наверх
 
Удмуртская Республика


Соловьев К. А. Русский художественный паркет. — Москва, 1953

Русский художественный паркет / К. А. Соловьев. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953 Русский художественный паркет / К. А. Соловьев. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 
 

Русский художественный паркет / К. А. Соловьев. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. — 223 с., ил. — (Художественные изделия в архитектуре).

 
 
Книга проф. К. А. Соловьева — первый значительный труд, посвященный русскому художественному паркету.
 
В ней широко использован материал архивов и дан богатый подбор образцов паркета XVIII и XIX вв. Многие из этих образцов погибли в годы Великой Отечественной войны.
 
Книга ставит своей задачей показать высокое искусство русских мастеров этой эпохи и кладет основу изучения русского художественного паркета и его использования в советских общественных и жилых зданиях.
 
Настоящая работа является седьмым выпуском трудов Останкинского дворца-музея.
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
Грандиозное советское строительство жилищ и общественных зданий во всю ширь поставило перед нашими архитекторами и художниками проблему создания художественно оформленного советского интерьера. В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 годы предусматривается широкая программа государственного жилищного строительства. В городах и рабочих поселках в течение пятилетки будут построены новые жилые дома общей площадью около 105 млн. кв. метров. Объем капитальных вложений на коммунальное строительство будет увеличен примерно на 50% против 1950 года. Строительство как жилых домов, так и общественных зданий должно быть осуществлено на высоком художественном уровне.
 
На основе использования богатейшего наследия русского декоративного искусства уже создан новый тип интерьера, национального по форме и социалистического по идейному содержанию. Советская архитектура отличается свежестью, оригинальностью и высоким совершенством не только идейно-художественного образа в целом, но и отдельных деталей. Наиболее трудным для выполнения в декоре интерьера является художественный паркет, над которым проводилась и проводится экспериментальная работа в мастерских Дворца Советов, московского метрополитена и в Институте архитектуры жилища Академии архитектуры СССР.
 
Советское правительство, уделяя огромное внимание убранству и художественно-обстановочному комплексу жилища, возобновило деятельность двух высших художественно-промышленных училищ — в Москве и в Ленинграде, а также создало ряд художественно-ремесленных школ, в программу которых входят специальные дисциплины по художественной обработке дерева, где вопросы использования различных пород в применении к щитовым паркетам являются весьма необходимыми.
 
Русский художественный паркет XVIII и XIX веков, оригинальный по своей форме и тесно связанный с древнерусским искусством, занимает одно из первых мест в мировом декоративном искусстве. Между тем, до настоящего времени мы не имеем исследовательской работы по художественному щитовому паркету, которая подытоживала бы наши национальные достижения в этой области¹.
____________
¹ Серьезная работа по изучению паркета некоторых дворцов Ленинграда была предпринята аспирантом Академии архитектуры СССР архитектором Н. С. Ямпольским, погибшим на фронте Великой Отечественной войны. Часть фотографий обмеров Н. С. Ямпольского, а также Кузьмина, Ощепкова, Пудкевича, Ганзенкова и фото с акварели художника Гау были любезно предоставлены автору музеем Академии архитектуры СССР.
 
Это обстоятельство налагает на советских искусствоведов большую и ответственную задачу исследования и широкой популяризации достижений русского декоративного искусства, ибо русским художникам и архитекторам принадлежат такие высокохудожественные паркеты, равных которым нет ни в одной стране мира.
 
Изучение художественного паркета необходимо для создания полной истории русского декоративного искусства, которым издавна славилась наша культура и которое так ярко расцвело в наше советское время.
 
Оно нужно нам и для разрешения практических задач, стоящих перед советскими архитекторами и строителями. Замечательное наследие в области русского художественного паркета должно быть широко использовано в советской архитектуре. Лучшие образцы паркетов, созданные мастерами минувших веков, творчески переработанные советскими художниками, должны стать предметом массового индустриального изготовления.
 
В настоящее время наши исследователи разрабатывают технологический процесс индустриального изготовления художественного щитового паркета, в котором найдет достойное отражение замечательное отечественное наследие.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие... 5
Введение.. 9
Паркет первой половины и середины XVIII века. 25
Паркет конца XVIII века. 85
Паркет первой половины XIX века..161
Паркет конца XIX века и начала XX века.197
Перечень иллюстраций.217
 

 

Примеры страниц

Русский художественный паркет / К. А. Соловьев. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953 Русский художественный паркет / К. А. Соловьев. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
 

 

Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 56,5 МБ).
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 59,1 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 

18 марта 2018, 19:54 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут