наверх
 
Удмуртская Республика


Дитрих Ф. Практическое руководство к живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миниатюры, брызгание по дереву и проч. — С.-Петербург, 1903

Практическое руководство к живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миниатюры, брызгание по дереву и проч. / Профессор Ф. Дитрих Практическое руководство к живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миниатюры, брызгание по дереву и проч. / Профессор Ф. Дитрих
 
 

Практическое руководство к живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миниатюры, брызгание по дереву и проч. / Профессор Ф. Дитрих ; Перевод с 16 исправленного и дополненного немецкого издания под редакцией классного художника И. А. Пасса. — С.-Петербург : Издание книжного склада В. И. Губинского, 1903. — 258 с.

 

Практическое руководство къ живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миніатюры, брызганіе по дереву и проч. / Профессоръ Ф. Дитрихъ ; Переводъ съ 16 исправленнаго и дополненнаго нѣмецкаго изданія подъ редакціей класснаго художника И. А. Пасса. — С.-Петербургъ : Изданіе книжнаго склада В. И. Губинскаго, 1903. — 258 с.

 
 

Предисловие.

 
Уже давно ощущается потребность в хорошем руководстве по живописи для любителей. Этой цели должна отвечать настоящая книга.
 
Трудно объяснять словами какой-нибудь практический прием; однако, нельзя отрицать, что руководство, подобное настоящей книге, вполне достигает цели и полезно для начинающих. И в отношении техники здесь сделаны различные указания, незнание которых затрудняет изучение предмета.
 
Заметим при этом, что образовательные искусства, в особенности живопись, оказали в последнее время существенное влияние на развитие художественного вкуса при изготовлении обыденных предметов. Этими улучшениями промышленность обязана в значительной степени живописи на дереве. Поэтому в настоящем руководстве этому предмету посвящена особая глава.
 
В настоящем 16-м издании сделаны существенные изменения. Оно дополнено практическими указаниями и усовершенствованиями на основании опыта последних лет. Все устаревшие сведения выпущены.
 
Желаем книге в ее измененном виде приобрести, наряду со старыми друзьями, много новых.
 
Автор.
 

 

Преподавание масляной живописи.

 
Цель этой книги состоит в том, чтобы изложить все практические и технические приемы живописи, применяемые в настоящее время в такой форме, чтобы каждый мог работать самостоятельно.
 
Здесь изложены все тщательно собранные сведения, касающиеся матерьяла и техники и имеющие какое-либо значение для степени долговечности картины.
 
Таким образом, мы предлагаем всем любителям и лицам, интересующимся живописью, книгу, составленную на основании долголетнего опыта. Эта книга должна служить практическим руководством преимущественно тем даровитым дилетантам, которые должны работать самостоятельно, без помощи опытного художника. Впрочем сравнение своих личных взглядов с мнением других даже тогда, когда оно не представляет собой ничего нового или неизвестного, интересно не только учащим или учащимся, но и художникам.
 
Того, кто обладает некоторыми способностями, не должны пугать первые неудачные попытки: терпение и настойчивость приведут к благоприятным результатам.
 
Развитием масляной живописи мы обязаны братьям „Губерту и Иоганну Ван-Эйк“, живописцам нидерландской школы, жившим в конце четырнадцатого столетия. Их произведения и теперь еще ценятся очень высоко*). Братья Ван-Эйк способствовали усовершенствованию техники живописи тем, что не придерживались существовавших тогда правил: они не ждали, пока просохнет положенная краска, чтобы накладывать новые тона, а писали „по сырому“, мешали краски на палитре и готовыми тонами переносили на деревянное панно. Нельзя отрицать, что художество достигло в древности совершенства уже задолго до изобретения масляной живописи. Несмотря на то, что это новое изобретение касалось только внешней стороны художества, мы все-таки обязаны ему многим. Благодаря масляной живописи мы пользуемся многими преимуществами, которых прежние художники хотя и достигали, но с трудом и совсем иным образом.
____________
*) Сравни Ваагена «О Губерте и Иоганне Ван-Эйк» (Бреславль 1822 г.); Крове-Кавалказелле «История старой нидерландской живописи». Лейпциг 1876 г.; Вольтман-Верман «История живописи» т. 2, Лейпциг 1882 г.; Лаленг, «Иоганн Ван-Эйк «inventeur de la peinture à l’huile» (Лилль 1887 г.).
 
Главное преимущество картины, писаной масляными красками, составляет долговечность. Правда, древние художники тоже умели сохранять для потомства свои произведения. Для этого они выжигали их или покрывали слоем прозрачного воска и т. д., причем, потратив много труда, рисковали испортить свои лучшие произведения или уменьшить их ценность, подобно современным живописцам по фарфору или эмали. Еще более важны другие преимущества техники масляной живописи; они бросаются в глаза особенно сильно при сравнении с другими видами живописи.
 
В картинах, писаных масляными красками, легко воспроизводить природу, так как при помощи этих красок можно изображать нежные переходы из тени в свет и наоборот; словом, те переходы, которые подмечаются внимательным наблюдателем. При помощи этих красок удается передать на полотне даль ландшафта и очертания, находящиеся на первом плане, так верно, что зрителю временами кажется, что он видит на картине местность, простирающуюся очень далеко. Краски сохраняют на картине тон, которым они обладают на палитре. Краски сохнут так медленно, что у художника оказывается достаточно времени для того, чтобы восстановить гармонию при помощи искусного смешения тонов. Художник может ретушировать картину или делать небольшие поправки в отдельных местах когда ему угодно или когда он находит это необходимым. Коротко говоря, художник может употреблять всевозможные средства для того, чтобы придать картине известную степень совершенства. Быстрота работы зависит, конечно, от способностей и от навыка; опытный художник изобразит при помощи большой кисти и нескольких штрихов такой предмет, за изображение которого начинающий примется со страхом, имея в руках самую тонкую кисть.
 
Мы говорили раньше вкратце о преимуществах масляной живописи перед другими видами живописи. Сделали мы это для того, чтобы художники писали преимущественно масляными красками, хотя нельзя отрицать, что именно в этой живописи встречаются затруднения в виду отсутствия контуров и что, прежде всего, требуется точность. Начинающий встретит, конечно, множество затруднений; но как только мы их одолеем — перед нами предстанут все преимущества этого искусства и занятие масляной живописью станет для нас неиссякаемым источником наслаждения и радости.
 
<...>
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 
Предисловие.
 
Преподавание масляной живописи.. 5
Точные определения цветов.. 8
О различных видах кистей.. 11
Различные матерьялы для масляной живописи... 12
Бумага.. —
Грунтовка на картоне.. 14
Грунтовка на дереве. —
Грунтовка на полотне.. 15
Грунтовка на жести...  17
Натягивание полотна на раму.. —
Приготовление рисунка для картины. 18
Способ приготовления красок на палитре для подмалевки телесных тонов... 19
Как следует накладывать на палитру нежные краски, необходимые для ретушировки.. 20
Другое размещение красок на палитре для писанья образцовой головки... 26
Об углублениях при подмалевке смесью, состоящей из краснобурой и кассельской коричневой красок.. —
Преимущества при накладывании красок для подмалевки . 28
Разница между корпусной и лаковой краской... —
Лиссировка... 29
Действие света; тень и рефлексы... 31
О взаимном действии тонов красок.. 34
Внимание при подмалевке.. 37
Вторичное прописывание.. 45
Приготовление палитры для вторичного прописывания.. 49
Ретуши и рефлексы.. 51
 
Портрет.. 53
Оттенки различных тонов и их правильное соединение при смешивании на палитре.. —
Подробности письма с натуры...55
Портрет en face... 58
Портрет en profil.. —
Бюсты, полуфигуры, портреты по колено и целые фигуры. 59
Портреты с отведенным взором... 60
Группировка и композиции.. 61
Способ письма волос, жилок, драпировки и материи.. 62
Движущаяся драпировка... 64
Заключительный обзор... 68
 
Пейзаж.. 69
Общий очерк... —
Первоначальные правила пейзажной живописи.. 72
Некоторые этюды пейзажной живописи. Письмо с натуры; подробности очертания и оттенки.. 74
Пример.. —
Воздух.. 80
Листва и пейзаж вообще.. 84
Камни и каменные здания.. 89
Передний план. 90
Штафаж в пейзаже... 93
Необыкновенное освещение... 97
Перспектива..  99
Дальнейшие советы для пейзажной живописи.. 102
 
Техника живописи. 103
Обо всем живописном вообще... —
Комната художника... 113
Шлифовка масляных картин и лаки... 114
Сушащие средства или сиккативы... 115
Копайский и канадский бальзам.. 116
Свинцовый сахар.. 117
Масла.. —
Венский лак для ретушей... 118
Холодное льняное масло.. —
Употребление макового масла.. 119
Лаки для ретушей... —
Прозрачная бумага или калька. 120
Рисовальное искусство.. 121
Обучение акварельной живописи... 124
Принадлежности, необходимые для акварельной работы. 126
Акварельные краски.. 128
Ящик для красок... 133
Изготовление красивой коричневой краски.. 133
Натягивание бумаги.. 136
Радирование.. —
Мазок.. 157
Письмо воздуха и облаков. 138
Письмо деревьев. 140
Зелень.. 144
Письмо земли, скал и дорог. 145
Изображение воды. 146
Прочность картин.. 150
Изучение природы.. 151
Живопись корпусными красками.. 153
Письмо транспарантов... 155
Рисование цветными карандашами... 156
Живопись на шелку. 157
Письмо цветов. 158
Живопись на дереве... 159
Выбор дерева и приготовление его для письма.. 161
Приготовления к черчению на дереве. 162
Живопись на дереве для подражания выкладной художественной столярной работе.. 164
Полировка картин, писаных на дереве.. 170
Живопись на дереве для художественного украшения.. 172
Живопись на дереве и материи посредством брызганья красок.. 174
Перья для рисованья.. 179
 
Фресковая живопись.. 181
Техника фресковой живописи.. —
Tempera—живопись.. 184
Живопись смолою... 186
Парижская живопись водяными красками... 187
Краски для тела. 189
Краски для волос.. 190
Краски для стволов.. —
Краски для дорог, почв и скал в ландшафтах. 191
Краски для обозначения бархата.. 192
Масляные картины, как средство для украшения литохромий. 194
Английская живопись на стекле. 198
Краткий перечень смесей и красок, из которых оне составляются.. 202
Накладывание и оттенение красок. 205
Живопись симпатическими красками. 209
Миниатюрная живопись. 211
Приготовление плиток из слоновой кости.. 212
Живопись на глине. 214
 
Восточная живопись.. 216
Модели.. —
Необходимые принадлежности.. 217
Несколько замечаний об этой живописи. —
Китайская живопись.. 219
Приготовление красок.. 220
 
Эстетические заметки.. 224
Образовательное искусство. —
Суждение о картинах. 226
 
Практические указания молодым художникам.. 237
Иллюминовка прозрачными красками рисунков, написанных тушью или карандашом. —
Изготовление красного карандаша и коричневой туши.. 239
Изготовление прозрачной бумаги... 242
Изготовление просвечивающих картин... 243
Копирование рисунков.. —
Способ превращения литографий, гравюр и рисунков в масляные картины. (Литохромия).. 244
Как переносить гравюры на дерево... 246
Три различных способа перенесения гравюр на стекло... 247
Бронзировка рам для картин.. 249
Масляная позолота на дереве... —
Позолота и полировка дерева... 250
Приготовление грунтовки для позолоты и рисования на дереве, коже и т. д.. 251
Порошок для позолоты... 252
Приготовление связующего вещества для водяных красок. —
Серая амбра для полировки. —
Очистка масляных картин.. 253
Как чистить позолоченные рамы для картин.. 254
 

 

Примеры страниц

Практическое руководство к живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миниатюры, брызгание по дереву и проч. / Профессор Ф. Дитрих Практическое руководство к живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миниатюры, брызгание по дереву и проч. / Профессор Ф. Дитрих
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 65,4 МБ).
 
 

26 июля 2018, 15:27 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ALFRESCO
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут