|
Чувашское искусство : Вопросы теории и истории : Выпуск V. — Чебоксары, 2003Чувашское искусство : Вопросы теории и истории : Выпуск V. Межнациональное пространство художественной культуры / Составитель и автор вступительной статьи М. Г. Кондратьев ; Чувашский государственный институт гуманитарных наук. — Чебоксары : ЧГИГН, 2001. — 292 с. : ил. — ISBN 5-87677-010-8[Аннотация]
Пятый выпуск трудов отдела искусствоведения ЧГИГН отличает от предыдущих сборников серии «Чувашское искусство: Вопросы теории и истории» единый тематический ракурс. Включенные в него исследования объединяются проблемой межнациональных связей художественной культуры Чувашии. Авторами публикуемых статей являются как опытные исследователи, известные читателям своими трудами, так и аспиранты, недавно начавшие свой путь в науке. Участие в создании настоящей книги авторов, представляющих не только Чувашию, но и зарубежные страны и соседнюю республику, придает представляемым материалам и точкам зрения объемность и убедительность.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Развитие художественной культуры Чувашии в XX столетии — один из феноменов, который еще предстоит осмысливать искусствоведам, философам и культурологам. Наиболее существенные результаты этого процесса — рождение профессиональных ветвей во всех видах искусства: изобразительном, музыкальном, театральном. Они существуют параллельно и в связи с архаичным народным искусством. Включенные в настоящий сборник работы историков и теоретиков музыкального, изобразительного, театрального искусств объединяются главным образом проблемой межнациональных связей чувашского искусства, поскольку важнейшей составляющей внешних связей национальной художественной культуры (а именно на такой — национальный и этнокультурный — вектор много десятилетий ориентировано в Чувашии ее развитие и, соответственно, анализ) являются ее взаимодействия с другими национальными культурами. Этот аспект всегда актуален и пока относительно мало изучен. Недостаточное же внимание к внешним связям лишает многие понятия масштаба и перспективы, ограничивает возможности объяснения реалий творчества.
Предлагаемый вниманию читателей сборник представляет собой первую попытку коллективными усилиями выявить некоторые возможные направления сравнительного изучения чувашского искусства и, если не раздвинуть, то хотя бы обозначить границы пространственных и временных полей уже осознаваемых сегодня внешних его взаимодействий. По своим темам и масштабу представленные работы разнообразны. Диапазон исследовательских задач, решаемых авторами, простирается от обзорных очерков и этюдов-персоналий до обстоятельно аргументированных теоретико-аналитических штудий, разрабатывающих материал разных видов и жанров искусства. Соответственно и весь сборник нацелен на постановку проблемы сравнительного изучения чувашского искусства в межнациональном контексте, не претендуя на полноту ее освещения и, тем более, на целостность подходов к ней. Это — задача будущих монографических трудов компаративистского направления.
Тем не менее уже написанные для нашего издания статьи обнаруживают потенции к образованию некой целостности, если расположить их по разделам, последовательно перемещая внимание от мировых культурных полей к локальным и региональным. Иначе говоря, раскрыть тему «концентрически». Образуются три раздела, охватывающие культурные пространства, в которых реализуются межнациональные связи чувашского искусства.
Первый раздел включает в себя экскурсы в широкое пространство исторических и современных связей художественной культуры Чувашии с мировыми культурными полями, разбросанными, главным образом, на территории Восточной и Западной Европы. Здесь уделено место как этнокультурным параллелям с венграми и болгарами (имеющими древнюю историю и фундаментальное значение для культуры чувашей), так и формирующимся в новейшее время разноплановым международным взаимодействиям в сфере поэзии и изобразительного искусства (объединяющим началом последних выступает уникальная творческая личность Геннадия Айги). Отсюда название раздела: «В пространстве мировой культуры».
Второй раздел концентрирует внимание на процессах в объемном, хотя и менее широком в пространственном и временном отношениях культурном поле, образовавшемся с эпохи вхождения Чувашии в состав Российского государства. Наиболее заметным перманентным фактором развития чувашского искусства этой эпохи становится взаимодействие с духовной культурой русского народа, как мощной государствообразующей и «культурообразующей» силы. В публикуемых очерках находит отражение и участие в процессах развития современного национального искусства Чувашии представителей русских творческих школ. Раздел озаглавлен: «В пространстве России: плоды четырехвекового партнерства».
Третий раздел составляют статьи, посвященные проблематике Волго-Уральского региона — локального территориально, но не по своему содержанию. Полиэтническое культурное пространство этого региона формировалось более тысячи лет и только к началу XXI столетия стало осознаваться как специфическая «наднациональная» целостность. Чувашская культура здесь выступает как одно из ее звеньев в ряду типологически однопорядковых, активно взаимодействующих друг с другом культур. Собственно, специфика региона, в составе которого параллельно развивается народное и профессиональное искусство разных видов в художественной культуре нескольких крупных народов, и является основным побудительным мотивом к изучению проблематики межнациональных связей. Однако именно на материале региона эти вопросы пока изучаются в наименьшей степени. В публикуемых статьях эта проблематика раскрывается только на материале музыкального искусства. Раздел назван: «В пространстве региона: звенья региональной целостности».
Приложение, традиционно помещаемое в конце сборников «Чувашское искусство», дополняет материалы первого и второго разделов персоналиями и библиографией.
Авторами публикуемых статей являются как опытные исследователи, хорошо известные читателям, так и аспиранты, недавно начавшие свой путь в науке. Участие в создании настоящей книги авторов, представляющих не только Чувашию, но и, в первом разделе, Венгрию (Каталин Пакша — этномузыковед, развивающая направление, в котором работали Кодай и Викар), Болгарию (Павлина Митрева), США (Мери Б. Келли) и, в третьем разделе, соседнюю республику — Мордовию (Н. И. и Л. Б. Бояркины), придает представляемым материалам и точкам зрения объемность и убедительность.
М. Г. Кондратьев.
СОДЕРЖАНИЕ
Межнациональное пространство художественной культуры. М. Г. Кондратьев ... 3
I. В ПРОСТРАНСТВЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Пакша К. Пентатонные мелодии узкого диапазона в венгерской и чувашской народной музыке ... 6
Кондратьев М. Г. После полувековых ожиданий: Ласло Викар и чувашская музыка ... 36
Бушуева Л. И. Композитор и фольклор: Взгляд на проблему музыковедов Венгрии ... 49
Васильев Ю. В. О международных фольклорных фестивалях. Из опыта гастролей Чувашского ансамбля ... 67
Митрева П. Г. Эстетика и символика орнамента в болгарском народном искусстве ... 76
Трофимов Ю. А. Народная «временная» культовая скульптура чувашей и дунайских болгар: канон, композиция, структура, образ ... 89
Келли М. Б. Чувашские островерхие шлемы ... 123
Мордвинова А. И. Художники зарубежья на выставке «Мир этих глаз-2. Геннадий Айги и его художественное окружение» ... 130
II. В ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: ПЛОДЫ ЧЕТЫРЕХВЕКОВОГО ПАРТНЕРСТВА
Кондратьев М. Г. Российский период истории устной музыки чувашей. О чувашско-русских этномузыкальных параллелях ... 141
Данилова И. В. Двуязычие как проблема музыковедения (К вопросу о двуязычии в чувашской музыке) ... 179
Мордвинова А. И. Православные памятники в контексте религиозных представлений чувашского народа (На примере церковной скульптуры) ... 196
Дмитриев И. А. Жанр исторической драмы на чувашской сцене ... 207
Викторов Ю. В. Проблема «герой и художественный образ» в творчестве А. К. Брындина ... 226
III. В ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА: ЗВЕНЬЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
Кондратьев М. Г. Музыкальная культура чувашей как часть Волго-Уральской музыкальной цивилизации ... 233
Бояркин Н. И. Об общности традиционной инструментальной музыки марийцев, мордвы и чувашей ... 249
Бояркина А. Б. Проблемы музыкального образования в республиках Поволжско-Уральского региона в свете изучения некоторых межэтнических взаимосвязей ... 261
ПРИЛОЖЕНИЕ
Владимир Михайлович Мазанов (К 80-летию со дня рождения). И. А. Дмитриев ... 272
Современное чувашское искусствоведение и Ю. В. Викторов (К 60-летию со дня рождения). М. Г. Кондратъев ... 276
Научные труды Ю. В. Викторова. Персональные выставки художественных произведений и научных трудов Ю. В. Викторова ... 281
Память. В. А. Прохорова ... 286
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 7,1 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
27 июня 2024, 16:08
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий