|
Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 30—40-х годов XIX века. — Москва, 2005Художественная жизнь России 30—40-х годов XIX века / Г. Ю. Стернин ; Институт искусствознания Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. — Москва : «Галарт», 2005. — 240 с. — ISBN 5-269-01031-3
Предлагаемое издание — шестая книга, посвященная художественной жизни России XIX — начала XX века.
В центре внимания автора — проблемы развития русской художественной культуры «гоголевского» периода. В книге подробно рассматривается взаимодействие различных видов искусства и место каждого из них в духовной истории России 30—40-х годов XIX века.
Издание предназначается для искусствоведов, художников, филологов и всех интересующихся отечественной культурой.
[Из введения]
Предлагаемая работа — очередная, шестая по счету, публикуемая книга автора по истории художественной жизни России прошлых веков. На этот раз предметом изучения стали 30—40-е годы XIX века — эпоха, которую есть все основания условно именовать «гоголевской», но которая вместе с тем продолжала испытывать на себе мощный духовный импульс пушкинского гения.
Основные научные задачи и методологические принципы исследования остаются прежними. Как и в предыдущих книгах, здесь казалось необходимым обозначить многосложную сферу диалога между современниками и пластическим творчеством, диалогом, дающим много для понимания исторического самосознания эпохи. Как и раньше, автор в первую очередь думал о том, чтобы, рассматривая художественную жизнь, представить изобразительное искусство органической частью художественной культуры своего времени, ее общих духовных устремлений, ее общественного бытия, ее жизнесозидательных усилий.
Стали уже почти ритуальными рассуждения об условности любого жесткого хронологического членения исторических процессов, происходивших в духовной жизни общества. Среди приводимых обычно на этот счет доводов стоит отметить, на мой взгляд, главный: любая периодизация, подчеркивая особость, самостоятельную значимость того или иного временного отрезка, заслоняет проблемы целостности национальной культуры, внутренней логики ее развития на протяжении крупных исторических эпох.
Сказанное, разумеется, в полной мере относится и к предпринятой здесь попытке сделать самозначимыми, «самоговорящими» два десятилетия — 1830-е и 1840-е годы.
<...>
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..4
Русские художники 1830—1840-х годов. Групповой портрет в историко-культурном контексте ...27
Между Россией и Италией. Из жизни русской художественной колонии в Риме ...57
«О́бразы» и «образа́» в русском искусстве и в художественной жизни России 1830—1840-х годов .78
Александровская колонна Огюста Монферрана — реальность и миф России 1830-х годов .98
Изобразительное искусство в жилом интерьере и жилой интерьер в изобразительном искусстве ..118
Книжная иллюстрация и печатная «картинка» в искусстве и художественной жизни .138
Примечания ... 172
Краткая летопись художественной жизни с 1830-го по 1850-й год ...203
Именной указатель .. 232
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 67,6 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
3 декабря 2017, 22:26
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий