наверх
 

Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой. — Петроград, 1916

Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой / В литературном отделе участвуют: К. Бальмонт, Александр Бенуа, Макс. Волошин, Вячеслав Иванов, В. Курбатов, А. М. Ремизов, Н. К. Рерих, Федор Сологуб, гр. Ал. Н. Толстой, А. Н. Чеботаревская, Георгий Чулков; Худож. редактор В. Н. Левитский; Заставки, концовки и виньетки работы Е. С. Кругликовой. — Петроград : Художественно-графическое заведение «Унион», 1916  Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой / В литературном отделе участвуют: К. Бальмонт, Александр Бенуа, Макс. Волошин, Вячеслав Иванов, В. Курбатов, А. М. Ремизов, Н. К. Рерих, Федор Сологуб, гр. Ал. Н. Толстой, А. Н. Чеботаревская, Георгий Чулков; Худож. редактор В. Н. Левитский; Заставки, концовки и виньетки работы Е. С. Кругликовой. — Петроград : Художественно-графическое заведение «Унион», 1916
 
 
 

Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой / В литературном отделе участвуют: К. Бальмонт, Александр Бенуа, Макс. Волошин, Вячеслав Иванов, В. Курбатов, А. М. Ремизов, Н. К. Рерих, Федор Сологуб, гр. Ал. Н. Толстой, А. Н. Чеботаревская, Георгий Чулков; Худож. редактор В. Н. Левитский; Заставки, концовки и виньетки работы Е. С. Кругликовой. — Петроград : Художественно-графическое заведение «Унион», 1916. — 130, [10] с., 20 л. цв. ил. : ил.

 

Парижъ наканунѣ войны въ монотипіяхъ Е. С. Кругликовой / Въ литературномъ отдѣлѣ участвуютъ: К. Бальмонтъ, Александръ Бенуа, Макс. Волошинъ, Вячеславъ Ивановъ, В. Курбатовъ, А. М. Ремизовъ, Н. К. Рерихъ, Ѳедоръ Сологубъ, гр. Ал. Н. Толстой, А. Н. Чеботаревская, Георгій Чулковъ; Худож. редакторъ В. Н. Левитскій; Заставки, концовки и виньетки работы Е. С. Кругликовой. — Петроградъ : Художественно-графическое заведеніе «Уніонъ», 1916. — 130, [10] с., 20 л. цв. ил. : ил.

 
 
 
ДОХОД ОТ ПРОДАЖИ ЭТОЙ КНИГИ ПРЕДНАЗНАЧАЕТСЯ НА ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ РУССКИМ ХУДОЖНИКАМ, ЗАСТИГНУТЫМ ВОЙНОЮ ВО ФРАНЦИИ.
 

 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

 
Я думаю нет такого русского художника, который, побывав в Париж, не зашел бы к Елизавете Сергеевне Кругликовой в ее уютную мастерскую на rue Boissonade.
 
Екатерина II содержала род специальных поверенных в художественных делах — в Париже знаменитого барона Гримма, в Риме — Рейфенштейна, — в обязанности которых, между прочим, входило наблюдение за жизнью и работами молодых русских художников. И неопытные воспитанники петербургской Академии Художеств должны были извлекать не малую пользу от советов и руководства этих отличных знатоков искусства.
 
Елизавета Сергеевна ни у кого на службе не состоит, она антипод всякого чиновничества, но роль ее похожа на роль тех екатерининских корреспондентов.
 
Стоит русскому юноше явиться на rue Boissonade, как через пол-часа беседы с хозяйкой дома Париж становится уже для него менее жутким и чужим, как уже он получает возможность «более интимно» разбираться в его пестром многообразии, как уже он знает и где ему жить, и где работать, и у кого учиться.
 
При этом советы Елизаветы Сергеевны тем более ценны, что в сущности она не принадлежит ни к единому из толков художественного Вавилона и в то же время интересуется в одинаковой степени всем, что есть в нем живого. Зато страстно ненавидит она, всей своей душой, (душой по-русски свободного человека и по-парижски независимого «рапэна»), всякий штамп, рутину, le poncif, le pompier.
 
Сама Елизавета Сергеевна очень своеобразный художник и очень парижский художник. Она той же семьи, как Стейнлен, Валлотон, Рафаэлли и другие «певцы Парижской улицы». Для нее не существует иных задач кроме возможно более жизненного фиксирования уличной суеты, лиц улиц и уличных лиц.
 
Нужно видеть какой чисто охотничьей страстью дышет ее лицо, когда она с альбомчиком в руках мешается в толпе бульварных гуляк, посещает кабачки, bistro, bastringu'и, music-hall'ы, цирки, bals publics, фуары, скачки, иллюминации и всю ту милую чепуху, в которой выражается неунывающая радость жизни истинных сынов и дочерей Парижа! Ничто ей не страшно, ничто не может ее испугать или озадачить. В толпе она, как рыба в воде, и, чем шумливее, чем гуще толпа, тем ей веселее, тем больше ей материала для наблюдения, для зарисовывания.
 
В поисках за «фиксацией суеты» Кругликова перепробовала всевозможные технические способы, переходила от акварели к маслу, от пера к офорту, от акватинтьи к vernis-mou. Все графические приемы ей известны, все рецепты травления, и заливки испробованы. И все ее подвижному любопытству не хватает чего-то существенного, все не достаточно быстро делается, не достаточно упрощает и синтезирует формы. За последнее время она увлеклась техникой собственного изобретения монотипией — чем-то средним между офортом и масляным этюдом — техникой, требующей большой сноровки и остроумия — и в то же время, я бы сказал, обидно-непроизводительной и расточительной.
 
Как указывает самое слово, монотипия допускает всего лишь один оттиск с доски и только в редких случаях удается получить (и то не без новой приправки) еще второй оттиск, все же не вполне совпадающий с первым. Но Кругликову не пугает этот вящий «аристократизм» изобретенного ею способа. Она считает себя вполне вознагражденной тем, что при этой технике получается красивая бархатистость тона и та самая сочность, которая так нравится в аквартинте и которая вдобавок не вредит нервности, темпераментности общего впечатления.
 
Ужасная нужда, которую в настоящие дни терпит вся русская художественная колония Парижа, все залетевшие певчие птицы, которых занесло сюда желание учиться и наслаждаться, —  наслаждаясь учиться — и которых врасплох застигла катаклизма войны — побудил нас, бывших «русских Парижан», знающих по собственному опыту и как пленителен и как жесток Париж, учредить особую помощь этим нуждающимся, среди которых имеются как уже выдвинувшиеся художники, так и целый ряд «обещающих». Не могла не отозваться на наш призыв и «патронесса русских художников» Кругликова — лишенная возможности проехать к себе на rue Boissonade и тем острее болеющая за то, что там «без нея» творится.
 
Ее мысль пустить для этой цели в продажу факсимиле с ее монотипий показалась мне особенно удачной. С одной стороны она этим создает памятник о своем собственном житье-бытье, о ее понимании Парижа, памятник более общедоступный, нежели ее слишком «аристократические» оригинальные листы. С другой стороны нельзя не приветствовать, что принося свою лепту на помощь русским парижанам, она ее чеканит образами столь милого и ей и всем нам Парижа.
 
Еще мне хочется подчеркнуть то, что есть связующего между своеобразной русской художницей и мировой столицей. Эта связь в настоящее время представляет особый интерес, ибо именно из-за каких-то душевных связей и загорелся весь настоящий мировой пожар. Присущий картинам Парижа Кругликовой «аромат Парижа» указывает лишний раз на то, что есть подлинно общего между нами и французами. В момент, когда слова национальность и вражда так часто ставятся одно рядом с другим (что означает страшную угрозу самому существу культуры) — приятно видеть лишний раз подтверждение замечательной способности русского человека перевоплощаться в другую национальность, «любить и понимать чужое», делать его своим.
 
Александр Бенуа.
Крым. 1915.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОТДЕЛА

 
АЛЕКСАНДР БЕНУА. Вместо предисловия 13
Н. К. РЕРИХ. Привет 19
ГЕОРГИЙ ЧУЙКОВ. Париж 25
ГР. АЛ. Н. ТОЛСТОЙ. 14-е июля. Шуточный рассказ 37
В. Я. КУРБАТОВ. Сердце мировой красоты 49
АЛЕКСЕЙ РЕМИЗОВ. Белое Знамя 69
АНАСТАСИЯ ЧЕБОТАРЕВСКАЯ. День всех святых 81
К. Д. БАЛЬМОНТ. Париж 89
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ. Fluctuat nec mergitur 101
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ. Кто-б ни был в мире ты 102
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. Lutetia Parisiorum 105
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. Парижу 106
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. Весна 107
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. Ночь весеннего равноденствия 108
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. Париж зимою 111
МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН. Париж 112
ФЕДОР СОЛОГУБ. Над Красавицею Сеной 119
ФЕДОР СОЛОГУБ. Город Женевьевы 121
E. С. КРУГЛИКОВА. Монотипия 125
 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КРАСОЧНЫХ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЙ С МОНОТИПИЙ E. С КРУГЛИКОВОЙ

 
I. Мастерская Е. Кругликовой в Париже ... 11
II. «Соловей» оп. Иг. Стравинского в постановке Александра Бенуа, Русский Сезон 1914 г. в Париже ... 17
III. Вандомская Колонна. Оригинал приобретен М. В. Щаховским ... 23
IV. У памятника Бельфорского лева ... 29
V. На бульв. Монпарнас днем ... 35
VI. На бульв. Монпарнас ночью ... 41
VII. Оркестр и танцы ... 47
VIII. На Бульмише ... 53
IX. Скачки ... 57
X. Маннекэны ... 61
XI. Танго. Оригинал приобр. Имп. Румянц. Музеем ... 67
XII. Бал Бюллье ... 73
XIII. Шансонетка ... 79
XIV. Предместье ... 83
XV. Перед балом художников ... 95
XVI. Версальские фонтаны ... 109
XVII. Сена ... 115
XVIII. Кафе в Булонском лесу днем ... 123
XIX. В Булонском лесу вечером ... 127
XX. Дворик ... 131
 
Графические украшения в тексте, форзац, обложка и титул исполнены с вырезанных из черной бумаги силуэтных рисунков худож. E. С. Кругликовой
 

 

 

Примеры страниц

 
Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой / В литературном отделе участвуют: К. Бальмонт, Александр Бенуа, Макс. Волошин, Вячеслав Иванов, В. Курбатов, А. М. Ремизов, Н. К. Рерих, Федор Сологуб, гр. Ал. Н. Толстой, А. Н. Чеботаревская, Георгий Чулков; Худож. редактор В. Н. Левитский; Заставки, концовки и виньетки работы Е. С. Кругликовой. — Петроград : Художественно-графическое заведение «Унион», 1916
 
Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой / В литературном отделе участвуют: К. Бальмонт, Александр Бенуа, Макс. Волошин, Вячеслав Иванов, В. Курбатов, А. М. Ремизов, Н. К. Рерих, Федор Сологуб, гр. Ал. Н. Толстой, А. Н. Чеботаревская, Георгий Чулков; Худож. редактор В. Н. Левитский; Заставки, концовки и виньетки работы Е. С. Кругликовой. — Петроград : Художественно-графическое заведение «Унион», 1916  Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой / В литературном отделе участвуют: К. Бальмонт, Александр Бенуа, Макс. Волошин, Вячеслав Иванов, В. Курбатов, А. М. Ремизов, Н. К. Рерих, Федор Сологуб, гр. Ал. Н. Толстой, А. Н. Чеботаревская, Георгий Чулков; Худож. редактор В. Н. Левитский; Заставки, концовки и виньетки работы Е. С. Кругликовой. — Петроград : Художественно-графическое заведение «Унион», 1916
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 295 МБ) (скан РГБИ)
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 83 МБ) (скан РГБ)
 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 131 МБ) (скан Электронекрасовки)
 

22 июля 2023, 22:12 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий