|
Советская архитектура : Ежегодник : Выпуск ІІ. — М., 1953Советская архитектура : Ежегодник : Выпуск ІІ / Академия архитектуры СССР, Институт теории и истории архитектуры, Отдел архитектурных справочников, Музей Академии архитектуры СССР. — Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. — 190 с., ил.
В настоящем, втором, выпуске Ежегодника опубликованы материалы о сооружениях, отмеченных Сталинскими премиями и премиями на конкурсах, проведенных Управлениями по делам архитектуры при Советах Министров РСФСР и УССР, а также другие наиболее значительные произведения архитектуры, возведенные в 1950 г.
Несмотря на небольшой объем Ежегодника, помещенные в нем материалы дают наглядное представление о многообразии советской архитектуры, о творческих исканиях советских зодчих, о громадном размахе мирного строительства в нашей стране, направленного на обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества.
Глубокое изучение достижений советской архитектуры за год требует создания большого научного труда. В задачи Ежегодника не входит подобное исследование архитектуры сооружений 1950 г. В настоящем кратком предисловии могут быть отмечены лишь наиболее общие черты, характерные для большинства этих сооружений и для развития всей архитектуры прошедшего года.
Приведенные в Ежегоднике материалы прежде всего свидетельствуют о неуклонном развитии в советской архитектуре принципов социалистического реализма, росте архитектурного мастерства. При проектировании и возведении различных зданий с каждым годом все глубже учитываются их назначение, идейное содержание, совершенство архитектурной формы, связь с ансамблем и градостроительная роль.
Это нашло яркое и художественно полноценное воплощение в таком выдающемся произведении архитектуры и скульптуры, как монумент „И. В. Сталин“ в Ереване. Поставленный на высоком гребне Канакерского плато, монумент завершает перспективу идущих к нему городских магистралей, усиливает идейно-художественную выразительность всего ансамбля города.
Большое градостроительное значение сооружения определяется не только удачным выбором места его расположения, его монументальностью, но и силой художественного образа, богатством пластики скульптуры и постамента, рассчитанных на восприятие с дальних дистанций. Авторы этого произведения скульптор С. Д. Меркуров и арх. Р. С. Исраелян удостоены Сталинской премии I степени.
Органически свойственный социалистическому зодчеству градостроительный подход проявился в застройке проспекта Сталина в Минске — вновь созданной главной магистрали города. Жилые дома, возведенные по проектам арх. М. П. Парусникова, образуют значительную часть застройки проспекта и подчинены единому замыслу. Они разнообразны по композиции, но объединены общими стилевыми чертами и подчинены архитектурным центрам, организующим рядовую застройку магистрали. Благодаря такому приему жилые здания, будучи достаточно многообразны, создают ансамбль, оставляющий впечатление художественного единства.
Единый ансамбль образуют также жилые дома на Плехановском проспекте в Тбилиси (арх. М. С. Мелия). Симметрично расположенные корпуса с невысокими башнями создают художественно организованное начало одной из крупнейших магистралей города. Небольшие вариации в архитектурной трактовке фасадов, порожденные различными условиями освещения зданий, не нарушая их композиционного единства, лишь увеличивают художественную ценность ансамбля.
Очень поучителен опыт застройки Ново-Песчаной улицы в Москве. Здесь архитекторам были предоставлены широкие возможности создания единого ансамбля большого жилого района столицы. Однако эти возможности не были в достаточной степени использованы авторами. Отсутствие продуманного построения ансамбля и ярко подчеркнутых композиционных центров, при общей монотонности фасадов отдельных домов, обедняет облик Ново-Песчаной улицы. Здесь можно говорить лишь о комплексе зданий, но не о полноценном архитектурном ансамбле.
Тем не менее застройка этой улицы с широким использованием передовой техники, массовым применением типовых элементов и индустриальных методов строительства, несомненно, является прогрессивной. Построенные жилые дома отличаются общностью архитектурной трактовки, применением одинаковых деталей, профилей, пропорций проемов и т. д. Дальнейшее совершенствование этих принципов и решительное преодоление отмеченных выше недостатков в архитектуре зданий и построении ансамбля явятся ценным вкладом в развитие теории и практики советской архитектуры и градостроительства.
О неуклонном развитии советской архитектуры свидетельствуют также публикуемые в Ежегоднике материалы о жилых комплексах, построенных в других городах и рабочих поселках Советского Союза.
Существенную роль в улучшении архитектуры кварталов и создании выразительного облика улиц сыграло внедрение в архитектурную практику метода серийного типового проектирования. В качестве положительных примеров малоэтажной ансамблевой жилой застройки, осуществленной по сериям типовых проектов, можно отметить квартал 35 Автозаводского района г. Горького (авторы серии — архитекторы Д. С. Меерсон, С. П. Селивановский и С. П. Тургенев; автор архитектурной привязки и генерального плана — арх. Б. Н. Анисимов), а также жилые дома в поселке Дарница под Киевом (арх. А. В. Добровольский) и в поселке 8-го километра близ Баку (арх. P. Г. Маркарян).
О серьезном учете общих градостроительных требований при создании отдельных сооружений свидетельствует архитектура отмеченного Сталинской премией I степени огромного стадиона имени С. М. Кирова в Ленинграде (архитекторы А. С. Никольский, К. И. Кашин-Линде и Н. Н. Степанов).
Стадион имени Кирова замечателен не только своими архитектурно-художественными качествами. Значение этого сооружения заключается также и в том, что оно является композиционным центром одного из важных районов города — Крестовского острова, на котором разбит парк Победы. Стадион органически вошел в ансамбль парка и помог организовать его планировку.
Примером удачной композиции отдельного сооружения, созданной с учетом его связи с застройкой города, является здание Областной партийной школы на площади Павших борцов в Сталинграде, отмеченное Сталинской премией II степени (архитекторы В. Н. Симбирцев и Е. И. Левитан). Проектируя это здание, авторы прежде всего учитывали интересы будущего ансамбля центра. В этом ансамбле ведущую роль должен играть Дом Советов, который будет расположен на торцовой стороне площади. В соответствии с этим здание Областной партийной школы запроектировано очень простым по силуэту, сдержанным по трактовке фасада. Однако скупое применение архитектурных средств не помешало авторам создать выразительный образ общественного здания.
Тонкое понимание требований конкретной градостроительной ситуации проявил акад. арх. И. В. Жолтовский, построивший жилой дом на Смоленской площади в Москве. Учитывая большую ширину Садового кольца и значение здания в ансамбле магистрали, автор проекта создал очень простую, ясную и монументальную объемную композицию. Архитектор ввел в здание угловую башню, которая подчеркивает значительность дома, замыкающего перспективу Садового кольца на одном из его переломов, и обогащает силуэт магистрали.
К числу положительных явлений советского зодчества относится повышение качественного уровня архитектуры массовых сооружений, о чем можно в некоторой мере судить по материалам Ежегодника.
Наряду с улучшением архитектуры жилых зданий массового строительства советские зодчие добились в 1950 г. значительных успехов в области строительства общественных зданий — детских учреждений, школ, клубов и т. д. Так, например, тщательной разработкой интерьера отличается детский сад на Перовом поле в Москве (арх. А. В. Арефьев), с хорошо оборудованными, красивыми и уютными детскими комнатами. Удобство и экономичность планировки детских яслей на набережной реки Мэйки в Ленинграде (арх. М. Я. Климентов) сочетаются с большой художественной выразительностью внешнего облика здания.
Школы в Измайлове в Москве (арх. А. В. Попов) и на улице Маяковского в Ленинграде (арх. М. Я. Климентов) наряду с улучшенной планировкой рекреационных помещений отличаются удачно найденной художественной характеристикой фасадов, соответствующей значению школьного здания в городской застройке.
Особенно отрадно значительное повышение культуры массового строительства. Об этом свидетельствуют здания, созданные в периферийных городах и селах нашей страны: кинотеатр в Кохтла-Ярве Эстонской ССР (арх. И. М. Давыдов), Дом культуры в колхозе „Луч Востока“ Алма-Атинской области Казахской ССР (арх. Д. Мельников), клуб в чайном совхозе имени С. М. Кирова Грузинской ССР и др.
Прогрессивным явлением следует считать внедрение в строительную практику материалов, деталей и конструкций заводского изготовления, а также индустриальных методов строительства. Новые приемы конструирования не только ускоряют и удешевляют постройку зданий, но играют значительную роль в их архитектурной композиции.
Очень интересен в этом отношении один из жилых домов на Ново-Песчаной улице в Москве (арх. 3. М. Розенфельд, инж. А. Н. Дорохов). Каркас этого здания выполнен из сборных железобетонных элементов, заполнение стен — из пустотелых керамических блоков, наружная сторона которых облицована керамическими плитками. Красивая по фактуре облицовка фасада, оживленная рельефным декоративным, также керамическим фризом, делает облик этого дома привлекательным и нарядным.
Значительный интерес представляет отделка фасадов жилых домов на Брест-Литовском шоссе и на Владимирской улице в Киеве. Здесь широко применены бетонные орнаментированные архитектурные детали, изготовленные на заводе в виде цельных блоков. Сочетание их с простой кладкой из силикатного кирпича обогащает фасады.
Нет сомнения, что с каждым годом новые материалы, конструкции и способы производства работ будут играть в нашем строительстве все большую роль.
Одной из важнейших проблем развития советской архитектуры, социалистической по содержанию и национальной по форме, является проблема использования национального архитектурного наследия. Материалы Ежегодника позволяют констатировать значительные успехи советских зодчих и в этом направлении.
Образцом творческого использования и развития древнеармянского искусства резьбы по камню является орнамент, выполненный на пьедестале монумента И. В. Сталина в Ереване.
По-новому, смело и целеустремленно использует Г. Г. Агабабян приемы древнеармянского зодчества в композиции фасада холодильника в Ереване. Творческий подход к национальному наследию помог автору создать интересный и яркий образ здания утилитарного назначения.
Критическое использование национальных традиций древнегрузинского зодчества дало возможность полнокровно и правдиво выявить в национальной по форме архитектуре идейное содержание здания Городского комитета партии в Кутаиси (арх. М. К. Шавишвили).
Удачное архитектурное решение жилого дома на Плехановском проспекте в Тбилиси (арх. И. Н. Чхенкели) также обусловлено творческим использованием национального архитектурного наследия.
В архитектуре жилого дома на Владимирской улице в Киеве (Сталинская премия III степени) архитекторы А. В. Добровольский, В. И. Гопкало и А. Я. Косенко в соответствии с характером красочного народного искусства Украины развивают новые художественные темы и декоративные приемы, создают запоминающийся образ украинского советского жилого дома.
Использование славных традиций русского классического зодчества в значительной степени обусловило создание выразительных художественных образов зданий, построенных в городах РСФСР.
В интерьерах здания гостиницы „Советская“ в Москве, отмеченного Сталинской премией III степени (архитекторы И. И. Ловейко, В. В. Лебедев и П. П. Штеллер), отчетливо чувствуется обогащающее влияние русской классической архитектуры конца XVIII — начала XIX вв.
Ряд других зданий, представленных в настоящем Ежегоднике, также свидетельствует о том, какие огромные художественные возможности открывает перед советскими зодчими творческое использование традиций русской архитектуры.
Однако следует отметить, что в архитектуре городов РСФСР разработка и использование национального художественного наследия все еще недостаточны.
Советская общественность подвергла критике приемы стилизаторства и механического переноса в советское зодчество архитектурных образов прошлых эпох. Использование классического художественного наследия народов СССР и всей мировой архитектуры с каждым годом приобретает все более творческий и целенаправленный характер, способствуя выявлению нового идейного содержания в национальных формах.
Представленные в настоящем Ежегоднике многообразные произведения, начиная от монументальных зданий в столичных городах и кончая сооружениями массового строительства в рабочих поселках, колхозах и совхозах, говорят о дальнейшем расцвете советской архитектуры.
В этом, несомненно, сказывается направляющее влияние постановлений ЦК партии по идеологическим вопросам. Указания партии способствовали повышению художественной выразительности произведений советской архитектуры, правильному решению вопросов функционального назначения и экономичности зданий, росту мастерства советских зодчих.
Важное значение для развития теории и практики советской архитектуры имеет изучение труда И. В. Сталина „Марксизм и вопросы языкознания“.
Исторические решения XIX съезда партии, труд И. В. Сталина „Экономические проблемы социализма в СССР“, в котором указаны пути постепенного перехода от социализма к коммунизму, вдохновляют советских зодчих на дальнейшие творческие успехи.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ...5
ИЛЛЮСТРАЦИИ..11
Монумент «И. В. Сталин».13
Административные и общественные здания..23
Театры, кинотеатры, клубы. 37
Стадионы.51
Жилые дома и гостиницы..65
Детские учреждения, школы ..121
Санаторно-курортные здания...135
Промышленные и транспортные сооружения...155
Планировка, озеленение, малые архитектурные формы.175
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ.183
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
МОНУМЕНТ «И. В. СТАЛИН»
Ереван. Монумент «И. В. Сталин» на Канакерском плато. Скульптор С. Д. Меркуров, арх. Р. С. Исраелян. Сталинская премия I степени за 1950 г.
Общий вид.15
Общий вид.16
Портал.17
Портал.18
Ограждение лестницы заднего фасада ... 18
Деталь каменной резьбы портала.19
Кронштейн для флагов..20
Водослив..20
Деталь ограждения лестницы..20
Деталь каменной резьбы портала ... 21
Каменная резьба по борту скамей . . 22
Генеральный план...22
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
Сталинград. Областная партийная школа на площади Павших борцов. Архитекторы В. Н. Симбирцев и Е. И. Левитан. Сталинская премия II степени за 1950 г.
Общий вид. 25
План 3-го этажа . . 25
Боковой фасад...26
Фрагмент главного фасада. 27
Ереван. Здание ЦК КП Армении на улице Баграмяна. Арх. М. В. Григорян. Сталинская премия III степени за 1950 г.
Общий вид ... 28
План 1-го этажа.28
Фрагмент центрального портика .. 29
Главный вход.30
Деталь угла центрального портика ... 31
Зал заседаний . 31
Кутаиси, Грузинской ССР. Здание Городского комитета КП Грузии, Арх. М. К. Шавишвили
Общий вид. 32
План 2-го этажа.32
Фрагмент аркады.33
Москва. Административное здание на Большой Садовой улице. Арх. М. В. Посохин. II премия на конкурсе РСФСР за 1950 г.
Общий вид..34
План 3-го этажа.34
Фрагмент стены над центральным входом . 35
Петрозаводск. Здание Управления связи. Арх. Л. Андреев
Общий вид..36
ТЕАТРЫ, КИНОТЕАТРЫ, КЛУБЫ
Чиатура, Грузинской ССР. Театр. Арх. К. В. Чхеидзе и худ. Р. И. Стуруа. Сталинская премия II степени за 1950 г.
Общий вид..39
Разрез по залу.40
План 3-го этажа.40
Зрительный зал..41
План 4-го этажа.41
Фрагмент плафона зрительного зала . 42
Фрагмент плафона зрительного зала . 43
Таллин. Государственный театр «Эстония». Реконструкция интерьеров. Арх. А. И. Котли
Зрительный зал..44
План зрительного зала.44
Концертный зал..45
План концертного зала.45
Кохтла-Ярве, Эстонской ССР. Кинотеатр. Арх. И. М. Давыдов
Общий вид.46
План 1-го этажа . 47
План 2-го этажа..47
Сумгаит, Азербайджанской ССР. Дом культуры Бакинского трубопрокатного завода. Арх. Г. Б. Осипян
Общий вид.48
План 1-го этажа..48
План 2-го этажа..48
Малая Станица, Алма-Атинской области Казахской ССР. Дом культуры колхоза «Луч Востока». Арх. Д. Мельников
Фасад со стороны зала..49
Зрительный зал...49
Чайный совхоз имени О. М. Кирова Грузинской ССР. Клуб
Общий вид..50
СТАДИОНЫ
Ленинград. Крестовский остров. Стадион имени С. М. Кирова. Архитекторы А. С. Никольский, К. И. Кашин-Линде и Н. Н. Степанов. Сталинская премия I степени за 1950 г.
Вид с птичьего полета. 53
Спортивное поле .54—55
Генеральный план стадиона и парка Победы 54—55
Главные лестницы.56
Разрезы по осям стадиона..56
Общий вид одного из спортивных павильонов . 57
План стадиона.57
Киев. Стадион имени Н. С. Хрущева. Спортивный павильон. Арх. М. И. Гречина
Общий вид..58
Главный фасад.59
Генеральный план . 59
Внутренний вид дворика павильона . 60
Ограда... 60
Сталино, УССР. Стадион спортивного общества «Шахтер». Архитекторы Г. И. Навроцкий и С. И. Северин
Вход на восточные трибуны.61
Генеральный план.. 61
Трибуны. 62
Фрагмент входа на восточные трибуны ... 62
Минск. Стадион спортивного общества «Динамо». Архитекторы Н. Я. Колли, В. Б. Вольфензон и Н. Э. Шмидт
Вид трибун и павильона-ложи со стороны поля 63
План.63
Внешний фасад павильона-ложи со стороны входов... 64
ЖИЛЫЕ ДОМА И ГОСТИНИЦЫ
Москва. Жилой дом на Смоленской площади. Арх. И. В. Жолтовский
Общий вид..67
Генеральный план . 67
Фрагмент фасада..68
Проезд..69
Вестибюль ...70
Лестница..71
Лестничная площадка . . 71
План жилой секции. 71
Москва. Жилой дом на улице Горького. Арх. А. К. Буров. 2-я очередь строительства — при участии арх. Р. Н. Блажкевич
Общий вид дома..72
План типового этажа пристроенной части дома 72
Общий вид пристроенной части дома . 73
Москва. Жилой дом на Ленинградском шоссе. Арх. А. Г. Рочегов
Общий вид.74
Фрагмент дворового фасада...75
План типового этажа..75
Москва. Жилой дом на Садово-Черногрязской улице. Арх. И. 3. Вайнштейн. III премия на конкурсе РСФСР за 1950 г.
Общий вид.76
Генеральный план...76
Фрагмент фасада.77
Москва. Жилая застройка Ново-Песчаной улицы. Архитекторы 3. М. Розенфельд (руководитель), Н. А. Швец, А. В. Болонов и М. Л. Зильберглейт, инженеры А. Н. Дорохов и Л. Ф. Бренкевич
Общий вид.78
Генеральный план района, прилегающего к Ново-Песчаной улице..78
Вид застройки Ново-Песчаной улицы ... 79
Общий вид каркасно-керамического дома . . 80
План 2—6-го этажей каркасно-керамического дома 80
Ростов-на-Дону. Жилой дом на улице Энгельса. Восстановление и реконструкция. Арх. Г. А. Петров. III премия на конкурсе РСФСР за 1950 г.
Общий вид.81
План типового этажа...81
Киев. Жилой дом на Владимирской улице. Архитекторы А. В. Добровольский, В. И. Гопкало и А. Я. Косенко. Сталинская премия III степени за 1950 г.
Общий вид.82
Башня..83
Вход в общежитие...83
План 1-го этажа.83
Киев. Жилой дом на Брест-Литовском шоссе. Арх. А. В. Добровольский, соавтор арх. А. Я. Косенко
Общий вид.64
План части типового этажа...84
Угловая часть дома.85
Вход...66
Минск. Жилые дома на проспекте Сталина. Арх. М. П. Парусников Общий вид углового дома с Комсомольской
Улицы ...86
План типового этажа ...86
Вид застройки проспекта Сталина . 87
Проект планировки и застройки проспекта Сталина 87
Вид углового дома с проспекта Сталина ... 88
Общий вид одного из домов...89
План типового этажа дома...89
Тбилиси. Жилые дома на Плехановском проспекте, Арх. М. С. Мелия. Сталинская премия III степени за 1950 г.
Общий вид дома № 83—85 90
План типового этажа дома № 83—85 . 90
Общий вид дома № 86—90 ... 91
Генеральный план застройки..91
Тбилиси. Жилой дом на Плехановском проспекте. Арх. И. Н. Чхенкели
Общий вид...92
План 2-го этажа...92
Фрагмент центральной части фасада ... 93
Баку. Жилой дом на улице Низами. Архитекторы С. А. Дадашев и М. А. Усейнов
Общий вид...94
Фрагмент фасада...95
План типового этажа..95
Ереван. Жилой дом на проспекте Амиряна. Арх. К. А. Акопян
Общий вид...96
План типового этажа..96
Фрагмент фасада...97
Ереван. Жилой дом на проспекте Ленина. Арх. 3. Т. Бахшинян
Общий вид...98
План типового этажа..98
Фрагмент фасада...99
Москва. Гостиница «Советская» на Ленинградском шоссе. Архитекторы И. И. Ловейко, В. В. Лебедев и П. П. Штеллер. Сталинская премия III степени за 1950 г. Общий вид пристроенной части здания со стороны улицы Расковой .100
Вестибюль..101
Гостиная двухкомнатного номера..102
Гостиная трехкомнатного номера..103
Карниз главной лестницы...104
Плафон центральной двухцветной гостиной . 104
Верхняя галерея центральной двухсветной гостиной ...105
План 1-го этажа ...106
План части 2-го этажа..106
Разрез по главному входу в гостиницу . . . 107
Бра главной лестницы...107
Люстра центральной гостиной..108
Пушкин, Ленинградской области. Жилой дом. Арх. Л. Е. Асс.
Общий вид..109
Горький. Автозаводский район. Жилая застройка по типовым проектам серии 228 в квартале 35. Архитекторы Д. С. Меерсон, С. П. Селивановский и С. П. Тургенев. Автор архитектурной привязки и генерального плана — арх. Б. Н. Анисимов. Почетная грамота на конкурсе РСФСР за 1950 г.
Общий вид 18-квартирного дома.110
Генеральный план застройки квартала . 110
План 1-го этажа 18-квартирного дома . 110
Псков. Жилая застройка по улице Некрасова. Арх. А. А. Ларкин
Общий вид застройки..111
План жилого дома..111
Киев. Дарница. Жилая застройка по типовым проектам серии 302. Арх. А. В. Добровольский
Общий вид 20-квартирного дома.112
Планы 1-го и 2-го этажей . 112
Фрагмент карниза..113
Вход. 113
Киев. Жилой дом на улице Артема. Арх. А. В. Добровольский
Общий вид...114
План 1-го этажа...114
Фасад со стороны сада ..115
План 2-го этажа...115
Сумгаит, Азербайджанской ССР. Жилой дом № 10 в квартале 19. Арх. Р. Г. Маркарян
Общий вид...116
План 2-го этажа...116
Внутриквартальная площадь ...117
Генеральный план квартала..117
Баку. Жилая застройка по типовым проектам серии 283 в поселке 8-го километра Сабунчинской ж. д. Арх. Р. Г. Маркарян
Вид застройки со стороны двора . . 118
План 1-го этажа 12-квартирного дома . . 118
Сталинабад. Жилой дом на улице Кирова. Арх. Д. И. Анисимов
Общий вид . 119
План 1-го и 2-го этажей...119
Фрагмент фасада ...120
ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ШКОЛЫ
Москва. Детский сад на Перовом поле. Арх. А. В. Арефьев
Общий вид..123
План 1-го этажа..123
План 2-го этажа 123
Зал для музыкальных занятий..124
Групповая комната 2-го этажа.125
Ленинград. Детские ясли на набережной р. Мойки. Арх. М. Я. Климентов. III премия на конкурсе РСФСР за 1950 г.
Вид со стороны улицы...126
План 2-го этажа..126
Вид со стороны сада.127
Фрагмент карниза .. 127
Москва. Измайлово. Школа на 880 учащихся. Арх. А. В. Попов
Общий вид..128
План 2-го этажа..128
Фрагмент фасада..129
План 4-го этажа..129
Ленинград. Школа на 1 008 учащихся на улице Маяковского. Восстановление и реконструкция. Арх. М. Я. Климентов при участии Г. А. Константинова. Почетная грамота на конкурсе РСФСР за 1950 г.
Общий вид..130
План 1-го этажа .. .130
Фрагмент фасада.. . 131
План 4-го этажа..131
Киев. Школа ФЗО на улице Фрунзе. Арх. А. И. Малиновский и А М. Милецкий
Общий вид..132
План 1-го этажа.. ... 132
Фрагмент фасада..133
План 2-го этажа..133
Фрагмент угловой части здания . 134
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ЗДАНИЯ
Кисловодск. Санаторий Министерства строительства СССР. Арх. Н. С. Полюдов. Сталинская премия III степени за 1950 г.
Общий вид с юга..137
Вид с запада ...138
Восточный угол здания..139
Разрез .. 138—139
Гостиная...140
План 2-го этажа..140
Внутренний дворик . 141
Сочи. Санаторий Министерства строительства СССР и Министерства культуры СССР. Арх. А. В. Самойлов при участии бригады под руководством арх. В. Н. Вырского. Почетная грамота на конкурсе РСФСР за 1950 г.
Общий вид со стороны моря.142
План 2-го этажа..142
Внутренний двор..143
План 3-го этажа..143
Вид со стороны парка..144
Разрез.144
Служебные ворота... 145
Генеральный план...145
Сочи—Мацеста. Санаторий «Кудепста». Арх. В. С. Георгиевский. III премия на конкурсе РСФСР за 1950 г.
Общий вид главного корпуса . 146—147
Генеральный план...148
План 1-го этажа главного корпуса . . . 148
Цхалтубо, Грузинской ССР. Ванное здание. Архитекторы В. В. Тарасов и Г. М. Химшиашвили
Общий вид.149
Разрез по вестибюлю и центральному бассейну 149
Внутренний двор.150
План 1-го этажа.150
Центральный портик.151
Вестибюль.152
Витраж в вестибюле.152
Центральный бассейн...153
Окно павильона..153
Декоративная ваза во внутреннем дворике . . 154
ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Запорожье, УССР. Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина. Восстановление и реконструкция. Арх. Г. М. Орлов при консультации акад. В. А. Веснина
Здание ГЭС...157
Главный вход.158
Вестибюль. Арх. Г. М. Орлов.159
Вход на территорию ГЭС...160
Здание Управления ГЭС. Архитекторы Г. М. Орлов (руководитель) и Ю. Н. Гумбург ... 161
Шлюз. Архитекторы Г. М. Орлов (руководитель) и П. Л. Рыжик.162
Маяк на шлюзе. Архитекторы Г. М. Орлов (руководитель) и А. Я. Машинский..163
Верхневолжские гидроузлы. Архитекторы Д. Б. Савицкий, М. Л. Шпекторов, В. А. Петров, С. М. Бирюков, В. Я. Мовчан и Д. Е. Морозов. Сталинская премия III степени за 1950 г.
Угличская ГЭС. Фрагмент фасада здания ГЭС 164
Угличская ГЭС. Фрагмент эстакады плотины 165
Щербаковская ГЭС. Фрагмент фасада здания ГЭС..165
Рыбинский гидроузел. Сооружения верхней головы шлюза . 165
Рыбинский гидроузел. Фрагмент фасада верхней головы шлюза.166
Тбилиси. Вокзал. Реконструкция. Арх. Г. М. Тер-Микелов
Общий вид центральной части здания 167
Ереван. Холодильник на проспекте Орджоникидзе. Арх. Г. Г. Агабабян
Общий вид..168
Фрагмент стены...169
Фрагмент резьбы . 169
Рига. Речной вокзал. Арх. Н. И. Воронов
Общий вид со стороны реки.170
План.170
Кишинев. Вокзал. Арх. Л. М. Чуприн при консультации акад. А. В. Щусева
Вход.171
Фрагмент правого крыла здания .. 171
Автомагистраль Москва—Симферополь. Линейные здания (типовые). Арх. А. И. Зайцев
Жилой дом дорожного мастера. Общий вид. Арх. А. И. Зайцев, соавтор — арх. Г. Н. Чечулин 172
Жилой дом дорожного мастера. План ... 172
Буфет. Общий вид..173
Буфет. План . . 173
Гостиница. Общий вид..174
Гостиница. План 1-го этажа..174
ПЛАНИРОВКА, ОЗЕЛЕНЕНИЕ, МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ
Москва. Сквер на площади Пушкина. Архитекторы А. М. Заславский и М. А. Минкус
Общий вид.177
Генеральный план...177
Фонарь.178
Фонтан.179
Рига. Зеленый театр в парке культуры и отдыха. Архитекторы И. Л. Гольденберг и Б. Н. Нестерюк
Вид на эстраду..180
План и разрез по продольной оси . . . . 181
Ереван. Парковые ограды. Арх. Г. А. Таманян
Ограда парка имени 26 комиссаров . 182
Ограда парка культуры и отдыха Сталинского района 182
Скачать книгу в формате djvu (яндексдиск; 174 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Публикация электронной версии данной книги является рекламой бумажного издания и носит ознакомительный характер. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
11 января 2015, 11:48
1 комментарий
|
|
Комментарии
Добавить комментарий