|
Архитектор В. С. Балихин. Из материалов обследования архитектуры жилых комплексов. 1936
Фасады строящегося 2-го квартала соцгорода в Магнитогорске
Статья архитектора В. С. Балихина «Из материалов обследования архитектуры жилых комплексов» из сборника «Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 1» (Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936).
Виктор Степанович Балихин (1893—1953) — советский архитектор, соучредитель и член АСНОВА. Окончил ВХУТЕМАС в 1924 году. С момента образования Основного отделения ВХУТЕМАСа в 1923 году Балихин стал одним из преподавателей пропедевтической дисциплины «Пространство». В сотрудничестве с другими молодыми преподавателями дисциплины «Пространство» (М. П. Коржевым, М. А. Туркусом) Балихин в середине 1920-х гг. разрабатывал рационалистическую теорию архитектурной композиции (классификация элементов архитектурной композиции; разработка заданий «на поверхность»). В 1928 году, с формированием Ладовским Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ) и его последующего выхода из АСНОВА, Балихин стал фактическим руководителем последней. В составе авторских бригад АСНОВА Балихиным были выполнены проекты памятника Ленину в Москве (совместно Г. Т. Крутиковым, В. А. Лавровым, В. Поповым, Н. Травиным, М. А. Туркусом; 1924); Всесоюзного Дворца искусств в Москве (совместно с Г. Борисовским, В. Ф. Кринским, В. А. Петровым, И. Н. Тихомировой; 1930); Дворца Советов (совместно с П. В. Будо, М. И. Прохоровой, М. А. Туркусом, Р. Р. Иодко, Ф. Т. Севортян; 1931). В 1930-е годы Балихин работал во Всесоюзной академии архитектуры, где занимался проблемами ансамбля рабочих жилых комплексов и художественными проблемами композиции.
Арх. В. С. БалихинИЗ МАТЕРИАЛОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ
Историческое постановление правительства и партии от 10 июля 1935 г., открывая новую страницу в истории советской архитектуры, вызывает необходимость подвести итоги архитектурной работе на предшествующем этапе, чтобы, учтя ошибки и достижения, реализовать постановление с более высокими качественными показателями.
Две ведущих идеи этого постановления — идея архитектурного ансамбля и идея заботы о человеке — должны освещать как анализ проделанного опыта, так и творческие искания на новых путях.
Архитектурный ансамбль может стать социалистическим не в силу своего абстрактного художественного совершенства, но тогда, когда это совершенство явится результатом наилучшей материально-пространственной организации социалистического бытового уклада. Отсюда следует, что наибольшую значимость в смысле анализа предшествующего опыта представляют для нас не изолированные архитектурные объекты, как бы ни были высоки их художественные достоинства, но целостные архитектурные комплексы, в которых в той или иной мере осуществляется забота о человеке.
Первые попытки решения социалистического ансамбля представляет комплексное рабочее жилищное строительство в районах крупнейших московских заводов («Шарикоподшипника», «Амо», «Динамо», Красной Пресни, Серпуховского вала, Дангауэровки и др.), а также в жилых кварталах новостроек Союза (Магнитогорск, Сталинск и др.). В этих первых попытках не могли не отразиться социальные и экономические противоречия переходного периода, недоразвитость форм нового бытового уклада, наша техническая отсталость и творческая неориентированность в области архитектуры.
Волнующий контраст представляют новые благоустроенные рабочие квартиры в противопоставлении дореволюционным трущобам, или каменные многоэтажные дома среди окружающих их полуразвалившихся деревянных хибарок на старых московских окраинах (Дубровский комплекс), или, наконец, по единому плану построенные, целостные жилые комплексы и кварталы (в Шаболовке, при заводе «Шарикоподшипник», при Челябинском тракторном заводе и др.) в окружении хаоса мелких разнотипных и разностильных мелкособственнических владений старых кварталов.
Однако на сегодня мы имеем уже другие мерила качественных показателей для жилых комплексов, которые ослабляют силу указанных контрастов и снижают имеющиеся достижения. Такими новыми мерилами являются: рост экономического благосостояния страны и населения Союза, вызвавший повышение бытовых потребностей; общий культурный рост населения, усиливаемый высокой культурой цехов социалистического производства; достаточно определившиеся социалистические формы быта; наконец, исключительно благоприятные условия для развернутого решения социалистического ансамбля, созданные для советской архитектуры постановлением партии и правительства от 10 июля 1935 г.
В свете этих показателей выявляются общие отрицательные моменты в архитектуре первых рабочих комплексов и в их бытовой организации.
Поселок Кожухово в районе завода им. Сталина (Москва)
В постановлении СНК от 23 апреля 1934 г. по жилищному строительству было указано, что существующие габариты высот и площадей жилых квартир, а также плотность застройки кварталов не соответствуют повышенным потребностям советского рабочего. Эти недостатки, создавая бытовые неудобства и вредно воздействуя на здоровье и психику обитателей этих комплексов, крайне отрицательно отражаются и на внешнем облике жилых зданий и на планировке города. Так, например преуменьшенные габариты квартир послужили своего рода исходным «модулем» для архитектурного решения фасадов и планировки кварталов по улице Ленина — главной улице соцгорода при Уралмашзаводе. В результате низкие этажи, небольшие окна фасадов, суженные интервалы между корпусами и чрезмерно малая ширина главной улицы создают впечатление не реального города, а как бы его уменьшенной модели. Вместе с тем, преуменьшенный масштаб архитектуры города вступает в противоречие с масштабом парадной заводской площади и идущего от нее главного проспекта, на которые ориентированы осевые улицы города. Такое несоответствие масштабов жилой части города и общественного центра нарушает их композиционное равновесие и разрушает целостность восприятия всего ансамбля. И ни пышные цветники, ни колоритная покраска фасадов, ни композиционные пространственные паузы, оживляющие стандартную планировку, не могут замаскировать основное художественное противоречие.
Аналогичные недостатки имеют жилые комплексы и других новостроек, как, например, кварталы Сталинска. И здесь обращает на себя внимание масштабное несоответствие между величием образа металлургических заводов и исходным «модулем» жилых зданий.
Другим распространенным пороком, коренящимся, с одной стороны, в проектных заданиях, с другой — в самом творческом методе архитектора, является механическое нанизывание стандартных жилых секций по координатам жилых корпусов без учета художественных качеств их архитектурных элементов, выходящих на фасады, а также без учета ориентации этих элементов в отношении к композиционному строю ансамбля.
Жилой комплекс при заводе им. Сталина (Москва)
Наиболее ярким примером такой неудачной архитектурной композиции может служить американский комплекс в Дангауэровке. Большая фронтальная плоскость его главного фасада неисправимо обезображена хаосом лестничных клеток и разнокалиберных окон, принадлежащих сконцентрированным здесь санитарным узлам. Это разрушает весь композиционный строй ансамбля, главный эффект которого заключался в контрасте мощной фронтальной плоскости главного фасада и полузамкнутого обширного дворового пространства. Очевидно, наиболее правильным было бы ориентировать парадные комнаты квартир в сторону главного фасада. Это не только способствовало бы его композиционной выразительности, но и открывало бы из парадных комнат достаточно содержательный вид на прилегающее пространство.
Землянки первых переселенцев в Магнитогорске
Первый квартал соцгорода в Магнитогорске
Механическое нагромождение однотипных стандартных ячеек, сопровождаемое столь же механической стандартной планировкой кварталов и целых жилых районов, получило особенно большое распространение в районах новостроек. Предельно обезличенные фасады и ансамбли кварталов, лишенные каких бы то ни было ориентирующих признаков, производят гнетущее впечатление своим однообразием и бездушием. Таковы отмеченные уже кварталы Сталинска, несмотря на все попытки приукрасить их внешними декоративными средствами. Аналогичное чувство вызывает и жилой квартал при Челябинском тракторном заводе, несмотря на наличие больших и малых перекрестных проездов, несколько умеряющих монотонность стандартной планировки.
Первые кварталы в Сталинске
В одном из первых и лучших объектов опытного жилстроительства Моссовета, в Шаболовском комплексе, мы видим, каких значительных архитектурно-композиционных результатов можно достигнуть при творческом подходе архитектора к проблеме нового жилья и комплексного строительства даже в самых жестких условиях проектного задания, пользуясь лишь двумя-тремя стандартными жилыми секциями.
Исходной архитектурной идеей является здесь создание типа так называемого «южного» фасада (в контрасте к «северному»), как образа солнечного, полнорадостного рабочего жилья. Этот образ решается здесь сплошными легкими балконами на плоскостях и углах «южных» фасадов, насыщенных пространством и солнечным светом.
Поставленные под углом фасады смежных корпусов освещаются солнцем под различными, непрерывно изменяющимися углами, что создает необычайно богатую ритмическую игру контрастов и нюансов света и теней и что является одним из наиболее активных средств эмоционального воздействия. Светотеневые эффекты усиливаются системой уступов и частичной оштукатуркой углов, эркеров и некоторых простенков.
Главный фасад «американского» комплекса в Дангауэровке (Москва)
План «американского» комплекса в ансамбле новых домов в Дангауэровке (Москва)
Обращенные друг к другу балконы и окна «южных» фасадов способствуют общению их обитателей и дают известный зрелищный эффект. Расположенные напротив «северные» фасады, с выходящими на них санитарными узлами, лишенные балконов и выступов, к тому же всегда затененные, своим мрачным видом подчеркивают солнечную жизнерадостность «южных» фасадов и вместе с этим со стороны этих «южных» фасадов представляют далеко не привлекательное зрелище.
Многообразные вариации композиционного мотива «южных» и «северных» фасадов, ориентированных то на магистраль, то в дворовые пространства и расположенные то под углом, то фронтально к красным линиям участка, — создают богатый общий ансамбль, преодолевая бедность и монотонность, свойственные всем стандартным планировкам.
Жилые дома в Сталинске
Недифференцированный подход к социально-бытовому содержанию жилого комплекса и недооценка культурно-воспитательной роли архитектуры обусловили на первом этапе жилстроительства далеко не полноценный состав общественно-бытовых элементов жилого комплекса и привели к предельному схематизму их планировок. Именно этим нужно объяснить почти безраздельное господство метрической «строчки» кварталов в Сталинске и Магнитогорске, при Челябинском тракторном и Уральском машиностроительном заводах, при Горьковском автозаводе и в некоторых рабочих комплексах и студгородках в Москве. Этим же объясняется и наблюдающийся в проектировании жилстроительства новостроек и реконструируемых городов формалистический подход к решению планов и фасадов.
Жилой дом в Сталинске
Жилой дом в Сталинске
Ведущиеся в Горстройпроекте и в Академии архитектуры работы над улучшенным типом рабочих квартир имеют в виду не только повышенные бытовые и культурные требования рабочей семьи, но и возрастающую общественную функцию рабочей квартиры (встреча друзей, различные формы семейных празднеств, приобретающие общественный характер, и т. п.). Это новое содержание, являясь органическим средством повысить композиционную и идейную выразительность фасадов, вместе с тем вызывает необходимость тщательно продуманной архитектурной ориентации более парадных комнат в соответствии с социальным содержанием и композиционным строем ансамбля.
Один из «южных» фасадов Шаболовского комплекса в Москве
Схема планировки Шаболовского комплекса в Москве (осуществленная часть проекта)
Еще большие композиционные требования предъявляет углубляющаяся дифференциация социального состава населения жилых комплексов (выделение ударников, старых кадровиков производства, орденоносцев, героев Советской республики, заслуженных деятелей и т. п.), а также многообразные виды самодеятельности и общественного быта. Выражение их ведущей социальной роли в композиционном строе фасадов и генерального плана жилого ансамбля усилило бы их пластическую и образную выразительность. С этой точки зрения вряд ли можно призвать правильным практикующееся строительство домов ударника и специалистов в виде отдельных зданий, изолирующих их обитателей от родственных им производственных коллективов.
Проект реконструкции кварталов Сталинска, выстроенных по проекту германского архитектора Э. Мая
Неполнота состава бытовых элементов жилых комплексов, схематизм планировки и теснота застройки кварталов больше всего отразились на детском и общественном секторах, несмотря на наличие сети яслей, детсадов, культпредприятий и т. п.
Жилой комплекс по 2-й Рощинской ул. в Москве
Если для младенческого возраста можно довольствоваться гигиеническими нормами внутренних помещений, террас и хотя бы тесных, мало оборудованных и плохо озелененных площадок, то дети дошкольного и школьного возрастов в существующих жилкомплексах почти не имеют никакой архитектурно-пространственной организации для проведения досуга во внешкольное время.
Детская площадка в Дубровском комплексе. Москва
В тесных квартальных пространствах в большинстве случаев разбиты газоны и цветники, не оставляющие детям никаких возможностей для подвижных массовых игр или для какой-либо самодеятельности на открытом воздухе. В результате дети теснятся маленькими группами на тротуарах около стен и подъездов, разрисовывая их углем и мелом, или бродят по мостовым, цепляются за борты грузовиков, ездят на буферах и т. д. Такие картины нередко наблюдались в 1934 г. при обследовании московских комплексов и новостроек. Проводящиеся сейчас мероприятия по организации детского досуга должны быть тесно увязаны с проектными заданиями новых жилых районов.
Ясли в Сталинске
Недостатком планировки существующих комплексов является также окружение детских учреждений каменными массивами жилых корпусов, образующих безрадостный ландшафт. Проблема организации художественно-воспитательной пространственной среды, дифференцированной для различных возрастных групп, должна быть также включена в проектные задания нового строительства. Это одинаково относится как к архитектуре самих детских учреждений, так и к окружающей архитектуре, и к системе озеленения и оборудования детских зон.
Наконец, возникает художественный конфликт между типизированными формами детских учреждений и нетипизированными формами жилых зданий и других объектов комплекса. Происходит это потому, что каждое типовое или индивидуализированное детское учреждение проектируется изолированно от других объектов комплекса и в большинстве случаев независимо даже от места постройки.
Школа в 1-м квартале соцгорода в Магнитогорске
Некомплексное проектирование распространяется и на другие бытовые объекты, иногда на жилые дома одного и того же комплекса (например проектирование новых домов для города Сталинска, застройка проезда Чистопрудного бульвара в Москве и др.), что ведет к композиционному хаосу.
Схема планировки Дубровского комплекса в Москве
Однако комплексное проектирование не снимает проблемы типового проектирования массового бытового строительства, но в корне меняет его исходные принципы, повышая художественные требования. До сих пор при типизации детских и других бытовых объектов не столько исходили из их оптимального образа, сколько руководствовались нормативными минимумами. В результате, вместо неуклонного функционального и художественного совершенствования типа (в этом — основной смысл типизации) получалось консервирование далеко не совершенного содержания и окостенение формы.
Значительными недостатками обладают планировки существующих жилых комплексов и в отношении архитектурно-пространственной организации их общественного сектора. Здесь наблюдается тот же схематизм планировки и теснота внутриквартальных пространств, далекие от какой-либо дифференциации общественно-бытовых функций. Кое-где в дворовые пространства, разбитые многочисленными корпусами, втискиваются детская площадка или летняя эстрада с двумя десятками тесных скамеек, где изредка устраиваются какие-нибудь развлечения для жильцов комплекса. Примерами могут служить Дубровский, Шаболовский, Усачевский, Краснопресненский и другие комплексы Москвы. Большое дворовое пространство американского комплекса в Дангауэровке принесено в жертву абстрактной планировке газонов.
Двор «американского» комплекса в Дангауэровке. Москва
Но уже в большом дворе комплекса при заводе «Шарикоподшипник» проектом намечены спортивные площадки, а в Первом квартале Магнитогорска устроен просторный, залитый солнцем, украшенный цветами и фонтанами проспект, где по вечерам прогуливается население квартала и откуда открываются прекрасные панорамы на окрестный ландшафт и на величественный ансамбль металлургического комбината и горы Магнитной.
Неприспособленность жилых комплексов для общественной жизни или хозяйственной самодеятельности обесценивает значимость внутриквартальных пространств. В результате дворы завешиваются гирляндами белья, а балконы заставляются домашним скарбом. Газоны и фасады зданий приходят в упадок и запустение.
Основная установка при планировании таких комплексов была взята, повидимому, на обслуживание общественных и культурных нужд населения общегородскими или районными предприятиями. Однако отдаленность последних от большинства комплексов и специфическая их организация, преследующая иные цели, являются неодолимым препятствием для полноценной организации повседневного досуга населения, особенно молодежи.
Вопрос заостряется на организации для общественных целей именно открытых пространств комплекса, так как закрытые помещения клубов, даже при высокой организации их работы, могут лишь отчасти ответить на запросы молодежи, которой свойственны подвижные формы развлечения и отдыха в открытых пространствах. В то же время внутриквартальные пространства в дальнейшем не могли бы вместить все более дифференцирующиеся и возрастающие в своих масштабах общественные формы быта. И здесь постановление правительства и партии от 10 июля 1935 г. о выносе общественных элементов жилых комплексов в объединенные межквартальные пространства указывает единственно правильные пути оптимального бытового и художественного решения общественного и детского секторов.
1-й квартал соцгорода в Магнитогорска
Однако было бы ошибкой за всеми указанными недостатками не увидеть в построенных комплексах и прогрессивных архитектурно-композиционных моментов, которые могут быть использованы на новом этапе строительства. В этом отношении особенный интерес представляет Шаболовский комплекс.
Выше уже была указана его ведущая архитектурная идея: организация «южных» фасадов и образование динамической светотеневой системы, порождающей чувства бодрости и жизнерадостности. Другая композиционная доминанта этого комплекса — мотив вертикали. Этот мотив, вызывающий возвышенные чувства, являлся в великие исторические эпохи выразителем силы, величия и достоинства (обелиск в Египте, каннелированная колоннада Парфенона, колонна Траяна в Риме).
Фасад одного из корпусов Шаболовского комплекса по Серпуховскому валу
В Шаболовском комплексе мотив вертикали получил иную интерпретацию в соответствии с иными задачами и иными условиями восприятия. Мотив вертикали здесь удачно сочетается с третьим, новым композиционным мотивом динамического двугранного угла, выразительно подчеркнутого ритмическим повтором вертикальных уступов и контрастом горизонтальных корпусов. Такая интерпретация вертикали преодолевает ее статичность, свойственную указанным выше историческим памятникам. Благодаря чередованию углов, выступающих объемом и углубляющихся в пространство, внимание зрителя переходит от одного угла к другому; вертикали же уступов привлекают внимание зрителя к поверхности фасадов и, сгущаясь к выступающим углам, переводят его внимание через угол на смежную поверхность. Освещенные полосы уступов на более затемненных плоскостях фасадов и затененные полосы их на более освещенных плоскостях служат связью обеих систем плоскостей, смягчают контрасты переходов и создают дополнительные светотеневые эффекты.
Один из дворовых корпусов Дубровского комплекса в Москве
Внимание зрителя не задерживается на отдельных фасадах, а находится в постоянном организованном движении, что, естественно, вызывает и движение самого зрителя в системе пространств комплекса. Эти динамические свойства композиционных средств, какими должен отличаться всякий социалистический ансамбль, являются четвертым композиционным принципом Шаболовского комплекса. Однако отсутствие в Шаболовском комплексе социально и композиционно подчиняющих узлов снижает эффективность описанных динамических свойств, оставляя за ними лишь функцию выразительного подчеркивания входов в квартал.
Новый сквер в районе Усачевских комплексов. Москва
Перспектива дворовых пространств Шаболовского комплекса
Сквер Серпуховского вала в районе Шаболовского комплекса в Москве
Чередование выступающих и заглубляющихся углов по фронту магистралей придает Шаболовскому комплексу еще одно качество, состоящее в последовательной трансформации пластического образа ансамбля в процессе движения зрителя по скверу Серпуховского вала, вдоль фронта фасадов, а также в сохранении композиционной цельности этого образа для всех зрительных позиций. Последовательный же разворот и ракурсное сокращение плоскостей фасадов, при переходе с одного фасада на другой и при посменном открывании и заслонении их друг другом, образуют ряд эффектных ритмизованных композиционных аккордов и активизируют их эмоциональное воздействие на зрителя.
Вид жилкомплекса з-да «Шарикоподшипник» при подходе со стороны города
Схема планировки жилкомплекса при заводе «Шарикоподшипник» в Москве
Суммируя рассмотренные качества Шаболовского комплекса, важно подчеркнуть, что все они, отличаясь большой эмоциональной активностью, достигнуты архитектоническими и структурными средствами, а не внешне декоративными приемами, что делает их особо поучительными. Остается пожалеть, что комплекс этот недостроен, и содержательный художественный замысел автора (арх. Н. Травина) не получил полного воплощения.
Композиционно-контрастно Шаболовскому решается жилой комплекс при заводе «Шарикоподшипник». Здесь мы видим мощную фронтальную плоскость фасада, члененного двумя интервалами, которые ведут в единое дворовое пространство и не нарушают цельности фасада; здесь четко выражена подчиненность боковых и заднего фасадов единому главному; здесь выразительность горизонтального размаха фронтальной плоскости главного фасада подчеркивается композиционным строем подчиненных ему боковых фасадов. Такой композиционный строй этого жилого комплекса диктуется производственной связью его с противолежащим заводом. Шаболовский же комплекс окружен магистралями, не имеющими к нему прямого отношения.
Ансамбль жилкомплекса и завода «Шарикоподшипник»
В рассмотренных комплексах остается отметить хорошо найденные масштабы и внутренние пропорции их главных масс и фасадов, соответствующие их композиционной характеристике и условиям их восприятия.
Фасад комплекса по 2-й Кабельной ул. в ансамбле новых домов в Дангауэровке. Москва
В Шаболовском комплексе масштаб и пропорции фасадов и их членений способствуют выразительности вертикального строя основных объемов, а отношения их высот и интервалов между их осями создают в меру напряженный и в меру величавый композиционный шаг, соразмерный масштабам и пропорциям пространства Серпуховского вала, являющегося главной позицией восприятия ансамбля данного комплекса.
В комплексе при заводе «Шарикоподшипник» масштаб и пропорции главного фасада подчеркивают его горизонтальный строй, создают его динамику по горизонтали, утверждают размах композиционной амплитуды фасада соразмерно с величиной угла зрения и расстояния от главных зрительных позиций (магистрали и фронта завода), наконец, создают композиционное равновесие всего комплекса с противолежащим пространством.
В «американском» комплексе в Дангауэровке масштаб и пропорции масс и плоскости главного фасада создают статическую композицию комплекса в соответствии с его симметричным строем и относительно более стационарными зрительными позициями со стороны противолежащего пространства.
Перспектива Дубровского комплекса по 1-й Дубровской ул.
Другие московские комплексы характеризуются противоречиями и хаосом масштабных и пропорциональных отношений, композиционных функций и условий восприятия, что объясняется отсутствием в них руководящих композиционных идей. Так, например противолежащий американскому фронтальный фасад другого Дангауэровского комплекса, вследствие чрезмерной вытянутости по горизонтали, недостаточной высоты и разбитой лестничными клетками плоскости, теряет всякую выразительность. Главный внешний фасад Дубровского комплекса, совершенно не найденный в масштабе и в отношении длин и высот составляющих его отдельных фасадов, композиционно несогласованных между собой, никак не рассчитан на расстояние, угол зрения и динамику восприятия его в движении по магистрали. В более или менее смягченном виде аналогичные противоречия наблюдаются в Усачевском и в Краснопресненском комплексах.
Планировка 1-го квартала соцгорода в Магнитогорске
Из обследованных уральских и кузбасских новостроек положительным примером может служить Первый квартал в Магнитогорске в его центральном ряде спаренных корпусов. Хорошо найденные здесь масштабные и пропорциональные отношения основных измерений объемов, пространств и интервалов как между собой, так и в отношении к человеческой фигуре, вместе с открытым приемом застройки и некоторым усложнением строя центрального ряда (чередование больших пространств с меньшими интервалами), порождают чувства свободы, легкости и бодрости.
Отрицательным примером в этом отношении могут, служить кварталы в Сталинске, а также рассмотренные выше кварталы соцгорода при Уралмашзаводе.
Одна из первых схем планировки Сталинска (частично осуществленная в своей северной части)
Последним вопросом, относящимся к усвоению предшествовавшего опыта, является разрешение противоречия, существующего между стандартизацией и индустриализацией массового жилищного строительства, с одной стороны, и возрастающими художественными требованиями и диктуемым ими комплексным проектированием — с другой.
Основательно скомпрометированная примитивная стандартная планировка крайне суживала бытовые и композиционные возможности. Причины этого лежали в механическом, не творческом подходе к бытовым проблемам, а также в невладении композиционным мастерством. Различные попытки маскировать стандарт в планировке, или вовсе его игнорировать, на практике не дали более положительных результатов, заменив лишь узко функциональный подход отвлеченно формальным, с возвратом к старым стилевым приемам.
Первое практическое сопоставление обоих типов планировки на площадке смежных Первого и Второго кварталов Магнитогорска оказалось не в пользу второго типа, благодаря лишь отмеченной выше незначительной активизации и подлинной рационализации стандартной планировки Первого квартала. Вместо творческого преодоления композиционной инертности стандарта, его просто исключили в решении Второго квартала. В результате возникают новые или аналогичные пороки, только порожденные иными методами планировки.
Принципиальная острота вопроса заключается не в замкнутом или открытом типе планировки, так как и тот и другой тип могут быть одинаково решены как стандартной, так и нестандартной планировкой. Острота вопроса — в художественных целях и определяемом этими целями выборе композиционных средств.
Основными художественными пороками примитивных стандартных планировок являются монотонность, отсутствие развития композиционного мотива и его завершения в пределах квартала или магистрали. Однако все разновидности типов планировок, противопоставляемых стандартным, решают композиционную цельность лишь одного квартала, на основе примитивного симметричного равновесия. И ни одним из этих типов принципиально не решаются ни проблема композиционной связи кварталов, ни развитие композиционного мотива и его завершение.
Но уже в самом простом типе стандартной планировки кварталов и магистралей, какие намечались в проектах ряда соцгородов (Магнитогорска, Сталинска, Нижнего Тагила, Кемерова и др.), заложены основы связи смежных кварталов, основы непрерывности и цельности ряда. Стоит только включить в эту мертвую схему элемент ритма, который нарушит косное постоянство метра, — и в схеме зародится жизнь, будет происходить развитие качества, как основа развития композиционного мотива. Включение же в систему ритмического развития системы контрастов будет служить средством завершения композиционного мотива в пределах комплекса, квартала и на любом участке магистрали или ансамбля жилого района.
Фасады строящегося 2-го квартала соцгорода в Магнитогорске
До сих пор мы не имели подобного решения проблемы, хотя бы приближенного или даже проектного. Происходит это в силу все той же коренной причины, т. е. нераскрытия живого, действенного образа социалистического быта. Всякий же действенный органический процесс, в том числе и система социально-бытовых процессов, проявляется в сложном ритме, обогащенном контрастами, как естественным свойством диалектики развития процессов, в силу диалектического родства сущности контраста и ритма.
Следовательно, чем глубже будет происходить раскрытие конкретно-действенного образа нового быта, тем естественнее будут выявляться системы контрастов и ритмических сгустков, которые и будут служить основой пластического воплощения их в архитектурном образе жилого ансамбля.
22 ноября 2020, 23:10
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий