наверх
 

О художественном оформлении демонстраций : Итоги общемосковского совещания изоработников. — Москва, 1932

О художественном оформлении демонстраций : Итоги общемосковского совещания изоработников / Центральная художественная комиссия при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской революции. — Москва : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1932 О художественном оформлении демонстраций : Итоги общемосковского совещания изоработников / Центральная художественная комиссия при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской революции. — Москва : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1932
 
 

О художественном оформлении демонстраций : Итоги общемосковского совещания изоработников / Центральная художественная комиссия при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской революции. — Москва : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1932. — 20 с.

 
 
[Ниже следует полнотекстовая версия книги и ссылка на факсимильный скан издания]
 
 
 
Художественное оформление наших массовых революционных празднеств уже давно стоит в центре внимания не только нашей страны, но по всему размаху, значению и достижениям, давно уже привлекает острое внимание Запада.
 
Многомиллионые колонны демонстрантов, художественное оформление улиц и площадей, насыщенное ярким политическим содержанием, — участие в оформлении крупнейших советских художников, — все это превращает наши массовые празднества в значительнейшие художественно-политические явления.
 
Предстоящее празднование 15-летия Октября и завершение первой пятилетки, как крупнейшие факты всемирно-исторического значения ставят перед московской рабочей общественностью ответственнейшую задачу отразить в этом празднестве всю революционную значимость отмечаемых событий.
 
Советская общественность, учитывая это, — пристально следит за всеми подготовительными работами Центральной Комиссии при Моссовете (ЦХК) и стремится к массовому обсуждению всех ее начинаний, настоятельно требуя превращения готовящегося празднества в грандиозный пролетарский смотр наших итогов и достижений.
 
В целях максимального обеспечения этих требований ЦХК при Моссовете не только привлекла к работе все наличные активные силы из фронта, но в целях его активизации, созвав слет его работников, в здании Моссовета, поставила себе задачей конкретизировать все те ценные предложения, которые московская рабочая общественность желала бы видеть реализованными в предстоящей демонстрации и художественном оформлении красной столицы.
 
В целях популяризации этих предложений ЦХК настоящей брошюрой публикует основные положения как вступительного доклада сделанного на слете В. Э. Мейерхольдом, так и сделанные в связи с ним конкретные предложения.
 
Этот материал, может явиться элементом активизации как центральных так и районных работников при выполнении ими ответственной задачи долженствующей этим оформлением демонстраций и города превратить ноябрьские торжества в один из грандиознейших празднеств Страны советов, осуществляющей генеральную линию ВКП(б).
 
Б. Малкин.
 
 
 

ИЗО-работники Москвы о художественном оформлении демонстраций.

 
 

Тов. МЕЙЕРХОЛЬД

 
Центральная Художественная комиссия по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской революции организовала, 4-го Октября в Мраморном зале Моссовета, слет изо-работников Москвы по вопросу о художественном оформлении демонстраций.
 
По открытию слета слово для вступительного доклада было представлено тов. В. Э. Мейерхольду.
 
— Говорить о демонстрации к такой дате, как 7-е ноября 1932 г., — заявил В. Э. Мейерхольд, — значит говорить, учитывая ту обстановку, в какой эта демонстрация протечет.
 
Нельзя к демонстрации относиться оторванно от действительности.
 
Москва центр, мирового пролетариата. Здесь в Москве имеет свой адрес ЦК ВКП(б), здесь Политбюро с т. Сталиным во главе, здесь мы видим наглядно политическую мощь нашей партии, здесь бьется пульс всего Союза, пульс науки и техники, пульс техники и искусства.
 
Одно только перечисление гигантов нашей индустрии вызывает к жизни образ мощи нашего Союза, образ грандиозной силы социалистической системы, за 15 лет укрепившей подступы к бесклассовому обществу.
 
Каждый из нас знает, что в Москве имеют свои адреса Коминтерн, Профинтерн, Спортинтерн, МОПР и еще, и еще ряд организаций, борющихся за освобождение трудящихся, угнетаемых и эксплоатируемых капиталистами Запада и Востока.
 
Вот та атмосфера, которая должна будет вдохновить на новые темы, обогатить новыми приемами выразительных средств, когда будет приступлено к оформлению демонстраций перед выходом на улицу в торжественный день к пятнадцатой годовщине Октября.
 
Мы знаем по опыту прежних лет сколь величава наша демонстрация только по одному тому, что в дни революционных празднеств высыпает на улицу мощная масса трудящихся.
 
Это одно уже производит ошеломляющее впечатление на тех иностранцев, которые ничего подобного не видят у себя на Западе и на Востоке. Но разве этого достаточно?
 
Надо все время помнить, что такое этот гигант, выступающий на улицу в этом центре мирового пролетариата, и что этот гигант из себя представляет?
 
Нужно знать и помнить, что это выступает на улицу авангард мирового пролетариата, это нужно учитывать.
 
Человечество социалистического общества делится на две породы людей: одна порода всегда, при любых трудностях, умеет найти силы, чтобы эти трудности преодолеть, и есть, другая порода людей, которая поддается панике.
 
Когда движется грандиозная масса, зорко вглядываясь в нее, можно всегда безошибочно определить: — людей настроенных бодро и умеющих преодолевать трудности и — людей упадочнического настроения.
 
В предстоящей работе по оформлению демонстрации необходимо показать, что мы не сдадимся ни при каких условиях, что мы все трудности сумеем преодолеть.
 
Необходимо, чтобы эта тема в этой демонстрации прозвучала выразительно.
 
Наконец, необходима веселость в демонстрации, надо залить наши улицы радостью и цветами.
 
Попробуем дать такое оформление, чтобы наши красные знамена в своей яркости зацвели огнями. Красный цвет покажется ярко красным, когда рядом другой цвет; если же нет контраста, то цвет перестает ярко цвести и жить; это надо учесть и это надо помнить.
 
Мы только свой опыт учитываем и совершенно забыли, наказ, данный Лениным: „Давайте поучимся у прошлого, давайте покопаемся в культуре прошлого“.
 
Почему мы не берем традиции Французской революции? Мы знаем, что там, во Франции, не только украшались улицы, но там и люди старались приукраситься.
 
Давайте вспомним эти традиции: — дайте демонстрантам на руки повязки, цветные ленточки, дайте какой-нибудь головной убор.
 
Надо приукрасить балконы наших домов; это у нас все еще не хотят учесть.
 
Нужно проводить агитацию в домоуправлениях, чтобы и они что-нибудь сделали для выразительности празднества.
 
Необходимо „взять в переплет“ Рабисцев, например — эстрадников.
 
Разве они не смогут занять ряд балконов и показывать свое искусство движущейся массе, которая будет иметь возможность от этого получить что-то ответное от тех домов, мимо которых идут демонстранты.
 
Нужно заставить улицу жить в радости торжества, нужно лозунги в колоннах расставлять не поперек, а вдоль улиц, чтобы те, кто идет по тротуарам, могли их читать.
 
Часто там, где бывают заторы демонстрантов, бывает скука. Нужно обязательно сделать опыт, чтобы на местах этих заторов размещать большие оркестры, которые должны играть не только марши.
 
Это не значит, что мы будем отрывать от фабрик и заводов их оркестры, но нужно собрать несколько оркестров вместе; может это сделает московская филармония, собрав своих музыкантов, или может быть это сделают военные оркестры.
 
У нас есть очень много гармонистов, есть великолепные гармонисты, но мы их не видим, давайте их мобилизуем.
 
Можно использовать также и фото, летучее фото, — очень приятно сняться с соседом, с которым ты в первый раз встретился и который может быть окажется другом впоследствии.
 
Затем необходимо сделать плакаты, на которых отмечались бы достижения фабрик и заводов, причем эти плакаты должны быть заранее проработаны на общих заводских собраниях.
 
Эти плакаты должны быть своего рода рапортами, которые могут передаваться при прохождении мимо трибун наших вождей.
 
Затем радио: надо добиться того, чтобы оно к дням торжества в часы движения колонны насытило эфир художественным репертуаром.
 
Хорошее проведение этих начинаний может быть обеспечено только тогда, когда будет установлен единый план при великом разнообразии средств, причем при обязательной децентрализации необходим центральный орган, который должен инструктировать районы в отношении единой принципиальной установки.
 
Тогда не будет разброда на местах, тогда можно удачную инициативу перебрасывать по разным предприятиям.
 
Нужно обмениваться опытом, нужно перекидывать темы из одного района в другой, нужно увязывать все начинания с единым планом и нужно привлечь к нашей работе лучших художников Москвы.
 

 

 

Тов. БАШКО (Фрунзенский райком)

 
Все то, что говорил т. Мейерхольд в смысле делового и радостного оформления демонстраций — прекрасно. Но здесь я хотел бы остановиться и развить его проект несколько дальше.
 
До сих пор у нас демонстрации проводились днем. Не мешало бы, перевести часть демонстраций на вечер. Дело в том, что при оформлении такой демонстрации мы сможем употребить исключительно живописные цвета и всевозможные аксессуары, которые будут украшать нашу демонстрацию.
 
Здесь колоссальнейшие возможности не только для художника, но и для электротехника, техника и монтера.
 
Но тем самым я не хочу сказать, что нужно всю демонстрацию перенести на вечер.
 
Обычная картина первого дня такова: — масса прошла, продемонстрировала, затем отдохнула, и дальше идет в клубы и театры, идет на те увеселительные вечера, которые будут проводиться. Как видите, масса действительно празднует свой праздник. И до конца проводит день весело.
 
Необходимо это перенести на Красную площадь. Необходимо выбрать самое характерное, праздничное настроение самое выдающееся из наших достижений и показать это перед колоннами демонстрантов. Красная площадь представляет колоссальнейшие возможности. Ведь она является трибуной.
 
На этой трибуне могут стоять те же самые рабочие и служащие, которые проходили днем с демонстрацией. Вот, когда демонстрации кончаются, вечером площадь можно соответствующим образом электрифицировать. Этим я думаю, можно зарядить массу: это открывает перед нами большие возможности.
 
Я себе представляю это так: почти что темно, колонна начинает вырисовываться со светящимися транспорантами цифр. Мы видим электрифицированные колонны ударников. Здесь можно употребить те же самые фейерверки, лампы, прожектора, дирижабль иллюминированный и т. д. Я представляю себе Красную площадь ночью, как площадь театра.
 
Колонны могут нести перед собой электролампы. Одним словом, перед нами будут все изменяющиеся и переменяющиеся, и движущиеся цвета, и светящиеся транспоранты цифр достижения наших гигантов и т. д.
 

 

 

Тов. МАЛКИН (Председатель совещания).

 
Ничего утопического, не видно из того, что говорил товарищ, наоборот, мы думаем, что именно вечера 6 и 7-го ноября должны быть именно проведены в такой плоскости. Отсюда целый ряд подобных предложений должен войти в систему нашей работы.
 
Так например на Москве-реке коллектив под руководством Эйзенштейна, Нестерова и Вишневского поставит грандиозный спектакль с участием организованного зрителя.
 
Я предлагаю внести целый ряд подобных предложений, так как они заслуживают самого внимательного к себе отношения.
 

 

 

Тов. НЮРЕНБЕРГ — (ПКО)

 
До сих пор мы замечали одно, что наши демонстрации двигаются почти что прямолинейной линией. Никто не увидит, кроме своей колонны, других колонн других районов. Люди видят только самих себя, и никто не замечает того, что творится в др. колоннах. Если мы будем проводить демонстрации так, как они проводились до сих пор, то никто не увидит и тех ленточек, и тех красивых шляп, одетых на головы демонстрантов, о чем так ярко говорил т. Мейерхольд. Я считал бы, что демонстрации должны двигаться одна другой навстречу. Только тогда мы будем иметь возможность видеть, что делается в другой демонстрации, в другой колонне. Сейчас такой привилегией пользуется лишь неорганизованная масса.
 
Затем, можно внести много интересного в оформление колонн. Например, у нас очень много эстрадных актеров; почему бы не использовать в целях организации самодеятельных кружков на автомобилях и т. д.?
 
Необходимо бы дать определенным колоннам определенные темы. Пускай каждая фабрика и каждый завод отразят ту тему, которая им будет предподнесена с таким расчетом, чтобы у нас была некоторая цельность. А то до сих пор мы видим очень небольшой интерес к этому делу.
 
Необходимо также создать такую обстановку, чтобы мы имели площади, полные гуляющего народа, чтобы площади были иллюминированы, чего до сих пор не было видно.
 
Нужно, чтобы празднество проходило на самой площади, пусть там работают также массовики; пусть там будут какие-то зрелища; пусть театр выйдет на улицу. Теперь по поводу момента активизации самих демонстрантов. Может быть придумать что-нибудь такое, чтобы итти, танцуя, не просто итти, а производить какие-нибудь элементарные движения руками вправо—влево. Это нужно продумать, но, чтобы не просто итти: ведь у каждого есть желание двигаться.
 
Необходимо учесть кадры массовиков; это большая сила, товарищи; массовик может организовать до 500 чел. Это нужно обязательно учесть.
 

 

 

Тов. ВОЛКОНСКИЙ

 
Маяковский писал, что разница между морем и океаном существует только в нашем воображении: и в море и в океане мы берегов не видим.
 
Между грандиозной демонстрацией, которая происходит в нашем городе и той улицей, по которой мы идем, разница пока что существует только в нашем воображении. Мейерхольд, как художник, прав, когда он, прежде чем говорить о чем-то практическом, конкретном, говорил, что мы демонстрируем в городе, где Коминтерн, где Профинтерн, где Центральный комитет партии. Он сам пытался расшевелить наше воображение, заставить вообразить, что здесь движется океан, тогда как каждый из нас будет видеть небольшие потоки в пределах своего поля зрения.
 
Мне кажется, что если бы нам продумать эти моменты, что в какой-то час демонстранты условливаются (и все знают об этом), что даются гудки на всех заводах (вы помните, когда хоронили Ленина, какое огромное впечатление произвели эти гудки), они объединяют всех. В какой-то определенный момент все оркестры играют не разные мелодии, а одну и ту же, и дирижеры выступают секунда в секунду. Это значит, что имеется попытка концентрировать колоссальное количество звуков, объединить море движущихся людей.
 
Если нельзя увидеть этот океан людей, то, быть может, можно услышать колоссальный хор людей, поющий во всей Москве в определенную минуту одну общую песню, услышать колоссальный оркестр, играющий одну общую мелодию, услышать фабрично-заводские гудки, и это даст нам возможность ощущения тех берегов, которые мы не видим в море, почувствовать, что движется океан.
 

 

 

Тов. ЧУЛОЧНИКОВ (Клуб „Кор“)

 
Я хотел бы остановиться на вопросе относительно участия в демонстрации самодеятельных художественных кружков.
 
Мы знаем, что в августе 1932 г. была 1-я Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства, где подводились итоги, где выяснилось, насколько выросло самодеятельное искусство участников, что между самодеятельным искусством и профессиональным — границ почти нет, что рабочий класс сейчас вырос, и что он требует от самодеятельного кружка высокой техники. На этой олимпиаде была представлена большая армия в 1.500 чел. Почему бы в данном случае, как говорил т. Мейерхольд, не показывать заводам своих достижений при помощи самодеятельных кружков. Почему в некоторых случаях только выходит оркестр, а не хор? Почему они не покажут свою работу?
 
Я вам скажу, что в клубе „Кор“ имеется хоровой коллектив, который был участником олимпиады. Во время демонстрации 1-го Мая он вышел полностью и провел массовые песни, массовые игры. Почему бы и сейчас к XV годовщине Октября самодеятельные кружки не организовали бы подобной работы.
 
Несколько слов о песнях. Если вы посмотрите всю борьбу за строительство социализма, то вы увидите, что все это срослось с песней. Песни имеют громадное значение воспитательного порядка. Необходимо массы, идущие на демонстрацию, зарядить новыми песнями, которые дают бодрость. А разве у нас таких песен нет? Почему бы к Октябрьским торжествам не размножить тысячи листков, с тем, чтобы была подготовленность заранее до проведения годовщины. Можно на каждом заводе, в каждом цеху поручить культорганизатору разработать план демонстрации, с учетом всех остановок, разработать план, где какие лозунги поместить и т. д., наметить пункты остановок, чтобы не толкаться на месте.
 
Я должен сказать, что самодеятельные кружки должны выйти на демонстрацию подготовленные, должны показать рабочим свою работу.
 

 

 

Тов. БОРИСОВ (Сокольнический район)

 
Наше собрание — как нельзя больше кстати. Оно нам должно во многом помочь в части подготовки района. Я хочу отметить, во-первых, обмен опытом. Это дело большое и важное. В этот вопрос, мне кажется, необходимо втянуть печать. „Вечерняя“ и „Рабочая Москва“ должны уделять страничку для освещения обмена опытом, или, вернее, хода подготовки в районах, отмечая характерные моменты в том или другом районе.
 
Мы сейчас сталкиваемся с консерватизмом, с недооценкой руководителей на предприятиях. Некоторые хозяйственники урезывают нужное количество средств, не учитывая важности подготовки. В этом отношении печать должна нам помочь и отмечать периодически на страницах печати, как обмен опытом, так и бичевать тех хозяйственников, которые не оказывают достаточной помощи в деле художественного оформления и подготовки к оформлению.
 
Нужно обратить внимание на использование вечеров. Я помню: в 1926 г. в Киеве мы провели ночную демонстрацию с факелами. Почему бы в наших районах, которых имеется 10 в Москве, не организовать какой-то районный центр, с тем, чтобы 6-го вечером провести ночную демонстрацию, сделать ночное торжественное шествие на той или другой площади, где могут присутствовать и районные руководители.
 
Мне кажется, что нужно приветствовать идею, чтобы в каждом районе провести вечером ночную демонстрацию.
 
Нужно также поставить на широкое обсуждение — вопрос об оформлении демонстрации, проведении ее среди рабочих, чтобы у нас велась подготовка не только кружками ИЗО, не только художниками по оформлению, не только узкими кружками, а, чтобы к делу подготовки проведения XV годовщины Октября были привлечены ударники и рабочие с предприятий, принимающие самое непосредственное участие в оформлении своих колонн.
 
Необходимо выделить соответствующие премиальные фонды на лучшую идею и практические предложения, чтобы заставить рабочих предприятий принять активное участие в этом деле и тогда все задачи, которые ставятся перед нами, как мировым пролетарским центром, мы выполним.
 

 

 

Тов. РОМАС

 
Я хочу внести скромное, но весьма существенное предложение. Мне приходилось наблюдать море лозунгов, которые не читаются, потому что они все висят. Тут нужна революция в оформлении демонстрации. Может быть нужно взять основные 10 лозунгов на какую-то жесткую форму. На заводе „Серп и молот“ я перевел все лозунги на жесткую форму, которая удобна для чтения.
 
К XV годовщине Октября необходимо подойти со всех сторон художественности. Почему бы не показать наших достижений на жестком фоне, с подрамниками, уничтожив таким образом, парусность?
 
Точно такой же слет, как наш, художников, необходимо провести и по ЖАКТам. Если мы выдумаем 2-3 элемента оформления и передадим их ЖАКТам, то ясно дело, что ЖАКТы могут сыграть свою роль.
 

 

 

Тов. СУВОРОВ (Завод „Красный кожевник“)

 
Надо быть поэкономнее с красным материалом: на заводах и фабриках нужно использовать утиль. Почему нельзя фанеру намазать суриком, или какой-нибудь краской, а обязательно нужно покупать красную материю, а притом сатин по 2 р. 10 коп. На это дело нужно обратить внимание. Необходимо ликвидировать тяжеловесные диаграммы. У нас нет еще никакого плана проведения демонстраций по районам.
 

 

 

Тов. МАЙЕР (Иностранный архитектор)

 
Художники не осознали еще своего значения и роли в проведении торжеств. Если бы вы знали, как смотрит на эту демонстрацию мировой пролетариат, как он оживает, глядя на вас верой и силой в своей борьбе, вы бы относились к своей работе с большим энтузиазмом и пафосом, с большей верой, с большим творчеством и порывом. Мне приходилось сталкиваться с художниками, и я заметил, что не все понимают революционное значения этого дня. Не чувствуется связь с мировым пролетариатом.
 
Нужно суметь в демонстрацию внести определенный момент политического карнавала, нужно устроить таким образом, чтобы каждый чувствовал, что участвует в большом потоке. У нас это делалось просто. Каждый смотрел в зеркало и видел, что перед ним делается. Тут нужно создать возможность преломления, чтобы было видно демонстрацию хотя бы позади, нужно какое нибудь оптическое устройство, чтобы каждый чувствовал, что он действительно находится в многомиллионном потоке.
 
У нас, когда буржуазия устраивает свои демонстрации, то она умеет своим идеологическим аппаратом приготовить население таким образом, чтобы оно принимало участие в этой демонстрации, например, — в окнах домов вставляются свечи и т. д. Нам не нужны такие приемы, нам необходимо привлечь участие широкого населения в оформлении города. Нужно, чтобы в первую очередь были вымыты все стекла в домах, расставлены, если не свечи, то электрические лампочки, и, главное, — необходимо соревнование между домами, чтобы дома и дворы были украшены, чтобы город понял политическое значение и важность для страны празднования XV годовщины Октября.
 

 

 

Тов. ОСТЕРМАН

 
Мало праздновать только на воде и на земле. Нужно праздновать в небе. Мне кажется, что необходимо, чтобы наши аэропланы и дирижабли устраивали торжественные зрелища в небе, чтобы была борьба между старым и новым. Мы должны использовать в качестве экрана облака. Ведь устраивает же буржуазия такие рекламы в Нью-Иорке и зарабатывает большие деньги.
 
Итальянский министр авиации Вильбар с неба говорил и мы тоже должны с неба говорить о грандиозных вещах, которые у нас делаются: иначе нельзя, мы хотим чего-то грандиозного.
 
Я просматривал недавно наши карикатуры, ведь это изображение всей нашей борьбы, всех наших страданий. Мы должны привлечь к работе и Ефимова и Моор и др. Необходимо будет также обратить внимание и на организацию ходячих лозунгов. Затем необходимо обратить внимание на кукольные театры заводов.
 
Почему этим кукольным театрам не выйти бы в Октябрьские дни. Ведь все это страшно интересные опыты?
 
Далее, надо подготовиться к тому, чтобы мы зарядили наших демонстрантов интересными песнями. Ведь у нас имеется такое могучее орудие, как радио. Я думаю, что в течение месяца, можно провести репетиции в том смысле, чтобы 5—10 песен были бы проработаны. Ведь такие песни как „Марш ударника „Коминтерн“ и т. д. — это такие песни, которые могут иметь широкое распространение. Необходимо добиться того, чтобы в нашей работе в октябрьские дни было бы побольше карнавальности. Ведь до сих пор эта карнавальность имела место, но не в достаточной мере. Я думаю, что мы не сойдем с политической линии, если мы допустим себе побольше карнавальности проходя мимо мавзолея Владимира Ильича.
 
Мы имеем более 30-ти национальностей, принимающих участие в октябрьских торжествах. Почему бы им не выйти на демонстрацию в национальный костюмах?
 
До сих пор показ достижений производится лишь в диаграммах. Почему бы не показать свое производство лицом? Я имею в виду вывоз трансформатора на автомобиле, вывоз какого-нибудь станка... Ясно, что я не говорю о выводе какого нибудь блюминга на автомобиле.
 
Необходимо провести конкурс между заводами на лучшее оформление демонстраций. Надо устроить показ своей работы.
 
У нас имеется много поэтов, которые могут провести предварительные работы по проработке, вернее говоря, подготовке рабочих коллективов к октябрьским дням, в смысле разучивания произведений Маяковского и т. д.
 
Одно только надо сказать, что у вас сейчас самое лучшее кино, самое лучшее искусство, потому что мы — страна нарождающегося творческого класса. Нужно провести празднование октябрьской годовщины таким образом, чтобы народ действительно радовался.
 

 

 

Тов. НЕОКРИТОВ (ф-ка „Большевик“)

 
Необходимо устраивать громадные карнавалы. Они должны устраиваться на автомобилях. Я считаю, что здесь большую роль должны сыграть агитбригады, которые могут проводить целый ряд инсценировок. Также надо обратить внимание и на кружки ИЗО. Вся беда в том, что оформленные повозки сейчас не пропускаются по улицам. Имеются сотни подобных автомобилей, разъезжающих с карнавалами, но, мне кажется, что 5—10 наиболее ценных карнавалов проходит в толпе, другое дело, когда карнавал будет на возвышении.
 
Необходимо получить разрешение ка 5—10 карнавалов, которым был бы разрешен свободный проезд на Красной площади.
 

 

 

Тов. ПРОЗОРОВСКИЙ

 
Один момент я хотел бы детализировать или вернее конкретизировать в предложении т. Мейерхольда, это относительно того, что бывают заторы и необходимо мобилизовать какие-то коллективы, которые бы давали зарядку останавливающимся колоннам.
 
Кто участвует в демонстрации, кто собирается в этих колоннах, в начале действия имеет определенную зарядку и праздничное настроение, но когда колонны стоят час времени, они просто физически теряют возможность быть бодро настроенными; а мы не даем им никакого стимула.
 
Поэтому необходимо, чтобы во время остановок были специальные развлечения. Кто должен это делать? С этой задачей могут справиться только самодеятельные кружки, но опять же самодеятельные кружки, которые должны быть руководимы, разбиты на определенные районы и в этих районах должны быть мобилизованы художники — работники искусства, руководящие этими кружками.
 
Каждая площадь должна говорить об определенной мысли, и я призываю Центральную комиссию подумать над этим. Каждая площадь должна быть оформлена единым стилем и все площади — единой целеустремленностью.
 

 

 

Тов. ПЕРЛИН

 
Если вдуматься в то политическое, художественное значение, которое для Москвы имеет такая грандиозная демонстрация, как Октябрьская, то нет сомненья, что обсуждаемый на слете вопрос заслуживает сейчас огромного внимания всей нашей общественности.
 
Рамки, намеченные т. Мейерхольдом совершенно правильны. Нельзя думать, что мы можем позволить себе какие-то фантастические мероприятия, и прав т. Мейерхольд, когда он остановил наше внимание на реальных вещах. Весь его доклад составлен из мелочей, но они реальны. Было бы неправильно думать, что мы хотим устроить какой-то маскарад. Это неверно — мы хотим улучшить то, что имеется.
 
Мы проводим сейчас подготовительную работу во всех направлениях, затрачиваем огромную энергию, у нас происходит сейчас своеобразная посевная массовая кампания; демонстрация — это наш урожай. Она должна показать, какой урожай мы получим. Тут требуется исключительное напряжение.
 
Художественное оформление должно вытекать из необходимости лучшего отражения наших достижений. Я ничего нового сказать не могу, потому что я не художник. Все ценное сказал т. Мейерхольд, я хочу только остановиться на отдельных моментах, указанных т. Мейерхольдом.
 
Те демонстрации, которые происходили у нас до сих пор, являлись большим художественным фактором. Из разговоров с товарищами, которые бывали в капиталистических странах, выяснилось, что нигде нет такого веселья и таких демонстраций как у нас. Наши демонстрации, каковы бы они не были, это уже величайший художественный фактор, демонстрирующего свои пролетарские установки пролетариата.
 
У нас сейчас имеется колоссальный подъем рабочих масс, служащих и интеллигенции. Это — гордость нашей страны, подтверждающаяся словами Сталина, что „Советский союз это ударная бригада мирового пролетариата“. Это, с точки зрения художественного оформления, мы отражаем недостаточно; поэтому нам нужно сейчас предъявить себе такие требования, чтобы наш энтузиазм и наша радость были более артистически выражены. Правильно поступил т. Мейерхольд, поднявши этот вопрос.
 
Демонстрация должна говорить художественными образами, демонстрация должна показать конкретные объекты нашего строительства.
 
Мы строим и строим без конца и надо показать конкретную значимость этого строительства, надо во всем многообразии показать эти конкретные объекты строительства.
 
В этом вопросе нужно добиться окончательной ликвидации обезлички, необходимо, чтобы каждый завод имел свое лицо.
 
Недавнее решение ЦК партии дает нам дальнейшее орудие борьбы в деле социалистического строительства, дает указатели того, как можно бороться с трудностями.
 
Мы имеем массу достижений. Но сколько потребовалось энергии, энтузиазма и успешной борьбы за их получение. Необходимо в художественной форме и художественном образе показать все эти моменты. Здесь, без сомнения, требуется большая виртуозность и большая изобретательность.
 
Нашей демонстрацией мы должны противопоставить себя им. Мы должны всю работу проводить под лозунгом „мы и они“. Нам нужно показать, что у нас, в стране диктатуры пролетариата, происходят чудеса. Все эти моменты должны получить свое отображение в нашей демонстрации.
 
Мы против всякого трафарета. Нужно одеть красивые костюмы, чтобы они сами за себя агитировали, необходимо обратить внимание на цвет повязок и лент; необходимо председателям Октябрьских комиссий учесть все высказанные здесь предложения, чтобы провести их в жизнь. Необходимо добиться того, чтобы люди были радостны, чтобы проводилась остроумная агитация.
 
Необходимо добиться того, чтобы люди не скучали на улице: здесь встает вопрос об использовании наших музыкальных и театральных сил. Я считаю необходимым сделать правильную расстановку наших сил для развлечения товарищей, стоящих в колоннах во время затора.
 
Целесообразно также открыть поход за создание фонда предложений рабочих, служащих и специалистов художественников по оформлению демонстраций, суммировать и обобщить этот материал, чтобы дать его каждому предприятию в виде ориентировочной художественной, октябрьской путевки.
 
Все ценные предложения должны стать как можно скорее достоянием всей московской общественности.
 

 

 

Тов. ВОЛЬТЕР

 
Мое слово будет обращением к работникам ИЗО-фронта.
 
Я полагаю, что все художники, которые входят в состав Союза, отдают себе отчет в том, что, когда их не только приглашают, но допускают к участию в строительстве демонстрации, то это нужно признать за великую честь.
 
Мы получили величайший акт доверия к художественной массе со стороны партии и ее ЦК, и сейчас мы создаем единый Союз. Имеются все возможности проводить соревнование за лучшее качество нашей продукции. Мы имеем возможности соревноваться за идеологическую четкость и стройность в нашей работе.
 
Мы даем обязательство провести все то, что будет на нас возложено. Мы у себя проводим внутреннюю мобилизацию и контингент в 300 чел. художников будет участвовать в оформлении Октябрьской революции. Мы, художники Советского союза ясно отдаем себе отчет в значении празднования 15-ти летия Октября, как праздника, который является завершением на огромном участке фронта социальных и политических побед и полагаем что долгом и обязанностью каждого художника является принятие самого деятельного участия в оформлении 15-ой годовщины Октября.
 

 

 

Тов. КУШНЕР (М. К. Момр)

 
Все рабочие массы капиталистических стран в настоящий момент устремят свои взоры на то, как Москва празднует годовщину Октября. Международный конгресс МОПР-а собирается именно в эти дни, когда 368 секций всего мира будут в Красной Москве. Вы должны быть подготовлены в эти дни, ибо МОПР, как вы знаете, является красным тылом, который воодушевляет узников капитала.
 

 

 
О художественном оформлении демонстраций : Итоги общемосковского совещания изоработников / Центральная художественная комиссия при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской революции. — Москва : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1932 О художественном оформлении демонстраций : Итоги общемосковского совещания изоработников / Центральная художественная комиссия при Моссовете по оформлению Москвы к 15-летию Октябрьской революции. — Москва : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1932
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 21,6 МБ).
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

15 февраля 2016, 22:55 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий