наверх
 

Фидлер Ф. Портретная фотография. — М., 1960

Портретная фотография / Франц Фидлер ; Перевод с немецкого А. Г. Земмера; Предисловие к переводу и редакция кандидата технических наук Е. А. Иофиса. — Москва : Всесоюзное кооперативное издательство, 1960 Портретная фотография / Франц Фидлер ; Перевод с немецкого А. Г. Земмера; Предисловие к переводу и редакция кандидата технических наук Е. А. Иофиса. — Москва : Всесоюзное кооперативное издательство, 1960
 

Портретная фотография / Франц Фидлер ; Перевод с немецкого А. Г. Земмера; Предисловие к переводу и редакция кандидата технических наук Е. А. Иофиса. — Москва : Всесоюзное кооперативное издательство, 1960. — 169 с., ил.

 
Предисловие к переводу
 
Фотографический портрет является наиболее распространенным жанром светописного искусства. Этому жанру посвящают свой труд не только фотографы-профессионалы, количество которых огромно, но и масса фотолюбителей. Однако фотографический портрет относится к одному из сложнейших видов съемки, так как творческая задача по созданию портрета часто должна быть решена в доли секунды.
 
Рост общей культуры в стране и непрерывное стремление к повышению качества продукции, в том числе фотографических портретов, которые изготовляют в ателье, обязывают фотографов-профессионалов более критически подойти к своей работе. Во многих профессиональных ателье до сих пор предпочитают пользоваться стандартным освещением, стандартными позами и такой ретушью, что «фотокарточки», созданные в этих условиях, представляют собой изображения, похожие друг на друга по застывшим позам, и напоминают гипсовые маски.
 
К сожалению, книг, посвященных портретной фотографии и, в частности, работе фотографа-профессионала, почти нет.
 
Книга «Портретная фотография» Франца Фидлера не претендует быть учебником фотографии, и в книге нет «рецептов», обеспечивающих получение отличных портретов. Автор, обладающий большим практическим опытом, анализируя фотографические портреты и рассказывая о том, как они создавались, стремился лишь натолкнуть фотографа на вдумчивое и творческое отношение к процессу создания изображения человека. Советы по технике фотографии также направлены к положительному решению поставленных задач.
 
К недостаткам книги следует отнести то, что в ней не отражен огромный вклад, который сделали фотографы России и Советского Союза в дело развития фотографии. Общеизвестно, что буквально с первого дня открытия фотографии русские умельцы А. Ф. Греков, С. Л. Левицкий, В. А. Каррик и другие приняли самое активное участие в ее развитии. Нельзя не напомнить о таких блестящих мастерах фотографического портрета, как А. О. Карелин, А. И. Деньер, М. Б. Тулинов, С. Г. Соловьев, М. П. Дмитриев, С. А. Лобовиков, М. С. Наппельбаум, С. К. Иванов-Аллилуев, А. П. Штеренберг и многие другие.
 
Раздел книги «Особые способы копирования» написан поверхностно и потому не достигает цели по привлечению фотографов к сложным, но и интересным позитивным процессам.
 
Несмотря на некоторые недостатки книги, она безусловно будет полезна фотографам-профессионалам и фотолюбителям.
 
Е. А. ИОФИС
 
 
Предисловие автора
 
Эта книга трактует о фотографическом портрете в аспекте профессиональной стороны его изготовления. Книга имеет своей целью служить руководством при освоении технических основ, на которых построен данный вид искусства. К важнейшим средствам, содействующим созданию качественного изображения, относятся: обращение с портретируемым человеком, углубление в его внешность и внутреннее содержание, законы построения портрета (композиция) и управление источниками света. Книга стремится передать изучающему портретную фотографию надежные основания и тем самым оказать помощь широкому кругу читателей.
 
Автор прибегает при обсуждении важнейших вопросов к несложному членению разделов книги и тесной увязке текста с рисунками. Такой способ изложения материала принят им с целью преподнести его в виде основанных на практике указаний, которые могут быть непосредственно применены читателем в его повседневной деятельности и использованы им для дальнейшего развития таковой. Поэтому выбор рисунков преследует цель показать не отдельные высокие достижения, а работы, поясняющие и документально подтверждающие применение на практике упомянутых указаний, то есть такие произведения, которые иллюстрируют практическое осуществление сказанного в тексте. Меткая иллюстрация дольше сохраняется в памяти и может, при условии правильного ее использования, служить хорошим подкреплением и разъяснением смысла, изложенного словами.
 
Несмотря на то, что за последнее время в профессиональной портретной фотографии отмечается некоторый регресс, объясняемый проникновением в эту профессию меркантильных тенденций, все же нельзя не констатировать наличия в области портретной фотографии многообещающего подъема, который должен привести к дальнейшему ее развитию. Наше молодое поколение необходимо направить на путь, воспитывающий в нем стремление к повышению своей успеваемости в предстоящем ему счастливом будущем. Надо открыто признаться в том, что и в интересующей нас отрасли деятельности продолжают еще существовать устарелые понятия, которые следует убрать с дороги.
 
Содержащиеся в книге указания обращены преимущественно к тем читателям, которые, работая на поприще фотографии без предварительной художественной подготовки и соответствующего обучения, стремятся к углублению стиля создаваемых ими произведений.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предисловие к переводу . 5
Предисловие автора... 7
Портретная фотография в свете ее развития..9
Аппаратура фотографа.21
Камера..21
Объектив..  25
Увеличительный аппарат.35
Негативный материал.37
Мелкозернистость.38
Проявление при свете лабораторного фонаря .. 38
Применение светофильтров для воспроизведения цветовых тонов 38
Помещение для съемок и его осветительные устройства...40
Простейшее помещение для съемок.40
Задний план...42
Обстановка помещения для съемок.43
Устройство освещения...43
Рефлекторы и штативы для ламп...45
Нагрузка осветительной линии.47
Нагрузка сети.48
Цветовая температура источника света . 49
Электронно-импульсные лампы..50
Задача фотографа-портретиста...53
Воспроизведение — изображение — портрет..53
Восприятие индивидуальности..55
Понимание значения фотопортрета.55
Реалистический портрет.58
Выбор правильной половины лица фотографируемого...60
Асимметричность сторон лица..60
Поведение во время съемки.62
Краткий курс освещения..66
Основные правила освещения одной лампой..66
Практика освещения..68
Место установки лампы..69
Основные правила освещения головы.70
Световые эффекты и границы их применения...91
Применение света для оттенения волос . . 96
Построение портрета .. 100
Положение модели...100
Положение как элемент построение портрета..102
Момент, подходящий для съемки..103
Выражение.105
Трактовка рук...107
Второй план..108
Индивидуальный вкус...110
Съемка на открытом воздухе...112
Правильное применение малоформатного фотографического аппарата 121
Детский портрет ... 125
Основы композиции портрета...128
Фигурный портрет...129
Символика линий.135
Включение окружающего пространства в композицию портрета . 138
Двойной портрет ... 141
Групповой портрет . 145
Цветной портрет ... 151
Указания технического характера .   153
Увеличение фотоснимков.. 153
Композиция кадра ..154
Ретушь.. 159
Карандашная ретушь...160
Особые способы копирования..161
Специальные способы печатания..161
Принцип пигментного печатания ... 162
Пигментно-масляный способ печатания..162
Бромомасляный способ печатания.163
Дружественное послесловие.165
 
 
Скачать книгу в формате pdf (яндексдиск; 17,3 МБ). Издание выкладывается в научных и образовательных целях.
 
 
ЗАО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке ЗАО «Прикампромпроект».

ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 


28 октября 2014, 0:23 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий