наверх
 

Алпатов М. В. Всеобщая история искусств : В 3-х томах. — Москва ; Ленинград, 1948—1955

Всеобщая история искусств / М. В. Алпатов. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948—1955 Всеобщая история искусств / М. В. Алпатов. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948—1955
 
 
 

Всеобщая история искусств : [В 3-х томах] / М. В. Алпатов. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство «Искусство», 1948—1955.

  • Том І. Искусство древнего мира и средних веков. — 1948. — 554 с., ил.
  • Том ІІ. Искусство эпохи возрождения и нового времени. — 1949. — 634 с., ил.
  • Том ІІІ. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века. — 1955. — 642 с., ил.
 
 
 

Том І. Искусство древнего мира и средних веков

 
Том І. Искусство древнего мира и средних веков Том І. Искусство древнего мира и средних веков
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
При составлении всеобщей истории искусств автор должен был охватить обширный историко-художественный материал, начиная с древнейших времен и кончая современностью. Он приложил все усилия к тому, чтобы не опустить чего-либо существенно важного. При всем том он не желал превращать своей книги в перечень фактов, памятников, имен и ради полноты этого перечня сокращать характеристику самого искусства отдельных периодов. Перед ним стояла задача создания такой истории искусств, которая могла бы служить и введением в изучение искусства.
 
Педагогический опыт автора убедил его, что изучение истории искусств плодотворно лишь тогда, когда знакомство с памятниками и мастерами, запоминание имен и дат сопровождается успехами в деле понимания искусства, развитием художественного вкуса. Эта уверенность автора определила построение его книги. Она обращается не только к умственным способностям читателя и к его памяти, но и к его эстетическому чувству, к его критическому чутью. Ее следует читать не только для того, чтобы усвоить высказанные в ней общие положения и заучить сообщаемые ею сведения, но в первую очередь для того, чтобы уяснить себе основные пути исторического развития художественной культуры человечества и научиться понимать и ценить старое и современное искусство. Это заставило автора несколько отступить от общепринятого типа истории искусств с его изобилием всевозможных сведений, которые нередко лишь перегружают память, но не развивают глаза и критических способностей.
 
Книга эта может быть использована начинающими изучать искусство. Возможно, что в некоторых случаях она будет первой книгой по искусству в руках читателя. В интересах такого читателя, автор стремился к наибольшей ясности изложения. Он избегал малоизвестных терминов и не пользовался многими искусствоведческими понятиями, содержание которых и до сих пор не вполне уяснили себе специалисты. Вместе с тем в книге упоминаются имена художников и писателей, исторические события, географические названия и научные термины, которые могут быть незнакомы читателю. Автор не давал им объяснений, рассчитывая на то, что сам читатель найдет их в любом энциклопедическом словаре, и что привычка пользоваться справочником будет первым шагом на его пути самостоятельной работы над научной книгой.
 
Настоящий четырехтомный труд задуман как обзор основных разделов всеобщей истории искусств (причем русскому искусству будут посвящены два последних тома). В своей работе автор не считал возможным ограничиться пересказом общепризнанных мнений и общеизвестных фактов. Во многих разделах книги он предлагает вниманию читателя новые историко-художественные взгляды и оценки. Иногда ему приходилось в нескольких словах излагать выводы уже произведенных изысканий, иногда он считал возможным познакомить читателя с предположениями, требующими дальнейших научных обоснований. В отдельных случаях это превращало его изложение то в конспект уже проделанной работы, то в план предстоящего исследования.
 
Естественно, что историческое повествование о развитии искусства занимает в книге главное место. Вместе с тем эта книга не дает сколько-нибудь полной сводки всего материала. Специалистам бросится в глаза, что в ней опущено много общеизвестных фактов, не упоминаются многие памятники и имена художников. Автор стремился включить в тесные рамки книги лишь наиболее важные явления, с тем чтобы иметь возможность охарактеризовать их с достаточной полнотой. Ради этого он не перегружал своего изложения датами и перечнями имен (даты воспроизводимых памятников помещены лишь в списке иллюстраций). Он ограничивался датами рождения и смерти лишь наиболее крупных мастеров и упоминал имена лишь тех художников, личность которых выпукло выявилась в их созданиях. Он исходил при этом из положения, что первая задача изучающего историю искусств — научиться связывать отдельные факты друг с другом и с общим ходом истории и таким образом представить себе общую картину развития искусства.
 
Автором книги уделено большое внимание иллюстрациям. Им руководило желание воспроизвести наиболее значительные в историческом развитии и наиболее ценные в художественном отношении памятники. Он стремился избегать многих незаслуженно прославленных памятников, вроде Аполлона Бельведерского или Кельнского собора, и, наоборот, приводил некоторые шедевры, известные лишь узкому кругу специалистов. В задачи автора входило связать свое изложение с иллюстрациями, и потому он воспроизводил преимущественно такие памятники, о которых была возможность говорить в тексте. В тех случаях, когда он не мог входить в их подробное рассмотрение, он располагал иллюстрации с таким расчетом, чтобы это наталкивало читателя на их сравнение друг с другом. Иллюстрациями к тексту служат эпиграфы к отдельным главам. Они приводятся без особых объяснений в расчете на то, что вдумчивый читатель сумеет уловить их внутреннюю связь с соответствующими главами книги.
 
При выполнении работы автор встретился со многими трудностями. Естественно, что он не чувствовал себя одинаково уверенно во всех областях всеобщей истории искусств. Если многие ошибки и неточности его работы были упразднены еще в рукописи, то он обязан этим товарищеской помощи В. Ф. Асмуса, В. Д. Блаватского, Б. В. Веймарна, С. В. Киселева, В. Ф. Левинсона-Лессинга, В. В. Павлова, А. А. Сидорова, Б. И. Тюляева и особенно И. И. Романова, взявшего на себя труд прочесть всю рукопись.
 
Москва, 1941—1942 гг.
Автор
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ... 3
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ... 80
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИСКУССТВО КРИТА И ГРЕЧЕСКОЙ АРХАИКИ ...107
ГЛАВА ПЯТАЯ. ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО V В. ... 136
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО IV В. ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА ... 160
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РИМСКОЕ ИСКУССТВО ...184
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО ... 212
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО ... 236
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ИСКУССТВО ИНДИИ ... 260
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО КИТАЯ И ЯПОНИИ ... 278
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЕВРОПЕ ... 300
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ... 329
ЛИТЕРАТУРА ... 355
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ... 377
ИЛЛЮСТРАЦИИ ... 387
 

 

Том ІІ. Искусство эпохи возрождения и нового времени

 
Том ІІ. Искусство эпохи возрождения и нового времени Том ІІ. Искусство эпохи возрождения и нового времени
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ ... 5
ГЛАВА ВТОРАЯ. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ... 42
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИСКУССТВО XV—XVI ВЕКОВ В НИДЕРЛАНДАХ И В ГЕРМАНИИ ... 75
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО XV—XVI ВЕКОВ ... 108
ГЛАВА ПЯТАЯ. ИТАЛЬЯНСКИЙ МАНЬЕРИЗМ И БАРОККО ...127
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVI—XVII ВЕКОВ ...160
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА ...183
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ГОЛЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА ...198
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА ... 224
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ИСКУССТВО XVIII ВЕКА ВО ФРАНЦИИ И В ДРУГИХ СТРАНАХ ... 252
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО ЭПОХИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ... 283
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО РОМАНТИЗМА ... 305
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО РЕАЛИЗМА ... 337
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ИМПРЕССИОНИЗМ И УПАДОК СОВРЕМЕННОГО БУРЖУАЗНОГО ИСКУССТВА ... 359
БИБЛИОГРАФИЯ ... 383
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ... 399
ИЛЛЮСТРАЦИИ ... 409
 

 

Том ІІІ. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века

 
Том ІІІ. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века Том ІІІ. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДРЕВНЕЙШЕЕ ИСКУССТВО НА ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ИСКУССТВО СЛАВЯН ПЕРИОДА ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ ... 5
ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ ... 34
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИСКУССТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ ... 65
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИСКУССТВО НОВГОРОДА XII ВЕКА ... 92
ГЛАВА ПЯТАЯ. ИСКУССТВО РУСИ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ...120
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ИСКУССТВО НОВГОРОДА В ПЕРИОД НАЧАЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ ... 137
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ИСКУССТВО МОСКВЫ В ПЕРИОД НАЧАЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ ... 164
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ИСКУССТВО НОВГОРОДА И ПСКОВА XV ВЕКА ... 200
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ИСКУССТВО ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ В КОНЦЕ XV ВЕКА ... 224
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ИСКУССТВО РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА XVI ВЕКА ... 249
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА XVII ВЕКА ... 279
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА ...310
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ... 340
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ... 365
ЛИТЕРАТУРА ... 403
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ... 417
ИЛЛЮСТРАЦИИ ... 427
 

 

Скачать 1-й том в формате djvu (яндексдиск; 107 МБ)
Скачать 1-й том в формате pdf (яндексдиск; 111 МБ)
 
Скачать 2-й том в формате djvu (яндексдиск; 134 МБ)
Скачать 2-й том в формате pdf (яндексдиск; 139 МБ)
 
Скачать 3-й том в формате djvu (яндексдиск; 145 МБ)
Скачать 3-й том в формате pdf (яндексдиск; 294 МБ) (скан РГБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Публикация электронной версии данной книги является рекламой бумажного издания и носит ознакомительный характер. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

30 июля 2015, 9:47 3 комментария

Комментарии

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Благодарю Вас!
Спасибо! На книжном рынке за Алпатова просили 150 долларов за том.

Добавить комментарий