наверх
 

Архитектура Камбоджи VII — 1-й половины X веков

Том 9 : Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX вв. / Под редакцией  А. М. Прибытковой (ответственный редактор), Б. В. Веймарна, О. Н. Глухаревой, Л. И. Думана, А. С. Мухина. — 1971  Архитектура Камбоджи / Т. С. Проскурякова.
 
 
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
  • Том 9 : Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX вв. / Под редакцией  А. М. Прибытковой (ответственный редактор), Б. В. Веймарна, О. Н. Глухаревой, Л. И. Думана, А. С. Мухина. — 1971. — 643 с., ил.
    • Часть первая.
      • Глава 5. Архитектура Камбоджи / Т. С. Проскурякова.
        • Архитектура Камбоджи VII—VIII вв. — С. 196—202.
        • Архитектура Камбоджи IX — первой половины X вв. — С. 203—214.
 
 

АРХИТЕКТУРА КАМБОДЖИ

 
—стр. 196—
 
Географическое положение и природные условия во многом определили историческое развитие Камбоджи и в значительной степени повлияли на пути формирования ее архитектуры. Камбоджа расположена на юго-западе Индокитайского полуострова. На рубеже нашей эры через земли, которые населяли племена кхмеров, проходили великие торговые пути, связывающие Восток с Центральной Азией и Западом. Немалую роль в осуществлении этих связей играл Меконг — важнейшая водная артерия Азии. Он соединял Тибет, Центральную и Южную части Индокитайского полуострова, Китай. Разветвляясь на территории Камбоджи, Меконг образует широкую дельту, что позволяет судам проникать из Южно-Китайского моря в глубь страны. Через низовья Меконга проходил путь из Китая в Индию. Этим же путем осуществлялась связь дальневосточных стран с восточной частью Римской империи. Территория Камбоджи была пересечена сетью каналов, по которым путешественники и торговцы могли плыть в различные районы страны. Существовала еще северная дорога, соединяющая Индию и Бассак — колыбель кхмерского государства. Положение Камбоджи на перекрестке великих путей с древних времен способствовало ее экономическому и культурному развитию.
 
Камбоджа богата строительным сырьем. Гранитные образования Датрей на юго-западе страны покрыты слоем песчаника. Песчаник распространен и севернее озера Тонле-Сап в горах Кулен. Помимо песчаника в Камбодже большие запасы латерита, глины и прочных пород деревьев (тиковое, сал, манговое, камфарное, красное, черное, сандаловое, пальмы). На юго-западе страны имеются запасы мрамора, гранита и базальта.
 
В развитии архитектуры средневековой Камбоджи главная роль принадлежит ангкорскому зодчеству — величественной странице художественной культуры Азии. Ему предшествовал период возрождения (VII—VIII вв.) доиндийских традиций и их развития в новых социальных условиях.
 
 

АРХИТЕКТУРА КАМБОДЖИ VII—VIII вв.

 
Зарождение и развитие феодальных отношений в приморской державе Фунань (I—VI вв.)¹ способствовали возвышению вассального кхмерского государства, расположенного в долине реки Се Мун, которое во второй половине VI в. добилось независимости, а в конце VI в. низвело Фунань на положение вассала. Окончательное становление кхмерского государства относится ко времени правления Ишанавармана I (около 616—635), который объединил западные и южные земли полуострова. Со-
____________
¹ Архитектура Фунани, см. ВИА, т. I, гл. 10.
 
 
—стр. 197—
 
гласно летописям и сохранившимся памятникам архитектуры, раннефеодальная Камбоджа¹ была страной значительной материальной и духовной культуры, насчитывающей около 30 городов. Политическим центром государства была Ишанапура.
____________
¹ В китайских летописях вплоть до XIII в. страна именовалась Ченлой. Местные жители называли свою страну Кампучеа, а позднее Камбуджадеша или Кхмер.
 
 
Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама
Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама
 
 
Главным храмовым комплексом столицы был Самбор Прей Кук (рис. 1). Его окружали царский дворец, защищенный оградой, дома богатых сановников, жилища храмовых прислужников, музыкантов, танцовщиц. Далее располагались мастерские, поселения ремесленников, земледельцев. Здания, построенные из дерева, не сохранились. Заметны лишь границы города квадратной конфигурации с длиной сторон более 2 км, обнесенного двойным земляным валом с оградами и рвом между ними. Типы гражданских построек Ишанапуры изображены на рельефах монументальных сооружений Самбор Прей Кук (рис. 2).
 
Основным строительным материалом для культовых сооружений, монастырей, построек для хранения священных текстов и ритуальных атрибутов служил высокока-
 
 
—стр. 198—
 
чественный кирпич (размером 25×14×5,7 см). Кладка велась «в клетку» или возводились две кирпичные стенки, пространство между которыми заполнялось кирпичным боем, перемешанным с землей. Хорошим было и связующее вещество на растительной основе, которое в смеси с кирпичным порошком обеспечивало большую прочность сцепления. Кирпичная кладка образовывала таким образом вид крепкого монолита, что было важно при перекрытии пролетов ложным сводом. Если в святилищах V—VI вв. перекрытие пролета осуществлялось уступами в стенах, то в VII веке пролет перекрывался постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки противоположных стен до их соединения на вершине. Такое плавное венчание башен ложным сводом привело к появлению специфического для кхмерской архитектуры типа сооружения — прасата.
 
Снаружи прасаты покрывались штукатуркой с позолотой. В связи с тем что кирпичные поверхности плохо поддаются скульптурной обработке, с VII в. стали применяться песчаниковые вставки для колонн, перемычек, обрамлений окон, дверей, т. е. для элементов, подвергающихся скульптурной обработке после возведения.
 
 
1. Ишанапура, VII в. Генеральный план центра столицы 1 — южная группа святилищ; 2 — центральная группа святилищ; 3 — северная группа святилищ; 4 — второстепенные группы или отдельные святилища
1. Ишанапура, VII в. Генеральный план центра столицы
1 — южная группа святилищ; 2 — центральная группа святилищ; 3 — северная группа святилищ; 4 — второстепенные группы или отдельные святилища
 
 
Перекрытие прасатов ложным сводом ограничивало размеры перекрываемого пролета. Однако зодчие Камбоджи не ставили задач создания больших пространств интерьера. Благоприятные климатические условия позволяли проводить многолюдные религиозные церемонии под открытым небом и снаружи созерцать храмы, которые строились как жилище бога, обожествленного царя или как священное место для хранения царской линги¹. Такое назначе-
____________
¹ Линга — каменное изваяние символического фаллуса.
 
 
—стр. 199—
 
ние храмов во многом определило их объемно-пространственное построение и художественный образ монументальных сооружений Камбоджи. Этим объясняется также широкое применение в архитектуре кхмеров объемной скульптуры и рельефов.
 
Основным строительным материалом в жилищном и гражданском строительстве было дерево. Из дерева возводились фортификационные устройства, дворцовые и монастырские постройки. Поэтому влияние деревянного зодчества на каменную архитектуру было особенно сильным. Песчаниковые блоки соединялись так же, как и деревянные: в паз и гребень, четвертями, в фальц. Это в значительной мере ослабляло несущую способность конструктивных элементов и губительно отражалось на прочности сооружений.
 
Храмы VII в. поражают богатством скульптурного убранства, многообразием типов и форм. Планировочные схемы сооружений более разнообразны по сравнению с планировкой построек предыдущего периода. Центральное святилище окружалось пристройками, входными вестибюлями, многостолпными залами. Стены храмов раскрепованы орнаментированными пилястрами, перемычки украшены изящными растительными гирляндами с фантастическими фигурами. Боковые фасады оформлены ложными нишами и ложными дверями; ярусы, завершающие центральное святилище, также имеют ложные ниши и богато орнаментированные проемы. Форма покрытия прасатов различная: круглая, вытянутая, вазообразная и двускатная.
 
 
2. Ишанапура, VII в. Изображения гражданских построек на барельефах монументальных сооружений
2. Ишанапура, VII в. Изображения гражданских построек на барельефах монументальных сооружений
 
 
Характерными памятниками VII в. являются сооружения храмового комплекса Самбор Прей Кук. Комплекс состоит из трех главных групп святилищ (центральной, южной, северной) и окружающих их четырех второстепенных групп. Кроме того, имеются единичные святилища без оград, что свидетельствует о возможном наличии общей ограды вокруг всего религиозного центра.
 
Южная группа, окруженная двумя прямоугольными оградами, состоит из центрального прямоугольного в плане святилища и окружающих его пяти многоугольных башен. Внутренняя ограда прорезана четырьмя кирпичными въездными башнями, а внешняя — двумя, ныне не сохранившимися (рис. 3). Внутри центральной башни стены раскрепованы пилястрами и покрыты штуком с медальонами. Стены ограды с высоким цоколем раскрепованы пилястрами, пространство между которыми заполнено скульптурными изображениями. Стены завершены карнизом с округлым двускатным покрытием.
 
 
—стр. 200—
 
3. Ишанапура, VII в. Комплекс Самбор Прей Кук. Южная группа святилищ. Ограда группы святилищ. План. Поперечный разрез центрального святилища
3. Ишанапура, VII в. Комплекс Самбор Прей Кук. Южная группа святилищ. Ограда группы святилищ. План. Поперечный разрез центрального святилища
 
 
—стр 201—
 
4. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук. Главное святилище центральной группы. Фасад, разрез, план
 
4. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук. Главное святилище центральной группы. Фасад, разрез, план
4. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук. Главное святилище центральной группы. Фасад, разрез, план
 
 
Основное сооружение центральной группы — главное святилище размером в плане 8,35×5,56 с двойной оградой (рис. 4). Оно перекрыто ложным сводом при толщине стен 2,5 м и высоте 14 м. С восточной стороны между оградами размещены подсобные строения, два многоколонных зала, симметричных основной композиционной оси восток—запад, и бассейн.
 
Северная группа включает разновременные памятники. Она состоит из главной башни (VII в.), расположенной в центре террасы, четырех небольших храмов (VIII в.) и нескольких башен между оградами с западной стороны, относящихся к более позднему периоду (рис. 5, 1).
 
Тенденция к ансамблевой организации прасатов, которая проявилась в южной и северной группах Самбор Прей Кук, в дальнейшем строительстве получила большое развитие. Самым распространенным был принцип шахматного размещения пяти прасатов на платформе с доминирующим центральным святилищем.
 
В северной части комплекса расположено святилище, построенное из песчаниковых плит с плоским покрытием (святилище № 17). Плиты покрытия с фасадной стороны имеют небольшие круглые ниши с фигурками. Такое плоское покрытие, применяемое и в период Фунани (IV—VI вв.), отдаленно напоминает перекрытие индийских сооружений, однако влияние индийской культовой архитектуры на кхмерское зодчество в это время уже закончилось (рис. 5, 2). К VIII в. культурные связи с Индией значительно ослабли, а экспортированные из Индии религиозные, философские и космогонические идеи получили местное воплощение в своеобразных
 
 
—стр. 202—
 
формах архитектуры. Это сказалось на группировке отдельных башен в ансамбли, совершенствовании типа покрытия прасата, а также на развитии самобытных монументально-декоративных приемов скульптурного убранства кхмерских храмов.
 
 
5. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук 1 — северная группа святилищ; план; 2 — святилище № 17; разрез; план (чертежи выполнены по обмерам А. Парментье)
5. Ишанапура, VII в. Самбор Прей Кук
1 — северная группа святилищ; план; 2 — святилище № 17; разрез; план (чертежи выполнены по обмерам А. Парментье)
 
 
В храмовой архитектуре преобладает строительство отдельных и сгруппированных святилищ на возвышающихся точках рельефа, а не в горных массивах, что было типично для зодчества Индии. В кхмерских памятниках Пра Вихеаре, Вате Пхоу и Прасате Неак Буо, построенных на склонах Дангрекских гор, главные архитектурные объемы расположены на вершинах. Подходы к главным святилищам комплексов решены серией террас и лестниц вдоль склона горы, что свидетельствует о преемственности местных строительных традиций, ведущих начало от анимистических представлений и культа предков, поклонение которым совершалось на вершинах гор.
 
Важным для развития градостроительства Камбоджи было формирование геометрической структуры плана города. Так, столица раннефеодальной Камбоджи Бантай Прей Накор получила компактную квадратную конфигурацию (2,5×2,5 км) с размещением общественного и религиозного ядра в центре города благодаря строительству святилища Пра Зэт Том в группе прасатов Пра Зэт Ток (V в.). Таким образом, геометрический центр города стал фиксироваться главным святилищем культового сооружения.
 
В конце VIII в. закончился раннефеодальный период в развитии Камбоджи, который хронологически совпал с разделением страны на две части: Северную и Южную.
 
 
—стр. 203—
 

АРХИТЕКТУРА КАМБОДЖИ IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ X вв.

 
Раздробленность страны продолжалась до IX в. Новое объединение страны произошло при ангкорской династии, положившей начало образованию централизованного феодального государства. Расцвет кхмерской архитектуры наблюдается в IX—XIII вв. Могущество феодального государства с передовым для того времени общественным строем обеспечило экономический, политический и культурный подъем Камбоджи. В этот период были созданы выдающиеся произведения градостроительного искусства, монументальной архитектуры, скульптуры, которые по праву занимают видное место в истории мировой художественной культуры.
 
Центром государства становится район Ангкора, где возникло свыше восьми столичных городов и более тысячи монументальных сооружений.
 
В развитии зодчества Ангкорской империи можно отметить три основных этапа: раннеангкорский IX — начало X вв., соответствующий становлению кхмерского феодализма; классический X—XII вв., который падает на период наивысшего могущества Ангкорской империи, и завершающий — конец XII—XIII вв., когда огромную и еще великую державу сотрясали неразрешимые классовые противоречия.
 
Период с IX по X в. в развитии кхмерского зодчества совпал с важными социально-экономическими и идеологическими новшествами в истории Камбоджи. Восходящий к власти феодально-бюрократический класс в целях объединения страны ввел новый культ царя-бога — Девараджи, связанный с традициями священного обряда королей-гор. Таким образом, царская власть рассматривалась с IX в. как обожествленное начало. Этот идеологический акт сыграл огромную роль в формировании архитектурного типа храма-горы, предназначенного для хранения царской линги — символа царского могущества. Храмы-горы, воздвигаемые на естественном, а позднее искусственном основании, по форме уподоблялись мифической горе Меру. Они знаменовали центр столицы и государства, являясь главным градообразующим фактором в планировке сменяющихся столиц. Стены храма-горы, как и городские укрепления, строго ориентировались по странам света. Расположенные в широтной и меридиональной осях храмовые ворота определяли направление главных городских магистралей.
 
Основным строительным материалом для культовых сооружений был песчаник, исключение составляли башни, которые до XI в. возводили из кирпича, так как кладка ложного свода из крупных элементов — песчаниковых камней — еще не была освоена. Кхмерский песчаник обладает широкой гаммой тонов: серый, красный, зеленоватый, синеватый, желтый. Обычно песчаниковые блоки имели длину до 80 см и высоту до 50 см. Относительная прочность песчаника сочетается с ценным качеством — податливостью скульптурной обработке, а его мелкозернистая структура обеспечивала тонкость резьбы. Каменные блоки укладывали без связующего раствора и плотно притирали друг к другу. Разновеликие камни не всегда позволяли осуществлять необходимую перевязку вертикальных и горизонтальных швов.
 
В строительстве инженерных сооружений — мостов, оград, крепостных стен, дамб — широкое применение получает латерит — красно-коричневый камень, обладающий большой прочностью, но в отличие от песчаника плохо поддающийся скульптурной обработке. В архитектурных ансамблях латерит применялся при строительстве второстепенных построек, цоколя или конструкций, скрытых облицовкой из песчаниковых плит. Длина латеритовых камней в среднем 50—30 см, ширина 80—60 см и высота 40 см. Для сооружения мостов применялись камни длиной до 2 м.
 
Фундаменты кхмерских сооружений никогда не были глубокими. Благодаря хорошим грунтовым условиям вполне достаточным было устройство основания из утрамбованного слоя битого кирпича или камня, на который укладывали 2—3 ряда латеритовых блоков. Следующий ряд (цокольный) был из песчаника. Снаружи латеритовые ряды закрывались земляной отмосткой. Пол устраивали на уровне первого ряда из песчаника и устилали плитами (рис. 6).
 
 
—стр. 204—
 
6. Конструктивные схемы кхмерских сооружений 1 — соединение квадров; 2 — ложный свод; 3 — крестовая галерея; 4 — решение фундаментов (по данным обмеров А. Маршаля)
6. Конструктивные схемы кхмерских сооружений
1 — соединение квадров; 2 — ложный свод; 3 — крестовая галерея; 4 — решение фундаментов (по данным обмеров А. Маршаля)
 
 
Основными конструктивными системами были стеновая и стоечно-балочная, заимствованные из деревянного зодчества. Колонны, как правило, были квадратными или многогранными. Круглые колонны применялись редко и обычно служили опорами для каменных плит мощеных дорог при выравнивании уровня полотна. Перекрытие башен и галерей было ложносводчатым.
 
В IX в. широкое распространение получает строительство храмов-гор. Так, в первой ангкорской столице Харихаралайе было построено три пирамидальных ансамбля: Пра Ко (878), Баконг (881) и Лолей
 
 
—стр. 205—
 
(893), представляющих собой самобытные памятники кхмерского зодчества (рис. 7).
 
 
7. Харихаралайя, IX в. Генеральный план города. 1 — Баконг; 2 — Пра Ко; 3 — Лолей; 4 — Прасат Прей Монти; 5 — водоем Индрататаки
7. Харихаралайя, IX в. Генеральный план города.
1 — Баконг; 2 — Пра Ко; 3 — Лолей; 4 — Прасат Прей Монти; 5 — водоем Индрататаки
 
 
Одним из первых типов храма-горы было центральное сооружение столицы Харихаралайи — Баконг (рис. 8). В центре огромной равнины возведена искусственная латеритовая гора в форме пирамиды размером у основания 56×67 м и на вершине 20×18 м, облицованная песчаником. Пирамида окружена двумя латеритовыми оградами (150×115 и 350×310 м), разделенными 60-метровым рвом, и третьей оградой из столбов размером 900×700 м. Вторая ограда имеет проездные павильоны — гопуры на меридиональной оси. Основной объем пирамиды образован шестью уменьшающимися по высоте уступами. Уровень верхней мощеной террасы поднят на 15 м над уровнем главного входа. Пирамида окружена восемью башнями. В Баконге впервые главное святилище служит доминирующим центром композиции. Верхняя часть центральной башни не сохранилась, но значительные размеры ее основания позволяют предполагать, что перекрытие ее было стропильной конструкции. Центральную башню симметрично окружает 12 небольших кирпичных башен.
 
В более раннем ансамбле Пра Ко (северо-запад Харихаралайи) центральную башню окружает пять башен. Они расположены по фронту верхней платформы в два ряда с небольшим отступом друг от друга (рис. 9). Подобным образом размещено шесть башен на двухступенчатой пирамиде храма Лолей, расположенного на искусственном острове, в центре искусственного водоема — барея Индрататаки.
 
Новым в планировочном решении сооружений Пра Ко и Баконг было появление между оградой и главной пирамидой вытянутых подсобных помещений — предтечи позднейших концентрических галерей. Баконг знаменателен еще и тем, что в нем впервые ограда прерывалась по четырем главным осям гопурами, подход к которым осуществлялся по дамбам через водяные рвы. Здесь впервые в качестве барьера были использованы многоглавые символические змеи — наги.
 
Башнеобразные прасаты Баконга имели традиционные пышные порталы с двумя пристенными колоннами, которые поддерживали каменную плиту, украшенную скульптурой; выше портал венчали убывающие по высоте фронтоны.
 
Природно-климатические условия Камбоджи — страны экваториального муссона с обилием воды в период с апреля по ноябрь и отсутствием осадков во второй половине года — требовали строительства гидротехнических сооружений, обеспечивающих столицу водой и ирригацию рисовых полей. По каналам, начинающимся в верхнем течении реки Сием Реап, вода поступала в Индрататаку — укрепленный земляными плотинами водоем размером 3800×800 м, откуда вода отводилась сначала в каналы вокруг храма Пра Ко, затем в двойное кольцо рва вокруг центрального храма-горы Баконг, проходила по каналам через дворец короля, Прасат Прей, далее на рисовые поля и затем сбрасывалась в озеро. В последнее десятилетие IX в. на северо-востоке от озера Тонле Сап был сооружен грандиозный водоем Яшодхарататаки (Восточный Барей) площадью 7000×1800 м, глубиной 5 м для новой столицы Яшодхарапуры.
 
Новая столица Яшодхарапура была квадратной в плане (4×4 км) и ориентирована по странам света (рис. 10). Геометрический центр города фиксировал ес-
 
 
—стр. 206—
 
8. Харихаралайя. Баконг, 881 г. Общий вид. Башни, расположенные на нижней платформе. План
 
8. Харихаралайя. Баконг, 881 г. Общий вид. Башни, расположенные на нижней платформе. План
8. Харихаралайя. Баконг, 881 г. Общий вид. Башни, расположенные на нижней платформе. План
 
 
—стр. 207—
 
тественный холм высотой 65 м. На этом холме, облицованном каменными блоками, был воздвигнут храм царской линги— Пном Бакхенг (893). Основание холма было окружено рвом и дамбой размером 440×650 м. Соответственно осевым входам в храм вели четыре мощеные дороги, обозначенные ныне симметричными бассейнами, тянущимися до городской ограды. Столица была укреплена двойным поясом земляных насыпей, разделенных 200-метровым рвом. Планировка столицы отражает религиозно-философские представления эпохи и материализует космогонические идеи времени.
 
 
9. Харихаралайя. Пра Ко, 879 г. План
9. Харихаралайя. Пра Ко, 879 г. План
 
 
Строительство культовых сооружений велось из песчаника. Ложные своды также начали выкладывать из песчаниковых блоков с последующей отеской внутренних нависающих частей камней для облегчения веса и предупреждения обвала свода. Переход от кирпичных башен к каменным повлек за собой переход от пластики по штукатурке к резьбе по камню. Каменные поверхности башен подвергались скульптурной обработке после их возведения.
 
 
10. Яшодхарапура, IX в. Генеральный план 1 — Пном Бакхенг; 2 — Пхимеанакас; 3 — Восточный Мебон; 4 — Пре Руп; 5 — Прасат Краван; 6 — Кутисвара; 7 — Прасат Ват Чум; 8 — Восточный Барей; 9 — Баксей Тьямкронг; 10 — королевский дворец
10. Яшодхарапура, IX в. Генеральный план
1 — Пном Бакхенг; 2 — Пхимеанакас; 3 — Восточный Мебон; 4 — Пре Руп; 5 — Прасат Краван; 6 — Кутисвара; 7 — Прасат Ват Чум; 8 — Восточный Барей; 9 — Баксей Тьямкронг; 10 — королевский дворец
 
 
—стр. 208—
 
Пном Бакхенг — это храм-гора, целиком выложенный из песчаника (рис. 11). Пять уменьшающихся террас одинаковой высоты с четкими линиями профиля подняты на квадратном основании 76×76 м, верхняя платформа имеет размер 47×47 м. Комплекс венчают пять башен: центральная, доминирующая по высоте, и четыре, расположенные по углам. На нижних уступах находятся многочисленные симметрично расположенные к главным осям башни.
 
 
11. Яшодхарапура. Пном Бакхенг, 893 г. Перспектива центральной лестницы. План
 
11. Яшодхарапура. Пном Бакхенг, 893 г. Перспектива центральной лестницы. План 11. Яшодхарапура. Пном Бакхенг, 893 г. Перспектива центральной лестницы. План
 
 
Символизм культовых сооружений Камбоджи в архитектуре Бакхенга выявлен особенно ярко. Помимо обычного образа храма как центра вселенной, окруженного символизирующим мировой океан водяным рвом, например Лолей и Баконг, Бакхенг воплощал более широкую космогоническую идею. 108 прасатов, окружающих центральную башню, согласно исследованиям Бернарда Гролье, расположены так, что зритель, который может приблизиться к храму только по мощеным подходам с четырех сторон, может увидеть одновременно только 33 башни, соответствующие живущим на горе Меру 33 богам. Число башен соответствует четырем фазам луны, состоящим из 27 лунных дней. На уступах центральной пирамиды расположено
 
 
—стр. 209—
 
60 одинаковых по форме и величине башен, что соответствует числу годов в системе индийских циклов. Строгая ориентация памятника по странам света еще больше подчеркивает символизм Бакхенга — «каменного календаря» — уникального памятника в архитектуре стран Юго-Восточной Азии.
 
 
12. Лингапура, X в. Прасат Том. План, разрез
12. Лингапура, X в. Прасат Том. План, разрез
 
 
В 928 г. новый правитель Джаяварман IV начал поиски места для новой столицы. Он перенес центр кхмерского государства на северо-восток за сотню километров от района Ангкора в Лингапуру (современный Кох Кер). Строительство столицы развертывается в грандиозных масштабах. Площадь города достигает 35 км² (наибольшая огороженная площадь в истории строительства средневековой Камбоджи). Был создан центральный комплекс города Прасат Том (600×150 м), с западной стороны его была возведена крупнейшая ступенчатая пирамида Пранг размером 62×62 м и высотой 62 м. В святилище была установлена колоссальная линга высотой 4,5 м, весом более 24 т (рис. 12).
 
Пирамида Пранг была окружена каменной стеной (180×152 м). Такой же стеной был обнесен смежный комплекс с многочисленными прасатами, «библиотеками»¹, оградами с гопурами (рис. 12). Между оградами расположены узкие здания, образующие прямоугольники.
____________
¹ «Библиотеками» условно называются парные здания, фланкирующие основную ось композиции.
 
Для снабжения города питьевой водой и ирригации был вырыт архитектурно оформленный искусственный водоем Рахаль (560×1200 м). Ось этого огромного бассейна, как и ось всего города, была смещена на 15° от меридионального направления по экономическим соображениям (рельеф местности, максимальная сохранность объема транспортируемой воды).
 
Строительство в Лингапуре велось с широким применением кирпича и латерита.
 
 
—стр. 210—
 
Отсутствие поблизости песчаниковых карьеров служило причиной использования в основной кладке латерита, облицованного песчаником. Большой объем строительных работ, выполненных за короткий срок, неблагоприятно сказался на качестве строительства. Облицовочные песчаниковые плиты часто недостаточно хорошо были связаны с основной латеритовой кладкой. Отсутствие перевязки вертикальных и горизонтальных швов вызывало обрушение отдельных участков кладки, а отсутствие угловых связей нарушало прочность и устойчивость стен. Большей частью сооружения не окончены, так как через 15 лет строительство прекратилось в этом районе, а Лингапура была оставлена и как столица, и как город.
 
 
13. Ангкор. Пре Руп, 961 г. Общий вид
 
13. Ангкор. Пре Руп, 961 г. План
13. Ангкор. Пре Руп, 961 г. Общий вид. План
 
 
В 944 г. столица королевства вновь переносится в район Ангкора. Новый период ангкорского строительства начался созданием храмового комплекса Пре Руп (961, рис. 13). Это квадратная трехэтажная пирамида со стороной у основания 50 м и на вершине 35 м. Верхняя терраса увенчана пятью башнями из кирпича: четыре по углам, и пятая, доминирующая посредине. К центральному святилищу, как и во всех кхмерских культовых сооружениях (исключая Пранг в Лингапуре), с четырех сторон вели наружные лестницы. Вдоль лестниц были расположены фигуры сидящих львов. На втором этаже размещены 12 святилищ, прямоугольные в плане «библиотеки» и другие строения. На первом этаже находились длинные каменные залы с черепичным покрытием по деревянным стропилам. Весь комплекс окружен латеритовой стеной 120×103 м. Достоинство Пре Руп помимо композиционных, планировочных новшеств и удачных пропорций заключается в цветовом решении, сочетающем красно-коричневый латерит основных этажей со светло-голубым песчаником верхних башен.
 
 
—стр. 211—
 
Архитектурный язык кхмерских зодчих в этом комплексе скуп и предельно выразителен.
 
Столица середины X в. развивалась вокруг Пхимеанакаса, что значит «небесный дворец». Начиная с этого времени, «небесный дворец» становится постоянной резиденцией кхмерских королей до конца ангкорского периода. Пхимеанакас — прямоугольная пирамида с размером основания 35×28 м решена в виде трех уменьшающихся ярусов из латерита высотой по 12 м. Завершается пирамида центральной башней и окружающей ее узкой галереей из песчаника (рис. 14).
 
 
14. Ангкор. Пхимеанакас, X в.
14. Ангкор. Пхимеанакас, X в.
 
 
Кроме строительства в центральной части города, были проведены большие рабо-
 
 
—стр. 212—
 
15. Бантай Срей, 967 г. Разрез I—I. План ансамбля
15. Бантай Срей, 967 г. Разрез I—I. План ансамбля
 
 
—стр. 213—
 
ты по восстановлению некоторых участков ирригационной системы, по перестройке и украшению всей столицы. Надпись на памятнике Бат Тьхум, датированная X в., сообщает: «Он [Раджендраварман II (944— 968)] восстановил священный город Яшодхарапуру и заставил ее блистать несравненной красой, построив дома, украшенные сверкающим золотом, дворцы, мерцающие драгоценными камнями, подобно дворцу Махендры на земле»¹.
____________
¹ G. Соеdеs. Les inscriptions de Bat Cum. Journal Asiatique, 1908, v. XII, p. 213.
 
 
16. Бантай Срей. Скульптурное убранство перемычки
16. Бантай Срей. Скульптурное убранство перемычки
 
 
В 952 г. сооружается храм Восточный Мебон, расположенный на острове посередине искусственного водоема — Восточного Барея. Мебон выражает в камне традиционную идею мироздания в окружении мирового океана. Объемно-пространственное решение Восточного Мебона во многом повторяет композицию Пре Руп.
 
Выдающийся памятник архитектуры этой эпохи — небольшой храмовый ансамбль Бантай Срей, представляющий собой образец глубоко органичного синтеза архитектуры и скульптуры¹. Храм основал в 967 г. царский сановник Яджнявараха в своем владении Ишварапуре, находящемся в 20 км северо-восточнее Ангкора. В центре террасы, окруженной четырьмя концентрическими оградами и рвом, расположены в ряд три башни, фланкируемые «библиотеками». Между первой и второй оградами находится шесть длинных залов. Все ограды имеют гопуры по главной оси восток—запад (рис. 15). Несмотря на общность планировочного решения гопур (крестооб-
____________
¹ Храм восстановлен Анри Маршалем в 1928 г. методом анастилоза.
 
 
—стр. 214—
 
разный план), все они различны по размерам и формам.
 
Отличительная особенность ансамбля — отсутствие больших объемов (высота главного святилища 9,3 м, сторона основания 8,4 м). Однако благодаря пропорциональному членению создается впечатление, что комплекс внушительных размеров. В скульптурном убранстве использованы лучшие достижения предшествующего периода. Фасады обработаны нишами со скульптурами, каноническими ложными порталами слышно украшенными перемычками, каскадами фронтонов и другими элементами декора, типичными для X в. (рис. 16). В этом памятнике особенно ярко выражено пластическое решение архитектурных объемов.
 
 
17. Бантай Срей. Входной портал. Стенная ниша
17. Бантай Срей. Входной портал. Стенная ниша
 
 
В храме Бантай Срей гармонично слились скульптурные образы с архитектурной формой. Особенно привлекательны образы женских фигур из розового песчаника, искусно врезанных в ниши из бледно-розового и желтого песчаника (рис. 17). Строгая классическая уравновешенность архитектурной композиции согласуется с живописностью скульптурных рельефов.
 

7 июля 2023, 1:06 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий