наверх
 

Киплик Д. И. Техника живописи : Том II. Акварель, темпера, пастель и рисунок. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград, 1948

Техника живописи : [Том] II. Акварель, темпера, пастель и рисунок / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948  Техника живописи : [Том] II. Акварель, темпера, пастель и рисунок / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948
 
 
 

Техника живописи : [Том] II. Акварель, темпера, пастель и рисунок / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948. — 127 с., ил.

 
 
 
Главным управлением учебных заведений Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР рекомендовано в качестве учебного пособия для художественных учебных заведений
 

 

 

ОТДЕЛ I. АКВАРЕЛЬ

ВВЕДЕНИЕ

 
Акварель есть один из видов живописи водяными красками*.
____________
* Немецкое название акварели — Wasserfarben; английское — water-colours; французское — aquarelle.
 
Темпера и клеевая живопись также принадлежат к водяным краскам, но между этими тремя видами красок имеется весьма существенное различие. В состав связующего вещества акварели входит преимущественно клей растительного происхождения, в состав же темперы — клей преимущественно животный, в состав клеевых красок — исключительно животный. Кроме того, связующее вещество темперы всегда состоит из эмульсии, тогда как в связующем веществе акварели эмульсия не является обязательной.
 
Акварель в наше время является вполне самостоятельной и разработанной техникой. Подобно большинству способов живописи водяными красками, она получила свое начало уже в глубокой древности — зачатки ее современны папирусу и иероглифам древних египтян, а также бумаге китайцев и туши их. В византийском искусстве акварель применялась для украшения церковных книг, для их орнаментики, разрисовки заглавных букв и в миниатюрах*; позднее ею пользовались для живописи небольших фигур, подмалевки на досках и раскрашивания рисунков. Среди работ, принадлежащих миниатюристам средних веков, уже имеются образцы тонкой акварельной живописи; таковы, между прочим, работы Альбрехта Дюрера. Мастера эпохи Возрождения использовали акварель для разработки эскизов к своим станковым и фресковым произведениям. Сохранилось немало образцов таких работ, принадлежащих различным авторам; они представляют собой рисунки («картоны»), часто очень больших размеров, оттушованные карандашом и раскрашенные прозрачными акварельными красками. Таковы рисунки Рафаэля, Рубенса и других фламандских и голландских художников: Ван Остаде, П. Брюля, Рюисдаля; французов: Лебрена, Лессюера, Миньяра и др.
____________
* Слово «миниатюра» происходит от слова minimum, которым обозначались в древности киноварь и сурик.
 
До XVII века акварель не имела самостоятельного значения, а играла лишь вспомогательную, служебную роль в искусстве. Но начиная с XVII века она уже становится самостоятельным родом живописи в Англии, где в это время появляются такие выдающиеся художники-акварелисты, как Варвик-Смитт, Тёрнер и Гиртин. В 1805 г. в Англии образовалось существующее и поныне «Общество живописцев-акварелистов» («Society of painters in water-colours»), между членами-учредителями которого находились: Ж. Барре, С. Гловер и Р. Хиллс. В начале же XIX века акварель как самостоятельное искусство появляется и в других странах Западной Европы. В Германии мы уже видим таких крупных мастеров акварели, как Швиндт, Гильдебрант, Мендель и Бартельс. Не отстают в этом искусстве и другие европейские страны, среди них Италия, Франция и, наконец, Россия, в которой «Общество художников-акварелистов» было основано около 1880 года. Особое увлечение акварельным искусством наблюдается все же по преимуществу в Англии, которую нельзя не считать по праву родиной акварели*.
____________
* Художники Китая и Японии — превосходные акварелисты, но техника их, как и само искусство, своеобразна и имеет мало общего с европейской.
 
За долгое время своего существования акварель изменила состав связующего вещества и методы исполнения, но как встарину, так и в недавнее время она обыкновенно готовилась таким образом, что краски ее легко растворялись в воде по высыхании; в настоящее же время некоторым видам акварельных красок (гуашь) придают до некоторой степени нерастворимость.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Отдел I
АКВАРЕЛЬ
 
Введение ... 3
Акварель ... 6
Состав акварели ... — 
Твердые плиточные краски — 8. Китайская тушь — 10. Мягкие краски — 12. Медовые краски — 12. Гуашь — 13.
Красочный материал акварели ... 16
Бумага для акварели ... 25
Живопись акварелью ... 29
Живопись чистой акварелью — 29. Живопись гуашью — 32.
Материалы акварельной живописи ... 32
Палитры и кисти — 32. Доски и стираторы — 33.
Сохранение произведений акварели ... 34
 
Отдел II
КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ И ТЕМПЕРА
 
Клеевая живопись ... 37
Грунты ... 41
Клеевой грунт ... 42
Казеиновый грунт ... 42
Темпера ... 43
Старинная темпера ... 45
Состав темперы ... 46
Грунт ... 53
Живопись старинной темперой ... 56
Покрывание темперы лаком — 63.
Современная темпера ... 66
Состав современной темперы ... 71
Яичная темпера — 71. Темпера П. Кеммерера — 72. Темпера М. Дёрнера — 72. Яичная темпера менее жирная — 73.Темпера Иенике — 74. Казеиновая темпера — 74. Темпера М. Дёрнера — 75. Гумми-арабиковая темпера — 76. Темпера А. Бёклина — 77.
Приготовление красок ... 79
Грунт ... 83
Живопись современной темперой ... 85
Живопись чистой темперой — 85. Смешанный способ живописи — 88. Покрывание темперы лаком — 89. Палитры и кисти — 90. Заключение — 90.
Клей и другие материалы акварели и темперы ... 91
Консервирующие вещества — 100.
 
Отдел III
РИСУНОК И ПАСТЕЛЬ
 
Рисунок ... 102
Материалы рисунка ... — 
Уголь — 102. Графит — 104. Сангин — 105. Французский карандаш — 105. Соус — 107. Мел — 107. Бумага — 103.
Закрепление рисунков ... 108
Водные фиксативы — 111. Спиртовые и прочие фиксативы — 113.
Пастель ... 114
Состав пастели ... 115
Пастель В. Оствальда — 116.
Грунт ... 119
Закрепление пастели ... 120
Методы работы пастелью ... — 
Прочность пастели ... 121
Новые виды пастели ... 122
 

 

 

Примеры страниц

 
Техника живописи : [Том] II. Акварель, темпера, пастель и рисунок / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948  Техника живописи : [Том] II. Акварель, темпера, пастель и рисунок / Д. И. Киплик. — 5-е издание. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 64,1 МБ)
 

14 марта 2023, 12:34 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий