наверх
 
Удмуртская Республика

Протас М. А. Скульптурные симпозиумы Украины: стилистико-парадигмальная эволюция. — Киев, 2012

Скульптурные симпозиумы Украины: стилистико-парадигмальная эволюция / М. А. Протас ; Национальная академия искусств Украины, Институт проблем современного искусства . — Киев : Феникс, 2012  Скульптурные симпозиумы Украины: стилистико-парадигмальная эволюция / М. А. Протас ; Национальная академия искусств Украины, Институт проблем современного искусства . — Киев : Феникс, 2012
 
 
 

Скульптурные симпозиумы Украины: стилистико-парадигмальная эволюция / М. А. Протас ; Национальная академия искусств Украины, Институт проблем современного искусства. — Киев : Феникс, 2012. — 400 с. : ил. — ISBN 978-966-136-038-8

 
 
 
Монография исследует культурологический спектр проблем пленэрного движения скульпторов, являющегося важным элементом культурного диалога современности. Исторические ретроспекции стилистико-парадигмальной эволюции ландшафтной пластики раскрывают специфику скульптурных пленэров, модернизирующих художественную жизнь Украины последней трети XX в. и презентующих отечественную школу пластики на международных скульптурных симпозиумах рубежа миллениума. Автор, опираясь на значительный корпус научной аргументации, анализирует особенности образно-пластического мышления украинских скульпторов, отыскивая универсальные формообразующие императивы и принципиальные самоидентификационные эстетические установки, отличающие отечественные симпозиумы от зарубежных.
 
Научное издание рассчитано на специалистов в области художественной культуры, искусствоведов, критиков, студентов гуманитарных вузов и всех интересующихся вопросами искусства и культуры современности.
 

 

ОТ АВТОРА

 
Идея написания данной книги возникла не так давно. К этому подтолкнуло набирающее солидные масштабы в современной художественной жизни нашей страны и за рубежом движение скульптурных пленэров, находящее все больше и больше горячих сторонников не только среди творческой элиты общества, но также среди представителей социально-политических структур власти, понимающих важность эстетического вклада художника в культурное развитие национальных пространств. Широкий общественный резонанс пленэрного почина содействовал укреплению стимула приватных бизнесменов, усматривающих в инвестиционных стратегиях поддержания искусства глубокую личностную мотивацию, побуждающую практически каждого спонсора благородно оставлять в дар городам созданные на пленэрах скульптуры.
 
Между тем, другим важным для меня импульсом, способствующим осмыслению феномена украинских пленэров, явилось общение с моими коллегами и друзьями, пожалуй, самыми истыми почитателями пленэрного творчества, среди которых — философы, интеллектуалы, аристократы духа, и каковыми, на мой взгляд, являются Алексей Босенко, Антон Мусулин, Ирина Каменщикова, к мнению которых я с благодарностью прислушиваюсь, впрочем, оставляя за собственной творческой интуицией окончательный оценочный вердикт.
 
Все эти обстоятельства положительно содействовали вызреванию моего научного интереса, нацеленного на комплексное культурологическое освоение причин и закономерностей этой устойчивой формы скульптурного творчества под открытым небом, формируя сугубо личное желание разобраться, многоаспектно осмыслив уникальное явление, свидетелем которому пришлось быть вот уже как 25 лет. Мне довелось наблюдать уникальность практически первых шагов только родившегося пленэрного движения Украины, приезжая еще в качестве сотрудника Института искусствознания, фольклористики и этнологии имени М. Ф. Рыльского НАН Украины на многие пленэры, включая тростянецкий, радикально изменивший не только жизнь украинских скульпторов, но и мою личную судьбу.
 
Наблюдая за творческим процессом, мне посчастливилось общаться с участниками непосредственно во время их работы над скульптурой. И с ними уже в неофициальной обстановке мы живо дискутировали по целому корпусу культурологических и философских вопросов, касающихся среди прочего: генезиса скульптурных пленэров, эстетики, императивов свободного творчества, теорий поиска истины в искусстве и проч. (безусловно, особенно яркими остались в памяти горячие споры у ночного костра, с неизменными кулинарными изысками, принятыми в подобных полевых условиях). Поэтому, если быть предельно откровенной, то именно скульпторы-пленэристы придали мне окончательной смелости приняться за непростой труд написания данной книги.
 
Теперь же представился сам случай осуществить задуманное благодаря поддержке дирекции Института проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины, включившего данную монографию в план фундаментальных исследований института на 2011 г.; и ей — в лице директора академика В. Д. Сидоренко, заместителя директора доктора искусствоведения А. А. Пучкова, заведующей отделом Н. Н. Булавиной и сотрудников редакционного отдела я выражаю искреннюю признательность.
 
И последнее. Особую благодарность я приношу своей семье, горячо обсуждающей все пленэрные события, в первую очередь — мужу В. Н. Протасу, участнику почти тридцати скульптурных симпозиумов, включая самые первые; опыт, профессиональное мнение и архивные материалы которого оказали мне неоценимую помощь в написании этой книги; а также детям — Игорю и Маше, активно помогавшим добывать в Интернете необходимую информацию по международным скульптурным симпозиумам и любезно предоставлявшим свои услуги в качестве переводчиков.
 
Марина Протас
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
От автора ... 7
 
Введение ... 9
Prolegomena под открытым небом ... 11
XXI век: Ландшафтная скульптура «с приоткрытой дверью» ... 18
 
Глава первая:
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПАРКОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ И «ИСТИННОМ» ВРЕМЕНИ ... 85
Предыстория скульптурных симпозиумов Европы и Украины ... 87
Теория стиля в зеркале пленэров ... 139
Стиль как стратегия эволюции культуры ... 162
Национальная идея в ландшафтной пластике ... 181
Sketch о теории нации в культурологическом пространстве ... 201
 
Глава вторая:
СЕМИО-КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС ПЛЕНЭРНОЙ ПЛАСТИКИ ... 231
Европейский культурный дискурс и пленэры Украины ... 233
«Камень и небо» Партенита ... 240
Эпитафия и здравица скульптурному пленэру в Гурзуфе ... 262
«Свете Тихий»: На перекрестке дорог в Седневе ... 271
Однажды в Буче ... 318
Еще раз о Донецке ... 332
 
Вместо заключения ... 341
 
ПРИЛОЖЕНИЯ ... 345
Приложение 1. Ієрофанія каменю ... 347
Приложение 2. Традиційний символізм скульптурних пленерів у камені ... 368
Приложение 3. Интервью с Секретарем Правления Союза художников Украины Ю. Л. Синькевичем ... 385
 

 

Примеры страниц

 
Скульптурные симпозиумы Украины: стилистико-парадигмальная эволюция / М. А. Протас ; Национальная академия искусств Украины, Институт проблем современного искусства . — Киев : Феникс, 2012
 

 

Скачать издание в формате pdf (прямая ссылка; 5,8 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 

11 июня 2021, 18:30 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий


Партнёры
Архитектурное бюро КУБИКА
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Джут