наверх
 

И. Черкасский. Архитектуре — решающую роль. 1932

И. Черкасский. Архитектуре — решающую роль // Строительство Москвы : 1932 : № 5 : Май  И. Черкасский. Архитектуре — решающую роль // Строительство Москвы : 1932 : № 5 : Май
 
 
 

И. Черкасский. Архитектуре — решающую роль // Строительство Москвы : 1932 : № 5 : Май. — С. 2—5.

Наши города, улицы, здания должны быть красивы : [прения по докладу Черкасского] // Строительство Москвы : 1932 : № 5 : Май. — С. 6—8.

 
 
 

АРХИТЕКТУРЕ — РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ

И. ЧЕРКАССКИЙ

 
 
располагать дома таким образом, чтобы они архитектурно оформляли улицу
 
Из постановления пленума Моссовета
 
 
 
Из практики архитектурного оформления нового строительства Москвы мы видим, что наши архитекторы могут создать интересные здания, радующие глаз рабочего. Однако таких сооружений относительно не много и в огромной массе всех новых построенных в Москве зданий и домов они являются мало заметными. Так почти все муниципальное строительство, которое строилось до последнего времени поселками (Усачевка, Дангауэровка, Дубровка, Б. Серпуховка, Н. Пресня, Извозная ул.), чрезвычайно бедно архитектурно оформлено. И особенно бедно оформлено строительство, которое проводилось в последние 2—3 года. В результате мы имеем жилые дома, похожие на казармы, без балконов, без штукатурки, которые совершенно не удовлетворяют требованиям архитектурного украшения Москвы и создания памятников нашего времени.
 
На центральных улицах отдельные дома, случайно поставленные, хотя и имеют лучшее архитектурное оформление, но ни в какой мере не реконструируют улицы, не оформляют их.
 
Поиски новых форм по сути дела выразились в слепом, некритическом перенесении плоскостных решений с Запада, причем такие весьма существенные элементы оформления, как надлежащая покраска с хорошо подобранными тонами, облицовочные материалы, зелень, введение в архитектурное оформление электрических эффектов и освещения, а также стенной живописи, орнаментики, скульптуры, барельефов с новой социалистической тематикой, как общее правило, игнорировалось вовсе.
 
До сих пор никакой изобретательности в этом направлении почти не имеется.
 
Отдельные архитекторы пытаются объяснить это наличием жестких директив по удешевлению стоимости, особенно жилищного строительства, лимитов и норм расходования строительных материалов. Однако ни один архитектор, ни одна проектная организация не вели борьбы за увязку существовавших директив по жилищному строительству с необходимостью дать надлежащее архитектурное оформление его. Шли по линии наименьшего сопротивления.
 
Сейчас нужно не только быстро проектировать хорошее архитектурное решение как по внешнему, так и по внутреннему содержанию строительства 1932/33 г., но также в кратчайшее время максимально оформить все переходящее строительство с 1931 г., дабы до известной степени скрыть безобразные внешние решения строительства прошлого года.
 
 
 

СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ОБЩЕСТВО СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ

 
Все существующие архитектурные общества в своих многочисленных декларациях, а также и в своих проектах не касались вопроса о реальном архитектурном оформлении зданий. Ни одно архитектурное общество не создало построенного сооружения, который мог бы иметь показательно образцовое значение.
 
Ведя дискуссии между собой, архитектурные общества до сих пор не наметили определенной линии борьбы за архитектурное оформление Москвы, не наметили необходимых мер, обеспечивающих организацию материальных средств, которые давали бы возможность оформления зданий обществом, не вели совершенно никакой борьбы против тенденций, недооценивающих красивые, культурно оформленные и архитектурно решенные здания и дома. Взаимная перебранка и борьба отдельных архитектурных обществ между собой, обычно носившая исключительно теоретический абстрактный характер, не подтвержденный реальными, конкретными и понятными для рабочих масс фактами, только демобилизовала архитекторов.
 
В добавление ко всему архитектурные общества за последнее время имеют тенденцию превратиться в коммерческие организации, покровительствующие квартирникам, отдельным группам архитекторов, которые изготовляют проекты в нерабочее время, использовывая по вечерам имеющиеся архитектурные силы в государственных проектных организациях.
 
В результате случайное решение проектов и часто плохого качества.
 
Выполнение проектов на дому случайными группами не накапливает необходимого опыта, не создает нужного технического архива, изучение которого в большей степени сократило бы повторение ошибок в новых проектах.
 
Московское объединение архитектурно-научных обществ МОВАНО до сих пор фактически не объединяло, идеологически и практически не руководило существующими архитектурными обществами, выполняя лишь функцию коммерческой организации, проводящей конкурсы. Параллельно с МОВАНО существовали Общество пролетарских архитекторов ВОПРа и ряд других.
 
Наличие ряда архитектурных обществ создало известную кружковую замкнутость, и поэтому сейчас решение ЦК партии о перестройке литературно-художественных организаций от 23 апреля 1932 г. чрезвычайно своевременно ставит вопрос также о ликвидации существующих архитектурных обществ, в целях создания единого общества советских архитекторов для объединения всех архитектурных сил, стоящих на советской платформе, вокруг задач архитектурного оформления и надлежащего решения задач социалистического строительства.
 
Естественно, вопросы жилищного, культурно-общественного строительства, которое должно украсить, культурно оформить столицу Советского союза, являются решающим фронтом, куда должны быть брошены все лучшие архитектурные силы Москвы.
 
 
 

АРХИТЕКТОРОВ С БОЛЬШИМ ОПЫТОМ — В ПРОЕКТНЫЕ КОНТОРЫ

 
Имеющиеся профессора-архитекторы, работающие до сих пор у себя на дому, в подавляющем большинстве совсем не втянуты в практическую работу в существующие государственные проектные конторы и тресты, участвуют подчас в них на положении случайных консультантов и поэтому их богатый большой опыт и методы работы не становятся достоянием молодых архитектурных сил. Укрепление существующих проектных организаций и особенно Моспроекта, который является основной проектирующей организацией всего нового жилищного, социально-культурного, гражданского строительства Москвы, является сейчас абсолютно необходимым. Поэтому прикрепление ряда активных, крупных архитекторов к Моспроекту с пополнением его молодыми архитекторами даст возможность усилить и перестроить по-новому проектировочную работу. Это тем более необходимо, что расположение нового строительства на центральных магистралях Москвы требует индивидуального архитектурного решения фасадов, приспособления существующих типовых планировок квартир к данному участку с увязкой таких вопросов, как архитектурное оформление, облегченные конструкции, новые материалы, удешевление стоимости строительства с необходимостью максимального ускорения темпов этого строительства.
 
Взаимная работа конструкторов с архитекторами в этих условиях приобретает особо важное значение, дабы каждая конструкция была бы не только конструктивно, но и архитектурно решена и каждое архитектурное решение было бы конструктивно легко выполнимо.
 
 
 

УНИЧТОЖИТЬ ПРОЕКТИРОВОЧНУЮ ОБЕЗЛИЧКУ

 
Общим установившимся явлением для всех архитектурных обществ, отдельных профессоров-архитекторов и даже проектных контор и трестов является оторванность, полная безответственность за строительство, осуществляемое по их проектам в части качества строительства, соответствия его разработанному проекту.
 
Установившаяся по вине самих проектировщиков их приниженная, ограниченная только стадией проектирования роль весьма пагубно отразилась наряду с другими причинами на качестве строительных работ, которые еще более ухудшили архитектурный вид нового строительства. Этому способствовала существовавшая до сих пор своего рода обезличка в проектировании, смазывавшая роль автора проекта. Отсутствие постоянного наблюдения за производством работ со стороны архитекторов-проектировщиков не создает не только необходимого квалифицированного контроля, но и не дает возможности воспитать у производственного аппарата надлежащей борьбы за улучшение качества строительных работ.
 
 
 

АРХИТЕКТУРЕ — СЕРЬЕЗНЕЙШЕЕ ВНИМАНИЕ

 
Исходя из этих основных предпосылок, мы должны предъявить следующие основные требования к архитектурному оформлению нового жилищного строительства Москвы.
 
Воспретить применение типового, однообразного для всех новых домов Москвы архитектурного оформления, решенного в большинстве случаев большими плоскостями.
 
 
Дом Ленинского РЖСКТ. Пятницкая. Фасад оформлен неплохо. Недочет — однотонность покраски
Дом Ленинского РЖСКТ. Пятницкая. Фасад оформлен неплохо. Недочет — однотонность покраски
 
 
Архитектурное оформление каждого жилого дома должно решаться индивидуально, в зависимости от значимости участка для оформления данной улицы, угла или площади. Каждое решение должно быть целиком увязано в единое архитектурное целое с соседними зданиями и сооружениями.
 
Для достижения соответствующего архитектурно-художественного внешнего вида дома широко, однако без излишнего нагромождения, применять устройство балконов, эркеров, уступов и выступов, парапетов и поясков. Широко применять оштукатурку всех фасадов с включением цветных штукатуров, облицовочных плиток, камней и других облицовочных материалов. Вводить в оформление фасадов зелень, цветы, свешивающиеся и вьющиеся растения. В окраске домов не допускать однотонности и применения темных скучных цветов. Применять соответствующую выделяющуюся яркую покраску переплетов окон, входов в лоджий и т. д.
 
Все это должно быть решено архитектурно, культурно, должно придать красивый, приветливый вид дому.
 
 
Дом кооператива Сахаротреста, Тверской-Ямской пер., проект арх. Стапран. Оформление может быть рекомендовано. Отрицательными моментами являются нерешенные входы, неиспользование обеих плоскостей на углу
Дом кооператива Сахаротреста, Тверской-Ямской пер., проект арх. Стапран. Оформление может быть рекомендовано. Отрицательными моментами являются нерешенные входы, неиспользование обеих плоскостей на углу
 
 
Дом кооператива «Сахаротрест» - один из образцов жилищного строительства эпохи конструктивизма. Работа известного архитектора Освальда Андреевича Стапрана
Источник фото: um.mos.ru
 
 
Ввести в практику для украшения главных фасадов применение скульптурных украшений, барельефов с новой социалистической тематикой, характеризующей эпоху строительства социализма. Применять также фрески, исполненные в красках, мозаику или из устойчивых материалов.
 
Для надлежащего внешнего ночного вида здания включать вопрос об освещении ночью в решение общего архитектурного оформления здания.
 
 
Кооперативный дом на Красноармейской ул. Проект арх. Труфанова. Решение фасада культурно. Недочет — неиспользование ярких тонов покраски
Кооперативный дом на Красноармейской ул. Проект арх. Труфанова. Решение фасада культурно. Недочет — неиспользование ярких тонов покраски
 
 
В основном ориентироваться на жилые здания не ниже, чем на 5 этажей, допуская и несколько повышенную этажность, используя последнюю для архитектурного подчеркивания данного участка (угол, площадь) и для лучшей архитектурной выразительности дома.
 
Магазин и рестораны, помещаемые в первых этажах домов, располагаемых на магистралях, должны быть оформлены в полной связи с архитектурным ансамблем дома. Украшение входов и внешних фасадов только в пределах помещений магазинов и ресторанов должно быть запрещено, как нарушающее единое архитектурно-художественное лицо сооружения. Обработка витрин, входов, дверей должна быть произведена из прочных материалов с употреблением зеркального стекла и твердых пород дерева для входных дверей, гранита для входных ступеней и т. п.
 
 
Дом кооператива Б.-Б. ж. д. Проект арх. Попова. Фасад сделан со вниманием. Совершенно случайный деревянный заборчик портит здание. Слишком много балконов. Цвет здания очень темен
Дом кооператива Б.-Б. ж. д. Проект арх. Попова. Фасад сделан со вниманием. Совершенно случайный деревянный заборчик портит здание. Слишком много балконов. Цвет здания очень темен
 
 
Благоустройство участков нового строительства является составной частью архитектурного оформления, почему совершенно обязательным должно быть своевременное озеленение площадок, дворов с устройством тротуаров, дорожек, внутренних проездов. Должны быть предусмотрены соответствующие места для мусорохранения, мусоросборники, куда население могло бы мусор с квартир ссыпать и откуда бы городской транспорт по сборке мусора регулярно ежедневно вывозил его в мусороутилизационные установки. Проект благоустройства должен представляться вместе с проектом застройки данного участка.
 
 
 

УСИЛИТЬ РОЛЬ МОСПРОЕКТА

 
Наряду с этими требованиями чисто архитектурного порядка должны быть также приняты меры, которые бы усилили удельный вес Моспроекта, как организации, которая должна организовать и осуществлять проектирование нового строительства Москвы.
 
Практика согласования проектов в процессе их разработки и утверждения говорит о наличии ряда ненормальностей в этом вопросе. Поэтому в связи с активизацией работы архитектурно-планировочного комитета Моссовета необходимо создать единую утверждающую проекты инстанцию, определив жесткие сроки на согласование и утверждение проектов с возложением ответственности за соблюдение этих сроков.
 
Необходимо установить, как обязательное правило, постоянный контроль и наблюдение над строительством со стороны архитекторов-проектировщиков с возложением на них ответственности за качество строительных работ, за соответствие их проектов техническим условиям, для чего опубликовывать авторов проектов для всеобщего сведения, предоставив им права по отношению к производителю строительных работ и строительной организации.
 
Для осуществления в натуре запроектированного оформления необходимо стройуправлению Моссовета немедленно организовать производство облицовочных материалов, плиток, скульптур, барельефов, изготовляемых по специальным заказам для данного здания. Наряду с этим надо организовать выработку специальных красок по особым рецептам, стойких в нашем климате, надлежащих цветов, которые были бы годны также и для цветных штукатурок.
 
Не менее важным вопросом для улучшения качества проектирования является предоставление необходимого времени для разработки каждого проекта. Запоздания в утверждении титульных списков 1932 г., поздний отвод участков создают известные трудности в сроках проектирования. Естественно, что архитектора-проектировщики должны будут приложить все усилия к тому, чтобы в кратчайший срок, оставшийся до начала развертывания строительства, дать на постройки необходимые проекты. Однако в целях ликвидации ненормального положения, которое целиком зависит от нас самих, на дальнейшее время необходим более ранний приступ к проектированию, более плановая загрузка проектных организаций заказами-проектами с полной увязкой технически необходимого минимального срока для проектирования с началом строительных работ.
 
 
 

ВНИМАНИЕ ПРОЕКТИРОВЩИКУ

 
На архитекторов, конструкторов, проектировщиков ложится большая ответственность. Естественно поэтому должны быть улучшены условия их работы, жилья, обеспечения транспортом для связи с постройками, питания, зарплаты. Все это должно стимулировать хорошую работу проектировщика.
 
За хорошие проекты проектировщики должны премироваться сверх тех оплат, которые они получают за разработанные проекты.
 
Архитектор-конструктор-проектировщик является центральной фигурой в деле архитектурного оформления Москвы.
 
Большое внимание архитектору-проектировщику, больше предоставления им прав, большее возложение на них ответственности за проект и за качество постройки, предоставление необходимых ему условий для работы — вот те основные моменты, которые необходимо быстро решить.
 


 

 

Наши города, улицы, здания

ДОЛЖНЫ БЫТЬ КРАСИВЫ

 
В условиях социалистической реконструкции городов, которую ведет под руководством партии рабочий класс, колоссально выросла роль архитектуры.
 
Наши города, улицы, площади, здания, парки должны быть красивы и должны быть архитектурно оформлены. И в первую очередь это относится к Москве — столице СССР. В Москве сосредоточены лучшие архитектурные кадры СССР. К опыту, практике Москвы внимательно присматриваются архитекторы всего Союза. После июньского пленума ЦК ВКП(б), МК партии и Моссовет развернули огромную работу по превращению Москвы в достойную пролетарского государства столицу. Архитектурное лицо Москвы за истекший год значительно изменилось.
 
Но то, что сделано, это только небольшая часть грандиозной предстоящей работы. В этих условиях становится неизмеримо выше значение советского архитектора.
 
В конце апреля президиум Моссовета созвал многолюдное собрание архитекторов — работников московских проектирующих организаций. После доклада тов. Черкасского* развернулись активные прения, из которых ясно видно, что московские архитекторы понимают всю величину задач, выдвинутых перед ними партией и Моссоветом, и готовы полностью включиться в эту работу. Выступления, запись которых ниже приводится, дали массу предложений. Проведение последних в жизнь несомненно улучшит работу по архитектурному оформлению столицы.
____________
* Основные установки доклада совпадают с установками статьи т. Черкасского, помещаемой в этом же номере.
 
МОСКВА МОЖЕТ БЫТЬ И БУДЕТ ПО АРХИТЕКТУРНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ЛУЧШИМ ГОРОДОМ В МИРЕ.
 
 
 

НУЖЕН АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕТАЛЬНЫМИ ЧЕРТЕЖАМИ

 
Тов. Долбир (АПУ). В деле архитектурного оформления процветает обезличка на все 100%. Обезличка эта начинается с проектов, где архитектор N такой-то подписал свою фамилию под проектом и его дело тем и ограничилось. Что дальше предпринимается по этому проекту, он не знает. Совершенно правильна установка, при которой архитектор будет знать о том, что данная стройка есть его детище и что подписанием чертежа его роль не ограничивается.
 
Обезличка на этом не заканчивается. Проект, поступающий на утверждение в соответствующие инстанции, проходит 2 стадии утверждения. Сначала проект просматривается в АПУ с точки зрения его внешнего оформления, а затем идет в следующую инстанцию на общее заключение. Это создает излишнюю волокиту. Нужно продумать о создании единой организации, которая утверждала бы проект в целом.
 
Проект поступает к производителю работ в виде рабочих чертежей. Утверждается же только эскизный проект, и очень часто эскизный проект на рабочие чертежи не похож. Вот пример: строится общежитие института им. Мархлевского. Эскизный проект был неплох, рабочие же чертежи дают безобразный фасад.
 
Нужно периодически производить проверку рабочих чертежей, по которым фактически производится стройка, соответствуют ли они эскизному проекту.
 
 
 

КАК РОЖДАЕТСЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ОБЕЗЛИЧКА

 
Тов. Михайлов (Моспроект). У нас в Моспроекте почти нет людей, которые с полной совестью могли бы сказать, что вот на таком-то участке, там-то стоит мною созданное здание, потому что у нас действительно настоящая обезличка.
 
Каково положение архитекторов Моспроекта? Лучшие из них, т. е. признанные архитектора-проектировщики, создают эскизные проекты. В этих эскизных проектах здание завуалировано всякого рода остеклениями, растушевками. Такие мастера практикуются именно на создании эскизных проектов. Нужно было бы этих мастеров, признанных у нас в Моспроекте, заставить сделать здание до конца, пусть проработают весь проект со всеми рабочими чертежами и только тогда покажут свои достижения.
 
Когда архитектор проработает свой проект до конца, от наружного оформления до внутреннего, когда познакомится в натуре со всеми материалами, из которых будет строиться здание, когда продумает все тона окраски и т. д., а не картинку даст и не по рассказам будет составлять проект, — только тогда этот архитектор сможет сказать, что он стал действительно архитектором.
 
Как мы работаем в Моспроекте? Задание составляется наспех; затем наспех создается проект, причем лишь бы сделать проект, имея в виду, что может быть по нем и строить не будут. При этом вся работа проходит через архитектурную комиссию. Конечно комиссия — вещь хорошая, известная помощь от нее имеется, но, с другой стороны, эта же комиссия во многих отношениях снимает ответственность архитектора за его работу.
 
Следующий этап — это поступление проекта в сектор. Руководитель сектора вносит свои коррективы в проект по ходу работ. И опять-таки руководитель сектора отгораживает проектировщика от его объекта.
 
 
 

ПРОТИВ ШТАМПА

 
Тов. Натальченко (АПУ). Мы ведем новое грандиозное строительство. Например на «Шарикоподшипнике», з-де имени Кагановича, вырос целый квартал. Что же мы имеем там? Скучные кирпичные громады. Как будто бы все условия для надлежащего оформления были. А вот архитекторы не учли этих возможностей.
 
Жилой дом мы часто проектируем так, что его не отличишь от магазина, магазин от конторского учреждения и т. д. Возьмем дом Сталинского райсовета. Проект представлен Моспроектом. Типичнейший штамп, нет творчества, нет социалистического насыщения.
 
 
 

ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТЫ ДАВАТЬ СВОЕВРЕМЕННО

 
Арх. Блохин (Моспроект). Загрузка, которую мы имеем по жилищному сектору Моспроекта, огромна. Вот те задания, которые мы получили только в апреле: переоборудование 48 казарм, 10 домов централизованного фонда, 10 домов муниципального фонда, 45 домов переходящего строительства, 6 — по линии промышленности и 8 — по кооперативному строительству. А в секторе 12 архитекторов и дается на проектирование только 2 недели, потому что весна наступила и надо закладывать фундаменты, а до этого еще проекты надо согласовать в АПУ. Там же конечно скажут, что это гробовые проекты.
 
Нельзя так планировать строительство. О том, что надо строить в 1932 г., надо заботиться в 1931 г.
 
 
 

АРХИТЕКТОР ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВОПРОСЫ КОНСТРУКЦИЙ

 
Тов. Кузнецов (Моспроект). Архитектору часто мешает довести свой проект, свою мысль до конца то, что он очень мало понимает в конструкциях. Если взять какой-нибудь проект клуба, театра, любого общественного здания, то эту работу проводит по существу не архитектор, а конструктор.
 
Обычно так, как хочет сделать архитектор, бывает очень дорого и приходится перепроектировать соответственно указаниям конструкторов.
 
Архитектору пора наконец, стать технически грамотным, овладеть техникой конструкций.
 
 
 

УЛУЧШИТЬ БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ АРХИТЕКТОРА

 
Тов. Крац (Моспроект). Большое значение имеют наши чрезвычайно скверные социально-бытовые условия.
 
По жилкооперативу Моспроекта средняя обеспеченность площадью — это 2½ м² на человека. 86% членов кооператива живет за городом. Такая необеспеченность жильем отражается на всей работе.
 
В самом Моспроекте ужасные условия работы. Поработаешь день, приходишь домой, как очумелый, так там тесно.
 
На 930 чел. штата за 1931 г. ушло из Моспроекта 364 чел. Большая часть ушла из-за плохих условий работы и непредоставления жилья.
 
Необходимо улучшить наши жилищные условия.
 
 
 

ЗА ЕДИНУЮ СИСТЕМУ АРХИТЕКТУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 
Арх. Ревякин (АПУ). Моспроект проектирует участки, отдельные кварталы, не учитывая всех тех планировочных требований, которые предъявляются районом, предъявляются улицей. С другой стороны, в планировочных организациях и в районах, где происходит фактическая выдача участка для того или иного сооружения, не знают, что на участке ставится.
 
Вследствие отсутствия четкой связи, производственной связи между АПУ, Моспроектом, районными арх.-планировочными отделами, вследствие недостаточной еще сработанности всего этого организма, который в целом проектирует всю Москву, мы имеем ряд уродливейших фактов по Москве.
 
По улице Фрунзе ведется надстройка. Так как надстройщик не учитывал архитектурных требований и планирующая организация недостаточно еще следила за проведением в жизнь своих требований, то получилась там безобразная картина. Дом в стиле ампир. Архитектура насыщена орнаментом и наварили на такое здание две коробки. И это делается на такой важнейшей для Москвы улице, как ул. Фрунзе.
 
Надо обратить серьезное внимание на все звенья, утверждающие проект.
 
 
 

ДАТЬ ПО РУКАМ ЛЮБИТЕЛЯМ БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ ГОНКИ

 
Арх. Вайнштейн (Моспроект). Недавно Моспроекту пришлось проектировать клуб завода «Шарикоподшипник». Гнали день и ночь, целый месяц. Приходит время сдачи и заказчику говорят, что, может быть, Моспроект немножко запоздает. Тогда приходит секретарь ячейки, предзавкома и ужасающая бумажка от дирекции, чтобы непременно сдали проект в срок, да еще к 11 час. утра. Им говорят, что проектировщики работают день и ночь, что для них каждый час важен, что они не смогут к 11 часам сдать работы и просят хотя бы 3—4 часа отсрочки. Не соглашаются, и берут с Моспроекта подписку в том, что он обязуется сдать проект к 11 часам.
 
Это было 20 января, а... к 1 мая проект еще не был окончательно рассмотрен.
 
И так бывает со многими другими проектами. Нам темпы нужны боевые — это верно, но нам нужно также, чтобы кто-то отвечал и за сроки, которые назначаются, а этого до сих пор нет.
 
 
 

СОЗДАТЬ ЕДИНОЕ ОБЩЕСТВО СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ

 
Тов. Комарова. Имеется постановление ЦК ВКП(б) о том, чтобы ликвидировать разрозненные литературные организации. Это постановление относится и к архитектурным обществам. Надо объединить все архитектурные силы, стоящие на советской платформе. Это мы должны провести в жизнь для того, чтобы совместными усилиями разрешить все вопросы, стоящие перед архитекторами социалистического Союза.
 
 
 

КАЧЕСТВО ПРЕЖДЕ ВСЕГО

 
Тов. Крюков (АПУ). На архитектурном фронте положение чрезвычайно серьезное и предъявляет к нашим архитекторам очень большие требования.
 
Важнейшие части проекта — его оформление, фасады, архитектурная сторона. Этот вопрос почти на последнем месте в Моспроекте.
 
Обращает на себя внимание чрезвычайный схематизм, сырое непродуманное решение, трафарет, типичный моспроектовский трафарет, затем бьет в глаза претенциозность.
 
Чего не хватает в первую очередь? Качества продукции. Надо хорошо работать.
 
Немалую роль играет недостаточная квалификация наших архитектурных сил в отношении качества работы.
 
Необходимо также отметить отсутствие самокритики в Моспроекте, а без самокритики хорошего качества не получить.
 
 
 

ПРОЛЕТАРСКАЯ АРХИТЕКТУРА СОЗДАЕТСЯ НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ

 
Тов. Т. С. ХВЕСИН (зам. председателя Моссовета). Прения в некоторой части развернулись не в той конкретной постановке, в которой следовало ставить вопрос.
 
Не случайно, что некоторые товарищи, люди достаточно грамотные, не в состоянии были ответить на вопрос: что такое „пролетарская архитектура“.
 
Причина здесь следующая. Товарищи нахватались чрезвычайно много верхушек, а глубоко в вопрос не вникли, ни в теорию, ни в практику, и свести эту теорию с практикой они не умеют. И в результате получается та самая эклектика, то слово, которое они особенно любят употреблять.
 
Мы хотим получить от архитектора не теорию о том, каким должен быть дом (хотя это нам тоже нужно), а мы хотим от него в первую очередь иметь проект хорошего дома, проект хорошего общественного здания. Эти хорошие проекты будут хорошими тогда, когда они будут сделаны на основе трезвого учета нашей действительности, на основе учета той обстановки, в которой мы с вами живем, в соответствии с условиями и географическими, и экономическими, и социальными, в которых будут строиться эти дома и в которых будут жить люди. НАМ НУЖНО, ЧТОБЫ В ДОМЕ БЫЛА БЫ КВАРТИРА. Нужно, чтобы в квартире была ванна или душ. Нам нужно, чтобы в квартире можно было поставить те вещи, которые имеются у рабочего, у служащего. Нужно, чтобы в квартире было светло. Недавно построили общежития студентов с 5-метровыми комнатами. Такое безобразие надо прекратить. В практике были случаи, когда забывали запроектировать уборную, а если проектировали, то таким образом, что человек при всем желании не мог пользоваться ей, так как была мала и узка.
 
Нужно, чтобы архитектором продумывалась бы каждая комната, каждая квартира, какими красками покрасить, как нейти наилучшее сочетание красок с дневным светом и вечерним освещением. Не мешало бы подумать о тех, кто будет жить в доме. Архитектору надо связаться с врачом и посоветоваться, как сделать расцветку для текстильщика и как для металлиста, чтобы расцветка влияла на психику рабочего, чтобы он действительно дома отдыхал.
 
Нужно проектировать так, чтобы в комнате трубы парового отопления не торчали на полметра от стены.
 
Пролетарская архитектура создается не на словах, а на деле.
 
Мы ищем новые формы в конкретной работе, в конкретном осуществлении тех требований, которые сегодня предъявляет рабочий к архитектуре.
 
Несколько слов о фасадах. Фасад дома по Тверскому бул., д. 9 сделан просто. Часть фасада сделана под камень, часть сделана плоскостями, эти плоскости в комбинации с камнем создают впечатление более приятное, чем впечатление от тех домов, которые строились в 1931 г.
 
Мы не выступаем против плоскостных решений в архитектуре, но надо проектировать с учетом наших возможностей. Что толку в плоскости, если ее сделали на картинке очень красиво, а в жизни через ½ года штукатурка отваливается.
 
Если архитектор дает плоскостное решение, заранее зная, что материал на это дело он дать не может, то это плоскостное решение никуда не годится.
 
Прав тов. Крюков, когда он говорит о том, что не надо создавать „убогой роскоши“. Но с точки зрения оформления можно и нужно применять скульптурное оформление, балконы и т.д.
 
Есть архитекторы, которые рассуждают так: если строить где-нибудь в Дангауэровке, то можно похуже, потому что там для рабочих, а вот если будем строить на Тверской, то здесь надо получше. Эта установка не случайная. Казармы выросли не случайно. Само название „корпус“ не дом, а „корпус“ — это ведь старое капиталистическое сугубо эксплоататорское название дома который строил в старое время капиталист для рабочих, „казарменный корпус“. За такую установку, которая завела Моспроект определенно в тупик, мы будем крепко бить. В Дангауэровке или на Тверской, против Моссовета мы должны создавать одинаково хорошие дома, потому что мы в первую очередь строим для трудящихся.
 
Строчную застройку надо брать в меру. Вообще все надо брать не просто. В Ленинграде климатические условия одни, а в Тифлисе — другие; в Берлине — одна система хозяйства, одна общественная система, — у нас другая. Надо из Берлина взять все, что можно взять, но не потому, что на нем марка „Берлин“, а брать критически все то, что в наших социальных условиях применимо.
 
Строчную застройку можно и у нас применять. И она может быть красивой. Но ее надо применять только там, где она оформляет район или дает ему красоту, и решительно бороться надо с этим типом застройки, если он портит нам город, портит улицу.
 
Мы требуем от архитектора, чтобы наши улицы была оформлены, чтобы дома были удобны и красивы. Но вместе с тем здания должны быть и дешевы. Ведь самое легкое, самое простое — это спроектировать дом из железо-бетона, сделать его с зеркальными окнами и т. д. Сложность задачи состоит в том, чтобы из тех материалов, которые мы имеем, строились бы красивые здания.
 
Это можно выполнить при условии, если мы будем проектировать не „вообще“, не абстрактно, а исходя из конкретных условий.
 
Бытовым условиям архитектора до сих пор уделялось недостаточно внимания. Вопрос жилья будет разрешен. Мы создадим условия, чтобы архитектор мог работать.
 
Но нельзя и сравнить положение архитектора, живущего в наших условиях, с положением архитектора, живущего в условиях капиталистического строя. Присутствующий здесь проф. Бруно Таут наверное впервые видит совещание, где бы так обсуждался вопрос с архитекторами. В капиталистических условиях архитектор выполняет заказ хозяина, хозяин с ним не разговаривает о том, в каких условиях он живет и творит. Ни в одной стране мира нет такого положения, как у нас, когда хозяин, рабочий класс приглашает вас и говорит: будьте добры, скажите, что вам нужно для того, чтобы вы могли творчески работать, чтобы вы могли развернуть все те творческие возможности, какие у вас есть.
 
Надо побольше самокритики в аппарате, побольше самокритики — и тогда дела в Моспроекте пойдут несомненно вперед.
 
Архитекторы должны знать, что они не просто чиновники, а что они оперативные участники и созидатели той огромной работы, которую ведет пролетариат.
 



 

 
 

12 декабря 2020, 23:59 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий