наверх
 

Игрушка — радость детей : Родителям и детям. — Москва, 1912

Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912  Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912
 
 

Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 144 с., ил.

 

Игрушка — радость дѣтей : Родителямъ и дѣтямъ : [Сборникъ]. — Москва : Типографія Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 144 с., ил.

 
 
 

Значение игрушки

 
 
Не ищите никогда развлечений, но извлекайте из всего удовольствия. Самый ничтожный предмет может доставить радость, и всякое слово содержит пищу для ума, когда руки ваши заняты и сердце открыто.
 
Но если вы ставите целью развлечение, — придет день, когда все шутки рождественской пантомимы не вызовут у вас искреннего смеха.
 
Джон Рескин из „Писем к молоденьким девушкам“.
 
 
Утренняя заря нашей жизни прекрасна своей безотчетной радостью и велика тем, что в это утро начинает кристаллизоваться духовный мир будущего человека и неизгладимо закрепляет его добру и злу.
 
Впечатления ребенка в его дошкольном возрасте имеют большое влияние на всю его дальнейшую жизнь, на его характер и дают направление его развитию; первые образы, которые улавливает ребенок из окружающей жизни, он воплощает в своих игрушках; таким путем период игрушек становится подготовительным классом к жизни.
 
Ребенок научился читать, и с появлением книги роль игрушки меняется: постепенно она становится уже не той первой радостью, которая встречает маленького человека на его заре, но, видоизменяясь, связь с ней долго еще не прерывается — до той поры, пока творчество подростка не начнет тесно сливаться с знанием.
 
Мы много говорим о книгах для детей, об их значении и об их выборе; мир же игрушек почти совершенно заброшен. Значение книги всегда принимается во внимание при воспитании детей, — значение же игрушки еще не учитывается.
 
Между тем — как книга имеет положительное или отрицательное значение для ребенка, так и игрушка оказывает пользу или вред.
 
Цель настоящего издания — попытаться разобраться в этом прекрасном и так много имеющем для детей значения мире, посильно помочь в выборе игрушек, а в тех случаях, когда игрушка, видоизменяясь, начинает переходить от простой детской радости к знанию, дать описание ее в форме, могущей быть свободно усвоенной детьми, попутно наглядно знакомя ребенка с разными областями знания.
 
К сожалению, нельзя точно и определенно указать хорошие игрушки, не потому, что каждый год рынок дает много новых вещей, а потому, что каждая из них не носит определенного названия, и родители не имеют возможности разобраться, из какой фабрики и какого автора выпущена игрушка, — тогда как всякая книга, помимо своего названия, носит на себе марку издателя и заранее говорит о себе фамилией своего автора: все это позволяет указать лишь общие типы игрушек применительно к различным периодам детской жизни.
 
Прежде чем перейти к обзору существующих игрушек, — необходимо раньше выяснить, как смотрят на игрушку взрослые, и что дает она детям.
 
Народы земного шара в тот период, когда они стоят на первоначальных ступенях культуры, дают детям то, что забавляет их самих, что дает развлечение взрослым; изображение птиц и животных, за которыми они охотились, коней, служивших предметом воинственной забавы, фигурки обряженных женщин и т. д.
 
До сего времени мы в своих городах, полных показной культуры, недалеко ушли от так называемых дикарей: средневековой жезл маршала шутов перешел целиком в детскую погремушку и живет в ней уже несколько столетий; извивающиеся акробаты, кривляющиеся на утеху праздной толпе, вертятся в игрушках уже издавна и по сие время в самых различных видах в Персии, Японии, Индии, Америке, по всей Европе и у нас, в России; солдаты, увлекавшие своим воинственным ореолом массы в течение тысячелетий, в геройских позах и костюмах, — всегда заполняли и заполняют места продажи игрушек; танцовщицы, усердно дергающие ногами, тоже должны, по нашему мнению, очень интересовать малышей.
 
Войдите в любой игрушечный магазин, — и сколько уродов, карикатур в числе кукол мы там встретим. Механические металлические игрушки полны насмешками над лысыми, пьяными, толстяками и т. д.; успех в продаже этих игрушек объясняется тем, что они нравятся взрослым, и что взрослые выбирают их для подарков, но не сами дети.
 
В Англии и Америке пользуется большой популярностью (среди взрослых) грубая фигура из дерева, изображающая негра во фраке, кафе-шантанного плясуна, у которого части ног и туловища на шарнирах; приводя рычагом в движение эту фигуру, получаем ряд изменяющихся поз и кривляний „кэк-уока“. Любопытно, что дети относятся к этой вещи весьма отрицательно, не находя в ней почвы ни для своей радости ни для мысли. Также с спокойным неудовольствием ребенок отклоняет механическую игрушку, изображающую пьяного гитариста, у которого при его качании выпадают глаза, и нос начинает вращаться (взрослым же эта игрушка весьма нравится — они ею забавляются, и она быстро раскупается).
 
Мы, взрослые, считаем, что наши забавы должны быть забавами наших детей, — но, к счастью, дети в своей цельности и чистоте идут впереди нас и нашу забаву, нашу насмешку, претворяют в себе и радуются не пошлости шута, которая забавляет нас, а жизненной яркости его одежд и звучным переливам его бубенцов; вращения игрушечного акробата интересуют детей своей быстротой и неожиданностью; героические фигуры солдат радуют его своей стройностью и пестротой украшений. Вряд ли ребенок так же радовался бы этим солдатам, если бы они были в темных одеждах, правдиво согнувшиеся от утомления; пестрые одежды на танцовщице привлекают по той же причине, как и одежды шута.
 
Родители смотрят на игрушку, как на забаву, а детям она дает радость, удовлетворяющую их творчество.
 
Вспомните свое детство и всю серьезность отношения к игрушкам, все совместное переживание с ними — они были нашими друзьями, мы берегли их, а если и ломали, то этим руководило отнюдь не желание уничтожить, а скорее переделать и улучшить, ближе узнать, что там внутри, как она сделана. С помощью игрушек мы дополняли наше понимание жизни, расширяли мир грез, очень часто делились с ними своим горем и радостью.
 
Отношение детей к игрушкам возможно разделить на несколько периодов.
 
Время раннего детства — первый период; в это время игрушка доставляет ребенку безотчетную радость: радость красоте соединяется с инстинктивным стремлением к творчеству. За всю жизнь человек не творит столько, как в своем детстве: школа, а затем условия жизни редко позволяют человеку отдаваться так полно своему творчеству, как в детстве. Идя навстречу зарождающейся мысли ребенка, следует предоставлять ему возможно более самостоятельности в его занятиях, играх и игрушках. Самодельные игрушки могут в данном случае выполнить прекрасную службу.
 

 

Перечень игрушек.

 
„Молотьба“, самодельная игрушка.. 11
„Дача“, то же.. 12
„Робинзон“, то же.. 13
„Лесной человек“, народная игрушка.. —
Самодельная игрушка по способу Исакова.. 14
Народная игрушка.. 15
Кубики из прессованной пробки германской фабричной работы.. 19
Крестьянин и крестьянка кустарной работы.. 20
Птицы, то же.. —
Медведи, германская фабричная работа.. 21
„Пеленашка“ кустарной работы.. —
Мелкие игрушки германской фабричной работы.. 22—23
„Ферма“, самодельные игрушки.. 25
Куклы, кустарной работы.. 26
„Странница и странник“, то же.. —
„Возвращение с ярмарки“, то же.. 27
„Хозяйство богатого мужика“ по рис. Бартрам, кустарной работы.. —
„Упрямая корова“, то же.. 28
„Серый козлик“, то же.. 31
„Сорока-белобока“, то же.. —
„Ворона и лисица“ по рис. Бельского, кустарной работы.. 32
„Свинья под дубом“, то же.. 33
„Война грибов“ по рис. Бартрам, кустарной работы.. 34—35
„Медведь на липовой ноге“, то же.. 36
„Лебедь, щука и рак“ кустарной работы.. 37
„Волк и козлята“ по рис. Бартрам, кустарной работы.. 38
„Петушок и курочка“, то же.. 39
„Пузырь, соломинка и лапоть“, то же.. 40
„Тетерев и лиса“, то же.. 41
„Волк и лисица“ по рис. Бельского, кустарной работы.. 42
„Курочка-рябка“ по рис. Бартрам, кустарной работы.. 43
„Петух, кот и лиса“, то же.. 44
„Зимовье зверей“ по рис. Бельского, кустарной работы.. 45
„Арбуз“ по рис. Бартрам, кустарной работы.. 46
„Два козлика“, то же.. 47
Тетерев по рис. Ватагина, кустарной работы.. 51
Страус по иностранному образцу, кустарной работы.. 52
Зимородок, то же.. 53
Попугай, то же.. 54
Пеликан по рис. Ватагина, кустарной работы.. 55
Орел, то же.. 56
Белочка германской фабричной работы.. 57
Лиса по рис. Ватагина.. 58
Заяц, то же.. 59
Лань по иностранному образцу, кустарной работы.. 60
Благородный олень, то же.. 61
Бегемот, то же.. 62
Слон, то же.. 63
Белый медведь по рис. Ватагина, кустарной работы.. 64
Сен-бернардские собаки по иностранному образцу, кустарной работы.. 65
Обезьяны германской фабричной работы.. 66
Малороссия по рис. Бартрам, кустарной работы.. 69
Самоеды, то же.. 70
Зыряне, то же.. 72
Сарты, то же.. 74
Киргизы, то же.. 76—77
Обработка земли у киргизов, то же.. 78
Становище калмыков по рис. Глаголя кустарной работы.. 79
Куклы в костюмах Полтавской и Харьковской губерний, кустарной работы.. 81
Куклы в костюмах Новгородской, Воронежской и Харьковской губерний кустарной работы.. 81
Куклы в костюмах Казанской, Пермской и Оренбургской губерний кустарной работы.. 87
Куклы в костюмах Новгородской, Оренбургской, Саратовской и Казанской губерний кустарной работы.. 90
Куклы в костюмах Остлиндской и Курляндской губерний кустарной работы.. 91
Слепцы кустарной работы.. 93
Сергиева лавра, то же.. 97
Сухарева башня по рис. Бартрам, кустарной работы.. 99
Город XVI века (неизвестного автора) кустарной работы.. 101
Поселок в России XVI века по рис. Мусатова, кустарной работы.. 103
Бояре по рис. Ламбина, кустарной работы.. 105
Выезд боярыни по Мейербергу, кустарной работы.. 108
Малый выход царицы, то же.. 109
Большой выход царицы, то же.. 110
Воевода, то же.. 111
Стрельцы по рис. Быковской, кустарной работы.. 112
Рынды по рис. Быковской, кустарной работы.. 113
Еруслан Лазаревич по старинному лубку, кустарной работы.. 114
Илья Муромец и Соловей-разбойник по старинному лубку, кустарной работы.. 116
Конь Одиссея по рис. Бартрам, кустарной работы.. 118
Круглая пила нюренбергской фабричной работы.. 123
Сверлильный станок, то же.. 124
Точильный камень, то же.. 125
Маслобойка, то же.. —
Приводный токарный станок, то же.. 126
Кузница, то же.. 127
Молотилка, то же.. 128
Веялка, то же.. —
Сортировка, то же.. 129
Соломорезка, то же.. 130
Паровой двигатель, то же.. 132
Паровой локомобиль, то же.. 133
Механическая мастерская с паровым двигателем, то же.. 135
Механическая мастерская с электрическим двигателем, то же.. 136
Автомобиль, то же.. 137
Биплан Фармана, то же.. 141
Моноплан Блерио, то же.. —
 
Фотографические снимки исполнялись с игрушек, находящихся в Кустарном музее московского губернского земства и в магазинах Мюр и Мерилиз и Зверева — Москва.
 

 

[Содержание]

 
Н. Д. Бартрам. Значение игрушки.. 3
Н. Д. Бартрам. Самодельные игрушки.. 9
Н. Д. Бартрам. Помощь при выборе игрушки.. 17
Игрушки — сказки и басни. Описания составлены по Афанасьеву, Гримму, Крылову и др.  29
Птицы и животные в игрушках. Описания составлены по Брему и др.  49
Игрушки, знакомящие с народами России.. 67
Игрушки, знакомящие с историей и народными преданиями. Описания составлены по Костомарову, Мейербергу, Забелину и др.  95
Механические игрушки.. 121
Перечень игрушек.. 143
 

 

Примеры страниц

 
Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912  Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912
 
Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912  Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912
 
Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912  Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 62,5 МБ)
 
 

1 декабря 2019, 17:16 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий