|
Мастера Строгановской школы : 1945—2015 : В 2-х томах. — Москва, 2015Мастера Строгановской школы : 1945—2015 ; 190 лет МГХПА им. С. Г. Строганова : 1825—2015 : Юбилейное издание. Творческая монография / Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова. — Москва, 2015.
Юбилейное издание МГХПА им. С. Г. Строганова включает все жанры и виды проектно-художественного творчества, связанные с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, дизайном, современным искусством, искусствознанием.
Юбилейное издание представляет ведущих мастеров (коллективная монография с участием выпускников и педагогов) Строгановской школы второй половины ХХ и начала XXI века (1945—2015) в области монументально-декоративной и станковой живописи и скульптуры, графики, декоративного искусства, направлений и видов дизайна (промышленный, графический и средовой дизайн, дизайн мебели и текстиля, художественное проектирование интерьера и выставок), современных направлений художественного творчества, а также Строгановской школы искусствознания и художественной критики.
Авторы-составители разделов Станковая и монументальная живопись: В. С. Манин, Е. В. Ромашко, А. Н. Устинов Графика: А. А. Кошкин Станковая и монументальная скульптура: М. А. Бурганова Искусствоведение: К. Н. Гаврилин, С. Л. Аристова, Е. Е. Докучаева, консультант Джон Боулт (IMRC Los Angeles); Современное искусство и актуальный художественный процесс: И. В. Колесников, С. Н. Денисов, О. В. Муромцева, консультант A. Д. Боровский (ГРМ), особая благодарность за участие в подготовке раздела Н. А. Архаровой и Н. А. Колодзей; Декоративно-прикладное искусство по направлениям: Художественное стекло: Л. Г. Грошкова, Ю. Н. Мерзликина, консультант М. В. Чистякова (ГИМ); Художественная керамика: B. А. Малолетков, А. С. Бугровская, при участии Е. В. Носковой, консультант М. В. Чистякова (ГИМ); Художественный металл: C. Н. Федунов, М. М. Зиновеева, А.Ю.Агафонова, консультант М. В. Чистякова (ГИМ); Дизайн: Н. В. Брызгов, Е. А. Заева-Бурдонская, Ф. А. Львовский, В. А. Музыченко, М. Т. Майстровская, Н. Е. Розанов, А. В. Сазиков, А. Н. Стасюк, К. Н. Чебурашкин, консультант В. Р. Аронов (РАХ); Реставрация: Л. А. Ефремова, А. И. Машакин, Д. М. Чавушьян, консультант М. В. Чистякова (ГИМ)
1825—1843
Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам
1843—1860
Вторая рисовальная школа
1860—1873
Строгановское училище технического рисования
1873—1901
Строгановское Центральное училище технического рисования
1901—1918
Императорское Строгановское художественно-промышленное училище
1918—1920
Первые Свободные государственные художественные мастерские
1920—1926
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС)
1926—1930
Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН)
1945—1948
Московское Центральное художественно-промышленное училище (МЦХПУ) (б. Строгановское)
1948—1992
Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ) (б. Строгановское)
1992—1996
Московский государственный художественно-промышленный институт (МГХПИ) им. С. Г. Строганова
1996—2009
Московский государственный художественно-промышленный университет (МГХПУ) им. С. Г. Строганова
с 2009
Московская государственная художественно-промышленная академия (МГХПА) им. С. Г. Строганова
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИС. В. Курасов, ректор МГХПА им. С. Г. Строганова, профессор
Московской художественно-промышленной школе, созданной графом Сергеем Григорьевичем Строгановым в 1825 году, исполнилось 190 лет. Вместе со Школой учителя и ученики прошли через годы формирования русского стиля, бурю и натиск радикальных концепций авангарда начала XX века и отраслевых художественных вузов, возрождение Школы как целостной модели художественно-промышленного образования в 1945 году, второе рождение дизайна и новую волну авангарда «оттепели» 1960-х, современные поиски национальной и культурной идентичности в самых разных видах проектного и художественного творчества.
Прошло 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Для нашей академии имени С. Г. Строганова это тоже юбилей: 70-летие со дня воссоздания Школы. Оглядываясь в прошлое, мы видим единую нить преемственности, передачу мастерства, гражданской ответственности, художественных идеалов от учителей — к ученикам, ставших, в свою очередь, учителями.
Послевоенный период воссоздания Школы, в силу его кажущейся близости, еще не оценен нами, наследниками Строгановской школы, должным образом. Мы еще только выстраиваем, пока пунктирно, линию преемственности и художественных открытий творцов второй половины XX — начала XXI века. Нынешнее двухтомное издание посвящено именно этому периоду.
Логика построения юбилейного издания 2015 года базируется на двух принципах. С одной стороны, — на хронологии, а с другой, — на преемственности художественной эволюции. Организаторы кафедр и отделений подготовки будущих живописцев, скульпторов, дизайнеров, мастеров прикладного искусства, реставраторов и искусствоведов выступают не только как руководители, но, прежде всего, как художники, исследователи, яркие творческие личности, создатели школ и направлений. Включая работы выпускников школы за последние полвека, мы хотим показать читателям работы в различных областях художественного творчества, востребованные культурой и обществом темы, направления, области приложения умений и талантов мастеров монументально-декоративного и станкового искусства, графики и дизайна, искусства стекла, керамики, металла, реставрационного искусства и искусствоведения. Без познания и анализа художественного творчества не может существовать ни одна школа искусств, а у нашей академии в этой сфере не менее богатые традиции.
Таким образом, основной критерий выбора авторов для нынешнего издания — вклад педагогов и выпускников академии на протяжении последних 70 лет в развитие школы, отечественного изобразительного, прикладного и проектного искусства, создание социально-значимых произведений.
Последний фактор, пожалуй, самый принципиальный. Мы хотим показать многообразное участие Строгановской школы в строительстве отечественной культуры и формировании облика городов России: непосредственное участие выпускников Строгановки в проектировании музеев, театров и выставок, представляющих отечественную культуру и искусство, разнообразных изданий и средств массовой информации, промышленных изделий, разнообразных проектов для регионов России. Иными словами, мы показываем, как Строгановская школа участвует в реалиях жизни XX—XXI веков.
Структура издания сложилась таким образом, что первый том посвящен мастерам монументально-декоративного станкового искусства, искусству графики, представителям современного искусства, включенным в актуальный художественный процесс, и искусствоведам. Второй том охватывает все области декоративно-прикладного искусства, дизайна и реставрационной деятельности учителей и учеников академии.
Нынешнее юбилейное издание задумано как каталог наиболее ярких творческих личностей, педагогов и выпускников школы, представляющих достижения отечественного искусства, дизайна, декоративного искусства. Здесь впервые представлены все направления творческой и проектной деятельности мастеров Строгановской школы второй половины XX и начала XXI века. Как свидетельствуют произведения художников, Строгановская школа была колыбелью монументально-декоративного искусства 1950-х годов, определила характер взаимоотношений художников, скульпторов, дизайнеров и архитекторов. Наши выпускники успешно решали задачи синтеза искусств и востребованных временем произведений в области монументально-декоративной живописи и скульптуры, графики, театра и кино, художественной керамики, стекла и металла. Здесь возрождалась отечественная школа дизайна, и появлялись новые специализации. Традиционные материалы декоративного искусства — керамика, стекло, металл — сохраняя свою принадлежность к области предметно-художественного и утилитарного творчества, становятся способными транслировать общечеловеческие настроения, эмоции, ценности на уровне станковых произведений. При этом каждый из мастеров Школы проявлял себя как универсальный художник, наследник традиций XIX и XX веков — русского модерна, авангарда 1920-х годов. Школа всегда была сплавом академического образования и владения мастерством.
За последние годы появились новые специализации, профили. Мы ищем перспективы развития образования. Палитра специальностей дополнилась мастерами реставрационного искусства, искусствоведами, дизайнерами различных специализаций.
С 2011 года МГХПА им. С. Г. Строганова участвует в проекте Министерства образования РФ по разработке и реализации Программы стратегического развития вуза.
Согласно плану развития вуза, одним из важнейших условий эффективного образовательного процесса является создание творческой среды. В это понятие включается не только собственно само здание и его оснащение, но, прежде всего, та культурная, художественная база, которая составляет специфику каждого вуза, его «генетический» фонд. Участие в Программе стратегического развития позволило нам сконцентрироваться на сохранении традиционных начал Школы, а также поиске новых перспективных средств, проектов, направлений в области педагогики искусств и проектно-художественного творчества.
Выполнение этой Программы стимулировало исследования, художественно-проектные разработки сразу по двум направлениям. С одной стороны, более углубленно стала исследоваться история Строгановского училища в контексте различных видов художественного и проектного творчества, история возникновения мастерских и технологий, история формирования музея и его роли в учебном процессе, изучение контекста развития отечественного искусства XIX века. С другой стороны, Программа дала импульс изучению новейших течений в искусстве, новейших технологий художественно-проектной деятельности.
МГХПА им. С. Г. Строганова вошла в число российских вузов, занимающихся разработкой магистерских программ XXI века в области цифрового искусства (Международный Проект Темпус). Развивающаяся практика медийных презентаций и использование цифровых технологий во всех видах и всех специализациях, по которым обучаются в академии, включая не только дизайн, но и реставрацию произведений декоративного искусства, художественную керамику, стекло и металл, потребовала включения новых дисциплин и в учебный процесс. Эта область, благодаря медийным проектам академии, связанным с музейными коллекциями, входит в повседневную культуру, позволяя соединять Прошлое, Настоящее и Будущее.
Задумывая нынешнее издание, мы постарались собрать знаковые имена мастеров искусств второй половины XX и начала XXI века — не только декоративно-прикладного искусства и дизайна, но и признанных мастеров современного искусства, включенных в актуальных художественный процесс. В сумме это издание — каталог новаций и достижений творцов Строгановки, повлиявших своими произведениями на характер развития российского искусства, сформировавших облик наших городов, жилищ, музеев и выставочных залов, нашего повседневного предметного окружения и информационного пространства.
Проект графа С. Г. Строганова доказал свою жизненность на протяжении почти двух столетий.
В развитии отечественного искусства, дизайна, художественной промышленности и прикладного искусства, искусствознания, реставрации произведений декоративного искусства и монументальной живописи педагоги и выпускники Строгановской школы на протяжении XIX—XXI веков играли очень важную роль. Единство образовательной, творческой и исследовательской деятельности было ведущим принципом Школы. Учебные программы, классы, мастерские, музейные коллекции служили основной задаче — повышению качества создаваемых проектов изделий и мастерства художников, дизайнеров, искусствоведов и реставраторов.
Учителя и ученики объединены самим феноменом Школы, именами прошлого, активной профессиональной деятельностью нынешних педагогов.
Выпускники разных лет ощущают присутствие незримого духовного сообщества нескольких поколений учителей и учеников. Здесь ценится профессиональное мастерство и владение художественными средствами композиции, глубина творческих идей и их общечеловеческое, гуманистическое содержание. Многие новации в области художественного и художественно-промышленного образования входили в практику российского художественного образования и культуры в целом также благодаря деятельности Строгановской школы. От рисования увражей, растений и орнаментов — к освоению исторических стилей и стилизации, проектированию интерьеров и изделий декоративно-прикладного искусства и далее — к зарождению отечественных школ дизайна во всех областях — таков путь Строгановки в XIX, ХХ и XXI веках.
Практикующие в своих областях педагоги — важнейшая часть образовательного процесса. Мастера Строгановской школы в различных жанрах и видах искусства — достояние академии, их творчество — часть культурного фонда страны.
СОДЕРЖАНИЕ [1-го тома]
Строгановская школа 1945—2015. Ректоры 26
Живопись 72
Графика 182
Скульптура 252
Искусствоведение 340
Современное искусство и актуальный художественный процесс 390
СОДЕРЖАНИЕ [2-го тома]
Декоративно-прикладное искусство 6
Дизайн 192
Основы композиции и пропедевтика 424
Реставрация 428
Примеры страниц
Скачать 1-й том в формате pdf (яндексдиск; 27,6 МБ).
Скачать 2-й том в формате pdf (яндексдиск; 34,5 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
27 июля 2021, 12:16
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий