наверх
 

Эрнст С. Александр Бенуа. — Петербург, 1921

Александр Бенуа : 6 красочных воспроизведений на отдельных листах и 42 однотонных с работ мастера / Сергей Эрнст ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжные украшения Александра Бенуа ; Портрет художника — оригинальная литография Г. С. Верейского. — Петербург : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921  Александр Бенуа : 6 красочных воспроизведений на отдельных листах и 42 однотонных с работ мастера / Сергей Эрнст ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжные украшения Александра Бенуа ; Портрет художника — оригинальная литография Г. С. Верейского. — Петербург : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921
 
 
 

Александр Бенуа : 6 красочных воспроизведений на отдельных листах и 42 однотонных с работ мастера / Сергей Эрнст ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжные украшения Александра Бенуа ; Портрет художника — оригинальная литография Г. С. Верейского. — Петербург : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921. — 96, [3] с., 27 л. ил., цв. ил. : портр. — (Русские художники).

 

Александръ Бенуа : 6 красочныхъ воспроизведеній на отдѣльныхъ листахъ и 42 однотонныхъ съ работъ мастера / Сергѣй Эрнстъ ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжныя украшенія Александра Бенуа ; Портретъ художника — оригинальная литографія Г. С. Верейскаго. — Петербургъ : Комитетъ популяризаціи художественныхъ изданій при Россійской академіи исторіи матеріальной культуры, 1921. — 96, [3] с., 27 л. ил., цв. ил. : портр. — (Русскіе художники).

 
 
 

[От Издателей]

 
Настоящая книга была задумана и выполнена вчерне Комитетом Художественных Изданий при Общине Св. Евгении Красного Креста, перешедшем в 1920 году, после ликвидации Красного Креста и Общины Св. Евгении, в ведение Российской Академии Истории Материальной Культуры и преобразованном в Комитет Популяризации Художественных Изданий при Р. А. И. М. К., первым выпускаемым в свет изданием коего и является эта монография.
 
В настоящем году, 24 марта ст. ст., исполнилось 25 лет со дня основания Художественного Издательства при Общине св. Евгении, возникшего на Светлой Неделе 1896 г.
 
Февраль 1921 г. СПБ.
Комитет Популяризации Художественных Изданий.
 

 

 

[«Александр Бенуа»]

 
Судьба иногда создает людей жизнь, характер и дарование коих столь показательны для своего времени, что им — этим избранникам — уже заранее готовится высокий удел быть представителями своих дней перед потомством. Их личная летопись как бы становится летописью всего их времени, в ней открыто все течение века и их личное творчество становится показательным для творчества всей эпохи.
 
Такими людьми в прошлом нашего искусства были Алексей Венецианов, Карл Брюллов, Николай Ге, из современников же этот жребий выпал на долю Александра Бенуа, вот уже столько лет возглавляющему современную русскую художественную культуру, представляющему ее перед лицом всей страны. Ибо будем помнить, что Александр Бенуа не только «певец Людовиков», как его принято называть, но и живописец, богатый и свободный, и зодчий, и великий мастер театра, и несравненный, по остроте и светлости ума, писатель по вопросам искусства, и выдающийся общественный деятель, и замечательный собиратель — тогда нам станет ясно его значение в области русского искусства наших дней, значение вождя и кормчего.
 
 
Александр Николаевич Бенуа родился в С.-Петербурге, 21 апреля старого стиля 1870 года. И со стороны отца, известного архитектора времен Николая I и Александра II, Николая Леонтьевича Бенуа, и со стороны матери, Камиллы Альбертовны, урожденной Кавос, он принадлежал к художественным семьям западного, французского и итальянского, происхождения. Все домашние условия только способствовали пробуждению и развитию в ребенке художественного дарования. «Душою» жизни дома Бенуа, полного традиции 40—50 гг., было художество, оно было здесь «своим», «необходимым». Николай Леонтьевич, человек большой выдержки и дисциплины, и, вместе с тем, большой доброты и добродушия, был для своего времени (40—50 гг.) художником очень передовым, ищущим новых путей, и в старости он сохранил неомраченное внимание ко всем явлениям жизни и художества. Два старших его сына, Альберт Николаевич и Леонтий Николаевич, известные наши акварелист и зодчий, также посвятили себя искусству. В таком окружении рос мальчик, младший в семье, а потому и всеобщий баловень, своевольный, и, даже, деспотичный, во всем получавший поддержку самого верного и любящего друга — своей матери. Способности Шуриньки проявились так рано, что в семейном кругу его считали «вундеркиндом», «будущим Рафаэлем». С ранних лет у него обнаружилась самобытная фантазия, он много рисует и «все из головы», играет на рояле, устраивает спектакли и исполняет в них самые разнообразные роли, танцует в фантастических костюмах, декламирует Шиллера и Шекспира «на свой лад».
 
В 1880 г. мальчик поступает в гимназию Человеколюбивого Общества, где и остается по весну 1885 г., к осени же этого года он переводится в гимназию К. И. Мая, здесь он «идет» вместе с К. А. Сомовым, В. Ф. Нувелем и Д. В. Философовым, и это школьное дружество как бы кладет начало деятельности кружка «Мир Искусства».
 
В 1887 г. юноша впервые серьезно задумался о своей будущности и решил сделаться художником, точнее мастером театрального декоративного искусства, ибо он питал к театру с самых ранних дней «трепетную страсть». В этом решении его поддерживал и старый друг дома Д. В. Григорович, да и сам Николай Леонтьевич нередко рассказывал сыну о Гонзаге и прибавлял «что это были чудеса, а не декорации». И как результат этого решения явилось поступление осенью 1887 г. в Академию Художеств вольнослушателем. Здесь Бенуа должен был пройти головной, фигурный и натурный классы, и тогда перед ним открылись бы двери декоративного класса. Но в академических стенах он встретил только «тоску и ужас» и, так и не осилив головного класса, в марте 1888 г. он уже перестал посещать Академию¹). Иначе и быть не могло — «стихи и проза», «лед и пламень» не могут ужиться вместе. Это и необходимое, и должное расхождение, однако, тяжело подействовало на Бенуа: он убеждает себя, что ему «нечего посвящать себя искусству», что эти пути ему закрыты.
____________
¹) Молодому Бенуа в своем стремлении стать художником, не таким, каких он видел кругом, а таким, каким он хотел быть и стал, пришлось преодолеть многие препятствия. Ибо слишком мало-культурна была вся тогдашняя общая петербургская атмосфера, слишком сильна была в ней «Нива». И только пройдя через несколько больших увлечений — Беклин, Гофман, Зола — он увидел перед собою новые горизонты.
 
<...>
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 
От Издателей ... 7
«Александр Бенуа» ... 9
Список работ ... 74
Список литературных трудов ... 87
Библиография ... 92
Биографическая канва ... 94
 

 

 

Примеры иллюстраций

 
Александр Бенуа : 6 красочных воспроизведений на отдельных листах и 42 однотонных с работ мастера / Сергей Эрнст ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжные украшения Александра Бенуа ; Портрет художника — оригинальная литография Г. С. Верейского. — Петербург : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921
 
Александр Бенуа : 6 красочных воспроизведений на отдельных листах и 42 однотонных с работ мастера / Сергей Эрнст ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжные украшения Александра Бенуа ; Портрет художника — оригинальная литография Г. С. Верейского. — Петербург : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921
 
Александр Бенуа : 6 красочных воспроизведений на отдельных листах и 42 однотонных с работ мастера / Сергей Эрнст ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжные украшения Александра Бенуа ; Портрет художника — оригинальная литография Г. С. Верейского. — Петербург : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921
 
Александр Бенуа : 6 красочных воспроизведений на отдельных листах и 42 однотонных с работ мастера / Сергей Эрнст ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжные украшения Александра Бенуа ; Портрет художника — оригинальная литография Г. С. Верейского. — Петербург : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921
 
Александр Бенуа : 6 красочных воспроизведений на отдельных листах и 42 однотонных с работ мастера / Сергей Эрнст ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжные украшения Александра Бенуа ; Портрет художника — оригинальная литография Г. С. Верейского. — Петербург : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921
 
Александр Бенуа : 6 красочных воспроизведений на отдельных листах и 42 однотонных с работ мастера / Сергей Эрнст ; Обложка по рисунку С. В. Чехонина ; Книжные украшения Александра Бенуа ; Портрет художника — оригинальная литография Г. С. Верейского. — Петербург : Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры, 1921
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 139 МБ)
 

5 марта 2024, 11:11 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий