наверх
 
Удмуртская Республика


Гурьянова Н. А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. — Москва, 2002

Ольга Розанова и ранний русский авангард / Н. А. Гурьянова. — Москва : Гилея, 2002 Ольга Розанова и ранний русский авангард / Н. А. Гурьянова. — Москва : Гилея, 2002
 

Ольга Розанова и ранний русский авангард / Н. А. Гурьянова. — Москва : Гилея, 2002. — 319 с., ил. — ISBN 5-87987-021-9

 
Первое монографическое исследование о жизни и творчестве оригинального живописца, поэта и теоретика русского авангарда О. В. Розановой (1886—1918). Ее искусство рассматривается в неразрывной связи с литературно-художественной средой, куда входили М. Матюшин и Е. Гуро, К. Малевич и А. Кручёных, Н. Кульбин, П. Филонов, Н. Гончарова и А. Экстер, И. Пуни и А. Родченко.
 
Книга дополнена впервые публикуемыми текстами самой художницы, включает обширный каталог ее произведений, содержит множество иллюстраций.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение ... 7
Ранние годы. Москва. Неопримитивизм. 1906—1911 годы...11
Петербург. «Союз молодежи». 1911—1914 годы...27
«Взлетели новые книги»: печатная графика 1912—1914 годов 60
«Заумная» поэзия..93
«Игра в аду и труд в раю». Серия «Игральные карты» ..101
Война...115
1915 год. Алогизм. Коллаж ...131
«Супремус» .. 149
Цветопись ... 167
Последний год. 1918 ...179
 
О. В. Розанова.
Статьи, стихи, письма
Манифест «Союза молодежи».186
Основы Нового Творчества и причины его непонимания...189
Кубизм. Футуризм. Супрематизм ..196
Супрематизм и критика .204
Искусство — только в независимости и безграничной свободе! ... 206
Стихи...208
Из писем сестре, Анне Владимировне Розановой. 1911—1917.219
Письма О. В. Розановой А. Е. Кручёных. 1914—1917...224
Письма О. В. Розановой А. А. Шемшурику. 1915—1917 .244
Письма О. В. Розановой М. В. Матюшину. 1917 .258
Из письма О. В. Розановой Н. А. Удальцовой. 1917..262
 
Каталог произведений О. В. Розановой...264
Список выставок О. В. Розановой..312
Избранная библиография...315
 
 
Введение
 
Жизнь и творчество Ольги Владимировны Розановой (1886—1918) до последнего времени оставались «белым пятном» в истории русского искусства XX века. Творческий путь Розановой был предопределен незаурядным характером ее личности и исключительностью живописного дара. Ее эволюция в той же мере уникальна, в какой и неразрывно связана с плодотворной художественной средой, ее окружавшей, куда в разное время входили Матюшин и Гуро, Малевич и Кручёных, Кульбин, Филонов, Гончарова и Экстер, Пуни и Родченко. В своем искусстве Розанова соединила лучшие достижения московской и петроградской художественных традиций, бесспорно являясь одним из самых оригинальных живописцев русского авангарда.
 
Постоянный поиск новой выразительности, путь последовательного новаторства — естественный и закономерный процесс для Розановой. В ее живописи сконцентрированы все этапы, которые прошла в своем становлении новая русская живопись: от позднего импрессионизма и кубизма к супрематизму и «цветописи» (это название Розанова дала выработанному ею собственному варианту супрематизма). Основные принципы ее теории цвета нашли свое продолжение в последующие годы в творчестве А. Родченко и И. Клюна, а также в разработке программ по цвету для Вхутемаса в начале 1920-х годов. Может быть, поэтому все попытки ограничить ее творчество пределами какого-нибудь одного художественного объединения или направления оказываются несостоятельными — искусство Розановой нельзя «приписать» только кругу петербургского общества художников «Союз молодежи» (в который она входила в 1911—1914 годах) или, например, группе Малевича «Супремус» (1916—1918), оно не вмещается в эти рамки, разрывает их границы, будучи слишком цельным, индивидуальным. Оно не просто складывается из последовательных взаимосвязанных этапов, оно в первую очередь является неким неизменным единством, существующим как бы в «сжатом», «спрессованном» времени. Такие же истовость и стремительность были в искусстве Гончаровой, Ларионова, Малевича, Татлина. Поповой.
 
Несмотря на то что творчество Розановой не привлекало до сих пор пристального внимания искусствоведов, тем не менее, почти в каждой монографии, затрагивающей проблемы, так или иначе связанные с историей авангарда 1910-х годов, имя художницы упоминается. Порой ее творчеству посвящается несколько строк, порой — несколько страниц.
 
Поскольку публикации, посвященные непосредственно творчеству Розановой, крайне немногочисленны, одной из первых задач, возникших в процессе работы над книгой, стала реконструкция точной фактической, хронологической канвы, публикация неизвестных архивных материалов, связанных с ее именем, выявление, атрибуция и датировка работ художницы и — как следствие этого — создание наиболее полного на сегодня каталога ее живописных и графических произведений.
 
Эта книга выросла из диссертационного проекта, защищенного в 1992 году под руководством профессора Дмитрия Сарабьянова, чьи советы и содействие вдохновляли меня на протяжении многих лет и внесли неоценимый вклад в подготовку монографии.
 
Я также хочу выразить свою глубочайшую и искреннюю признательность за поддержку в моей работе и любезное предоставление материалов господину Джону Боулту (университет Южной Калифорнии, Лос-Анджелес), сотрудникам Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) госпоже Евгении Петровой, госпоже Елене Баснер, госпоже Ирине Карасик, госпоже Наталии Козыревой, госпоже Ольге Шихиревой; господам Герту Имансе, главному хранителю, и Руди Фуксу, директору Стеделийк музея (Амстердам); Культурному фонду «Центр Харджиева-Чаги» (Амстердам) в лице господ Йопа де Ройтера, Роберта де Хааса и Тео Бремера; госпоже Елене Гаспаровой, хранителю Российского государственного архива литературы и искусства (Москва); госпоже Кристине Гмуржинской (галерея Гмуржинской, Кёльн); госпоже Шарлотте Дуглас (Нью-Йорк); господину Нику Ильину (музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк); господину Александру Лаврентьеву (Москва); господину Глену Лоури, директору Музея современного искусства (Нью-Йорк); госпоже Виттории Маринетти (Милан), господину Харви Шипли Миллеру (фонд Юдит Ротшильд, Нью-Йорк), господину Мак Мурру (Гарвардский университет, Кембридж), отцу Муциусу (Кембридж), господину Александру Парнису (Москва), госпоже Ирине Пуниной (Санкт-Петербург), фонду Тиссен-Борнемиса (Мадрид), господину Александру Федоровскому (Берлин). Art Co. Ltd. (собрание Георгия Костаки), а также Азербайджанскому государственному музею искусств им. Р. Мустафаева (Баку), Художественному музею университета штата Айова (Айова-Сити, США). Астраханской картинной галерее им. Б. М. Кустодиева, Государственному музею Маяковского (Москва), Государственному музею театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Российской государственной библиотеке (Москва), Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, Ивановскому областному художественному музею, Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко, Костромскому государственному объединенному художественному музею, Нижегородскому государственному художественному музею, Самарскому художественному музею, Саратовскому государственному художественному музею им. А. Н. Радищева, Слободскому музейно-выставочному центру (Слободское), Ульяновскому областному художественному музею, Государственному музею искусства Казахстана (Алма-Ата) и Ярославскому художественному музею.
 
В течение пяти лет эта рукопись готовилась к печати в издательстве «Ра», но «в связи с финансовой ситуацией» издание так и не было осуществлено.
 
Осуществлением этого издания я обязана моим друзьям и коллегам Екатерине Бобринской, Вальтеру и Селии Гильберт, Джону Мальмстаду, Диане Морзе, Владимиру Полякову, Алле Розенфельд, Вильяму Тодду, Джареду Ашу, Джастину Виру, издателю этой книги Сергею Кудрявцеву и моей матери, Алевтине Гурьяновой-Шехтер, которым я и посвящаю свою книгу.
 
Этот многолетний проект не мог бы быть завершен без щедрой профессиональной поддержки Исследовательского общества Гарвардского университета и фонда Мильтона.
 
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 30,2 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Публикация электронной версии данной книги является рекламой бумажного издания и носит ознакомительный характер. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 
 
ЗАО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке ЗАО «Прикампромпроект».

ЗАО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 


19 апреля 2015, 17:29 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут