал не имел своих положительных сторон. Архитектурные фантазии показывают новые композиционные процессы, новые приемы отображений, воспитывают чувство формы и цвета, тренируют воображение, возбуждают творческие импульсы, влекут к новым творениям и представлениям, помогают найти решение новых замыслов и т. д.
 
* * *
 
Помощью средств образного выражения, представленных в архитектурных фантазиях, мы имеем возможность приложить таковые к непосредственному использованию их в нашу утилитарную практику и, тем самым, совершенствовать последнюю. Кроме того, как один из методических приемов, архитектурные фантазии следует использовать в учебной практике начинающих зодчих. Таким образом все изложенное убеждает в том, что положительная сторона архитектурных фантазий полезна, многоразлична и велика, и это обстоятельство позволяет говорить о внимательнейшем и осторожном отношении к подобному этапу творчества зодчего.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
І. ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОФОРМЛЕНИЯ.. 25
II. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.. 37
III. МЕТОДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ.. 49
IV. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.. 55
V. ПРИЕМЫ И ВИДЫ ОТОБРАЖЕНИЯ.. 69
VI. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ЗАМЫСЛОВ.. 75
VII. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ФАНТАЗИЙ.. 83
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИЙ

 
1. Дворец-лаборатория легкой индустрии
2. Фермовое фабрично-заводское здание
3. Конструктивное заводское здание с контрфорсами
4. Из цикла „Сказки индустрии“ — „А“
5. Фантастическое здание специального назначения
6. Связно-скомплектованное сооружение
7. Химический завод башенной системы
8. Из цикла „Сказки индустрии“ — „В“
9. Мощная открытая механическая установка
10. Город гигантов-небоскребов — „М“
11. Скомплектованные массивы сооружений
12. Сооружения сгруппированного типа
13. Небоскребы в едином завершении
14. Архитектурная композиционная надуманность
15. Город гигантов-небоскребов „N“
16. Линеарная театральная композиция „I“
17. Архитектурная выдумка-иллюзия „X“
18. Архитектурная выдумка-иллюзия „У“
19. Линеарная театральная композиция „II“
20. Архитектурное композиционное измышление
21. Линеарная театральная композиция „III“
22. Явно-конструктивное сооружение—установка
23. Здание стержневой и монолитной конструкции
24. Завод-втуз с опытными мастерскими
25. Завод электролитической обработки предметов
26. Комбинат летучих газов и масел
27. Завод с фермовыми кранами и эстакадами
28. Фантастическая композиция организации пространства
29. Монолитное здание общественного порядка
30. Строгое обычное заводское здание „А“
31. Строгое обычное заводское здание „В“
32. Целостное монолитное здание гражданского типа
33. Центральный Областной дом физкультуры
34. Компактно-конструктивное заводское сооружение
35. Здание специального назначения „М“
36. Выраженная демонстрация стержневых конструкций
37. Здание специального назначения „N“
38. Здание специального назначения „Р“
39. Сооружение на мощных фермовых стойках
40. Строгая ритмическая организация пространства
41. Коксо-бензольный комбинат
42. Выраженная тяжеловесность и монолитность
43. Аксонометрия механического городка
44. Аксонометрия функционального сооружения
45. Четкая объемно-плановая архитектурная композиция
46. Показательная объемно-плановая композиция
47. Укомплектованная объемно-плановая композиция
48. Гармоничное объемно-плановое сочетание сооружений
49. Архитектурное измышление усложненного типа
50. Комбинат специального назначения
51. Архитектурное измышление при спиральной магистрали
52. Механизированный химический комбинат
53. Аксонометрическое изображение соцгорода
54. Показательное выявление планировки участка
55. Аксонометрия функционального завода-города
56. Фантастический надуманный архитектурный набросок
57. Группировка сооружений в ритмическом построении
58. Аксонометрия нового индустриального города
59. Пространственная театральная композиция
60. Жесткие фермовые установки смешанной конструкции
61. Жесткие фермовые деревянные установки
62. Металлические фермовые устои-упоры
63. Жел.-бетонные металлические фермовые конструкции
64. Показательная линеарная композиция
65. Показательная линеарная аксонометрия „А“
66. Показательная линеарная аксонометрия „В“
67. Своеобразное линеарное изображение сооружений
68. Архитектурная выдумка-иллюзия „S“
69. Сложное здание специального назначения „S“
70. Фабрика функционально-поточной системы
71. Сложная комбинация скомплектованных зданий
72. Фермовая величественная конструкция
73. Воплощение строго-скомплектованных массивов
74. Своеобразно-конструкт. комбинация составляющих
75. Ритмично-спаянное сооружение заводского типа
76. Сгруппированные сложно-изгибающиеся сооружения
77. Показательный архитектурный экстерьер
78. Явно-надуманная пространственная композиция
79. Открытые заводские установки сложного объединения
80. Из цикла „Сказки индустрии“ — „С“
81. Из цикла „Сказки индустрии“ — „D“
82. Своеобразная композиционная архитектурная выдумка
83. Индустриально-архитектурная выдумка
84. Сложнейшее композиционное объединение сооружений
85. Панорамное изображение с особой точки зрения
86. Объемно-плановая аксонометрия
87. Архитектурная выдумка иллюзорного порядка
88. Архитектурная иллюзорная надуманность
89. Линеарная надуманная композиция
90. Промышленное здание сгруппированного типа
91. Объемно-плановая аксонометрическая композиция „К“
92. Объемно-плановая аксонометрическая композиция „L“
93. Центральное книгохранилище дома техники
94. Обычное здание фабрично-заводского типа
95. Живописная архитектурная выдумка-иллюзия
96. Искусственно-скомпанованное построение „H“
97. Искусственно-скомпанованное построение „І“
98. Сложный конструктивный экстерьер
99. Архитектурный экстерьер панорамного характера
100. Сложная архитектурно-индустриальная композиция
101. Архитектурный интерьер сложнейших конструкций
 

 

Примеры страниц

 
Архитектурные фантазии : 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра / Яков Чернихов ; При участии Д. Копаницына и Е. Павловой. — Ленинград : Издание Ленинградского областного отделения Всесоюзного объединения „Международная книга“, 1933  Архитектурные фантазии : 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра / Яков Чернихов ; При участии Д. Копаницына и Е. Павловой. — Ленинград : Издание Ленинградского областного отделения Всесоюзного объединения „Международная книга“, 1933
 
Архитектурные фантазии : 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра / Яков Чернихов ; При участии Д. Копаницына и Е. Павловой. — Ленинград : Издание Ленинградского областного отделения Всесоюзного объединения „Международная книга“, 1933
 
Архитектурные фантазии : 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра / Яков Чернихов ; При участии Д. Копаницына и Е. Павловой. — Ленинград : Издание Ленинградского областного отделения Всесоюзного объединения „Международная книга“, 1933  Архитектурные фантазии : 101 композиция в красках, 101 архитектурная миниатюра / Яков Чернихов ; При участии Д. Копаницына и Е. Павловой. — Ленинград : Издание Ленинградского областного отделения Всесоюзного объединения „Международная книга“, 1933
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 290 МБ).
 
Источник: Электронекрасовка (в источнике отсутствуют страницы 75—82)
 

 

 
 
 

30 июля 2020, 1:49 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий