наверх
 

Н. Я. Колли. Современная французская архитектура. 1937

Задний фасад госпиталя в Божон. Фото: Parisette. 2017. Источник: Wikimedia Commons
Задний фасад госпиталя в Божон. Фото: Parisette. 2017. Источник: Wikimedia Commons
 
 
Автор статьи: архитектор Николай Яковлевич Колли (1894—1966).
Статья публикуется по изданию:
Н. Я. Колли. Современная французская архитектура // Архитектурные записки : Рим — Помпеи — Флоренция — Венеция — Виченца — Париж : Из материалов советской делегации на XIII Международном архитектурном конгрессе в Риме. — Москва : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1937. — С. 177—219.
Факсимильный скан издания: http://tehne.com/library/arhitekturnye-zapiski-rim-pompei-florenciya-veneciya-vichenca-parizh-moskva-1937
 
 

Современная французская архитектура

Н. Я. КОЛЛИ

 
Для правильного и успешного разрешения грандиозных строительных задач, поставленных перед архитектором и строителем нашей страны, в свете того огромного внимания, которое партия и правительство уделяют вопросам планировки, архитектуры и строительства, необходимо полностью использовать богатейший опыт современного строительства, накопленный не только у нас, но и за границей.
 
Поэтому особую поучительность приобретают впечатления, полученные нашей делегацией архитекторов, ознакомившейся во время пребывания за границей е последними и новейшими достижениями европейской архитектурной мысли и строительной техники.
 
Изучение опыта современной французской архитектуры и строительства приобретает для нас тем большее значение, что во Франции строительная техника и качество строительных материалов достигли, по сравнению со всеми другими европейскими странами (не касаясь Америки), наибольшей высоты. Французский архитектор при работе над проектом почтя не стеснен соображениями о возможности или невозможности реализации в натуре его творческих замыслов, так как строительная техника приготовила в его распоряжение богатейший выбор строительных стандартов наивысшего качества и выполненных с изумительной тщательностью. Это касается как основных элементов строительства — железобетонных плит, балок, перекрытий, так и мелких деталей внутреннего оборудования — скоб, дверных ручек, оконных рам, замков, вентиляционных решеток, электрооборудования и пр.
 
При ознакомлении с наиболее характерными объектами современной французской архитектуры невольно напрашивается сравнение с нашими методами строительства. При этом бросается в плаза, что несмотря на ряд крупнейших наших достижений в области строительства, вызываемых исключительно благоприятными социальными и экономическими условиями нашей страны (о которых, конечно, во Франции и речи быть не может), нельзя отрицать того обстоятельства, что на многих наших стройках работа велась и ведется еще по-кустарному, дедовскими способами, с партизанщиной и штурмовщиной. Производство строительных материалов до сего времени в значительной мере ведется также по-кустарному, не используются в этом отношении все богатейшие естественные возможности вашей страны, и качество этих материалов не обеспечивает ни выполнении творческих замыслов архитекторов, ни удовлетворения неизмеримо возросших требований населения, предъявляемых им сейчас к качеству зданий. В настоящее время строительство не организовано еще как индустрия. Тов. Молотов в своей речи на совещании по вопросам строительства в ЦК ВКП(б) 14 декабря 1935 г. отметил это, сказав, что «теперь поставлена задача — развернуть строительную работу по-промышленному, организовав ее как особую строительную индустрию».
 
В свете этой задачи, поставленной перед нами партией и правительством, весьма полезно будет поделиться впечатлениями, полученными нашей делегацией от ознакомления с некоторыми новейшими объектами французского архитектурного строительства.
 
Пребывание нашей делегации архитекторов в Париже привлекло внимание всей французской архитектурной общественности. После проведенного с большим успехом собрания, организованного Обществом дипломированных архитекторов, на котором мы выступали с докладами о советской архитектуре (отчет о которых читатель найдет в настоящем сборнике), нам весьма предупредительно и любезно была предоставлена полная возможность познакомиться с наиболее выдающимися французскими постройками последнего времени.
 
В первую очередь чрезвычайно интересные свои работы показал нам Огюст Перрэ, который является, бесспорно, самой крупной фигурой архитектурного мира современной Франции. Он принял нас в своей мастерской, расположенной в первом этаже его дома. Интересно отметить, что в его мастерской, а также и в его квартире наверху, железобетонные конструкции стоят совершенно обнаженными, даже неоштукатуренными, так как железобетон там сработан так тщательно, что в оштукатурке не нуждается. Все колонны стоят там так, как они вышли из-под опалубки, но, несмотря на это, никаких неровностей на них, никаких рубчиков и отходов одной доски от другой заметить нельзя. И надо сказать, что благодаря такой тщательности работы эта «голая» архитектура железобетона с чистой поверхностью и в сочетании со светлыми дубовыми панелями производит чрезвычайно приятное впечатление.
 
 
Париж. Национальные мастерские мебели. Арх. О. и Г. Перрэ
Париж. Национальные мастерские мебели. Арх. О. и Г. Перрэ
 
 
В работах Огюста Перрэ наиболее выпукло проявляется счастливое совмещение прекрасного инженера-конструктора с талантливым архитектором, причем надо отметить, что архитектор несколько отступает на второй план. В этом сочетании прекрасной конструкции с творческим размахом архитектурной мысли и таится сила влияния О. Перрэ на всю современную архитектуру Франции. В области инженерно-конструкторской О. Перрэ далеко превосходит обычных, рядовых конструкторов-строителей; ярко выраженное творческое начало его работ ставит его рядом с такими мастерами конструкции, как Фрейссине.
 
Он показал нам и последнюю свою работу, так называемые «национальные мебельные склады и мастерские», где хранится вся историческая мебель из Версаля и других дворцов, сохраняются почти все исторические гобелены и пр.
 
Эта постройка, очень любопытная по своим функциям и архитектуре, представляет значительный интерес. В ней, правда, в сильной мере преобладает техницизм, — моментов эмоционального порядка в ней, пожалуй, трудно отыскать. Но она очень четко выражает основные творческие установки О. Перрэ — ясно выделенные конструкции несущих опорных частей с подчеркнутыми границами заполнителей, и все это преподносится с большим мастерством и потому производит благоприятное и гармоничное впечатление. И тут конечный, положительный результат достигается чрезвычайно чистой, тщательной и четкой работой.
 
После посещения и осмотра «национальных складов мебели» мы имели с О. Перрэ продолжительную беседу, в которой он высказал ряд чрезвычайно ярких и интересных мыслей, развитых им в статье об архитектуре, помещенной в № 1 журнала «Архитектура СССР» за 1936 г. Эти мысли освещают характерные основы его творчества. «Тот, кто прячет опору, — говорит он, — прячет несущую часть, будь то внутри здания или снаружи его, тот лишает самого себя самого выигрышного и благородного элемента в архитектуре, ее самого естественного, законного и самого прекрасного украшения, ибо архитектура есть искусство заставить звучать опору.
 
Хорошая архитектура — это архитектура точек опоры. Архитектор, который скрывает, прячет в стене колонну, столб или любую иную несущую часть, совершает большую ошибку, а тот, кто ставит ложную, ненужную колонну ради украшения, совершает преступление».
 
 
Париж. Национальные мебельные склады и мастерские Арх. О. и Г. Перрэ
Париж. Национальные мебельные склады и мастерские. Арх. О. и Г. Перрэ
 
После посещения О. Перрэ и осмотра его работ нам удалось познакомиться с рядом больших сооружений в Париже, главным образом в его окрестностях. Надо сказать, что теперь в самом Париже в связи с кризисом почти ничего не строится, а только достраивается, да и в окрестностях тоже большей частью производится достройка поселков, начатых раньше. Среди таких достраивающихся больших сооружений видное место занимает поселок Шатеней Малябри, возводимый департаментом Сены по проекту архитектора Сирвена. Поселок этот расположен на территории в 56 га. Он предназначен для 30 тыс. жителей. Первая очередь строительства включает в себя 340 квартир. Квартиры разных размеров, в 2, 3 и 4 комнаты, построены и оборудованы очень скромно и рассчитаны на рабочих и низко оплачиваемых служащих Парижа. Высшая категория квартир этого поселка соответствует тому скромному типу квартир, которые были приняты у нас в начале моссоветовского строительства, в 1924 году. В этом высшем и наиболее дорогом типе квартир имеется центральное отопление. Затем идет следующая, более жидкая категория, так называемый «нормальный тип» рабочего строительства. Здесь квартиры хотя и состоят тоже из трех комнат, но уже лишены общего для всего дома центрального отопления, а каждая из них снабжена своим небольшим отдельным котлом или, верное, котелком, от которого по трубам отапливаются комнаты данной квартиры. Самый низкий и дешевый тип квартир (в них пока никто не живет, так как они еще достраиваются) лишен и этого индивидуального центрального отопления. В них просто в одной из комнат устроен обычный французский камин, при топке которого теплый воздух должен будет обогревать и соседние комнаты. Правда, в Париже расчетная температура для отопления — 5°, но все же и там ежегодно бывают неблагоприятные месяцы с холодной и промозглой погодой, и без отопления там жить нельзя. Все это показывает, что настоящей заботы о человеке и его удобствах даже и в новом строительстве там трудно найти.
 
Касаясь поселка в Шатеней Малябри, следует еще заметить, что планировка его довольно примитивна, но качество выполнения построек достаточно высокое. Обращает на себя внимание умелое использование топографических условий при распланировке поселка. Он расположен на склонах холмов в очень живописной местности, рядом с шоссе одной из национальных дорог из Парижа в Версаль. Особо замечательно то, что архитектор позаботился создать силуэт поселка, гармонирующий с местностью и дающий приятное впечатление при проезде мимо него в автомобиле по шоссе. С шоссе видна хорошо поставленная башня, возвышающаяся над группой жилых строений, расположенных по склону холма. Такая забота архитектора о том, чтобы сооружение производило на проезжающих мимо приятное впечатление, не только заслуживает похвалы, но и наводит на мысль о вновь возникающей в связи с развитием автомобильного движения задачей архитектурного оформления въезда в город и общего силуэта города.
 
Дело сводится к следующему. До изобретения и развития железных дорог путешествующие на лошадях — в экипажах или верхом — замечали постепенное приближение свое к городу и могли явно отметить момент своего въезда в город. Этот въезд обычно был точно обозначен: здесь находились так называемые кордегардии, или ворота у заставы, или шлагбаум, или, наконец, въездные столбы в виде колонн или обелисков. Так или иначе въезд в город архитектурно был оформлен и производил на путешественника определенное впечатление. До сих пор мы во многих наших городах у бывших городских застав можем видеть остатки этих архитектурных оформлений въезда в город.
 
С развитием железных дорог эта забота о первом впечатлении путешественника от города была снята, так как поезд приходит на вокзал, расположенный или вне города, как это у нас часто бывало, или внутри его. Кроме того, железнодорожный пассажир, подъезжая к городу, не видит и не чувствует своего к нему приближения, так как смотрит не вперед — по движению, а в сторону — из окна вагона. В настоящее время, в связи с сильным развитием автотранспорта и быстрым увеличением числа загородных автомобильных поездок и переездов из одного города в другой, снова возникает отодвинутая было на время задача архитектурного оформления городских въездов. При работах по реконструкции Москвы и планировке новых городов эта задача не должна ускользать от внимания архитектора.
 
Возвращаясь к поселку Шатеней Малябри, хотелось бы отметить, как один из положительных моментов этого строительства, устройство мусоросжигательной станции и бассейна. Это остроумное и экономное использование мусора и кухонных отбросов может и должно быть применено и у нас. В квартирах поселка Шатеней Малябри мусор и кухонные отбросы не вывозят: они попадают в специально проложенные мусоропроводные трубы, по которым пневматическим способом гонятся в центральную мусоросжигательную станцию. Тепло, получаемое этой станцией от сжигания мусора, используется для подогревания воды в бассейне и душах для общего пользования населения поселка.
 
Следующая новая постройка в Париже, заслуживающая внимания, — это госпиталь в Божон, работы архитекторов Вальтера, Кассана и Плузей.
 
 
Париж. Госпиталь в Божон. Общий вид. Арх. Плузей, Кассан и Вальтер
Париж. Госпиталь в Божон. Общий вид. Арх. Плузей, Кассан и Вальтер
 
 
Это — громадная больница, здание которой переносит на европейскую почву в известной трансформации принципы больничного строительства Америки. Здание представляет собой 16-этажное сооружение небоскребного типа. В верхних этажах располагаются палаты для туберкулезных больных. Уже оформление внешнего вида этой постройки показывает недостаточную заботу о человеке: здание слишком сурово, неприветливо, сразу чувствуется, что эта больница предназначена для больных из неимущих слоев населения.
 
 
Париж. Госпиталь в Божон. Больничная палата
Париж. Госпиталь в Божон. Больничная палата
 
 
Достаточно взглянуть на фотографию приемного зала госпиталя, лишенного самых примитивных удобств и самого элементарного комфорта, чтобы понять, какое неприглядное и суровое впечатление производит на больного это помещение, которое похоже скорее на тюремный распределитель, чем на лечебное заведение.
 
Внутри госпиталь прекрасно оборудован согласно новейшим требованиям медицины. Расположение амбулаторий, врачебных кабинетов, операционных и больничных палат произведено рационально, но и тут заметно пренебрежение интересами и самочувствием больных. Это особенно выявляется в устройстве больничных палат и коридоров. Самые палаты хорошо освещены, вся внутренняя организация функционирует, как хорошо действующий механизм, потому что там, действительно, все построено на четкой механизации. Широкие коридоры, которые самостоятельного освещения не имеют, освещаются светом из палат, отделенных от коридоров стеклянными перегородками. Больные лежат в кроватях всегда на виду у всех проходящих по корпусу и, несомненно, не могут от этого не испытывать неудобства и беспокойства. Со стороны коридора больные производят впечатление каких-то медицинских экспонатов всевозможных болезней, а не людей, о здоровье которых заботятся.
 
Такое отрицательное впечатление производят полная изолированность госпиталя от природы. Он расположен в одном из рабочих предместий Парижа, совершенно лишенном зеленя. Кроме того, вертикальная конструкция больницы отделяет больных даже и от земли, что, несомненно, должно чувствительно отражаться на самочувствии, особенно выздоравливающих.
 
 
Париж. Госпиталь в Божон. Зал ожидания
Париж. Госпиталь в Божон. Зал ожидания
 
 
Двухлетний опыт эксплоатации этого лечебного комбината не дает еще возможности подвести итоги рациональности подобных сооружений в лечебных целях. По крайней мере, директор госпиталя на мой вопрос не мог или не хотел дать такой ответ и сослался на кратковременность эксплоатации его. Несомненно все-таки, что к положительным сторонам подобного сооружения относится удобство управления госпиталем и наблюдения, а также обслуживания в силу концентрации всех его частей.
 
 
Париж. Госпиталь в Божон. Вид палаты из коридора
Париж. Госпиталь в Божон. Вид палаты из коридора
 
 
Несмотря на хорошее оборудование госпиталя, полностью механизирующее все его обслуживание, кое-где и в этом отношении имеются крупные недочеты. Например, бросается в глаза несовершенство в устройстве и пользовании лифтами, имеющими для госпиталя первостепенное значение. Вся вертикальная связь здания поддерживается исключительно с помощью лифтов. Имеются, конечно, и лестницы, но они существуют на случай пожара и ими пользуются лишь в экстренных случаях. Несмотря на такое значение лифтов, устройство их очень несовершенно. Каждую кабину лифта обслуживает лифтер, подающий лифт по вызову в разные этажи. Вызов производится звонком, причем лифтер не знает, из какого этажа его зовут, и ездит вверх и вниз в поисках вызывающих. Это крайне осложняет работу лифтеров и отнимает много лишнего времени.
 
 
Париж. Госпиталь в Божон. Кухня
Париж. Госпиталь в Божон. Кухня
 
 
Большой интерес представляет также поселок дешевых квартир Ля Мюэтт в Дранси, в северо-восточном предместье Парижа. Авторами архитектурного проекта этого поселка, вернее, жилого комбината, расположенного на территории в 11 га и рассчитанного на 1200 квартир, являются архитекторы Э. Бодуэн и М. Лодс, стремящиеся в своих работах опираться на наиболее современные и совершенные конструкции и материалы. Главным инженером-конструктором был гражданский инженер Е. Мопен.
 
 
Париж. Госпиталь в Божон. План одного из этажей.
Париж. Госпиталь в Божон. План одного из этажей.
 
 
Поселок этот интересен для нас главным образом тем, что его строители, опираясь на высокую строительную технику и чрезвычайно тщательно и глубоко проработав не только весь проект до малейших деталей, но и весь план организации работ, сумели найти такие методы производства строительных работ, которые позволили почти полностью перейти к сборке всухую, свести постройку к монтажу отдельных заранее изготовленных элементов. К этому надо добавить, что Бодуэн и Лодс, авторы архитектурного проекта поселка Ля Мюэтт, не уклонились от попытки разрешения тех больших архитектурных проблем, которые неизбежно должны возникнуть перед архитекторами при серийном изготовлении зданий и их частей, и сделали ряд предложений архитектурного порядка, заслуживающих внимания.
 
 
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Макет построек поселка. Арх. Бодуэн и Лодс
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Макет построек поселка. Арх. Бодуэн и Лодс
 
 
Основная группа жилых корпусов этого поселка, придающая ему хорошо известную характерность и выгодно выделяющая его на фоне беспорядочной и мелкой застройки всего района, состоит из десяти корпусов, расположенных параллельно друг другу в направлении северо-восток — юго-запад, на расстоянии друг от друга в 20,30 и 28,02 м, образуя между собой дворы. Северо-восточные концы этих более узких дворов (шириною 20—30 м) замыкаются пятью высокими 16-этажными башнями, которые тем самым объединяют попарно соседние корпуса. Эти корпуса имеют три и четыре этажа и вмещают квартиры в три и четыре комнаты. В башнях размещаются квартиры в одну и две комнаты. Во всех случаях квартиры имеют кухню, переднюю, уборную, ванную с малой ванной-душем, балкон и сушилку для белья в виде огражденного со всех сторон и на всю высоту железобетонной сквозной решеткой продолжения балкона. Устройство подобных сушилок следует отметить с положительной стороны, так как дает возможность живущим сушить свое белье и другие вещи, не вывешивая их всем напоказ на балконе и не нарушая этими не всегда эстетическими декорациями общего архитектурного ансамбля. Корпуса, объединенные попарно башней, в свою очередь связаны крышей-галлереей, под которой устроен тоннель. В нем проложена вся сложная система трубопроводов — отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения, электропроводка и пр. и т. п. К западу от этой основной группы жилых корпусов с башнями расположен другой, большой 5-этажный корпус, имеющий П-образную форму и ориентированный параллельно корпусам основной группы. К северу от этой основной труппы расположена третья группа, в виде П-образных корпусов, понижающихся в сторону юго-запада.
 
 
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Жилые дома и башня
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Жилые дома и башня
 
 
Для обслуживания поселка в западной части территории будут выстроены школа и клуб. Отопление поселка производится из центральной котельной, дымовая труба которой вкомпонована в центре одной из башен. Кроме того, предусмотрена установка мусоро- и отбрососжигательной печи и насосной станции для подкачки воды в верхние этажи башен.
 
 
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Башня
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Башня
 
 
Не касаясь здесь детального анализа всех конструктивных приемов, методов изготовления и оборки отдельных деталей, что может являться темой особой статьи в специальной печати, можно сказать следующее: за исключением фундаментов и оснований, все строительство жилых зданий состояло из сборки заранее заготовленных элементов, начиная от несущих железобетонных и металлических каркасов и кончая перилами балконов и вентиляционными отдушинами. Отдельные части зданий, в зависимости от способа их изготовления, разделились в основном на два типа: изготовленные на заводах и привозимые на постройки в готовом виде и изготовленные во временных мастерских на строительной площадке. К числу первых относились металлические конструкции каркасов зданий и металлические переплеты, к числу вторых — наружные и внутренние плиты заполнений стен, лестничные ступени, балконные перила и прочие детали, для изготовления которых на строительной же площадке была построена и оборудована временная мастерская. Исходя из основной установки строительства — сухой сборки и монтажа частей, необходимо было добиться в изготовлении отдельных частей здания, например в размерах плит заполнения, очень большой точности, чистоты работы и значительной прочности элементов. Для достижения этой цели с особой тщательностью были сделаны формы для отливки железобетонных частей. Эти формы выполнены из металла, и их конструкция обеспечивает полную неизменяемость их и точность размеров. Применение вибрационного метода при бетонировке придавало отдельным элементам высокую прочность, почти в три раза превышающую обычную. Использование для основного скелета здания металлических конструкций было вызвано тем, что только металлические конструкции могут обеспечить точность размеров; железобетон, наряду с необходимостью устройства опалубки, сложностью установки арматуры в небольших сечениях, обычно имеющих место в жилых домах, потерей времени, необходимого на схватывание и пр., не дает уверенности в соблюдении точности размеров, столь необходимой при сборке из отдельных точно изготовленных частей.
 
 
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Башня
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Башня
 
 
Стена, общей толщиной в 30 см, состоит из наружных железобетонных плит толщиной 42 мм и внутренних плит из пенобетона толщиной 60 мм, с пустотами между наружными и внутренними плитами. Термическая изоляция здания обеспечивается исключительно внутренними пенобетонными плитами, которые со стороны комнат покрыты клеевой фанерой. Последнюю крепят заранее в мастерской к раме, в которую заключены пенобетонные плиты.
 
При монтаже швы и стыки внутренних плит покрывают тонкими деревянными раскладками. Фанера покрывается лаком.
 
Для того чтобы избежать во внешнем виде здания унылого серо-зеленого и грязного вида обычных бетонных плит, авторы проекта, архитекторы Бодуэн и Лодс, сделали заслуживающую внимания попытку придать этим плитам такую наружную поверхность, которая была бы прочной, долговечной, стойкой к атмосферным влияниям и вместе с тем красивой. С этой целью наружная поверхность плит образована из круглой, обкатанной речной тальки, прибавленной в массу бетона при отливке всей плиты и составляющей с ней единое монолитное целое. Для плит в поселке Дранси были применены голыши белого каррарского мрамора, собранного в ручьях Каррары. После схватывания внешнюю поверхность плиты прочищают щетками и промывают водой. Подобная фактура стенной поверхности имеет опрятный привлекательный вид, и такой способ оформления заслуживает большого внимания.
 
 
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси
 
 
Другим архитектурным элементом, играющим большую роль в оформлении зданий поселка Ля Мюэтт, являются балконные барьеры, решенные в виде сквозных железобетонных решеток с квадратными отверстиями. Эти же решетки употреблены и для ограждения сушилок. Чтобы получить чистую и четкую отливку этих решеток, их отливали методом вибрации в дюралюминиевых, очень точных и прочных формах. В результате эти решетки устанавливались на место без какой-либо дополнительной штукатурки или подмазки и подделки кромок, так как метод вибрации и точность и неизменяемость формы обеспечили исключительно высокую прочность их.
 
 
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. План жилых помещений в башне
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. План жилых помещений в башне
 
 
Композиции из этих решеток, употребленных то как балконные барьеры, то как ограждающие стенки сушилок, вносят известное разнообразие, живописность и интимность в довольно монотонное в целом и схематическое архитектурное оформление зданий. Эти группы балконов и сушилок, объединенные около лестничных клеток и перекрытые общим карнизом, являются наиболее удавшимся моментом всей архитектуры поселка в Дранси. Здесь следовало бы еще указать на виртуозно в конструктивном и техническом отношении сработанные железобетонные винтовые пожарные лестницы, расположенные с двух сторон каждой башни. Хотя эти лестницы и предназначены для пользования лишь в исключительных, вызываемых, пожарной опасностью случаях, однако спуск по ним сопряжен с достаточными неудобствами и затруднениями и даже опасностью головокружения в силу спуска по винтовой линии со столь значительной высоты башен.
 
 
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Строительный материал
Париж. Поселок Ля Мюэтт в Дранси. Строительный материал
 
 
Все оконные переплеты — металлические, из листового железа наиболее распространенного во Франции типа. Оконные и дверные коробки, косяки и наличники также металлические из листового железа.
 
В заключение следует оказать, что результаты строительства индустриальными методами на основе высокого уровня техники, полученные в поселке дешевых жилищ в Дранси, показывают с достаточной наглядностью, какие еще неизведанные и неизученные возможности открывают и перед строителем и перед архитектором индустриальные методы строительства — переход от стройки на месте к сборке из готовых элементов.
 
Сейчас же после осмотра поселка нам был показан в студии Бенуа Леви кинематографический фильм строительства поселка в Дранси, в котором с необычайной наглядностью и убедительностью запечатлены все отдельные процессы изготовления элементов и сборки их в готовое здание. Весьма желательно, чтобы этот интересный и поучительный фильм был показан в Москве нашим архитекторам.
 
Этим же архитекторам принадлежит также очень интересная работа — школа на открытом воздухе в Сюрэн.
 
Школа рассчитана на 140 детей. Все школьные помещения прекрасно увязаны с местностью и окружающей природой. Эта школа имеет специальное назначение, оказавшее влияние на архитектуру и план ее. Она предназначена для детей с задержанным развитием, в систему воспитания которых входит возможно длительное пребывание на свежем воздухе и общение с природой. Этим и определилось своеобразное устройство классных помещений и план всей школы. Несмотря на это, некоторые удачно найденные отдельные элементы этой школы могут быть с успехом применены для постройки любой школы обычного типа. Авторы проекта проявили много изобретательности и показали, что в школьном строительстве надо итти новыми путями, отказываясь от шаблонов, по которым обычно строятся школы.
 
 
Париж. Школа в Сюрэн. Вид на главное здание. Арх. Бодуэн и Лодс
Париж. Школа в Сюрэн. Вид на главное здание. Арх. Бодуэн и Лодс
 
 
Как видно из приводимых снимков, классы стоят совершенно отдельно и представляют собой металлическую конструкцию с раздвижными стеклянными стенами. Отопление производится через пол; кроме того, по периметру класса устроена завеса из теплого воздуха. Даже учитывая специфическое назначение школы, следует признать, что, найдя интересное разрешение поставленной перед ними задачи, авторы все же слишком увлеклись, и школа получила излишек воздуха и света. Насквозь стеклянные классы напоминают практикуемые в птицеводстве «брудерхаузы» — помещения для воспитания цыплят.
 
 
Париж. Школа в Сюрэн. Класс
Париж. Школа в Сюрэн. Класс
 
 
При обзоре новейшей французской архитектуры нельзя не отметить последних работ Ле Корбюзье и П. Жаннере. Во время нашего пребывания в Париже сам Корбюзье находился в Америке, где читал лекции, в которых излагал свои взгляды. Мы ознакомились в его отсутствие с построенным им «убежищем армии спасения» и общежитием швейцарских студентов в университетском городке в Париже.
 
 
Париж, Школа в Сюрэн. Вид на классные павильоны со стороны главного здания
Париж, Школа в Сюрэн. Вид на классные павильоны со стороны главного здания
 
 
«Убежище армии спасения» — это, собственно, ночлежный дом буржуазного филантропического общества. Здание очень интересное, изящное в своих деталях, выполнено с присущим Ле Корбюзье и Жаннере высоким мастерством и тщательностью.
 
 
Париж. Школа в Сюрэн. Двор и бассейн
Париж. Школа в Сюрэн. Двор и бассейн
 
 
Париж. Школа в Сюрен. Раздвижные стеклянные стены
Париж. Школа в Сюрен. Раздвижные стеклянные стены
 
 
Но композиция, по моему мнению, вряд ли отвечает назначению сооружения. Едва ли рационально помещать временных обитателей этого убежища в помещение, где вся стена представляет собой сплошное стеклянное окно. Вряд ли удобно и приятно жильцам находиться в таких комнатах, особенно вечером, когда освещенная внутренность здания насквозь видна с улицы. Не приносят ли авторы в жертву своим творческим установкам интересы обычного человеческого удобства?
 
 
Париж. «Убежище армии спасения». Деталь фасада. Арх. Ле Корбюзье и П. Жаннере
Париж. «Убежище армии спасения». Деталь фасада. Арх. Ле Корбюзье и П. Жаннере
 
 
Общежитие для швейцарских студентов — это одна из лучших построек Ле Корбюзье и П. Жаннере. Это здание, очень пропорциональное и «человечное» по своим масштабам, чрезвычайно архитектонично. Интерьеры производят благоприятное впечатление. Во внутренней отделке комнат проявлены присущий Корбюзье и Жаннере вкус и обычные для этих авторов изобретательность и оригинальность. На снимке, представляющем библиотеку общежития, видно, как оформлена одна из стен этой комнаты. На стену наклеены большие листы увеличенных фотографий, дающих впечатление разнообразного узора.
 
 
Париж. Школа в Сюрэн. Бассейн и общий душ
Париж. Школа в Сюрэн. Бассейн и общий душ
 
 
Одна из последних работ архитектора Андрэ Люрса — школа в Вильжвиф — хорошо всем известна по описаниям и снимкам, помещенным в нашей архитектурной печати.
 
Эта группа школьных зданий в духе французского конструктивизма производит приятное впечатление цельностью всей своей композиции. Сухая по своим формам и функциональная архитектура, присущая конструктивизму, удачно смягчается хорошей росписью классных стен работы художника Жана Люрса, брата архитектора. Разнообразная и интересно исполненная живопись, изображающая цветы, помазывает стремление художника смягчить для школьников казенную суровость школьной обстановки.
 
 
Париж. Вход в «Убежище армии спасении». Арх. Ле Корбюзье и П. Жаннере
Париж. Вход в «Убежище армии спасении». Арх. Ле Корбюзье и П. Жаннере
 
 
В заключение этого краткого обзора современной французской архитектуры я хочу остановиться на архитектурной отделке новейших парижских кафе. Особой роскошью отделки отличаются три недавно открытых кафе — «Колизей», «Флориан» и «Триумф».
 
 
Париж. Университетский городок. Общежитие швейцарских студентов. Арх. Ле Корбюзье и П. Жаннере
Париж. Университетский городок. Общежитие швейцарских студентов. Арх. Ле Корбюзье и П. Жаннере
 
 
Интересною особенностью этих кафе является расположение их площади постепенно опускающимися вниз террасами. Обычно кафе помещается в двух этажах: в первом (ре де шоссе) и подвальном. Архитекторы устраивают широкие ступенчатые террасы, на которых установлены столики. Внизу — площадка для танцев и исполнения номеров программы является как бы ареной, от которой широким амфитеатром поднимаются все террасы кафе. Благодаря этому устройству посетитель, где бы он ни находился, может окинуть взором сразу всю территорию кафе или сверху вниз или снизу вверх и таким образом получает максимум впечатлений.
 
 
Париж. Университетский городок. Северный фасад общежития швейцарских студентов
Париж. Университетский городок. Северный фасад общежития швейцарских студентов
 
 
Архитекторы и художники в разработке планов и внутренней отделки этих кафе достигают виртуозного мастерства. Характерной особенностью кафе является очень умелое применение зеркал. Вообще говоря, использование зеркал для внутреннего убранства кафе — давнишняя французская традиция. В старых парижских «бистро» зеркала всегда находили широкое применение. В современных модных парижских кафе при помощи зеркал архитекторы достигают исключительного эффекта, остроумно используя этот прием.
 
 
Париж. Университетский городок. Библиотека в общежитии швейцарских студентов
Париж. Университетский городок. Библиотека в общежитии швейцарских студентов
 
 
Кафе «Триумф» на Елисейских нолях расположено в двух этажах — в первом, так нарываемом «ре де шоссе», и в подвальном. Вся площадь кафе постепенно, террасами, спускается вниз. Чтобы избежать большого числа поддерживающих колонн, архитектору приходится прибегать к солидным перекрытиям. Для уничтожения давящего впечатления от широких перекрывающих балок по всей длине балки вставлено зеркало, обрамленное лепным узором. В результате посетителю кажется, что он видит в балке сквозную прорезь, через которую видна перспектива кафе; на самом же деле это отражение того, что помещается у него за спиной. Сплошная облицовка зеркалами поддерживающих потолок колонн также делает их почти невидимыми. Расположение сплошных, прекрасно отполированных зеркал на стенах создает ложную перспективу и иллюзорно раздвигает пространство кафе. Это достигается, между прочим, и таким приемом: на потолке посетитель видит лепное украшение симметричной формы, например круг или правильный многоугольник; на самом деле на потолке помещена лишь половина этого украшения, а вторая половина — только ее отражение в сплошной зеркальной стене. Зеркала настолько идеально отшлифованы, что приходится ставить искусственные преграды в виде, например, барьеров с цветами, чтобы помешать попыткам посетителей войти в зеркальную стену. Сидя в кафе, посетителю очень трудно ориентироваться и определить действительные размеры пространства, в котором он находится.
 
 
Школа им. Карла Маркса в Вильжвиф. Арх. Андрэ Люрса
Школа им. Карла Маркса в Вильжвиф. Арх. Андрэ Люрса
 
 
Чтобы уничтожить в подвальных этажах кафе ощущение подземности, там устраиваются ложные окна из стеклянных трубок и плиток. С обратной стороны эти окна освещаются из-за занавесок ярким светом, дающим иллюзию солнечного освещения. Очень умело используются фонтаны, освещаемые электричеством.
 
 
Париж. План кафе «Триумф» Арх. Шарль Сиклис I. План нижнего этажа. 1. Вход в кафе. 2. Вход в буфет. 3. Буфет. 4. Лестница в подвальный этаж. II. План подвального этажа. 1. Лестница. 2. Фонтан. 3. Гардероб. 4. Площадка для танцев
Париж. План кафе «Триумф» Арх. Шарль Сиклис
I. План нижнего этажа. 1. Вход в кафе. 2. Вход в буфет. 3. Буфет. 4. Лестница в подвальный этаж. II. План подвального этажа. 1. Лестница. 2. Фонтан. 3. Гардероб. 4. Площадка для танцев
 
 
Характерной особенностью этих новых кафе является подчеркнутая роскошь, пышность, желание поразить посетителя помпезностью обстановки. Старые парижские кафе были гораздо проще, и, надо сказать, в них было приятнее.
 
 
Париж. Кафе «Триумф». Верхний зал
Париж. Кафе «Триумф». Верхний зал
 
 
Для создания ослепляющего впечатления пышности употребляются соответствующие материалы: зеркала, живопись на стекле, бронза, красная медь и т. д. Очень эффектна лестница в кафе «Триумф»: вся — от ступеней до перил — сделана из ярко начищенной красной меди.
 
Обобщая впечатления от осмотра нескольких объектов новейшей французской архитектуры, можно притти к следующим выводам о характерных чертах ее.
 
 
Париж. Кафе «Триумф». Зал подвального этажа. На потолке — знаки зодиака. Живопись по стеклу работы Макса Ингран
Париж. Кафе «Триумф». Зал подвального этажа. На потолке — знаки зодиака. Живопись по стеклу работы Макса Ингран
 
 
Почти во всех работах современных французских архитекторов видна проработанность и продуманность планового решения, причем в плане очень ярко отражаются вое требования современности, имея, конечно, в виду условия буржуазного комфорта, элементы капиталистической цивилизации, удовлетворение привычек высших классов.
 
 
Париж. Кафе «Триумф». Лестница в зал подвального этажа
Париж. Кафе «Триумф». Лестница в зал подвального этажа
 
 
Французские архитекторы в своих работах умело применяют современные строительные материалы, конструкции и отлично используют новейшие методы производства работ. Это достигается тем, что они переносят в архитектуру и применяют к ней все технические открытия XIX и XX веков.
 
 
Париж. Стенная живопись на стекле. Кафе «Триумф», Вакх и Ариадна работы худ. Поля и Макса Ингран
Париж. Стенная живопись на стекле. Кафе «Триумф», Вакх и Ариадна работы худ. Поля и Макса Ингран
 
 
Во всех новейших сооружениях французской архитектуры бросается в глаза высокое качество не только отделочных работ (малярные, штукатурные, облицовочные, кузнечные и т. д.), но и строительных, а именно тщательность и чистота каменной кладки, плотничных и столярных процессов и в особенности железобетонных конструкций (работы О. Перрэ).
 
Широкое использование всех современных технических процессов и новейших материалов производится во Франции в ущерб архитектурному творчеству. Французские архитекторы редко показывают в своих работах творческое преодоление материала; отсюда архитектуре современной Франции свойственна некоторая сухость форм, излишний техницизм. Теперешняя обстановка Франции не дает архитекторам возможности развертывания широких творческих замыслов. Поощряемые капиталистическими строительными предприятиями, архитекторы попадают в зависимость от отдельных строительных фирм с обязательством использования в своих работах материалов и строительных стандартов данной фирмы. С другой стороны, условия, присущие капиталистическому строю (частная собственность на землю, ограниченность строительных участков, индивидуальные вкусы), и различные материальные возможности заказчиков приводят к тому, что говорить о единой творческой линии французской архитектуры не приходится. Напротив, в этом отношении наблюдается большая пестрота, разнобой, отсутствие ведущих творческих установок.
 
Большая заслуга французских архитекторов заключается в том, что они максимально используют все возможности послевоенного индустриального развития, ищут новых технических приемов строительства, развивают их с присущим им тонким вкусом и тем самым способствуют индустриализации архитектурно-строительного дела.
 
В этом отношении нам есть чему у них поучиться. Усвоив высокую французскую технику строительных работ, чистоту и тщательность отделки, умелое использование современных материалов, продуманное и внимательное отношение к деталям, советские архитекторы, будучи поставлены в невиданно благоприятные творческие условия, смогут создать великие и прекрасные сооружения, достойные нашего светлого будущего — бесклассового социалистического общества.
 

17 марта 2023, 15:35 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий