|
Лефевр А. Замечательнейшие архитектурные и художественные постройки земного шара. — С.-Петербург, 1870Замечательнейшие архитектурные и художественные постройки земного шара : С 50 политипажами / Сочинение Андрея Лефевра ; Перевел с французского и дополнил П. Яковлев. — С.-Петербург : Издание Товарищества «Общественная польза», 1870. — XII, 380 с., ил. — (Библиотека полезных сведений).Замѣчательнѣйшія архитектурныя и художественныя постройки земнаго шара : Съ 50 политипажами / Сочиненіе Андрея Лефевра ; Перевелъ съ французскаго и дополнилъ П. Яковлевъ. — С.-Петербургъ : Изданіе Товарищества «Общественная польза», 1870. — XII, 380 с., ил. — (Библіотека полезныхъ свѣдѣній).ОТ ПЕРЕВОДЧИКА.
В жизни человечества, народов и отдельной личности всегда таится стремление творить и наслаждаться красотою. Как не был бы груб народ, как не была бы суха и пошла жизнь человека, в них все-таки проявляются два вышеназванные стремления. Объяснение этому весьма просто. Красиво то, что нравится, а нравиться может только то, что производит приятное впечатление, что, иначе говоря, соответствует нормальным условиям слуха, зрения и других чувств. Отсюда выходя, мы найдем, что прекрасное и не может не нравиться и не производить впечатления на человека если устройство его глаз, ушей и проч. нормально. Но ощущение, полученное организмом, как известно, не пропадает, а вызывает движение; сумма накопившихся впечатлений образует внутренний запас сил, которые не могут не вылиться в форме прекрасного, так как впечатление, вызвавшее их, было прекрасное же.
Что же было первоначальным прекрасным? — Природа и сам человек. — С той минуты, когда человек впервые увидел величественный лес, грандиозные горы и услышал пение птиц, — искусства уже существовали. Сбирая для своего шалаша широкие листья пальмы и напевая свою первую, несложную, песню, — человек уже творил. С той поры человеческому сердцу сделалось доступным все прекрасное. В последующие времена, перейдя целый ряд понятий о прекрасном и о законах творчества, человек пришел к весьма простому заключению, что творит в искусстве не он, а природа его создавшая, природа продолжает в нем свое творение, свою жизнь и существование.
На основании вышесказанного мы полагаем что, говоря о прекрасном, об искусстве, можно всегда доставить кому-нибудь удовольствие, что книга с подобным содержанием всегда найдет себе читателей.
В историческом ходе искусств, архитектура занимает самое обширное место. Во все времена в храме и в зданиях человек выражал свои понятия о божестве и о высоком, украшая эти здания произведениями прочих искусств: скульптуры и живописи; даже музыка отчасти выработалась в храмах. Поэтому изучать архитектуру значит и изучать остальные искусства.
В предлагаемой книге читатель найдет в небольших и доступных картинах, изложение последовательного развития архитектуры. Описания по большей части заимствованы из рассказов путешественников и поэтому отличаются живостью. В тех местах, где во французском оригинале существовали пробелы, как например относительно русских зданий, мы старались пополнить их или, по крайней мере, указать на них. Вследствие этого главным достоинством книги мы считаем историческую полноту ее; прекрасные рисунки и доступное изложение, быть может, сделают ее не лишнею в ряду русских, популярных книг.
При чтении истории, ум и сердце человека особенно привлекают две эпохи: история Греции после персидских войн и великое возрождение XIV и XV века; эпохи эти, как известно, наиболее благоприятствовали развитию искусств; в эти времена явились лучшие образцы искусства, прекраснейшие здания. Объяснение этому лежит в том, что тогдашние условия человеческого существования, как нельзя больше подходили к его природе: жизнь его была роскошна и нормальна. Эпоха возрождения имеет и своеобразный характер, но в основе приближается к первой. То, что произвели эти две исторические эпохи, считается образцом искусств, а приемы, выработанные художниками того времени, приняты за правила. Здания и статуи этих эпох названы классическими.
В период греческого классического искусства созданы были четыреугольные храмы, украшенные колонною и ее принадлежностями. В то же время появились и круглые здания, получившие законность в период несколько позднейший, вслед за постройкою римского Пантеона. Кроме колонны, фронтона и проч., архитектура постепенно создала круглую покрышку зданий, называемую куполом. В примечании к тексту книги мы указали на ход развития купола.
Эпоха возрождения в постройках знаменитых соборов соединила четыреугольные греческие храмы с круглыми, превратив в последние купол и поставив их один на другой. Таким образом в куполе нашлось средство соединить прямые и круглые линии в одно гармоническое целое.
Вот вывод из исторического хода классической архитектуры; история купола, колонны и арки составляюсь части этого хода.
Как бы не была плоха книга но трудно, чтобы не нашлось в ней несколько страниц, или строки, которые не вызвали бы в читателях мысль и желание ближе познакомиться с тем, о чем в ней говорится. С этою целью мы снабдили книгу ссылками на более специальные сочинения, доступные большинству читателей. Не наша вина, что сочинения эти по преимуществу иностранные. Ежели, просмотрев сочинение Лефевра, читатель возьмет одну из указанных книг или пойдет взглянуть на здание, статую и т. п., сокровеннейшее желание наше будет исполнено и труд вполне вознагражден.
СОДЕРЖАНИЕ.
От переводчика .IX
I. КЕЛЬТИЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Мен-Гиры Круасика, Лохмариекера и Плуарзеля. Священные круги Абири и Стон Генга; ряди Корнака. Дольмены Корнуаля. Крытые галереи Мюнстера, Сомюра и Гавриниса.. 1
II. ЭТРУСКИЕ И ПЕЛАЗГИЙСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Акрополи Сипуля и Тарента; Микены: ворота Львов и сокровища Атреи. Монте Цирцелло. Алатрия. Цер . 12
III. ЕГИПЕТ.
Пирамиды Фивы, Ипсамбул.21
IV. АЗИАТСКАЯ АРХИТЕКТУРА.
Иерусалим. Ниневия. Вавилон. Персеполис. Еллора . 32
V. ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО.
§ 1. Афины. Акрополис. Пропилеи: храм Бескрылой Победы; Парфенон; Пандразейон; храм Тезея; хорагический памятник Лизикрата..49
§ 2. Греческие памятники в Италии и Азии. Пестум; Сегеста; храм Дианы в Ефесе и могила Мавзоля (Мавзолей) .67
VI. АНТИЧНЫЙ РИМ.
§ 1. Римский форум. Капитолий. Арка Септима Севера; храм Антонина и Фаустины; арка Тита; храм Мира; арка Константина. Колизей. Термы Каракаллы .. 77
§ 2. Пантеон; театр Марцеллы; колонна Траяна, мол Августа и Андрияна: надгробные монументы и памятники; водопроводы. Взгляд на Римскую Италию .. 90
VII. РИМСКИЙ МИР.
§ 1. Запад. Четвероугольный дом в Ниме; Отенские и Реймские ворота. Боневентская арка; арка в Оранже; арка святых. Могила в С. Реми. Арены в Ниме и Арле. Театр Оранжа. Термы Юлиана. Алькантарский мост. Мосты Гарды и Сеговии . 105
§ 2. Пальмира и Бальбек...118
VIII. ЛАТИНСКИЙ И ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛИ.
§ 1. Несколько слов о базиликах. Св. Павел вне стен; св. Мария Старшая; св. Климент; св. Констанция; крестильня Константина; св. Этиен - круглый ...124
§ 2. Св. София в Константинополе. Св. Виталий Равены. Св. Марк в Венеции. Сент-Фронт. Ангулемский собор.. 131
IX. ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА РОССИИ.
§ 1. Византийское влияние. 989—1475. Базилика в России. Десятинная церковь в Киеве; Софийский собор в Киеве; Новгородский Софийский собор; собор Спаса Преображения в Чернигове.149
§2. Национальное искусство. 1475—1689. Московский кремль. Успенский собор. Собор Архангела Михаила. Покровский собор или церковь Василия Блаженного в Москве. Подмосковные села русских государей ...102
X. ВОСТОЧНАЯ АРХИТЕКТУРА.
§ 1. Арабский стиль. Мечеть Омара; Ебен Тулун; могилы Каира; Алгамбра и мечеть в Кордове. Мавританская стена Сеговии. Ахметова мечеть . 180
§ 2. Индия. Джагернат. Монгольские памятники в Дели..195
§ 3. Персия и Китай. Мечети и дворцы Испагани. Мосты, колонны. Фарфоровая башня. Несколько слов об Америке.200
XI. РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1000—1250.
Шпеейрский собор. Сент Этиен в Кане, св. Евтропий; собор в Пюи; св. Сернин; св. Егидий; собор Божией Матери в Пуатие. Манский собор .. 207
XII. ГОТИКА.
§ 1. Соборы готического стиля. Соборы Амиенский, Шартрский, Бургский, Реймский и Стразбургский .. 225
§ 2. Лучистый и пламенистый стили готики и готика времен возрождения. Сент-Оуен в Руане; Сент-Этиен в Меце и св. Евстафии в Париже .. 243
§ 3. Гражданские и военные постройки средних веков. Каркасон; Егю-Морт; Прованс, Кусси; ратуша в Брюсселе..251
XIII. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ.
§ 1. Что соответствует романскому и готическому стилям в Италии? Пиза, собор, крестильня, наклонная башня. Ассиз. Сиена. Флоренция: собор, крестильня, колокольня. Миланский собор...201
§ 2. Возрождение XVI столетия. Дворцы Рима: дворец Массина де-Фарнезов. Собор св. Петра в Риме 277
XIV. СТИЛЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ В РОССИИ 1689—1858.
§ 1. Архитектура церквей в XVIII и XIX столетиях. Казанский собор в С.-Петербурге ... 295
§ 2. Исаакиевский собор. Вид и принадлежности современного храма. История Исаакиевского собора. Общий вид его; описание наружных и внутренних его частей 303
XV. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ.
Блоа, Шонансон. Шамбор. Фонтенебло. Лувр .. 336
XVI. КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ И ЕГО УПАДОК.
§ 1. Версайль. Сент-Сюплис. Театр Бордо. Пале-Руаяль.. 360
§ 2. Маделен. Здание Парижской Биржи. Триумфальная арка Звезды. Станция Северной железной дороги. Водопровод Шомон. Новая Опера.371
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 68,5 МБ).
19 февраля 2018, 17:23
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий