|
Яворская Н. Оноре Домье. — Ленинград, 1935Оноре Домье : [1808—1879. Жизнь и творчество] / Н. Яворская. — Ленинград : Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935. — 156 с. : ил. — (Художественное наследие. Западно-европейское искусство).[Начальный фрагмент текста издания]
Домье близок нам, он созвучен современности не только потому, что это — большой мастер, который дал агитационно-насыщенное искусство, но и потому, что он принимал самое активное участие в создании нового стиля — реализма. Его искусство выковывалось во время ожесточенной борьбы между идеалистическим и реалистическим искусством.
<...>
Оноре Домье, сын стекольщика-поэта, родился 26 февраля 1808 года на юге Франции, в Марселе. Домье рос в эпоху Реставрации.
Режим Реставрации с его утверждением авторитета и власти религии вызывал протесты юного Домье.
Домье было семь лет, когда семья его перебралась в Париж; когда мальчик подрос, отец начал подыскивать ему подходящее занятие; сначала Домье работает клерком, затем продавцом в книжном магазине. Однако это мало удовлетворяет будущего художника. Он украдкой занимается рисованием, зарисовывает различные типы, бытовые сцены. В Лувре изучает античную скульптуру, после чего переходит к изучению Рембрандта, Рубенса.
Наконец он объявляет отцу о своем намерении учиться рисовать и начинает брать уроки у Ленуара (администратора Королевского музея); преподавание последнего, однако, его не удовлетворяет. Домье предпочитает слоняться по улицам Парижа и наблюдать действительность, чем копировать гипсы в мастерской Ленуара. Домье покидает мастерскую и поступает к Рамолэ учиться литографии...
В это время Домье впервые делает иллюстрации в маленьком журнале Вильяма Дюкет и в 1828 г. иллюстрирует книги. Эти иллюстрации, однако, не сохранились.
Около 1828 г. он посещает в Академии курс Будена.
Для настроения Домье этого времени чрезвычайно показательна его дружба с художником Жанроном, которого современники характеризовали как „peintre plébéien“ (плебейский художник) и который впоследствии принимал самое активное участие в революции 1848 года.
Его дружба с Жанроном, а также живой интерес Домье к действительности говорят о том, что он с первых же лет своего творчества оказался в прямой оппозиции к официальному академическому искусству. Художникам академического лагеря чужда была современность. Выражая идеологию реакционных классовых групп, они уходили вглубь истории, стремились сохранить „вечные каноны красоты“ (эпигоны Давида). Чужды ему были и такие художники, как Деларош и Девериа, излюбленными темами которых были сцены из жизни королей, которые они трактуют с чрезвычайно напыщенной торжественностью и театральностью (см. Деларош — „Смерть Елизаветы, королевы английской“ (1827 г.), Девериа — „Рождение Генриха IV“ (1827 г.) и др.).
Чужды были Домье и такие художники, как Леопольд Робер, Шассерио и т. п., ограничивающиеся формальными исканиями и проявляющие чисто-гедонистическое отношение к искусству.
Наоборот, все симпатии Домье должны были находиться в это время на стороне молодых художников, начавших работать в период реставрации, как например Жерико (1791—1824), Делакруа (1799—1863), Декан (1803-1860) и др.
<...>
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. „Гаргантюа“. 1832. Литография (была предназначена для журнала „Карикатура“, но напечатана не была, а была выставлена в окнах фирмы Обер).
2. Первые карикатурные портреты Домье. 8 марта 1832 г. „Карикатура“ — литография.
3. Карикатурный портрет. Терракота. 1832.
4. Карикатура на политического деятеля Жана Виенна. Терракота. 1832.
5. Карикатура на политического деятеля Жана Виенна. 5 июля 1833. „Шаривари“ — литография.
6. Карикатура на экономиста Дюдессера. Июнь 1833. „Карикатура“ — литография.
7. „Законодательное чрево“. Январь 1834. „L’association mensuelle lithographique“ — литография.
8. „Луи Филипп и похороны Лафайетта“. 1834. „L’association mensuelle lithographique“ — литография.
9. „Улица Трансонен“. Июль 1834. „L’association mensuelle lithographique“ — литография.
10. Карикатура на Луи Филиппа. Август 1834. „Шаривари“ — литография.
11. „Он нам больше не опасен“. Сент. 1834. „Карикатура“.
12. „Мы все, честные люди, обнимемся“. Литография.
13. „Робер Мокер“. 20 мая 1838. „Шаривари“ — литография.
14. „Будущий адвокат“. 21 окт. 1838. „Шаривари“ — литография.
15. „Разводки“. 1848. Литография.
16. „Последний совет министров“. 9 марта 1848. Литография.
17. „Республика 1848“. Масло; холст; 73×60. Лувр.
18. „Ратапуаль“. 1850—51. Терракота 50 см выс.
19. „Ратапуаль“. 25 сентября 1851. „Шаривари“ — литография.
20. „Любители скачек“. Июнь 1857. „Шаривари“ — литография.
21. „Скульптура и живопись“. Июль 1857. „Шаривари“ — литография.
22. „В ателье“. „Le Boulevard“. 1862. Литография.
23. „Драма“. Апрель 1864. „Шаривари“ — литография.
24. „Литературная дискуссия на галерке“. Февр. 1864. „Шаривари“.
25. „На бирже“. 25 июня 1865. „Шаривари“ — литография.
26. „Свидание истинных любителей французской скульптуры и баварского пива“. 26 июня 1865. „Шаривари“.
27. „Первый копирует природу, второй копирует первого“. Май 1865. „Шаривари“ — литография.
28. „В бассейне“. „Я хотел бы знать, кто этот шутник, который назвал человека царем творения“. 24 июля 1865. „Шаривари“ — литография.
29. „Мельник, его сын и осел“ (по Лафонтэну). Выставка в Салоне 1849 г. Масло; холст; 130×97 см.
30. „Ноша“. Масло; холст; 130×98 см.
31. „Странствующие актеры“. Рисунок, мел, перо, тушь.
32. „Вагон III класса“. Масло; холст; 67×93 см (60-е годы).
33. „Дон-Кихот и Санхо-Панчо“. Масло; холст; 41×72 см.
34. „Беженцы“ . Масло; холст; 16×31 см.
35. „Жест оратора“. Акварель.
36. „В ложе“ (60-е годы). Акварель; 20×36 см.
37. „Восстание“. Масло; холст; 87×113,5 см.
38. „Восстание“. Масло; холст; 91×72 см.
39. „Семья на баррикаде“. Масло; холст; 94×73 см.
40. Портрет Бодлэра. Масло; холст.
41. „Символы правосудия“. Масло; холст; 37×45 см.
42. „Мир, проглатывающий шпагу“. Август 1867. „Шаривари“ — литография.
43. „Способ движения на одном месте“. 19 июня 1868. „Шаривари“ —литография.
44. „Будьте добры, не слишком укорачивайте“. Авг. 1869. „Шаривари“ — литография.
45. „Суфлер“ (Тьер). 7 февр. 1870 г. „Шаривари“.
46. „Проклятый год“. 1 янв. 1872. „Шаривари“ — литография.
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 35,6 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
27 октября 2023, 17:37
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий