наверх
 
Удмуртская Республика


Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна : Учебник для специальности «Дизайн архитектурной среды». — Казань, 1999

Основы дизайна : Учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды»/ С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. — Казань : «Новое Знание», 1999 Основы дизайна : Учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды»/ С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. — Казань : «Новое Знание», 1999
 
 

Основы дизайна : Учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды»/ С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. — Казань : «Новое Знание», 1999. — 240 с., ил. — ISBN 5-89347-045-1

 
 
Излагаются основные понятия дизайна, его становление и развитие среди других видов современной проектно-художественной деятельности. Рассматриваются особенности конструирования, особенности эргономики, функционального анализа и колористики в дизайне, специфика проектно-художественного языка дизайнера, стадии дизайн-проекта.
 
Учебник предназначен для студентов архитектурных факультетов и вузов специальности «Дизайн архитектурной среды», а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами дизайна.
 
Авторы учебника: Сергей Михайлович Михайлов и Ляйля Муратовна Кулеева.
 
 

Введение

 
Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. «Что бы не происходило в обществе — новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью — все находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций» [1].
 
Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.
 
Понятие «Дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Благодаря поискам дизайнеров мы можем сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.
 
Современная беллетристика зачастую просто не поспевает за столь стремительным развитием дизайна с анализом и описанием его достижений. И сегодня ощущается определенный дефицит в литературе по дизайну, его истории и теории. Особенно это касается нашей страны, где развитию дизайна, как чуждого социального явления, порождения капиталистической конкуренции, не уделяли должного внимания. До недавнего времени дизайн не преподавался у нас в школе и как дисциплина отсутствовал в учебных программах вузов. Исключение составляли несколько специальных художественных институтов, выпускавших дизайнеров. Поэтому сегодня отсутствует литература учебно-методического характера, в которой раскрываются основные понятия дизайна, описывается его история, специфика и основные методы дизайнерской проектно-художественной деятельности, роль дизайна в современной проектно-художественной культуре в целом. Существующие публикации в различных изданиях затрагивают лишь отдельные аспекты дизайна, многие из них носят зачастую научный, или, напротив, популярный характер и не всегда могут быть использованы в учебных целях. Этот вопрос особенно обострился сегодня с открытием во многих российских вузах дизайнерских специальностей, введением специальности «Дизайн» в художественные училища, преподаванием основ дизайна в художественных и общеобразовательных школах.
 
Настоящее издание является вводным курсом в серию специальных дисциплин по дизайну и адресовано, главным образом, студентам специальности 2902 «Дизайн архитектурной среды» третьего года обучения, согласно существующим стандартам. Поэтому материал излагается в расчете на достаточно подготовленного читателя в области художественной терминологии из истории искусств и архитектуры. Материал излагается достаточно конспективно с приведением большого числа имен и дат. В конце учебника размещается список литературы по каждой главе, которой студент может воспользоваться при самостоятельном изучении материала. Учебник может быть использован также и студентами средних и высших учебных заведений, готовящих специалистов различных художественных и архитектурных специальностей и, в частности, дизайнеров.
 
В настоящем издании поставлена задача систематизации отдельных разрозненных публикаций и обобщения в целях воссоздания относительно целостной картины о дизайне как о феноменальном явлении проектно-художественной культуры современности, а также выявления специфики этого вида проектно-художественной деятельности с момента ее зарождения до настоящего времени.
 
Весь материал учебника представлен в пяти главах, каждая из которых носит достаточно автономный характер, объединяя ряд самостоятельных разделов. Содержание разделов во многом обусловлено тематикой современных курсов дисциплин специальности «архитектор-дизайнер»: каждый из разделов представляет собой своеобразный вводный курс одной из специальных дисциплин, которые студент будет изучать на старших курсах.
 
Учитывая специфику восприятия материала учебника обучающимися, он представляется в двух относительно автономных и приблизительно равновеликих информационных частей — текстовой и иллюстративной, дополняющих, но не дублирующих друг друга. Для удобства зрительного восприятия информации текст в основном располагается на левых страницах, иллюстрации — на правых. Учитывая существующий дефицит литературы по дизайну, как современному, так и историческому, иллюстративный ряд авторы намеренно строили в основном на выдающихся примерах из истории и из современного отечественного и зарубежного дизайна.
 
Введение, главы 1, 2, разделы 3.3, 4.3 написаны С. Михайловым; раздел 4.2 — Л. Кулеевой; глава 5, разделы 3.1, 3.2, 4.1 — С. Михайловым и Л. Кулеевой.
 

 

Оглавление

 
Введение  5
 
1. СПЕЦИФИКА ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Дизайн. Основные понятия  10
1.2. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера  22
1.3. Виды современной дизайнерской деятельности  38
 
2. ИЗ ИСТОРИИ ДИЗАЙНА
2.1. У истоков дизайна  58
2.2. Становление российского дизайна. ВХУТЕМАС  74
2.3. Баухауз  90
 
3. ДИЗАЙН И СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА
3.1. Особенности конструирования объектов дизайна  106
3.2. Дизайн и современные материалы  122
3.3. Дизайн и современные технологии  138
 
4. ДИЗАЙН И ЧЕЛОВЕК
4.1. Эргономика как основа проектирования в дизайне  154
4.2. Функциональный анализ и маркетинг в дизайне  172
4.3. Мода и художественный стиль в дизайне  180
 
5. ПРОЕКТНЫЙ ЯЗЫК ДИЗАЙНЕРА
5.1. Цвет в дизайнерском формообразовании  198
5.2. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна  214
5.3. Дизайн-проект и его стадии  226
 
Список литературы  233
 

 

Примеры страниц

Основы дизайна : Учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды»/ С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. — Казань : «Новое Знание», 1999 Основы дизайна : Учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды»/ С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. — Казань : «Новое Знание», 1999
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 15,3 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 

26 мая 2018, 21:54 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут