|
Малые формы в застройке и благоустройстве городов. — Москва, 1964Малые формы в застройке и благоустройстве городов / Н. Я. Колли, В. А. Артамонов, Е. А. Тарасова, И. А. Толстой ; Под редакцией докт. арх., проф. Н. Я. Колли ; Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Центральный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1964. — 186 с., ил.Введение
Программа Коммунистической партии Советского Союза поставила перед всеми градостроителями важнейшую социальную и народнохозяйственную задачу — достигнуть высокого, безупречного качества нашего градостроительства.
В наших городах должна быть создана на базе достижений научного и технического прогресса и всестороннего развития советской культуры такая материальная среда, которая была бы наиболее благоприятной для высокопроизводительного труда, коммунистического быта, для воспитания и отдыха.
Архитектура ансамблей наших городов, архитектура жилых комплексов и общественных центров, художественное и декоративное убранство города в целом должны отвечать художественным идеалам и представлениям о красоте, которые разделяются нашим обществом, строящим коммунизм.
Степень совершенства всех отдельных элементов градостроительства и является показателем его культуры.
В свете современных требований к планировке, застройке и внешнему благоустройству, к архитектурно-художественному облику наших городов все большее значение приобретает в градостроительстве художественное начало, которое «еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека».
В формировании архитектурного облика городов и в художественном убранстве их существенную роль играют различные скульптурные композиции (монументы и декоративная скульптура), архитектурно-декоративные формы (обелиски, стеллы, колонны и т. п.), фонтаны и декоративные бассейны, различные элементы внешнего благоустройства — павильоны и киоски, ограждения, скамья и урны, цветочные вазы, рекламные установки и витрины магазинов, фонари уличного освещения, архитектурное освещение зданий, замощение, подпорные стены, наружные лестницы, парапеты, знаки регулирования уличного движения и т. д.
От архитектурно-художественного качества этих сооружений и устройств, от того, как они размещены в городе и насколько хорошо отвечают своему назначению, во многом зависит уровень градостроительной культуры, в целом.
К сожалению, размещению в городе элементов внешнего благоустройства и художественного убранства до последнего времени уделялось недостаточно внимания в практике нашего градостроительства, что нередко приводило к расположению монументов и декоративной скульптуры, фонтанов, киосков и других «малых форм» в случайных местах. Эта случайность и отсутствие в большинстве случаев градостроительного предвидения приводили в свою очередь нередко к хаотичности облика улиц и площадей, к загромождению их случайными сочетаниями малых форм и элементов благоустройства, к неудачам в размещении монументов.
Подобно тому, как в интерьерах зданий любого назначения обстановка, мебель, оборудование, окраска, декоративное убранство играют наряду с утилитарной ролью и весьма значительную эстетическую роль и могут украсить помещение, сделать удобным для пользования или же наоборот загромоздить его, сделать неудобным и некрасивым, так и элементы внешнего благоустройства должны, выполняя свое утилитарное назначение, украшать город, способствовать созданию его высоко организованного архитектурного облика.
Вот почему давно назрела необходимость заранее предусматривать в проектах застройки микрорайонов, жилых, промышленных районов, общественных и торговых центров общее размещение элементов внешнего благоустройства.
Монументальная скульптура — памятники выдающимся революционным, государственным и общественным деятелям, людям науки и искусства, монументы, посвященные историческим событиям в жизни народа, страны, города, а также мемориальные доски, революционные надписи и т. д. на улицах, площадях, в парках и скверах наших городов придают им глубокое идейно-политическое и общественное содержание.
Поэтому правильное размещение этих сооружений в городе представляет собой весьма сложную и ответственную задачу, стоящую перед градостроителями. Эта важнейшая творческая, градостроительная проблема требует к себе особого внимания и заслуживает всестороннего рассмотрения в отдельном исследовании, выходящем за рамки настоящей работы.
Декоративная скульптура издавна являлась одним из важнейших элементов декоративного убранства городов.
При размещении в городах различных видов декоративной и монументальной скульптуры следует иметь в виду необходимость внутренней связи между тематикой скульптурных композиций и градостроительным значением выбранного места.
В свете новых градостроительных задач, новых приемов решения архитектурно-планировочной структуры городов с отказом от сплошной периметральной застройки улиц-коридоров, с более свободным расположением зданий в пространстве, с устройством среди зеленых зон и в общественных и тортовых центрах особых зон только пешеходного движения бесспорно создаются предпосылки для новых приемов расположения декоративно-скульптурных композиций, киосков и павильонов.
Размещение киосков и павильонов в городах должно, как правило, предусматриваться в проектах застройки жилых микрорайонов, общественных, торговых и других центров городов в полном соответствии с общей системой культурно-бытового обслуживания жителей данного населенного места.
Кроме тортовых киосков и павильонов на тротуарах центральных улиц большинства городов размещаются киоски телефонов-автоматов, навесы или киоски для чистки обуви, торговые тележки или лотки, а также стенды для газет, объявлений, мачты наружного освещения, указатели переходов и т. п. Все эти элементы внешнего благоустройства совершенно необходимы в современном городе и должны найти свое место в общей системе внешнего городского благоустройства. Размещение и архитектурная координация всех этих малых форм и элементов убранства имеют огромное значение для внешнего облика города.
Утилитарные в свое время колодцы, бассейны, водоемы и фонтаны в городах были превращены архитекторами и скульпторами античности, средних веков, эпохи Возрождения, XVII и XVIII вв. в подлинные произведения искусства, украшающие города.
После Великой Октябрьской социалистической революции при строительстве в советских городах парков и городских скверов фонтаны и бассейны разных видов становятся существенным элементом парковых ансамблей.
Однако следует сказать, что еще нередко сооружаемые в наших городах фонтанные устройства обладают невысокими художественными качествами.
В климатических условиях средней полосы водные устройства фонтана продолжительное время не действуют. Это обстоятельство имеет весьма существенное значение при восприятии композиции фонтана и оценки ее художественных качеств без водяных компонентов и не должно упускаться из вида при проектировании фонтанов в городах северной и средней полосы Европейской части нашей страны, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Особую группу во внешнем благоустройстве города составляют бензозаправочные станции городского транспорта.
Во многих случаях бензозаправочные станция представляют собой довольно значительные сооружения с несколькими площадками и большим количеством бензоколонок. Архитектура этих сооружений должна быть легкой и «прозрачной», чтобы не нарушать общей картины городской застройки.
Немалую декоративную роль в современном городе играют реклама и витрины.
В советских городах формы, размеры, характер н расположение рекламы должны находиться во взаимосвязи с архитектурой зданий, с историко-социальным значением той или иной части города. Реклама в советских городах должна рассматриваться как один из элементов, способствующих созданию художественного облика города.
В советской практике за последние годы проделана некоторая работа по архитектурному решению витрин. Однако пока еще можно назвать лишь отдельные удачные решения.
На внешний вид улиц немалое влияние оказывают также ритм расположения, форма и цвет опор уличного освещения и само освещение — его направление, интенсивность светового потока, цвет. При размещении уличных фонарей необходимо учитывать и их соответствие конкретным архитектурно-планировочным условиям. Современная осветительная техника располагает неизвестными ранее в градостроительстве средствами создания ночных световых панорам и силуэтов города.
Следует отметить, что художественное качество многих элементов городского внешнего благоустройства, малых форм архитектуры нередко еще не находится на необходимом уровне, а размещение их в городе — на площадях, улицах, скверах и бульварах — имеет подчас случайный характер, мешает движению пешеходов и уличного транспорта, загромождает тротуары и площади.
При составлении детальных проектов планировки, застройки и озеленения площадей и главных улиц городов необходимо предусматривать места расположения элементов архитектуры малых форм. Это должно стать предметом заботы не только главных городских или районных архитекторов, но и прямой обязанностью архитекторов-проектировщиков.
Индустриальные методы производства работ, типизация изделий и архитектурных деталей, а также новые строительные материалы и новые технические усовершенствования должны получить широкое применение в практике внешнего благоустройства и убранства городов.
Настоящая работа не претендует на всестороннее углубленное рассмотрение всего многообразия проблематики, связанной с архитектурными и декоративными элементами внешнего благоустройства города.
Она является одной из первых попыток систематического изложения общих, до сего времени разрозненных сведений и материалов, касающихся лишь некоторых видов художественно-декоративного убранства города, малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства.
Коллектив авторов будет весьма признателен за все замечания, которые будут присланы в Центральный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (Москва, Дмитровское шоссе, 9).
Институт внешнего благоустройства и озеленения ГАПУ г. Москвы, а также Гипроторг Министерства торговли СССР оказали содействие составлению книги путем представления проектных материалов и консультаций, за что составители книги приносят им глубокую благодарность.
Содержание
Введение
Н. Я. КОЛЛИ ... 3
Декоративная скульптура
В. А. АРТАМОНОВ ... 6
Фонтаны и бассейны
Б. А. ТАРАСОВА, И. А. ТОЛСТОЙ ... 44
Павильоны и киоски
Н. Я. КОЛЛИ ... 78
Ограды. Скамьи. Урны. Декоративные вазы
Е. А. ТАРАСОВА ... 106
Витрины и реклама
Е. А. ТАРАСОВА ... 130
Фонари уличного освещения
И. А. ТОЛСТОЙ ... 148
Архитектурное освещение города
И. А. ТОЛСТОЙ ... 166
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 72,9 МБ)
28 мая 2023, 16:03
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий