наверх
 

Средневековая архитектура Словении, Хорватии, Зетского Приморья, Воеводины

  Архитектура западных территорий Югославии
 
 
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
 
Том 4 : Архитектура Западной Европы. Средние века / Под редакцией А. А. Губера (ответственный редактор), Н. Д. Колли, П. Н. Максимова, И. Л. Ма́ца, Ю. А. Нельговского, Г. А. Саркисиана. — 1966. — 694 с., ил.
 
 

Средние века. Архитектура западных территорий Югославии

 
 
—стр. 562—
 
Различия в географическом положении, этническом составе и культурных традициях Словении, Хорватии, Зетского Приморья и Воеводины, так же как и в историческом развитии этих земель, обусловили и различие в их архитектуре, в соответствии с чем ее история делится на три отдельных раздела.
 
 

I. АРХИТЕКТУРА СЛОВЕНИИ

 
Словенцы появились на занимаемой ими территории во второй половине VI в. В начале VII в. они входили в состав государства Само, распавшегося во второй половине того же столетия, после чего часть их находилась в вассальной зависимости от франков. Во второй половине IX в., при князе Коцеле, Восточная Словения была самостоятельной, а в конце IX — начале X в. сюда вторглись венгры. Развитие феодальных отношений привело к раздроблению Словении на множество владений, слившихся в конце XII и в XIII в. в основные области ее — Краньскую, Штайерскую и Корушку под властью австрийской династии Габсбургов.
 
К этому времени в Словении сложились феодальные порядки с крепостными и полукрепостными крестьянами, развитием ремесел, в частности горного и литейного дела, а с XII в. и денежного хозяйства. Христианство уже с VIII в. стало государственной религией Словении, а с XII в. на ее территории появились монастыри различных орденов.
 
Архитектура Словении прошла через те же этапы, что и архитектура ее западных соседей, лишь в Приморье долго сохранялась связь с местной раннехристианской архитектурой.
 
 

1. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

 
Из городов средневековой Словении более древними были приморские, восходившие иногда к античности, что сказалось на большей регулярности сетки улиц и формы площадей. На площади, представлявшей собой простое расширение главной улицы, размещались здание городского «веча», открытая лоджия и собор. Характерные приморские города — Копар (рис. 1, 1), Изола и Пиран (рис. 1, 2).
 
Города континентальной Словении, начавшие развиваться с XIII в., располагались у подножья замка феодала (Любляна, Камник, Шкофья Лока, рис. 2, 2, Птуй, Торица) или рядом с замком (Радовлица, Целье, Крань) и церковью (Новое Место, Марибор, Вишня Гора). Как и в Приморье, преобладал тип города возле дороги, переходившей в главную улицу, с домами, выходившими трехоконными фасадами на нее или на ее расширение — площадь.
 
 
—стр. 563—
 
1. Планы городов 1 — Копар; 2 — Пиран
1. Планы городов
1 — Копар; 2 — Пиран
 
 
Особым типом поселений были монастыри. В их состав входили церковь, зал капитула и двор с аркадами, к которому примыкали кельи, дормиторий и трапезная. Все это окружалось стеной с башнями. Таков цистерцианский монастырь в Стично (рис. 2, 1), где сохранились перестроенная церковь, раннеготический двор и общая планировка помещений вокруг него. Картезианские монастыри делились на верхние, для монахов, и нижние, с меньшей церковью, доступные и для мирян (монастырь в Жиче).
 
Уже древние городища, прямоугольные, овальные или круглые в плане, окружались валами с тыном или крепостными стенами, так же как и дворы управления феодальных владений (curtes). Замки феодалов обычно располагались на возвышенностях, реже, окруженные рвом, — в низине (Оточац). Сначала они имели вид жилой башни, окруженной валом со рвом или стеной (первый замок в Шкофьей Локе, XI в.). Позднее (как в новом замке там же) появились донжон и дворец с капеллой. Затем стены получили зубцы, ярусы бойниц, внутренние проходы. Иногда они располагались несколькими поясами (Целье, Старый Град близ Камника, Птуй и др.). Они строились из рваного камня, с бойницами и проемами из тесаного камня.
 
 
2. Монастырь Стично (1); город Шкофья Лока (2). Гравюры XVII в.
2. Монастырь Стично (1); город Шкофья Лока (2). Гравюры XVII в.
 
 
—стр. 564—
 

2. ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ

 
В средние века сельские жилые дома, состоявшие из одного помещения с открытым очагом, строились в Приморье из камня с крышей из каменных плит, в Альпийских областях — из дерева и в Паннонской области — из глины с тесовыми и соломенными крышами. Позднее они получили входные галереи. Городские жилые дома континентальной Словении, до XV в. только деревянные, постепенно сменялись каменными и приобрели структуру, сохранявшуюся до XIX в., с лавкой или мастерской внизу, жилыми помещениями в передней части верхнего этажа и подсобными — позади их.
 
В Приморье городские жилые дома с таким же составом помещений строились из камня в романскую и готическую эпоху, причем внешний вид готических построек родствен архитектуре Венеции. Помимо двухэтажных были и трехэтажные дома.
 
 

3. КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ

 
Языческое святилище, остатки которого были обнаружены в г. Птуй (возможно, VII в.), имело размеры в плане 12×12 м. Пол его был на 2 м ниже уровня земли, а внутри была земляная платформа 5,7×5,7 м, высотой в 1,45 м.
 
Христианские церкви дороманского периода были однонефные, с плоскими потолками и прямоугольными в плане сводчатыми алтарями. Церковь Иоанна Предтечи близ Залавара (вероятно, IX в.) имела три нефа и три апсиды, скрытые за плоской восточной стеной. Это, а также орнаменты итало-каролингского типа, сохранившиеся в остатках церкви в Сливнице близ Марибора, говорят о влиянии Аквилеи. Стены церквей строились из рваного камня, с проемами из тесаного камня, с прямоугольными профилями порталов и широкими откосами узких окон. В интерьерах (кивории, кафедры) и кое-где на фасадах применялись примитивные фигурные рельефы и орнамент-плетенка.
 
Романская архитектура пришла в Словению с Запада вместе с монашескими орденами, и местные особенности в ней стали заметными лишь с XIII в. Бенедиктинские церкви были трехнефными базиликами без трансепта, с плоскими потолками и тремя апсидами (церковь монастыря в Горнем Граде). Цистерцианские церкви имели трансепт (церкви в Стично, середина XII и первая половина XIII в., и в Костаньевице, с перспективными порталами, некогда расписанными). Картезианские церкви (в Юрклоштере, 1227 г.) были прямоугольными в плане, с апсидой, слившейся с нефом, без росписей, а доминиканские (в Студеницах) и францисканские — однонефными, с длинными апсидами.
 
 
3. Сподня Мута. Церковь, XIII в.
3. Сподня Мута. Церковь, XIII в.
 
 
От городских соборов сохранились только нефы в Птуе (первая половина XII в.), Мариборе (середина XIII в.) и Старом Трге. Сельские церкви были чаще однонефными, с плоскими деревянными потолками. В Краньской они имели полукруглые сводчатые апсиды, а в Корушке и Восточной Словении — прямоугольные, иногда увенчивавшиеся башней. Некоторые сельские церкви имели башни на западном фасаде. Особыми типами церквей были ротонды — крещальни (св. Элиота в Копре), а также приходские сельские церкви (в Сподней Муте, рис. 3), с простой обработкой фаса-
 
 
—стр. 565—
 
дов и многогранной снаружи апсидой, и карнеры — кладбищенские часовни, нижний, врытый в землю этаж которых служил оссуарием (Яренина, Либеличе и др.).
 
Первыми чисто готическими словенскими постройками были францисканская церковь в Птуе (1260 г.) и двор монастыря в Стично. Широко распространилась готика в XIV в. Сельские церкви стали более однотипными, однонефными постройками с плоским деревянным потолком, многогранной апсидой с нервюрными сводами, гладкими фасадами, стрельчатым порталом с запада и двойным окном с востока. Западный щипец увенчивался одно- или двухпролетной звонницей. У более крупных построек строились башни с запада или рядом с алтарем. Типичны церкви в Бреге на Кранье и Воденице близ Костаньевицы. Более редкими были трехнефные сельские храмы (церковь в Црнгробе, имевшая первоначально плоские потолки).
 
Лишь немногие из готических словенских церквей сохранили свои фасады, как церковь в Мартьяницах, построенная в конце XIV в. зодчим Иоханнесом Аквилой из Радгоны и имеющая контрфорсы у углов башни и основного объема. В некоторых францисканских, доминиканских и городских церквах окна, разделенные лишь тонкими столбиками, занимали целую стену. Усложнились в XIV в. профили нервюр; листья капителей приобрели натуралистический характер, а консоли стали украшаться не только профилировкой, но и масками в духе школы Парлера (в Птуе и в «Цельской капелле» в г. Целье, вторая половина XIV в.). Как и раньше, внутри церкви расписывались, особенно сельские, где иногда роспись выходила и на фасады.
 
В XIII—XIV вв. готика в Словении еще не получила полного развития. В Приморье продолжали господствовать романские традиции, а местные словенские особенности в готической архитектуре начали развиваться лишь после 1400 г.
 
 
 

II. АРХИТЕКТУРА ХОРВАТИИ

 
Первый этап развития средневековой архитектуры Хорватии приходится на VII—XI вв., когда у хорватов, поселившихся здесь в VI—VII вв. и бывших сначала под властью Византии и франков, происходил переход от первобытнообщинного строя к феодальному и формировалось национальное государство. В IX в. Далматинская Хорватия стала свободной, а в начале X в. — королевством, которое тогда же король Томислав объединил с Паннонской Хорватией.
 
Второй период (XII—XIV вв.) был временем окончательного сложения феодальных отношений, но к этому времени Хорватия утратила независимость, объединившись с Венгрией (1102 г.). Это обусловило связи хорватов с Западной Европой и господство в хорватской архитектуре романского стиля и готики.
 
 

1. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

 
Долгое время хорватские поселения в области Савы имели вид укрепленных городищ, обычно круглых в плане, с валами и бревенчатыми или каменными стенами и деревянными жилыми постройками (Сисак, начало IX в., Мрсуньский луг близ Славонского Брода, X—XIII вв., и др.). В Далмации и Истрии хорваты заселяли древние города (Нин, Книн, Пула, Пореч, Сплит) или строили новые в местах, защищенных природой, и возле дорог (Биоград на море, Клис, Омиш, Шибеник и др., известные уже в X в.). Позднее, с XI в., в связи с развитием экономики страны и образованием Хорватского государства значение городов возрастает.
 
Состояние феодальной раздробленности, в котором Хорватия вошла в состав Венгерского государства, сказалось на различии в экономическом и культурном развитии ее трех основных областей. Славония была аграрной страной, связанной с восточно-альпийскими областями и не имевшей крупных городов. Новые города появились здесь лишь в конце XI в. (Загреб) и особенно в XIII—XIV вв., когда на месте более ранних сел возник ряд укрепленных вольных городов. В Далмации уже ранее существовали города, сохранившие свою независимость от крупных феодалов и в XI—XIV вв. получившие от венгерских
 
 
—стр. 566—
 
4. Планы городов 1 — Задар; 2 — Трогир
4. Планы городов
1 — Задар; 2 — Трогир
 
 
5. Вид города Дубровника. Гравюра XVII в.
5. Вид города Дубровника. Гравюра XVII в.
 
 
—стр. 567—
 
королей ряд привилегий (Задар, Трогир, Сплит, Шибеник, Хвар, Корчула). Дубровник уже в XI в. добился фактической самостоятельности, ставшей в 1358 г. и юридической. Истрия также сохранила ряд городов, возникших в античное время (Пореч, Пула, Риека) или в эпоху раннего средневековья (Осор, Крк, Раб, Сень и др.). Помимо указанных городов, в XIII—XIV вв. стали вольными Вараждин, Самобор, Грич-Загреб, Крижевцы, Копривница и др.
 
Все это сказалось на планировочной структуре городов. Одни развивались в пределах античной схемы (Пореч) или несколько видоизменяли ее (Пула, Риека, Задар, Трогир; рис. 4). В Сплите город долго существовал внутри стен дворца Диоклетиана, используя и его планировку, и здания, и лишь в XIII—XIV вв. он вышел за эти стены. На значительных возвышенностях линии улиц и крепостных стен следовали рельефу (Грич-Загреб), а внутренняя планировка разделялась на «острова» (insulae). В равнинных городах (Каптол-Загреб, Крижевцы, Самобор) композиционным центром была торговая площадь со зданием городского веча и церковью, куда сходились основные улицы. В Дубровнике в X—XII вв. городок на острове Лав и городок Приеко слились после засыпки разделявшего их морского ущелья. На его месте возникла главная площадь города, застройка которого регулировалась статутом 1272 г. (рис. 5).
 
Замки крупных феодалов, защищавшие их владения от внешних и внутренних врагов, возводились обычно в неприступных местах. Их ядром была каменная башня, к которой пристраивались части, служившие для возраставших потребностей владельца и образовывавшие двор, иногда с аркадами. Для защиты городов от нападений и для надзора над населением на их окраинах строились «каштели» — помещения для гарнизона, защищенные крепостными стенами, а в Приморье и каналами. В Далмации и Истрии замков было мало: чтобы подчинить города своей власти, феодалы строили там каштели (в Мотовуне, XII—XIII вв., в Пуле, Вели Каштел в Стоне, 1384—1389 гг., Ловриенац в Дубровнике). В Славонии роль каштелей играли замки (Вараждин, Илок, XIV в., и др.). Крепостные стены окружали иногда и прилежащие к каштелям части городов Хорватского Приморья и Истрии (Крк, 1191 г., Сень, XIII—XIV вв., Бакар и Бринье, XIV в., и др.).
 
 

2. ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ

 
В континентальной Хорватии древнейшие жилые дома были, видимо, прямоугольными в плане, деревянными, с одним помещением, с двускатной соломенной крышей. В Далмации такие дома строились из камня, уложенного насухо, и отличались от построек древних иллирийцев деревянной крышей, опиравшейся непосредственно на землю, как и в позднейших хорватских домах («буньи», «кажуни»). Позднее крестьянские дома в Приморье также строились из камня насухо, не только прямоугольные с очагом посредине, но и круглые, покрытые куполом.
 
 
6. Пореч 1 — дом соборных каноников, 1251 г.; 2 — дом на углу Красной площади и Декумануса, XIII в.
6. Пореч
1 — дом соборных каноников, 1251 г.;
2 — дом на углу Красной площади и Декумануса, XIII в.
 
 
Городские жилые дома в Приморье строились из камня на растворе и имели два или три этажа с хозяйственными помещениями, лавкой или мастерской внизу. Жилые дома XIII—XIV вв. сохранились в Копаре, Задаре, Пуле, Сплите и Порече. На примере поречских домов видно, как
 
 
—стр. 568—
 
изменялся их облик. Двухэтажный дом на Загребской улице, с одним помещением в каждом этаже, обладает прямоугольными, без обработки, проемами с каменными перемычками и импостами, что типично для этих мест, как и устройство плоской разгрузной арки над перемычками крупных проемов. В доме «Двое святых» на Белградской улице окна верхнего этажа завершаются полуциркульными арками, составленными из трех камней, вытесанных по кривой. Одно помещение этого дома, открывающееся на улицу широкой аркой первого этажа, возможно, вмещало лавку. Наконец, в доме на углу Красной площади и древнего Декумануса (рис. 6, 2) с двумя помещениями в каждом из трех этажей одно окно имеет вытесанную из целого куска камня двойную арку со средней колонкой. Шесть таких окон прорезают второй этаж построенного в 1251 г. к югу от собора дома для каноников (рис. 6, 1). Наряду с романскими деталями в этом доме имеются и старохорватские прямоугольные окна внизу, и ниши у главного входа, навеянные позднеримскими мотивами собора VI в.
 
Княжеские и королевские дворцы сначала строились за пределами городов, среди владений их обитателей, и состояли из ряда жилых и хозяйственных построек, что видно из раскопок в Биячах (IX в.). С XI в. их стали строить и в городах. От дворцов XII—XIV вв. сохранились лишь отдельные части (княжеский дворец в Рабе). Мало сохранилось и зданий административных и общественных вроде дворца городского самоуправления в Пуле, построенного в стиле, переходном от романского к готике. В некоторых монастырях сохранились кельи, дормитории и трапезные вокруг двора с аркадами. Таков двор францисканского монастыря в Дубровнике, построенный между 1317 и 1348 годами зетским мастером Михой из Бара (рис. 7).
 
 
7. Дубровник. Францисканский монастырь. Двор, 1-я половина XIV в., мастер Миха из Бара
7. Дубровник. Францисканский монастырь.
Двор, 1-я половина XIV в., мастер Миха из Бара
 
 

3. КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ

 
В наиболее ранних христианских церквах хорватские зодчие делали первые опыты строительства в камне. Позднее, изучив наследие иллирийцев и позднеантичной и раннехристианской эпохи, они создали много вариантов каменных храмов. Простейшие из них были однонефными, с полукруглой или прямоугольной в плане апсидой (церковь на Уздолье близ Книна, 895 г.; рис. 8, 1), а иногда с башней над западным входом и наружными контрфорсами (церковь Спаса у истоков реки Цетины, X в.). Другие такие церкви имели купол, опиравшийся на стены средней части и подпружные арки. Такова церковь св. Петра в Прико близ Омиша (до 1074 г.; рис. 9, 1). Были однонефные церкви с двумя апсидами, двухнефные двухапсидные церкви (св. Петра в Задаре, рис. 8, 2) и трехнефные базилики, как, например, церковь св. Варвары в Трогире (около 800 г.; рис. 9, 2) с деревянным покрытием среднего нефа, сводами над боковыми нефами и прямоугольной апсидой с полукуполом на тромпах.
 
 
8. Уздолье. Церковь, 895 г. (1); Задар. Церковь Петра (2)
8. Уздолье. Церковь, 895 г. (1); Задар. Церковь Петра (2)
 
 
Строились и центрические церкви, крестообразные в плане, с куполом на световом барабане над перекрестием (церкви св. Креста в Нине, рис. 10, 2 и св. Николая близ Нина, XI в., рис. 10, 1), а также
 
 
—стр. 569—
 
ротонды с куполом и нишами с полукуполами (баптистерий в Задаре) или круговым обходом и алтарными апсидами (церковь св. Доната, ранее св. Троицы, в Задаре, построенная около 805 г., возможно на старом основании; рис. 11). Фасады старохорватских церквей очень просты; иногда они членились лопатками. Внутри применялись и резные детали — базы и капители колонн, иногда взятые из античных построек, — и орнаментальная резьба на алтарных преградах, кивориях и каменной мебели (рис. 12).
 
 
9. Прико близ Омиша. Церковь Петра, до 1074 г. (1); Трогир. Церковь Варвары, около 800 г. (2)
9. Прико близ Омиша. Церковь Петра, до 1074 г. (1); Трогир. Церковь Варвары, около 800 г. (2)
 
 
В дальнейшем культовая архитектура в различных частях Хорватии развивалась по-разному. В Паннонской Хорватии началось строительство романских церквей. В 1242 г., во время татарского нашествия, все они были разрушены. После татарского нашествия строились новые, уже готические церкви, сначала с романскими элементами (капелла св. Стефана в Загребе, 1240-е годы). Церкви св. Креста в Крижевцах, св. Марка в Загребе и францисканская церковь там же были построены в конце XIII и в XIV в. в стиле ранней готики. В больших постройках, как в Загребском соборе, можно видеть постепенное развитие стиля. В готическом стиле строились и небольшие однонефные церкви, иногда с богатой внешней и внутренней обработкой (паулинская церковь в Реметах близ Загреба, первая половина XIII в., и францисканская в Реметнице, в Хорватском Загорье, XIV— XV вв.). Другие, преимущественно сельские, церкви были простыми и сдержанными (в Очуре близ Крапина, св. Креста в Самоборе и др.). Некоторые церкви Восточной Славонии были приспособлены для обороны.
 
 
10. Нин 1 — церковь Николая, XI в.; 2— церковь Креста, XI в.  10. Нин 1 — церковь Николая, XI в.; 2— церковь Креста, XI в.
10. Нин
1 — церковь Николая, XI в.; 2— церковь Креста, XI в.
 
 
Бо́льшая часть готических церквей средневековой Славонии подверглась сильным переделкам в XVI—XVIII вв., а некоторые из них пострадали от губительных стилизаторских реставраций XIX в. Лучше сохранились постройки приморских областей (Истрия с частью Кварнера и Далмация). Раннероманские церкви были прямоугольными в плане, с такой же апсидой, покрытой полукуполом на конхах, и деревянным покрытием нефа (церковь в Морожинах и др.).
 
Классический тип романской базилики с полуциркульной апсидой появился в Истрии и Кварнере вместе с бенедиктинскими
 
 
—стр. 570—
 
монахами, построившими в XI в. церковь св. Петра в Супетарской Драге на острове Раб и др. К развитому романскому стилю XII в. относятся кафедральные соборы на острове Крк, на острове Раб (колокольня XIII в.) и в Сенье (XIII в.), позднероманская церковь Марии в Старом Паге и ряд маленьких базилик на всей территории Истрии и Кварнера. В XIII—XIV вв. здесь появились первые элементы готики.
 
 
Задар. Церковь Доната, 805 г.  Задар. Церковь Доната, 805 г.
Задар. Церковь Доната, 805 г. 11. Задар. Церковь Доната, 805 г. Вид с юга, внутренний вид с запада, разрез, план вместе с планом баптистерия и собора 2-й половины XIII в.
 
 
В Далмации, в приморских городах-коммунах, в XII и особенно в XIII и XIV вв. возводились большие базилики, родственные апулийским и ломбардским. В начале XIII в. в Трогире был начат постройкой собор — трехнефная базилика с прямоугольными в плане столбами, простой обработ-
 
 
—стр. 571—
 
12. Сплит. Баптистерий, XI в. Алтарная преграда
12. Сплит. Баптистерий, XI в. Алтарная преграда
 
 
Задар. Собор, 2-я половина XIII в.  Задар. Собор, 2-я половина XIII в.
13. Задар. Собор, 2-я половина XIII в. Вид с северо-запада и внутренний вид с запада
 
 
Трогир. Собор, 1-я половина XIII в.  Трогир. Собор, 1-я половина XIII в.  Трогир. Собор, 1-я половина XIII в.
14. Трогир. Собор, 1-я половина XIII в. Портал собора, 1240 г., мастер Радован, внутренний вид с запада, план, разрез
 
 
—стр. 572—
 
кой апсид, украшенных лишь арочным пояском карниза, и двумя великолепными порталами 1213 и 1240 гг. (рис. 14). Новый кафедральный собор в Задаре, законченный в 1285 г. (рис. 13), заимствовал у предшествовавшей ему раннехристианской базилики широкий средний неф и чередование столбов с колоннами. Он обладает наиболее развитым убранством фасадов с несколькими арочными поясками на колонках, двумя окнами-розами и тремя перспективными порталами.
 
 
15. Сплит. Соборная колокольня, XIII—XIV вв.
15. Сплит. Соборная колокольня, XIII—XIV вв.
 
 
Возле усыпальницы Диоклетиана в Сплите, превращенной в конце XIII в. в кафедральный собор, была построена монументальная колокольня, законченная в XIV в. в формах зрелого романского стиля, но предвосхищающая готику характером членений (рис. 15). В XIII в. в Далмации появились отдельные элементы готики в церквах нищенствующих монашеских орденов. Эти церкви были однонефными, с деревянным покрытием и нервюрными сводами в апсиде. Таковы францисканские церкви в Задаре, Шибенике, Дубровнике, доминиканская церковь в Дубровнике и церковь Иоанна Предтечи в Трогире с характерными для небольших далматинских церквей просто обработанными фасадами и звонницей (рис. 16).
 
 
16. Трогир. Церковь Иоанна Предтечи, XIV в.
16. Трогир. Церковь Иоанна Предтечи, XIV в.
 
 
 

III. АРХИТЕКТУРА ДУКЛЯНСКО-ЗЕТСКОГО ЧЕРНОГОРСКОГО ПРИМОРЬЯ

 
В VII—IX вв. в южной части Балканского Адриатического Приморья возникли небольшие славянские государства — Дуклия, Травуния, Захумия и Пагания, объединившиеся в IX в. в раннефеодальное государство Зету. До середины IX в. над этими землями пыталась сохранить свою власть Византия. В свою очередь старалась распространить на них свое влияние западная церковь. В 1067 г. было учреждено католическое епископство в Баре. В то же время народная оппозиция развивающемуся феодализму и связанной с ним церкви привела к распространению богумильства.
 
С 1185 г. Зетское Приморье вошло в состав Сербского государства. Были созданы православные архиепископии в Стоне и на Превлаке в Боке Которской. В городах развивались ремесла и торговля. Некоторые из них получили права свободных коммун, причем классовое расслоение их населения привело к появлению двух само-
 
 
—стр. 573—
 
управлений — веч: дворянского и ремесленно-торгового.
 
В конце XIV в. проникновение турок на Балканы и распадение Сербии на ряд мелких государств отразились и на Зетском Приморье, которым в середине XV в. овладела Венеция. Лишь Дубровник, которому король Стефан Душан уступил в 1335 г. город Стон с прилежащими территорией и островами, сохранял независимость до начала XIX в.
 
В таких условиях развивалась архитектура Зетского Приморья. Во внутренних областях, вдали от городов и в лесных местностях, постройки возводились из дерева. В городах строились и каменные здания из превосходного местного известняка или из мелкого плитняка, уложенного насухо (так строились и перекрытые сводами круглые дома — «буньи»), или из рваного камня на известковом растворе. Тесаный камень употреблялся для оконных перемычек, откосов и убранства фасадов.
 
Лишь в немногих городах Зетского Приморья (Бар, Будва и Котор; рис. 17) можно обнаружить прямоугольную сетку улиц, идущую от античности или средних веков. В ряде городов сохранились остатки крепостных стен, преимущественно XIII— XIV вв. Построенные из рваного камня и плитняка, они имели простой и строгий облик со своими зубцами и круглыми или квадратными в плане башнями. В Баре над воротами находились небольшие капеллы, а главные ворота конца, XIV в. имели фасад, облицованный тесаным камнем двух цветов, чередующихся горизонтальными рядами.
 
 
17. Котор. План города
17. Котор. План города
 
 
От ранних светских построек не осталось следов. Сохранились постройки XIII— XIV вв., особенно городские жилые дома с мастерской или лавкой, складом и конюшней внизу и одним-двумя жилыми этажами. Внизу иногда были своды, а выше — перекрытия по деревянным балкам; кровли — черепичные или из каменных плит по деревянным стропилам. Фасады таких зданий в Баре и Улцинье выполнены из грубо отесанного камня и иногда (княжеский дворец в Баре) с тонкими поясками, соответствующими этажам. Окна, обычно прямоугольные, с лучковыми разгрузочными арками, редко имевшие развитые готические формы, размещались так, как это вызывалось необходимостью.
 
От раннего, дороманского периода сохранились небольшие церкви, однонефные, с цилиндрическим сводом, расчлененным арками, и полукруглой (реже прямоугольной) в плане апсидой (церкви в Савине, Будве, Кутах, на острове Колочеп и др.), такие же церкви с куполом, снаружи замаскированным кубом, обработанным нишами (церковь св. Ивана на острове Лопуд, рис. 18, церковь св. Михаила в Стоне, рис. 19), трехконховые однонефные церкви (в Крайне и Дривосте близ Скадарского озера и св. Павла в Чичеве, близ Требины) и круглые с шестью (в Рогачицах, близ Блажуя, в Боснии) или восемью (в Ошлях близ Стона) конхами.
 
 
18. Остров Лопуд. Ивановская церковь, X в.
18. Остров Лопуд. Ивановская церковь, X в.
 
 
С XI в. строились трехнефные базилики с деревянным стропильным перекрытием;
 
 
—стр. 574—
 
такова церковь св. Сергия и Вакха на Бонне, близ Скадара (теперь в Албании), получившая в XIV в. стрельчатые арки. Тип базилики проник в глубь страны, в Черногорию (Градина на Мартиничах, близ Титограда) и в Боснию (Добровин, Зеница). Фасады ранних церквей Зетского Приморья обработаны просто лопатками, соединенными простыми или двойными арками. Обрамления оконных проемов, а внутри алтарные преграды и кивории украшены резной орнаментацией из лент, виноградной лозы и стилизованных фигур животных. Некоторые особенности этой резьбы родственны словенским, что, как и одинаковые типы церквей, говорит о внутреннем родстве культуры различных южно-славянских народов.
 
 
19. Стон. Церковь Михаила, X в.
19. Стон. Церковь Михаила, X в.
 
 
Церкви XII—XIV вв. строились по типу трехнефной базилики либо однонефного здания с куполом или без него. Так, собор св. Трифона в Которе, 1166 г. (рис. 20) — трехнефная базилика с крестовыми сводами и двумя башнями на западной стороне. Сохранившаяся древняя модель показывает, что он был развитой романской постройкой, с ярусами глухих аркад и круглым окном-розой, но купол на низком барабане над одной из травей среднего нефа сближал этот собор с архитектурой Сербии и Византии. Об этой же близости говорит и сходство плана церкви Богородицы в бенедиктинском монастыре на озере острова Млет (конец XII в.) с планом построенной несколько ранее Никольской церкви близ Куршумлии в Сербии. В то же время декорировка фасадов млетской церкви родственна апулийским образцам, а квадратный в плане барабан напоминает местные дороманские постройки.
 
 
20. Котор. Собор, 1166 г. План и реконструкция внешнего вида
20. Котор. Собор, 1166 г. План и реконструкция внешнего вида
 
 
21. Котор. Собор. Киворий, 1360 г.
21. Котор. Собор. Киворий, 1360 г.
 
 
Связь с сербской архитектурой обнаруживают и небольшие которские церкви св. Луки (1195 г.) и Коллегиаты (1221 г.), однонефные, с цилиндрическими сводами, с арками и низким куполом на парусах. Родственны сербским и такие детали, как парное окно на апсиде первой и чередование полос красного и белого камня на фасадах второй, обладающей, однако, похожими на готические, ребрами сводов. Такие же бескупольные церкви также развивают дороманский тип. Более развитыми романскими формами обладают позднейшие постройки: большие церкви св. Павла в Ко-
 
 
—стр. 575—
 
торе (1266 г.), св. Николая (1288 г.) и св. Марии (1340 г.) в Будве, небольшие церкви в Данье близ Скадара и три церкви в Хай-Нехае близ Бара, имевшие каждая по два алтаря — православный и католический.
 
Влияние готики сказалось в местной архитектуре лишь в частностях вроде стрельчатых окон или нервюр сводов некоторых церквей. В других постройках XIII—XIV вв. продолжали господствовать романские формы. Резьба и скульптура применялись и внутри зданий, примером чего может служить киворий в которском соборе (1360 г.), легкий по конструкции, с изящным антаблементом, украшенным барельефами (рис. 21).
 
Связь архитектуры Зетского Приморья с Сербией поддерживалась и мастерами из Приморья, участвовавшими в Сербии в сооружении ряда памятников рашской и отчасти македонской и моравской школ. Так, Вит из Котора построил главную церковь в Дечанском монастыре, Радован работал в Студенице, а позднее в Трогире. Миха Бранко из Бара строил в Дубровнике. Все это говорит о тесных связях архитектуры Зетского Приморья с архитектурой других южнославянских народов.
 
 
 

IV. АРХИТЕКТУРА ВОЕВОДИНЫ

 
Славяне, населявшие Паннонскую низменность по Дунаю, Драве и Тисе и Срем между Дунаем и Савой, были в IX в. покорены венграми. С конца XIII до середины XV в. сербские правители, как вассалы венгерских королей, получили здесь большие владения, включавшие укрепленные пункты. Каменные постройки появились лишь в XI в.; основным строительным материалом был кирпич, естественный камень применялся редко.
 
Ранними каменными постройками были крепости в Сланкамене, Земуне (XI в.), Тителе (XIII в.), Баче, Купинике (XIV в.) и др. В зависимости от местоположения их планировка была неправильной или регулярной. Бо́льшая часть их была перестроена в первой половине XV в.
 
Культовых построек средневековья в Воеводине сохранилось мало. Самая значительная — трехнефная романо-готическая базилика в Араче (первая половина XIII в.), кирпичная, с каменными тягами и резными капителями. В Баче и Шаренграде сохранились остатки двух капелл на крепостных башнях и две небольшие церкви с колокольнями возле алтарных апсид, как и в Араче.
 
Средневековая архитектура Воеводины близка к венгерской несмотря на участие в ее создании местных мастеров.
 
* * *
 
Указанные в начале главы различия, наблюдавшиеся в историческом развитии отдельных областей западной части нынешней Югославии, обусловили и место их архитектуры в Европе. Архитектура континентальных Словении и Хорватии ближе к архитектуре Австрии, Баварии, Чехии, а архитектура Словенского и Хорватского Приморья имела связи с архитектурой Италии. С Италией была связана и архитектура Зетского Приморья, которая, впрочем, родственна также и архитектуре Сербии. Сильные местные традиции, особенно отчетливо сказавшиеся в дороманской архитектуре Истрии и Далмации, где были созданы типы однонефной с куполом, крестообразной и ротондальной церкви, обусловили национальное своеобразие позднейших построек. Отмеченные типы церквей находят аналогии также в средневековых ротондах Чехии, в сербских постройках типа Петровой церкви в Расе, а в виде вытянутого по продольной оси креста — и в сербских и болгарских однонефных купольных церквах. Большая по сравнению с готическими близость романских построек к местным дороманским зданиям объясняет устойчивость в этих землях романских форм, проникших отсюда во внутренние области Балканского полуострова.
 
 

6 октября 2019, 21:20 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий