наверх
 

Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня : Сборник статей. — С.-Петербург, 2014

Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня : Сборник материалов международной научно-практической конференции (ГМЗ «Петергоф», 17–19 сентября 2014 г.) / Под науч. ред. Л. В. Никифоровой. — С.-Петербург : Астерион, 2014  Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня : Сборник материалов международной научно-практической конференции (ГМЗ «Петергоф», 17–19 сентября 2014 г.) / Под науч. ред. Л. В. Никифоровой. — С.-Петербург : Астерион, 2014
 
 
 

Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня : Сборник материалов международной научно-практической конференции (ГМЗ «Петергоф», 17–19 сентября 2014 г.) / Под науч. ред. Л. В. Никифоровой. — С.-Петербург : Астерион, 2014. — 392 с., ил. — ISBN 978-5-00045-156-4

 
 
 

[Аннотация]

 
Сборник подготовлен по материалам международной научно-практической конференции «Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня» (17–19 сентября 2014 года), организованной по инициативе Министерства культуры Российской Федерации Государственным музеем-заповедником «Петергоф» и при участии Государственного Эрмитажа, Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», Союза реставраторов Санкт-Петербурга, Царскосельской янтарной мастерской. Конференция приурочена к перекрестным годам туризма России и Италии. Издание адресовано специалистам в областях реставрации и сохранения культурного наследия, музейным работникам, преподавателям высшей школы.
 
 
La raccolta è preparata sui materiali della Conferenza scientifico-pratica internazionale «Esperienza di conservazione del patrimonio culturale: problematiche del restauro lapideo» (17-19 settembre 2014) organizzata su iniziativa del Ministero della Cultura della Federazione Russa, Museo-riserva Statale «Peterhof», con la partecipazione del Museo Statale del-l’Ermitage, Museo-monumento Statale Cattedrale di St. Isacco, Unione dei Restauratori di San Pietroburgo, Opificio dell’Ambra di Tsarskoye Selo. La Conferenza è stata organizzata nell’ambito dell’Anno del Turismo «incrociato» tra Russia e Italia. La edizione è indirizzata agli specialisti in materia di restauro, tutela e conservazione del patrimonio culturale, ai collaboratori dei musei, ai docenti della scuola superiore.
 

 

 

Содержание / Sommario

 
Мединский В. Р. Приветственное слово от Министерства культуры Российской Федерации ... 10
Medinskij V. Intervento di saluto del Ministro della Cultura della Federazione Russa ... 11
 
Адаксина С. Б. Приветственное слово от Государственного Эрмитажа ... 12
Adaksina S. Intervento di saluto del Museo Statale dell’Ermitage ... 13
 
Шангина Н. Н. Приветственное слово Союза реставраторов Санкт-Петербурга ... 14
Shangina N. Intervento di saluto dell’Unione dei Restauratori di San Pietroburgo ... 15
 
Кальницкая Е. Я. Начиналось в Петергофе ... 16
Kalnitskaya E. Si cominciava a Peterhof ... 19
 
Андроханов А.А. Техника русской мозаики. Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства из малахита и лазурита в Эрмитаже ... 23
Androkhanov A. La tecnica del mosaico russo. Il restauro di oggetti d’arte applicata in malachite e lazurite all’Ermitage ... 29
 
Бартоли Л. Новые виды технологии лазерной чистки предметов искусства ... 30
Bartoli L. Nuove apparecchiature ed applicazioni della pulitura laser di manufatti artistici ... 34
 
Блазетти Л. Восстановление каменных элементов базилики Святой Клары и монастыря Святого Дамиана в Ассизи ... 39
Blasetti L. Il restauro degli elementi lapidei nella Basilica di Santa Chiara e nel Monastero di San Damiano in Assisi ... 47
 
Богданова А. М., Новиков А. А. Реставрация мраморной статуи «Христос» И. Г. Даннекера ... 55
Bodganova A., Novikov A. Restauro della statua di marmo «Cristo» di J.-H. Dannecker ... 60
 
Браччи С. Роль научно-исследовательской работы в реставрации. Примеры совместной работы во Флоренции ... 61
Bracci S. Il ruolo della ricerca a supporto degli interventi di restauro Esempi di collaborazione in ambito fiorentino ... 62
 
Брусницын А. И. Уральский родонит, как материал для изготовления и реставрации произведений искусства ... 64
Brusnitsyn A. Rodonite degli Urali come materiale per la produzione e il restauro delle d’arte ... 68
 
Гавриленко В. В. О проблеме сохранения особенностей природного камня в историческом облике городов ... 69
Gavrilenko V. Sul problema della conservazione della pietra naturale nell’aspetto storico delle città ... 75
 
Дашко Р. Э. Особенности разрушения подземных конструкций архитектурно-исторических памятников при агрессивном воздействии компонентов подземной среды Санкт-Петербурга ... 76
Dashko R. Aspetti particolari del deterioramento delle strutture sotterranee di monumenti storico-architettonici sotto l’effetto aggressivo delle componenti dell’ambiente sotterraneo di San Pietroburgo ... 87
 
Загвозкин Ю. Г., Мокряк А. Е., Петров Б. П. Применение извести в реставрации камня ... 88
Zagvozkin Y., Mokryak A., Petrov B. Uso della calce nel restauro della pietra ... 94
 
Золотарёв А. А., Савченок А. И., Пащинская И. О. Опыт диагностики декоративного камня при реставрации Царицына павильона ... 95
Zolotaryov A., Pashchinskaya I., Savchyonok A. Esperienza di diagnostica della pietra decorativa nel restauro del Padiglione della Zarina ... 98
 
Игдалов Б. П. Продолжение традиций камнерезного искусства России ... 99
Igdalov B. Continuazione delle tradizioni dell’arte della lavorazione della pietra in Russia ... 107
 
Импрота М. К. Реставрация скульптуры из камня в Мастерской полудрагоценных камней: последние работы и инновационные методы ... 108
Improta M.C. Il restauro della scultura su pietra: ultimi interventi e metodologie innovative dell’Opificio delle Pietre Dure ... 113
 
Камерин Р. Восстановление каменных элементов исторических зданий: критерии и методология в Италии (под редакцией К. Веккьоне) ... 118
Camerin R. Il restauro conservativo dei manufatti lapidei in edifici storici: criteri e metodologie in Italia a cura di C. Vecchione ... 120
 
Кардинали М., Деммельбауэр М. Реставрация статуи Геркулеса в ансамбле Королевского дворца Венария ... 122
Cardinali M., Demmelbauer M. Restauro dell’Èrcole Colosso presso la «Reggia di Venaria reale» ... 123
 
Корналья П. Статуи в пути. Скульптуры XVII и XVIII веков из садов и галерей замка Венария Реале: история, утрата, поиск и обнаружение ... 124
Cornaglia P. Statue in viaggio. Sculture del XVII e XVIII secolo dai giardini e dalle gallerie del castello di Venaria Reale: storia, dispersioni, ricerche e ritrovamenti ... 125
 
Котляр П. П., Юмангулов В. Я. Опыт восстановления скульптурного убранства Верхнего сада и Нижнего парка Петергофа в 1920—1930-х годах ... 127
Kotlyar P., Yumangulov V. Esperienza del restauro delle sculture del Giardino Superiore e Parco Inferiore negli anni 1920-1930 ... 133
 
Коэн П. Экспорт скульптуры и других произведений итальянского искусства из Рима в Россию в 1900-м году ... 134
Coen P. Esportare sculture e altre opere d’arte italiana da Roma in Russia nell’anno 1900 ... 142
 
Лаззарини Л. Сохранение каменных памятников в Средиземноморском бассейне ... 150
Lazzarini L. La conservazione dei monumenti lapidei nel bacino del Mediterraneo, con particolare riferimento a quelli in pietre ... 155
 
Ламетти Л. Реставрация каменных материалов на примере розы базилики Святого Франциска Ассизского в Умбрии ... 160
Lametti L. Un singolare esempio di restauro litico: il rosone della basilica di San Francesco ad Assisi in Umbria ... 166
 
Логинова Ю. А. Опыт реставрации произведений монументального искусства в России. Система текущего ухода ... 173
Loghinova Yu. Lesperienza di restauro delle opere d’arte monumentale in Russia. Il sistema della manutenzione corrente ... 187
 
Маругин В. М., Булах А. Г. Методы квалиметрии в приложении к оценке состояния фасадов Биржи ... 188
Marugin V., Bulakh A. Metodi della qualimetria sull’esempio della valutazione dello stato delle facciate della Borsa ... 191
 
Морозов М. В., Кемпе У., Борисов И. В. Сердобольские граниты Санкт-Петербурга: откуда родом атланты Эрмитажа? ... 192
Morozov M., Kempe U., Borisov I. Graniti di Serdobol di San Pietroburgo: da dove viene ognuno di loro dell’atlanti dell’Ermitage? ... 193
 
Мукин П. И. Проблемы эксплуатации копии мраморной скульптуры в парковых ансамблях ... 194
Mukin P. Problemi di manutenzione delle copie della scultura in marmo nei giardini ... 197
 
Панова Е. Г., Власов Д. Ю., Булах А. Г., Лоудес Х. Концепция исследования и оценки состояния камня во внешнем декоре здания Биржи в Санкт-Петербурге ... 198
Panova E., Vlasov D., Bulakh A., Luodes H. Concezione di studio e di valutazione dello stato della pietra del decoro esterno dell’edifficio della Borsa a San Pietroburgo ... 201
 
Парфенов В. А. Применение лазеров для сохранения памятников из камня ... 202
Parfyonov V. Uso del laser nella conservazione di monumenti in pietra ... 206
 
Пеллегрини Э. Несколько заметок касательно защиты итальянской монументальной скульптуры в прошлом и настоящем ... 207
Pellegrini E. Qualche nota sulla tutela della scultura monumentale italiana tra passato e presente ... 212
 
Петрова С. Л. Реставрация произведений скульптуры и предметов прикладного искусства из камня в Эрмитаже ... 218
Petrova S. Restauro delle opere di scultura e di oggetti d’arte applicata in pietre all’Ermitage ... 223
 
Пьяченти Д. Сохранение каменных элементов церкви Рождества Христова в Вифлееме в Музее XX-го века в Милане ... 224
Piacenti G. Conservazione dei materiali litici dalla chiesa della Natività a Betlemme al Museo del ‘900 a Milano ... 229
 
Савченок А. И., Харьюзов Л. С. Реставрация природного камня памятников архитектуры и культуры Санкт-Петербурга: основные принципы ведения работ и некоторые проблемы ... 234
Savchyonok A., Kharyuzov L. Restauro della pietra naturale dei monumenti di architettura e cultura di San Pietroburgo: i principi fondamentali della conduzione dei lavori e alcuni problemi ... 241
 
Сансоне К., Берселлини Б., Скалия И. Консервативная реставрация церкви Св. Филиппа Нери ... 242
Sansone C., Bersellini B., Scalia I. Restauro conservativo della chiesa di S. Filippo Neri ... 245
 
Спиридонов А. В., Трушина Ю. А. Пудостский камень в природе, реставрации, известковая накрывка ... 249
Spiridonov A., Trushina Yu. Pietra di Pudost in natura, in restauro, colletta di calce ... 253
 
Тихова Е. А. Плитчатый известняк в зданиях Петербурга XVIII века: виды камня и способы их применения ... 254
Tikhova E. Calcare tabulare negli edifici del XVIII secolo — le varietà della pietra e i metodi vecchi della sua lavorazione ... 257
 
Тихова И. А. Реставрация предметов из алебастра из собрания Государственного музея-заповедника «Петергоф» ... 258
Tikhova I. Restauro degli oggetti in alabastro della collezione del Museo-Riserva Statale «Peterhof» ... 260
 
Тутакова А. Я. Использование природного камня Карельского перешейка в архитектуре Санкт-Петербурга ... 262
Tutakova A. Uso della pietra naturale dell’Istmo Careliano nell’architettura di San Pietroburgo ... 265
 
Тучинский С. Г., Шангина Н. Н. Особенности научных и практических подходов в области реставрации камня на объектах культурного наследия ... 266
Tuchinsky S., Shangina N. Le peculiarità degli approcci scientifici e pratici nel campo di restauro di pietra relative alle opere del patrimonio culturale ... 269
 
Фаббри Э. Реставрация поверхностей (камень, штукатурка, гипс), виды разрушений и корректные способы реставрации. Методологические проблемы: от диагностики до создания проектов. Предмет исследования: реставрация фасадов Дворца финансов в Риме ... 270
Fabbri E. Il restauro delle superfici (pietra, intonaci, stucchi), forme di degrado e metodologie corrette di intervento. Problemi di metodo: dalla diagnostica alla progettazione. Caso studio: Il restauro delle facciate del Palazzo delle Finanze a Roma ... 272
 
Фальчи А., Гуиджи А. Работы по реставрации и консервативной санации кампаниллы церкви Санта Мария Ассунта в районе Фаббрика города Печчиоли (Тоскана) ... 274
Falchi A., Guiggi A. Lavori di restauro e risanamento conservativo: torre campanaria millenaria, chiesa di Santa Maria Assunta, frazione di Fabbrica di Peccioli – Toscana ... 278
 
Филипенко Е. С., Булах А. Г. «От камней старинными веет вестями» (гранит в стилобате здания Биржи Тома де Томона в Петербурге) ... 285
Filipenko E, Bulakh A. «Le pietre portano le antiche notizie» (il granito nello stilobate dell’edificio della Borsa di Thomas de Thomon a San Pietroburgo) ... 290
 
Франк-Каменецкая О. В., Власов Д. Ю., Рытикова В. В., Мануртдинова В. В., Зеленская М. С., Полянская Е. И., Курулёва К. С. Итальянский мрамор в музейных некрополях Санкт-Петербурга и его состояние ... 291
Frank-Kamenetskaya O., Vlasov D., Rytikova V., Manurtdinova V., Zelenskaya M., Polyanskaya E., Kurulyova K. Marmo italiano nei musei necropoli di San Pietroburgo e il suo stato ... 297
 
Шангина Н. Н., Харитонов А. М. Реставрационные растворы для восстановления каменной кладки: решение проблемы совместимости и оптимизации состава ... 298
Shangina N., Kharitonov A. Impasti di restauro per ricostruzione di muratura in pietra: la soluzione del problema di compatibilità e di ottimizzazione dell’impasto ... 302
 
Шуйский А. В. Выращиваемый малахит как материал для реставрации изделий прикладного искусства и интерьеров ... 303
Shuysky A. Malachite artificiale come materiale di restauro di oggetti d’arte applicata e di interni ... 305
 
Юмангулов В. Я. Перспективы и проблемы реставрации мраморной скульптуры Государственного музея-заповедника «Петергоф» ... 306
Yumangulov V. Prospettive e problemi del restauro della scultura in marmo del Museo-Riserva Statale «Peterhof» ... 312
 
Информация об авторах ... 313
Informazioni sugli autori ... 319
 

 

 

[Приветственное слово от Государственного Эрмитажа]

 
Научно-практическая конференция «Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня», призванная обобщить международный опыт в области консервации каменных материалов, своевременна и актуальна. Символично, что местом ее проведения является Государственный музей-заповедник «Петергоф». С Государственным Эрмитажем его связывает и богатое историческое прошлое, и активная работа по реставрации памятников истории и культуры, музейных объектов и предметов из Музейного фонда Российской Федерации в настоящее время.
 
Среди экспонатов, хранящихся в Эрмитаже, значительную часть составляют произведения скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, памятники археологии и нумизматики, созданные из различных видов камня и относящиеся к различным художественно-историческим эпохам. Учитывая тематику и место проводимой конференции, следует особо отметить, что в нашем музее находится значительная коллекция произведений крупнейших центров художественной обработки камня в России XVIII — рубежа XIX–XX веков: Петергофской гранильной фабрики, Екатеринбургской гранильной фабрики и Колыванского шлифовального завода. Предметы декоративного убранства залов императорской резиденции и интерьеров Нового Эрмитажа создавались из каменных пород отечественных месторождений Урала и Сибири, техника обработки твердых материалов достигла наивысшего расцвета в те годы, когда работали указанные камнерезные мануфактуры.
 
Столь значительные коллекции требуют текущего профилактического ухода, плановых реставрационных и консервационных работ, нередко срочной реставрации. Для этого необходимо знать и уметь применять приемы и методы, позволяющие удалять загрязнения, сохраняя патину времени, укреплять разрушенную под влиянием неблагоприятной внешней среды структуру камня, в случае необходимости восполнять утраты, возвращая произведениям искусства композиционно завершенный, экспозиционный вид. Последнее особенно актуально в случае реставрации предметов прикладного искусства из камня, для сохранения целостности и выразительности которых требуется знание техники создания памятника, умение верно подобрать материал и обработать его. Следование традициям русского камнерезного искусства является одним из многочисленных достижений и гордостью эрмитажной реставрации.
 
Профессиональные контакты связывают реставраторов Эрмитажа и Италии. Техника флорентийской мозаики осваивалась сотрудниками нашего музея в ведущем реставрационном центре Италии Opificio delle Pietre Dure e Laboratori di Restauro di Firenze. Мастер-классы по технике русской мозаики и реставрации экспонатов Эрмитажа были представлены в Салоне искусства, реставрации и консервации культурных и природных ценностей Restauro в Ферраре, их проведут и в рамках данной международной встречи.
 
Широкий диапазон предложенных к обсуждению актуальных тем свидетельствует о том, что профессиональная дискуссия послужит объединению специалистов в области реставрации и консервации камня, плодотворному обмену опытом, реализации новых интересных проектов в области сохранения памятников истории и культуры и музейных коллекций.
 
Кандидат исторических наук, главный хранитель Государственного Эрмитажа
С. Б. Адаксина
 

 

 

[Приветственное слово Союза реставраторов Санкт-Петербурга]

 
Я очень рада от лица Союза реставраторов Санкт-Петербурга и всего городского профессионального сообщества приветствовать вас на международной научно-практической конференции «Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня» в Государственном музее-заповеднике «Петергоф». Символично, что конференция проходит именно здесь, в месте, которое давно уже стало выдающимся примером того, на что могут оказаться способны настоящие профессионалы реставрации, столкнувшись с неразрешимыми на первый взгляд задачами.
 
Проблема реставрации камня — одна из ключевых для сегодняшней реставрационной науки. Памятники каменного зодчества, архитектурные элементы и предметы декоративно-прикладного искусства из различных видов камня занимают важное место в мировом наследии материальной культуры. В последние годы технологии реставрации камня развиваются быстрыми темпами, и обмен опытом разработки и применения инноваций в этой области при условии бережного сохранения подлинности памятников чрезвычайно интересен российским и зарубежным профессионалам.
 
Участие в этой конференции наших итальянских коллег представляется особенно важным. Обмен опытом с реставрационными школами других стран — необходимый и полезный процесс. При этом сотрудничество с итальянскими мастерами стоит особняком ввиду исключительности их знаний и методов работы. Всем известно, каким опытом в сфере реставрации произведений каменного зодчества обладает итальянская реставрационная школа. Не сомневаюсь, что бесценный опыт итальянских реставраторов сможет сослужить добрую службу их петербургским коллегам, чья работа связна с технологиями реставрации камня.
 
При этом я уверена, что и итальянским специалистам, в свою очередь, будет чему поучиться у петербургских коллег, сумевших накопить солидный запас знаний и технологических наработок за относительно небольшой в исторической перспективе, но при этом чрезвычайно насыщенный временной отрезок.
 
В Санкт-Петербурге насчитывается около восьми тысяч памятников истории и культуры, то есть почти десять процентов всего культурного наследия Российской Федерации. Такой объем памятников требует напряженного труда высокопрофессиональных реставраторов и постоянно ставит перед ними новые непростые задачи, работа над которыми становится основой для роста и развития петербургской реставрационной науки.
 
Я хочу выразить уверенность в том, что настоящая конференция станет площадкой для свободного обмена мнениями и опытом между реставраторами разных стран, будет способствовать укреплению профессиональных связей и существенно расширит нашу информированность друг о друге.
 
Доктор технических наук, председатель Совета союза реставраторов Санкт-Петербурга, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I
Н. Н. Шангина
 

 

 

Начиналось в Петергофе

Е. Я. Кальницкая,
доктор культурологии, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»
 
 
В блистательном Петербурге найдется немало мест, красота и величие которых определяются выразительной красотой природного камня, формирующего их архитектурный облик. К их числу в первую очередь принадлежит Петергоф: в его ансамбле мрамор, гранит и другие каменные породы органично сочетаются с серебряными струями летящей фонтанной воды.
 
Строительство Петергофа началось в то время, когда «культура камня» еще не получила развития в России, но Петр I приложил немало усилий, чтобы его новый город у моря стал каменным. Путешествуя по Европе, он заметил, что многие европейские резиденции блистали цветным камнем, декоративные качества которого определялись специфическими особенностями: цветом, рисунком и непревзойденными техническими параметрами (твердостью, прочностью и долговечностью).
 
Петр I активно поддерживал поиски, добычу и обработку камня по всей России. «Российское государство пред многими иными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которыя до нынешняго времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат...» — говорилось в указе 1719 года об учреждении Берг-коллегии1.
____________
1 Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года: [В 46 т.]. СПб., 1830–1851. Т. V. № 3464. С. 760–762.
 
В строящихся пригородах, в том числе в Петергофе, Стрельне и Ораниенбауме, архитекторы стремились максимально широко использовать камень. Из мягких пород доломитов и известковых туфов, залегавших в окрестностях по берегам рек Сяси, Тосны и Волхова и в селе Пудость, изготавливали детали декора фасадов и интерьеров. Для изготовления ступеней и кладки полов использовались нижние слои известняков, путиловская и гатчинская плита. На западном берегу Онежского озера, в районе Шокши, открыли первые месторождения шокшинского порфира. С берегов Ладожского озера привозился «дикий» или «морской» камень — гранит, который употреблялся для изготовления фундаментов, лестниц и колонн.
 
Уже в первые годы строительства Петербурга из Италии привозили знаменитый каррарский мрамор, равного которому по красоте не было в Европе. Его транспортировка была отлажена достаточно быстро: его грузили на борт судна в порту Ливорно и доставляли водным путем на невские берега. Российские потребности и итальянские возможности органично переплелись, и со временем в Петербурге, а позднее в Петергофе, появились исключительные по своей красоте памятники архитектуры и скульптуры, подчеркивающие природную красоту каррарских мраморов1.
____________
1 См.: Белов А. А. Мраморный Петергоф: от мечты до реальности. Историческое Ядро ансамбля XVIII столетия // Горный журнал. Цветные металлы. 2013. Спец. вып. С. 6–12.
 
Именно в Петергофе было организовано производство по обработке камня, у истоков которого стоял «слюзного дела мастер Фонгезель» — Питер фон Хессель (фон Хассель), которому в 1721 году было поручено наладить производство и начать «пиловать и полировать камень мраморовый и алебастр и другой всякой мягкой камень кроме дикого [гранита. — Е. К.] в Петергофе»2. Мастерскую решили разместить на Петергофской мельнице. По плану президента Академии наук Л. Л. Блюментроста ее возвели на территории Английского парка, после чего большой пруд стал называться Шлифовальным3.
____________
2 РГИА. Ф. 467. Оп. 1 (73/187). Д. 16-а. Л. 163.
3 Гейрот А. Описание Петергофа. Л., 1991. С. 65.
 
Исследователи долгое время предполагали, что Петергофская мельница начала работать в конце царствования Петра4, когда вышел указ от 14 января 1725 года: «В Петергофе, для полирования стекол, сделать в 40 рам мельницу, близ проведенного канала к верхнему огороду, да к большому приморскому пруду, о постройке которой шлюзного дела мастеру Фонгезелю приказано сделать чертеж; по сделании коего та мельница начата была строиться в том же году, а апреле месяце ... »5 Однако Н. И. Архипов опубликовал распоряжение от 15 октября 1722 года, которое предписывает, чтобы «под мельницу, которая делается для пилования и полирования мрамора и других камней, фундамент и слюз малой зделали, анбар поставили и под кровлю стропила»6, дата начала работы петергофского производства корректируется. Это же подтверждает свидетельство посетившего Петергоф в 1723 году французского посла Кампредона, который увидел и описал оснащенное и уже действующее производство: «...Воды в канале так много, что 30 фонтанов, не считая каскадов, могут бить постоянно и еще остается излишек, которым царь воспользовался для сооруженной им пильной и полировальной мастерской, очень чисто обрабатывающей мармор. Все сооружение очень просто. Одно колесо приводит в движение три машины, из коих одна распиливает, другая обтесывает, третья превосходно полирует мрамор, управляемые каждая одним человеком»7.
____________
4 Ардикуца В. Е. Одна из первых гранильных фабрик в России // Советские архивы. 1970. № 4. С. 108–109.
5 РГАДА. Ф. 271. Кн. 75. Л. 190–193; Ферсман А. И., Влодавец Н. И. Петергофская гранильная фабрика. Пг., 1921. С. 2.
6 См.: Архипов Н. И. Сады и фонтаны в Петергофе. М., 1936. С. 81.
7 Донесения французскаго посла при Русском дворе Кампредона // Сборник РИО. Т. 49. СПб., 1885. С. 37.
 
Контракт, заключенный с Питером фон Хесселем, содержит условия его работы в России и позволяет еще точнее определить дату основания Петергофской гранильной фабрики — 1721 год. Таким образом, становится ясно, что с начала 1720-х годов там обрабатывали камень для построек Петергофа.
 
Спустя десять лет, в 1731 году, на мельнице случился сильный пожар, после чего ее пришлось полностью реконструировать. Восстановительные работы были поручены переведенному с работающей пильной мельницы на реке Лаве «мастеру Хиршбергеру» (Хиршу (Гиршу) Бергеру), ему предписывалось в кратчайший срок «вместо погорелой полировальной мельницы сделать другую»1. Для строительства постоянно нужен был обработанный мрамор, причем в таком количестве, что до возведения нового здания машины для полирования камня вскоре после пожара были временно размещены в специально построенном ангаре.
____________
1 РГИА. Ф. 470. Оп. 76/188. Д. 108. Л. 38.
 
Восстановленное производство возглавил выписанный из Базеля специалист по камнерезному искусству Исаак Брукнер. Он предложил свой план переустройства петергофской мельницы, утвержденный 4 июня 1735 года. Императорским указом предполагалось «для полирования при Академии наук всяких найденных в здешнем государстве ясписовых и прочих камней построить мельницу при Канцелярии от строений на том же месте, на котором стояла прежняя сгоревшая мельница, по объявленной от академического механика модели»2. Строительство и оборудование продолжались до 1740 года, после чего Брукнер доложил о готовности мельницы к работе.
____________
2 Цит. по: Ферсман А. Е., Влодавец Н. И. Указ. соч. С. 2–3.
 
Большое значение имел вопрос о профессиональной подготовке мастеров-камнерезов. Для обработки камня привлекались иностранные мастера, в основном выходцы из Италии, где существовали давние традиции работы с мрамором. В 1745 году в Лугано на четыре года наняли десять «искусных тесальщиков камня на службу ея величеству», каждый из которых по условиям контракта был обязан «обучать и выучить десять человек из молодых без платежа своему ремеслу»3. В 1752 году управляющий Кабинетом Его Императорского Величества И. А. Черкасов предложил флорентийским мастерам многолетний контракт, им предстояло заниматься обработкой камня, «годного к убранству стен, как гладкой, так и резною работою и другим тому подобным употреблением»4.
____________
3 РГИА. Ф. 468. Оп. 32. Д. 537. Л. 4 об, 6.
4 РГАДА. Ф. 14. Оп. 1. Д. 104. Л. 19–20.
 
В 1745 году петергофское гранильное производство перешло из ведения Академии наук в подчинение Строительной комиссии при Кабинете Его Императорского Величества: отныне оно должно было осуществлять прямые поставки камня для строительства. К этому времени в Петергофе могли обрабатывать не только мрамор, но и твердые камни: яшмы, граниты и другие породы. По разработанной технологии начали «крепкие каменья... на разные штуки, а особливо карнизы и протчие надобности... по обрасцам... наилутчим образом делать и резную работу на тех же крепких камнях... исправлять»5. Однако производство, расположенное далеко от месторождений камня, в большей степени специализировалось на мелких декоративных изделий и ювелирной продукции и не могло удовлетворить растущие потребности города в каменных архитектурных деталях.
____________
5 РГИА. Ф. 468. Оп. 36. Д. 187. Л. 19–20.
 
Вслед за петергофским производством была открыта Екатеринбургская гранильная фабрика, развивавшаяся как промышленный комплекс для обработки камня на Урале, в районе залегания каменных пород. Третьим центром камнерезной промышленности стала Колыванская фабрика на Алтае.
 
Освоение каменных залежей России и строительство Петербурга находились в тесной взаимосвязи: потребность в камне способствовала дальнейшим разработкам недр. Так открывалось большое будущее натурального камня, и с течением времени он все шире и разнообразнее использовался в архитектуре.
 
Многие памятники камнерезного искусства дошли до наших дней. Со временем камень стареет, подобно человеку, нередко становится жертвой природных катаклизмов и человеческого небрежения. Выяснилось, что даже долговечные породы камня разрушаются, вступая во взаимодействие с окружающей средой. Главными факторами разрушения являются перемена температуры, влажность, выветривание, загрязненность атмосферы, воздействие солей и многие другие.
 
Исторически практика реставрации камня сложилась прежде всего в Италии: в эпоху Возрождения была утверждена непреходящая ценность культуры прошлого. Ее лучшие представители заботились о сохранности мраморной скульптуры, и с тех пор не стихают споры о различных методах и принципах ее реставрации.
 
В 2014 году по инициативе Министерства культуры РФ Государственный музей-заповедник «Петергоф» впервые проводит научно-практическую конференцию по вопросам реставрации камня. Мы вступаем в конструктивный диалог со своими коллегами из Италии в надежде обменяться бесценным опытом, обсудить общие и частные проблемы, возникающие в реставрационном процессе.
 
Сегодня от Петергофской гранильной фабрики сохранилось только здание, построенное архитектором Ю. М. Фельтеном. Однако ее история столь достойна, что в будущем может стать основой музея русского цветного камня в Петергофе: это мечта, которая может стать реальностью.
 
Именно Петергоф, как место рождения первого в России камнеобрабатывающего производства, краткая история создания которого предвосхищает этот сборник, представляется достойным историческим пространством для обсуждения разнообразных сложнейших вопросов реставрации камня российскими и итальянскими специалистами.
 

 

 

Примеры страниц

 
Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня : Сборник материалов международной научно-практической конференции (ГМЗ «Петергоф», 17–19 сентября 2014 г.) / Под науч. ред. Л. В. Никифоровой. — С.-Петербург : Астерион, 2014  Опыт сохранения культурного наследия: проблемы реставрации камня : Сборник материалов международной научно-практической конференции (ГМЗ «Петергоф», 17–19 сентября 2014 г.) / Под науч. ред. Л. В. Никифоровой. — С.-Петербург : Астерион, 2014
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 11,1 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

27 июня 2024, 12:57 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий