|
Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже, 1867 года. — С.-Петербург, 1869Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже, 1867 года. — С.-Петербург : Издание В. Е. Генкеля, 1869. — VI, [2], 48, 349 с., ил.Иллюстрированное описаніе Всемірной промышленной выставки въ Парижѣ, 1867 года. — С.-Петербургъ : Изданіе В. Е. Генкеля, 1869. — VI, [2], 48, 349 с., ил.ПРЕДИСЛОВИЕ.
Отдавая на суд публики «Иллюстрированное описание Всемирной Выставки в Париже», мы считаем не лишним сказать несколько слов о цели этого предприятия.
В последнее время в обществе зародилось было сомнение относительно пользы вообще всемирных промышленных выставок. Чтобы убедиться в нелепости подобного предположения, достаточно взглянуть на произведения какой бы то ни было страны, выставленные на лондонской всемирной выставке 1862 г., и сравнить их с такими же произведениями парижской всемирной выставки 1867 года. Мы видим, что в последних нет более той топорности отделки, того безвкусия и бессмысленного воспроизведения форм, которыми так отличались многие произведения лондонской выставки. И это, конечно, очень естественно — всемирная промышленная выставка дает возможность как промышленнику, так и работнику сравнить на месте одни и те же предметы, приготовленные в разных странах и по различным способам, оценить качества одних и недостатки других, и вывести таким образом заключение о преимуществах того или другого способа. В самом деле, парижская всемирная выставка 1867 года красноречиво доказала нам всю пользу подобных выставок; она дала нам возможность обозревать различные степени культуры, на которых стоят отдельные народы, и вместе с тем составить себе общее понятие о цивилизации всего земнаго шара. Обозревая предметы парижской выставки, мы могли, некоторым образом, проследить известную часть истории человечества. Так например, рядом с луком и стрелою первобытного человека, мы видели нарезную пушку и игольчатое ружье; рядом с грубыми письменными знаками едва известных народов, выцарапанными, на древесной коре или на пальмовых листьях, — телеграфные аппараты, счетные машины и гигантские книгопечатные станки цивилизованных народов.
К сожалению не все наши промышленники имели возможность лично присутствовать на парижской всемирной выставке. Только немногим счастливцам удалось обозревать выставленные предметы и сделать сравнительную их оценку на месте... Исходя из этой точки зрения и имея в виду поощрение нашей отечественной промышленности, мы приступили к изданию «Иллюстрированного описания», и смеем думать, что оказали этим несомненную услугу нашей промышленности, которая еще сильно нуждается в подобного рода литературных предприятиях. В самом деле, для того, чтобы промышленность наша усовершенствовалась, ей необходим обильный запас хороших образцов, которые она заимствует теперь от иностранцев. Чтобы избавиться от этой рабской зависимости, прежде всего нужно художественное образование промышленников, а в этом отношении много могут помочь хорошие рисунки с сравнительной оценкой их. Мы говорим, конечно, помочь, потому что главное должно быть сделано художественными школами, в учреждении которых Франция и Англия опять-таки далеко опередили нас.
Мы надеемся, что «Иллюстрированное описание парижской всемирной выставки» принесет свою долю пользы в этом отношении. Мы поместили, в виде фельетона, целый ряд очерков, в которых критически старались оценить некоторые существенные отделы выставки и указать на характер и цель самой выставки. Мы даже сделали попытку доказать влияние древней промышленности на современную.
К «Иллюстрированному описанию» приложена еще «Хроника выставки», в которой мы сделали подробную оценку 10-й группы, как более интересной. Кроме того, она заключает в себе статьи более общего содержания, целью которых — представить читателю по возможности разностороннюю и интересную характеристику парижской всемирной промышленной выставки 1867 года.
Художественно-образовательное значение нашего «Иллюстрированного описания» станет ясным для каждого, кто только согласится с тем, что вообще всемирные выставки служат превосходными образовательными школами для рабочих, а не согласиться с этим нельзя, приняв в соображение то влияние, какое оказала последняя всемирная выставка на этих бедных тружеников, в таком громадном количестве стекавшихся на Марсовое поле.
Надо, к сожалению, сознаться, что при всем нашем старании выставить произведения русской художественной промышленности в более выгодном для нее свете, мы все-таки должны были отдать преимущество иностранцам, которые в этом отношении далеко опередили нас.
В «Иллюстрированном описании парижской всемирной выставки» мы старались представить замечательнейшие образцы художественной промышленности каждого отдела и каждой страны, и таким образом составить долговечную картинную галлерею, интересную для всех, кто только принимал какое-либо участие в парижской выставке, или интересовался ею. Наши картинные изображения дают наглядное понятие о художественно-мануфактурных произведениях всех стран, и представляют их в таком же виде, в каком они были представлены на выставке (насколько конечно это вообще возможно в иллюстрациях).
После всего вышесказанного, смеем думать, что предлагая публике эту книгу, мы предлагаем ей труд полезный, добросовестный, который окажет несомненную услугу нашей отечественной промышленности и будет служить настольной книгой для тех промышленников, которые желают вести свое дело согласно современным требованиям.
С.-Петербург.
1868 г. 20 декабря.
В. Генкель.
СОДЕРЖАНИЕ ОПИСАНИЯ ВЫСТАВКИ.
Предисловие.. V
Фельетон: Характер и цели Парижской всемирной выставки 1867 г. ... 1
Статьи:
Стекло, как предмет необходимости и роскоши ... 68
Кружева, белье и вышивка ...117
Влияние античных произведений на искусство...141
Материалы керамического искусства и скульптуры: глина, камни, мрамор.184
Мебельное и художественное столярное мастерство...228
Ковровое производство, шерстяные, шелковые, бумажные ткани и смешанная пряжа...261
Металлы. — Изделия из золота и серебра. — Драгоценные камни...298
Фарфоровые и гончарные изделия.310
Бронза. — Влияние искусства на промышленность.. 331
Общий взгляд на Парижскую промышленную выставку 1867 г. ..342
СОДЕРЖАНИЕ «ХРОНИКИ ВЫСТАВКИ».
Общий вид Марсова поля и всемирной выставки .. 1
Мелочи...4
Мебель и моды (Группы III и IV)..5
Мелочи...8
Обзор X-ой группы. 8
Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. 12
Мелочи...—
Обзор X-ой группы (продолжение)..13
Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение)...—
Мелочи... 16
Обзор X-ой группы (продолжение).17
Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение).18
Мелочи..19
Обзор X-ой группы (продолжение)...21
Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение) —
Мелочи..23
Обзор X-ой группы (окончание)..25
Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение).26
Мелочи... 32
История труда на всемирной выставке: I. Французский отдел. 33
Русские экспоненты, получившие награды на Парижской выставке 1867 г. (окончание) ...33
История труда на всемирной выставке: I. Французский отдел (окончание). II. Отдел не-Французских земель .. 41
Русская живопись на всемирной выставке...47
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 434 МБ).
6 декабря 2017, 21:19
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий