наверх
 

Скрябучинский. Самоучитель строительного искусства. — Москва, 1904

Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики
 
 

Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики : С помещением нужнейших статей из Урочного Положения и Строительного Устава : В пяти частях : С 237 чертежами в тексте, с приложением Атласа на 64 страницах, состоящего из проектов (в планах и фасадах) для частных городских и дачных построек, и сельскохозяйственных для различных назначений строений, а также строений в селениях / Скрябучинский. — Восьмое дополненное издание. — Москва : Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1904. — VIII, 480, 64 с., ил.

Самоучитель строительнаго искусства : Руководство для техниковъ, домовладѣльцевъ, управляющихъ, агрономовъ, мельниковъ, десятниковъ и подрядчиковъ по разнымъ отраслямъ строительной практики : Съ помѣщеніемъ нужнѣйшихъ статей изъ Урочнаго Положенія и Строительнаго Устава : Въ пяти частяхъ : Съ 237 чертежами въ текстѣ, съ приложеніемъ Атласа на 64 страницахъ, состоящаго изъ проектовъ (въ планахъ и фасадахъ) для частныхъ городскихъ и дачныхъ построекъ, и сельскохозяйственныхъ для различныхъ назначеній строеній, а также строеній въ селеніяхъ / Скрябучинскій. — Восьмое дополненное изданіе. — Москва : Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1904. — VIII, 480, 64 с., ил.

 
 

[Из вступления]

 
I. О развитии архитектуры.
 
Климатические условия Африки и Азии принуждали человека защищаться от солнечного зноя, опасных ветров и знойных песков; суровость северного климата заставляла северного жителя искать защиты от дождя, снега и мороза; в обоих случаях человек должен был волею или неволей употребить свое старание, чтобы сделать хотя простой навес в защиту от дождя и снега. Навес, утвержденный на четырех столбах, к которым, вероятно, прикреплялась обивка из ветвей, в виде плетня, так что такой навес, закрытый с трех боковых сторон, открывал четвертую для входа и выхода, образуя палатку или хижину; плетень из ветвей мог быть обмазан глиною и стены обсыпаны землею. Преобразовывая таким образом жилище, строитель получил убежище, достаточно ограждающее его от опасностей и неприятностей.
 
Из этих грубых образцов постройки, которая была, может быть, образцом начала искусства для тех, кто только научился владеть топором или секирою, гений зодчества древних развил искусство и творчество, оставив нам удивительные памятники. Под рукою творца художника нижняя обвязка превратилась в основу здания — цоколь; подпорные стойки — в величественные колонны; брус, составляющий верхнюю обвязку, образовал архитрав; концы торчащих из под крыши балок образовали фриз, а отливная доска (свес крыши) образовала карниз; шипец превращен во фронтон.
 
Во все века и все народы искали в своих жилищах того же, чего ищут строители и в наше время и чего желаем мы, то есть: удобства, красоты и чтобы постройка была прочна. Только климатические условия, быт и обычаи жизни могли влиять на характер построек и вследствие этих причин явились в архитектурных памятниках различных народов особые характерные черты. Характерные отличительные черты архитектурных стилей мы видим и теперь в остатках древних памятников минувшего зодчества.
 
Зачатки архитектурных типов в разных местах слагались особо и разнообразно, и не всегда хижина была начальным типом архитектуры. Так у индийцев первоначальными храмами служили капища и пещеры; у египтян и других народов начало архитектуры шло от могильных памятников (пирамид) и храмов.
 
Первое, где человек мог выразить свое уменье строить, а потом выказать свои способности и стремления в созданиях и воспроизведениях искусства, то начиная с древнейших времен — в надгробных памятниках, как, напр., в египетских пирамидах и всевозможных храмовых постройках древних народов. Эти памятники и храмы, конечно, имели несравненно большее значение, чем обыкновенные общественные и жилые дома и им было посвящено все высшее знание строительного дела. В таких памятниках вместе с строительной техникой развилось искусство в известных формах и типах самобытной характеризации, соответствующей характеру и национальному духу того или другого народа.
 
Всякая постройка получает свой особый характер, если в ее общей форме и во всех ее частях видна цель ее назначения. Внешний вид постройки, более или менее изящный и красивый с известной характерностию и оригинальностию, конечно, будет удовлетворять эстетическому чувству, которое всегда живо в человеке и стремится к новому и совершенному в искусстве.
 
В самое отдаленное доисторическое время первоначальные памятники, которые воздвигались на каком-либо месте, признанном священным в силу известного народного верования или над могилами умерших, были очень просты. Курган насыпанной земли или груда нагроможденных камней на таких местах представляли уже вид памятника. Иногда земляной курган был окружен стоячими камнями. Были целые ряды больших камней, поставленных один возле другого, где часто два больших камня перекрывались сверху третьим, положенным горизонтально; из таких трех камней получался вид ворот.
 
Когда только зарождалось строительное дело (или искусство строить), употреблялись камни в том необделанном виде, в котором они добывались из земли. Из таких камней обыкновенно клались стены; промежутки между большими и неправильной формы камнями закладывались более мелкими кусками камней. Потом камни начали обделывать, придавая им более правильные формы, более удобные для кладки стен и других частей зданий; при этом кладка стен получалась уже ровная и более гладкая. Камни для кладки обыкновенно употреблялись твердых пород: гранит, песчаник, известняк и проч.
 
Из больших камней твердых пород делались особые подпоры — колонны. Первоначальные колонны, мы видим, вырублены в скалах, в пещерных сооружениях; такие колонны высекались из цельной каменной глыбы в скалах и служили подпорами. Затем колонны делались из отдельных цельных кусков камней, которые обделывали в известную форму; такие колонны, служа подпорами, выделывались по преимуществу, из гранитных пород камней и мрамора.
 
Производство кирпича и черепицы известно и введено в строительное дело с весьма древних времен.
 
Известно из книги Бытия, что потомки Ноевы двинулись на восток и там в одной из долин на берегу Евфрата основали город Вавилон с известной в нем Вавилонской башней. Для постройки городских стен и башни, вместо камней, они употребляли кирпич, который выделывали из глины и потом высушивали на солнце; для большей прочности иногда обжигали кирпич на огне.
 
Собственно зачатки и развитие культурного искусства и строительной практики восходят к временам египетского царства. Египет, можно сказать, полагает начало культурному развитию строительного искусства. Главным образом египетское искусство выразилось в постройках их храмов, которые являются величественными и таинственными сооружениями.
 
Затем является несколько фантастического характера искусство Вавилонского царства, искусство царства Персидского и других средне-азиатских царств древнего мира.
 
<...>
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 
ВСТУПЛЕНИЕ.
I. О развитии архитектуры. 1
II. Прикладные знания.. 22
III. Проекты: ... 31
Конюшни и сараи для экипажей. 35
Усадьбы. 36
Фермы. —
Больницы... 43
Читальни и библиотеки.. 46
Гостиницы .. 47
Сельские школы... 49
Бани. 50
Постоялые дворы.. 54
Ледники. 55
Погреба. 62
Ямы помойные и сорные.. 63
Статьи из Устава Строительного, касающиеся построения частных строений в городах и селениях. 66
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Строительные материалы.
 
Глава первая.
Камни. 73
Мрамор.. 79
Гранит 80
Известняк.. 81
Выломка камней... 84
Кирпич... 88
Песок... 108
Глина.. 109
Алебастр. 110
Известь.. 111
Гашение извести. 115
Цемент... 118
Железо. 119
Чугун. 120
Сталь. 121
Медь... 121
Олово... —
Цинк . —
Свинец.. 122
Проволока... —
Гвозди.. —
Канаты и веревки... 124
Смола и деготь.. 125
Стекло.. —
 
Глава вторая.
Дерево. 127
Лиственный лес. 129
Хвойный лес... 130
Виды, в которых употребляется лес для построек.. 131
Вес строительных материалов. 133
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Земляные и каменные работы.
 
Глава первая.
Грунты ... 139
Грунты и их разделение... 140
Исследование грунта. . 141
Нивеллировка.. 143
 
Глава вторая.
Фундаменты.. 148
Укрепление подошвы основания деревом.. 152
Кладки фундаментов. 155
 
Глава третья.
Цоколь. 160
Кирпичные стены... 163
Отверстие в стенах... 166
 
Глава четвертая.
Каменная кладка.. 168
Кладка кирпичных стен... 172
Железные связи в стенах. 177
Кирпичная кладка по системе Герарда... 179
Бетонная работа.183
 
Глава пятая.
Формы арок и сводов.. 185
Своды... 186
О кладке сводов. 191
 
Глава шестая.
Лестницы.. 193
 
Глава седьмая.
Статьи из Урочного Положения для некоторых кирпичных и каменных работ.. 199
 
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
Плотничные и столярные работы.
 
Глава первая.
Строительные работы... 215
О скреплении и соединении деревянных частей (бревен). 220
Продольные скрепления.. 221
Поперечные скрепления.. 223
 
Глава вторая.
Деревянные стены. 229
Деревянные перегородки. 238
Окна. 239
 
ОТДЕЛ II.
 
Устройство полов и потолков... 241
 
Глава третья.
Стропила... 247
Кровли.. 253
 
Глава четвертая.
Общие столярные работы. 258
Столярные работы в строительном деле, как-то: закладные рамы, подоконные доски, оконные переплеты, двери, штучные и паркетные полы.. —
 
Глава пятая.
Штукатурные работы... 274
Некоторые правила для штукатурных работ (статьи из Урочного Положения).. 278
 
Глава шестая.
Малярные работы: составление колеров; различные способы окраски; приготовление лака; шлифовка и лакирование столярных изделий; приготовление искусственного мрамора и стекольные работы 281
Статьи из Урочного Положения на некоторые малярные работы... 309
 
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.
Отопление и вентиляция.
 
Глава первая.
Об отоплении. 315
Топливо. 319
Печи и их устройство.. 322
Трубы и устройство дымоходов .. 323
Голландские печи. 326
Русские печи.. 332
Кухонные очаги... 335
Отопление духовыми калориферами.. 337
О водяном отоплении... 347
Выжигание труб.. 349
 
Глава вторая.
Проветривание или вентиляция зданий... 351
 
Глава третья.
Статьи из Урочного Положения на некоторые печные работы. 358
 
Глава четвертая.
Отхожие места и ватерклозеты. 373
 
ЧАСТЬ ПЯТАЯ.
 
Глава первая.
I. Постройки глиняные и из воздушного (необожженного) кирпича.
 
Земляные постройки.. 383
Глиномятные постройки.. 385
Мазанки... 391
Постройки из необожженного кирпича.. 394
 
Глава вторая.
II. Сельскохозяйственные постройки.
 
Скотные дворы... 398
Овчарни .. 399
Свинарни.. 400
Бани... 401
Кузницы... 402
 
Глава третья.
Об укреплении песчаной, а равно и наносной почвы и живые ограды.. 405
 
Глава четвертая.
III. Постройки фабричных и заводских зданий. 411
 
Механические заводы... 413
Слесарная мастерская.. 418
Сборная мастерская. 421
Литейная.. 422
Кожевенные заводы.. 426
Салотопенные и свечные заводы.. 427
Скипидарные заводы. 428
 
Глава пятая.
Громоотводы. 432
 
IV. Мосты, плотины, мельничные здания и мельничные колеса.
 
Глава шестая.
Плотины... 440
Глухие плотины.. 442
Разборчатые плотины... 453
О шлюзах. 455
 
Глава седьмая.
Мосты.. 462
 
Глава восьмая.
Мельничное здание.. 466
Вертикальные колеса... 468
Наливные колеса. 471
Среднебойные и полуналивные колеса... 475
Подливные колеса... 476
Висячие колеса.. 479
 

 

Примеры страниц

Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики
 
Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики
 
Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики
 
Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики
 
Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики
 
Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики
 
Самоучитель строительного искусства : Руководство для техников, домовладельцев, управляющих, агрономов, мельников, десятников и подрядчиков по разным отраслям строительной практики
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 353 МБ).
 
 

7 сентября 2017, 22:09 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий