наверх
 

Киплик Д. И. Техника живописи : Том I. Красочные материалы живописи. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград, 1948

Техника живописи : [Том] I. Красочные материалы живописи / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948  Техника живописи : [Том] I. Красочные материалы живописи / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948
 
 
 

Техника живописи : [Том] I. Красочные материалы живописи / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948. — 164 с.

 
 
 
Главным управлением учебных заведений Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР рекомендовано в качестве учебного пособия для художественных учебных заведений
 

 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 
Выдающийся знаток техники живописи проф. Всероссийской академии художеств Д. И. Киплик умер в 1942 г.
 
Настоящий труд при жизни автора выдержал несколько изданий. Последнее, четвертое издание вышло в 1947 году и так же, как предыдущие, состояло из пяти отдельных выпусков: 1) «Красочные материалы живописи»; 2) «Акварель, темпера, пастель и рисунок»; 3) «Масляная живопись»; 4) «Техника живописи старых мастеров»; 5) «Монументальная живопись».
 
Пятое издание точно сохраняет текст четвертого.
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Под техникой живописи в буквальном значении этого слова должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которого является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности.
 
Знание техники живописи дает художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать его живописные материалы и с художественной точки зрения.
 
Техника живописи подобно прочим наукам опирается на ряд других наук. Современная техника живописи базируется на физике, химии, технологии красок и связующих веществ и на других современных науках. Старинная техника живописи также использовала современные ей знания, но науки как таковой в ее время или не существовало вовсе, или же она находилась только в зачаточном состоянии; вот почему она должна была базироваться главным образом на длительном, вековом опытном изучении свойств материалов, имевшихся в распоряжении живописи. Знания эти медленно накоплялись в кругах специалистов и, передаваясь из поколения в поколение, создали ту прочную базу, которая дала возможность стать технике живописи прошедших времен на изумительную высоту. Дошедшие до нашего времени памятники живописных произведений прошедших веков с достаточной убедительностью подтверждают сказанное.
 
Как высоко в свое время стояла техника монументальной живописи, мы видим по сохранившимся до нашего времени образцам древней египетской и помпейской живописи и по произведениям живописи средних веков и эпохи Ренессанса. О высоте старинной техники станковой живописи можно составить себе представление по образцам, находящимся в галлереях Европы.
 
Сохранившиеся средневековые и более поздние по времени трактаты о технике живописи также свидетельствуют о глубине практического знакомства с материалами живописи, имевшимися у современных им живописцев. Во многих случаях их опыт и наблюдения были так верны и глубоки, что они не расходятся с заключениями современной науки. В известном трактате о живописи итальянского живописца XV столетия Ченнино Ченнини в главе, посвященной описанию красок, мы находим, например, весьма интересное замечание о черной краске: «Если ты будешь тереть ее целый год, то она будет только лучше и чернее». Значение этого замечания получает должное разъяснение только в наше и притом самое последнее время. В. Оствальд, давно занимающийся изучением цвета*, приходит к тому заключению, что все мощные краски, к каковым относится, между прочим, и черная краска, должны подвергаться возможно тонкому размельчению, т. е. обращаться в коллоидальное состояние, так как в этом лишь случае они проявляют все присущие им качества. Как на один из примеров подобного вида красок он указывает на китайскую тушь, достоинства которой объясняются тончайшим размельчением краски.
____________
* «Farbenlehre», «Farbkunde» и другие работы.
 
Из сказанного нельзя не видеть, что китайцы (так же как и современники Ченнини) уже задолго до нашей эры исключительно опытным путем пришли к разрешению одного из важных технических вопросов, правильность решения которого подтверждается современной наукой.
 
Достойно внимания также, что масляная живопись, начиная со времени Я. Ван-Эйка, пользовалась сложным связующим веществом, которое состояло из жирных эфирных масел и смол. Этому связующему веществу, умело использованному, старинная масляная живопись и обязана своей свежестью и сохранностью. Современная наука, подвергнув разностороннему исследованию связующее вещество подобного состава, не могла не признать, что и с теоретической точки зрения оно является наиболее целесообразным. Вот почему все позднейшие усовершенствования наших дней в области приготовления масляных красок основываются на том же принципе. То же можно сказать о средневековой темпере, являющейся прототипом современной.
 
Итак, опираясь на собственный опыт и наблюдение, живописцы прошедших времен сумели создать образцовую технику живописи, многие из принципов которой дошли и в современную технику. Но техника живописи старых мастеров отошла в историю; о воскрешении ее в целом, конечно, не может быть и речи. Для этого понадобилось бы не только возвращение к старым материалам и методам их использования, но и возвращение к тем условиям жизни, при которых создавалась старинная живопись: к корпоративным организациям живописцев, т. е. цехам, гильдиям, с их уставами и пр., короче — возвращение всей далеко ушедшей от нас жизни. Нашему времени предстоит найти и разработать свою технику живописи, так как изменились значительно и взгляды на искусство, и живопись располагает новыми материалами, и, наконец, произошли глубокие изменения в самой жизни.
 
Начало этой важной для живописи работы положено было уже в конце XVIII столетия, когда впервые после долгого промежутка времени снова было обращено внимание на технику живописи, пришедшую к этому времени в полный упадок. В создании техники живописи в наше время деятельное участие принимает наука, которая сильно выросла и развилась в последнее столетие, особенно химия, обогатившая живопись новыми красочными материалами. Развитие техники вообще и различных производств в частности совершенно изменило ту обстановку и те условия, в которых работал средневековый живописец. Современный художник располагает неисчерпаемым количеством готового материала: красок, связующих веществ, лаков и т. п., производство которых значительно упростилось, так как большое число фабрик изготовляет потребные для живописи материалы. Ряд выдающихся ученых, как Петтенкофер, Оствальд, Эйбнер, Чорч, Рельман, Кейм, Линке, Таубер, Лори и др., занялись разрешением вопросов техники живописи, причем не только теоретически, но и практически. Тем же заняты и художники, между которыми выделяются такие имена, как Фернбах, Гуссов, Людвиг, Мериме, Доннер фон Рихтер и др. Таким образом создалась обширная литература по технике живописи на различных языках, состоящая из отдельных сочинений, периодических изданий и т. п. В сотрудничестве представителей науки и искусства были разработаны новые способы монументальной живописи: таковы силикатная живопись Кейма, казеиново-известковая живопись и новая темпера. Во всех художественных школах ведется преподавание техники живописи, а в специальных технических школах — технологии живописных материалов. Таковы, в общем, достижения нашего времени в деле техники живописи.
 
Подводя итог тому, что сделано положительного в области техники и технологии живописи за последнее столетие, прежде всего необходимо отметить те крупные достижения в красочном деле, которые имели место в названный промежуток времени. Живопись обогатилась целым рядом чрезвычайно ценных красок, каковы: цинковые и баритовые белила, желтые, оранжевые и красные кадмии, искусственные охры, ализариновые крапп-лаки, искусственный ультрамарин, кобальтовые краски и хромовые зеленые краски. Как видим, красочное дело достигло большой высоты, и оно продолжает развиваться, так как за это время открыт новый многообещающий источник красочных материалов, заключающийся в каменноугольной смоле, давшей уже огромное количество красок, правда, пока еще не вполне совершенных. Этим ценным приобретением живопись обязана всецело химии — этой новой отрасли знания, которая из средневековой алхимии преобразовалась в точную и мощную науку. Разработанный при ее сотрудничестве новейший способ силикатной живописи не уступает способам античной техники монументальной живописи, и им по праву может гордиться наше время. Полезное участие химии чувствуется и при проверке подлинности красок и других материалов живописи, при распознавании той или иной техники живописи и т. п.
 
Кроме силикатной живописи ценным приобретением для нашего времени является казеиново-известковая живопись, которая хотя и заимствована из древности, но получила новую разработку. В лице современной темперы, представляющей собой модернизацию средневековой, живопись также приобрела технику, которая с успехом может соперничать по прочности со старинной масляной живописью, причем она как нельзя лучше отвечает запросам современной живописи.
 
За этот же период времени наблюдается впервые организация широкой общественной, т. е. совместной работы на поприще усовершенствования техники живописи, проявление которой мы видим в основании специальных обществ, создании всем доступных лабораторий, созывании конгрессов и т. п. В наше время не существует больше секретов в технике живописи подобно средневековью, а существуют лишь патенты на сделанные открытия и усовершенствования в области технологии живописи; само же достижение является общественным достоянием, которым может пользоваться всякий, тогда как в средние века и даже в более позднее время техника каждого мастера живописи представляла собой секрет. По словам историка Вазари, целые толпы живописцев устремлялись к произведениям Я. Ван-Эйка, применившего новый способ живописи, чтобы узнать его секрет; никто, однако, не мог проникнуть в тайну ее, и до сего дня она является загадкой.
 
Указав на положительные стороны достижений нашего времени, нельзя, однако, умолчать об отрицательных их сторонах.
 
Существенным недостатком нашего времени является то, что современный живописец располагает готовым живописным материалом и потому мало или совсем не принимает участия в приготовлении красок, грунтов и пр. Правда, он изучает в школе технику живописи, но обучение это уступает в значительной мере тому, которое практиковалось у живописцев прошедших веков. В результате современный живописец лишен знания своих материалов в той степени, как знали их старые мастера, сами готовившие их и потому сроднившиеся с ними.
 
Изобилие красочных материалов и связующих веществ, а также появление на рынке постоянно новых не дают возможности основательно разобраться в них и установить определенную систему их использования. Плохая же подготовка художников в техническом отношении не позволяет использовать в достаточной мере и того, что считается теперь уже общепризнанным.
 
Польза, приносимая участием науки в деле техники живописи, ощущается, конечно, всеми, но степень участия в этом деле той или иной из существующих ее отраслей понимается правильно не многими. Так как живопись, как это было указано выше, обязана химии своим нынешним богатством красок, а также разрешением многих важных вопросов, то в глазах многих, работающих в области техники живописи, она получила превалирующее значение; вот почему ко всем вопросам техники живописи стали подходить лишь с точки зрения химии; физическая же сторона ее или игнорировалась вовсе, или ей отводилось мало внимания, что безусловно ошибочно. Одним из наиболее ярких примеров такого ошибочного понимания дела может служить недоразумение, имевшее место в живописи в середине XIX столетия, в связи с применением масляного грунта, которое нанесло значительный вред живописи, сократив век многих произведений того времени. Дело в том, что масляная краска прикрепляется очень слабо к масляному, особенно к гладкому грунту и после достаточного просыхания легко отделяется от него. Явление это чисто физического характера, невнимательное отношение к которому и привело к печальным последствиям. Большинство произведений, исполненных на масляных грунтах, в числе которых находятся, к сожалению, и произведения корифеев русской школы живописи: Репина, Сурикова, Маковских и др., очень слабо держатся на своем грунте, а некоторые уже и осыпаются.
 
Считаю полезным привести здесь мнение одного из выдающихся немецких ученых А. Эйбнера, который таким образом определяет участие науки в живописном деле:
 
«Большинство новых иностранных сочинений по технике живописи трактуют вопрос только с точки зрения химии. Было бы большой ошибкой думать, что химия одна может создать все желательные улучшения в разрабатываемой технике живописи. Поступать так — значит забывать, что Петтенкофер уже 60 лет назад доказал своей регенерацией поблекших масляных картин, как много значения в живописи имеют явления чисто физического характера, а В. Оствальд еще раз подтвердил это в своих «Письмах о живописи».
 
Участие химии в оздоровлении техники живописи заключается в приготовлении прочных красок, избавлении их и связующих веществ от фальсификации и этим ограничивается. Чтобы вполне охватить задачу, необходимо трактовать вопросы техники живописи со всех сторон, а потому необходимо обращать внимание и на физические стороны дела, тем более, что в технике живописи имеется ряд моментов, в которых приходится иметь дело не с химическими, а с физическими явлениями. Это касается и красок, и связующих веществ, и самого построения живописного произведения.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
От издательства ... 3
Введение ... 5
Общие сведения о красках ... 14
 
Отдел I
МИНЕРАЛЬНЫЕ КРАСКИ
 
I группа. Известковые краски ... 28
Известь — 28. Мел — 29. Гипс — 31
 
II группа. Железные краски ... 32
Краски натурального происхождения ... 35
Желтые охры — 35. Гердесиенна — 38. Красные охры — 39. Зеленая земля — 40. Умбра — 42
Краски искусственного происхождения ... 43
Марсы — 43. Английская красная, капут-мортуум, красный ван-дик, помпейская и др. — 44. Синие железные краски — 45.
 
III группа. Свинцовые краски ... 48
Свинцовые белила — 49. Массикот — 54. Сурик — 55.
Хромовосвинцовые соединения ... 56
Хромы желтые, оранжевые и красные — 56. Неаполитанская желтая — 59. Кассельская желтая — 61.
 
IV группа. Ртутные краски ... 61
Киноварь — 62. Киноварь-экарлат — 69. Минеральная желтая — 70
 
V группа. Баритовые краски ... 70
Тяжелый шпат — 70. Баритовые белила — 71. Баритовая желтая — 72.
 
VI группа. Медные краски ... 73
Голубец — 75. Малахитовая зелень — 76. Брауншвейгская зелень — 76. Бременская зелень — 76. Французская зелень — 77. Шеелева зелень — 77. Швейнфуртская зелень — 78. Зеленая Поля Веронеза — 78. Флорентийская коричневая — 79.
 
VII группа. Кобальтовые краски ... 79
Синий кобальт — 80. Зеленый кобальт — 82. Церулеум — 83. Фиолетовый кобальт — 83. Ауреолин — 84.
 
VIII труппа. Ультрамариновые краски ... 85
Натуральный ультрамарин — 87. Искусственный ультрамарин — 88. Зеленый ультрамарин — 90. Фиолетовый ультрамарин — 90.
 
IX группа. Кадмиевые краски ... 90
Желтый и оранжевый кадмий — 91. Красный кадмий — 95.
 
X группа. Цинковые краски ... 96
Цинковые белила — 96. Желтая цинковая — 100. Литопон — 101
 
XI группа. Хромовые зеленые краски ... 102
Зеленый хром — 104. Изумрудная зелень — 104. Желтая стронциевая — 105.
 
XII группа. Краски различного минерального происхождения ... 106
Желтый аурипигмент — 106. Красный аурипигмент — 107. Сурьмяная киноварь — 107. Минеральная фиолетовая — 107. Титановые белила — 108. Белая глина — 109.
 
XIII группа. Октавные краски ... 110
Нейтральтинт — 110. Зеленая киноварь — 111. Постоянная зелень — 111. Желтая брильянтовая — 112.
 
Отдел II
ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСКИ
 
Натуральные краски органического происхождения ...113
 
Краски растительного и животного происхождения ... 113
Индейская желтая — 116. Крапп-лаки — 118. Кармин — 122.
 
Растительные лаки различных цветов ... 123
Гумми-гут — 125. Индиго — 126. Сепия — 127.
 
Битуминозные вещества ... 12S
Асфальт — 128. Мумия египетская — 129. Коричневая кассельская и кельнская земли — 130.
 
Угольные краски ... 130
Слоновая кость — 131. Жженая кость — 182. Виноградная и персиковая черные — 132. Бистр — 133.
 
Искусственные органические краски ... 134
Сольферино, маджента и пурпур империаль — 140. Ализариновый крапп-лак — 140. Краски „Эйлидо“ — 141.
 
Прочные и непрочные смешения красок ... 144
Непрочные смешения красок ... 151
По Лаппарану — 151. По Хиллигау — 151. По Рербергу — 152. Масляные краски — 153. Гуашь — 153.
 

 

 

Примеры страниц

 
Техника живописи : [Том] I. Красочные материалы живописи / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948  Техника живописи : [Том] I. Красочные материалы живописи / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 70,6 МБ).
 

11 марта 2023, 0:57 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий