наверх
 

Ткачёв В. Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования). — Москва, 2006

Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования) : Учебное пособие / В. Н. Ткачёв. — Москва : Архитектура-С, 2006 Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования) : Учебное пособие / В. Н. Ткачёв. — Москва : Архитектура-С, 2006
 
 

Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования) : Учебное пособие / В. Н. Ткачёв. — Москва : Архитектура-С, 2006. — 352 с., ил. — ISBN 5-9647-0097-7

 
 
В книге представлены основы композиционно-художественных и функционально-конструктивных аспектов подготовки дизайнеров архитектурной среды специальности 052400. Указаны теоретические предпосылки и методические рекомендации по выполнению практических работ, способствующих развитию творческого мышления и профессиональных навыков.
 
Пособие предназначено для студентов, обучающихся архитектурному дизайну, и преподавателей соответствующих дисциплин.
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. 4
 
Раздел I. Природно-климатические обстоятельства формирования среды обитания... 5
Глава 1. Функциональные основы архитектурного дизайна... 5
Глава 2. Структура архитектурного пространства... 15
Глава 3. Типология архитектурной среды.. 20
• Жилая среда.20
• Среда общественного назначения  33
• Производственная среда..   40
•Типологические особенности среды обитания инвалидов и престарелых ... 47
• Городское пространство. 54
Глава 4. Факторы, влияющие на пространственные параметры среды обитания . .56
• Эргономика и антропометрия... 56
• Экология... 66
• Геомантика и учение фэн-шуй в дизайне среды обитания. 72
 
Раздел II. Тектонические основы зданий и сооружений. Архитектурная стилистика... 79
Глава 1. Тектоника. 79
• Стеновая тектоническая система в дизайне. 79
•Стоечно-балочная система... 81
• Распорные тектонические системы. 85
• Вантовые и тентовые системы.. 88
• Гравитационно-независимые системы.. 89
Глава 2. Части зданий. 90
Глава 3. Архитектурный чертеж. 121
Глава 4. Формообразование и проекции пространственных объектов на плоскости . . 125
Глава 5. Архитектурные обмеры. 138
• Организация обмеров... 139
• Проведение обмеров. 139
•Обмеры в горизонтальной плоскости.. 140
• Вертикальные обмеры... 141
•Графическая обработка обмерных материалов... 142
Глава 6. Строительные и отделочные материалы в архитектурном дизайне . . 142
Глава 7. Формирование архитектурных стилей... 159
 
Раздел III. Художественная подготовка дизайнера.. 181
Глава 1. Академический рисунок... 181
Глава 2. Колористика и цветоведение.. 196
Глава 3. Живопись и техника окраски. . . . . 205
Глава 4. Архитектурная композиция . . .215
 
Раздел IV. Дизайн-проектирование.. 251
Глава 1. Методологические основы учебного дизайн-проектирования... 251
Глава 2. Рабочее проектирование.. 263
• Дизайн-проектирование жилой среды. 263
• Дизайн-проектирование общественных зданий и сооружений..270
• Дизайн-проектирование производственной среды... 283
• Ландшафтный дизайн...     291
• Наружная реклама и суперграфика... 304
 
Раздел V. Графическое выполнение дизайн-проекта.. 309
• Компоновка изобразительного материала..  309
• Проектная графика, макетирование  ... 311
 
Заключение..  320
Библиография. 323
Глоссарий  327
Приложение... 334
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов специальности 052400 (070601.65) «Дизайн» (специализация «Дизайн архитектурной среды») на базе программ, разработанных на факультете «Дизайн» Международного славянского института.
 
Автор материалов исходит из методологической концепции о необходимости предварительного приобретения знаний и навыков в области архитектурного проектирования, композиционно-художественные и инженерно-технические аспекты которого являются естественной предпосылкой собственно дизайнерского проектирования, его грамотности и эстетической полноценности.
 
Поэтому структура пособия сложилась в виде последовательного изложения информации, следующего логике познания предмета, с привлечением необходимых для теоретической и практической подготовки дизайнера дисциплин. Очевидно, что в пособии, представляющем собой, в сущности, методологически развернутую программу курса обучения, нет возможности полного представления даже основных смежных дисциплин, однако наиболее важные стартовые сведения представлены и даны ссылки на соответствующие источники, где необходимая информация изложена в достаточном объеме. Вместе с тем разделы пособия, существенные с точки зрения приобретения практических навыков дизайн-проектирования и подготовки к нему, нацеливают студента на выполнение упражнений, тренирующих глаз и руку, развивающих чувство композиции и графическую технику.
 
Автор надеется на успешность своих намерений воспитания у студентов опыта осмысленного и критического освоения широкого потока дизайнерской информации в периодической печати и специальных изданиях, способности адекватно оценивать социальную значимость профессии.
 
Особенно важно предостеречь будущих дизайнеров от представлений о том, что удачный дизайн есть исключительно плод вдохновенного наития. Английский дизайнер Дж. Моррисон утверждает, что «...дизайн рождается не благодаря знаниям, а благодаря интуиции; интуиция никогда не лжет» [88]. Если вам, как и автору этой неосторожной шутки, удастся закончить три школы дизайнерского искусства, интуиция и вас не подведет.
 
Дизайн завершает сложный и длительный процесс организации архитектурного пространства. Его задачи заключаются в создании психофизиологического комфорта и художественной выразительности среды обитания. И если девиз архитектуры «Польза, прочность, красота», то для дизайна, перефразируя Г. Уоттона, другого англичанина, это — «Удобство, надежность, очарование» [145].
 
Основной эффект дизайнерского решения — в выразительности целостного художественного впечатления, не противоречащего представлению о его целесообразности. Нам, к сожалению, не известны секреты рецептов таинственного преобразования созданной дизайнером композиции в эстетический импульс, рождающий в ответ всплеск озарения, резонанс сопереживания художественному замыслу автора. Известны только пути достижения потенциала, генерирующего этот эффект: накопление знаний и практических навыков, формирующих творческую личность.
 
И последнее. Полагая главным в творческом процессе фанатичную преданность делу и трудолюбие, автор стремился всеми средствами поддержать эти качества у тех, кто хочет постичь профессию дизайнера.
 
В конце книги приведен список использованной при подготовке материалов литературы, каталогов и проспектов фирм, работающих в области архитектурного дизайна, а также Глоссарий с пояснениями терминов. Ссылки в тексте на рисунки даны в круглых скобках, ссылки на литературу — в скобках квадратных, в Приложении помещены примеры студенческих работ по курсовому дизайн-проектированию.
 
Автор выражает признательность ректору Международного славянского института д.э.н. проф. К. А. Смирнову и декану факультета «Дизайн» доц. P. M. Гудковой за поддержку работы, а также рецензентам и коллегам за ценные замечания и рекомендации при подготовке пособия.
 
 

Примеры страниц

Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования) : Учебное пособие / В. Н. Ткачёв. — Москва : Архитектура-С, 2006 Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования) : Учебное пособие / В. Н. Ткачёв. — Москва : Архитектура-С, 2006
 
 
 
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 11,2 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

27 декабря 2015, 4:26 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий