наверх
 

Лифанов М. И. О быте при коммунизме. — Москва, 1961

О быте при коммунизме / М. И. Лифанов. — Москва : Госполитиздат, 1961  О быте при коммунизме / М. И. Лифанов. — Москва : Госполитиздат, 1961
 
 
 

О быте при коммунизме / М. И. Лифанов. — Москва : Госполитиздат, 1961. — 37 с. — (Библиотечка знаний о коммунизме; 7).

 
 
 

[Аннотация]

 
Кому не хотелось бы заглянуть в будущее, пройтись по широким, светлым улицам коммунистического города, побродить в тенистых парках его микрорайонов, осмотреть великолепные дома, познакомиться с бытом их жителей, всесторонне развитых людей коммунистического общества.
 
В этой брошюре рассказывается об основных чертах быта при коммунизме. Автор, доцент, старший преподаватель этики Высшей школы ВЦСПС, знакомит читателя с обликом городов и поселений будущего, с коммунистическим образом жизни семьи, с различными видами коммунального обслуживания, общественного питания, с организацией отдыха. Много внимания в брошюре уделено тому, что делается сейчас для приближения будущего, для развития коммунистических элементов быта, повседневно возникающих в нашей кипучей трудовой действительности.
 
Брошюра рассчитана на широкий круг читателей.
 

 

 

[Полный текст издания]

 
Представьте, читатель, что мы идем с вами по улицам города будущего. Широкие, залитые светом магистрали нигде не пересекаются на одном уровне, и стремительные автомашины, по форме напоминающие ракеты, на большой скорости проносятся мимо нас. Вы заметили, они не поднимают пыли, улицы абсолютно чисты; встроенная прямо в мостовую система отсоса пыли неплохо справляется со своей задачей.
 
Посмотрите вокруг, как свободно располагаются среди зелени садов и парков величественные здания. Только на участке, оставшемся от старого города, как музейная редкость сохранился квартал тесно сгрудившихся домов с подслеповатыми окнами в стиле XIX столетия.
 
Город свободно и глубоко дышит каждой частицей своих больших легких: ведь здесь теперь нет такого уголка, который в избытке не получал бы свежего воздуха и живительных солнечных лучей. И так же как исчезли с лица города кривые и узкие переулки, грязные дворы-колодцы и чахлые, отравленные дымом и бензиновой гарью деревца, так ушли в прошлое пережитки старого быта, на борьбу с которыми нашему обществу пришлось затратить так много усилий.
 
Вы видите вокруг себя не только великолепие города и природы, но, что главное, прекрасных людей, с чертами высокого благородства и воспитанности, гордых тружеников нового общества, нового быта.
 
Но, чтобы нам познакомиться с элементами этого быта, нет необходимости совершать путешествие в далекое будущее, потому что уже сегодня, сейчас мы ведем развернутое коммунистическое строительство, которое глубоко меняет весь наш быт. И хотя в яркой, большой жизни советского общества иногда всплывают остатки прошлого, у нас уже накопилось столько замечательных черт коммунистического быта, что по ним мы можем верно судить о нашем будущем.
 
Разве не ясно, что повсеместно начавшееся по инициативе самих трудящихся соревнование за коммунистический быт проникнуто одним желанием, одним стремлением: жить хорошо, дружно, по-коммунистически.
 
Трудящиеся страстно хотят приблизить будущее, воспитать в себе те качества и привычки, приобрести те навыки, которые необходимы в коммунистическом обществе. Призыв нашей партии: уже сегодня растить нового человека, усвоившего прочно моральный кодекс строителя коммунизма, стал требованием всей советской общественности. Этот вопрос громадной социальной значимости. Ведь повышение коммунистической сознательности трудящихся еще больше укрепляет идейно-политическое единство рабочих, колхозников и интеллигенции, способствует постепенному слиянию их в единый коллектив тружеников коммунистического общества. «Чем выше сознательность членов общества, — говорится в проекте новой Программы КПСС, — тем полнее и шире развертывается их творческая активность в создании материально-технической базы коммунизма, в развитии коммунистических форм труда и новых отношений между людьми и, следовательно, тем быстрее и успешнее решаются задачи строительства коммунизма». Вместе с построением коммунизма претерпит значительные изменения и весь уклад быта людей.
 
Каждый человек в повседневной жизни испытывает воздействие окружающей его среды. И здесь большую роль играет быт, существенными сторонами которого являются, во-первых, культура благоустройства и, во-вторых, культура личных общений. И та и другая стороны зависят в конечном счете от характера социально-политического строя.
 
При этом сами люди в личной жизни привносят в бытовую обстановку и в свои отношения много своеобразных черт, зависящих от их воспитания и занятий.
 
В культуре благоустройства они приспосабливают жилище к своим потребностям и вкусам, известным образом создают уют, пользуются предметами повседневного обихода. Благоустройство не только отдельного жилища, но и всего города, поселка — неотъемлемая черта нового, здорового быта.
 
В еще большей мере люди вносят индивидуальные черты в культуру личных отношений: они вступают в общения дружбы и товарищества, в определенном возрасте — в брачные отношения, строят семью и тем самым создают общение соседства, нуждаются во взаимных услугах и одолжениях.
 
Поведение людей в быту представляет собой, таким образом, довольно обширную сферу общений, проявления их культурности, умственных интересов, моральных запросов, эстетических вкусов, обычаев, традиций и нравов. Главное для быта, разумеется, не одна только материальная обстановка, а то, как люди относятся друг к другу, в чем видят они свое счастье, красоту и благородство жизни. Здоровый и культурный быт позволяет людям укреплять свои физические и моральные силы, сохранять здоровье, поддерживать хорошее самочувствие.
 
Здесь важно именно то, как человек относится к бытовой обстановке в целом — и в рамках семьи и того поселения, в котором он живет. Использует ли он возможности своего быта для культурного роста или становится рабом домашних вещей, обожателем избранного им узко-личного уклада жизни.
 
В этой брошюре мы расскажем о материальных и моральных основах коммунистического быта, о важнейших сторонах повседневной жизни и культуре быта советских людей. Так как многие вопросы этой темы были затронуты в предыдущих брошюрах¹ серии «Библиотечка знаний о коммунизме», здесь мы остановим внимание лишь на важнейших из них, и только в таком объеме, который позволяет не дублировать ранее сказанное. Уже на первых страницах вступления мы немного познакомились с лицом города коммунистического завтра. Пусть же наша первая глава так и называется: «Города и поселения будущего».
____________
¹ Смотрите брошюры: Э. В. Струков «Человек коммунистического общества», коллектив авторов «Коммунизм входит в нашу жизнь», Г. Е. Глезерман «Коммунизм и труд».
 
 

ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО

 
Прежде всего дадим слово специалисту. Вот как представляет себе город будущего один из столичных архитекторов: «Город смутно ширится над садами, растет к небу. Фасады с окнами — полнеба каждое — одеты в белый с отливом в золото или старинное серебро искусственный материал. Они горят на солнце, сияют в лунные ночи. А рано вечером осенью, когда еще не взошла луна, излучают тихий блеск, и дома кажутся засыпанными с головой золотом листьев. И вот мы выходим на центральную магистраль — к шуму толпы, музыке, автомобилям... Архитектура ее построена на контрастах. Башни касаются облаков, а рядом низкие залы обнимают землю. Когда загораются огни, силуэт города напоминает горы. И еще ближе к образу гор он будет на рассвете. И даже в резком свете дня он сказочен. Подумайте, — говорит архитектор, — что делает силуэт города увлекательным? Да, неожиданность! Человек идет по улице, и вдруг перед ним открывается вид на набережную с блеском воды...»
 
Все в этом городе создано человеком и для человека. Здесь гармонично сочетаются общественные здания и жилые дома. Повсюду созданы максимально благоприятные условия и для взрослых и для детей.
 
Город состоит из отдельных микрорайонов, в которых сосредоточены все элементы культурно-бытового обслуживания. Посмотрите, как удобно для жителей каждого микрорайона расположены и школы, и детские сады, и магазины, и комбинаты бытового обслуживания. Здесь все под руками. Чтобы ни потребовалось человеку, все он может найти в своем микрорайоне, недалеко от дома. И благодаря этому у него сберегается много драгоценного, свободного времени, которое когда-то приходилось тратить на длительные поездки по всему городу.
 
Великолепные бытовые условия для всех помогают людям всесторонне развивать свои качества и потребности, совершенствоваться физически и морально. Распространенность высокой культуры здесь повсеместна, ею каждый пользуется по потребностям гармонично развитых людей.
 
Так ли далек от нас по времени город, который мы попытались мысленно представить себе?
 
Нет. Такие города уже планируются и строятся в нашей стране, города будущего, которые дадут людям не только прекрасные условия жизни и быта, но еще и возбудят в них самые радостные впечатления.
 
Так, например, в недалеком будущем в Оренбургской степи возникнет красивый город Светлый, в котором будут жить рабочие никелевого горнометаллургического комбината. В микрорайонах этого города для жителей предусмотрены школы, кинотеатры, клубы, библиотеки, магазины, детские сады, целые больничные городки и много других культурно-бытовых учреждений. На берегу озера Кайран-Куле будет разбит парк, построен стадион.
 
Само название — Светлый, свидетельствует о том, что у жителей этого города будет много света и солнца, чистого воздуха и зелени.
 
Уже сейчас усилено внимание к озеленению городов, вокруг каждого из них будет зеленое кольцо в 5—10 километров шириной. В самых лучших природных условиях, где будет много свежего воздуха, света, воды, где будет меньше городского шума, расположатся общественные дачи, палаточные городки, туристские лагеря и различного рода базы культурного отдыха.
 
Коммунистическая партия и советское правительство проявляют постоянную заботу об улучшении условий жизни и быта трудящихся городов. С каждым годом все больше строится жилищ и коммунальных предприятий, совершенствуется городское хозяйство. Так, за минувшие пятнадцать лет в 580 городах сооружены водопроводы, в 35 открыто трамвайное и в 38 троллейбусное сообщение. Построено большое число бань, прачечных, гостиниц, проведены значительные работы по сооружению городских мостов, дорог и тротуаров, по благоустройству улиц, площадей и дворов.
 
Широкий фронт этих работ все больше распространяется и на наше село, что благоприятно отражается на всем укладе сельской жизни.
 
Например, в совхозе «Заря коммунизма», Московской области, начато строительство экспериментального агрогорода, жилая часть которого будет застроена четырехэтажными крупнопанельными благоустроенными домами с центральным отоплением, водопроводом, канализацией и газом. На территории города расположатся стадион, гостиница, клуб с залом на 500 мест, школа-интернат, торговый центр, поликлиника, детский сад и ясли. Агрогород рассчитан более чем на 3 тысячи жителей. Сюда съедутся люди из 40 мелких деревень.
 
Совхоз «Заря коммунизма» станет прообразом агрогородов. Усадьбы совхозов уже в недалеком будущем станут застраиваться многоквартирными четырех-, пятиэтажными домами с центральным отоплением, канализацией, водопроводом, ванными комнатами. В благоустроенных жилых зонах разместятся типовые здания школ, клубов, детских садов и яслей, столовых и магазинов, кинотеатров и других культурных учреждений, будут применяться совершенные средства передвижения.
 
Деревенская жизнь поднимается на уровень городской культуры. Возьмем хотя бы колхоз им. Ленина, Полтавской области. Здесь намечено в семилетке построить дом культуры, дом отдыха и дом для престарелых колхозников, столовую, банно-прачечный комбинат, пекарню. Детские ясли на 100 мест уже построены.
 
А в укрупненном колхозе «Ленинский путь», Ленинградской области, построены четыре клуба, две школы, намечено строительство дворца культуры, стадиона, кинотеатра и парашютной вышки. Духовные запросы колхозников растут день ото дня. Библиотекарь колхоза Тамара Михайловна Нежданова жалуется: «Не хватает книг, особенно новинок художественной литературы. Странно как-то в городе рассуждают: дескать в деревне могут и подождать. Не могут! Наши люди, знаете, какие? Им вынь да положь новый роман».
 
В колхозах нет теперь одних лишь производственных статей расхода, — колхозные деньги расходуются также и на культуру, на благоустройство быта людей.
 
И в городе и в деревне строительство коммунистического быта осуществляется на основе глубокого научного предвидения, что позволяет активно воздействовать на процесс воспитания человека будущего.
 
В нашей стране разрабатываются генеральные планы развития городов и проекты планировки сельских населенных мест, типовые проекты экономичных и удобных жилищ. На макетах будущих городов и поселений можно увидеть гармонично расположенные комплексы строений, которым отводится роль культурных и организующих центров общественной и личной жизни.
 
Сравнивая планировку и застройку Нью-Йорка и Москвы, Н. С. Хрущев говорил: «Капиталистическое направление в городском строительстве мало считается с жизненными потребностями людей. Я невольно с гордостью сравнивал это с нашим социалистическим развитием градостроительства, где планировка и строительство городов подчинены человеку, заботе о нем, созданию больших удобств».
 
Социалистическая архитектура ищет выражения своеобразия духовной и материальной жизни людей. Эта задача успешно решается советскими архитекторами и строителями. Загляните в районы новостроек Москвы и Ленинграда, Киева и Баку, молодых городов — Небит-Дага и Альметьевска, Тайшета и Норильска — и вы увидите здесь то общее, что характеризует современное жилище советского человека. Удобно и уютно, просто и красиво — все это отражает большую заботу об условиях жизни трудящихся.
 
 

КАКИМ ОН БУДЕТ — ДОМ БУДУЩЕГО?

 
«Здание, громадное, громадное здание, каких теперь лишь по нескольку в самых больших столицах, — или нет, теперь ни одного такого! Оно стоит среди нив и лугов, садов и рощ.
 
...Чугун и стекло, чугун и стекло — только. Нет, не только: это лишь оболочка здания, это его наружные стены; а там, внутри, уж настоящий дом, громаднейший дом, он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром; оно образует вокруг него широкие галереи по всем этажам. Какая легкая архитектура этого дома, какие маленькие простенки между окнами, — а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей!»
 
Так представлял себе дом будущего великий русский мечтатель, социалист-утопист Н. Г. Чернышевский. Он попытался даже описать в подробностях обстановку и убранство этого дома. Легкая алюминиевая мебель (а ведь во времена Чернышевского из алюминия делали только серьги и брошки!), промежутки между окнами одеты огромными зеркалами, полы устланы коврами, кроме тех мест, которые отведены для игры детей или для танцев взрослых. На широких столах расставлены хрустальные вазы с цветами, и вся сервировка — это алюминий и хрусталь.
 
Конечно, в наше время мы по-иному представляем себе дом будущего, потому что мы на сто лет ближе к коммунизму, чем Чернышевский. Ему тогда приходилось только силой своего воображения воссоздавать облик дома будущего. Мы же сейчас видим в реальной жизни многообразные экспериментальные поиски лучшего образца жилища человека коммунистического общества.
 
Самое главное, что в этих поисках учитывается необходимость обеспечить массовое строительство благоустроенных домов с отдельными квартирами для каждой семьи. «КПСС ставит задачу разрешить самую острую проблему подъема благосостояния народа — жилищную проблему, — указывается в проекте Программы Коммунистической партии Советского Союза. — В итоге второго десятилетия каждая семья, включая семьи молодоженов, будет иметь благоустроенную квартиру, соответствующую требованиям гигиены и культурного быта. Крестьянские дома старого типа в основном заменятся новыми современными домами, либо — там, где это возможно, — будут реконструироваться с проведением необходимого благоустройства. В течение второго десятилетия пользование жилищем постепенно станет бесплатным для всех граждан».
 
В новых домах квартира будет устроена таким образом, что по желанию семьи на той же жилплощади за счет передвижных стенок можно сделать две или три комнаты и превратить в дополнительную жилую комнату индивидуальную кухню.
 
Дома сейчас повсеместно строятся со всеми удобствами — центральное отопление, водопровод, канализация, ванная и душ, хорошее освещение и газ. При этом учитывается наибольшая целесообразность в количестве этажей здания и комнат в квартирах.
 
Н. С. Хрущев, будучи в Финляндии, беседовал там с членом правления финского жилищно-кооперативного товарищества фон Херцен:
 
— Какова высота комнат во вновь построенных домах? — спросил Н. С. Хрущев.
 
— 2,5 метра, — ответил фон Херцен.
 
— С каким количеством комнат строится большинство квартир?
 
— Большинство — это двух- и трехкомнатные квартиры с кухней. Строятся и однокомнатные квартиры.
 
— Какое количество этажей предпочитаете вы иметь во вновь строящихся домах? — поинтересовался Н. С. Хрущев. Ему ответили, что наиболее экономичными и удобными, по подсчетам финских строителей, признаны четырехэтажные дома без лифта.
 
— Мы придерживаемся такого же мнения. Кстати говоря, к таким же выводам пришли и англичане, которые строят чаще всего такие же жилые дома.
 
Разумеется, как и в каждом правиле, здесь могут быть исключения. При планировке нового города рельеф местности и другие обстоятельства в иных случаях позволят лучше всего разместить, например, трех- и девятиэтажные дома. Во многих наших городах ведется опытно-показательное строительство жилых кварталов, что позволит найти наиболее целесообразные типы домов и квартир и приемы застройки.
 
Так, например, в ряде городов и сел налаживается строительство домов гостиничного типа, предназначенных для одиноких и небольших семей. В 124-м экспериментальном квартале Невского района города Ленинграда уже возведены такие дома. При них оборудуются павильоны коллективного пользования со стоповой, буфетами, душевыми помещениями и комнатами отдыха.
 
В колхозе им. Димитрова, Ташкентской области, ведется строительство дома молодоженов. Примечательно внутреннее расположение бытовых служб и квартир этого дома. В первом этаже здания разместятся универмаг, гастроном, столовая, швейная и обувная мастерские, фабрика химчистки, парикмахерская. На втором этаже — 27 квартир для молодоженов. Такие жилища создают много удобств, здесь все непосредственно направлено на удовлетворение нужд и запросов живущих в доме людей.
 
Подобные условия быта положительно сказываются на всем строе домашней жизни. Они дают возможность человеку интересно и содержательно проводить свой досуг, общаться с соседями, не утомляя друг друга.
 
Очень важно, чтобы в доме каждого труженика окружала удобная и благоприятная обстановка. Возьмем хотя бы мебель. В современном градостроительстве многие предметы мебели встраиваются в стены квартир (шкафы, книжные полки, выдвижные столики и т. д.). Другие предметы свободно располагаются в комнатах в соответствии со вкусом жильцов, стилем нашего образа жизни и гигиеническими требованиями. Здесь господствуют те же правила, что и в архитектуре: красиво, просто, удобно, без излишеств.
 
В самом деле, легкое, изящное кресло, с хорошо найденными пропорциями, гладкой отполированной поверхностью, куда удобнее для пользования, чем громоздкое резное кресло, ручки которого превращены в львиные лапы, ножки — в копыта, а витиеватые бороздки его орнамента словно специально придуманы для сбора комнатной пыли.
 
Разумеется, не всегда еще предоставляется возможность приобрести новую мебель, но надо стремиться приближать обстановку к современным понятиям об уюте и комфорте. В квартире, комнате лучше оставить только те предметы меблировки, которые действительно необходимы.
 
Непременным спутником советского человека стала книга. Для хранения книг можно пользоваться не только книжными шкафами, но и стеллажами, легкими переносными полочками.
 
Большое значение имеет хорошее освещение квартиры, комнаты. Удобны для пользования, например, легкие, изящные переносные источники света — торшеры, консольные лампы. Сейчас широко в наш быт входят новые виды бра и настольных ламп, новые модели люстр. Все это значительно украшает быт, вызывает приятные ощущения и позволяет удобнее отдыхать. Стоит, например, торшер приблизить к креслу или дивану-кровати — и создан уголок для чтения, игры в шахматы, вышивания.
 
А как резко меняют художественный облик жилья хорошие обои, декоративные ткани, занавески на окнах! Квартира приобретает нарядный, привлекательный вид. Важно, чтобы все это создавало обстановку радости, ласкало взор человека, не утомляло бы его своей пестротой и тяжеловесностью. Простой и лаконичный рисунок на обоях спокойного тона, декоративные ткани радостных расцветок, легкие светлые занавеси придадут комнате уют и выразительность. Одним словом, нужно исходить во всем убранстве комнаты из целесообразности и пользы.
 
Как писал В. Маяковский:
 
Изящество,
— это стопроцентная польза.
Удобство одежд
и жилья простор.
 
У нас идет сейчас бурный процесс развития всесторонних эстетических потребностей широких масс. Трудящиеся воспитывают в себе высокие эстетические вкусы, и это в огромной мере определяет спрос на все изящное, удобное и прочное в предметах быта. Тут и желание украсить свое жилище хорошей картиной, приобрести искусно выполненные предметы обихода, посуду современных форм и отличного качества и др.
 
Трудно предположить в подробностях все многообразие вкусов и привычек людей будущего. Ведь быстрое развитие науки и техники, культуры и искусства будет все время изменять окружающую человека обстановку. Уже сейчас химики дают все новые и новые высококачественные материалы, машиностроители — удобные для пользования приборы бытового назначения, художники совершенствуют предметы декоративно-прикладного искусства.
 
Недалеко то время, когда в комнатах наших квартир мы будем сами создавать и регулировать искусственный климат путем кондиционирования воздуха, когда все тяжелые домашние работы будут переложены на плечи умных машин. Но удобства жилья, создаваемые нашим обществом для человека, отнюдь не предназначаются для того, чтобы он замкнулся в своем уютном мирке, отгородившись от большой жизни со вкусом сделанными портьерами.
 
Квартира коммунистического быта — это не только несколько наших комнат и предметы домашнего обихода в них. Нет. Это понятие гораздо шире, потому что человеку в нашей стране принадлежит все — и дома, и парки, и клубы, и театры, и стадионы, и санатории. Наш личный быт тесно переплетается с общественным. Теперь нельзя и помыслить, как можно обойтись без яслей и детских садов, без школ-интернатов и пионерских лагерей, без столовых, домовых кухонь и комбинатов бытового обслуживания.
 
Общественным формам быта и будет посвящена следующая глава.
 
 

ОБЩЕСТВО — ЧЕЛОВЕКУ

 
В тридцатые годы, когда бурно шел процесс индустриализации нашей страны и коллективизации сельского хозяйства, на заводах, фабриках, в учебных заведениях стали появляться бытовые коммуны. Это были в своей основе коммуны потребительского типа, с общей кассой и некоторыми формами пользования общим имуществом. Коммуны были, например, у строителей Сталинградского тракторного завода. Вот как об этом рассказывает один из участников строительства:
 
«В первые же дни мы организовали в бараке бытовые коммуны. Это было тогда модно. Все в коммунах считалось общим. Каждый мог взять у тебя с кровати одеяло и накрыться им, каждый мог надеть твою рубашку. Бывало, что у кого-нибудь из ребят износится обувь; тогда он брал у соседа ботинки и оставлял его на целый день разутым.
 
У одного из моих товарищей я спросил однажды:
 
— Откуда у тебя новые брюки?
 
Он ответил:
 
— Это брюки не мои, их купила коммуна, и я не знаю, кто их будет носить завтра...»
 
В бытовых коммунах не ограничивались только приобретением бытовых вещей, было организовано также совместное посещение театров, кино, проводились совместно вечера отдыха и т. д. Но очень многое в таких коммунах шло от мелкобуржуазной уравниловки, от неправильных представлений о коммунизме. Заблуждением здесь было то, что в коммунах стремились отменить личную собственность на предметы потребления.
 
При коммунизме общественная собственность простирается на землю и другие средства производства, а личная собственность — на остальные продукты, то есть на предметы потребления. Бытовые коммуны тридцатых годов не получили своего дальнейшего развития. Что касается потребительской стороны жизни этих коммун, то она не могла быть тогда налажена по-настоящему из-за недостатка общественных столовых, общественных прачечных, отсутствия доставки продуктов на дом и т. д. В коммунах преобладала уравнительность в использовании заработков или стипендий. В цеховых «коммунах», например, заработки складывались и потом делились поровну.
 
Не было для этих коммун также достаточных моральных стимулов.
 
Потребительская коммуна представляла собой один из видов обычного общежития людей, и если даже в ней было бы превосходно налажено общественное питание, все равно там отсутствовали подлинно коммунистические начала быта, и такая коммуна их не могла дать.
 
Для коммунистического быта недостаточно одного лишь потребительского уклада, хотя бы он и стоял на высоком уровне. Для этого необходимо полное благосостояние и всестороннее развитие личности, чтобы у всех была идейная преданность коммунизму, чтобы общая идея, общая цель объединяли строителей коммунизма во всех сферах их деятельности. Но означает ли это, что жилищной оболочкой коммунистического быта будут дома-коммуны, в которых совмещаются квартиры и столовые, всевозможные коммунально-бытовые службы и учреждения культуры?
 
В отдельных случаях, видимо, может быть использована и такая форма жилья. Мы уже приводили пример с домами гостиничного типа для молодоженов и малосемейных.
 
Но, как правило, культурно-бытовые учреждения не будут располагаться в непосредственном соседстве с семьей. Для них в микрорайонах будут отведены специальные наиболее удобные места.
 
При коммунизме завершится переход от существующего еще ныне раздельного домашнего хозяйства и индивидуального обслуживания к коллективному хозяйству и общественному удовлетворению бытовых нужд людей. Коллективные формы общественного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания станут преобладающими.
 
Сейчас наша промышленность и сеть ателье бытового обслуживания все в большей мере удовлетворяют потребности самых широких слоев населения: разветвленная сеть ремонтных пунктов дает возможность быстро отремонтировать одежду или обувь; сеть домовых кухонь и столовых облегчает домашний труд.
 
Гораздо выгоднее, экономичнее коллективно пользоваться мощными бытовыми машинами, чем иметь их в личной собственности, когда они большую часть времени простаивают. Точно так же рациональнее коллективно пользоваться автомобилями, дачами, садами и огородами. Все это в значительной мере повысит культуру общественного быта.
 
В 1959 году в Москве была американская выставка. Там показывали «чудо-кухню»: автоматика, телемеханика, самоходные машины для мойки посуды и т. д. Характерно, что мощности этой «чудо-кухни» хватило бы на то, чтобы накормить роту солдат, а предназначена она для индивидуального пользования. Принципы индивидуализма, столь милые сердцу буржуазной морали, оказывают огромное влияние и на быт. «Мой дом — моя крепость» — такова сущность буржуазного быта.
 
Советские туристы однажды посетили в США одну американскую семью. В этой семье откладывают деньги на покупку усовершенствованной кухни. Такая кухня новейшей модели, по мнению хозяйки дома, полностью должна раскрепостить женщину от домашнего хозяйства. Плита с самыми разнообразными кнопками, система духовых шкафов, посудомоечная машина, стенной холодильник-морозильник, стиральная машина и тому подобное.
 
Но эта механизация не обеспечивает свободного развития женщины. Она остается прикованной к домашнему хозяйству, хотя и с меньшей затратой физического труда.
 
Никакая механизация быта сама по себе не создает наилучших условий для отдыха и досуга женщины. Необходимы социальные изменения, чтобы каждый человек имел достаточно свободного времени для своего развития и культурного образа жизни. Только общество, строящее коммунизм, по-настоящему заботится об освобождении женщины от тяжелого домашнего труда. В проекте Программы КПСС, в частности, предусматривается «...обеспечить условия для сокращения и облегчения женского труда в домашнем хозяйстве, а затем создать возможности для замены этого труда общественными формами удовлетворения материально-бытовых нужд семьи. С этой целью широкое распространение в домашнем хозяйстве получат усовершенствованные дешевые бытовые машины, приспособления, электроприборы; полностью будут удовлетворены в ближайшие годы нужды населения в предприятиях бытового обслуживания».
 
Одной из общественных форм быта является коммунальное обслуживание. Оно включает в себя выполнение индивидуальных заказов трудящихся на изготовление одежды, обуви, починку личных вещей, стирку белья, ремонт квартир, работу бань и парикмахерских, ремонт телевизоров, радиоприемников, холодильников. Функции предприятий коммунального обслуживания постоянно расширяются, так как в быт советских людей входит новая техника, растет благосостояние советских людей. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению бытового обслуживания населения». Это постановление, являющееся проявлением заботы Коммунистической партии о нуждах советских людей, наметило практические мероприятия по дальнейшему удовлетворению потребностей советских людей.
 
Постоянно растет сеть бытовых предприятий. В нашей стране используются самые различные формы коммунального обслуживания. Назовем хотя бы систему прокатных пунктов. Она позволяет значительно сократить количество вещей, находящихся в собственности у населения, дает возможность коллективно пользоваться отдельными предметами домашнего обихода. Иногда приходится слышать такие рассуждения: раз при коммунизме все будут получать по потребностям, то, следовательно, у каждого накопится много различных вещей. Это наивное представление о коммунизме. Именно потому, что человек в любое время сможет получить нужную ему вещь, непосредственно в личном быту его будет окружать небольшое количество абсолютно необходимых предметов.
 
И, конечно, прав писатель-фантаст И. А. Ефремов, когда, изображая быт коммунистического общества, он так описывает переезд с одного места на другое одного из своих героев:
 
«...Дар Ветер собрал все мелкие вещи, принадлежащие ему лично, уложил в шкатулку пленки с изображениями и голосами близких и важнейшими записями собственных мыслей. Со стены он снял... репродукцию древней русской картины, со стола — бронзовую статуэтку. Все это, с небольшим количеством одежды, поместилось в алюминиевый ящик с кругами выпуклых цифр и линейных знаков на крышке. Дар Ветер набрал сообщенные ему координаты, открыл люк в стене и толкнул туда ящик. Он исчез, подхваченный бесконечной лентой. Потом Дар Ветер проверил свои комнаты. Уже много веков на планете отсутствовали какие-либо специальные уборщики помещений. Их функции выполнялись каждым обитателем, что было возможно только при абсолютной аккуратности и дисциплинированности каждого человека, а также при тщательно продуманной системе устройства жилья и общественных зданий, с их автоматами очистки и продува.
 
Окончив осмотр, он повернул рычаг перед дверью вниз, давая сигнал на станцию распределения помещений, что занимавшиеся им комнаты освободились, и вышел».
 
Не правда ли, картина, отличающаяся от современного переезда?
 
В нынешних условиях мы еще нередко вынуждены держать в личном пользовании слишком большое количество вещей, которые не всегда находят себе повседневное применение.
 
Под влиянием достижений новой техники коммунальное обслуживание будет претерпевать постоянные изменения. Так, создание мебели из пластических масс, обладающих значительно большей прочностью, чем дерево или даже металл, приведет к ликвидации пунктов по ремонту мебели, то есть мебель практически станет почти вечной; внедрение полупроводниковых приемников и телевизоров, отличающихся исключительно большим запасом надежности, приведет к ликвидации пунктов по их ремонту; синтетические продукты дадут возможность получать высокопрочную обувь, долгое время не нуждающуюся в починке и заменяемую только по эстетическим соображениям; новые синтетические ткани, не требующие ни кипячения, ни глажения, значительно облегчат работу общественных прачечных и т. д.
 
Вся система коммунального обслуживания является одной из наиболее важных форм организации общественного быта.
 
Не меньшее значение имеет здесь и создание системы общественного питания, полностью удовлетворяющей самые разнообразные потребности трудящихся. Это дает возможность освободить женщину от утомительной, исключительно малопродуктивной работы на кухне.
 
Говоря о нерациональности индивидуального приготовления пищи, Ф. Энгельс отмечал: «Возьмем приготовление пищи, — сколько затрачивается зря места, продуктов и рабочей силы при современном раздробленном хозяйстве, когда каждая семья отдельно готовит нужное ей небольшое количество пищи, имеет свою отдельную посуду... отдельно закупает продукты на рынке, в зеленной, у мясника и у булочника! Можно смело предположить, что при общественном приготовлении пищи и при общественном обслуживании легко было бы освободить две трети занятых этим делом рабочих, причем остальная треть могла бы лучше и внимательнее исполнять свою работу, чем это имеет место в настоящее время»¹.
____________
¹ К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, стр. 542—543.
 
Строительство коммунистического общества необходимо связано с реорганизацией и развитием всей системы общественного питания. Роль предприятий общественного питания постоянно будет возрастать по мере нашего продвижения к коммунизму.
 
В феврале 1959 года Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии и укреплении общественного питания», которое предусматривает коренное улучшение всей нашей деятельности в этой области.
 
К 1960 году в Советском Союзе действовало свыше 131 тысячи предприятий общественного питания, в том числе 102 фабрики-кухни, 49600 столовых и ресторанов, 7900 чайных и 733000 закусочных и буфетов. Все эти предприятия общественного питания имели 3 миллиона 788 тысяч мест, что давало возможность обслужить за обеденное время около 35 миллионов человек.
 
«Надо, — указывал Н. С. Хрущев, — еще шире развернуть сеть фабрик-кухонь, столовых на предприятиях, в высших учебных заведениях, в школах, иметь общественные столовые в жилых домах, чтобы жены семей трудящихся могли ими пользоваться и лучше организовать свое питание. Ставится задача снизить цены на продукты общественного питания».
 
— Нужно сделать так, — говорим мы работникам общественного питания, — чтобы в столовых уже сейчас обед был и вкуснее домашнего и дешевле. Это вполне осуществимая задача.
 
Немалое значение имеет общая обстановка в кафе или столовой. Если там грязно, если распиваются спиртные напитки, если там ругань и галдеж, то никакие тонкости кулинарии не могут привлечь туда семейных посетителей. Сумели же в Таллине хорошо наладить общественное питание. В этом городе имеется большое количество столовых и кафе, где люди завтракают, обедают, ужинают целыми семьями. Это характерная черта семейного быта. Пора и в других местах задуматься об организации семейного питания в столовых и кафе, продумать, как лучше организовать проведение таких «семейных» обедов или ужинов.
 
Самообслуживание и саморасчет, вводимые во многих столовых наших городов и населенных пунктов, — это уже черты нового быта. Школой коммунистической сознательности назвали рабочие и служащие столовую № 22 Кировского района города Ленинграда. В день эту столовую посещает в среднем 800 человек. И каждый рассчитывается за полученный обед, завтрак или ужин сам, если надо, берет сдачу из открытой кассы. Недостачи в кассе не бывает.
 
Столовые и кафе было бы неправильно рассматривать только как места, где люди едят. Некоторые хозяйственники, некритически относясь к западным образцам, переняли «американскую» систему: высокие столики без стульев, чтобы посетитель не задерживался.
 
Слов нет, такая система, может быть, и необходима на привокзальных площадях, но еда стоя, без возможности удобно расположиться за столом, спокойно посидеть — не является разумной организацией общественного питания.
 
...В Ленинграде, на Московском проспекте, в районе нового жилищного строительства, есть не очень большое кафе. Днем это обычная молочная столовая, каких десятки, а вечером... вечером в это кафе далеко не всегда можно попасть и приходится стоять, ожидая, когда освободится место. Впрочем, как правило, стоять приходится долго, так как посетители кафе не торопятся оставить его. Это комсомольско-молодежное кафе называется «Спутник». Чем же отличается оно от десятков и сотен ему подобных кафе? Прежде всего уютной обстановкой, отличной кухней, хотя в меню не так уж много блюд одновременно. В кафе можно выпить бокал хорошего напитка, поужинать, встретиться с друзьями за дискуссионным столом.
 
Тут проводятся встречи с художниками, писателями, артистами. Можно и просто посидеть за разговором с приятелем, не заказывая дорогого ужина, можно сыграть в шашки или шахматы, почитать газеты или просто послушать музыку.
 
К сожалению, таких кафе пока очень мало. Некоторые из них, носившие имя «комсомольско-молодежных», превратились в кафе обычного типа.
 
В Москве, на Арбате, одно время существовало неплохое молодежное кафе «Ленинградское». Там можно было послушать музыку, потанцевать, почитать газету. Но под тем предлогом, что во время танцев поднимается пыль (?), танцы отменили, шахматные столики накрыли скатертями, прекратили выписывать газеты и журналы...
 
Что же привело к таким переменам в молодежном кафе? Позиция, занятая отдельными руководителями торговых организаций. Если в кафе уютно и интересно, то посетитель задерживается и «может есть свое пирожное полтора часа», а то и больше. А это ведет к «недовыполнению» финансового плана, к «снижению оборачиваемости посадочных мест»...
 
Один из работников общественного питания даже заявил:
 
— Стихи в кафе? Сроду этого не бывало. О танцах я уж и не говорю. Места не предвижу... Вы на клубы нажимайте, пусть молодежь там развлекается. Наше дело — накормить. Кафе есть кафе, и незачем ему приклеивать ярлык «молодежного». Не было у нас таких кафе и не будет.
 
Принцип совершенно ясен, отмечает журнал «Крокодил», рассказавший эту некрасивую историю: «посадочные кафе должны вращаться в денежном обороте, как столики спиритов. Выпил, закусил — повтори. Если нет — катись».
 
Опыт показывает, что молодежные кафе можно и нужно создавать. Они неплохо помогают в воспитательной работе с молодежью и, кроме того, хорошо сочетают еду и отдых. Это важный момент правильной организации общественных форм быта.
 
В последнее время появились новые предприятия общественного питания — домовые кухни. За короткий срок они завоевали большую популярность у населения. Умеренные по цене, хорошо приготовленные обеды можно брать на дом. Это уже значительно облегчает домашнюю работу..
 
На одной из лекций «О коммунистическом быте» поступила записка с вопросом: «Сохранятся ли при коммунизме рестораны?» Спрашивающий пояснил, что он отрицательно относится к существующим ресторанам и что вся система общественного питания, по его мнению, есть нечто антиобщественное (?!) Там дескать нет контроля и каждый может делать, что хочет (?). Есть факты, когда при разборе персональных дел тем или иным нарушителям комсомольской дисциплины ставили в вину посещение кафе и ресторанов. В изображении некоторых карикатуристов рестораны есть «исчадие ада», а посетители ресторанов изображаются чуть ли не аморальными людьми.
 
Но разве дело в том, ходит или не ходит человек в ресторан. Важно, чтобы ресторан был местом культурного отдыха, местом, где можно приятно провести вечер. Важно, чтобы среди посетителей ресторанов не было тунеядцев, хулиганов, алкоголиков. И тут слово за общественным контролем.
 
Коммунистическое общество будет иметь хорошо налаженную систему общественного питания. Индивидуальное приготовление пищи в домашних условиях изживет себя, как уже отошло в прошлое, например, домашнее ткачество. В проекте Программы КПСС говорится, что уже в течение 10—15 лет общественное питание сможет занять преобладающее место по сравнению с питанием в домашних условиях. Причем «во втором десятилетии начнется переход к осуществлению бесплатного общественного питания (обедов) на предприятиях и в учреждениях и занятых в производстве колхозников». Постоянная забота, которую проявляют Коммунистическая партия и Советское правительство о развитии системы общественного питания, — вернейшая гарантия того, что эта форма общественной организации быта получит полное развитие в интересах всех трудящихся нашей страны.
 
Общественные формы быта все больше проникают и в область организации отдыха. Гуманизм социалистического строя предполагает создание таких условий, в которых трудящиеся могли бы не только плодотворно трудиться, но и полностью восстанавливать свои силы, укреплять здоровье, сохранять бодрость до глубокой старости, жить значительно дольше, чем мы живем сейчас. Ни в одной капиталистической стране не созданы такие условия для полноценного отдыха трудящихся, как в нашей стране. С первого дня существования Советской власти она ввела прогрессивное трудовое законодательство, ограничивающее рабочий день восемью часами. Сейчас рабочий день в нашей стране равен семи и шести часам, а в недалеком будущем будет еще меньше. Рост благосостояния людей позволяет им спокойно отдыхать. Развитие системы домов отдыха и летних палаточных городков, системы туристических станций и спортивных лагерей дают великолепные возможности для полноценного отдыха.
 
Характерной чертой капиталистического быта является индивидуализм. Он проявляется и в организации отдыха. Если «мой дом — моя крепость», то и развлечения носят индивидуалистический характер. Австралийский публицист А. Мэндер в книге «От шести вечера до полуночи», изображая типичный досуг в капиталистическом обществе, показывает все несчастье людей, которым нечем себя занять в свободное время.
 
Вот наступил вечер, закончена работа, и люди не знают, на что употребить несколько свободных часов. Единственное их желание — это «убить время»: как-нибудь справиться с ним, не превышая при этом нормальной порции скуки, которая является для них привычным состоянием.
 
«Пусть кто-нибудь займет нас в наши свободные часы» — вот предел их желания. А. Мэндер, подчеркивает, что требование развлечений и полная неспособность организовать свой досуг самостоятельно не есть еще самый страшный результат капиталистической цивилизации. Есть другие, еще более антиобщественные способы проводить время.
 
Посмотрите на подростков, пишет Мэндер, которые становятся хулиганами главным образом потому, что в них не воспитали ни серьезных интересов, ни целеустремленности. Посмотрите на тех, кто ведет самую беспорядочную, недостойную человека половую жизнь — просто потому, что больше им нечем заняться.
 
Посмотрите на несчастных пьяниц у дверей уже закрытых на ночь ресторанов — людей, которые, напиваясь до бесчувствия, убивают время самым легким способом. Посмотрите на сотни тысяч несчастных супружеских пар, несчастных только потому, что, не умея интересно проводить свободные часы, мужья и жены дуются друг на друга и убивают время ссорами, пререканиями, брюзжанием.
 
В обществе, члены которого, получив здоровое воспитание, жили бы полной, богатой, осмысленной жизнью, такие факты не имели бы места, а если бы и встречались, то лишь в виде исключения. Приблизительно 90 процентов хулиганства, 80 — сексуальных излишеств, 70 — катастрофического алкоголизма, 60 — неумеренного потребления спиртных напитков и 50 процентов всех семейных неурядиц в конечном счете являются последствиями скуки. Мы обязаны всем этим тому, что большинство людей не научились жить, заключает Мэндер.
 
Разумеется, здесь Мэндер преувеличивает роль «умения жить», он игнорирует социальные, классовые корни перечисленных им явлений. Главная причина этих явлений в капитализме, который развращает людей. Но нельзя не согласиться с тем, что организация досуга имеет очень большое значение.
 
В нашей стране психология обывателя, требующего, чтобы ему помогали «убить время», не является типичной. Строителям коммунизма, совмещающим творческую работу с учебой, имеющим ясную цель в своей жизни, скучать некогда. Формой отдыха, характерной для нашего общества, является активный отдых, то есть отдых, в процессе которого человек что-то делает, что-то создает. Одной из форм активного отдыха является туризм, другой — участие в художественной самодеятельности, третьей — коллекционирование и т. д.
 
Культура новой, более благоустроенной жизни будет существенно улучшаться в той мере, в какой будут рационально использоваться трудящимися культурно-просветительные учреждения, в какой мере сами трудящиеся будут вовлечены в самодеятельность.
 
Культурно-просветительные учреждения не имеют себе равных по возможностям воздействия на быт. Как образно выражалась Н. К. Крупская, они являются своего рода «общественными домашними очагами», где люди находят удовлетворение от разумных занятий, получают разносторонние знания, культурный и здоровый отдых.
 
В нашей стране на общественных началах работают тысячи клубов, десятки тысяч библиотек. А вокруг них — сотни тысяч энтузиастов — общественников. В 1790 народных университетах профсоюзов повышают свой культурный уровень почти миллион человек. Свыше двухсот народных театров объединяют лучших мастеров художественной самодеятельности.
 
Наряду с народными университетами и театрами сейчас все больше появляется любительских клубов или клубов по интересам. Только в Ленинграде функционируют 200 любительских клубов, которые объединяют 70 тысяч человек. Организованная в них работа на общественных началах преобразует культурно-просветительные учреждения, они непосредственно вплетаются в новый быт, так как становятся центрами коммунистического воспитания, любимым местом отдыха.
 
В клубах и домах культуры широко практикуются «Дни отдыха передового цеха», «Семейные дни отдыха» и др. Вот, например, как проходят семейные дни отдыха в одном из рабочих клубов.
 
В воскресенье, к 10 часам утра, трудящиеся приглашаются в клуб. 400—450 рабочих с женами и детьми в течение всего дня, до 9—10 часов вечера, проводят здесь свой досуг. Для них читаются лекции на различные темы, демонстрируются кинофильмы, даются концерты. Часто приглашаются писатели, артисты. Каждый здесь находит себе занятие по душе; такие дни отдыха очень полюбились рабочим.
 
Культурно-просветительные учреждения средствами пропаганды и художественно-эстетического воспитания прививают культуру, ведут борьбу за здоровый быт. Их сфера влияния сейчас расширяется, они организуют свою работу не только в стенах клубов, домов и дворцов культуры, но и в цехах, на улицах и площадях.
 
В Донбассе в жилых кварталах повсеместно создаются тысячи агитплощадок. На них летом проводятся беседы, киносеансы, вечера художественной самодеятельности, выпускаются устные журналы.
 
В городке строителей на Октябрьском поле в Москве действует на общественных началах молодежный клуб «Активист». Подчеркивая самодеятельный характер этого клуба, его члены в шутку говорят: «Штатная единица у нас одна — энтузиазм».
 
Так культурно-просветительная работа становится неотъемлемой частью строительства коммунистического быта.
 
Новым и очень перспективным начинанием является строительство пансионатов. Без них мы теперь не можем представить себе организацию отдыха в коммунистическом обществе. Лучшие уголки в нашей стране отводятся для размещения этих своеобразных здравниц. Например, на берегу Балтийского моря, недалеко от Сестрорецка, возводится пансионат для отдыха трудящихся и членов их семей.
 
На площади в 20 гектаров построят спальный корпус на 400 мест, где можно будет отдыхать в любое время года, и пять летних корпусов в общей сложности на 600 мест. В спальных корпусах предусмотрены хорошо оборудованные одно- и двухкомнатные номера для одиноких и семей из двух—пяти человек. При каждом номере зимнего корпуса — балкон-лоджия, где можно будет проводить большую часть суток на свежем воздухе. Для удобства обслуживания столовые размещаются при жилых корпусах. В комплекс пансионата включен летний павильон для дневного пребывания детей под присмотром воспитателей. Проектом предусмотрено также строительство спортивного павильона, вместительного кинозала, павильона кафе, лодочной станции, АТС, площадки для стоянки автомашин индивидуальных владельцев.
 
Пройдет немного времени, и такие пансионаты будут полностью обеспечивать потребность в отдыхе трудящихся городов.
 
Партия и правительство проявляют неустанную заботу о здоровье и увеличении продолжительности жизни советского человека. В проекте новой Программы КПСС намечены меры, направленные на предупреждение и решительное сокращение болезней, на ликвидацию массовых инфекционных заболеваний, на воспитание здоровых, жизнерадостных людей.
 
«Полностью будет удовлетворена потребность городского и сельского населения во всех видах высококвалифицированного медицинского обслуживания. Решение этой задачи требует широкого строительства медицинских учреждений, охвата всего населения страны диспансерным наблюдением. Особое внимание должно быть уделено развертыванию в городе и деревне сети учреждений по охране здоровья матери и ребенка (родильные дома, консультации, детские санатории и больницы, лесные школы и т. п.)
 
Наряду с существующим бесплатным медицинским обслуживанием бесплатными станут пользование санаториями для больных, а также отпуск медикаментов».
 
По мере нашего продвижения вперед к коммунизму и увеличения общественных фондов забота общества о каждом человеке будет возрастать все больше и больше, всеохватывающая система общественных форм удовлетворения культурно-бытовых и духовных потребностей людей окончательно раскрепостит человека от мелких бытовых забот.
 
 

УВАЖЕНИЕ К СЕМЬЕ

 
В рабочем общежитии горячо спорят две молоденькие ткачихи:
 
— Самое главное в любви уметь ждать, верить, — говорит одна, — уметь хранить свое чувство, не допускать случайных связей, создать хорошую, прочную семью.
 
— Вовсе нет, — возражает ей подруга, — ты рассуждаешь по старинке. В наше время девушка сама должна быть активной, не ждать счастья, не ждать любви, а завоевывать того, кто приглянется. А получится или не получится семья — это не так уж и важно.
 
Одна из спорящих возмущается поведением тех молодых людей, которые проповедуют так называемую «теорию» свободной любви, другая — в восторге от этой «теории», считает ее новой и передовой.
 
Милая девушка, ничего нового, а тем более передового в этой теории нет. Она занесена к нам из насквозь прогнившего буржуазного мира и удобна только для морально опустившихся, легкомысленных людей, которых так метко назвал «стрекозлами» В. Маяковский.
 
Вспомним, как разоблачал буржуазную сущность требования «свободной любви» В. И. Ленин в письмах к Инессе Арманд. Владимир Ильич писал, что в буржуазном обществе под лозунгом «свободная любовь» понимают свободу от серьезного в любви, от деторождения, свободу супружеских измен.
 
«В самом деле... что можно понимать под этим?
 
1. Свободу от материальных (финансовых) расчетов в деле любви?
 
2. Тоже от материальных забот?
 
3. от предрассудков религиозных?
 
4. от запрета папаши etc?
 
5. от предрассудков «общества»?
 
6. от узкой обстановки (крестьянской или мещанской или интеллигентски-буржуазной) среды?
 
7. от уз закона, суда и полиции?
 
8. от серьезного в любви?
 
9. от деторождения?
 
10. свободу адюльтера? и т. д.»¹.
____________
¹ В. И. Ленин, Соч., т. 35, стр. 137.
 
В. И. Ленин показал, что для пролетариата важнее всего то, что он перечислил в 1-м и 2-м пунктах, а затем в пунктах 1—7 в целом, но это, собственно, не «свобода любви». Для этих пунктов, как считал Ленин, надо выбрать иное обозначение, ибо «свобода любви» не выражает точно этой мысли.
 
Что же касается других пунктов, то это типично буржуазное понимание любви.
 
Когда Инесса Арманд включила в план своей брошюры, намереваясь выпустить ее для женщин-пролетарок, положение о том, что даже мимолетная страсть поэтичнее и чище, чем поцелуй без любви пошлых супругов, Ленин решительно возражал против такого противопоставления. Он считал недопустимым не только выдвижение лозунга «свободной любви», но и какое бы то ни было оправдание мимолетной страсти и легких увлечений.
 
«Поцелуи без любви у пошлых супругов грязны. Согласен. Им надо противопоставить... что?.. Казалось бы: поцелуи с любовью? А Вы противопоставляете «мимолетную» (почему мимолетную?) «страсть» (почему не любовь?) — выходит, по логике, будто поцелуи без любви (мимолетные) противопоставляются поцелуям без любви супружеским... Странно. Для популярной брошюры не лучше ли противопоставить мещански-интеллигентски-крестьянский... пошлый и грязный брак без любви — пролетарскому гражданскому браку с любовью...»¹.
____________
¹ В. И. Ленин, Соч., т. 35, стр. 140.
 
Ленинский вывод о гражданском браке с любовью является определяющим для советской семьи и при коммунизме.
 
В любви участвуют двое? а возникает третья, новая жизнь, здесь уже кроется общественный интерес, появляется долг по отношению к коллективу. Вот почему общество регулирует брачные отношения и решительно осуждает половую распущенность.
 
Не впадая в мелочную регламентацию личной жизни людей, общество и при коммунизме будет все делать для укрепления хорошей, здоровой семьи. Большие изменения в семейном быту по мере нашего продвижения к коммунизму, расширение многообразных общественных связей между людьми приведут постепенно к тому, что семья лишится многих присущих ей в прошлом и настоящем особенностей и функций, но это не значит, что семья разрушится или отомрет, о чем так много кричит буржуазная пропаганда.
 
Какие же изменения претерпит семья при коммунизме? Самый короткий рабочий день дает возможность взрослым членам семьи выделять больше времени для своего культурного развития и воспитания детей. Последнее по своей организации также очень изменится. Тут многое возьмет на себя общество. Уже сейчас ясли и детские сады, школы-интернаты и группы продленного дня в обычных школах взяли на себя значительную долю той воспитательной работы, которая раньше лежала на плечах родителей.
 
По двадцатилетнему плану, намеченному нашей партией, в городе и деревне будет обеспечено: полное и бесплатное удовлетворение потребностей в яслях, детских садах и площадках в пионерских лагерях; массовое развертывание школ-интернатов с бесплатным содержанием детей; введение во всех школах бесплатных горячих завтраков, практики продленного школьного дня с предоставлением бесплатных обедов; бесплатное снабжение школьной одеждой и учебными пособиями.
 
Уже к 1965 году сеть детских яслей и садов расширится примерно в два раза, а сеть школ-интернатов — в 14 раз. Кроме школ-интернатов, в которые дети поступают в школьном возрасте, начато строительство комплексных детских интернатов, где на полном государственном обеспечении ребенок будет воспитываться с младенческих лет до юношеского возраста. Так, около города Сафоново, Смоленской области, возник целый детский городок, в центре которого расположены здания детских яслей, детского сада, школы и двух общежитий. Здесь же сооружены столовая, солярий, зоологический уголок, теплица, стадион и площадки для игр. Есть пруд с лодочной станцией, купальней, вышкой и пляжем. Для детей собрана большая библиотека, приобретены пианино и телевизоры, смонтирована киноустановка. На большом подсобном участке дети учатся вести рационально сельское хозяйство, а в мастерских приобретают навыки промышленного труда.
 
Но создание интернатов не отстраняет родителей от воспитания детей, оно лишь оказывает существенную помощь семье, и прежде всего женщине-матери.
 
Было бы неправильно думать, что со временем семья полностью утратит свои воспитательные функции. Ведь ничто не сможет заменить детям родительской теплоты, да и родители без детей не получат полной радости любви и семейного счастья.
 
Влияние семьи на ребенка определяется в значительной степени тем, что здесь он получает свои первые впечатления об окружающей его жизни, а они, как правило, являются наиболее сильными и устойчивыми, формируя привычки и характер человека. Это старая и бесспорная педагогическая истина получила поэтически яркое выражение в стихах Валентина Берестова:
 
Как-то в летний полдень на корчевье
Повстречал я племя пней лесных.
Автобиографии деревьев
Кольцами написаны на них.
Кольца, что росли из лета в лето,
Сосчитал я все до одного:
Это — зрелость дерева, вот это —
Юность тонкоствольная его.
Ну, а детство где же? В середину,
В самое заветное кольцо
Спряталось и стало сердцевиной
Тонкое, смешное деревцо.
Ты — отец. Так пусть же детство сына
Не пройдет перед тобой, как сон.
Это детство станет сердцевиной
Человека будущих времен.
 
Семья всегда будет иметь действенные средства для осуществления нравственного воспитания детей. Разве могут утратить свое положительное значение личный пример родителей и всех старших членов семьи, участие детей в домашнем труде, культивирование хороших семейных традиций, чувства фамильной чести и гордости?
 
Коммунистическая семья вместе с обществом будет воспитывать детей так, чтобы они росли счастливыми, благородными, трудолюбивыми, духовно здоровыми, закаленными, чтобы непрерывно пополняли свои знания, понимали красоту и смысл жизни. «Обеспечить счастливое детство каждому ребенку — одна из наиболее важных и благородных задач строительства коммунистического общества», — записано в проекте Программы КПСС.
 
Существенные изменения во всем строе жизни семьи произойдут вследствие внедрения общественных форм быта, что приведет к постепенному свертыванию домашнего хозяйства в его современном содержании. Но это не означает, что семья потеряет всю прелесть индивидуальной домашней обстановки, что ей всегда и обязательно придется удовлетворять все бытовые нужды только с помощью общественных учреждений. Несомненно, если понадобится, то будут и домашние обеды и ужины, и семейные вечера и приемы. Недопуская ни в чем никакого принуждения, коммунизм не только не посягает на индивидуальные вкусы, но разовьет их в еще большей мере. Свобода от мелких домашних дел даст возможность человеку заниматься тем, что его интересует, к чему он имеет склонность, в чем находит свое удовлетворение. А доступность всех общественных форм быта предоставит широкую возможность выбора занятий в свободное время, тесно переплетет жизнь каждого человека, каждой семьи с жизнью всего общества.
 
В быту более всего и долее всего сохраняются пережитки старого, отжившего быта. Привычки и обычаи, унаследованные и благоприобретенные в жизни людей, очень долгое время сохраняются и проявляют свой значительный консерватизм. Это обусловливает ту закономерность, что быт изменяется медленнее по сравнению с экономическими и политическими отношениями. Замена одной общественно-экономической формации другой не сразу преобразует быт, в нем еще долго существуют пережитки прошлого.
 
Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает борьбу с различными пережитками, с проявлениями буржуазной идеологии и морали, с остатками частнособственнической психологии, суеверий и предрассудков как составную часть работы по коммунистическому воспитанию. В проекте своей Программы она указывает: «В борьбе с пережитками прошлого, с проявлениями индивидуализма и эгоизма большая роль принадлежит общественности, воздействию общественного мнения, развитию критики и самокритики. Товарищеское осуждение антиобщественных поступков постепенно станет главным средством искоренения проявлений буржуазных взглядов, нравов и обычаев. Огромное воспитательное значение приобретает сила хорошего примера в общественной и личной жизни, в исполнении общественного долга».
 
По мере нашего приближения к коммунизму навсегда исчезнут доставшиеся нам по наследству от старого общества такие пережитки, как религиозные предрассудки и всякого рода суеверия, нарушения элементарных правил общежития, пьянство, хулиганство, сквернословие. Не будет места в быту внутрисемейным неурядицам и соседским ссорам. На супружеских связях не будет и тени зависимости, а во взаимоотношениях родителей и детей нельзя будет встретить никаких признаков деспотизма. Все это вовсе не означает, что при коммунизме в семейной жизни не будет никаких противоречий. Может, например, иссякнуть любовь одного из супругов под влиянием возникновения нового чувства, но подобные случаи станут гораздо более редкими, чем сейчас.
 
Коммунистическая семья — это полное осуществление тех первых семи ленинских пунктов из письма Инессе Арманд, о которых шла речь в начале главы.
 
Но будет ли в коммунистическом обществе по-прежнему существовать моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной, или в брачных отношениях появится нечто новое?
 
«Моногамия, — писал Ф. Энгельс, — возникла вследствие сосредоточения больших богатств в одних руках, именно — в руках мужчины, и из потребности передать эти богатства по наследству детям этого мужчины, а не другого. Для этого была нужна моногамия жены, а не мужа, так что эта моногамия жены отнюдь не препятствовала явной или тайной полигамии мужа. Но предстоящий общественный переворот, превратив в общественную собственность, по меньшей мере, неизмеримо большую часть прочных, передаваемых по наследству богатств — средства производства, — сведет к минимуму все это беспокойство о том, кому передать наследство. Так как, однако, моногамия обязана своим происхождением экономическим причинам, то не исчезнет ли она, когда исчезнут эти причины?
 
Можно было бы не без основания ответить, что она не только не исчезнет, но, напротив, только тогда полностью осуществится»¹.
____________
¹ К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. произв., т. II, Госполитиздат, 1948, стр. 220—221.
 
Итак, оплот любви и личного счастья людей — подлинно моногамная семья — останется и при коммунизме. Уважение к семье — важнейшая черта коммунистического быта.
 
 

ЖИТЬ ХОРОШО, ДРУЖНО, ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ

 
В спальном вагоне скорого поезда, где было много женщин и детей, один из пассажиров, на вид солидный и благообразный человек, закурил. Ему сделали замечание. Гражданин был крайне возмущен, что его обвинили в невоспитанности и потратил целый час, горячо доказывая свою мнимую правоту. Он привел начальника поезда, чтобы тот подтвердил — этот вагон нечетный, а следовательно, «курящий». И если кому не нравится запах табачного дыма, пусть берет билет в четный вагон.
 
Случай этот на первый взгляд кажется мелким. Но ведь и быт людей подчас состоит из многих мелочей, и, если эти мелочи мешают нормальному отдыху, если они портят настроение, такие мелочи надо решительно удалять из нашей новой жизни.
 
Разве можем мы представить человека коммунистического общества, в моральном облике которого остались какие-то, пусть самые незначительные, пережитки прошлого.
 
«Это распространенное мнение, что у человека должны быть и достоинства и недостатки... — говорил А. С. Макаренко. — А дальше идет самоутешение: если бы не было недостатков, то это была бы схема, а не человек».
 
— Но какие недостатки можно оставить? — спрашивал А. С. Макаренко.
 
Что за человек, о котором говорят — он хороший работник, но у него есть недостатки: любит лгать, поступать нечестно, либо плохой товарищ, либо непорядочен в быту. Такие ли это извинительные недостатки, чтобы мириться с ними? Может быть, оставить вспыльчивость, раздражительность, грубость? Но с какой стати коллектив должен страдать от того, что человек не умеет быть культурным и сдерживать себя. А. С. Макаренко с глубокой убежденностью делал вывод: «Никаких недостатков не должно быть. И если у вас 20 достоинств и 10 недостатков, мы должны к вам пристать, а почему у вас 10 недостатков? Долой 5. Когда 5 останется — долой 2... Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать! И каждый человек от себя должен требовать... Получается схема? Нет! Получается прекрасный человек, полный своеобразия с яркой личной жизнью»¹.
____________
¹ А. С. Макаренко, Собр. соч., т. 5, Учпедгиз, 1958, стр. 446—447.
 
Но, чтобы добиться этого, необходима большая и упорная воспитательная работа, образец которой нам показывают бригады коммунистического труда. В их замечательных заповедях говорится, что никакая плесень нетерпима на новом здании коммунизма, которое мы возводим. Мы боремся против любых пережитков старого — в виде ли неуважения к труду и общественной собственности, в виде ли поступков пьяницы или хулигана, себялюбца или носителя вульгарных вкусов, в виде ли равнодушия к общественным интересам, распущенности, самодурства, цинизма, ленивости.
 
«Даже когда человек переходит в новую квартиру, он старается избавиться от всего устаревшего, не тащить с собой ничего негодного, — говорил Н. С. Хрущев на Всесоюзном совещании передовиков соревнования за звание ударников и бригад коммунистического труда. — А тут целое общество постепенно поднимается на высшую ступень. Естественно, что передовые люди этого общества стремятся заранее выработать в себе те качества, те свойства, те привычки, которыми надо будет пользоваться в новом обществе».
 
Движение за коммунистический труд, коммунистическую культуру и коммунистический быт стало нераздельным, приобретает все больший размах и новое содержание. Повсюду трудящиеся берут на себя коммунистические обязательства. Развернулось соревнование за превращение городов и деревень в поселения высокопроизводительного труда, образцового общественного порядка и высокой культуры. Это соревнование начато по почину города-героя Севастополя. В основу всей работы по обслуживанию трудящихся положено доверие и уважение к человеку.
 
Движение за благоустройство городов, сел, улиц и домов неразрывно связано с борьбой за здоровый быт, за высокий моральный облик советского человека. Жильцы улицы им. Жданова в городе Орехово-Зуево соревнуются за улицу коммунистического быта. С помощью уличного комитета они благоустроили всю территорию вокруг своих жилищ. «На улице мы навели порядок, — говорят жильцы. — Теперь надо браться за дома. Будем добиваться, чтобы в каждом из них было чисто, чтобы люди бережно относились к народному достоянию и жили дружно».
 
В Ленинграде ширится соревнование за превращение каждого дома в очаг коммунистического быта. Это начинание дает свои положительные результаты: укрепляются чувства товарищества и дружбы между жильцами, улучшается работа среди детей. В домах, где взяты коммунистические обязательства, исчезли квартирные склоки, прекратились жалобы на отсутствие нормального отдыха, жильцы стали оберегать покой друг друга. В квартирах стало чище, исчезает сквернословие, пьянство. При жилищных конторах организуются различные кружки и клубы по интересам, проводятся лекции, экскурсии и походы, устраиваются выставки картин и коллекций, находившихся до сих пор в личном пользовании. Жильцы охотно делятся своими художественными ценностями, составляют из личных книг коллективные библиотеки.
 
Жильцы дома № 45 по улице Некрасова взяли на себя обязательства, которые быстро распространились во многих домах Ленинграда:
 
1. Соблюдать строго нормы социалистического общежития по принципу: «Один за всех, все за одного». Всемерно бороться за укрепление дружбы, товарищества и взаимной помощи в семье, в квартире, в доме, быть примером на производстве, в быту.
 
2. Ведя борьбу с пережитками прошлого, повышать свой культурный, политический и общеобразовательный уровень. Активно участвовать в общественной и воспитательной работе домового комитета, товарищеского суда, ДОСААФ, Красного Креста, добровольной дружины по охране общественного порядка и стенной печати. Выпускать на участке стенную газету «За коммунистический быт».
 
3. Принимать активное участие в воспитании детей, заботиться об их учебе, поведении в школе, дома, в общественных местах, об организации их досуга.
 
4. Организовать работу с молодежью, оказывать помощь молодежи в создании культурного отдыха.
 
5. Правильно и бережно эксплуатировать жилищный фонд. Содержать в образцовом санитарном состоянии квартиры, комнаты, места общего пользования, чердаки, подвалы и дворовые территории. Беречь и увеличивать зеленые насаждения.
 
6. Оказывать помощь администрации жилищной конторы и участков в проведении работ по капитальному и текущему ремонту домов, в выполнении плана по черному и цветному металлолому, вторичному сырью, пищевым отбросам. Активно участвовать в мобилизации средств по квартирной плате, не допускать просрочки и текущей задолженности.
 
7. На общем собрании жильцов избрать совет дома, на который возложить организацию и контроль за выполнением данного обязательства.
 
Эти обязательства — яркий пример неиссякаемой инициативы трудящихся в строительстве нового быта.
 
Используя богатые народные традиции и обычаи, советские люди создают новые обряды, украшающие жизнь и помогающие воспитанию молодого поколения. Большой популярностью у нас стали пользоваться комсомольские свадьбы, с их скромным и в то же время многозначительным ритуалом. Открытые в ряде городов Дворцы бракосочетания сделали акт регистрации брака красивее, торжественнее.
 
«Почему день рождения отмечают, бракосочетание также, а трудовую зрелость нет?» — с законным основанием спрашивает машинист водокачки станции Симферополь И. Замковский.
 
Правильно... И первый день работы, и получение паспорта, комсомольского билета, диплома — все это знаменательные события в жизни человека, и они должны быть отмечены по-новому, содержательно и красочно.
 
В нашем быту на смену дореволюционной традиции пропивать первую получку пришел новый праздник. Молодой рабочий в такой день на торжественном семейном вечере преподносит подарки своим родителям и тем, кто передал ему свой драгоценный опыт и мастерство.
 
В поселке Сигулде Латвийской ССР после торжественного празднования «Дня совершеннолетия» юношам и девушкам вручаются памятные книжки. Надолго запоминаются ее напутственные слова: «Гордись, что ты живешь в стране, где строится коммунистическое общество. Большая жизнь призывает тебя найти свое место среди активных борцов за светлое будущее. Не растрачивай своих сил попусту. Каждый день заполни глубоким содержанием. Не бойся мечтать о героизме в труде, и жизни, борись за то, чтобы мечты претворились в жизнь».
 
Общественные торжества, большие даты всего народа — это в то же время и праздники каждого человека Советского общества. Как и во всем строе нашей жизни, здесь личное и общественное тесно связаны друг с другом. При коммунизме эта связь станет еще шире и прочнее.
 
Быт нового, коммунистического человека будет целиком основываться на бескорыстной дружбе и товариществе, на чутком отношении друг к другу. Кстати, и культурное скромное поведение людей в общественных местах, на улицах, в театре, дома, всюду — также проявление товарищества, уважения к окружающим.
 
Итак, равнодушия одного человека к нуждам другого не останется в коммунистическом быту. Характерной чертой его будет принципиальность и искренность, правдивость и ясность во всех отношениях между людьми.
 
Еще в начале нашего века один из горьковских героев говорил вдохновенно:
 
«Я знаю — будет время, когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей, все пойдут с открытыми сердцами, сердце каждого чисто будет от зависти, и беззлобны будут все. Тогда не жизнь будет, а — служение человеку, образ его вознесется высоко; для свободных — все высоты достигаемы! Тогда будут жить в правде и свободе для красоты, и лучшими будут считаться те, которые шире обнимут сердцем мир, которые глубже полюбят его, лучшими будут свободнейшие — в них наибольше красоты! Велики будут люди этой жизни...»¹
____________
¹ М. Горький, Собр. соч., т. 7, 1950, стр. 309.
 
И такой человек воспитывается сейчас в период развернутого строительства коммунизма.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Города и поселения будущего ... 6
Каким он будет — дом будущего? ... 9
Общество — человеку ... 14
Уважение к семье ... 27
Жить хорошо, дружно, по-коммунистически ... 34
 

 

 

Примеры страниц

 
О быте при коммунизме / М. И. Лифанов. — Москва : Госполитиздат, 1961  О быте при коммунизме / М. И. Лифанов. — Москва : Госполитиздат, 1961
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 1,1 МБ)
 
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

30 июля 2024, 14:08 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий