|
С. Чураков. Древнерусские стенописные орнаменты
ДРЕВНЕРУССКИЕ СТЕНОПИСНЫЕ ОРНАМЕНТЫС. ЧУРАКОВ
Красивы и на редкость разнообразны орнаменты наших стенных росписей XI—XVIII веков, выполнявшиеся по сырому известковому грунту. В них нет и помину о трафарете — все наполнено разнообразием, выдумкой и жизнерадостностью.
Обычай расписывать стены храмов был принят вместе с христианством из Византии, и в первых стенописных орнаментах мы видим еще византийские мотивы, взятые как бы учеником от учителя. Часто это работы самих учителей. Однако византийский орнамент на русской почве очень скоро приобретает свой самобытный характер. Орнаментами расписывались панели, оконные откосы, порталы, изображения архитектуры, предметов быта и одежды.
Орнамент оконного откоса северной стены. Фрагмент. Церковь Спаса на Нередице. 1199.
Рисунки к статье выполнены С. Чураковым.
Орнаментальные панели, подражающие мраморным инкрустациям, сохранились до наших дней в Софийских соборах Киева и Новгорода (XI в.) и других памятниках архитектуры. Панели эти значительно обогащали внутреннее пространство церквей, не нарушая, однако, общего восприятия живописи. Традиция орнаментальной росписи панелей берет свое начало в античной художественной культуре, о чем свидетельствует общность мотивов панели в церкви на Нередице* (XII в.) близ Новгорода и орнамента из различных полос фриза скифского склепа (I, II века нашей эры)**.
____________
* Церковь разрушена фашистскими варварами.
** Бюллетень ГМИИ им. А. С. Пушкина № 2, 1947, П. Шульц. Работы тавро-скифской экспедиции 1945—1946 гг.
1, 2 Клейма панели собора Рождества богоматери Ферапонтова монастыря. 1501 г.
3 Клеймо на оконном откосе в алтаре собора Андроникова монастыря; 20-е годы XV в.
4 Роспись оконного откоса церкви Успения на Волотовом поле. Вторая половина XIV в.
Орнаменты нередицкой панели интересны своей красочной декоративностью. Некоторые из них похожи на набойки, национальные по характеру своего рисунка.
Наряду с панелями, имитирующими мрамор, в раннем средневековье бытовали панели, писанные под подвесные ткани.
Позднее, в XIV и XV веках, панели расписывались под так называемые «полотенца» с изображением на них орнаментальных клейм, заключенных в круги.
Тем не менее параллельно им до XV века держались панели, имитирующие цветные мраморы. При пробной расчистке гостинопольской церкви XV века, производившейся реставратором Г. О. Чириковым, «... ниже святого на столбе, под слоями масляной краски, обнаружились полосы желтого, синего, красного и зеленого цветов, составляющие панель»***. В этих последних полосатых панелях уже с трудом угадывается их первоисточник — мрамор.
____________
*** Известия комитета по изучению древнерусской живописи, вып. I, Спб., 1921, табл. IX.
Исключительный интерес представляют несколько (около пяти) фрагментарно сохранившихся круглых клейм панели владимирского Успенского собора, выполненных Андреем Рублевым и Даниилом Черным (1408). Почти монохромные, лишь слегка оживленные цветом, с простым, но очень выразительным узором, они производят удивительное впечатление нарядности, легкости и изысканности, как, впрочем, и все произведения, выполненные этими живописцами прошлого. И это почти все, что осталось от творческого разнообразия и богатства расписных панелей в дошедших до нас церквах конца XIV — начала XV века.
Клейма панели алтаря Успенского собора во Владимире. 1408.
(Реконструкция С. Чуракова).
Тем более должны быть мы счастливы, что до нас почти в полной сохранности дошли росписи Ферапонтовского собора Рождества богоматери (1501), выполненные иконником Дионисием с сыновьями. На изображении подвесной пелены, расположенной в нижних частях стен и столбов этого собора, сохранилось свыше пятидесяти клейм-кругов. Среди них нет двух одинаковых по рисунку.
Система построения этих клейм основана главным образом на пересечении четырех циркульных окружностей, заключенных в круг, и заполнении свободного пространства между ними. Элементы стилизованного растительного орнамента (цветы лилии, листья), хорошо знакомы нам по клеймам-кругам рублевских росписей конца XIV — начала XV века.
В росписи московского Благовещенского собора (1508), выполненной Феодосием Дионисиевым «с братией», клейма-круги панелей несут в себе уже другие мотивы. В них гораздо больше места занимают элементы мелкого растительного орнамента, заполняющие все пространство круга, что придает им несколько дробный характер.
Особый интерес представляют клейма-круги алтаря московского Архангельского собора*. В сущности, это дионисиевские клейма, включенные в центры больших кругов. Кольцо вокруг внутреннего круга заполнено дробным растительным орнаментом, детали которого характерны для стиля Палеологовского возрождения. Возможно, что эти клейма нужно датировать началом XVI века.
____________
* См. «Художественные памятники Московского Кремля», М., 1956, стр. 57, рис. 84.
Интересным анахронизмом выглядит панель входных врат соседнего с Ферапонтовским Кирилло-Белозерского монастыря. Клейма панели входных врат, расписанные старцем Александром с учениками Емелианом и Никитою в 1586 году, выполнены под явным влиянием ферапонтовских. Здесь та же система вписанных в круг четырех кругов, но в них чувствуется уже совсем другая эпоха, другие вкусы. Клейма эти более графичны и менее красочны. Внутренние секторы на одном из кругов заполнены графлением в клетку по диагонали наподобие «еловой шишки». Наибольшего расцвета растительный, «травный» орнамент достиг в XVII столетии.
В росписях второй половины XVII века растительный орнамент приобретает совершенно исключительное значение. Мастеров-орнаменталистов, специализировавшихся в росписях «травных» орнаментов, называли «травщиками».
В клеймах панелей ростовских церквей среди многочисленных своеобразных плетенок и «травных» мотивов на панелях Воскресенской церкви (1675) есть несколько клейм с изображением птиц и животных.
Удивительно удачно вписаны в круг птицы, сидящие на цветущих веточках, лев с поднятой лапой и др. Подобные мотивы во второй половине XVII века были широко распространены, и мы особенно много видим их на изразцах того времени.
Орнаментальный ярус и панель церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1680—1681.
В 80-х годах XVII века в работах ярославских мастеров на изображениях подвесных пелен наряду с клеймами-кругами стали встречаться и своеобразные плетенки, не вписанные в круги (церковь Рождества Христова, 1683, в Ярославле, алтарь Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, 1684). В ярославских стенописях конца XVII — начала XVIII века клейма-круги на панелях перестают изображаться вообще. В это время создаются изображения подвесных пелен с разбросанными по ним мелкими и более крупными зелеными и красно-коричневыми стилизованными листьями, цветами и различными орнаментальными завитками.
Своеобразным орнаментом, украшающим стены церкви были надписи вязью, сообщавшие, когда, при ком и на чьи средства расписывался храм. Самая ранняя из известных нам настенных вязей относится к 1562 году (Успенский собор в Свияжске), следующая — к годуновской росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря — к 1598 году.
Орнамент на алтарном столпе церкви Николы Мокрого в Ярославле 1673.
В ярославской церкви Ильи Пророка настенная вязь оригинально сосредоточена только на западной стене — в три строчки, одна над другой. Черные и начальные красные буквы вязи на белом фоне в общей своей массе создают впечатление богатой вышивки.
Клеймо панели.
Церковь Воскресения. Ростов-Ярославский.
В XVIII веке, за исключением нескольких ранних памятников, вязь перестает фигурировать в стенописях.
Клеймо «подвесной пелены» алтарной панели.
Церковь Иоанна Богослова. Ростов-Ярославский
Во второй половине XVII века над вязью летописи по южной и северной стенам целый пояс, высотой в метр с лишним, посвящали «травному» орнаменту. Такие пояса мы видим в ярославских церквях: Николы Мокрого (1673), Ильи Пророка (1680—1681), Рождества Христова (1683).
Особенно великолепен растительный «травный» орнамент в интерьере церкви Ильи Пророка, выполненный костромичами в 1680—1681 годах. По золотистой охре написаны зеленые стебли, листья и различные по форме красно-коричневые цветы. Легко и быстро сделанный орнамент поражает уверенностью руки исполнителя и буквально нигде не повторяется. На северной стене он вышел несколько удачнее, чем на южной. На столбах в орнамент вносят разнообразие белые цветы и красно-коричневые стебли с листьями.
Интересно, что на столбах нет подвесной пелены, и «травный» орнамент, опускаясь до пола, предвосхищает этим дальнейшую эволюцию расписных панелей.
В клеймах северной стены этой церкви растительные мотивы превращаются в своеобразные плетенки, в которых с трудом можно видеть стилизованные «травные» прототипы.
Наряду с широкими орнаментальными ярусами в XVII веке над панелью писались узкие орнаментальные пояса.
В большинстве узких орнаментальных поясов второй половины XVII века мы видим крупный цветочный орнамент.
Замечательные клейма-круги подвесных пелен, господствовавшие на панелях XIV—XVII веков, вытесняются в XVIII веке мотивами орнаментальных ярусов.
Орнамент входных врат Кирилло-Белозерского монастыря.
Фрагмент. 1586.
Интересно отметить, что новаторами в изменении росписей панелей были костромичи, давшие в своих работах 1660—1670-х годов оригинальные образцы подвесной пелены с клеймами-кругами и в своих дальнейших работах создавшие особый тип украшений панели под «турский» бархат с крупными палевыми цветками стилизованной гвоздики на темно-вишневых ромбовидных полях, заключенных в охряные жгуты. Так ими расписаны панели Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме (1684), Знаменского собора в Новгороде Великом (1702) и костромской церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1735).
Аналогичный орнамент узкого орнаментального пояса Покровского придела ярославской церкви Ильи Пророка, расписанного позднее главного храма, заставляет видеть в этой росписи работу ярославцев, подражавших костромичам.
Заканчивая наш обзор древнерусских расписных панелей, скажем несколько слов о необычайно монументальных «травных» орнаментах на алтарных столбах ярославской церкви Николы Мокрого (1674) и Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684).
Орнаменты эти поражают свободой выполнения и твердостью руки мастера. Видно, что написаны они чрезвычайно быстро, от руки — «смаху», широкой кистью, без всякой предварительной графьи. Вместо циркуля мастеру служила собственная рука с центром, смотря по надобности, то в кисти, то в локте, то, наконец, в плече, когда надо было делать закругления гигантских завитков стеблей, листьев и пр.
Фресковые орнаменты украшали не только церковные стены и столбы. Они располагались и на оконных откосах.
На оконных откосах новгородской церкви Николы на Липне (XIII в.) сохранились полосатые орнаменты, имитирующие мраморы.
Совсем другие декоративные идеи принес с собой XIV век. Орнаментальная роспись окна южной стены церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (вторая половина XIV в.)* строится на живописном начале. По серому фону красиво разбросаны фантастические стилизованные цветы, листья и извивающиеся стебли, выполненные белилами. Этот орнамент очень интересно сопоставить с графическими староладожскими, нередицкими и другими, чтобы видеть ту большую перемену стиля в орнаментах, которая произошла за это время. С другой стороны, хочется отметить и то, что он является как бы отдаленным предтечей «травных» орнаментов XVII века.
____________
* Памятник разрушен фашистами в Великую Отечественную войну.
Клеймо панели на паперти собора Рождества богоматери Ферапонтова монастыря. 1501.
От XV века до нас фрагментарно дошли орнаменты двух алтарных окон собора Спасо-Андроникова монастыря. Здесь по темно-серому, почти черному полю расположены небольшие клейма-круги с различными, не повторяющими друг друга стилизованными растительными мотивами. На них сохранились остатки зеленой, желтой и темно-розовой красок. По черному фону вокруг клейм вьются тонкие белильные фантастические травы.
На том основании, что в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры почти вся сохранившаяся стенопись 1635 года повторяет месторасположение первоначальной росписи XV века, можно предполагать, что оконные откосы Троицкого собора были покрыты орнаментальной росписью. Об этом говорят фрагменты орнаментов XVII века западного окна южной стены собора.
Таким образом, в росписях XV века Спасского собора Андроникова монастыря и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, выполненных Андреем Рублевым и Даниилом Черным, несомненно использование оконных откосов под орнаменты.
Клеймо панели Троицкого собора Александровой слободы. XVI в.
Мы не можем судить об орнаментальных росписях окон значительного количества памятников XVI века ввиду варварского растесывания оконных проемов.
В XVII веке орнамент на оконных откосах утратил свое прежнее господствующее значение. В это время здесь помещали или фигуры избранных святых в рост (паперти ростовских церквей) или оконные откосы заполняли целыми композициями, продолжающими стенописные ярусы на стенах.
Орнаментальный пояс (фрагмент) и клейма панели церкви Воскресения в Ростове-Ярославском. 1675.
Если в первом случае орнаменту предоставлялась лишь вспомогательная роль украшения одежды некоторых фигур, то еще больше снижалась роль орнамента во втором случае, когда в зависимости от высоты окна и стенописных ярусов на оконных откосах иногда писались две и даже три композиции одна над другой. Естественно, что орнаменты на одеждах небольших фигур святителей, князей или воинов не могли быть монументальными, и только в тех случаях, когда на оконных откосах изображались святые в овалах или кругах, «травным» орнаментом широко заполнялось пространство вокруг этих овалов и кругов.
Во вторую половину XVII века орнаментом любили украшать подоконники. Замечательные «травные» орнаменты с вазами, птицами и оленями мы видим на подоконниках в ярославских церквах Ильи Пророка, Богоявления и Иоанна Предтечи в Толчкове.
Необходима полная публикация древнерусских стенописных орнаментов, которая даст представление об огромном разнообразии и самобытности их. Слабо изученные и почти нигде не опубликованные орнаменты эти, оригинальные и национальные по своему характеру, неизвестны широкому кругу художников, архитекторов и искусствоведов.
Орнаменты наших стенописей могут стать драгоценным источником для сегодняшнего декоративного искусства.
Изучение орнаментального наследия прошлого жизненно необходимо для дальнейшего творческого роста декоративного искусства нашего времени.
23 апреля 2024, 2:19
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий