|
Троицкая церковь, село Мостовое, Сарапульский район Удмуртской Республики
Троицкая церковь, с. Мостовое, Сарапульский район Удмуртской Республики. 2009 год. Источник всех фотографий и сканов документов: архитектурно-дизайнерский студенческий проектный центр УдГУ; руководитель проекта: М. В. Курочкина; при финансовой поддержке РГНФ № 10-04-80401.
Троицкая церковь, село Мостовое, Сарапульский район Удмуртской Республики
Объект историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики, подлежащий государственной охране как памятник истории и культуры местного (Удмуртской Республики) значения. Основание: постановление Правительства УР № 966 от 17.09.2001.
Кирпичная оштукатуренная церковь с отдельно стоящей колокольней возведена в 1809—1811 гг. по проекту архитектора Ф. М. Рослякова; колокольня и притвор у западного фасада сооружены по проекту С. Е. Дудина в 1821 г.
Церковь возвышается в центре села, на удалении вглубь участка от западной красной линии, являясь композиционным центром всей сельской застройки. Замыкала своим северным фасадом обширную гостевую и торговую площадь. Здание церкви доминирует и живописно дополняет окружающий ландшафт. Кирпичная оштукатуренная церковь с отдельно стоящей колокольней построена в 1809—1811 гг. по проекту Вятского губернского архитектора Ф. М. Рослякова. Позднее, в 1821 г. у западного фасада храма была сооружена колокольня и удлиненный притвор, соединяющий основание колокольни с трапезной. Проект церкви идентичен храмам Покрова Пресвятой Богородицы в Новом Мултане и Троицкой церкви в Каракулино Вознесенской церкви в селе Узи, Селтинского района.
Характерный пример крупного сельского приходского храма выстроенного в чертах раннего и зрелого классицизма. К настоящему времени полностью завершены реставрационные работы фасада и возвышен внешний облик зданию.
Квадратный в плане двухсветный четверик завершен сомкнутой восьмигранной кровлей с полуглавием, граненой главкой с перехватом на световом граненом фонарике. К высокому храму с востока и запада примыкают равновысокие: пятигранная зауженная апсида и расширенная просторная четырехстолпная трапезная. Массивная и высокая трехъярусная колокольня соединяется с западным фасадом трапезной через узкую и длинную галерею притвора, образуя единую продольную осевую композицию. Дверные проемы трехосевой структуры храма, с юга и севера, подчеркнуты портиками со слегка массивными колоннами на высоких постаментах с филенками. Арочные окна заключены в плоские ниши и обозначены выступами под ними и замковым камнем. Проемы второго света подвышены горизонтальными плоскими выступами. Ось западного сужения трапезной заключена в наличник. Окна двухсветного, шесть зауженных осей, притвора подчеркнуты полуколоннами в простенках. Объединяет все четыре объема ленточный фриз завершающий стены апсиды, трапезной и притвора, а также разделяющий четверик на две части. Оси нижнего яруса колокольни обозначены большими заключенными в наличник арками (с юга и севера ложными), угловыми лопатками и плоскими фризами образующими плоские филенки. Завершает ярус широкий ступенчатый карниз с зубчиками. Аналогично решен промежуточный полуярус. Арочные проемы звонов четверика второго яруса колокольни фланкированы спаренными пилястрами и завершены раскрепованным сложным карнизом с аттиком-постаментом, на который установлен восьмерик третьего яруса. Восьмигранный объем завершен граненым куполом с полусферической главкой и шпилем на цилиндрической ножке.
Ощущение высоты и вертикальной устремленности основного пространства храма, перекрытого сомкнутым восьмилотковым сводом, усиливается потолками света из узкого колодца. Глубокое пространство алтаря перекрыто полулотковым сводом. Трапезная разделена на три нефа подпружными и крестовыми сводами, опирающимися на выступы в стенах и четыре квадратных столба.
Паспорт памятника истории и культуры, 1979
Церковь сооружена в 1804 г. Авторство пока не установлено.
В 1820-х гг. по проекту архитектора С. Е. Дудина /?/ с запада была пристроена галерея-притвор, а в середине XIX в. — колокольня. В настоящее время утрачен северный портик храмового четверика, снят шпиль колокольни.
Церковь возведена на холме в центре села, поблизости от трактовой дороги, имеет удлиненную схему плана. К храмовому четверику с пятигранной апсидой примыкает обширная трапезная, за западной стеной которой симметрично располагается по два помещения с особыми выходами извне, далее идет галерея-притвор, соединяющая трапезную с колокольней. Четверик храма разделен на два яруса профилированным пояском и карнизом на уровне трапезной; нижний ярус оформлен двухколонными портиками, верхний — полукруглыми фронтончиками с люкарнами. Окна арочные, заключены в легкие прямоугольные углубления; над оконными проемами верхнего яруса сделаны плоские сандрики. Объемно выявленный сомкнутый свод играет роль купола, несущего главку на восьмигранном барабане.
Галерея-притвор украшена шестью трехчетвертными колоннами и освещается двумя ярусами окон, имеющих внизу арочную, вверху — квадратную форму. Основание колокольни — четырехгранное, с высокой аркой — лоджией входа, обработано филенками, и завершается аттиком. Второй ярус имеет сквозные арочные пролеты со спаренными пилястрами по сторонам и аттиковое завершение. Третий ярус — восьмигранный, также сквозной; увенчан куполом.
В интерьере храмовое помещение перекрыто восьмилотковым сомкнутым сводом, расписанным голубой фаской "под небо"; в основании диагональных частей свода изображения евангелистов в круглых медальонах. Стены делятся на два яруса лепным карнизом, причем в членении верхнего яруса использован классический мотив аркады на пилястрах. Трапезная трехнефная, четырехстолпная, над средней частью выведены крестовые, над боковыми — цилиндрические своды. В галерее покрытие в виде плоского потолка. Росписи, кроме вышеуказанных, почти полностью смыты, полы в храме выложены каменными плитами, пол трапезной — из чугунных плит с орнаментом и надписью "1816 года".
Фундамент бутовый, стены кирпичные, связи чугунные, кровли шиферные, на колокольне — железные.
Габариты здания: длина — 58 м, ширина — колокольни — 10,50 м, перехода — 16,75 м, трапезной — 20,50 м, храма — 11,50 м, апсиды — 9,00 м.
Памятник, созданный в несколько этапов, отражает эволюцию форм в местном культовом строительстве I-й половины XIX в. — от переходных от барокко к классицизму до позднеклассицистических.
План местности, 1979План церквиУчётная карточка памятникаФотографии церкви Троицы, 2009Архивные фотографии Троицкой церкви
Материал подготовлен архитектурно-дизайнерским студенческим проектным центром УдГУ, под руководством М. В. Курочкина, при финансовой поддержке РГНФ № 10-04-80401.
1 декабря 2014, 1:12
5 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий