наверх
 

Рандхава М. Сады через века. — Москва, 1981

Сады через века / М. Рандхава ; Сокращенный перевод с английского Л. Д. Ардашниковой. — Москва : Знание, 1981  Сады через века / М. Рандхава ; Сокращенный перевод с английского Л. Д. Ардашниковой. — Москва : Знание, 1981
 
 

Сады через века / М. Рандхава ; Сокращенный перевод с английского Л. Д. Ардашниковой. — Москва : Знание, 1981. — 320 с.

 
 
Автор — индийский ученый, многосторонне образованный человек, на широком историческом материале показывает роль садоводства в развитии человеческой культуры.
 
Повествование о садовом и парковом искусстве совершенно естественно перемежается со сведениями историко-социологического, этнографического, культурно-бытового характера. Уже по одному этому книга будет интересна не только специалистам сельского хозяйства, ботаникам, студентам сельскохозяйственных и биологических вузов, но и самому широкому кругу читателей.
 

 

От редакции

 
Автор настоящей книги — индийский ученый доктор М. Рандхава ставит своей целью проследить историю создания культурного садоводства и цветоводства.
 
История садов и садоводства тесно связана с историей государств, наукой, искусством, литературой.
 
Автор — широко образованный человек, интересы которого простираются от вопросов сельского хозяйства и животноводства до особенностей старинной живописи, много путешествовал и писал о путешествиях как географ. Такая широта интересов и наблюдений и позволила доктору Рандхаве написать эту книгу, в которой история, ботаника и мифология органично соединились в одном рассказе. Рассказ этот легкий, непринужденный и достаточно занимательный.
 
Особое место в книге уделено садам Индии, по-видимому, древнейшим в истории человечества. Восстанавливая буквально по крупицам историю индийского садоводства, автор привлекает большой материал по мифологии Индии, ее древней литературе, классической скульптуре и живописи. Предметом его внимания становятся записки путешественников, посетивших Индию в прошлые века, свидетельства историков, исследования географов, этнографов, социологов.
 
Поскольку особенности древнейших садов Индии повлияли на другие школы садоводства и сами они развивались не без влияния со стороны этих других школ, автор разбирает также и сады других стран. Это страны древнейшей культуры, садоводство которых достигло большого искусства и дало людям ярко специфические типы садов: Япония, Китай, Иран. Вместе с тем здесь находит место и рассказ о более поздних садах — Голландии, Англии, Франции, Италии.
 
Об истории создания и особенностях садов Индии написано немало книг. О взаимном влиянии садоводства Востока и европейских стран — значительно меньше. Но ни те ни другие не переводились на русский язык, поэтому произведение доктора Рандхавы будет особенно интересно советскому читателю.
 
В книге несомненно привлекают и непривычная для нас манера повествования, и своеобразие авторского мироощущения, истоки которого — в национальном религиозно-философском и эстетическом принципе «созерцательного спокойствия».
 
Доктор М. Рандхава, бесспорно, материалист. При оценке событий, характеристике исторических лиц в целом он стоит на гуманистических позициях. Однако стоит иметь в виду, что гуманизм этот — стихийный, не основанный на диалектическом методе познания, поэтому многим оценкам доктора М. Рандхавы свойственна некоторая субъективность, а порой и наивность. Автор не претендует на всеохватный показ материала, и его книга при всем своем своеобразии относится к научно-популярной литературе.
 

 

В поисках прекрасных растений и садов

 
Впервые покинув родной Пенджаб с его однообразной и скудной флорой, я был поражен богатством красок растительности солнечной юго-восточной части Индии, когда мне впервые довелось приехать туда. Меня поразили великолепные желтые кассии и оранжевые соцветия делоникс, очаровали нежно-голубые цветки жакаранды, пурпурные и розовато-лиловые соцветия лагерстремии.
 
Незабываемое впечатление произвели на меня позднее и цветки бутеи, похожие на вспышки огня, за что их называют в народе «пламя леса». В тиши зарослей деревни Рае Барели я познакомился с многими цветущими древесными растениями. Я видел розовые, розовато-лиловые и белые баугинии, покрытые цветками, напоминающими орхидеи. Мое внимание привлек тагетес с его длинными ветвями, которые в апреле покрываются бледно-желтыми цветками с нежным запахом. Очень красива клейнховия с бледно-розовыми цветками и сердцевидными листьями. Около моего дома росли плюмерии с белыми душистыми цветками на фоне темных ветвей.
 
Мой всевозрастающий интерес к растениям заставил меня обратиться к прошлому Индии. Я решил начать с индийской скульптуры, сохранившей изображения многих древних деревьев и цветов. В музее Лакхнау я познакомился с изящными скульптурами периода Кушан*. Они раскрыли мне секреты античных садов при буддийских храмах, а также дали представление о климате того времени.
____________
* Кушанский период (I—IV вв. н. э.) — эпоха, примечательная тем, что в результате нашествия кочевых племен парфян и саков, покоривших Греко-Бактрию — Среднюю и Центральную Азию, Афганистан и Северную Индию, была создана особая культура, оставившая немало прекрасных памятников.
 
Красота скульптур Барута, Санчи и Матуры возбудила мой интерес к античным хиндийским и буддийским садам, и я обратился к литературе санскрита**; изучил работы Калидаса, Ашвагоша и Ватсиайана.
____________
** Санскрит — литературный язык древней и средневековой Индии, на котором написана большая часть классической, религиозной и философской древнеиндийской литературы.
 
Я был поражен тем, какое множество деревьев знал Калидас. Он любил природу и наблюдал деревья во все периоды их жизни. Он, вероятно, странствовал по лесам вдоль берегов Нармады в Центральной Индии, был у истока Ганга в Гималаях, где видел сосновые и кедровые леса. Изучение классики позволило мне мысленно восстановить планировку садов при дворцах.
 
С 1955 г. характер моей новой работы позволил мне путешествовать по Индии от Гималаев до Кейп-Коморина. Я был очарован красотой изящных кокосовых пальм с их перообразными листьями, грациозно качающимися под ароматным ветерком Керала; восхищался красотой плюмерий, их восковыми листьями и белыми ветвями, сияющими в лучах тропического солнца Траванкора. Изящные бамбуковые леса у подножия Нилгири, голубых гор Южной Индии, особенно красивы в начале сезона дождей. Несколько дней я провел в тиковых лесах Центральной Индии, где наслаждался шелестом широких листьев и бледно-желтыми цветками деревьев. В Дерадун я не мог оторвать взгляда от цветущих деревьев сореи. Весной, когда цветут слива и дикая груша, образуя сплошной белый ковер, Гималаи производят незабываемое впечатление.
 
Появление цветущих растений, которые создают наибольший декоративный эффект в современных садах, относят к меловому периоду. Их возраст определяют в 110 млн. лет. Основу животного мира в те времена составляли динозавры и другие гигантские пресмыкающиеся. Тогда же появились и первые млекопитающие. Не было лишь человека, чтобы любоваться всем этим великолепием.
 
Мы мало что знаем о первых представителях Homo Sapiens — человека разумного, появление которого относят к середине плейстоцена. Однако раскопки древнейших захоронений уже свидетельствуют, например, что неандертальцы иракского Курдистана, жившие 100000—60000 лет назад, покрывали умерших цветами.
 
По рисункам, сохранившимся на стенах пещер во Франции, видно, что у древнего человека были развиты эстетические потребности. Он, в частности, любил цветы, и гирлянда живых цветов, очевидно, была первым подарком, который он сделал возлюбленной.
 
Считается, что человек стал разумным тогда, когда он сумел подняться над жестокими настоятельными потребностями природы. Осознав, что «бесполезное» может дать утонченное наслаждение, он вступил в царство искусства, и это был величайший шаг в культурной эволюции человека.
 
Следующий шаг — возникновение сельского хозяйства в период неолита — около 10000 лет назад. Первые сады имели чисто утилитарное назначение, и если среди плодовых, овощных и лекарственных растений встречались декоративные формы, их выбор был случайным. Некоторые плодовые очень декоративны в период цветения, но выращивались они в основном из-за плодов.
 
История создания садов тесно связана с историей цивилизации. Самая древняя из известных нам цивилизация — Шумеро-Аккадианская (IV тысячелетие до нашей эры) уже знала колесо, повозку, запряженную волами, вьючных ослов, парусное судно, систему орошения. От этого времени сохранились развалины храмов и дворцов — свидетельство того, что часть населения уже была освобождена от трудоемкого выращивания продуктов питания. Властелины и жрецы изучали звезды, созерцали красоту природы, задумывались над причинами явлений. Они дали миру ряд открытий, также покровительствовали садоводству.
 
Сельское хозяйство и садоводство достигли значительного развития в Древнем Египте, который многое заимствовал из Шумеро-Аккадианской цивилизации. В III и II тысячелетиях до нашей эры Египет представлял ведущую цивилизацию мира. Здесь начали осушать болота. Во II тысячелетии в Лахоре, Дерэль-Бахери, Абу-Симбеле и Карнаке возведены большие храмы. При них создавались террасные сады, в которых выращивались финиковые пальмы, инжир, виноград и лотос.
 
В конце II тысячелетия до нашей эры возникла иранская цивилизация. Иран — родина чинары, миндаля, персиков, слив, фисташки и розы. Кир I, основатель династии Ахеменидов (первая половина VI в. до н. э.), был и первым садоводом Ирана. Самый знаменитый сад Ирана — Чар Баг. Впоследствии так стали называть определенный вид сада, отличительным признаком которого является разделение его территории каналами на четыре гряды. Чар Баг — это вклад иранской цивилизации в садоводство мира.
 
Чар Баг, кроме всего, — пример экономного использования воды, столь ценной в странах засушливого климата. Опыт Чар Бага переняли в Индии в XVI в., при Бабуре.
 
Иран оказал влияние на развитие эллинской цивилизации. Сад при греческом храме в Сциллах, где симметрично расположены фруктовые деревья, выращенные Ксенофоном в IV в. до н. э., копирует «сады для удовольствия», которые существовали в Иране.
 
Индийская цивилизация породила буддизм*, при котором началось создание садов при монастырях. Вместе с новой религией сад при буддийских монастырях появился в Китае и Корее, затем в Японии.
____________
* Буддизм — религия, возникшая в VI в. до н. э. и распространившаяся в Индии, Китае, Японии, Корее, Монголии и других странах Востока. Названа по имени основателя Будды. Считает внешний мир иллюзорным, проповедует 4 священных постулата: 1. Всякое бытие — страдание; 2. Страдание исходит от жажды жизни, влекущей странствование души; 3. Страдание устраняется путем преодоления этой жажды; 4. Освобождение от страданий достигается путем истинной веры, решения, слова, деяния, стремления, размышления и созерцания. Конечной целью всего этого служит нирвана — состояние высшего блаженства, отрешение от всех житейских забот и стремлений, отрешение от всего личного и слияние с «божественной первоосновой» и Вселенной.
 
Арабы скопировали ландшафтную планировку Чар Бага у иранцев и, в свою очередь, познакомили с ней испанцев. В Испании также стали культивироваться финиковая пальма, гранат, жасмин, многие плодовые и овощные растения.
 
В XVI в. португальцы завязали торговые отношения с другими странами Европы. Они создали корабли нового типа, которые отлично плавали в открытом море. Значительный вклад в развитие стран Старого Света португальцы внесли, в частности, тем, что ввезли сюда много садовых и зерновых растений с Американского континента.
 
Это было время географических открытий, принесших, кроме всего, огромное количество садовых растений из Азии, Африки и Америки в Италию и Голландию. Наибольшего совершенства искусство создания садов достигло в Англии XVIII и начала XIX в.
 
Англия является родиной «нерегулярного» стиля в создании садов. Английские сады — без преувеличения самые красивые сады мира.
 
Планировка наиболее эффектных садов Америки — арборетумов заимствована из Англии, Франции, Голландии, Испании.
 
XIX в. отмечен стремительным развитием средств коммуникации. Сейчас, в XX в., люди, живущие на разных континентах, легко общаются друг с другом. Все лучшее, что возникает в той или иной стране, быстро становится достоянием других стран.
 
Стали интернациональными и приемы садоводства. Английский бордюр из травянистых растений и зеленые газоны приняты как в Индии, так и во многих других странах. Гималайские растения нашли пристанище во многих садах Европы и Северной Америки. Растения из «нерегулярных» японских и китайских садов адаптировались в Европе, Америке и Индии. Таким образом, сады, созданные различными цивилизациями, распространились по всему миру.
 
Итак, растения сопутствуют человеку с древнейших времен и по сей день. Обратимся же еще раз к тому далекому прошлому, когда человек был слаб и целиком зависел от сил природы.
 
Деревья служили древнему человеку убежищем в непогоду, обеспечивали плодами, а также древесиной для изготовления утвари и орудий. Из дерева человек добыл огонь, что позволило ему готовить пищу и обогревать пещеру.
 
Помимо всего этого, красота цветущих деревьев волновала воображение человека. И он одушевлял природу, населяя леса божественными духами, свято верил, что в шелесте листьев можно услышать предсказания судьбы.
 
Все сюжетные линии Библии сосредоточены вокруг древа жизни и древа познания, растущих в райском саду. Историки считают, что поскольку две идеи — мудрости и жизни — так тесно переплетаются в мифах Месопотамии, можно предположить, что в раннем варианте истории о рае обе идеи выражались в образе одного дерева.
 
По иудейской версии древом жизни является финиковая пальма. В книге Еноха это описано так: «И среди них («ароматных деревьев») было одно — с запахом, которого нет ни у какого другого, и не было ни одного, похожего на это дерево: листья, цветки и древесина его никогда не высыхают; красивые плоды напоминают плоды финиковой пальмы».
 
Китайская мифология повествует о дереве, которое поддерживает Вселенную. Это гигантское персиковое дерево, его плоды едят и боги и люди. Считается, что оно растет в раю, а его земные собратья — в горах Кван-лун, в Тибете.
 
Мифология Японии утверждает, что дерево жизни находится на горе Хорай острова Хорайсан, что ствол и ветви этого дерева — золотые, корни — серебряные, плоды и листья — из драгоценных камней. В некоторых легендах упоминаются три дерева: персиковое, слива и сосна. Сосна Такасаго до сих пор считается в Японии символом долговечности и фигурирует во многих литературных и музыкальных произведениях. Во время праздника Сан-га-ничи ветви сосны используются для украшения домов.
 
В Египте деревом Вселенной считался платан, тень которого была так приятна и спасительна при ярком иссушающем солнце. Вокруг платана собирались крестьяне, которые здесь истово молились и совершали религиозные обряды. Под платан складывали жертвоприношения: фрукты, овощи и кувшины с водой.
 
В языческой Европе культ дерева был также весьма распространен. У греков дуб или бук — символ Юпитера, лавр — Аполлона, а олива олицетворяла Минерву. Мирт считался священным деревом Афродиты, яблоня — Юноны, тополь — Геркулеса. Вообще в мифологии Греции с шумом дубовых рощ связывали миссию оракула: считали, что листья дубов наделены могуществом вещего слова.
 
Сохранилось немало свидетельств широкого распространения культа деревьев в древней Италии. Было, например, строго запрещено рубить кипарисы. В Риме священное фиговое дерево Ромула почиталось на протяжении веков, и увядание его наводило ужас на весь город.
 
Древние германцы поклонялись своим богам в рощах и лесах. У них не было изображений богов и построек, в которых божества «обитали». Историки сделали важное открытие: слово «храм» первоначально значило «священная роща». Священные рощи были широко распространены в древней Германии. Однако уже в период введения здесь христианства рощи, как символы старой религии, начали уничтожаться.
 
В древнескандинавской мифологии деревом жизни считался ясень, под которым боги собирались каждый день на синедрион (совет). Миф утверждал, что своим бессмертием боги были обязаны яблокам богини Айданн. Как только кто-либо из них начинал ощущать приближение старости, Айданн приносила из своего священного хранилища яблоко. Съев его, стареющий бог вновь становился молодым.
 
Священным растением друиды* и норвежцы считали омелу, которая, по преданию, защищает жилище от грома и молнии. Враги встречались под омелой для примирения. Омела также использовалась для лечения различных заболеваний.
____________
* Друиды — жрецы у древних кельтов Галлии, Британии и Ирландии.
 
Падуб — небольшое, вечнозеленое дерево, распространенное на Британских островах, в представлении местного населения обладало чудодейственной силой: отпугивало ведьм и приносило счастье людям. Его колючие листья использовались друидами зимой для украшения домов. Из веток падуба сооружались «убежища для лесных духов», которые весной одевали свежей листвой обнаженные деревья.
 
В библейских сказаниях многих стран и народов рай всегда представлялся полным цветущих фруктовых деревьев. Вспомним, например, сад Эдема, или полинезийский рай Ава-ики, или кельтский Айвалон — «яблоневая земля».
 
История садов и садоводства тесно связана с историей народа, его культуры, науки, искусства и литературы. Она неотделима от истории сельского хозяйства. Знания и опыт, приобретенные людьми в процессе выращивания зерновых культур, использовались при разведении фруктовых и декоративных растений. Поэтому рассказ о садах и садоводстве иногда перемежается в этой книге с повествованием о сельском хозяйстве.
 
Богатейший материал по садам прошлого, отраженный в произведениях индийской живописи, к сожалению, не использован ни в одной из работ специалистов-садоводов. В 1952 г. я начал изучать живопись школ Пахари и написал несколько книг о знаменитых сериях картин, хранящихся в музеях Индии. В 1963 г., когда я решил написать книгу об индийской живописи совместно с профессором Д. К. Галбрайтом, стал еще глубже изучать эту тему. Я исследовал всю индийскую живопись, начиная с Аджанты: Могольскую и Раджпурскую школы; школу штата Пенджаб; коллекции живописи в Индии, Великобритании и Америке. В результате исследования собрался огромный материал.
 
Ни одна работа о садах и их истории не может быть достоверной, если она не подкреплена личными наблюдениями. В этом отношении мне очень повезло. В 1939 г. я посетил сады в Файзабаде и Лакхнау, а с 1940 по 1960 г. осмотрел все Могольские и Раджпурские сады Индии.
 
С большим интересом и пользой я прочитал книгу г-жи К. М. Виллиерс Стюарт «Сады Великих Моголов». Книга открывает читателю красоту во многих ее проявлениях, а великолепное повествование о растениях и архитектуре садов доставляет истинное удовольствие.
 
Познакомившись с садами Индии, я решил посетить родственные им сады Юго-Восточной Азии, Японии и Ирана. Буддизм с его поклонением жизни способствовал появлению искусства созерцательного спокойствия в странах, которые находились под влиянием его идей. Пустынные земли были превращены в террасы, на которых выращивали рис; началось активное строительство храмов, монастырей и религиозных школ. С проникновением буддизма в Китай, Корею, Японию, Таиланд, Камбоджу, Вьетнам, Бирму, Яву и Суматру здесь появились изящные пагоды, угрюмые ступы* и великолепные сады при храмах. В 1957 г. я посетил сады буддийских храмов в Таиланде, ботанический сад в Сингапуре, а также сады в Богоре, Бандунге и Джокьякарте на Яве.
____________
* Ступа — официальное культовое сооружение в ряде стран Востока.
 
Считается, что жители Явы — самые добросердечные люди во всем мире. В XVI в. португальцы встретили на Яве самых цивилизованных людей среди тех, кто населял острова этого региона. Яванцы не участвовали и в пиратстве, которое в то время принесло недобрую славу Индийскому океану.
 
Весь остров представляет собой сад, в котором рисовые поля расположены в шахматном порядке, а дома утопают во фруктовых деревьях. В культуре яванской деревни переплетаются музыка, танцы, поэзия и религия. Не последнюю роль сыграла здесь и культура садов буддизма и индуизма. Это влияние проявилось в создании великого буддийского храма Боробудура и индуистских храмов Прамбанана.
 
В Боробудуре яванцы возвели один из великолепнейших храмов мира. Расположенный на шести акрах, храм поднимается пятью уступами. Он построен без известкового раствора, колонн, опор или арок и украшен скульптурными рельефами необычайной красоты. На этих рельефах можно видеть изображение цветущих и плодоносящих деревьев.
 
В 1968 г. я побывал в японских садах Токио и Киото. Крайне жаль, что в результате скоплений густого тумана, пронизанного дымом и копотью, в Токио погибли почти все вишневые растения. Даже в красивом Киото дым фабричных труб угрожает саду. Благополучие и процветание Японии основано на ее ландшафте, и загрязнение среды становится сейчас национальной проблемой.
 
При устройстве индуистско-буддийских садов вокруг храмов немалая роль принадлежала религиозным представлениям. Главное назначение этих садов — создать среду покоя и гармонии. Фундаментальные принципы построения различных форм искусства: музыки, поэзии, живописи, архитектуры, в том числе и ландшафтной, одни и те же — ритм, гармония и равновесие. Эти же принципы лежат в основе религии, которая считается искусством духовной жизни. Гармония должна быть во всем, что окружает человека. Сад и дом должны благоприятствовать созданию гармонии души.
 
В основе могольских садов Индии и Пакистана — те же принципы.
 
Европейские сады я наблюдаю с 1932 г. Я повидал сады и парки Англии, Франции, Италии, Голландии.
 
Поездки в названные страны Европы, которые славятся своими парками и садами, позволили собрать интересный материал, который я наряду с другим и представляю в этой книге.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
От редакции.. 5
В поисках прекрасных растений и садов.. 7
Истоки сельского хозяйства и садоводства.. 20
Сады Древнего Египта.. 29
Сады индуистско-буддийской Индии.. 34
Деревья древних индусов.. 40
Священные рощи буддизма.. 46
Индийские сады в период правления династии Гупта.. 57
Сады Китая.. 70
Японские сады.. 82
Сады Ирана.. 98
Могольские сады Бабура.. 118
Акбар и его сады.. 127
Джахангир, великий создатель садов.. 133
Сады шаха Джагана.. 140
Сады аристократов.. 146
Планировка могольских садов.. 151
Сады эпохи последних Моголов.. 157
Сады и дворцы Ауда—I.. 162
Сады и дворцы Ауда—II.. 166
Раджпутские сады—I.. 171
Раджпутские сады—II.. 178
Раджпутские сады—III.. 185
Священные рощи греческих храмов.. 191
Сады Древнего Рима.. 203
Сады арабов.. 213
Сады Италии эпохи Возрождения.. 224
Испанцы и португальцы.. 235
Португальцы: их роль в интродукции растений.. 242
Сады Франции.. 250
Сады Голландии.. 266
Ява — «райский сад» Восточной Азии.. 279
Английский сад—I.. 288
Английский сад—II.. 298
Английский сад в Индии.. 309
 

 

Примеры страниц

 
Сады через века / М. Рандхава ; Сокращенный перевод с английского Л. Д. Ардашниковой. — Москва : Знание, 1981
 

 

Скачать издание в формате djvu (прямая ссылка; 2,7 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

5 января 2021, 14:10 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий