наверх
 

Иоганек Т. и др. Техническая эстетика и культура изделий машиностроения. — Москва, 1969

Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969  Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
 
 

Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969. — 294 с., 6 л. ил. : ил. — (Библиотека конструктора).

 
 
 
В книге приведены основы технической эстетики, указаны особенности физиологии и психологии человека, которыми необходимо руководствоваться при конструировании машин и приборов. Основные принципы художественного конструирования, изложенные в книге, иллюстрированы большим количеством примеров. Указаны пути сотрудничества конструкторов с художниками, физиологами и психологами.
 
Книга предназначена для инженеров-конструкторов. Она может быть полезна также студентам машиностроительных вузов. Рис. 238, табл. 36, библ. 66 назв.
 

 

 

Содержание

 
Предисловие к чешскому изданию ... 7
 
1. Введение ... 9
 
2. Человек и изделия машиностроения ... 15
2.1. Строение человеческого тела и деятельность его отдельных органов ... 16
2.1.1. Скелетная система ... 17
2.1.2. Мускульная система ... 22
2.1.3. Нервная система ... 29
2.1.4. Система органов чувств ... 31
2.1.5. Жидкости человеческого организма ... 36
2.1.6. Система кровообращения ... 37
2.1.7. Дыхательные органы ... 37
2.1.8. Система пищеварения ... 38
2.1.9. Мочевая система ... 38
2.1.10. Система желез внутренней секреции ... 38
2.1.11. Кожа ... 38
2.2. Труд и трудовая деятельность человека ... 39
2.2.1. Физическая работа ... 40
2.2.2. Умственная работа ... 44
2.3. Утомление и переутомление ... 46
2.4. Выбор соотношений между пропорциями человеческого тела и размерами машины или другого оборудования ... 48
 
3. Автоматизация — ее влияние на конструкции машиностроительных изделий ... 54
3.1. Влияние автоматизации оборудования на безопасность труда ... 56
3.2. Значение автоматизации для охраны здоровья трудящихся ... 57
3.3. Влияние автоматизации на внешний вид изделий ... 58
3.4. Влияние комплексной автоматизации производства на внешний вид изделий ... 58
 
4. Цвет, его влияние на безопасность труда и эстетизацию ... 59
4.1. Определение цвета, классификация цветов, их разновидности и идентификация ... 59
4.2. Психологическая ценность и эффективность цветов ... 63
4.3. Действие цветов на человека с точки зрения физиологии ... 65
4.4. Воздействия цвета окраски плоскостей и трехмерных поверхностей ... 65
 
5. Правильное решение рабочего поста, удобная рабочая поза и рациональное рабочее сиденье ... 68
5.1. Зона (пространство) рабочего поста ... 68
5.2. Рабочая поза ... 72
5.3. Рациональная конструкция рабочих сидений ... 78
 
6. Проектирование машиностроительных изделий с точки зрения безопасности ... 83
 
7. Проектирование машин и другого оборудования с пониженными уровнями шума, вибрации и сотрясений ... 85
7.1. Шум и его измерение ... 85
7.2. Воздействие шума на человека 87
7.3. Защита от шума ... 89
7.4. Правила и нормы, ограничивающие максимально допустимые уровни шума ... 92
7.5. Сотрясения и вибрации ... 95
 
8. Проектирование машин и другого оборудования с учетом защиты от пылевидных и газообразных продуктов ... 98
8.1. Пыль и запыленность ... 98
8.2. Действие пыли на человека ... 99
8.3. Материальный ущерб от действия пыли ... 100
8.4. Газы и пары ... 100
8.5. Меры борьбы с пылью, газами и парами ... 101
 
9. Защита работающих от воздействия ненормально высоких и низких температур ... 104
9.1. Основные данные по конструированию оборудования для горячих цехов ... 107
 
10. Защита работающих от радиоактивных излучений ... 111
 
11. Оформление захватных частей инструментов и ручных приспособлений ... 113
 
12. Конструирование органов (деталей) управления и целесообразный выбор их ... 116
12.1. Рычаги ... 117
12.2. Педали ... 122
12.3. Рычажные выключатели и переключатели ... 125
12.4. Кривошипные рукоятки ... 126
12.5. Рукоятки-воротки ... 128
12.6. Маховички и штурвалы ... 129
12.7. Поворотные кнопки (ручки, головки) ... 132
12.8. Нажимные кнопки ... 134
12.9. Тяги ... 136
12.10. Комбинированные органы управления ... 137
12.11. Кумулированные органы управления ... 137
12.12. Общие указания по выбору органа управления ... 138
 
13. Конструкции индикаторов и целесообразный выбор их ... 143
13.1. Оптические индикаторы ... 144
13.1.1. Сигнализаторы ... 145
13.1.2. Электронно-лучевые трубки ... 147
13.1.3. Циферблатные индикаторы ... 148
13.1.4. Счетчики . . . 159
13.1.5. Самопишущие приборы ... 160
13.2. Звуковые сигнализаторы 160
13.3. Тактильные индикаторы (индикаторы «на ощупь») ... 161
13.4. Обонятельные индикаторы ... 161
13.5. Обзор пригодности отдельных видов индикаторов ... 161
 
14. Связь между индикаторами и органами управления ... 165
 
15. Конструкции панелей, пультов и кабин управления ... 171
15.1. Панели управления ... 171
15.2. Пульты управления ... 177
15.3. Кабины управления ... 164
 
16. Значение и основы правильного освещения ... 193
 
17. Транспортные пространства для людей ... 199
 
18. Проектирование машиностроительных изделий с точки зрения придания им красивого внешнего вида ... 203
18.1. Основные принципы художественного творчества ... 204
18.1.1. Симметрия ... 204
18.1.2. Ритм ... 205
18.1.3. Контрастность ... 205
18.1.4. Расчлененность ... 206
18.1.5. Пропорциональность ... 207
18.1.6. Композиция ... 208
18.2. Основные выразительные элементы для оформления машиностроительных изделий ... 209
18.2.1. Масса-материал ... 209
18.2.2. Структура поверхности ... 211
18.2.3. Объем — величина изделия ... 213
18.2.4. Основная пространственная форма ... 214
18.2.5. Плоские фигуры-площадь ... 230
18.2.6. Линия — контур ... 234
18.2.7. Небольшие фасонные элементы изделия ... 235
18.2.8. Цветовое оформление машиностроительных изделий ... 239
18.2.9. Надписи на изделии ... 249
18.2.10. Свет и тень, освещение изделия ... 254
18.3. Практическое использование эстетических элементов при проектировании машиностроительных изделий ... 255
 
19. Факторы, влияющие на выбор варианта, оптимального с точки зрения эстетичности, машиностроительного изделия ... 257
19.1. Легкость манипулирования изделием ... 257
19.2. Мощность (производительность) ... 262
19.3. Низкие эксплуатационные расходы и легкость ухода за изделием ... 264
19.4. Предельный вес изделия ... 266
19.5. Изготовление изделия из легкодоступных материалов ... 266
19.6. Производственные возможности завода-изготовителя ... 267
19.7. Технологические требования ... 267
19.8. Легкость сборки изделия на заводе-изготовителе и на предприятии заказчика ... 268
19.9. Привод и вид энергии, потребляемой приводным двигателем ... 268
19.10. Возможности транспортирования и хранения изделия ... 269
19.11. Размер партии изготовляемых изделий ... 269
19.12. Типизация, нормализация и стандартизация ... 269
19.13. Экономичность ... 270
19.14. Пространство, в котором будет работать изделие ... 273
19.15. Традиции страны, куда изделие должно экспортироваться ... 275
19.16. Пожелания заказчика ... 275
19.17. Другие факторы ... 276
 
20. Организация работы по технической эстетике ... 277
20.1. Проект вопросника ... 283
 
21. Комплексное улучшение условий работы ... 288
 
22. Экономика проектирования с точки зрения культуры и эстетичности конструкций ... 290
 
23. Заключение ... 292
 
24. Литература ... 293
 

 

 

Предисловие к чешскому изданию

 
Книга «Техническая эстетика и культура изделий машиностроения» предназначена не для художников-конструкторов (дизайнеров), работающих в области машиностроения, а для конструкторов и проектировщиков машиностроительных изделий. Она должна пополнить знания этих специалистов в области технологичности конструкций и дать им основную информацию о всех главных принципах проектирования машиностроительных изделий с учетом требований техники безопасности, физиологии, психологии и эстетики. Эта книга должна облегчить сотрудничество конструкторов и проектировщиков-машиностроителей с художниками-конструкторами, психологами и физиологами, гигиенистами и прочими специалистами, которые должны в настоящее время участвовать в создании конструкции машины. Книга должна обратить внимание конструкторов-машиностроителей на все обстоятельства и условия, которые необходимо учитывать при конструировании машиностроительных изделий для того, чтобы эти изделия были решены комплексно, чтобы они удовлетворяли всем современным требованиям, особенно требованиям полной безопасности в отношении травмирования, требованиям оптимальной экономичности изготовления и эксплуатации, на что могут сильно влиять также физиологические и психологические факторы.
 
Создание настоящей книги было вызвано нуждами конструкторских бюро и проектных институтов машиностроительной промышленности. В работе по подготовке ее принимали активное участие художники-конструкторы и физиологи.
 
Предлагаемая книга является первой монографией этого рода в чехословацкой технической литературе, первым шагом в этой области, и авторский коллектив надеется, что чехословацкие конструкторы и проектировщики учтут это обстоятельство.
 
Понятие «эстетика и культура конструкции» — весьма широкое, и авторский коллектив понимает, что в одной книге невозможно полностью исчерпать это понятие. Однако авторы все же считают, что в одной такой книге можно изложить те основные сведения по эстетике и культуре конструкции, в которых нуждаются чехословацкие конструкторы и проектировщики. Следовательно, настоящую книгу нельзя рассматривать как справочник, в котором читатель найдет конкретные ответы на все практические вопросы, относящиеся к данной области.
 
Задача книги состоит в том, чтобы ознакомить читателей с проблематикой технической эстетики и культуры изделий машиностроения и убедить их в том, что в настоящее время уже невозможно решать эти проблемы, руководствуясь только конструкторским чутьем, что в каждом конкретном случае необходимо искать ответы на возникающие вопросы в специальной литературе и использовать все возможности сотрудничества с соответствующими специалистами для решения этих вопросов.
 
Авторы сочли целесообразным не включать в книгу описание новинок, перспективы развития которых еще твердо не определились, полагая, что это должно быть делом технических журналов.
 
Авторский коллектив
 

 

 

1. Введение

 
В числе требований, предъявляемых к изделиям машиностроения, все большее значение приобретают в последнее время требования эстетики, психологии, физиологии, техники безопасности.
 
Требования эстетики, согласно которым каждое изделие машиностроения должно иметь красивый внешний вид, не являются, конечно, чем-то новым. Желание удовлетворить стремление человека к красоте можно проследить на протяжении всей истории человеческого творчества. Однако эти требования стали особенно сильно проявляться с начала прошлого века; хотя в то время еще не очень много говорилось о какой-то технической красоте, об уравновешенности (сбалансированности) масс, о стройности линий и т. п., все же конструкторы стали в большинстве случаев стремиться придавать проектируемым изделиям изящный вид, соответствующий вкусам того времени. Доказательством этого утверждения могут быть предметы, изображенные на рис. 1—4, иллюстрирующие воплощение элементов эстетики в конструкциях старинных металлических изделий. Мотивом такого оформления изделий конструкторами того времени или непосредственными создателями их — ремесленниками — было прежде всего стремление к красоте. С увеличением объема производства и усилением конкуренции между многими производителями одинаковых изделий выяснилось, что одним из качеств, способствующих привлечению заказчиков и покупателей, является красивый внешний вид изделия, даже если речь идет о техническом объекте — инструменте или машине. Производители убедились, что если одинаковые изделия не отличаются друг от друга по качеству и цене, то потребитель купит охотнее более красивое изделие. Нередко конкуренты злоупотребляли этим обстоятельством, придавая модную внешность изделию с целью скрыть некоторые дефекты его качества.
 
 
Рис 1. Железная слесарная пила длиной 480 мм с деревянной ручкой, помеченная 1665-м годом и инициалами М. К. Прага. Из собрания Пражского Музея
Рис 1. Железная слесарная пила длиной 480 мм с деревянной ручкой, помеченная 1665-м годом и инициалами М. К. Прага. Из собрания Пражского Музея
 
 
Опыт и наблюдения показывают также, что красивый внешний вид машины или инструмента, не ухудшающий, однако, их эксплуатационных качеств, не только облегчает сбыт данного изделия, но и обеспечивает лучшее обращение с ним. Практика показывает, что если изделие удачно решено с точки зрения технической эстетики и психологии, то оно обладает также рядом экономических достоинств, преимуществ с точки зрения техники безопасности, гигиены и т. д.; авторы попытаются доказать это в дальнейших главах книги.
 
 
Рис. 2. Стальные ножницы. Большие ножницы инкрустированы латунью и черепашьей роговицей и имеют гравированную надпись по-испански, датированную 1677-м годом. Меньшие ножницы имеют протравленную рукоятку с выгравированной надписью по-испански «Себастьян Мендес, 1727». Из коллекций Художественно-промышленного музея в Праге
Рис. 2. Стальные ножницы.
Большие ножницы инкрустированы латунью и черепашьей роговицей и имеют гравированную надпись по-испански, датированную 1677-м годом. Меньшие ножницы имеют протравленную рукоятку с выгравированной надписью по-испански «Себастьян Мендес, 1727». Из коллекций Художественно-промышленного музея в Праге
 
 
Например, каждый цеховой работник может подтвердить, что рабочие относятся с большим уважением к полированным инструментам и приспособлениям, чем к таким, которые хотя по качеству не хуже полированных, но не так чисто отделаны. Большинство работников связывает (хотя иногда совершенно необоснованно) ценность и качество предмета с его внешним видом. Так, например, установлено, что полированные калибры для валов (скобы) токарь тщательно хранит в деревянном футляре, тогда как такие же по точности калибры, но с неотделанной поверхностью валяются у него на станке или в выдвижных рабочих ящиках.
 
 
Рис. 3. Утюг, изготовленный в Праге в первой половине XVIII века. Из коллекций Художественно-промышленного музея в Праге
Рис. 3. Утюг, изготовленный в Праге в первой половине XVIII века. Из коллекций Художественно-промышленного музея в Праге
 
 
Влияние внешнего вида производственного оборудования на качество изделий, изготовляемых на этом оборудовании, длительно систематически изучалось на различных машиностроительных заводах ЧССР и других стран. При этом установлено, например, что один и тот же оператор работает на новой и красивой машине более аккуратно, более качественно, с меньшим процентом брака, чем при работе на старой машине такой же точности, но форма, внешний вид и серая неприятного тона окраска которой не вызывают особо уважительного отношения. Можно привести много таких примеров.
 
 
Рис. 4. Настольный телефонный аппарат Эриксона. 1900 г.
Рис. 4. Настольный телефонный аппарат Эриксона. 1900 г.
 
 
Немалое влияние оказывает красивый внешний вид станка, инструмента и приспособлений также на снижение количества производственных травм. Дело в том, что к причинам травматизма на заводах относятся и рассеянность рабочего, находящегося на своем рабочем месте, и плохая ориентировка в ручных и ножных органах управления, в указателях (индикаторах) и контрольных устройствах станка, и общая неуютность рабочего места, отрицательно сказывающиеся на отношении оператора к работе. Эти недостатки могут быть устранены, если при проектировании станков и других машин, инструментов и приспособлений учитывать эстетические и психологические факторы. Правильное распределение массы машины и правильно оформленные переходы формы вызывают успокаивающие, приятные ощущения у обслуживающего ее оператора. Рациональный цвет окраски изделия усиливает этот благоприятный эффект, способствует более легкой ориентировке работника и создает для него приятную рабочую обстановку. Все это позволяет ему лучше сосредоточить свое внимание на работе, следовательно, способствует повышению качества работы и снижению производственного травматизма.
 
В конечном итоге каждое художественно выполненное изделие, в том числе станок и инструмент, воспитывает человека. Оно учит его по-новому воспринимать, формирует его характер, чувства и мышление и становится, таким образом, одним из средств эстетического воспитания человека.
 
Физиологические требования к изделиям машиностроения начали систематически учитывать и практически удовлетворять по существу лишь в середине 20-х годов нашего века, но главным образом — во время второй мировой войны и после ее окончания, когда стали уделять больше внимания тому, чтобы изготовляемые машиностроительной промышленностью изделия производственного и бытового назначения решались целесообразно, с учетом анатомической структуры и физиологических возможностей и особенностей человека, обслуживающего эти изделия или пользующегося ими.
 
Для того чтобы различные машины, инструменты и приспособления не являлись источником профессиональных заболеваний и преждевременного утомления, а следовательно и снижения производительности труда, чтобы работа на этих машинах, указанными инструментами доставляла удовольствие, необходима соблюдать следующие требования.
 
Размер каждого изделия или же приемы и усилие, нужные для манипулирования, должны соответствовать возможностям человека; переключение органов управления необходимо осуществлять без больших физических усилий. Органы управления должны иметь такую конфигурацию, которая не повреждала бы руки обслуживающего их оператора; они должны быть размещены в удобной для управления рабочей зоне; все контрольные приборы, индикаторные и сигнальные устройства должны быть хорошо видимыми, а показания их легко читаться; проектируемая машина не должна создавать шума во время работы, не вызывать сотрясений и не выделять нежелательных продуктов в виде пыли или газов; обслуживающий персонал при работе должен быть огражден от воздействия жары, холода или излучений; должна быть исключена опасность производственного травматизма, что является важнейшим условием.
 
Перечисленные эстетические, психологические, физиологические факторы и требования техники безопасности тесно взаимосвязаны, переплетаются и дополняют одно другое. Только такое успешное решение конструкции изделия, в котором учтены одновременно все эти факторы и требования, обеспечивает правильность конструкции.
 
Учет физиологических требований при проектировании изделия машиностроения обычно благоприятно сказывается и на внешнем виде изделия, а это вызывает приятные психические эмоции.
 
В отношении производственного оборудования, при конструировании которого невозможно по тем или иным причинам учесть все указанные требования, необходимо соблюдать следующую очередность учета их:
  • во-первых, обеспечить выполнение правил техники безопасности;
  • во-вторых, — рациональность изделия с точки зрения психологических и физиологических требований;
  • в-третьих, — красивый внешний вид изделия.
 
Из этих вводных замечаний следует, что количество требований, предъявляемых к качественным характеристикам изделий машиностроения, существенно увеличилось. Успешно выполнить эти требования невозможно без специальных и глубоких знаний, эстетического чутья и сильно развитого художественного вкуса. Требовать, чтобы один человек — конструктор или проектировщик — обладал всеми этими способностями, невозможно. Поэтому успешное решение современного машиностроительного изделия может быть найдено только путем тесного сотрудничества людей различных специальностей — художников-конструкторов (дизайнеров), физиологов, специалистов в области психологии, гигиены труда, специалистов по освещению, акустике, микроклиматизации и пр. — при координировании и объединении всей этой деятельности конструктором или проектировщиком этого изделия. Именно он является автором основной конструктивной и технологической концепций станка или устройства и именно он отвечает за окончательное техническое и экономическое решение каждого спроектированного изделия. Поэтому необходимо, чтобы каждый конструктор и проектировщик имел необходимый минимум знаний в указанных областях: это дает ему возможность легче понимать взгляды соответствующих специалистов и рационально и успешно использовать сотрудничество с ними.
 
Дать основную информацию в области всех этих вопросов и является задачей авторов этой книги. Они стремятся в возможно наглядной форме ознакомить конструкторов и проектировщиков, работающих в машиностроении, с основами правильного проектирования машиностроительных изделий — правильного с точки зрения человека, обслуживающего изделие или пользующегося им при одновременном учете, всех технических и производственно-экономических аспектов. Только комплексное решение гарантирует, что все точки зрения будут рационально сбалансированы и что при этом не будет подавляться основное функциональное назначение данного изделия.
 
Конструкторы и проектировщики несут основную ответственность за рациональность и «сбалансированность» решения каждого машиностроительного изделия. Они должны уметь правильно определить степень экономичности каждого решения изделия с указанных точек зрения, и хотя экономическую эффективность не всегда возможно выразить в цифрах, все же учет этого фактора способствует общему улучшению культуры труда, максимальное развитие которой является непременным элементом строительства нового социалистического общества.
 
Важным условием успеха работы конструкторов и проектировщиков, работающих в машиностроительной промышленности, является требование, чтобы они не только овладели определенным объемом знаний в перечисленных областях, но и любили свой труд и любили человека!
 

 

 

Примеры страниц

 
  Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
  Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
  Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
  Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
  Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 
Техническая эстетика и культура изделий машиностроения / Иоганек Т. и др. ; Перевод с чешского. — Москва : Машиностроение, 1969
 

 

 
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 24,2 МБ)
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 26,0 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

23 ноября 2023, 16:31 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий