|
Русская живопись XIX века : Сборник статей. — Москва, 1929Русская живопись XIX века : Сборник статей / Э. Н. Ацаркина, Н. Н. Коваленская, А. И. Михайлов, Федоров-Давыдов, Н. И. Соколова ; Под редакцией В. М. Фриче ; Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук, Институт археологии и искусствознания. — Москва : РАНИОН, 1929. — 175 с., [6] л. ил. : ил.ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение новой русской живописи ограничивалось до последнего времени редкими монографическими экскурсами, охватывающими творчество отдельных мастеров, и предварительным накоплением фактического материала. Работ, охватывающих развитие новой русской живописи более широко и полно, — совершенно нет, если не считать книги А. Бенуа, написанной в исключительно тенденционных целях. В числе этих целей было, между прочим, стремление дискредитировать то течение в русской живописи, которое известно под именем „идейного реализма“, в интересах апологии индивидуалистического — пассеистического эстетизма „Мира Искусства“.
В этом же плане шли работы и других историков искусства и критиков, группировавшихся вокруг „Мира Искусства“.
Выдвинутая ими концепция развития новой русской живописи и отдельные оценки получили широкое распространение. Они повторяются и в наше время — в работах искусствоведов не-марксистов.
Сегодняшний день выдвигает перед марксистским искусствознанием задачу критической переоценки данного „наследия“ и постановки подлинно-научного и классово-ориентированного изучения новой русской живописи. Это тем более актуально, что многие процессы в развитии современной советской живописи могут быть до конца уяснены только тогда, когда мы будем иметь ясное представление о их генетических формах, взятых в социально-исторической конъюнктуре соответствующего периода.
Марксистское изучение новой русской живописи своим первым шагом обязано В. М. Фриче, который в ряде блестящих очерков, предназначенных в свое время для Гранатовской „Истории России“ (переизданных затем в книге „Очерки по искусству“, 1923), наметил общую линию развития русской живописи XIX в. в связи с теми социальными процессами, в условиях которых она развивалась.
Работа В. М. Фриче оставалась до сих пор единственной в этом плане. Только в настоящее время она находит свое продолжение в исследованиях предлагаемого сборника, явившихся результатом коллективной проработки вопросов нового русского искусства в Секции Теории и Методологии Научно-Исследовательского Института Археологии и Искусствознания РАНИОН, осуществлявшейся под руководством В. М. Фриче в 1926/27 и 1927/28 ак. гг. Эти исследования в совокупности охватывают значительный промежуток времени, начиная со 2-ой четверти XIX в. и кончая первым десятилетием XX в. Они ставят своей целью дать социологические обоснования основных периодов в развитии русской живописи.
Работа эта, находящаяся в стадии своего становления, конечно, связана с рядом трудностей. Разработка и переоценка большого фактического материала, наряду с попытками дать точную социологическую периодизацию новой русской живописи, требует громадных усилий.
Статьи настоящего сборника следует рассматривать лишь как первые попытки в этой области, не гарантированные от ряда отдельных недочетов и ошибок, но ценные своей основной направленностью и ясно-осознанной целью — дать не простое сцепление фактов, не хронику, а социологию новой русской живописи.
Коллегия Института.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ... 5
Э. Н. Ацаркина. Художественная идеология России 1840-ых гг. ... 7
Н. Н. Коваленская. Русский жанр накануне передвижничества ... 33
А. И. Михайлов. Заметки о развитии буржуазной живописи в России (60—70 гг. XIX в.) ... 84
Федоров-Давыдов. У истоков русского „импрессионизма“ ... 115
Н. И. Соколова. К вопросу о социологическом обосновании русского импрессионизма ... 152
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 83,2 МБ).
18 декабря 2022, 22:24
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий