наверх
 

I архитектурные Чарушинские чтения в Ижевске

Примеры планшетов с выставки, которая будет проходить одновременно с Чарушинскими чтениями. Всего на выставке будет представлено более 30 проектов архитектора И. А. Чарушина Примеры планшетов с выставки, которая будет проходить одновременно с Чарушинскими чтениями. Всего на выставке будет представлено более 30 проектов архитектора И. А. Чарушина
Примеры планшетов с выставки, которая будет проходить одновременно с Чарушинскими чтениями.
Всего на выставке будет представлено более 30 проектов архитектора И. А. Чарушина
 
 
Удмуртское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» (УРООО СА России) приглашает к участию в I архитектурных Чарушинских чтениях, посвященных 155-летию со дня рождения Вятского губернского инженера и архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. Чтения пройдут в рамках Строительной недели в Ижевске.
 
  • Тип мероприятия: архитектурные чтения и выставка.
  • Дата: 24 мая 2017 года.
  • Место: выставочный центр «Удмуртия» (Ижевск, ул. Кооперативная, 9).
  • Приглашаются к участию: историки, краеведы, архитекторы, искусствоведы.
  • Взнос за участие: отсутствует.
  • Организаторы: Удмуртское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России»; Удмуртское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз реставраторов России», Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики; ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Институт искусств и дизайна.
  • Контакты: +7 (3412) 78-27-22; [email protected], [email protected], [email protected].
  • Официальная страница чтений: tehne.com.
 

Программа Чарушинских чтений

24 мая 2017 г. Выставочный центр «Удмуртия», Ижевск, ул. Кооперативная, 9
 
13:30—14:00 — регистрация участников конференции.
14:00 — открытие конференции:
приветственное слово Перевозчикова Юрия Александровича — руководителя Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики;
приветственное слово Зорина Александра Николаевича — председателя правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России, члена правления Союза архитекторов России, заведующего кафедрой архитектуры ФГБО УВПО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова», директора архитектурного бюро «РК Проект»;
приветственное слово Шабалина Дмитрия Ивановича — председателя регионального отделения Союза Реставраторов России.
 
Блок 1. «Творческое наследие И. А. Чарушина»
1. Курочкин Михаил Валентинович — доцент кафедры Компьютерных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ» г. Ижевск; Рыжкова Наталья Викторовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры ИИиХПМ, зам. директора ИИиД по учебной работе ФГБОУ ВО УдГУ. Установочный доклад, посвященный творческому наследию И. А. Чарушина.
2. Абрамович Елена Захаровна — историк-краевед, село Игра, Игринского района Удмуртской Республики. Доклад «Переживая века (история строительства каменного храма Апостола и Святителя Иоанна Богослова в селе Игра Игринского района)».
3. Тощевикова Анжелика Александровна — ведущий методист МБУК «Каракулинский районный центр культуры», село Каракулино, Каракулинский район Удмуртской Республики. Доклад «Двухклассное мужское училище — образец учебного заведения конца XIX — начала XX вв.».
4. Игнатьева Полина Игоревна — ученица IX «А» класса МБОУ «Каракулинская СОШ», село Каракулино, Каракулинский район Удмуртской Республики. Доклад «Архитектурное наследие населенных мест Вятской губернии кон. XIX — нач. XX вв. — ансамбль земской больницы».
5. Шевелева Надежда Викторовна — краевед-исследователь, «Чарушинское общество» г. Кирова. Доклад «Один день из жизни Ивана Аполлоновича Чарушина».
6. Ральников Данил Николаевич — искусствовед архитектуры, г. Ижевск. Доклад «Верификация творческого наследия И. А. Чарушина: деревянное церковное зодчество».
7. Рыжкова Наталья Викторовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры ИИиХПМ, зам. директора ИИиД по учебной работе ФГБОУ ВО УдГУ. Доклад «Церковь Илии Пророка в Воткинском заводе. Историко-архитектурный аспект».
 
Блок 2. «Эпоха И. А. Чарушина и архитектурное наследие второй половины XIX столетия»
8. Бушмелева Светлана Михайловна — председатель Кировской региональной общественной организации «Вятское общество имени архитектора И. А. Чарушина», Киров. Доклад «Дом архитектора И. А. Чарушина в культурной среде г. Вятки на рубеже XIX—XX веков».
9. Бондарь Марина Владимировна — студентка 1 курса  магистратуры ФГБОУ ВО УдГУ, заведующий отделом «Дача Мощевитина — Детский музейный центр», г. Сарапул Удмуртской Республики. Доклад «Загородные дачи купцов города Сарапула».
10. Щекалева Елизавета Юрьевна — член Воткинского городского общества историков-архивистов, член Воткинского городского общества охраны памятников истории и культуры, г. Воткинск Удмуртской Республики. Доклад «История строительства Дома Овчинникова, памятника архитектуры регионального значения, в г. Воткинске».
11. Ренёва Ольга Анатольевна — МБУК «Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», г. Кунгур Пермского края. Доклад «Кунгурская Иоанно-Предтеченская церковь — храм-памятник чаеторговцу А. С. Губкину. История и архитектура сооружения». 
 
17:00. Ознакомление с временными выставками комплекса. Фотосессия.
18:00. Круглый стол. Обсуждение докладов
 
Регламент работы конференции:
доклад — 15 минут;
научное сообщение — 10 минут.
 
 
Научный руководитель чтений — к. и. н. Перевозчиков Юрий Александрович.
Ведущий координатор научной секции чтенийКурочкин Михаил Валентинович.
Координатор чтенийРальников Данил Николаевич.
 
 
Фасад Собора Михаила Архангела в Ижевске. Из материалов по восстановлению Собора, выполненных ООО «Проектная научно-реставрационная строительная фирма „Анфилада-Р“» (Киров)
Фасад Собора Михаила Архангела в Ижевске. Из материалов по восстановлению Собора, выполненных ООО «Проектная научно-реставрационная строительная фирма „Анфилада-Р“» (Киров)
 
 
 

Контакты оргкомитета конференции

 

18 мая 2017, 14:32 6 комментариев

Комментарии

Архитектурные чтения о творчестве Чарушина - это хорошо. Но гораздо актуальнее не перекрыть панорамы на самое высокое сооружение Чарушина и самое градостроительное по топографии и рельефу - Михайловский собор - новостройками с юга, востока и юго-запада. БЦ "Найди" и надстройка "Аксиона" перекрыла уже визуальную связь с собора со стороны улицы Советской, и визуальную связь двух соборов. Ближайшая опасность - ЖК "Красная площадь", а затем высотная застройка по ул. К. Маркса в сторону вокзала. Чарушинский собор построен по аналогии московским собором на Красной площади, отсюда название площади, которую зрительно необходимо воскресить на общегородской и панорамной площади-стилобате (к востоку от собора или на Красной улице, поднимающейся от Александро-Невского собора к Красной площади (как и ул Красногеройская). Но не уничтожающим панорамную площадь ЖК "Красная площадь". Здесь должна быть позиция архитектурного сообщества, иначе оно гроша ломаного не стоит. Ну а Чарушинские архитектурные чтения, что ж, была бы польза.
Михайловский собор архитектора Чарушина своей каскадностью, ступенчатостью и рельефным расположением среди моря городских крыш относится к типу "город-храм", символизирующему спустившийся на землю небесный град Иерусалим. Очень, очень важно это визуально не только сохранить, но и раскрыть панорамами ступенчатой застройки храмовой горы (Красной горки, Красной площади). Самая важная сторона храмовой горы - это визуальная "лестница" с горней в дольнюю часть (на уровне дна пруда находилась "петербургская" топография Ижевска с эсхатологической мифологией). По словам Чарушина вид на закатную. в подкрашенную заревом яму с храмовой горы был такой, что Чарушин плакал. Улица Горького южнее Интернационального переулка - тут может появится близорукая высотная застройка, сбивающая историческую каскадность крыш, поднимающихся лесенкой к "городу-храму". Александр Николаевич Зорин, надежда и на вас, как на архитектурного начальника и руководителя выставки по Чарушину.
Странно, как так? Но среди выступающих на Чарушинских чтениях почему-то нет самого главного первоисточника, члена Союза архитекторов искусствоведа Е.Ф. Шумилова. Вот, возьмем с полки книгу профессора "Архитектура Ижевска" и прочитаем на стр. 26 про архитектора Чарушина: "Появился ряд зданий , отличавшихся эклектичностью архитектуры. Центральное место среди них занял Михайловский собор (Архитектор И.А.Чарушин). До сего времени распространенное мнение о каких-то особых архитектурных достоинствах этого здания преувеличено. Чертежи Михайловского собора были опубликованы, что однако не может свидетельствовать о высоких достоинствах здания". Во всяком случае помощи от него в панорамной защите Михайловского собора от угрожающей храму высотной застройки, я думаю, ожидать не следует так же как и защиты Летнего сада от нашествия аттракционов и восстановления вдоль набережной парадной строчки деревянного ампира архитектора Дудина. Хотя мы с С.А.Макаровым, точнее Макаров без меня, в свое время всячески обрабатывали активного флюгера, чтобы искусствовед не ставил палки в колеса проекту по набережной (наш проект "ЛеДудин"). Всё ведь в каскадном историческом центре Ижевска связано террасами-улицами и лестницами-улицами - Красная горка и заводской кратер. И "память места" нуждается во внимательном, детальном подходе. Отношение Чарушина к рельефу города и окружению главной вертикали зодчего этому и учит.
На недавно прошедшем круглом столе Е.Ф. ясно озвучил свою позицию: Дудин vs Чарушин. Профессор отказывает Чарушину в статусе Архитектора. Он считает, что этого звания достоин лишь Дудин, а Чарушин всего лишь мастеровой, пусть и талантливый. Поэтому чего ж ожидать поддержки?
Противопоставление Дудина и Чарушина - это глупость, смотрите на "профессора", как смотрят на него в Музее Ижевска - как на забавный колорит, вроде ижевского Крокодила. Не будем здесь уходить в историю, заметим лишь, что уже стихи О.Хлебникова,опубликованные про "искусствоведа Томилина" еще в 80-е годы и проект памятника искусствоведу Шумилову в виде огромного флюгера на авангардистской художественной выставке в театре оперы и балета тоже давным давно - в 1990 году - на языке образов показали его "позицию", точнее ее дежурное отсутствие.
Между прочим эта особа Ш. Н. В. не такая "святая", какой себя рисует. В своё время она взяла стихи одного поэта-ребёнка, поставила под ними чужое имя - своей знакомой и опубликовала в своей книжке. А потом, когда её уличили в этом, не сделала ничего, чтобы искупить свой грех. Кроме того даже не попыталась! И более того она объединилась не с обворованным поэтом, а с той своей знакомой, что уже много лет числится автором чужих стихов. Вместе с этой знакомой она испортила жизнь этого поэта, вытерла ноги о его душу. За прошедшие годы она ни разу не вспомнила о человеке, которому она испоганила жизнь. Ей не было интересно жив ли он или умер. Зато она изображает из себя чуть ли не святую. Но в ней нет даже элементарного чувства совести или сострадания к другому. Она обычная двуличная лицемерка, всегда и везде делающая себе имя на чужом горе за счёт чужих трудов. В своей новой книге она вновь использует чьи-то стихи. Где уверенности, что вновь с ними не повторяется то же самое? Я считаю, что таким людям не может быть и не должно быть веры. Потому что такие как она дискредитируют само понятие христианства. Те же христианские заповеди, например "Не укради". Да и её переполняют чувства гордыни и тщеславия. Хотя бы потому что она берёт чужое и публикует под своим именем. Потом выступает с лекциями, даёт интервью. Сам её вид на этих фотографиях — показушный, чего стоит этот театрально повязанный платок. Как будто она играет роли «святой матери», чуть ли не Богородицы. В действительности же ей не интересны судьбы тех о ком она пишет, ей интересен тот её собственный образ, какой они помогают ей воссоздать.

Добавить комментарий