наверх
 

АСНОВА за 8 лет. 1931

О. Иванова. Мастерская Н. Ладовского. Туристическая база в горах. 3 курс. 1928/1929
О. Иванова. Мастерская Н. Ладовского. Туристическая база в горах. 3 курс. 1928/1929. Источник: От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920—1936 : Архитектурные проекты из собрания Музея МАРХИ. — Москва : А-Фонд, 2005.
 
 
 
 
 

В. Петров. АСНОВА за 8 лет // Советская архитектура. — 1931. — № 1—2. — С. 48—51.

 

АСНОВА за 8 лет

 
1919. Общественное здание. В. КРИНСКИЙ  1921. Кузница В. ПЕТРОВ  1921. Библиотека. ЛИСНЕХТ  1922. Реконструкция жилья. А. РУХЛЯДЕВ  1922. Силос. Н. ТРАВИН
1919. Общественное здание. В. КРИНСКИЙ
 
1921. Кузница В. ПЕТРОВ
 
1921. Библиотека. ЛИСНЕХТ
 
1922. Реконструкция жилья. А. РУХЛЯДЕВ
 
1922. Силос. Н. ТРАВИН
 
 
Бурный вихрь Октября увлек за собой передовые силы почти всех видов искусства.
 
«Бейте в площади бунтов топот...» — вот лозунг, под которым выступили революционные поэты и живописцы и театральные мастера на широкую дорогу нового массового искусства.
 
Лишь архитектура, словно скованная инертностью свойственных ей материалов, представляла растерянное болото аполитичных, реакционных спецов-обывателей, потерявших своих былых заказчиков и выжидательно замкнувшихся в тиши теплых «пайковых» местечек.
 
В архитектурной школе — засилье эклектики, беспринципное «изучение» исторических стилей, как «метод» композиции процветает компиляция. Безоговорочный авторитет профессоров — генералов от архитектуры — вот «общественность» школы этого периода.
 
Но бурный подъем пробуждает к жизни и борьбе и на этом фронте молодых бойцов за новую революционную архитектуру. Возникает синтетический коллектив из архитекторов, скульпторов и живописцев (Ладовский, Кринский, Рухлядев, Королев, Родченко), ставящий своей задачей решение языком архитектуры боевых социальных задач, выдвигаемых молодым пробудившимся классом. Создаются проекты дома съездов, домов-коммун, трибун, декораций площадей к революционным празднествам.
 
Смыкается единый фронт революционного искусства — это время боевых выступлений Маяковского, «Зорь», «Мистерии-буфф» Мейерхольда, смелых театральных исканий Поповой и А. Веснина. Идет горячая борьба с эклектикой за новое революционное искусство, насыщенное боевой социальной тематикой.
 
В архитектурной школе («2-е свободные мастерские» — бывшее училище живописи, ваяния и зодчества) также назревает революция; передовое студенчество (Балихин, Мочалов, Красильников и др.) порывают с рутиной своих академиков-профессоров и привлекает в качестве новых руководителей коллектив указанных выше архитекторов (Ладовского, Кринского, Докучаева).
 
Революционные настроения взрывали изнутри старые установки, старые формы. Динамика эпохи требовала создания новой, напряженной, динамической архитектуры
 
 
Товарищи подмастерья-архитектора!.
 
Товарищи подмастерья-архитектора!
 
Прежде чем приступить в этом году к работе необходимо оглянуться на пройденный путь, необходимо учесть свои приобретения и потери, учесть свои ошибки. В начале этого учебного года мы вновь должны просмотреть верно ли выбрали путь, целесообразно ли расходовали свою энергию и средства так щедро предоставляемые нам государством. Только в прошлом году и только волею Великой Революции мы получили возможность осуществить свои давние грезы, только в прошлом году мы почувствовали, что наши грезы начинают принимать вполне реальные формы — мы говорим начинают, ибо мгновенно воплотить их в реальные формы мы и не могли, для этого нужен опыт, время. И этот опыт был индивидуальные мастерские. Тогда мы далеко были от истины, тогда мы не заметили, что создаем целый ряд автономных государств, где одна личность подавляет целую группу, где может жить только индивидуальность руководителя и где подмастерья как индивиды не существуют. Если бы вы захотели представить совершенную форму этой мастерской, вы должны бы были сказать, что каждый подмастерье индивидуально должен быть равен руководителю. Вот единственный жизненный для этой мастерской момент. Теперь представьте положение начинающего. К кому и почему, если конечно не будет гадать на спичках, пойдет в подмастерья, когда у него нет никаких данных, никакого опыта выбрать того или иного диктатора. Положение безвыходное. Это нужно устранить, нужно создать среду — вот основное.
 
 
Молодой коллектив студентов и руководителей, выделившийся позднее в так называемое «2-е отделение архитектурного факультета Вхутемаса», начинает упорную борьбу за новую архитектуру против эклектики старой школы.
 
 
!ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ДОЛОЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ!
 
!ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ДОЛОЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ!
 
 
Вынужденный бороться даже за право работы, за самое свое существование (делались неоднократные попытки насильственной его ликвидации), коллектив ведет неустанную работу по созданию новых объективных программ, новых методов архитектурного образования. Впервые в школе появляется метод работы на макете, ныне получивший широкое признание.
 
 
Основные положения коллективной мастерской архитектуры
 
Основные положения коллективной мастерской архитектуры
 
Признавая коллектив совершеннейшей формой свободного объединения индивидуальностей, мы кладем его в основу нашей мастерской, что дает широкую возможность развитию самодеятельности и становлению прочной товарищеской дисциплины. Свобода же индивидуальности, самодеятельность и товарищеская дисциплина являются основными принципами, на которых должна строиться современная школа. Это заставляет подмастерьев смотреть на мастера как на старшего члена коллектива, принимающего самое живое участие в творчестве всех сторон жизни коллектива, и это же заставляет с полной серьезностью относиться к его знаниям и опыту.
 
Мастерская-коллектив подразделяется на три основных учебных группы и лабораторию техники и искусства.
 
Программа основных групп должна подготовить подмастерье для самостоятельной работы в лаборатории, т. е. дать ему достаточный минимум практических и теоретических знаний, необходимых для свободного выбора <нрзб> работ в лаборатории.
 
 
Этой упорной работе по созданию новой архитектурной школы оказывает постоянное сопротивление остальная профессура (Щусев, Норверт, Кокорин, Рыльский, Л. Веснин, то под прикрытием увядшего авторитета академика Желтовского отстаивающая «свободные» (от программ!?) индивидуальные мастерские, то внешним подновленчеством декорирующая свою эклектическую сущность.
 
Окончание гражданской войны и переход страны к восстановлению своего хозяйства, развернувшееся строительство, а также рост советской общественности, начавшей уделять внимание вопросам новой архитектуры, выдвигают перед революционными архитектурными кругами задачи, явно перерастающие пределы возможностей архитектурной школы.
 
 
В. БАЛИХИН. Авиационный порт—башня. 1921  КРАСНЫЙ СТАДИОН. 1925  К. МЕЛЬНИКОВ. Павильон. 1925  СИЛЬЧЕНКОВ. Дом трестов. 1927
В. БАЛИХИН. Авиационный порт—башня. 1921
 
КРАСНЫЙ СТАДИОН. 1925
 
К. МЕЛЬНИКОВ. Павильон. 1925
 
СИЛЬЧЕНКОВ. Дом трестов. 1927
 
 
Наступает необходимость создания передовой архитектурной общественной организации для разработки возникающих проблем новой архитектуры.
 
С этой целью в 1923 г. работниками указанного выше коллектива совместно с рядом идеологически близких лиц учреждается первая революционная архитектурная организация — Ассоциация новых архитекторов — АСНОВА.
 
Основным лозунгом ее была мысль, что новая революционная архитектурная форма может быть создана лишь на базе новейших достижений науки и техники. Выражением этой установки было вхождение в АСНОВА не только архитекторов, но и инженеров-конструкторов и избрание первым председателем ее передового инженера А. Ф. Лолейт.
 
Эта же установка нашла свое отражение и в методике курса архитектурного проектирования 2-го отделения ввиде постоянного участия при разработке курсовых проектов инженера-консультанта в лице члена АСНОВА инженера В. В. Кузьмина.
 
В этот первый период АСНОВА, являясь единственной революционной архитектурной организацией, объединила в себе большинство передовой архитектурной молодежи, в том числе и группу, в дальнейшем при дифференциации вопросов новой архитектуры вышедшую из АСНОВА и образовавшую ядро Общества современной архитектуры — ОСА (тт. Красильников, Барщ, Синявский, Комарова и др.).
 
 
1928. Художественный вуз. Т. ВАРЕНЦОВ  1928. Павильон в Страсбурге. ВОЛОДЬКО  1930. АКАДЕМИЯ НАУК В БЕЛОРУССИИ  1930. ДВОРЕЦ ИСКУССТВ  1929—1930. ДВОРЕЦ ИСКУССТВ
1928. Художественный вуз. Т. ВАРЕНЦОВ
 
1928. Павильон в Страсбурге. ВОЛОДЬКО
 
1930. АКАДЕМИЯ НАУК В БЕЛОРУССИИ
 
1930. ДВОРЕЦ ИСКУССТВ
 
1929—1930. ДВОРЕЦ ИСКУССТВ
 
 
В этот период лефовских левых загибов отрицания искусства основными установками АСНОВА были: борьба за архитектуру как искусство, разработка основных положений объективной теории новой архитектуры и создание коллективного творческого метода. Практически эти установки проводились в академической работе членов АСНОВА в качестве руководителей основного отделения и архитектурного факультета Вхутемаса и в строительстве Международного красного стадиона.
 
Обе эти работы АСНОВА получили высокую оценку на Парижской выставке искусства в 1925 г. (Grand Prix).
 
Высокой награды была удостоена работа члена АСНОВА архитектора К. С. Мельникова, его советский павильон на той же выставке.
 
АСНОВА принимает деятельное участие в широкой архитектурной общественности. Участвует в обсуждении основных вопросов архитектуры (конкурсы, дискуссии, конференции и пр.), устраивает выставку и получает ряд заказных проектов, решая их методом коллективной работы.
 
Эти годы (1926—1929 гг.) дают ассоциации новые кадры архитекторов, закончивших свое образование, дипломные работы которых являлись ценными решениями впервые поставленных архитектурных заданий (дома-коммуны, социалистические города и др.).
 
В основной принципиальной установке АСНОВА в этот период переходит от метода аналитического, метода рацио-механистического¹ к новому синтетическому методу создания целостной композиции на основе функционально-технической базы, методу эмоционально насыщенной формы (с учетом ее психоидеологического воздействия).
____________
¹ «Рацио-эстетика», ст. Ладовского в № 1 «Бюллетеня АСНОВА»
 
Принципиальные споры об основах архитектурного формообразования в указанном выше разрезе и тактические разногласия по вопросу об «авторитетах» в коллективе привели к исключению из АСНОВА группы во главе с Ладовским (группы, в дальнейшем организовавшей АРУ).
 
Неустанно развертывающаяся углубленная исследовательская и практическая работа создала для членов АСНОВА возможность подлинно коллективного творческого сотрудничества.
 
Ряд крупных заказных проектов этого периода (1929/30 г.), — дом промышленности, школа ВЦИК, Белорусская академия наук, Дворец труда и другие, — выполненный в конкурсном порядке, получил высокую оценку. Всегда отмечалось чрезвычайно остроумное и целесообразное их функциональное и конструктивное разрешение наряду с высоким художественным качеством.
 
Также и в академической деятельности (дисциплина пространства на архитектурном факультете Вхутеина и ВАСИ) только коллективный метод педагогической работы дал возможность исключительно глубокой разработки объективной теории архитектурной композиции.
 
В настоящее время коллективом преподавателей указанной дисциплины заканчивается подготовка к изданию теоретического труда и начата работа над его кинофикацией.
 
Углубленная практическая и теоретическая работа в борьбе за подлинную пролетарскую архитектуру, насыщенную классовой выразительностью, приводит к признанию ассоциацией необходимости синтетического сотрудничества работников всех видов пространственных искусств.
 
Ряд членов АСНОВА ведет курсы теории архитектурной композиции и руководит архитектоническим коррегированием на факультетах пространственных искусств (скульптурных, живописных, декоративных) московских, ленинградских и других художественных вузов.
 
Основываясь на признании синтеза искусств, АСНОВА входит в федерацию пространственных искусств и привлекает для совместной работы художников других специальностей.
 
 
ДОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 1930  ДОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 1930
 
ДОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 1930
ДОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 1930
 
 
В настоящий момент — на 13-м году Октября — в необычайном размахе строительства мы снова видим наличие, с одной стороны, передовых архитектурных сил, с другой, — чрезвычайную живучесть различных «маститых» реакционных эклектиков то и дело «украшающих» наши крупнейшие центры оскорбительными пародиями на новую пролетарскую архитектуру.
 
Не менее вредны также и те архитектурные группки, боровшиеся в свое время с установками АСНОВА, которые под влиянием ее революционизирующей деятельности и общего идейного роста вынуждены отказаться от своих старых эклектических тенденций, но вследствие отсутствия систематической углубленной работы над проблемой архитектурной выразительности неизбежно приходят или к новой эклектике или к безыдейному функционализму. Борьба за подлинную, пролетарскую архитектуру, насыщенную классовой выразительностью, против «фоминщины» и новой эклектики может быть лишь на основе единого творческого метода, основанного на материалистической диалектике.
 
Осознав это, АСНОВА первая из всех архитектурных обществ входит в 1930 г. в единое архитектурно-научное общество — МОВАНО.
 
Проделав большую внутреннюю лабораторно-исследовательскую работу, АСНОВА считает, что ее достижения наряду со специальными достижениями других архитектурных группировок должны стать достоянием единой диалектической пролетарской архитектуры. АСНОВА в своей декларации, напечатанной в этом же номере, дает свои основные принципиальные установки и вступает совместно с другими идеологическими секторами МОВАНО па широкий путь углубления и заострения моментов подлинной пролетарской архитектуры, насыщенной классовой идеологической выразительностью, путь борьбы за внедрение этих принципов в широкое практическое строительство.
 
В. ПЕТРОВ
 

 

 

В. Мыслин. Чем и как живет АСНОВА // Советская архитектура. — 1931. — № 1—2. — С. 52—53.

 

чем и как живет аснова

 
В период социалистического строительства задача научно-технических обществ — «двинуть рабочий класс на овладение наукой и техникой» (из постановления Мособлсовета НТО).
 
Из замкнутых кружков кастового характера, работавших над повышением уровня знаний собственных членов, НТО должны перерасти в действительно массовые организации — штабы технического всеобуча. Перед архитектурным НТО встает и еще одна задача: классовая борьба на идеологическом фронте. АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), существовавшая ранее как самостоятельная организация, вступила в МОВАНО с целью консолидации всех архитектурных сил на достижение одной общей цели — построение социализма в нашей стране. Единое архитектурное общество должно политически и организационно возглавить различные течения в архитектуре, повести широкую политико-просветительную работу, борясь против реакционных течений в архитектуре.
 
За создание всесоюзной организации пролетарских архитекторов!
 
Но, входя в МОВАНО, АСНОВА в то же время считала необходимым на данный момент сохранить за собой самостоятельное существование как архитектурно-идеологического коллектива.
 
Формация действительно пролетарской архитектуры должна итти в процессе классовой борьбы на архитектурном фронте по конкретным объектам проектирования и строительства, а не простым отметением тех или иных архитектурных установок.
 
АСНОВА может и должна вложить в содержание пролетарской архитектуры высокое формальное мастерство, основанное на глубоко объективной теоретической базе и закрепленное действенными формами коллективной работы.
 
Чем и как живет АСНОВА? — Здесь надо различать два момента: работа АСНОВА как самостоятельной единицы и как сектора МОВАНО.
 
Основная масса ее работников — это архитекторы-проектировщики. Охват проектировочной области чрезвычайно широк: планировка, фабрично-заводские сооружения, общественно-жилые здания, декоративно-пространственная архитектура, внутреннее оборудование. Процент производственников, несмотря на некоторый приток за последнее время, все же остается ничтожным. Отсюда — все положительные и отрицательные стороны. Архитектор-проектировщик глубже прорабатывает социально-композиционные моменты, архитектор-производственник — техно-экономические. Разрыв между количеством проектов и осуществленными сооружениями объясняет малую известность АСНОВА. Большое количество членов АСНОВА является преподавателями московских и ленинградских вузов. Коллективизм — характерная черта работы, членов сектора. На базе производственных, проектировочных и преподавательских коллективов строится и научная работа.
 
Работа каждого тесно переплетается с общей. Организуемые АСНОВА по конкурсным заданиям бригады работают вместе с коллективом в целом: обсуждение задания, где дается социальная установка, ряд систематических просмотров в процессе работы, техническая помощь создают действительно коллективные методы проектной работы.
 
В 1930/31 г. мы впервые применяем новую форму участия АСНОВА в индивидуальной деятельности каждого члена сектора. Систематические отчеты отдельных товарищей и целых коллективов, делящихся своим опытом в постановке работы: по отдельным отраслям проектирования и производства с демонстрированием самих объектов дает возможность АСНОВА руководить большим количеством строительств. Обязательный осмотр на месте построек, производимых членами сектора, даст возможность проверить в натуре действие на зрителя заложенных архитектурных принципов, свяжет мысль проектировщика с производством и улучшит качество наших строек.
 
В области педагогической намечен отчет коллектива преподавателей ВАСИ, просмотр готовящихся к изданию учебников курса по архитектурному проектированию. Здесь АСНОВА несомненно внесет свой опыт в программный, методический и организационный вопросы архитектурной педагогики.
 
Особой отметки заслуживает положение в АСНОВА архитектурного молодняка. Метод коллективной работы, пронизывающий буквально всю деятельность сектора, совершенно стер границу между «стариками» и молодежью. Молодняк втянут в производственные бригады, коллектив преподавателей, где идет его идеологическая и практическая закалка. Овладению архитектурной идеологией немало способствовало широкое обсуждение декларации. Намечающиеся в настоящее время собеседования о творческом методе архитектора продолжат начатое дело.
 
Широко развернется научно-теоретическая работа. Здесь поставлен целый ряд вопросов архитектурного дня: проблема архитектурных стандартов, внутреннего оборудования, синтез искусств, нашедшие уже свое практическое отражение в бригадной работе по Харьковскому театру и в постоянном участии архитектора в художественном оформлении Москвы к различным политическим кампаниям.
 
Вопрос стиля пролетарской архитектуры — основной вопрос нуждающийся в широкой постановке обсуждения.
 
Большое место уделено методическим вопросам: разработке и применению диалектического метода в архитектурном проектировании, методу бригадной работы, методологии научно-исследовательской работы, принципам, нормам и методам в архитектурной оценке. Подытожить теоретическую и практическую работу сектора должны теоретический и отчетный сборники АСНОВА, издающиеся в нынешнем году.
 
Ежедневную работу сектора будут освещать систематически выходящие бюллетени.
 
Значительно хуже обстоит дело с массовой и политико-воспитательной работой, где деятельность АСНОВА как сектора тесно переплетается с МОВАНО в целом.
 
В последнее время ОСА и АСНОВА — секторы МОВАНО — все чаще начинают характеризовать как попутчиков пролетарской архитектуры. Это неверно. Говорить о попутчиках — значит говорить об организации, которой они сопутствуют.
 
Но такой действительно пролетарской организации архитекторов, четко оформившейся идеологически и показавшей на практической работе свои установки, мы еще не имеем.
 
Внедрение марксистско-ленинской теории, овладение методом диалектического материализма широкой массой архитектурной общественности — первый шаг на пути создания организации пролетарских архитекторов. Но ограничиться только одним теоретическим багажом было бы конечно недостаточно. Необходимо путем организации диспутов, просмотров и общественных судов над отдельными передовыми объектами строительства столкнуть различные течения в архитектуре.
 
Этого до сего времени сделано не было.
 
Еще больший прорыв мы имеем в массовой работе. Отдельные попытки выйти к массовому потребителю слишком нерешительны. Общественный просмотр проектов Дворца культуры в Ленинской слободе показал полное понимание архитектурных вопросов рабочей аудиторией.
 
Пора наконец вынести все вопросы перестройки быта на совместное обсуждение рабочего и архитектора.
 
Подводя итоги и намечая перспективу дальнейшей работы АСНОВА, надо сказать, чго сектор еще не перерос в массовую организацию.
 
За рост рабочего ядра — фактического производителя и потребителя архитектуры!
 
В массу с пропагандой архитектурных идей на конкретных образах!
 
За привлечение в АСНОВА близко соприкасающихся с архитектурой как технических, так и художественных специальностей!
 
Добьемся единого понимания архитектурного языка товарищами в нашей повседневной работе!
 
На штурм лучшего технического опыта Союза и заграницы — искусство не должно отставать от развития техники!
 
Ближе к производству! Коллектив проектировочный должен стать и коллективом производственным!
 
В борьбу за пролетарскую архитектуру!
 
В. МЫСЛИН
 

 

 

А. Бунин и М. Туркус. Работа сектора АСНОВА // Советская архитектура. — 1931. — № 1—2. — С. 53.

 

работа сектора аснова

 
Развертывающееся социалистическое строительство в нашей стране ставит перед советским архитектором, как наиболее действенным участником творчества масс, совершенно новые задачи в деле организации социалистических форм труда и быта. Новые задачи неизбежно требуют новых форм и методов в организации работы архитектора.
 
Если в условиях капиталистического общества архитектурная продукция является товаром, хаотически удовлетворяющим индивидуальные вкусы потребителя — капиталиста, то в наших условиях она обслуживает массового потребителя, являясь элементом планового строительства.
 
 

индивидуальный и коллективный методы

 
Конкуренция в капиталистических условиях не ставит своей задачей добиваться высоких качественных показателей архитектурной продукции; здесь архитектор прежде всего конкурент, стремящийся устранить со своего пути противника.
 
При капитализме нет условий для коллективного творческого труда.
 
Таким образом индивидуальный метод работы архитектора есть следствие производственных отношений капиталистического порядка; он служит узко личным целям автора и заказчика, лишен объективности и широкого всестороннего охвата темы и рождает нездоровую погоню за «именем».
 
В наших условиях, когда ведущей силой является творческая инициатива масс, на смену индивидуальному методу выдвигается метод коллективной работы.
 
Коллективная работа — основной метод архитектурного творчества в условиях нашего строительства. Коллективный метод объективен, дает повышение качества архитектурной продукции (в то же время отвечая темпам строительства), имеет большое воспитательное значение для членов коллектива, а также создает условия для широкого общественного обсуждения и контроля.
 
АСНОВА как организация, возникшая в эпоху пролетарской революции, стремясь ответить на задачи, выдвинутые государством и общественностью, приняла основным методом своей работы коллективный метод.
 
Первые коллективы комплектовались путем механического соединения желающих принять участие в работе, почти отсутствовал общественный контроль и сама работа не содержала достаточно элементов коллективного творчества.
 
Задачи, которые выдвигала современность попутно с работой ассоциации, изменяли и совершенствовали формы и методы коллективного труда. На ряде работ, выполненных ассоциацией (Дом промышленности, Дворец искусств, Дворец культуры, Харьковский оперный театр и т. д.), выработался и окончательно утвердился бригадный метод работы.
 
Работа над объектом слагается из двух основных моментов: 1) общего соревнования среди членов ассоциации на «идею» и 2) разработки проекта бригадой.
 
На общем соревновании разрабатываются варианты всеми желающими принять участие в работе, общим собранием утверждается вариант к разработке, после чего формируются бригады.
 
Работа внутри бригады слагается из следующих элементов:
 
1) рабочие варианты — весь состав бригады работает над идеей проекта и коллективно обсуждает предложения по каждому варианту;
 
2) разработка основного варианта (дифференциация работы) — каждый член бригады разрабатывает порученный ему участок работы. Эскизы прорабатываются одновременно и совместно в чертежах и макетах;
 
3) окончательное выполнение работы — на протяжении всего периода работы бригады от первых эскизов до окончания проекта архитектурным советом АСНОВА организуются периодические просмотры, на которых контролируются качество и ход работы.
 
 

синтетические бригады

 
Последние работы сектора по школе ВЦИК, Дворцу культуры и Харьковскому оперному театру впервые были проведены при участии скульпторов.
 
Этим положено начало синтетическим бригадам, коллективной работе по линии борьбы за синтетически монументальное искусство. Этот первый, может быть еще недостаточный, опыт необходимо закрепить, делая установку на самое широкое вовлечение в работу архитектора живописных и скульптурных сил.
 
Новому потребителю нужно новое искусство, синтетически действенное искусство, где творческая инициатива художников пространства, цвета и объема сливается в одно гармоничное целое.
 
А. БУНИН и М. ТУРКУС
 



 

 
 

2 марта 2022, 12:59 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий