наверх
 

A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте : Сборник статей. — С.-Петербург, 2017

A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2017  A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2017
 
 
 

A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2017. — 400 с., ил. — (Проблемы сохранения культурного наследия. XXI век. VII). — ISBN 978-5-91598-025-8

 
 
 

[Аннотация]

 
Материалы сборника представляют результаты исследований, посвященных истории развития малых архитектурных форм, декоративных и фонтанных сооружений как неотъемлемых компонентов дворцово-парковых и усадебных ансамблей XVIII—XIX вв. Авторы статей изучают историю создания, функционирования и эксплуатации малых форм в исторических ландшафтах России и Европы. Ряд статей посвящен истории петергофской фонтанной системы.
 
Сборник подготовлен по материалам ежегодной научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». Издание адресовано историкам, искусствоведам, культурологам, музейным работникам.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Е. Я. Кальницкая
О садовых чудачествах и не только ... 9
 
Петергофские фонтаны. К 70-летию послевоенного восстановления
 
Петров П. В.
К вопросу о восстановлении первой очереди фонтанов Петродворца в 1946 году ... 12
 
Бондарев С. В.
Реставрация петергофской фонтанной системы в 1920–1930-х годах ... 19
 
Коренцвит В. А.
Из истории петровских фонтанов ... 25
 
Зимин И. В., Журавлев А. А.
Петергофские фонтаны в зеркале дворцовой бухгалтерии (1817–1914 годах) ... 31
 
Разумовская А. Г
«И в небо бьющие фонтаны...». Петергоф в русской поэзии ... 38
 
Яранцев В. Н.
Семантика Драконова каскада ... 49
 
 
Малые архитектурные формы в пространстве ГМЗ «Петергоф»
 
Леонтьев А. Г.
Трельяжные беседки у фонтанов «Адам» и «Ева» в Нижнем парке Петергофа ... 58
 
Котляр П. П, Пащинская И. О., Юмангулов В. Я.
Руины в петергофских парках ... 64
 
Пащинская И. О.
Осветительные приборы петергофских иллюминаций. XVIII—XIX века ... 78
 
Левинская М. Ю.
Вольеры-птичники в Нижнем парке Петергофа. К истории бытования ... 90
 
Пранцузова С. А.
Петергофские береговые купальни для детей Александра II ... 97
 
Щедрова О. В., Юмангулов В. Я.
Петергофский Бельведер. К вопросу воссоздания скульптурного убранства ... 107
 
Синкевич Т. А.
Скульптура фонтанов и парков Петергофа: библиографический аспект ... 111
 
Макашова Е. А, Сясина Т. С., Григорович Е. М.
Иконографический материал как основополагающий источник в создании концепции музеефикации павильона Катальной горки ... 120
 
Козлов Д. В.
Малые архитектурные формы в историко-культурном ландшафте Ораниенбаума (вопросы семиотики) ... 130
 
Павлова М. А.
«...Из верхнего аглицкого саду вести воду трубою чрез грот каскатом»: малые формы в историческом ландшафте Ропши ... 140
 
 
Архитектура малых форм в Санкт-Петербурге и пригородах
 
Шишкина Е. А.
Фонтаны как декоративный элемент в образной ткани города ... 152
 
Игнатьев П. П.
Портрет архитектора эпохи барокко. Авторские комментарии к памятнику Доменико Трезини ... 160
 
Исмагулова Т. Д.
Исчезнувший атриум «флорентийского» дворца графов Зубовых. Куда улетел «бронзовый Меркурий» от своего фонтана? ... 165
 
Тарханова А. В.
Скамейки и канапе, беседки, гимнастические игры и катальные горы в садово-парковом ансамбле Елагина острова в 1820–1860-х годах ... 176
 
Кищук А. А.
Малые архитектурные формы О. Монферрана в парках Екатерингоф и Монрепо в Выборге ... 185
 
Осипов Д. В.
Историческая деструкция малых архитектурных форм в парковом ландшафте усадьбы Сергиевка ... 191
 
Зимин И. В.
Территория детства ... 203
 
Котляр Л. Б.
«Экономия, доставляемая лунными ночами»: история уличного освещения Царского Села ... 207
 
Федорова В. В.
«Увеселительные места» и сооружения Гатчинского парка ... 217
 
Астаховская С. А.
Об авторстве портала «Маска» в Гатчинском дворцовом парке ... 226
 
Шукурова А. Э.
Виды парков в живописи (на примере исторической коллекции Гатчинского дворца) ... 230
 
Ермилова Н. Б.
Валунные скамьи как украшение паркового убранства дворцовых и усадебных комплексов в пригородах Санкт-Петербурга, прошлое и настоящее ... 236
 
 
Малые архитектурные формы в историческом ландшафте России
 
Дмитриев В. И.
Солнечные часы в садах и парках: история и современность ... 248
 
Гаганова М. А.
Источники «высоких дум, великих воспоминаний»... Архитектура малых форм в пространстве монастыря ... 253
 
Царева С. М, Афонцев С. А.
Садовые чудачества глазами современников и потомков: Сад К. И. Осташевского и его литературный «прототип» ... 262
 
Мариничева Н. В.
Парковые затеи Андрея Болотова ... 268
 
Конюхова В. С.
Тайна дачного фонтана ... 274
 
Ляшенко Е. С.
Малые архитектурные формы в историко-культурном облике города Читы. Городской сад ... 280
 
Чанчикова Е. П.
Малые архитектурные формы в историко-культурном облике города Читы. Сад им. Жуковского ... 285
 
Акчурина-Муфтиева Н. М.
Культура водных источников в Крымском ханстве ... 292
 
Иванова В. Н.
Украшение стихии: оформление и преобразование природных объектов с помощью архитектурных форм. Гармония металла и природы ... 299
 
Коляда Е. М.
Современные малые формы из стекла в пространстве исторического парка. Художественные эксперименты и вопросы взаимодействия ... 305
 
Курочкин В. А, Семячкова В. В.
Совершенствование исторической среды города средствами дизайна ... 309
 
Грязнова Г. Г., Грязнова А. В.
Ревитализация малых архитектурных форм в учебном процессе методом композиционно-пространственного моделирования ... 313
 
 
Архитектура малых форм в зарубежных усадьбах и парках
 
Мурре А.
Система каналов и фонтанов Екатеринентальского дворца. Осуществленные и неосуществленные замыслы Николо Микетти и Петра I ... 318
 
Миден Э. Л., Коваленко А. Б.
Малые архитектурные формы усадьбы рода Лизогубов в Седневе ... 328
 
Дорохова Д. А.
Преобразование природных объектов с помощью архитектурных форм на примере дворцово-парковых комплексов Слободской Украины ... 333
 
Струнченко А. А.
Имение «Милое» государственного и общественного деятеля Витебщины И. А. Маньковского ... 341
 
Моисеева Т. М.
Знаменитая барочная диковинка парка Нойверк: Готторпский глобус-планетарий ... 344
 
Боровикова Т. В, Калашников А. В.
Версаль и Вагнер: тематика паркового пространства при дворце Линдерхоф ... 353
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сохраняя память. Петергоф в документах и воспоминаниях
 
Ершова Н. И.
Воспоминания ... 361
 
Бирюков А. Г.
Воспоминания ... 369
 
Снегирев В. И.
Воспоминания ... 378
 
Инструкция по эксплуатации фонтанной системы и гидротехнических сооружений Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника в г. Петродворце. 1984 г. ... 384
 

 

 

О САДОВЫХ ЧУДАЧЕСТВАХ И НЕ ТОЛЬКО...

 
 
Но вот что надо знать любому садоводу:
Есть два лишь способа преображать природу:
Один — рассчитанностью линий покорять,
Другой — нежданными картинами пленять.
Жак Делиль
 
 
Знаменитые сады и парки Петербурга и его пригородов — живые организмы, находящиеся в постоянном развитии и совершенствовании со времени своего создания. Появившись на невских берегах вскоре после основания города, они первоначально являлись частью усадеб, затем обретали регулярный характер. Позже распространились пейзажные парки, сохранявшие облик нетронутой природы. Наряду с разнообразной растительностью сады и парки наполняли малые архитектурные формы — беседки и павильоны, декоративные скульптуры и фонтаны, мостики и арки, перголы и шпалеры, вольеры и гроты, ветряные мельницы и колодцы, садовая мебель и светильники. Одни сооружения выполняли практические функции, другие являлись элементами декоративного оформления, третьи формировали пространственную композицию садов. Образ каждой архитектурной формы нередко диктовался окружавшей ее природой.
 
Поставив перед собой задачу анализа истории возникновения и бытования малых форм и их типологии, мы, сами того не ожидая, обрели новое, отличное от традиционного, понимание садового пространства не только петербургских садов и парков, но и ландшафтных территорий других мест России.
 
Вполне понятно, что в год 70-летия послевоенного открытия после реставрации первой очереди петергофских фонтанов нам хотелось приоритетно осмыслить именно фонтанную биографию. Воспринимая фонтаны как сооружения, основанные на эффекте водных потоков, бьющих вверх или падающих вниз, мы — всем миром — пришли к осознанию, сколь серьезен фонтанный образ, дополненный аллегорической или мифологической скульптурой и разнообразными декоративными элементами. Действие этого образа на человека основано на эффекте струй, бьющих с поверхности пруда и бассейна, вырывающихся из пасти причудливых животных, мерно катящихся по ступеням. С глубокой древности известно, что вода неизменно оказывает сильное психологическое влияние на человека, воспринимается им как часть природы, возвращающая силы и дающая жизнь. Созерцание движущейся воды оказывает на нас то бодрящее, то расслабляющее воздействие, которое порой значительно важнее, чем эстетическое наслаждение. В сухую жаркую погоду фонтан создает ощущение прохлады, он способен очищать воздух от пыли, находящейся в воздухе: с ним рядом легче дышать. Льющаяся вода приглушает раздражающие посторонние шумы, создавая ощущение умиротворения. Все эти свойства в полной мере проявляются у фонтанов Петергофа, давно и прочно завоевавшего именование «фонтанной столицы России», созданной императором Петром Великим на основе изучения и осмысления фонтанной культуры Европы.
 
Помимо репрезентативного архитектурного комплекса «чудом России» является единственная в мире естественная водоподводящая система, проходящая по огромной территории протяженностью более 50 км. Уже много лет музей-заповедник говорит и пишет о необходимости самого бережного отношения к исключительному по своей ценности «антропогенному ландшафту», который нужно охранять от дачной застройки и загрязнения и о котором нужно заботиться с особой тщательностью. Многие наши современники даже в общих чертах не представляют себе масштаб проблемы: любое вторжение в спокойно-величественную жизнь Старо-Петергофского канала немедленно отражается на состоянии петергофских фонтанов. Именно поэтому музей-заповедник надеется быть услышанным и поддержанным в решении сложнейших вопросов бытования фонтанов и с удовлетворением отмечает, что определенные шаги в этом направлении сделаны в последние годы Министерством культуры.
 
Петергофские фонтаны могут изучаться в самых разных аспектах: о них говорят и пишут искусствоведы, культурологи, историки архитектуры, исследователи техники и даже ценители поэзии. Осознание уникальности фонтанной природы несколько лет назад привело к созданию инновационного Музея фонтанного дела, посетитель которого с помощью дизайнерского решения ощущает себя в гигантской трубе, медленное движение по которой дарит ему удивительные впечатления, связанные с историей возникновения и бытования петергофских фонтанов. О петергофских фонтанах неустанно заботятся мастера-фонтанщики, среди которых — опытные профессионалы и их молодые последователи. На страницах этого сборника некоторые из них впервые рассказывают о своей работе.
 
Наше большое внимание к архитектуре малых форм определено той важной ролью, которую эта архитектура играет в ансамблях российских парков. Поражая строгой «рассчитанностью линий» или «пленяя» неожиданными ракурсами и картинами, «малая» архитектура органично вписывается в природный ландшафт, а ее созерцание дарит яркие эмоции. Каждый, кто хоть раз побывал в Петергофе, согласится с поэтом и царедворцем Федором Тютчевым, описавшим, как в аллеях Нижнего парка «фонтаны брызжут тиховейно...».
 
Е. Я. Кальницкая
генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»
 

 

 

Примеры страниц

 
A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2017  A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте : Сборник статей по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф». — С.-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2017
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 12,3 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

28 мая 2024, 18:54 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий