|
Станислав Лем. Жилище будущего
Жилище будущегоСтанислав Лем (Польша)
Эту статью известные польский писатель С. Лем написал специально для нашего журнала. Рисунки сделаны Анной Щепаньской — студенткой Ягеллонского университета в Кракове.
Как будет выглядеть жилище в будущем, предвидеть особенно трудно, поскольку это касается не только гипотетических материалов и способов строительства, но и новых стилей; а предсказать стиль так, как предсказывают научные открытия, просто невозможно. Открытия иногда делают одиночки. Стили же не являются изобретениями отдельных личностей, а возникают в сложных массовых процессах эволюции культуры. Ничем не ограниченная фантазия здесь неуместна. Наоборот, для нее нужно прежде всего искать ограничения. Как будут выглядеть квартиры, во многом зависит от того, как станут развиваться города. Тенденция их роста ввысь вызвана объективными причинами и нуждами градостроительства. В большом доме есть что-то от пчелиных сот. Он ограничивает жизненное пространство даже и тогда, когда весь состоит из больших квартир: семьи растут, а у дома нет резиновых стен. Однако возможно сооружение домов, напоминающих свободно растущие в растворе кристаллы. Такой дом мог бы разрастаться на любом этаже, вытягивая «отростки», достраиваемые по мере необходимости. Во всем мире строители в ужасе от одной и той же проблемы — как достичь хорошей акустической изоляции. Мало найдется зданий, в которых один сосед не слышал бы радио, играющего у другого. Эту проблему можно решить заодно еще с несколькими. Если бы разделить отдельные квартиры пустыми пространствами, вопрос звукоизоляции был бы решен. Через возникшие в теле дома пустоты можно было бы нагнетать кондиционированный воздух. К тому же в межстенном пространстве люди стали бы хранить всевозможную мебель, выдвигающуюся из стен не обязательно «нажатием кнопки», но и по устному приказу. Соответствующие электронно-акустические фильтры приводили бы тогда в действие механизмы, двигающие из стен шкафы, столы, стулья, кровати... В связи с этим возникли бы новые технические задачи, например: как помешать маленьким детям легкомысленно «командовать» стенами и мебелью во время игры.
Стоит задуматься над тем, какие элементы жилого интерьера могли бы в нем материально отсутствовать. Таких элементов существует немало, хотя сейчас нам знаком только один, а именно тот, что виден в пределах экрана телевизора. Никто не жалуется на то, что ни дикторы, ни обстановка программы не находятся материально в его комнате, а лишь существуют на экране как зрительная информация. Очень многие элементы жилого интерьера служат нам только оптически: картины на стенах, узоры обоев или цвет стен, характер отделки потолка — все это могло бы находиться в жилище будущего как своего рода проекция, переданная издалека — по аналогии с сегодняшним телевидением. Таким образом, если у кого-то появится желание, можно иметь великолепный кессонированный свод или своды, расписанные самим Рафаэлем, или просто звездное небо; в рамах «картин» ожили бы полотна величайших мастеров, причем и то, и другое цветом, фактурой, характером невозможно было бы визуально отличить от оригиналов. Случаи, когда кто-нибудь использует потолок своей квартиры не только для того, чтобы на него смотреть, настолько редки, что практически их можно игнорировать. Комнаты могли бы, по желанию, менять цвет и пластическую структуру, о которой мы уже говорили; можно также пожелать, чтобы одна из стен стала условно прозрачной и сквозь нее мы увидели бы Гималаи, морское дно, осенний парк, любой выбранный пейзаж. Не все, конечно, должно быть иллюзией. Представляется вполне правдоподобным, что в очень больших зданиях появятся сады на отдельных этажах, и квартиры будут как бы постепенно переходить в эти сады. Наличие настоящей зелени, которая может служить и перегородкой, играть роль стен (например, вьющиеся растения), очень желательно. Когда кухонные работы будут автоматизированы, сами кухни потеряют, наверное, часть красоты и шика, — трудно себе представить, чтобы имело смысл заботиться об эстетических «чувствах»... кухонных автоматов и роботов.
Мы здесь говорим в основном о гибкости жилого интерьера, усиленной возможностью менять его кубатуру (благодаря подвижным стенам) и конфигурацию (потому что пространство детской, например, можно превратить в вертикальное, отдав в распоряжение детей два жилых этажа по крайней мере до тех пор, пока они не подрастут и им станет тесно в этих микроквартирках). Я уже предостерег, что не удастся предвидеть того, что внесет в облик жилья будущего новый стиль, вернее, многообразие будущих стилей, и можно в лучшем случае попробовать определить новые материалы и новые способы работы, какими будут располагать архитекторы интерьера. Уже сегодня возможно конструировать очень легкую складную мебель: пневматические кресла, креслица, постели и кушетки, но они, пожалуй, не приживутся в квартире и скорее понадобятся для каких-нибудь поездок и экскурсий. Уже есть образцы эффектных пластических материалов, прозрачных, как стекло, или окрашенных в любой цвет, и можно представить себе гарнитуры мебели, как бы вытесанные из янтаря, агата или других благородных минералов, но эластичных, гибких, поэтому пригодных для изготовления стульев или различных лежаков. Правда, такие материалы могут быстро надоесть, примелькаться. Однако существует возможность изготовлять индивидуальную мебель, «подогнанную», как одежда, сшитая по стандартному размеру, к фигуре конкретного человека. Из материалов, которые можно отливать, гладить или выдувать, подобно жидкому стеклу, в формы, возникла бы мебель специфических органических очертаний, которая могла бы покрываться изображениями в той же системе, как расписывались в древности греческие или китайские вазы, или, напротив, оставаться благородной в своей чистоте. Материал одновременно прочный и эластичный позволяет, например, создавать стулья без пружин и ткани, которая нередко портит форму самой мебели. Конечно, захочет кто-то, и можно жить в квартире, подобной какому-то древнему жилью, например в круглой комнате с множеством окон, выходящих на околицу, как бы расположенной на верху башни: для этого вовсе не требуется строить такую башню, потому что окна тоже были бы телевизионными экранами, показывающими либо реальное окружение здания, либо панораму, выбранную по желанию.
Так называемый комфорт сейчас имеет свой стереотипный облик в различных частях света, и когда кто-то прибывает в Лондон, Каир, Сидней или Москву и живет в большом отеле, то часто может вообще забыть, какова в своей специфичности страна, которая его окружает. Во всех этих городах при всей их индивидуальности он попадает в невероятно однородную среду гостиницы. Думаю, что будущее не должно допустить углубления стандартности стиля в масштабе всей планеты, что будут сознательно сохранены специфические особенности разных мест, сформированные наследием национального искусства, локальными традициями, гармонически преобразованными техническим прогрессом. Техника может нам в этом помочь, но техника не может решить за нас проблемы обогащения разнородных культур, в том числе и в архитектуре интерьера. Это одно из мест, одна из профессий, где машина никогда не заменит человека.
6 марта 2024, 13:09
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий