наверх
 

Гастев А. Юность иди! — Москва, 1923

Юность иди! / А. Гастев. — Москва : Издание ВЦСПС, 1923 Юность иди! / А. Гастев. — Москва : Издание ВЦСПС, 1923
 
 
 

Юность иди! / А. Гастев. — Москва : Издание ВЦСПС, 1923. — 72 с., ил.

 
 
 
Обложка худ. О. Дейнеко
Рисунки:
И. Шпинель
О. Дейнеко
А. Макеева
 

 

 

[Начальный фрагмент книги]

 
Если решил — действуй!
 
 

Готовность и Воля.

 
Россия спит столетие и вдруг начинает потягиваться и делает бунт.
 
Бунты были подавлены, затоплены кровью.
 
Но вот был начат бунт в совершенно новом стиле. С долголетней методической подготовкой. Во главе бунта встал класс, отмеривший свои надежды на столетие вперед.
 
Этот бунт заслуженно назван революцией.
 
Революция была проведена в условиях смрада, голода, маразма и пожара.
 
Десятки тысяч, сотни похоронила своим маршем, но все же дала шеренги юности и нового огня.
 
Стой же юность!
 
Готовься и действуй!
 
Сделай так, чтоб в молчаньи, в нестроевом бивуаке ты бредила методом и упрямством.
 
Будь мобилизована. Всегда и везде.
 
С утра ты выстроилась линией. Командуй себе: „смирно!“. Стой же как струны из мускулов.
 
Напряженно смотри.
 
И желай!
 
— Команда опять:
Воля! Работа!
 
 

Большой участок работы

тебя скоро разложит,

а малый

— закалит.

 
 
— Входи мелкими дозами.
 
Постепенно вводи рубильники работы.
 
— Рас — хо — дись.
 
И упрямо-упрямо, регулярно-регулярно сверли своей работой, — работой и волей — пласты ленивых залежей.
 
Победишь!
 
Победишь непременно.
 
И бегом своим заразишь камни, леса и болота.
 
 

Научись точно исполнять

— будешь хорошо распоряжаться.

 
 
Возьмем буран революции — СССР. Вложим: Америки. И сделаем: выверенную работу как хронометр
 
 

Снаряжайтесь, монтеры!

 
Ворота проломлены.
 
Объявим же погоню,
 
Необъятные массы призовем к новому бою.
 
К наступлению.
 
К азарту культуры.
 
Не кампанию, не полосу, не уклон. Мы объявим методический, но бешенный марш и начнем творить историю, которой у нас не было.
 
Призовем новых работников, подкованных людей.
 
Юность. — Иди!
 
Вставай, рожденная в огне восстаний, копоти, разрухи, корчах голода!
 
Объявим — в первый раз в мире — культурное движение на базе низов: рабочих и крестьян, опрокинувших рабство, отбивших реставрацию.
 
_________________
 
Мы помним предчувствия этих лет.
 
Ими грезил Петр под грохот европейских кузниц и верфей; их возвестил в своем морозном марше от Архангельска до Москвы деревенский гений — Ломоносов; солнечной легендой пронесся Горький, а тысячи рабочих и крестьян во времени царя рассыпали свои университеты во всех тюрьмах и непролазных ссыльных лесах России.
 
Грохнула революция. Разбила плотины и дала лавину энергии.
 
 

Бери

твой инструмент, материал, рабочее место,

и из всего этого сделай

рассчитанную организацию

 
 
Тысячи, миллионы молодых голодных варваров хотят перевернуть все сверху до низу, их мускулы стонут по работе, молекулы мозга накалены и безумствуют.
 
О, конечно, нельзя это движение втиснуть в рамки затасканных лозунгов, оставшихся от сельских учителей и попов, ведущих светский образ жизни.
 
Им не справиться с напором.
 
Надо открыть шлюзы и взять в гранит стихию, которая не хочет и не может уместиться в рамки ведомств и междуведомственных совещаний.
 
Дело решится созданием народного движения, по преимуществу юношеского, раскиданного по всей России, вооруженного не только букварем, а самыми реальными инструментами и самыми настоящими рабочими руками.
 
Юность, которая хочет жить, наивно и дерзко берется за все, что стоит ей поперек дороги. Надо дать организацию и лозунг. Главный смысл их — брать приступом Россию извнутри, перерабатывать ее плесень и отсталость и все спящее заставлять работать.
 
Надо объявить мобилизацию миллиона юных робинзонов, по преимуществу остро думающих горожан, и снарядить их в большой поход по проселочным дорогам, по лесам, деревням, неразбуженным болотам и всюду строить новое жилье от избы, до небоскреба, поселить говор инструмента от топора до мотора и наполнить Россию культурным монтажем.
 
 

Хочешь быть организатором?

Хочешь быть хорошим организатором?

Хочешь быть уверенным организатором?

— Облюбуй небольшой участок работы,

участок с аршин, и построй каждую мелочь

с расчетом до минуты, до дюйма.

 
_________________
 
Выстроим в городе две тысячи молодых мальчат и скажем:
— Хотите в тайгу?
 
Туда, где ревут медведи, где мороз до 50 градусов и где на 500 верст нет жилья.
 
Но где есть графит, единственный в мире, железная руда, полная творческой крови, есть ключи с целебнейшей влагой.
 
Идите.
 
Найдите.
 
И......
 
Через год являйтесь с рапортом о победе.
 
Или еще.
 
Соберем юношей бригадой в 20 человек и дадим маршрут:
на голодную, изможденную, безграмотную деревню.
 
На соседнем болоте сделайте хутор. Из ничего. Пусть в инвентаре у вас значится — руки, голова, дисциплина, инициатива.
 
Возьмите все это на учет и покажите крестьянам, как на болоте можно создать огород, метеорологическую станцию, школу, кузницу для правки инструмента.
 
Или так.
 
— Вот завод.
 
Студент, кончивший ВТУЗ. Иди за станок. Иди к тискам. Иди к верстаку. И не звони о реорганизации. А бери молоток, резец, фрезер, лом, тачку и дай рассчитанную работу.
 
А через год являйся с докладом о победе над своей операцией, приходи как изобретатель нового приема, новых приспособлений и конструкций.
 
_________________
 
 
Как бы мы не мечтали, какую бы концессионную романтику мы не разводили, если мы сами не станем собственными колонизаторами, — колонизуют нас самих и колонизуют, как дурачков, как идиотиков божьих.
 
 

Не бери много,

учти хорошенько то, что есть.

 
 
Юность, молодая, сорванцы нашей революционной страны, пойдемте сами в ее заповедные дебри, откроем поход и покажем, что значит миллион культурных работников.
 
И пусть скептики, пусть преждевременные старички мотают головой.
 
Переходим к делу.
 
Где снаряжение для похода?
 
Давайте разворачивать.
 
Вот оно.
 
_________________
 
 
Перед нами огромная задача: делать и нести культуру.
 
Культура эта — не грамотность и не словесность: мало ли у нас есть грамотных, ученых людей, но они беспомощны, они созерцательны, они — скептики.
 
Современная культура, та, которую нам надо для переделки нашей страны, это прежде всего сноровка, способность обрабатывать, приспосабливать, подбирать, одно к другому, приплочивать, припасовывать, способность монтировать, мастерски собирать рассыпанное и нестройное в механизмы, активные вещи.
 
В этом смысле, а только в этом смысле и нужна нам культура, — неграмотный американец гораздо культурнее,
сноровистее,
чем наш интеллигент, получивший высшее образование. Не мучитель, не миссионер, не оратор, а монтер — вот кто должен быть носителем и агентом культуры в нашей рабоче-крестьянской стране.
 
 

Что такое научная организация труда?

— Это организация, основанная на строго учтенном опыте.

 
 
Тонкая разведка, настороженность
 
 
Конечно, чисто техническое понятие монтажа надо расширить, привнести в него социальный момент. И тогда развертывание всего сложного снаряжения современного культурного работника можно провести с максимальной ясностью.
 
_________________
 
 
Прежде всего монтер культуры должен быть искусным
разведчиком.
 
Зоркий глаз, тонкое ухо, хорошо воспитанные органы чувств, но при всем том главное качество —
внимание;
слагается то, что предрешает нанизывание культуры —
наблюдательность,
способность чеканно воспринимать; это противовес ленивому созерцательному ротозейству, лежебокству. Получается тип
настороженного
активного наблюдателя, от которого не скрыта жизнь, она динамична, даже в ее замерзшем виде она постоянно клокочет быстрыми ассоциациями, память работает, как мастерская: в голове принимают и подают, кладут в стопки и увозят, сортируют и бракуют.
 
Юность, ты не должна зевать! Ты должна всюду поспевать, ты не должна воронить, ты должна заниматься следопытством.
 
_________________
 
Наблюдательность надо закреплять, ее надо
фиксировать.
 
Быстро писать. Никуда не ходить без блок-нота и карандаша. Конечно, хорошо, если бы поголовно все знали стенографию.
 
 

Не воображай себя организатором,

прежде чем не наведешь чистоту.

 
 
Но если невозможно, то надо владеть скорописью. Надо уметь делать зарисовки, быстро накидывать эскизы, знать обозначения, условные знаки; надо привыкнуть к несложному графику (всегда предпочитайте блок-нот — разлинованный в клетку). Надо привыкнуть при фиксировании все давать в величинах: в сантиметрах, метрах, фунтах и проч. Ваши часы, которые вы носите в кармане, сделайте нужным инструментом фиксажа. В заметках обозначайте час, минуту. Ваши часы — в то же время и хронометр. Если нет в кармане часов, посмотрите на стенные. Если и их нет, определите время по солнцу; солнца нет — по движению на улицах.
 
Итак — будьте фиксаторами, будьте проворными репортерами жизни. Ничего не глотайте непрожеванным.
 
 
Точный репортаж
 
 
Вы научились наблюдать, вы умеете фиксировать. Теперь надо действовать.
 
Действовать! Это самая характерная черта культуры, которую нам надо создать. Даже самое отвлеченное мышление должно быть конструктивным: напряжение постоянно сменяющихся акций и реакций должно быть слышно, как в напряженных стропилах крыши.
 
 

В работу входи постепенно,

обеспечивай ее мерностью,

чередуй отдыхи.

 
 
Неотступная борьба
 
 
Привычка к действию — это воля, воспитанная упражнением. Научиться
быстро реагировать —
вот главное качество психологии нашей, поднимаемой нами культуры. Это предполагает постоянную настороженность, храбрость, выдержку, чувство уверенности в себе, чувство ответственности. Сначала надо научиться быстро реагировать в статическом положении (стойте „смирно“ и реагируйте действием на команду), потом поставьте себя в динамическое положение (неситесь на велосипеде и быстро затормозите и сделайте крутой поворот).
 
 

Схватывай ловкой уверенной рукой инструмент,

его береги и лелей.

 
 
Волю надо сделать автоматически действующей. Развить в своей психике максимум автоматизма, соединенного с волей и выдержкой, это значит быть закаленным против всяких паник, против той эпидемической трусости, которая характерна для некультурного человека.
 
Молодые люди, вам нужна воля, отвага и выдержка.
 
_________________
 
И вот мы подходим к самому снаряжению, поскольку оно выражено в биологической организации человека и его технике.
 
Тело должно быть воспитано, как рабочая машина.
 
Каждый должен быть гимнастом. Это дает телу ловкость, конструктивность, приучает каждый мускул и всю психику в целом к наибольшему коэффициенту полезного действия, вырабатывает автоматический регулятор движений и опять таки храбрость.
 
Фартовость, пластичность движений — признак культуры человеческой машины.
 
Эти качества усиливаются при особом воспитании этой машины, какое дает, например, солдатчина, гимнастика, спорт.
 
Искусство физического нападения, искусство физической защиты должно быть принято неоспоримо всеми, кто не хочет делать из юношей ханжей и нищих.
 
 

Не говори о больших пространствах;

приучись овладевать

малым пространством

и малым временем.

 
 
Но что должно быть принадлежностью нашей рабоче-крестьянской культуры самоколонизирующейся России, — это трудовая пластика. Пусть не подумают, что это стилизация трудовых движений; нет, это живой утилитарный катехизис трудовых сноровок, которые можно прививать системой определенных движений, даже и без инструментов. Подъем грузов с земли, подъем грузов выше головы, посадка тяжелых грузов на плечи без помощи подручного, подъем пятнадцати пудового бруса вчетвером, нажимы всякого рода с упразднением на выдержку и постепенную нагрузку; вращательные движения как по горизонтали, так и по вертикали; удары — сильные, меткие, с малым и большим размахом, броски и перебрасывания — меткие, быстрые, соединенные и с неожиданностью.
 
Все это предрешит обработочные возможности, рабочую сноровку. Это — настоящая трудовая гимнастика, которая должна быть специфически свойственна нам — молодым монтерам культуры.
 
 
Отдых
 
 
<...>
 

 

 

Примеры страниц

Топор — это вечно юный дедушка парового молота, гидравлического пресса, токарного станка, шлифовочной машины
 
Величие движения  Победа ещё впереди
 
Ловкое владение телом  Заражающее воздействие
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 402 МБ).
 
 
 
 

10 октября 2016, 21:03 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий