наверх
 

Методические проблемы художественного конструирования. — Москва, 1971. — (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. 1)

Методические проблемы художественного конструирования. — Москва, 1971. — 156 с. : ил. — (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. № 1 / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике)  Методические проблемы художественного конструирования. — Москва, 1971. — 156 с. : ил. — (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. № 1 / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике)
 
 
 

Методические проблемы художественного конструирования. — Москва, 1971. — 156 с. : ил. — (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. № 1 / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике).

 
 
 

[Аннотация]

 
В сборнике публикуются материалы исследований, проведенных во ВНИИТЭ и филиалах института по методическим проблемам художественного конструирования. Значительное внимание в статьях уделяется изучению процесса художественного конструирования, выявлению закономерностей формообразования и специфики проектирования промышленных изделий различных видов.
 
Сборник рассчитан на художников-конструкторов и специалистов, работающих в сфере художественного конструирования, на преподавателей различных учебных заведений, а также на всех читателей, интересующихся проблемами теории и практики художественного конструирования.
 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
"Труды ВНИИТЭ" серии "Техническая эстетика" будут издаваться отдельными тематическими выпусками, посвященными вопросам теории, обобщения опыта и методики.
 
Работы по обобщению художественно-конструкторского опыта, по существу, лишь развертываются. В основном этот опыт фиксируется в статьях бюллетеня "Техническая эстетика", а также в выпусках "Художественное конструирование в СССР". Общетеоретические и методические вопросы художественного конструирования нашли отражение в тезисах "Основы технической эстетики" и в "Основах методики художественного конструирования". К сожалению, почти нет фундаментальных, крупных исследований по вопросам формообразования и композиции в дизайне. Книги методического порядка — большая редкость.
 
За рубежом в области методических разработок накоплен достаточно обширный, хотя и разрозненный, материал по отдельным частным вопросам художественного конструирования*. Опыт методической работы отдельных фирм и ведущих дизайнеров в капиталистических странах остается зачастую лишь их собственным достоянием, так как в условиях конкуренции раскрытие секретов дизайнерской работы может нанести ущерб деятельности фирмы. Отсутствие необходимой информации о том, какими приемами и методами пользуются в своей работе зарубежные дизайнеры, известная специфичность этих способов, обусловленная особенностями капиталистического товарного производства, затрудняет их применение в нашей практике.
____________
* Исключение составляет обобщающая работа З. П. Бегенау "Функция, форма, качество". М., "Мир", 1969.
 
Предлагаемый выпуск содержит ряд статей, освещающих методические проблемы художественного конструирования.
 
Разработка методических проблем художественного конструирования ведется исходя из требований комплексного подхода к проектированию изделий. Не проектирование отдельных "штучных" вещей, а стремление к созданию целостной среды для труда, быта и отдыха должно явиться итогом дизайнерских работ.
 
Приемы и методы художественного конструирования не являются застывшими, навсегда данными. Они непрерывно совершенствуются вместе с развитием практики. Концентрируя в себе прогрессивные приемы и методы дизайнерского творчества, теория художественного конструирования способствует формированию эстетического кредо художников-конструкторов.
 
Большую роль в разработке методических проблем художественного конструирования должны сыграть исследования тенденций развития форм промышленных изделий, различных по типологии и назначению — станков, машин, средств транспорта, бытовых изделий. Эти исследования проводит практически каждый художник-конструктор, каждая группа специалистов, ведущая разработку проекта, поскольку без анализа развития аналогов и изучения конкретных закономерностей формообразования и композиции невозможно разработать художественно-конструкторский проект. Эти исследования, однако, большей частью остаются достоянием их авторов, служат им в качестве важного, но лишь вспомогательного материала, а в конечном счете никак не фиксируются и не обобщаются после завершения художественно-конструкторских работ по данной группе изделий.
 
Вопросы образования формы промышленных изделий в процессе проектирования, так же как и вопросы композиции, являются, таким образом, традиционными для дизайна, поскольку они связаны с рассмотрением профессиональных средств работы художника-конструктора.
 
Проблема формы — одна из важнейших проблем художественного конструирования. Художник-конструктор должен знать, как создается целесообразная, полезная, технически и эстетически совершенная форма промышленных изделий, по каким законам она развивается, что в ней заранее предопределено жесткими функциональными и конструктивно-техническими требованиями, а что должно быть решено на основе творческой интуиции. Очень многое зависит здесь от творческого кредо самого художника-конструктора, от его взглядов на задачи художественного конструирования, его понимания творческого метода работы, профессиональных навыков и знаний.
 
Как бы ни трактовались эти задачи, они получают заведомо ошибочное решение, если при формировании этого кредо ему будет придаваться некая абстрактная универсальность, звучащая в заявлениях типа "форма всегда следует функции" или "художественная форма существует сама по себе, вне зависимости от материальных основ изделий" и т.п. Ошибочность подобного рода заявлений состоит в том, что проектирование изделий различного вида и назначения требует разного методического подхода. При проектировании станков, механизмов и т.д. почти все предопределяется техническими требованиями, нормами, расчетом. И несмотря на такой, казалось бы, сугубо "технический" подход, возникают эстетически совершенные конструкции, агрегаты, машины. При разработке же некоторых видов изделий (например, народного потребления) ведущей фигурой в конструировании изделия оказывается художник-конструктор, вкус и творческая интуиция которого используются им как действенный метод решения сложнейших задач.
 
Таким образом, в подходе к форме, к изучению законов формообразования и композиции должна быть соблюдена необходимая осторожность, исключающая выдачу универсальных рецептов, следуя которым якобы можно получить искомый результат. В центре внимания художника-конструктора должны находиться общие методологические и теоретические принципы, определяющие достаточно строгий и вместе с тем гибкий подход к разработке формы утилитарной вещи. Эти принципы, в свою очередь, должны базироваться на знаниях законов формообразования и композиции, равно как и на профессиональном умении "строить форму".
 
Разработка проблем методики и формообразования в художественном конструировании может вестись на разных уровнях — эмпирическом, методическом и теоретическом. Анализ закономерностей формообразования и композиции необходим для правильной ориентации начинающих художников-конструкторов, поэтому в предлагаемый читателю выпуск I включены статьи, освещающие личный профессиональный опыт художников-конструкторов, в том числе описание самого творческого процесса художественного конструирования промышленных изделий. Такого рода материалы представляют большой интерес, поскольку они содержат сведения о процессах, происходящих в творческой лаборатории художников-конструкторов.
 
В сборник помещены также статьи по обобщению опыта в различных типологических областях художественного конструирования и статьи теоретического характера по проблемам формообразования промышленных изделий.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Предисловие ... 3
Э. П. Григорьев, М. В. Федоров. О методических проблемах художественного конструирования ... 7
А. С. Козлов. О постановке задачи, исследования в теории проектирования и формообразования ... 26
Ю. А. Крючков. Постановка и решение проектных задач ... 40
Г. Н. Любимова. Особенности художественного конструирования бытовых изделий ... 50
И. Н. Коломийцев. Об исходных принципах классификации электротехнических изделий как объектов дизайна ... 74
Я. С. Висман, В. Ф. Снегурский. Фиксация и анализ процесса художественного конструирования (на примере пельменного полуавтомата СУБ-2Н) ... 91
М. А. Коськов. Об основных вопросах художественного конструирования приборов ... 103
Г. Т. Сытенко. Графика в цехах промышленных предприятий и проблемы ее исследования ... 115
И. Е. Усманова, А. Г. Эндер. Условия и особенности формообразования машинных залов гидроэлектростанций ... 135
 

 

 

Примеры страниц

 
Методические проблемы художественного конструирования. — Москва, 1971. — 156 с. : ил. — (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. № 1 / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике)
 
Методические проблемы художественного конструирования. — Москва, 1971. — 156 с. : ил. — (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. № 1 / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике)
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 58,0 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

30 июля 2024, 16:25 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий