наверх
 

АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов. — Москва, 1926

АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов / Под редакцией Эль Лисицкого и Н. А. Ладовского. — Москва : Типография „ВХУТЕМАС“, 1926 АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов / Под редакцией Эль Лисицкого и Н. А. Ладовского. — Москва : Типография „ВХУТЕМАС“, 1926 АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов / Под редакцией Эль Лисицкого и Н. А. Ладовского. — Москва : Типография „ВХУТЕМАС“, 1926 АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов / Под редакцией Эль Лисицкого и Н. А. Ладовского. — Москва : Типография „ВХУТЕМАС“, 1926
АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов / Под редакцией Эль Лисицкого и Н. А. Ладовского. — Москва : Типография „ВХУТЕМАС“, 1926 АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов / Под редакцией Эль Лисицкого и Н. А. Ладовского. — Москва : Типография „ВХУТЕМАС“, 1926 АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов / Под редакцией Эль Лисицкого и Н. А. Ладовского. — Москва : Типография „ВХУТЕМАС“, 1926 АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов / Под редакцией Эль Лисицкого и Н. А. Ладовского. — Москва : Типография „ВХУТЕМАС“, 1926
 
 

АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов / Под редакцией Эль Лисицкого и Н. А. Ладовского. — Москва : Типография „ВХУТЕМАС“, 1926. — 8 с.

 
АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) — первая творческая организация в советской архитектуре, ставшая оплотом архитекторов-рационалистов. В 1926 году под редакцией Л. Лисицкого и Н. Ладовского был издан первый и единственный номер «Известий АСНОВА».
 
 

АССОЦИАЦИЯ НОВЫХ АРХИТЕКТОРОВ (АСНОВА)

 
 
Еще в 1923 г. профессора ВХУТЕМАСа Н. Ладовский, Н. Докучаев, В. Кринский организуют Ассоциацию новых архитекторов — АСНОВА. Устав ее был утвержден и зарегистрирован 23 июля 1923 г. (ЦГАЛИ СССР, ф. 2361, оп. 1, д. 59). Устав составлен по схеме типового устава «художественных обществ, союзов и объединений, не преследующих цели извлечения прибыли». Представление о нем дает публикуемый «Устав Ленинградского общества архитекторов» (см. стр. 28).
 
Учредителями АСНОВА в уставе названы, кроме упомянутых: А. Рухлядев, А. Ефимов, В. Фидман, И. Мочалов, В. Балихин. В состав АСНОВА входил ряд студентов старших курсов объединенных мастерских архфака ВХУТЕМАСа, а также группа инженеров во главе с инж. А. Лолейтом, известным специалистом по железобетону. А. Лолейт был первым председателем ассоциации. Инженером-консультантом архитектурного факультета ВХУТЕМАСа был инженер В. Кузьмин. Согласно уставу АСНОВА, «район ее деятельности распространялся только на Москву». Центральным органом ассоциации являлся архитектурный совет, который вел «научную и художественную работу» (ЦГАЛИ СССР, ф. 2361, оп. 1, д. 59). К марту 1926 г. насчитывалось 35 членов АСНОВА.
 
Руководителем АСНОВА был Н. Ладовский, выдающийся архитектор и теоретик, под руководством и по программе которого в 1921 г. в Институте художественной культуры начала свою деятельность Рабочая группа, ядро будущей ассоциации (об ИНХУКе см. стр. 43, 50, 85). Члены ее — В. Кринский, Н. Ладовский, А. Рухлядев еще летом 1920 г. экспонируют свои архитектурно-живописные эскизы на XIX Выставке Всероссийского центрального выставочного бюро Отдела ИЗО НКП (см. «Выставки советского изобразительного искусства». Справочник, т. 1. 1917—1932. М., 1965).
 
Немногочисленная группа архитекторов продолжала регулярно собираться в 1922—1923 гг. в мастерской Н. Ладовского во ВХУТЕМАСе на Мясницкой ул. Осенью 1922 г. В. Кринский, Н. Ладовский, Л. (Эль) Лисицкий участвуют в экспозиции раздела «архитектурный рисунок» на Первой русской художественной выставке в Берлине (см. «Выставки советского изобразительного искусства». Справочник, т. 1. 1917—1932. М., 1965).
 
На формирование воззрений организаторов АСНОВА определенное влияние оказали поиски новых приемов объемно-пространственных композиций художников К. Малевича и В. Татлина (подробнее об этом см. В. Кринский. Некоторые композиционные работы начала 20-х годов. М., 1965, стр. 4. Рукопись. Хранится в Московском архитектурном институте).
 
Ассоциация выдвинула идею синтеза архитектуры и различных видов искусства, создающего некое новое искусство. Эта идея воплотилась в работах Коллектива живописно-скульптурно-архитектурного синтеза, в который входили: А. Родченко, А. Шевченко, Б. Королев, Н. Ладовский, В. Ридман, В. Кринский и др.
 
Создатели ассоциации ставили перед собой задачу «рационального обоснования качеств» архитектуры. Архитектурная форма становилась объектом научного исследования. Архитектор-художник должен был исходить из вечных законов искусства зодчества. учитывая при этом особенности восприятия человеком форм и пространства. «Под художественной выразительностью понимается совокупность следующих качеств пространственных форм: 1) ясность и легкость восприятия формы зрением по основным ее свойствам; 2) единство и гармония элементов сложной формы; 3) напряженность как должная степень организующей силы воздействия формы на зрителя и 4) динамика формы», — пишет Н. Докучаев в своей известной статье в сб. «Архитектура ВХУТЕМАСа» (М., 1927, стр. 8). Правильно организованная зодчим архитектурная форма предполагала «экономию психо-физической энергии человека».
 
Лидеры АСНОВА говорили о своем объединении как о группе новаторов и ярых противников мещанско-буржуазных тенденций в архитектуре и называли себя «рационалистами». Они противопоставляли себя не только старым архитектурным обществам, но и возникшей почти одновременно организации конструктивистов (ОСА). По их мнению, «рационалистов» отличала от конструктивистов серьезная работа над формальной стороной архитектуры и над проблемами современной эстетики, желание придать архитектурной форме определенные эмоционально-эстетические качества и свойства. При этом подчеркивалось, что обе группировки признавали необходимость теснейшей связи с современностью и максимального использования данных науки и техники в архитектуре, а также стремились к функциональной связи цели и назначения сооружения, строительного материала и технических конструкций.
 
Значительное место в истории современного архитектурного образования принадлежит новому, так называемому «психо-аналитическому методу» изучения искусств, введенному в высшую архитектурную школу руководителями АСНОВА. Этот метод, разработанный профессором архитектурного факультета ВХУТЕМАСа Н. Ладовским, был положен в основу обучения на первом и втором курсах основного общеобразовательного (подготовительного) факультета ВХУТЕМАСа (см. стр. 53, 56, 57). Он сводился к «расщеплению всего многообразия художественных форм на составные элементы и изучению их с учетом психо-физиологических особенностей восприятия их человеком» («Строительная промышленность», 1927, № 7, стр. 177) (подробнее об архитектурном факультете ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа см.: Н. Докучаев. Архитектура и наша школа.— «Строительная промышленность», 1927, № 7; В. Лавров. Архитектура ВХУТЕМАСа. — «Строительство Москвы», 1927, № 11; В. Лавров. Архитектура — ВХУТЕМАС. — «Строительная промышленность», 1927, № 10; В. Лавров. Из последних работ архитектурного факультета ВХУТЕИНа. — «Строительство Москвы», 1926, № 10).
 
Говоря об АСНОВА следует помнить, что ее проектная практика на раннем этапе была крайне незначительна. Руководители ассоциации объясняли это суровыми условиями «архитектурной блокады», при которой получение заказов и участие в конкурсах было почти невозможным из-за идеологических противников «рационалистов», устранявших опасных и серьезных конкурентов (см. стр. 48, 50). Так, например, члены АСНОВА отказались от участия в конкурсе на проект Дворца труда в Москве из-за недоверия к жюри, состоявшему из представителей Московского архитектурного общества
 
Однако архитектурная общественность была хорошо осведомлена о творческой жизни ассоциации. В 1926 г. под редакцией Эль Лисицкого и Н. Ладовского был издан первый номер «Известий АСНОВА», в котором была опубликована статья Н. Ладовского «Основы построения теории архитектуры», помещены наиболее значительные проекты 1923—1925 гг., а также информационные материалы. Работы студентов, выполненные под руководством профессоров — учредителей ассоциации, составили большую часть широкоизвестного сборника «Архитектура ВХУТЕМАС» (М., 1927). Кроме того, статьи идеологов АСНОВА печатались на страницах популярных журналов: «Советское искусство», «Строительство Москвы», «Строительная промышленность», «Искусство в массы», «Советская архитектура».
 
К концу 20-х годов условия работы АСНОВА меняются. Члены ассоциации проводят отчеты отдельных авторов и целых коллективов-бригад, устраивают свою выставку, участвуют в конкурсах, получают заказные проекты. В эти годы изменился состав ассоциации, которую покинул Н. Ладовский с группой единомышленников, организовавших Ассоциацию архитекторов-урбанистов (АРУ).
 
Современники нередко обвиняли сторонников АСНОВА в том, что они не вникали в социальный смысл строительства. Однако это, и то с оговорками, можно отнести лишь к раннему периоду деятельности ассоциации.
 
Во второй половине 20-х годов АСНОВА переходит от метода аналитического, рацио-механистического к новому синтетическому методу создания эмоционально насыщенных архитектурных форм с учетом их «психо-идеологического воздействия».
 
В 1931 г. была опубликована «Программно-идеологическая установка» АСНОВА, где определялись социальные функции пролетарской архитектуры. Авторы писали о диалектической природе пролетарской архитектуры, о диалектическом синтезе экономического, технического, пластического и идеологического факторов как об основе пролетарской архитектуры, создающей ее мощное организующее воздействие. К качествам пролетарской архитектуры авторы декларации откосили: единство пластической формы и производственных функций; единство пластической формы и технической конструкции, в результате чего возникает выразительность; пластическое единство всех элементов архитектурного ансамбля от отдельных сооружений до комплекса социалистического города; активную пластическую связь архитектуры и природы; органическое соответствие пластических форм характеру их восприятия, а также роли в общей системе архитектурного ансамбля (в проекте ансамбля Дворца советов бригады АСНОВА следует отметить внимание авторов к функциональным задачам, которым подчиняется весь композиционный замысел; см. стр. 62).
 
Вновь, как это было при зарождении ассоциации, когда возник «Синтетический коллектив» из архитекторов и художников, проекты создаются бригадами архитекторов, скульпторов, декораторов. Это содружество рождает новые формы синтеза искусств и архитектуры.
 
В 1930—1931 гг. бригады АСНОВА проектируют Дворец искусств, Дворец культуры металлистов (А. Рухлядев, В. Кринский); Театр музыкального действа в Харькове (арх. И. Болбашевскнй, Л. Залесская, А. Бунин, М. Круглова, М. Туркус), Дворец советов в Москве (арх. В. Белихин, П. Будо, М. Прохорова, М. Туркус, скульптор Р. Иодко, декоратор Ф. Севортян) (см. стр. 61, 59, 62).
 
Среди членов АСНОВА в 1923—1931 гг.: В. Балихин, Бляхин, И. Болбашевский, Г. Борисовский, П. Будо, А. Бунин, Н. Быкова, Т. Варенцов, И. Володько, С. Гельфельд, Н. Докучаев, А. Ефимов, Л. Залесская, А. Карра, И. Киркессали, М. Коржев, А. Коробов, В. Кринский, М. Круглова, Г. Крутиков, В. Лавров, Н. Ладовский, И. Ламцов, Л. Лисицкий, К. Мельников, И. Мочалов, В. Мыслин, П. Осипов, В. Петров, В. Попов, М. Прохорова, А. Рухлядев, А. Сильченков, Ю. Спасский, И. Тихомирова, Н. Травин, М. Туркус, В. Фидман и др.
 
С 1928 г. по 1932 г. председателем АСНОВА был М. Коржев, секретарем — Т. Варенцов.
 
В мае 1930 г. на правах сектора АСНОВА вошла в МОВАНО.
 
***
 
<...> Ранний период деятельности АСНОВА освещен в своеобразной краткой лозунговой декларации, которой открывался первый агитационный печатный орган АСНОВА «Известия Ассоциации новых архитекторов», изданный в 1926 г. Опубликованная там же статья Н. Ладовского является основополагающим теоретическим трудом, важнейшие идеи которого развиваются и уточняются в статьях Н. Докучаева. Педагогическая система, предложенная руководителями АСНОВА, излагается е «Методической записке к курсу «Основы искусства архитектуры», составленной Н. Докучаевым. В небольшой газетной заметке А. Луначарского о выставке ВХУТЕИНа дается оценка результатов обучения по этой системе в высшей архитектурной школе. Полемика АСНОВА с конструктивистами и членами МАО отражена в публикуемых статьях Н. Докучаева «Современная русская архитектура и западные параллели» и Ф. Шалавина и И. Ламцова «О левой фразе в архитектуре».
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
[принципы СССР] ... 1
[АСНОВА есть...] ... 1
ДЛЯ КОГО РАБОТАЕТ АСНОВА? ... 1
КТО РАБОТАЕТ С АСНОВОЙ? ... 1
Н. Ладовский. Основы построения теории Архитектуры (Под знаком рационалистической эстетики) ... 3—6
Проекты небоскребов для В.С.Н.Х. у Стретенских ворот, мастерская Н. А. Ладовского (1924—26 Вхутемас) ... 4
Небоскребы СССР и Америки ... 4
Небоскреб на Лубянской площади. Проект В. Ф. Кринского. 1923 ... 5—6
Дела Асновы ... 6
Дома или улицы? Открытое письмо Моссовету ... 6
В защиту конкурентов [о принципах проведения архитектурных конкурсов] ... 7
Н. Ладовский. Психо-техническая лаборатория архитектуры (В порядке постановки вопроса) ... 7
Лисицкий. Викинг Эггелинг. [Некролог] ... 7
[Человек мера всех портных... Архитектуру мерьте Архитектурой...] ... 8
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (скан РГБ) (прямая ссылка; 6,5 МБ).
 
 
Обновление от 13.04.2019, добавлена версия издания в высоком разрешении, оцифрованная Йельским университетом:
 
 

12 июня 2016, 19:48 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий