наверх
 

Фестиваль «Ижевск — столица российского дизайна 2018»: выставка Василия Степанова

Фото с закрытия выставки в рамках фестиваля «Ижевск — столица российского дизайна 2018»
Фото с закрытия выставки в рамках фестиваля «Ижевск — столица российского дизайна 2018». Фото: Наталья Панфилова
 
 
Ежегодный всероссийский фестиваль «Столица российского дизайна 2018» начал свою работу в Ижевске. Первым мероприятием фестиваля «Ижевск — столица российского дизайна 2018» в январе стала персональная выставка Василия Петровича Степанова — художника, дизайнера, руководителя мастерской этнических украшений «Ибыр-весь». Выставка проходила в выставочном зале Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (УдГУ).
 
Василий Степанов преподает в УдГУ, является членом Союза дизайнеров России. В экспозиции были представлены многочисленные работы автора, свидетельствующие о широте его творческих интересов и многогранности его таланта. Это аксессуары и украшения женского выходного и сценического костюма, декоративные объекты интерьера, включающие несколько видов витража, арт-объекты, выполненные в техниках резьбы по дереву, скани и горячей эмали.
 
 
Мелкая пластика, перегородчатая эмаль. Учебные работы
Мелкая пластика, перегородчатая эмаль. Учебные работы. Фото: Наталья Панфилова
 
 
«Знание исторического наследия обогащает духовный мир современного человека, формирует художественный вкус, рождает стремление сохранять и умножать культурные ценности для новых поколений. Обращение к культурному наследию предков, национальным ценностям и традициям, исследование их истоков и эволюции, обращение к мифологическим образом вновь востребовано. Древний символизм не умирает, а стремиться возродиться с приобретением новых современных форм выражения. Мастерская этнических украшений «Ибыр-весь», сохраняя традиции и умения предков, привносит в них современное видение, модные тенденции.
 
Руководитель мастерской — Василий Петрович Степанов. Ювелирное дело он глубоко и всесторонне изучил в старинном училище КУХОМ (Красносельское училище художественной обработки металлов), но понимая, что классика ювелирного дела это — большей частью монтировка, ремонт, правовые трудности из-за работы с драгметаллами, не захотел этим заниматься. Ему хотелось совместить полученные навыки и умения с огромным интересом к родной культуре, ее изучением и ощущением, что именно она может стать для него источником творческой и даже реконструкторской деятельности.
 
Толчком к пониманию собственного пути развития для Василия Петровича стал объявленный в 2004 г. конкурс социально-экономического развития Удмуртской республики. У него родилась новая идея — используя технику перегородчатой эмали реконструировать древние образы и символы, характерные для удмуртской культуры. С помощью художника Ирины Валентиновны Кондратьевой появились новые украшения с символами и знаками удмуртского народа, с заимствованиями из Пермского звериного стиля. Все это многообразие художники выставили и представили на суд ученых, экспертов института стратегии развития региона Удмуртской республики. Результат был, может быть неожиданный, но очень желанный — мастера оказались в числе победителей. Так творческая лаборатория этно-ювелирных изделий получила первое, и самое главное признание — у себя в республике. Эта победа стала ответственностью, Великим Началом для череды их дальнейших работ.
 
Мастера не только воссоздают аутентичные произведения, но и интерпретируют древние мотивы на современный лад. Каждое изделие мастера наделено видением самого художника. Одно из направлений мастерской это — создание современных украшений в этническом стиле. Традиция является основой, на которой возможны поиски новых форм, ведь они должны быть красивы, интересны, и нести в себе знаково-символический магический смысл. Трактовка смыслового содержания этнических украшений мастерской «Ибыр-весь» основана на данных этнографии о религиозных воззрениях древних удмуртов.
 
Украшения выполнены в технике горячей перегородчатой эмали. Подобная техника имеет свои сложности и достаточна трудоемка, и часто мастерам приходится решать возникающие вопросы методом проб и ошибок. Работы, выполненные в этой технике крепки, прочны, долговечны и остаются на века. Эмаль добавляет изделию цвета, превращая его в красивый цветок. Блеск, и игра эмали, ее переливы при изменении угла зрения оживляют создаваемое ювелирное произведение, придают ему динамику. Мастера «Ибыр-весь» владеют всей цветовой палитрой, но чтобы передать ощущение именно удмуртского характера используются цвета народного костюма — черный, белый, красный. Эти цвета придают украшению особое символическое значение, в отличие от более декоративного решения с помощью остальных цветов.
 
Металлом для основы была выбрана медь, что во многом определило художественные достоинства изделия. Блеск металла, просвечивая через тонкий слой прозрачной эмали, придает особую силу и яркость цвету. Еще драгоценнее смотрится яркость эмалей рядом с поблескивающим металлом орнаментом. Медь издавна известна своими лечебными свойствами, и не случайно, что обереги изготавливаются именно из этого металла. Медь, золото, серебро в финно-угорской мифологии олицетворяют добро и свет. <...>
 
Изделия мастерской пользуются спросом и широко известны и не только в финно-угорском мире. Мастерская участвовала в республиканских и всероссийских выставках в Саранске, Казани, Санкт-Петербурге, Перми, Ханты-Мансийске. Работы мастерской «Ибыр-весь» убедительно доказывают, что обращение к прошлому, к традиции, в сочетании с прекрасным вкусом и чувством современности дает прекрасный результат».
 
Средневековые удмуртские мотивы в современных ювелирных украшениях (на примере этно-ювелирной мастерской «Ибыр-весь») / В. П. Степанов, Н. С. Степанова, Е. О. Плеханова // Искусство Евразии. Вчера, сегодня : Выпуск 3 : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. — Ижевск : Издательство «Удмуртский университет», 2012.
 
 
Мастерская «Ибыр-весь». Подвески. Перегородчатая эмаль
Мастерская «Ибыр-весь». Подвески. Перегородчатая эмаль. Фото: Наталья Панфилова
 
 
Экспонированные работы заслужили высокую оценку коллег дизайнеров и декораторов, а также научного сообщества в лице историков, этнографов, археологов. Большое впечатление они произвели на студентов УдГУ и других вузов, а также всех посетителей, интересующихся искусством.
 
На фото в публикации представлены работы Василия Петровича Степанова, студии «Ибыр-весь» и студентов кафедры ДПИиНП УдГУ, выполненные под руководством Василия Степанова.
 
Выставка положила успешное начало фестиваля. За ней последуют  запланированные выставки, конкурсы, конференции, мастер-классы, проектные семинары, круглые столы, которые будут происходить в течение 2018 года ежемесячно.
 
 
Ольга Сурина. «Мой город». Горячая перегородчатая эмаль Ксения Микешкина. «Песочные часы». Предметный дизайн
Ольга Сурина. «Мой город». Горячая перегородчатая эмаль.
Фото: Наталья Панфилова
Ксения Микешкина. «Песочные часы». Предметный дизайн.
Фото: Наталья Панфилова
 
 
Егоров Леонид. Светильники. Tiffany
Егоров Леонид. Светильники. Tiffany. Фото: Наталья Панфилова
 
 
Екатерина Могилева. Часы. Смешанная техника
Екатерина Могилева. Часы. Смешанная техника. Фото: Наталья Панфилова
 
 
Ольга Малышева. Артобъект. Металл и эмаль Андрей Кутявин. Подсвечник. Металлопластика
Ольга Малышева. Артобъект. Металл и эмаль.
Фото: Наталья Панфилова
Андрей Кутявин. Подсвечник. Металлопластика.
Фото: Наталья Панфилова
 


 

Фотосессия украшений мастерской «Ибыр-весь»

 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
Украшения мастерской «Ибыр-весь». Фото: Григорий Степанов
 
 

25 февраля 2018, 20:38 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий