наверх
 
Удмуртская Республика


Память как объект и инструмент искусствознания : Сборник статей. — Москва, 2016

Память как объект и инструмент искусствознания : Сборник статей / Составители Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. — Москва : Государственный институт искусствознания, 2016  Память как объект и инструмент искусствознания : Сборник статей / Составители Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. — Москва : Государственный институт искусствознания, 2016
 
 

Память как объект и инструмент искусствознания : Сборник статей / Составители Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. — Москва : Государственный институт искусствознания, 2016. — 384 c., ил. — ISBN 978-5-98287-104-6

 
 
Сборник «Память как объект и инструмент искусствознания», как и конференция, прошедшая в октябре 2014 года в Государственном институте искусствознания, во многом вдохновлены трудами и идеями Дмитрия Владимировича Сарабьянова (1923—2013). Его книга «Русская живопись. Пробуждение памяти» (М., 1998) и высказанная в ней мысль о глубинных или скрытых традициях в искусстве, которые «можно характеризовать как пробуждение памяти, чаще всего происходящее бессознательно», стали отправной точкой для обсуждения широкого круга актуальных проблем культуры Нового и Новейшего времени в междисциплинарном контексте. Статьи русских, европейских и американских ученых, собранные в сборнике, затрагивают важнейшие вопросы, связанные с проблемой памяти в культуре: память и механизмы функционирования искусства; архив, музей и коллекционирование как стратегии памяти; этимология, миграция и трансформация сюжетов и образов в русском искусстве Нового времени; амнезия и разрушение традиции; теория памяти как философский концепт и его влияние в искусстве; память и методология науки об искусстве.
 
Рецензенты:
А. В. Толстой, доктор искусствоведения
Н. Ю. Молок, кандидат искусствоведения
 

 

Содержание

 
Аби Варбург
Усвоение экспрессивных значений прошлого
(Вступительное слово Мэтью Рампли).. 8
 
Дональд Прециози
Память и амнезия: сущностная взаимосвязь искусства и религии.. 20
 
Валерий Подорога
Взрыв и острие
Необходимость кайроса.. 30
 
Константин Шевцов
Воспоминание как истолкование прошлого.. 53
 
Клер Фараго
Будущее истории искусства как культурной памяти.. 62
 
Сильвия Бурини
Культурная память как семиотический механизм в искусстве.. 70
 
Джузеппе Барбьери
В театре памяти: неоднозначность как исследовательский принцип.. 80
 
Степан Ванеян
Брейгель — Зедльмайр — Имдаль: слепое пятно интерпретации.. 86
Приложение
Макс Имдаль
Иконика или структурный анализ.. 100
 
Марина Торопыгина
Иконолог в кинематографе
«Фантазия» и стиль в интерпретации Э. Панофского.. 120
 
Лев Лифшиц
К вопросу о стилистических повторах в живописи Византии и Руси начала и конца XII столетия.. 130
 
Лев Масиель Санчес
Русская средневековая архитектура в XVIII веке: Survival & Revival.. 144
 
Алла Аронова
«Беспамятство» в архитектуре Петровского времени: храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово.. 157
 
Сергей Карп
Путешествие графов Н. П. и С. П. Румянцевых и Ф. М. Гримма по Италии (1775—1776): от Рима — символа упадка к Риму — центру нового мира.. 171
 
Михаил Соколов
Образы мнемонической деконструкции. О споре Средневековья и Нового времени в русской иконологии руин.. 182
 
Анна Корндорф
Мнемонические программы русских императорских резиденций XVIII века. Метаморфозы памяти.. 189
 
Наталия Сиповская
Сувенир в топографии сентиментализма.. 208
 
Татьяна Юденкова
Взгляд на бытовой жанр 1860-х годов в свете христианских идеалов.. 216
 
Татьяна Карпова
Николай Ге в ХХ веке.. 229
 
Владимир Петров
«Память жанра» и «память сердца» в творчестве Кузьмы Петрова-Водкина.. 244
 
Екатерина Вязова
Память жеста: иконография меланхолии в европейской и русской культуре Нового времени.. 281
 
Илья Доронченков
«Гроза, надвигающаяся на русское искусство»: из истории полемики об импрессионизме в русской критике начала 1890-х годов.. 311
 
Жан-Клод Маркаде
«Русский» или «российский» авангард?.. 338
 
Нина Гурьянова
Традиция старообрядчества в контексте культурной памяти авангарда.. 345
 
Екатерина Бобринская
«Память культуры» и антизападная утопия русских будущников.. 356
 
Анна Чудецкая
Механизм восстановления памяти: актуализация опыта «формалистов» в живописи молодых московских художников в годы оттепели.. 368
 
Сведения об авторах.. 378
Принятые сокращения.. 382
 

 

Примеры страниц

Память как объект и инструмент искусствознания : Сборник статей / Составители Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. — Москва : Государственный институт искусствознания, 2016  Память как объект и инструмент искусствознания : Сборник статей / Составители Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф. — Москва : Государственный институт искусствознания, 2016
 

 

Скачать издание в формате pdf (прямая ссылка; 3,5 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 
 

16 февраля 2019, 18:24 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Уралэнерго»
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
ГК «СтеклоСтиль»
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут