|
Яхонтов С. Д. Красные изразцы в собраниях Рязанского областного музея. — Рязань, 1927Красные изразцы в собраниях Рязанского областного музея / С. Д. Яхонтов. — Рязань : Издание Рязанского государственного областного музея, 1927. — 11 с., [2] вклад. л. ил. — (Исследования и материалы / Рязанский государственный областной музей; Выпуск I).КРАСНЫЕ ИЗРАЗЦЫв собраниях Рязанского Областного музея¹)(из случайных находок).
____________
¹) Эта заметка о красных изразцах имеет задачей лишь информацию; поэтому руководящею статьей о них имелась статья Султанова в Археол. Изв. и Зам. за 1894 г. № 12.
В 1918 и в 1921 году в Рязани случайно мне удалось получить 2 фрагмента красных изразцов. Первый найден в быв. архиерейском саду, второй — на кладбище б. Спасского монастыря, в Кремле. Затем, через некоторое время был еще найден третий обломок на той же территории. Все три переданы были в Рязанский Областной музей.
В виду исключительного значения таких изразцов не только для Рязанского музея, но и вообще для археологической науки вследствие их редкости, думается, настоящее сообщение не будет лишним.
Пестрые поливные, цветные изразцы пользовались самым широким распространением в русском зодчестве в XVII в. Мы встречаем их во всех наших древних городах, и в том числе в нашей Рязани, например, — на храме Преображения в б. Спасском монастыре, в б. Солотчинском монастыре, в б. Богословском, б. архиерейском доме. В Рязанском музее их собрано достаточно — самых разнообразных рисунков и расцветки, не говоря уже о большом количестве изразцов шведского типа. Но изразцы не глазурованные, красные, редки, мало изучены и поэтому заслуживают особого внимания.
Вначале, когда был найден первый фрагмент такого изразца в архиерейском саду, т. е. на месте древнего Кремля, — для меня он был не совсем понятен. Когда же подобный предмет был найден при копании могилы на кладбище Спасского монастыря, т. е. на площади того же Кремля, — мне стало ясно, что предо мною не случайный здесь предмет, и что он может сказать нечто о старой Рязанской культуре.
Как известно, красные изразцы употреблялись или для украшения фасадов зданий, или для облицовки печей. Для первой цели они делались в виде плиток: сзади гладкие, без рюмок, а для построения печей — с рюмками. Для второй цели они изготовлялись меньше размером и тоньше. Они различались и техникой изготовления: первые, т. е. для внешнего украшения домов, делались грубее, из неотмученной массы, в роде кирпича, а вторые — терракотовые.
Кирпич делается из глины, в которой бывает примесь песку, а терракотовые изделия приготовляются из чистой и нежной глины, от которой все твердые примеси, в роде мелких камешков и песку, отделяются путем отмучивания. Таким образом, изготовлялись два сорта — один более грубый для наружного архитектурного украшения, другой — более тонкий, для внутреннего.
Насколько мне известно, одною из первых находок красных изразцов были изразцы, найденные архитектором Шохиным, в Кремле.
Затем, были найдены Уваровым в Суздале (они хранились в Румяцевском музее). Затем были найдены изразцы в Кремле, на месте постройки памятника Александру II, и при проводке канализации на Красной площади и, наконец, в Угличе. В последнем наружный пояс дворца выложен ими. Вот, можно сказать, и все случаи находок красных изразцов. В ряд этих немногих теперь вводится и Рязанская находка.
Какое назначение Рязанских изразцов?
Рассматривая их, можем сказать, что они назначались для облицовки печей: 1) потому, что они были с рюмками, в настоящее время отбитыми, 2) что они терракотовые.
Теперь можно поставить следующий вопрос: когда они изготовлены и где?
Для решения первого вопроса путеводною нитью могли бы служить изразцы Углича, потому что они принадлежат определенному месту и времени. Дворец царевича Дмитрия построен во 2 й половине XV в. Следовательно, определенно решается пока общий вопрос, что в половине XV в. красные изразцы уже были в Московской Руси.
Можно ли Рязанские отнести к тому же времени?
<...>
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 9,3 МБ).
16 декабря 2019, 10:37
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий