|
Виноградов Н. Троице-Сергиева Лавра. — Москва, 1944Троице-Сергиева Лавра / Арх. Н. Виноградов. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1944. — 63 с. : ил., план. — (Сокровища русского зодчества / Академия архитектуры СССР ; Под общей редакцией акад. В. А. Веснина).[Полный текст издания]
Троице-Сергиев монастырь (впоследствии лавра) основан Сергием Радонежским около 1340 г., в период формирования Московского великого княжества.
Сергий Радонежский (умер в 1392 г.) был монахом, выходцем из придворной боярской среды. Большой русский патриот, боровшийся за независимость русского государства, он пользовался огромным авторитетом в народе и был одним из активнейших борцов за освобождение Руси от татарского ига.
Сергий имел большое влияние на московского великого князя Дмитрия Донского (1350—1389 гг.), которого он вдохновлял на борьбу с татарами. Великий князь Дмитрий Иванович, отправляясь в битву с татарами в 1380 г., посетил Сергия, тогда игумена Троицкого монастыря, и просил благословить в поход. Сергий, напутствуя Дмитрия, выделил из числа монахов двух богатырей Пересвета и Ослябю; Пересвет пал в единоборстве с татарским воином в знаменитой Куликовской битве, положившей начало освобождению Руси от татарского владычества.
После смерти Сергия авторитет его сохранился за монастырем. Новый игумен, Никон, в, 1422 г. построил белокаменный собор над могилой Сергия. Собор был выстроен на средства звенигородского князя Юрия, построившего у себя в Звенигороде Успенский собор на Городке — известный архитектурный памятник конца XIV в. В Троицком соборе в 1446 г. укрывался великий князь московский Василий II Темный от враждовавшего с ним князя Дмитрия Юрьевича Шемяки.
В Лавре вели строительство лучшие мастера того времени. Когда в Москве рухнул строившийся Кривцовым и Мышкиным Успенский собор в Кремле, великий князь Иван III (1440—1505 гт.) вызвал лучших мастеров из Пскова для экспертизы и достройки собора. Псковичи постройку похвалили, но от достройки собора отказались. Тогда Иван III направил их в Троицкую Лавру, где они в 1476—1477 гг. на месте деревянной Троицкой церкви построили так называемую Духовскую церковь из кирпича, являющуюся первой кирпичной постройкой Лавры.
При Иване IV Грозном в Лавре был в 1548 г. выстроен над могилой Никона Никоновский придел к Троицкому собору, с южной его стороны. Кроме того, Грозный замыслил построить в Лавре собор более грандиозный, чем Троицкий. Новый собор был заложен в 1559 г., но, заподозрив троицких монахов в несочувственном отношении к опричнине, Грозный прекратил отпуск средств на эту постройку. Строительство собора затянулось, и он был освящен только в 1585 г., уже при Федоре Иоанновиче, как Успенский собор.
Старые русские монастыри являлись военными крепостями; таким был и Троицкий монастырь, первоначально обнесенный деревянным тыном, замененным впоследствии деревянными крепостными стенами с башнями. Деревянные стены в 1540—1550 гт. были, в свою очередь, заменены каменными. Этим-то стенам и пришлось сыграть крупную роль в период польско-литовской интервенции, в начале XVII в., когда над русским государством нависла грозная опасность. После смерти царя Бориса Годунова (1605 г.) начался период борьбы за престол и вмешательства соседей в дела Русского государства. В Польше появился самозванец Дмитрий (Лжедмитрий I), после гибели которого явился новый претендент на престол — Лжедмитрий II (Тушинский вор), и началась открытая интервенция со стороны Польши. Русская общественность была раздроблена. В это смутное время Троице-Сергиев монастырь проявил инициативу в лице настоятеля Дионисия и келаря Авраамия Палицына, которые составляли грамоты и рассылали их по всей Руси, призывая русских патриотов к объединению для защиты столицы — Москвы. Их грамоты сыграли большую роль в образов1ании нижегородского ополчения, собранного Кузьмой Мининым и выступившего на защиту Москвы под водительством князя Дмитрия Пожарского.
Троицкий монастырь в это время должен был выдержать шестнадцатимесячную осаду (с 23/IX 1608 г. по 12/I 1610 г.) опытных польских полководцев Сапеги и Лисовского, располагавших 30-тысячным войском, вооруженным пушками и другим снаряжением. Благодаря русскому мужеству и геройству, монастырь, обнесенный невысокими стенами, едва достигавшими 5 метров высоты, при 2500 защитниках и недостаточном снаряжении, продержался до подоспевшей помощи. Защитники Лавры отбили все приступы врагов и нанесли им громадные потери. Эта геройская защита Лавры вошла яркой страницей в историю Руси.
Во время осады стены и башни крепости сильно пострадали. При восстановлении крепостного хозяйства страны в середине XVII в. стены были значительно надстроены и в некоторых местах высота их достигала 12 метров при минимальной высоте в 8 метров. При реставрации стен о прежней высоте их можно было судить по низшему ряду машикулей, которые были заделаны при надстройке стен.
В Лавре, у северозападного угла Успенского собора, находится усыпальница Бориса и Федора Годуновых с их семействами. При Дмитрии Самозванце их гробы были перенесены в Варсонофьевский монастырь на Лубянке, а при царе Василии Шуйском перевезены в Троицкую Лавру, где были погребены под папертью Успенского собора; когда же в 1781 г. паперть была разобрана, их могилы оказались на открытом месте. Над ними была построена небольшая часовня.
В XVII в. в монастыре ведется большое строительство. Еще задолго до начала капитального ремонта и надстройки крепостных стен были выстроены больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.).
С древнейших времен цари со всем своим двором совершали торжественные походы в Лавру, зачастую проводившиеся от Москвы до Лавры пешком. Для приема и пребывания двора в Лавре были построены деревянные хоромы для царя и отдельно для царицы. Хоромы царя находились к северу от Успенского собора, а хоромы царицы — к югу от Троицкого собора, вдоль южной крепостной стены, что ясно видно на иконе, изображающей вид Лавры в XVII в. (рис. 2). В конце XVII в. на месте царских деревянных хором строятся каменные палаты для всего двора. Палаты эти существуют до сего времени под названием «чертоги». Чертоги — огромное двухэтажное здание, внешне отделанное со всей роскошью тогдашнего строительства. Фасад был насыщен блестящими изразчатыми деталями. Наличники окон с витыми виноградными колонками, межэтажный поясок-фриз, квадратные вставки в гладкие стены — все это цветные изразцы. Вся поверхность стен была разбита на шашки, раскрашенные в разные цвета. На второй этаж вели две парадные наружные лестницы.
С построением чертогов хоромы царицы с прилегавшими к ним с востока кельями были сломаны и на их месте в 1686—1692 гг. выстроено монументальное здание трапезной (столовой) с церковью Сергия, перенесенной сюда от «святых ворот». В дни пребывания царского двора или в большие праздники в Лавре устраивались торжественные обеды, сопровождавшиеся церковной службой; для них-то и было выстроено это огромное двухэтажное здание трапезной с церковью. В этом здании кроме Сергиевской церкви, разместились: просторный зал — большая трапезная палата, бывшая в то время самой большой палатой в России, при ней — парадные сени с вызолоченной кованой дверью и с роскошно обработанным крыльцом с широкой парадной лестницей: кроме того, в этом здании была еще малая трапезная палата для повседневного питания лаврских монахов. В нижнем — подклетном — этаже помещались: поварня-кухня, трапезная и спальни для богомольцев, многочисленные кладовые и другие подсобные помещения. Все здание обнесено кругом широкими переходами на арках, с белокаменным парапетом-балясником и отделано многочисленными архитектурными деталями из белого камня: колонны, наличники, карнизы, огромные раковины и т. п., — все это окрашено в самые разнообразные тона, как и самая гладь стены, расписанная в шашку.
В линию с хоромами царицы, к западу от них, находились настоятельские кельи, существующие и доныне под именем «митрополичьих покоев», так как с XVIII в. московские митрополиты являлись одновременно настоятелями Лавры и имели в ней для своего пребывания покои. Этот корпус в дошедшем до нас виде сложился постепенно. Его нижний этаж, видимый только со стороны крепостной стены — с юга, выстроен в 1557 г., над ним были хоромы деревянные. В 1640 г. над палатами 1557 г. были выстроены еще каменные палаты, составившие первый этаж покоев, видимый с северной стороны, т. е. от Троицкого собора. В 1687—1692 гг. был выстроен верхний этаж с таким же изразчатым фризом, как у чертогов. Обработка северного фасада митрополичьих покоев была завершена в 1777—1778 гг.
На средства именитых людей Строгановых в 1693—1699 гг. на месте разобранной надвратной Сергиевской церкви строится надвратная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Ее местоположение относительно главных ворот в крепостной стене объясняется тем, что на ее месте стояла деревянная воротная башня с церковью во имя Дмитрия Солунского, выстроенная еще Сергием, при деревянных крепостных стенах Лавры. Предтеченская церковь была пятиглавой, четыре ее главы снесены в 1806 г. Внешний вид церкви вполне гармонировал с видом трапезной и чертогов.
Постройка так называемой надкладезной часовни у югозападного угла Успенского собора относится к концу XVII в. Монастырь всегда нуждался в питьевой воде. Ее старательно отыскивали на территории монастыря, и, когда, наконец, при ремонтных работах бывшей паперти Успенского собора строители случайно наткнулись на родник ключевой воды, то над колодцем была воздвигнута деревянная часовня, позднее замененная существующей доныне каменной часовней с фасадами, украшенными белокаменной резьбой, раскрашенной в самые разнообразные цвета, в духе и характере раскраски трапезной палаты.
В конце XVII в., в самый разгар строительной деятельности в Лавре, ей пришлось дважды спасать юных царей Ивана и Петра Алексеевичей. В первый раз — в 1682 г., с 8 сентября по 6 ноября, когда цари укрывались здесь со своей сестрой Софьей от стрельцов, восставших во главе с князем Хованским, во второй раз — в 1689 г., с 8 августа по 6 октября, когда цари снова спасались от стрельцов, восставших во главе с царевной Софьей. На этот раз цари находились в Лавре, пока не были казнены главари восставших стрельцов, а царевна Софья заключена в Новодевичий монастырь.
Воцарившийся Петр I не только не давал денег монастырям, но предпочитал их брать с монастырей. Так, на ведение войны он взял из Лавры до 400000 рублей, а также много золота и серебра. В силу этого обстоятельства, особых строений, связанных с эпохой царствования Петра I, в Лавре не сохранилось, за исключением верха Утичьей башни.
В царствование Елизаветы Петровны и в последующее время в Лавре ведется большое строительство. На месте древней трапезной в 1741 г. закладывается колокольня по проекту архитектора Шумахера. Под наблюдением архитектора Ив. Мичурина она была выстроена в три яруса. Когда, по древнему обычаю, императрица Елизавета Петровна посетила Лавру, архитектор князь Дм. Ухтомский представил ей проект перестройки колокольни на пятиярусную башню. Проект был утвержден, и колокольня достроена в 1769 г. по проекту Ухтомского, создавшего исключительное по красоте сооружение.
К тому же времени относится небольшая церковь Смоленской Божьей Матери Одигитрии (1745—1748 гг.),выстроенная на средства графа Разумовского. Отделка, здания церкви осталась незаконченной, ее детали (капители пилястров, картуши, раковины) остались в белокаменных блоках без резьбы, которая в те времена зачастую выполнялась на месте.
В 1766 г. московским митрополитом становится Платон Левшин (1737—1812 гг.), который, будучи ревнителем Лавры, развивает в ней большую строительную деятельность. При нем заканчивается постройка колокольни. При нем разбираются башни Каличьих ворот, и в 1770—1778 гг. строится на их месте новая Воротная башня по проекту архитектора Ив. Яковлева. Башня, в отличие от всех других башен, перекрывается кирпичным шатром, покрытым глазурованной зеленой черепицей.
В 1781—1782 гг., по проекту архитектора Вас. Яковлева, строится здание ризницы к западу от Троицкого собора. И, наконец, при Платоне же на площадке между Троицким собором и колокольней в 1792 г. ставится обелиск из песчаника. На обелиске утверждаются мраморные доски с изложением исторических событий, связанных с Лаврой. Этот обелиск как бы подводит итог всей застройке Лавры — все последующее строительство не дает ничего интересного в архитектурном отношении.
Древнейшее здание Троицкого собора, закрытое с юга Никоновским приделом, было затем застроено еще с трех сторон: западная половина южного фасада в XIX в. была закрыта расширенной Серапионовской палаткой, а с севера в 1829 г., по проекту архитектора Бове, был пристроен придел, закрывший собор и с этой стороны. Эта пристройка, как не имеющая художественного значения, была разобрана в 1925 г. архитектором Д. П. Суховым, тогда же реставрировавшим северную сторону собора. При этом было обнаружено, что культурный слой земли закрывает цоколь собора на 1 метр.
В 1814 г. в Лавру переводится из Москвы Духовная академия, которая, между прочим, занимает здание чертогов. Уже в 1815 г. академическое начальство распорядилось сломать открытые парадные лестницы и заменить их внутренними, для чего переделан был ряд палат. В 1820 г. пестрый фасад чертогов был окрашен в единый желтый цвет, позже замененный унылым серым тоном. В восточном конце в 1869—1870 гг. была устроена домовая церковь, для чего разрушен был еще ряд палат, и т. д.
Великолепный комплекс больничных палат с церковью Зосимы и Савватия завершен был надстройкой третьего этажа, причем был переделан весь фасад с перебивкой и расширением оконных проемов и дверей. В настоящее время в Лавре ведутся реставрационные работы по восстановлению первоначального архитектурного облика этих лаврских сооружений.
В XIX—XX вв. крепостные стены и башни были приспособлены под жилые и другие помещения. Полностью перестраиваются корпуса келий XVII в.: экономический и предтеченский корпуса перестраиваются в 1821—1822 гг., так называемый варваринский корпус — в 1827 г., а в начале XX в. над ним надстраивается третий этаж, закрывший вид на Успенский собор и низ здания трапезной.
В конце XIX в. — начале XX в. вне Лавры был выстроен странноприимный дом, закрывший вид на южную стену монастыря, а с запада построен целый комплекс зданий: больница с домовой церковью, бани, мастерские и другие подсобные помещения, закрывшие ансамбль монастыря с западной стороны.
Исключительный и единственный в своем роде ансамбль Лавры сложился из строений, построенных разновременно. Возможно, что именно благодаря этому создалась особенная живописность ансамбля Троицкого монастыря, который являет собою как бы сказочный русский городок, окруженный белыми крепостными стенами с красными боевыми башнями, за которыми скрываются многочисленные златоглавые церкви и цветисто-пестрые дворцы.
В архитектурном отношении Троицкая Лавра — это целый мир архитектуры, освещающей развитие русского зодчества в его лучших и типичнейших образцах с начала XV в. по конец XVIII в.
Одним из лучших памятников раннемосковского зодчества в Лавре является Троицкий собор (1422 г.), обладающий всеми характерными чертами архитектуры этой эпохи. Он выстроен из белого камня. Собор одноглав, по форме кубичен, фасады расчленены лопатками на три части. Корпус собора опоясан троечастным резным поясом, переходящим на абсиды и под главу. Перспективные порталы — с застроенными арками килевидной формы, какую имеют и арки позакомарного покрытия. Глава собора сдвинута с оси здания к востоку. Внутри собор четырехстолпный, со ступенчатыми сводами. Собор был расписан фресками великим художником XV в. Андреем Рублевым и его сотоварищем Даниилом Черным. Части этих фресок сохранились в алтаре собора, скрытые позднейшей штукатуркой и живописью. Андрей Рублев написал для Троицкого собора икону Троицы, являющуюся величайшим произведением искусства XV в. (находится в Третьяковской галерее, в Москве). Этим же художникам приписывается я весь иконостас собора.
Исключительно интересный памятник, завершающий развитие раннемосковского зодчества, — Духовская церковь (1476—1477 гг.). Это — первое кирпичное строение Лавры, открывающее новую эру строительства из кирпича. Сложено оно из кирпича необычного размера (30×20×6 см) и является древнейшим примером церкви типа «подколоколы», так как на месте главы устроена колокольня, а выше колокольни помещается наблюдательная вышка военного назначения. Эта церковь, как и Троицкий собор, кубической формы, одноглавая, фасады расчленены лопатками, по которым тянутся полуколонки. Покрытие церкви — в форме закомар. Орнаментальный поясок сделан из терракоты, частично покрытой белой глазурью. Внутри церковь четырехстолпная, со ступенчатыми сводами. Древняя роспись не сохранилась.
Для характеристики архитектуры XVI в. важны Никоновская церковь (1548 г., придел Троицкого собора) и Успенскийсобор (1559—1585 гг.). Никоновский придел — бесстолпная одноглавая церковь, сложена из кирпича, но все ее фасады целиком выполнены из белого камня. Верхняя часть церкви надстроена кирпичом в 1623 г.
Успенский собор — типичный образец строительства кафедральных городских и главных монастырских соборов, повторявших основные формы московского Успенского собора в Кремле (1475—1479 гг.). Собор пятиглавый, фасады расчленены сильно выступающими пилястрами, причем южный и северный фасады расчленены на четыре деления, а западный и восточный — на три. Собор пятиабсидный, опоясан широким поясом, состоящим из арочек, перекинутых на полуколонии. Перспективные порталы и арки закомарного покрытия — полуциркульной формы, без заострения. Внутри собор расписан фресками в 1684 г. В нем сохранился великолепный резной высокий иконостас конца XVIII в. с живописью того же времени.
Архитектура первой половины XVII в. в Лавре представлена замечательным комплексом зданий больничных палат 1635—1637 гг. Подклетный этаж образует собой платформу, по краям которой расположены два корпуса, составляющих второй этаж палат, а между ними на свободной площадке находится шатровая церковь великолепных пропорций. Церковь эта является дальнейшим развитием церквей типа Василия Блаженного. Церковь украшена зелеными изразцами, в сюжетах орнаментики которых фигурируют вооруженные монахи, повидимому, как отзвук славной защиты Лавры. Комплекс больничных палат является одной из архитектурных жемчужин Лавры.
Стены и башни крепости в своем нынешнем виде являются прекрасным образцом крепостного строительства середины XVII в. В особенности интересны угловые восьмигранные башни и прямоугольные в пряслах стен, причем каждая обладает своими архитектурными особенностями. Из них выделяется Утичья башня с ажурным белокаменным верхом, заканчивающимся шпилем, на вершине которого стоит утица. Наиболее грандиозная из угловых башен — так называемая Плотничья башня, стоящая на обрыве оврага. Рядом с нею, с высоким каменным шатром, покрытым черепицей, — Каличья башня, выстроенная архитекторам Ив. Яковлевым в 1777—1778 гг. Угловая Пятницкая башня, сгоревшая в 1920 г., восстановлена архитектором Д. П. Суховым в 1923 г., с деревянным шатровым верхом из драни.
Великолепное здание Чертогов — царского дворца — является прекрасным образцом архитектуры 90-x годов XVII в., когда элементы барокко еще робко внедрялись в древнерусские формы архитектуры середины XVII в. Этот памятник замечателен даже в том виде, в каком он дошел до нас; если же удастся его восстановить в первоначальном виде, то здание Чертогов встанет в ряды памятников мирового значения. Внутри Чертогов сохранилась характерная лепная обработка середины XVIII в. Особенно хороша лепка в двух палатах, так называемой столовой и спальной. Палаты эти расположены в западном конце Чертогов; лепнину в столовой палате «резал» в гипсе знаменитый резчик Михаил Зимин в 1778 г. Здесь, на сводах расположены медальоны с изображением побед Петра I. В спальной палате мотивом для лепнины служат купидоны. В обеих палатах сохранились богатейшие изразчатые печи середины XVIII в., а также наборные паркетные полы.
Прекрасной характеристикой архитектуры московского барокко конца XVII в. в Лавре являются грандиозное здание трапезной палаты с церковью Сергия (1686—1692 гг.), надвратная церковь (1692—1693 гг.) и изящная надкладезная часовня того же времени. Во всех трех зданиях богатейшая белокаменная резьба, предельная насыщенность фасадов декоративными деталями.
Лаврская колокольня выдающегося архитектора князя Дмитрия Ухтомского — одно из лучших сооружений этого типа по легкости, грандиозности и красоте. Гармония взлетающих в высоту пяти ярусов поражает своей смелостью и удивительной пропорциональностью.
Троицкая Лавра была богатейшим монастырем в России. Достаточно указать, что к моменту секуляризации монастырских имуществ в 1764 г. Лавра обладала огромными земельными угодьями с 104939 душами крепостных крестьян, не считая значительного числа владений, разбросанных по городам в виде подворий и других предприятий. Кроме того, монастырь обладал соляными варницами, рыбными ловлями и другими предприятиями, приносившими большие доходы монастырю.
Помимо этого, в казну Лавры беспрерывным потоком вливались денежные и вещевые пожертвования в виде бесчисленных изделий из драгоценных материалов, облачений для парадных церковных служб, покровов, пелен, подвешивавшихся под особо чтимыми иконами, церковной утвари, евангелий в ценнейших окладах и обиходных вещей, сделанных из золота и серебра лучшими мастерами России. Эти вещи составляли ризницу Лавры мировой ценности.
В 1920 г. вещи ризницы были переданы в организованный в Лавре Музей быта русского духовенства. В 1940 г. постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР Лавра объявлена музеем-заповедником, и Управлению по делам искусств при СНК РСФСР поручено образовать в Лавре музейный городок, причем на восстановление исторических зданий отпущены значительные средства. С 1940 г. начата планомерная реставрация зданий Лавры.
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Общий вид Троице-Сергиевой Лавры с Климентьевой горы.
На первом плане, под горой, надкладезная часовня конца XVII в. В середине, за линией шоссе, одноглавая Введенская церковь 1547 г. Пятницкого женского монастыря. За церковью слева виден «странноприимный дом», закрывающий стены Лавры. За ними, левее — Певческая башня, югозападный угол крепости. Выше — ансамбль Лавры ... 25
2. Вид Троице-Сергиевой Лавры в XVII в.
Род иконы, прилагавшейся к описи Лавры 50-х годов XVII в. На изображении имеются давно исчезнувшие здания: например, направо, вдоль южной стены — хоромы царицы и келейный корпус; налево, вдоль северной стены — деревянные хоромы царя; в середине изображения — группа зданий — старой трапезной и др.; вдоль восточной стены — ряд палат с Сергиевской надвратной церковью. Крепостных башен показано 12, а теперь их 10; вое церкви имеют так называемое позакомарное покрытие; около Духовской церкви показана колокольня, в левом верхнем углу — группа амбаров Житного двора; Утичья башня еще не имеет ажурного верха. Схематично, но довольно правильно, показаны все здания монастыря ... 26
3. Генеральный план Троице-Сергиевой Лавры.
Составлен в 1938 г. архитекторам И. В. Трофимовым. На плане все здания, имеющие в своем составе древние части, показаны детально, остальные—схематично ... 27
4. Общий вид Троице-Сергиевой Лавры (аксонометрия архитектора И. В. Трофимова по плаву 1938 г.).
На рис. показаны основные здания Лавры, «святые ворота» и надвратная церковь, налево от ворот — угловая Пятницкая башня, далее башни: Луковая, угловая Певческая, Пивная (без высокой крыши), угловая Плотничья, Каличья надвратная, Звонковая, Утичья угловая, Плоская башня и арка Успенских ворот; против арки, при входе в монастырь, — большой Успенский собор; слева на углу — надколодезная часовня; левее — одноглавая Духовская церковь; за ней к западу Троицкий собор с приделом Никона; левее — большое здание трапезной с церковью Сергия; за ним, в углу монастыря — «митрополичьи покои»; в центре монастыря — колокольня; за ней справа — церковь Одигитрии, за которой шатровая церковь Зосимы и Савватия. Справа от Успенского собора длинное двухэтажное здание Чертогов ... 28
5. Пятницкая башня.
Сгорела в 1920 г. и восстановлена архитектором Д. П. Суховым. Шатровая крыша сделана применительно к иконе XVII в. ... 29
6. Северозападный угол монастыря.
Слева — Каличья башня, в середине — Плотничья башня; правее — шатер церкви Зосимы и Савватия и колокольня. Пробитые окна в крепостной стене обозначают места, где арки стены приспособлены под жилье ... 29
7. Плотничья башня на северозападном углу монастыря. Бойницы растесаны в окна ... 30
8. Верх башни Каличьих ворот (1777—1778 гг.).
В отличие от всех, башня имеет каменный шатер, крытый черепицей. Железная крыша над галлереей — позднейшего происхождения ... 32
9. Утичья башня на северовосточном углу крепости.
Используется под водонапорную башню ... 33
10. Троицкий собор (1422 г.).
Северный фасад реставрирован архитектором Д. П. Суховым в 1923 г. ... 34
11. Деталь фрески Рублева, открытой в 1940 г. художником-реставратором П. И. Юкиным в алтаре Троицкого собора ... 35
12. «Причащение Павла».
Икона XV в. из пояса «праздников» в иконостасе Троицкого собора ... 36
13. «Воскресение Лазаря».
Икона XV в. из «пояса праздников» в иконостасе Троицкого собора ... 37
14. Группа соборов — вид со стороны «митрополичьих покоев».
Слева направо: южная сторона Троицкого собора 1422 г., с еще необитой штукатуркой, покрытой живописью: к нему примыкает Никоновский придел (1548—1623 гг.) ; с него также должна быть сбита штукатурка с живописью и восстановлено покрытие по кокошникам. У придела — открытое крыльцо XVII в. (сейчас забранное стеклом). У югозападного угла собора — низкая пристройка, Серапионовская палатка — место погребения архиепископа Серапиона, умершего в 1514 г. Палатка много раз перестраивалась, в последний раз в 1829 г. Между палаткой и Никоновским приделом — проход к южному порталу собора, перекрыт сводом в XIX в. Деревянный тамбур совсем недавнего происхождения. Далее, за Никоновским приделом, видна Духовская церковь 1476—1477 гг. За Духовской церковью видны главы Успенского собора ... 38
15. Успенский собор (1559—1585 гг.)
Самая большая церковь Лавры. Позднейшая четырехскатная кровля закрыла окна средней главы. Крест с собора сорван ураганом в 1923 г. ... 39
16. Интерьер Успенского собора.
Фресковая роспись 1684 г., дважды возобновлявшаяся. Иконостас конца XVII в. с незначительными поправками ... 40
17. Вид Успенского собора от трапезной Сергиевской церкви ... 41
18. Комплекс больничных палат с церковью Зосимы и Савватия 1635—1637 гг. в состоянии реставрации ... 42
Работа арх. И. В. Трофимова
Фото с Плотничьей башни ... 42
19. Шатер церкви Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.), богато украшен зелеными изразцами и шарами, какие имеются на шатрах Василия Блаженного ... 43
20. Общий вид реставрационных работ больничных палат в 1940 г. ... 44
21. Южный фасад Чертогов ... 45
22. Деталь обработки Чертогов ... 46
23. Чертоги — спальная палата.
Лепнина на сводах сделана резчиком Михаилом Зиминым в 1778 г. Лепнина по панели и на откосах окон делалась штукатурных дел мастером Ил. Саевичем в 1745 г. Паркет фигурный, сделан столяром Гр. Богдановым в 1798 г. Стены в 1777 г. были обиты полушелковыми обоями по голубому полю желтыми полосами. Изразчатая печь — целое архитектурное сооружение середины XVIII в. ... 47
24. Трапезная палата (1686—1692 гг.), северозападный угол.
На фото видно резное белокаменное крыльцо, ведущее в парадные сени. Первоначально парадная широкая лестница шла непосредственно от крыльца. Под ней находилась могила Михея — современника Сергия. Над могилой в 1734 г. выстроена часовня, для чего лестницу сломали и на ее место поставили видимую на фото часовню, а лестницу перенесли на угол переходов ... 48
25. Северный фасад трапезной (1686—1692 гг.).
Арка ходовой паперти первоначально опиралась не на столбы, как видно на фото, а на колонны. Белокаменный парапет, состоявший из столбов и балясин, отсутствует ... 49
26. Восточный фасад трапезной (1686—1692 гг.).
Стены раскрашены в шашку ... 50
27. Внутренний вид трапезной (1686—1692 гг.).
Коробовый свод украшен лепниной и живописью. Вдали видна стена, отделяющая церковь Сергия, обработанная витыми белокаменными колоннами и живописью. В открытые двери виден иконостас Сергиевской церкви ... 51
28. Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1693—1699 гг. ).
Бывшая открытой галлерея перекрыта позднее железной крышей. Стены, раскрашенные в шашку, окрашены в один тон.
29. Надкладезная часовня конца XVII в. ... 53
30. Деталь накладезной часовни, обработка угла первого яруса ... 54
31. Колокольня (1741—1769 гг.) ... 55
32. Перспектива, видимая с ходовой паперти трапезной на колокольню и Каличью башню ... 56
33. Ракурс колокольни ... 57
34. Митрополичьи покои.
В 1777—1778 гг. переделана обработка северного фасада, как она выглядит на фото ... 58
35. Митрополичьи покои. Интерьер.
Походная церковь митрополита Платона. На первом плане — стальное кресло с латинской монограммой митрополита Платона, подарок и работа тульских оружейников. На сводах и стенах лепка 1740 г. ... 59
36. Стол XVIII в. в митрополичьих покоях.
Основание резное, деревянное, верхняя доска мраморная ... 60
37. Русское шитье XV в. Поручь (обшлаг) с вышитым сюжетом Благовещения ... 61
38. Покров на гробницу Сергия (1581 г.).
Русское шитье — вклад и работа царицы Марии (Нагой), жены Иоанна Грозного ... 62
39. Подвесная пелена (деталь) 1597 г. — вклад царя Бориса Годунова
По турецкому бархату нашит квадрат из камки, окантованной рамкой орнамента, вышитого жемчугом, а в квадрате нашит крест из серебряных дробниц, также обшитых жемчугом ... 63
Все иллюстрации издания
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 20,0 МБ)
29 апреля 2023, 13:38
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий