наверх
 

Архитектура стран Африки в XX веке

 АРХИТЕКТУРА СТРАН АФРИКИ
 
 
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
 

АРХИТЕКТУРА СТРАН АФРИКИ

 
—стр. 663—
 

Глава XXXI

АРХИТЕКТУРА СТРАН ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ

 
В тропический пояс африканского материка входит множество стран, заселенных в основном аборигенами — негрскими народами. Строительство на этой обширной территории развивается после первой мировой войны в городах, почти не затрагивая сел и глубинных районов.
 
Уровень строительства в странах, находившихся в колониальной зависимости, после первой мировой войны был невысок: действовали устоявшиеся в прошлом столетии взгляды, что квалифицированные архитекторы — роскошь для колоний. Об этом свидетельствует, в частности, сборник проектов для Бельгийского Конго, изданных в 30-х годах инж.-арх. Ж. Ровартом. Издание содержит рекомендации по строительству коттеджей для европейцев, банков, отелей, больниц, ресторанов, конторских зданий и т. д. Предлагаемые чертежи не являлись проектами в точном смысле слова, в большей части это просто наброски внешнего вида построек, сделанные неряшливо и безграмотно (рис. 1). Автор предупреждает о плохом качестве местных материалов — дерева, глины, камня, предлагая использовать бетон, цемент, цементные блоки, волнистое железо и этернит. Меры приспособления к местным условиям элементарны — жалюзи для защиты от солнца, противомоскитные сетки, пропитка деревянных частей креозотом от термитов. Приводится также проект поселка для рабочих-африканцев с бараками казарменного типа.
 
В городах социальные контрасты обострялись расовой нетерпимостью колонизаторов. Местное население, строго отделенное от выходцев из Европы, обитало на окраинах в хижинах и убогих лачугах. Вместе с ростом городов тропической Африки их язвой стали, как и повсюду в колониях, «бидонвили» — трущобные жилища из любых случайных материалов, включая жесть (отсюда название).
 
Лишь после второй мировой войны стали приниматься меры к упорядочению плана городов и их застройки. Были разработаны планы реконструкции Кампалы (1945, Уганда, арх. Э. Май), Найроби (1947, Кения, арх. Т. Уайт), городов Золотого Берега — нынешней Ганы (конец 40-х годов, при консультации М. Фрая). Спланированные по шахматной сетке, с деловыми центрами, застроенными небоскребами, города Южной Родезии получили облик типичных космополитических городов.
 
В силу того, что общественные здания обслуживали только белых поселенцев, типология городских построек была неполноценной. Почти не было театров (европейское население обычно слишком малочисленно), облик городского центра в значительной мере определялся конторскими и банковскими постройками. Последние нередко сочетались с жилищами, занимая
 
—стр. 664—
 
лишь нижний ярус многоэтажного здания. Примерно к 50-м годам относится постройка первых колледжей и университетских комплексов, размещаемых обычно на просторных участках вне городской черты.
 
 
Типовые проекты 30-х годов для Бельгийского Конго
1. Типовые проекты 30-х годов для Бельгийского Конго
а — собор; б — здание банка; в — поселок для рабочих-африканцев, план: 1 — бараки для холостых; 2 — бараки для женатых; 3 — дом начальника лагеря; 4 — кухня; 5 — колодец; 6 — уборная; г — барак для холостых, план и фасад
 
 
После второй мировой войны в строительство начали внедряться конструкции из стали и бетона. Отсутствие местной строительной промышленности, недостаток сырья и квалифицированной рабочей силы создавали трудности, заставлявшие ввозить готовые конструкции из метрополии. При одноэтажной массовой застройке использовались местные материалы — сырцовый кирпич и глина.
 
Наряду с внедрением новой техники выдвигаются требования комфорта, приспособления архитектуры к условиям климата. Это вело к формированию новых средств выразительности. В 50-х годах формировались черты архитектуры, которая может быть охарактеризована как «тропический стиль». Это космополитическая, по существу, архитектура бетона, стали, стекла и других новейших материалов, но дополненная солнцезащитными устройствами и другими приспособлениями, необходимыми в условиях жаркого климата.
 
 
2. Нигерия. Ибадан. Здание библиотеки колледжа (впоследствии — университета), 1959—1960 гг. Архитекторы М. Фрай, Дж. Дрю, Л. Дрейк, Д. Лесдан
2. Нигерия. Ибадан. Здание библиотеки колледжа (впоследствии — университета), 1959—1960 гг. Архитекторы М. Фрай, Дж. Дрю, Л. Дрейк, Д. Лесдан
 
 
Климат тропической Африки неоднороден, поэтому и такие приспособления раз-
 
—стр. 665—
 
нообразны. В зонах сухого жаркого климата нужны небольшие проемы, глухие стены, плоские крыши; в зонах влажных тропиков — широкие проемы для усиленного проветривания, ажурные стены, скатные крыши, установка здания на столбах; в обоих случаях — вентилируемые конструкции кровель, системы солнцезащитных ребер, козырьков и решеток.
 
 
3. Танзания. Моши. Культурный центр, 1950 г. Арх. Э. Май. План: 1 — вестибюль; 2 — зал; 3 — фойе; 4 — рабочие комнаты. Общий вид 3. Танзания. Моши. Культурный центр, 1950 г. Арх. Э. Май. План: 1 — вестибюль; 2 — зал; 3 — фойе; 4 — рабочие комнаты. Общий вид
3. Танзания. Моши. Культурный центр, 1950 г. Арх. Э. Май. План: 1 — вестибюль; 2 — зал; 3 — фойе; 4 — рабочие комнаты. Общий вид
 
 
После второй мировой войны отношение к архитектуре в колониях заметно меняется. Строили архитекторы из метрополии, нередко крупные мастера.
 
В Западной Африке много работали опытные в проектировании для тропиков М. Фрай и Дж. Дрю в сотрудничестве с Л. Дрейком и Д. Лесданом. По их проектам на рубеже 50-х и 60-х годов строились колледж и банк в Ибадане (рис. 2), многие другие здания в Нигерии и Гане. В Восточной Африке пионером современной архитектуры был Э. Май, эмигрировавший из Германии в годы нацизма и проживший здесь с 1933 по 1952 г. Построенный им культурный центр в Моши (1948—1950, ныне в Танзании) был первым общественным зданием для африканцев, служившим для объединения жителей большого района без племенных и сословных различий (рис. 3).
 
В 50-е годы в Африке бурно нарастало освободительное движение. Первыми разорвали цепи колониализма Судан (1956), Гана (1957) и Гвинея (1958). 1960 год вошел в историю как «год свободной Африки», когда провозгласили независимость 17 стран. К 1970 г. на карте материка появилось 30 новых свободных государств, перед которыми стоит задача ликвидации последствий колониализма в социальной жизни и экономике.
 
Социальные преобразования непосредственно отражаются в программе строительства. На первый план выдвигается массовое строительство жилищ и школ. Не меньшее внимание уделяется развитой сети учреждений здравоохранения — больниц, клиник, родильных домов.
 
Для самостоятельного развития нужны кадры специалистов во всех областях народного хозяйства, поэтому усиленно строятся средние и высшие учебные заведения — педагогические и медицинские училища, техникумы, университетские комплексы. В Гане созданы два университета на базе колледжей в Леггоне и Кумаси, получили университетский статус колледжи в Ибадане (Нигерия), Фритауне (Сьерра-Леоне) и других городах. В начале 60-х годов отстроен университетский комплекс в Нсукка к северу от Энугу (Нигерия) со студенческим городком на 3000 человек, с библиотекой, открытым театром, бассейном и спортивными площадками (Дж.
 
—стр. 666—
 
Кьюббит; рис. 4). В 60-х годах построен университетский городок в Тананариве (Малагасийская республика, арх. А. Симуне). Превратились в университеты колледжи в Кампале (Уганда) и Найроби (Кения), построены университеты в Дар-эс-Саламе (Танзания, 1963, фирма «Норман и Дау-берн») и Лусаке (Замбия). К 1970 г. в странах тропической Африки функционировали 15 университетов.
 
 
Нигерия. Нсукка. Университетский комплекс, 1960 г. Арх. Дж. Кьюббит. План
4. Нигерия. Нсукка. Университетский комплекс, 1960 г. Арх. Дж. Кьюббит. План
1 — факультет изобразительных искусств и библиотека; 2 — инженерный факультет; 3 — учебные корпуса; 4 — мастерские и лаборатории; 5 — ректорат; 6 — мужской колледж; 7 — женский колледж; 8 — обсерватория; 9 — спортивный центр; 10 — общежития; 11 — дома преподавателей
 
 
Молодым африканским государствам стали необходимы новые правительственные и административные здания. Самый тип этих зданий оказался связан с идеями национального освобождения, становится государственным символом. Здание парламента в Кампале (Уганда), открытое уже в 1960 г. (архитекторы Питфилд и Бодгенер), сочетает главный корпус с залом и рабочими комнатами, административный корпус и ажурную башню (рис. 5). Рельефы на фасаде (искусственный камень) и в кулуарах (дерево) рассказывают о жизни людей Уганды и богатствах природы страны с ее лесами и животным миром (скульптор Ж. Майо). В начале 60-х годов, когда Нигерия еще была федеральным государством; в ее крупнейших городах — Лагосе, Ибадане и Энугу — поднялись высотные административные здания. Правительственное здание в Лагосе (инж. О. Фабер) имеет 24 этажа, административные здания в Ибадане (фирма «Никсон и Борис») и в Энугу (арх. Э. Р. Коллистер) — 25 и 17 этажей. Правительственный центр строится в Хартуме (Судан, группа югославских специалистов под руководством архитектора В. Стояновича) и проектируется для Лусаки (Замбия).
 
Возникают общественные центры. Под общим понятием культурного центра часто объединяются здания различного назначения — зрительные и выставочные залы, кинотеатры, кафе и др. Иногда культурный центр, как в Хартуме, соединяется в один комплекс с правительственным. Приток туристов вызвал строительство гостиниц и мотелей, особенно крупных и многочисленных на побережье Западной Африки. Во времена колониализма занятия спортом были недоступны для африканцев, теперь в городах появляются спортивные комплексы со стадионами, площадками и плавательными бассейнами. Развивается местная промышленность, строятся заводы и фабрики.
 
 
5. Уганда. Кампала. Здание парламента, 1960 г. Архитекторы Питфилд и Бодгенер
5. Уганда. Кампала. Здание парламента, 1960 г. Архитекторы Питфилд и Бодгенер
 
 
Нелегко исправить ущерб, нанесенный колониальной системой развитию городов Африки. Самое серьезное внимание направлено на их реконструкцию и благоустройство, в первую очередь на ликвидацию
 
—стр. 667—
 
трущоб. В 1959 г. фирмой К. Доксиадиса подготовлены проектные предложения по реконструкции Хартума и Порт-Судана. В 1964 г. составлен проект реконструкции Форт-Лами (Чад, архитекторы Ж. Кандилис, А. Иосич, Ш. Вудс), по которому овраг, разделявший европейскую и африканскую части города, из преграды превращается в связующее звено. В 1968 г. арх. X. Шольц из ГДР разработал проект планировки Нгамбо-африканского предместья г. Занзибара (Танзания). В 1969 г. представлен проект перспективного развития Конакри (Гвинея, югославские инженеры-архитекторы — Р. Мискевич и др.). Благоустраиваются другие столицы и города, строятся новые города, как, например, Тема в Гане, застраиваются поселки на побережье и внутри материка.
 
 
6. Берег Слоновой Кости. Абиджан. Здание почтамта. Архитекторы Д. Бадани, П. Ру-Дорлю
6. Берег Слоновой Кости. Абиджан. Здание почтамта.
Архитекторы Д. Бадани, П. Ру-Дорлю
 
 
7. Нигерия. Лагос. Решетка банка, 1961 г. Скульпторы Ф. Идехен, П. Маунт
7. Нигерия. Лагос. Решетка банка, 1961 г. Скульпторы Ф. Идехен, П. Маунт
 
 
Строительство в освобожденных странах Африки встретило действенную поддержку со стороны Советского Союза и других социалистических стран. Силами советских специалистов строятся училища и больницы, гостиницы, заводы и стадионы. Можно назвать Политехнический институт, в Конакри (Гвинея) на 1500 учащихся — самый крупный в Западной Африке (1964, архитекторы Е. В. Рыбицкий, Г. Н. Цытович, инж. А. Н. Филатов), высшую административную школу и медицинское училище в Бамако (Мали, 1965, архитекторы Л. Н. Афанасьев, Н. А. Александровская и др.), спортивные комплексы со стадионами на 25 000 зрителей каждый в Конакри и Бамако (1964 и 1965, архитекторы Е. В. Рыбицкий, Л. Н. Афанасьев и др.), комфортабельные гостиницы «Камайен» в Конакри (1963, архитекторы П. П. Зиновьев, И. А. Вахутин, Л. Н. Безухова, инж. Д. Н. Николаев) и «Космос» в Браззавиле (Конго, архитекторы П. П. Зиновьев, И. А. Вахутин, инж. Д. Н. Николаев), родильный дом на 100 коек в Браззавиле (1967, арх. К. С. Матаян, инж. Г. М. Абросимова), госпиталь на 400 коек в Кисуми (Кения, 1966, арх. А. М. Мусорина, инж. Г. М. Абросимова) и многие другие.
 
Специалисты ГДР помогали Танзании создать базу для развития местной строительной промышленности, строили на острове Занзибар жилые кварталы Нгамбо и поселки, а также школы. Болгарские организации проектируют жилые дома и общественные комплексы для Ганы и Мали. Многие проектные работы для стран тропической Африки выполняются в Югославии.
 
Значительной, особенно на Берегу Слоновой Кости, остается доля участия французских архитекторов — аэропорт в Абиджане (1968, архитекторы М. Дюшарм, Ж. Меро), почтамт в Абиджане (архитекторы Д. Бадани и П. Ру-Дорлю; рис. 6).
 
—стр. 668—
 
Но в освобожденных странах тропической Африки появились и собственные кадры строителей. В 50-х годах зодчие-африканцы могли получить образование только в Европе. Многие из них, как, например, гвинейцы А. Барри и X. Дрейм, окончили Московский архитектурный институт. В 60-х годах архитекторов стали выпускать уже многие факультеты университетов в странах тропической Африки.
 
Художники-монументалисты Африки вносят свою долю в оформление новых зданий. В Гане это резные по дереву панно работы К. Антубама, отражающие повседневную жизнь народа (интерьеры в здании парламента, отеле «Океании» и др.). Перед фасадом Археологического музея в Лагосе (Нигерия) стоит бронзовая скульптура Б. Энвонву (1957), выполненная в стиле средневековой бронзы, интерьер лагосского банка украшает решетка на мотивы истории страны (1961, Ф. Идехен и П. Маунт; рис. 7). Синтез искусств связывает архитектуру с художественной традицией, с историческим прошлым и повседневной жизнью народа.
 
 
—стр. 669—
 

Глава XXXII

АРХИТЕКТУРА ЭФИОПИИ

 
Эфиопия — единственная страна африканского континента, отстаивавшая свою политическую независимость на протяжении всей своей истории. Однако пережитки феодализма и экономическое давление со стороны Англии и Франции тормозили развитие страны. Немногочисленные стройки поручались европейским архитекторам — французам, швейцарцам, итальянцам.
 
Строительство оживилось в 20-х, особенно 30-х годах, когда столица Аддис-Абеба пополняется общественными зданиями. В 1924 г. по проекту греческого архитектора Баланоса построен хорошо оборудованный по тому времени Госпиталь Бен-Саида, в 1929 г. открыт железнодорожный вокзал (французский архитектор П. Барриа), в 1931 г. — школа императрицы Менен, в 1934 г. — госпиталь им. принцессы Заудити (оба здания арх. Баланоса). В 1932 г., когда в политической организации страны наметился сдвиг в сторону конституционной монархии, в Аддис-Абебе было возведено здание парламента — первый в Эфиопии опыт новых форм, связанных с использованием бетона и стекла (1934, арх. Э. Каметц). Впоследствии здание было дополнено часовой башней, которая должна была напоминать обелиски Аксума. Одновременно среди парка заложен Новый дворец в традициях классицизма с портиком на каннелированных колоннах. Проект выполнен арх. Э. Каметцом при участии других архитекторов. В Новом дворце останавливаются прибывшие в страну иностранные правительственные делегации. Как и в прошлые столетия, строились церкви: возведен монументальный собор Троицы в стиле барочной архитектуры с разорванными фронтонами и обилием лепнины.
 
В 1935 г. Эфиопия подверглась нападению со стороны Италии. Последующие годы были тяжелым испытанием для страны: итальянская оккупация унесла много жизней, превратила в руины города и села.
 
Лишь к 50-м годам страна оправилась от последствий агрессии и вступила на путь экономического и культурного подъема. Наращивает темпы строительство. В 1954 г. утвержден план реконструкции столицы, составленный видным английским архитектором Патриком Аберкромби. Основная идея плана была направлена на то, чтобы предотвратить перенаселение города путем создания шести городов-спутников. План был реализован лишь частично, а тем временем рост населения и стихийная застройка сделали невозможным его полное осуществление. Дальнейшее регулирование планировки было возложено в 1958 г. на специальный департамент при консультации фирмы «Болтон и Хенесси». Территория города представляет собой овал, длинная ось которого имеет меридиональное направление. Выделяются зоны: правительственная на востоке и коммерческая на западе, где находятся Большой рынок, промышленные предприятия и деловой центр. Терри-
 
—стр. 670—
 
тория города — 215 км², но капитальные здания занимают лишь 30 км², в остальном же застройка носит сельский характер. Город растет к югу, в сторону аэропорта.
 
 
1. Аддис-Абеба. Театр, 1955. Арх. А. Шометт
1. Аддис-Абеба. Театр, 1955. Арх. А. Шометт
 
 
Постройка в 1955 г. театра в Аддис-Абебе была событием в культурной жизни не только Эфиопии, но и всей Африки: это первый национальный театр на континенте (рис. 1). Здание театра организует городской центр — площадь Хайле Селассие. Его главный фасад выходит на террасу с фонтаном и декоративным замощением. Фонтан украшен медными изображениями рыб. Из вестибюля к ложам ведет парадный лестничный марш. Фойе с полом, выложенным полосами черного и белого мрамора, и деревянной обшивкой стен органично переходит в сад, разбитый у бокового фасада над крышей торговых рядов. По другую сторону здания стоит бронзовый лев — эмблема свободной Эфиопии. Здание и скульптура созданы по замыслу французских мастеров — Анри Шометта, Антуана Леже (декор), Мориса Калка, Шарля Моссиона (скульптура) и др. Черты архитектуры, внешне строгие, проникнуты тонкой фантазией. Достигнуто органическое соединение элементов архитектуры, изобразительного и прикладного искусства.
 
На площади перед Новым дворцом установлен монумент в память жертв итальянской агрессии. Белый мрамор обелиска опоясывает бронзовая многофигурная композиция югославского скульптора А. Аугустиника, повествующая о страданиях народа Эфиопии в годы оккупации и героизме патриотов.
 
 
2. Аддис-Абеба. Школа, 50-е годы. Арх. Г. К. Фаллек
2. Аддис-Абеба. Школа, 50-е годы. Арх. Г. К. Фаллек
 
 
С 1954 г. по проекту молодого английского архитектора Г. К. Фаллека была продолжена постройка университета Эфиопии. В 1950 г. был заложен первый корпус университетского колледжа, Г. К. Фаллек проектировал школу искусств и строительный фа-
 
—стр. 671—
 
культет, библиотеку и музей. К 1960 г. комплекс университета включал уже 17 корпусов. Г. К. Фаллек проектировал также несколько школ (рис. 2); в его постройках удачно сочетаются бетон и местный камень.
 
 
3. Аддис-Абеба. Дом Африки, 1961 г. Архитекторы М. Фанано, А. Меццедими
3. Аддис-Абеба. Дом Африки, 1961 г. Архитекторы М. Фанано, А. Меццедими
 
 
4. Аддис-Абеба. Здание Министерства иностранных дел, 1966 г. Архитекторы 3. Энав, М. Тедрос. План, общий вид
4. Аддис-Абеба. Здание Министерства иностранных дел, 1966 г. Архитекторы 3. Энав, М. Тедрос. План, общий вид
 
 
В 60-х годах в столице Эфиопии развернулось большое строительство. Над восточной частью города возвышается построенный на холме комплекс лицея Гебре Мариам с врезанным в склон стадионом (1960, арх. А. Шометт). Новый аэропорт с вытянутым остекленным фасадом построен в 1960 г. по проекту итальянских архитекторов М. Фанано и А. Меццедими. Идея единства и свободы Африканского континента нашла воплощение в здании Дома Африки
 
—стр. 672—
 
(1961, архитекторы М. Фанано, А. Меццедими). Это самое значительное сооружение новой Эфиопии задумано как центр объединения освобожденных государств всей Африки. Здесь происходила в мае 1963 г. конференция глав африканских государств, на которой подписана хартия «Организации Африканского Единства». Здание состоит из двух связанных переходом корпусов: выдвинутого вперед квадратного объема конференц-зала под плоским куполом и шестиэтажного прямоугольника деловой части на втором плане. Рельеф участка позволил устроить парадные подъезды по обеим сторонам зала и широкую фронтальную лестницу, что подчеркивает торжественность облика здания (рис. 3). Главным украшением Дома Африки являются многоцветные витражи работы молодого эфиопского художника Афеворка Текле. На триптихе восьмиметровой высоты — «Свобода Африки» — символически изображены прошлое, настоящее и будущее африканских народов.
 
Одной из главных построек столицы является здание Министерства иностранных дел в Аддис-Абебе, спроектированное в форме ладьи с шестигранными ячеями солнцерезов на фасаде (1966, архитекторы 3. Энав, М. Тедрос; рис. 4).
 
В последние годы значительная доля в строительстве принадлежит югославским специалистам. С 1960 г. строительный отдел Министерства общественных работ возглавляет арх. Б. Петрович. В центре Аддис-Абебы построен большой комплекс больницы на 553 места, на площади Мехико возведен самый комфортабельный в стране девятиэтажный отель «Веби-Шебели» (архитекторы Б. Петрович, 3. Драгайлович, X. Йустич), закончены многие другие многоэтажные здания жилого и общественного назначения. В Хараре строится дворец (арх. Д. Бешир, инж. С. Синделич). Построены плотины с электростанциями на реках Аркике, Зула и Кока (в этих работах приняли участие инженеры Б. Йованович и С. Синделич).
 
На берегу оз. Тана растет новый город Бахар Дар по плану, составленному архитекторами из ГДР М. Гутером и П. Петцольдом. Построенный в Бахар Даре советскими специалистами политехникум (1963, архитекторы А. И. Беляев, Е. А. Аничкова, инж. М. Д. Рейнин) стал вторым после университета высшим учебным заведением страны.
 
 
—стр. 673—
 

Глава XXXIII

АРХИТЕКТУРА ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 
Южная оконечность Африки — Южно-Африканская Республика (до 1961 г. Южно-Африканский Союз) — была раньше других частей континента колонизована европейцами (см. ВИА, т. 8). Опорными пунктами колонизации стали города, с самого начала получившие европейский облик. Аборигены страны, племена банту оттеснены в так называемые локации. Трущобы южноафриканских городов не просто места обитания неимущих классов, это жестко ограниченные гетто для африканского населения, прозябающего в чудовищных антисанитарных условиях. Расизм и порожденный им апартеид здесь приняли крайне жестокие формы.
 
Южная Африка богата полезными ископаемыми (алмазы, золото, уран, нефть и каменный уголь), что определило развитие промышленности, в которой беспощадно эксплуатируется труд африканцев.
 
В 30-х годах в Южной Африке начинается лихорадочная строительная деятельность. В отличие от других стран Африки, ЮАР полностью обеспечена собственными кадрами специалистов (разумеется, белых). Направление архитектуры определяется главным образом школами двух крупнейших центров — Иоганнесбурга и Претории. Архитектурный факультет университета Иоганнесбурга — Витватерсранд — был открыт в 1922 г.; примерно тогда же создан архитектурный факультет университета Претории, с 1942 г. ставший самостоятельной архитектурной школой.
 
Несмотря на близкое соседство этих городов, формирование их облика шло разными путями. В столице Претории с ее широкими улицами и просторными площадями сохраняется спокойная, почти сельская атмосфера. Старый бурский город, где до сих пор господствует голландский язык, продолжал поддерживать деловые и культурные связи с бывшей метрополией, удерживая традиции капской архитектуры с чертами барокко и классицизма. Центр алмазных приисков Иоганнесбург разрастался в нервозной спешке. В силу своего космополитического характера он с самого начала был открыт разнообразным влияниям, особенно сильным после второй мировой войны, когда лишь Г. Лейс и немногие другие архитекторы остались верны традициям классицизма.
 
Немецкие иммигранты Курт Йонас и Стефан Аренде Блох в конце 30-х годов занесли в ЮАР дух Баухауза. Вскоре становятся популярны идеи Ле Корбюзье, а потом и других европейских мастеров. В 60-е годы многие воспитанники местных архитектурных школ стажируются у П. Рудольфа, Л. Кана и других зодчих США, вследствие чего становится особенно сильным воздействие американской архитек-
 
—стр. 674—
 
туры. С некоторым запозданием влияние творчества Ле Корбюзье, Райта, Нимейера проникло и в Преторию.
 
 
1. Претория. Монумент в память первых поселенцев Трансвааля, 1949 г.
1. Претория. Монумент в память первых поселенцев Трансвааля, 1949 г.
 
 
Пионерами новых течений в архитектуре Южной Африки были Мартиенссен, И. Фасслер, И. С. Кук в Иоганнесбурге, Г. Макинтош и Н. Итон в Претории. Лучшей работой Итона обычно называют банк Нидерландов в Дурбане — небольшое четырехэтажное здание прямоугольного плана. Его нижний этаж остеклен, глухие верхние облицованы керамикой, стилобат из травертина. Здание отличается строгой изысканностью геометричных форм.
 
 
2. Претория. Капелла в память погибших летчиков, 1963 г. Арх. Тейлор. Общий вид и план
2. Претория. Капелла в память погибших летчиков, 1963 г. Арх. Тейлор. Общий вид и план
 
 
Контраст старого и нового направлений архитектуры ясно выражен двумя мемориальными постройками близ Претории. В ознаменование столетнего юбилея Претории на холме к югу от города возведен грандиозный монумент в честь первых бурских колонистов Трансвааля (1949). Формы грузного и немасштабного облицованного камнем здания стали как бы прощальным аккордом южноафриканского классицизма (рис. 1). В основе замысла лежит расистская идея: 16-го декабря через окно купола падает солнечный луч на саркофаг в центре зала, отмечая день избиения зулусов на Кровавой реке в 1938 г. Иные черты определяют облик памятника летчикам, погибшим во время второй мировой войны и
 
—стр. 675—
 
в последующие годы. Эта капелла поставлена рядом с аэропортом (1963, арх. Тейлор). В легком и воздушном здании с динамическим трехлучевым построением плана использованы бетон и алюминий, сине-красные мозаики, посередине стоит кенотаф с облицовкой из ониксового мрамора (рис. 2). Выразительность форм усиливается эффектами освещения: днем оранжевое остекление подчеркивает объемность плывущих облаков, ночью капелла и угловые фонтаны излучают свет изнутри.
 
Города ЮАР в большинстве своем спланированы по шахматной сетке — система, наиболее удобная для земельной спекуляции, отнюдь не исключающая общей стихийности развития. Осуществляются лишь частичные работы по планировке. В 1960 г. составлен проект реконструкции центра Претории — Церковной площади (архитекторы А. Л. Мейринг, Н. Итон, Г. Макинтош и др.). В 1962—1963 гг. проведен конкурс на планировку общественного центра Иоганнесбурга с правительственными зданиями, медицинскими и научными учреждениями, музеем, магазинами. Здесь по проекту Д. Росса в 1962 г. построен театр с оригинальным рисунком плана.
 
Главную массу застройки центра Иоганнесбурга, да и других городов составляют громоздкие здания торговых фирм, контор, банков, определяющие облик города. Формы зданий стандартны: широкая платформа цокольного этажа с гаражами, магазинами и выставками, над которым высятся конторские корпуса до 16 этажей с прямоугольной решеткой или системой вертикалей на фасадах.
 
Многоквартирные жилые дома не привлекают внимание ни планом квартир, ни внешним обликом. Это обычно секционные или галерейные корпуса до 10 этажей с лоджиями и балконами. На периферии городов строятся комфортабельные особняки крупных буржуа с зеркалом пруда у застекленного фасада; их террасы отдаленно напоминают о традициях прошлого столетия, сохраняя даже старое название «ступ».
 
 
3. Претория. Административное здание. 1968—1969 гг. Арх. Б. Сэндрок
3. Претория. Административное здание. 1968—1969 гг. Арх. Б. Сэндрок
 
 
Над уровнем посредственной архитектуры поднимаются работы Б. Сэндрока — динамичные и выразительные административное здание и общежития университета в Претории (1968), атомный центр в Пелиндабе (1969) и др. (рис. 3).
 
Несмотря на субтропический климат, солнцезащитные ребра и решетки почти не употребляются в жилищном строительстве и в конторских корпусах, хотя и нашли применение в университетских постройках.
 
Нивелированная европейским и американским влиянием архитектура Южно-Африканской Республики потеряла собственное лицо, ярко выраженное в зодчестве прошлых столетий (см. ВИА, тома 8, 10).
 
 
—стр. 676—
 

Глава XXXIV

АРХИТЕКТУРА СТРАН СЕВЕРНОЙ АФРИКИ

 
После первой мировой войны отсутствие средств и материалов замедлило строительную деятельность в арабских странах, являвшихся французскими колониями, хотя реконструкция городов была настоятельно необходима в связи с быстрым ростом населения за счет притока иммигрантов из метрополии и сельских местностей.
 
Вторая мировая война тяжело сказалась на странах Северной Африки, которые не остались в стороне от военных действий. Их экономика была сильно подорвана. Особенно значительными разрушения были в Тунисе.
 
Население городов Северной Африки продолжало быстро увеличиваться, угрожающе разрастались трущобы (бидонвилли) с лачугами из досок, жести и тряпья. Население Туниса выросло с 1931 по 1955 г. почти вдвое — до 500 тыс. жителей, из которых 100 тыс. обитало в трущобах; население Касабланки к 1951 г. достигло 663 тыс. человек, из них 300 тыс. ютились в трущобах.
 
На типологии жилых зданий в Северной Африке отразились и классовое неравенство, и типичные для колоний различия между условиями жизни местного населения и поселенцев из «метрополии». Отсюда — резко полярные явления в архитектуре жилища от простейшей неблагоустроенной однокомнатной постройки до небоскреба с кондиционированием воздуха. Особые типы жилых зданий создавались для европейцев, мусульман или евреев. «Мусульманское» и «еврейское» многоквартирные жилища не превышали пяти этажей (норма строительства без лифта). Дефицит территории в центральных районах Касабланки, Алжира, Орана вызвал появление в этих городах небоскребов. Вместе с тем значительные территории в пригородах занимали комфортабельные коттеджи европейцев.
 
В 1956 г. Франция признала независимость Марокко и Туниса. В состав Марокко вошли также бывшая испанская колония и международная зона Танжер. Годом позже в Тунисе была провозглашена республика. В 1962 г. после 8 лет освободительной войны, в которой погибло 15% населения, добился независимости Алжир.
 
Перед независимыми странами Северной Африки встали серьезные задачи — благоустройство городов, ликвидация бидонвиллей, благоустройство сел, строительство начальных школ, необходимое для ликвидации неграмотности, а также подготовка национальных кадров, поскольку почти все французские специалисты покинули бывшие колонии. Большую помощь в строительстве Тунису и Алжиру оказали Советский Союз и другие социалистические страны.
 
В годы независимости обозначились своеобразные черты местной архитектуры каждой страны, в которых отражаются
 
—стр. 677—
 
формы государственного устройства и социальные структуры.
 
Тунис. Еще до провозглашения независимости в Тунисе было создано управление архитектуры и градостроительства (преобразованное затем в Министерство градостроительства и жилища), приступившее в 1955 г. к составлению генерального плана г. Туниса.
 
Строительство в большой мере было ориентировано на применение местных строительных материалов и традиционных методов, использовалась дешевизна рабочей силы. Тунисцы-каменщики ставили из кирпича сводчатые дома, рынки и общественные здания по проектам Б. Зерфюсса и Ж. Кириакопулоса. Этим способом возводились иногда и довольно крупные постройки, например административное здание в Бизерте (архитекторы Ж. Мармей и Л. Шалюмо); арочные проемы и забранные кирпичной решеткой торцы сводов связывают его архитектуру с местной традицией (рис. 1).
 
Восстановление в начале 50-х годов разрушенной церкви Нотр-Дам де Франс в Бизерте стало вехой в творчестве инж. Б. Лафай, работавшего в области большепролетных висячих покрытий и гофрированных несущих поверхностей. При реконструкции церкви оба эти элемента впервые соединились в одном здании: перекрытие — из монолитной складчатой оболочки толщиной 7 см, ограждения — из вертикальных призматических элементов со стенками толщиной 6 см. Б. Лафай работал в сотрудничестве с арх. Ж. Лёкутёр. Узкие щели между вертикальными складками фасадов заполняют витражи работы М. Гранеля.
 
В 1961 г. правительством Туниса был объявлен международный конкурс на проект реконструкции «медины», т. е. арабской части столицы. Первая премия не была присуждена, вторую получила группа болгарских архитекторов, возглавляемых Л. Тоневым, которым впоследствии передано также проектирование других районов города. По проекту реконструкции, рассчитанному на 10 лет, восточная часть города, расширяется за счет осушения лагуны. В прибрежной полосе располагаются зоны спорта и отдыха, международная ярмарка, культурный центр с концертным залом, музеем современного искусства, рестораном. Западная часть отводится для жилой застройки, административных и торговых учреждений.
 
По проектам болгарских архитекторов в 60-х годах строились жилой комплекс в Тунисе, школы в Тунисе (арх. Е. Коева) и Сфаксе (арх. С. Сотиров), мэрия в Сидибу-Зид (арх. И. Попов), отели в Тунисе (архитекторы И. Татаров, А. Доросиев) и Сусе («Рияд» — арх. Г. Караянев, «Эль-Ксар» — арх. Л. Тонев) и другие здания. Самой значительной постройкой является спортивный комплекс в Тунисе со стадионом на 45000 зрителей и круглым универсальным залом с куполом 100-метрового пролета (арх. Н. Паскалев и др.), крытым плавательным бассейном (арх. Н. Чипев, инж. Г. Апостолов). В применении сводов и ажурных элементов авторы отдают дань приемам национальной архитектуры Туниса.
 
Событием в жизни страны явилась постройка университета с факультетами и исследовательскими институтами общественных, естественных и точных наук, а также отделением искусств. Постройка этого обширного комплекса, по существу, решает вопрос подготовки кадров почти во всех отраслях науки, культуры и народного хозяйства страны. Для этого большого комплекса отведен участок в 300 га на северо-западной окраине Туниса (рис. 2). В проектировании участвовали Б. Зерфюсс и В. Гропиус. Первый корпус закончен в 1965 г. В состав университета входит Национальный технический институт, построенный в 1968 г. по проекту советских специалистов (архитекторы В. С. Попов, А. В. Мочалов, инж. Г. В. Кожарский).
 
В 60-х годах выдвинулась целая плеяда талантливых архитекторов-тунисцев, получивших диплом в Европе и на архитектурном факультете тунисской Школы искусств. Это X. Амара, О. К. Какуб, Б. Саид и др. В Тунисе строится больше чем где-либо в Северной Африке многоэтажных комфортабельных отелей: отель «Мархаба» в Сусе построен в 1964 г. (X. Амара), отель «Амилькар» в Сиди-бу-Саиде — в 1965 г. (Б. Саид), многоэтажный отель «Африка» в Тунисе — в 1966 г. (О. К. Какуб, Ж. Кириакопулос) и т. д. Своеобразие облика этих зданий во многом определяется разнообразными солнцезащитными устройствами (горизонтальные и вертикальные ребра, решетки и др.), контрастной окраской
 
 
—стр. 678—
 
Тунис. Бизерта. Административное здание, 1947—1948 гг. Архитекторы Ж. Мармей, Л. Шалюмо. Разрез, план, торцовой фасад, решетка зала
1. Тунис. Бизерта. Административное здание, 1947—1948 гг. Архитекторы Ж. Мармей, Л. Шалюмо. Разрез, план, торцовой фасад, решетка зала
1 — гараж; 2 — склады; 3 — вестибюль; 4 — зал; 5 — рабочие помещения; 6 — квартира
 
 
—стр. 679—
 
фасадов, разнообразием отделочных материалов.
 
 
Тунис. Университет, 60-е годы. Архитекторы Б. Зерфюс, В. Гропиус. План комплекса
2. Тунис. Университет, 60-е годы. Архитекторы Б. Зерфюс, В. Гропиус. План комплекса
1 — факультет права; 2 — литературный факультет; 3 — факультет теологии (с мечетью); 4 — факультеты физики, математики, химии, биологии; 5 — медицинский факультет с клиникой; 6 — национальный технический институт (архитекторы В. С. Попов, А. В. Мочалов); институты: 7 — химии; 8 — физики; 9 — биологии; 10 — гуманитарных наук; 11 — искусств и архитектуры (с амфитеатром и музеем); 12 — обсерватория; 13 — библиотека; 14 — ректорат; 15 — общественный центр; 16 — административное здание; 17 — спортивный центр; 18 — общежития студентов; 19 — дома преподавателей.
Общий вид Национального технического института
 
 
Первым отелем международного класса стал в Тунисе «Сканес-Палас» (1965 г., арх. О. К. Какуб; рис. 3). Здание стоит среди пальм неподалеку от пляжа, 72 номера основного корпуса дополняются 30 бунгало. Сводчатое покрытие ресторана и сводчатые козырьки над входом напоминают о традициях страны. Объемные решетки придают фасаду нарядность, интерьер украшают барельефы и панно в технике сграффито. Труба охлаждающей системы, получившая пластичную форму, введена в композицию комплекса.
 
О. К. Какуб принадлежит к видным зодчим современности. Его работы выделяются свежим замыслом, смелой композицией, тонким чувством детали, разнообразием выразительных средств. Он часто выступает в сотрудничестве с художниками-монументалистами.
 
В стране был осуществлен значительный объем сельского строительства. Для того
 
—стр. 680—
 
чтобы сдержать стихийную миграцию сельского населения в города, проводилось освоение и мелиорация земель, благоустройство сел. В Тунисе кочевники переходят на оседлый образ жизни. При этом создаются поселки из небольших домов с населением от 50 до нескольких тысяч жителей. В крупных поселках имеются школа, больница, рынок, кафе. Планировка селений и формы построек элементарны. Стены и своды домов выложены из камня, стены внутренних помещений, фасады и кровля побелены.
 
 
Тунис. Сканес. Отель «Сканес-Палас», 1965 г. Арх. О. К. Какуб
Тунис. Сканес. Отель «Сканес-Палас», 1965 г. Арх. О. К. КакубТунис. Сканес. Отель «Сканес-Палас», 1965 г. Арх. О. К. Какуб
3. Тунис. Сканес. Отель «Сканес-Палас», 1965 г. Арх. О. К. Какуб. Общий вид
План 1-го этажа: 1 — вестибюль; 2 — салон; 3 — бар; 4 — ночной клуб; 5 — ресторан; 6 — столовая персонала; 7 — кухня; 8 — внутренний дворик; 9 — зимний сад; 10 — комнаты. Генплан: 1 — отель; 2 — бунгало; 3 — плавательный бассейн.
 
 
Алжир. Столица страны — г. Алжир задыхался на узкой прибрежной полосе, теснимый холмами к морю. Еще в 1930 г. Ле Корбюзье выступил с предложениями по реконструкции города. Смелый проект, составленный им совместно с П. Жаннере, предлагал связать крайние точки города автострадой на бетонных конструкциях, служивших также каркасом громадного жилого дома на 180 тыс. человек. В 1938—1942 гг. Ле Корбюзье возвращается к теме планировки Алжира, проект получает более реалистические черты (рис. 4). Деловой центр города задуман как единое здание-небоскреб высотой 150 м — этот «маяк» должен был, по мысли автора, являть собой северный форпост Алжира и африканского материка в целом. Зодчему не удалось сломить равнодушие колониальной админи-
 
—стр. 681—
 
страции, и проект остался неосуществленным.
 
 
4. Алжир. Проект делового центра, 1938—1942 Арх. Ле Корбюзье
4. Алжир. Проект делового центра, 1938—1942 Арх. Ле Корбюзье
 
 
Этапным для архитектуры Алжира можно считать законченный в 1930 г. Дом правительства (архитекторы Ж. Гиошен, О. и Г. Перре) — первую многоэтажную постройку на основе конструкций из железобетона. «Новым словом» в архитектуре были сплошные ленты окон, подчеркнутые горизонталями козырьков; граненые колонны являются данью традициям Школы изящных искусств (рис. 5).
 
 
5. Алжир. Город Алжир. Дом правительства, 1930 г. Архитекторы Ж. Гиошен, О. и Г. Перре
5. Алжир. Город Алжир. Дом правительства, 1930 г. Архитекторы Ж. Гиошен, О. и Г. Перре
 
 
Планировкой жилых кварталов, как и разработкой типов жилья, в Алжире ведала Общественная служба экономичного жилища (НВМ). Ее первым опытом было создание комплекса на участке Шан де Манёвр, рассчитанного на 10—12 тыс. человек (1950—1953). Чтобы расширить площадь зеленых насаждений, жилая застройка повышалась до 9 этажей (архитекторы П. А. Эмери, Л. Микель и др.). Впоследствии застроены кварталы в Мезон Каррэ (архитекторы Б. Зерфюс, Ж. Себаг и др.),
 
 
—стр. 682—
 
6. Алжир. Город Алжир. Застройка квартала Дженан ал-Хасан, 1958—1959 гг. Арх. Р. Симуне. Общий вид, разрез 6. Алжир. Город Алжир. Застройка квартала Дженан ал-Хасан, 1958—1959 гг. Арх. Р. Симуне. Общий вид, разрез
6. Алжир. Город Алжир. Застройка квартала Дженан ал-Хасан, 1958—1959 гг. Арх. Р. Симуне. Общий вид, разрез
 
 
Алжир. Оран. Жилой район Лё Плантёр, 1962—1963 гг. Архитекторы А. Копп, П. Хазанов.
Алжир. Оран. Жилой район Лё Плантёр, 1962—1963 гг. Архитекторы А. Копп, П. Хазанов.
7. Алжир. Оран. Жилой район Лё Плантёр, 1962—1963 гг. Архитекторы А. Копп, П. Хазанов.
Разрез и план домов: 1 — дворик с уборной; 2 — комната; 3 — комната с кухней.
План квартала: 1 — школа; 2 — зал собраний; 3 — общественный центр (мечеть, крытый рынок, магазины, медицинский пункт)
 
 
—стр. 683—
 
Хамам-бу-Хаджар и др., где были использованы приемы свободного размещения зданий на участке и сочетание корпусов различной этажности.
 
Города Алжира росли, вместе с ними разрастались и трущобы — бидонвилли. Меры по их реконструкции не отвечали масштабам проблемы и не затрагивали ее социальных корней. Так, в 1958—1959 гг. осуществлена застройка квартала Дженан ал-Хасан на северной окраине г. Алжира (арх. Р. Симуне). При этом стремление достичь компактности двухэтажной застройки перешло допустимые нормы: на участке с уклоном 30—45° плотность населения составляет 866 человек на 1 га (рис. 6).
 
Во время войны за независимость жилой фонд Алжира сильно пострадал. В одной только области Кабилия карателями уничтожено 8000 деревень, 500 тыс. жителей остались бездомными. С первых дней существования независимого Алжира особое внимание стало уделяться строительству жилищ для широких слоев населения. Был принят четырехлетний план ликвидации трущоб, восстановления сел и создания поселков для оставляющих кочевой образ жизни кочевников-бедуинов с использованием местных материалов и традиционных методов строительства.
 
 
Алжир. Сиди-бель-Аббес. Крытый рынок, 1955 г. Арх. М. Ж. Мори, инженеры Пельнар и Како Алжир. Сиди-бель-Аббес. Крытый рынок, 1955 г. Арх. М. Ж. Мори, инженеры Пельнар и Како
Алжир. Сиди-бель-Аббес. Крытый рынок, 1955 г. Арх. М. Ж. Мори, инженеры Пельнар и Како
8. Алжир. Сиди-бель-Аббес. Крытый рынок, 1955 г. Арх. М. Ж. Мори, инженеры Пельнар и Како. Общий вид, интерьер, разрез, план:
1 — рынок; 2 — рыбные ряды; 3 — стоянка автомобилей; 4 — санузел.
 
 
Застраиваются жилые районы в крупнейших городах страны — Алжире и Оране (1962—1963, французские архитекторы А. Копп и П. Хазанов). В Алжире осваива-
 
—стр. 684—
 
ется район Аннасер на 27 тыс. жилищ (площадь 356 га), близ аэропорта создан квартал Ушайя на 1000 квартир. В основу планировки квартир положен стандартный элемент пролетом 3 м. Все дома двухэтажные с лоджиями, причем рельеф участка использован для устройства наружных лестниц, что позволило избежать устройства лестничных клеток. Покрытие второго этажа сводчатое, проветриваемое. В Оране закончено строительство жилого комплекса Лё Плантёр на 4 тыс. квартир со школами, административными и медицинскими центрами, рынком, кафе. Тесно сбитые на склоне горы двухэтажные сводчатые домики сверкают белизной. И в пространственной организации, и в облике построек архитекторы сумели придать ансамблю национальный колорит (рис. 7).
 
 
9. Алжир. Город Алжир. Собор, 1962 г. Архитекторы Р. Саржер, П. Эрбе, Ж- Лёкутёр. План, общий вид 9. Алжир. Город Алжир. Собор, 1962 г. Архитекторы Р. Саржер, П. Эрбе, Ж- Лёкутёр. План, общий вид
9. Алжир. Город Алжир. Собор, 1962 г. Архитекторы Р. Саржер, П. Эрбе, Ж- Лёкутёр. План, общий вид
 
 
К 1964 г. специалистами ГДР (инж. X. Мартинес) подготовлены типовые проекты дешевых жилищ для Кабилии и намечена постройка 25 тыс. домов в 480 селах. Строительство осуществлялось при участии молодежи многих стран, в частности ГДР.
 
В селах развернулось строительство школ. Это — скромные типовые постройки в 1—2 класса с отдельной комнатой для учителя. В постройке школ принимает участие все население деревни, используя по возможности местные материалы. В Кабилии с 1962 г. ведется массовое строительство школ по проектам А. Коппа и архитекторов ГДР.
 
В Алжире строятся средние и высшие специальные учебные заведения. В Роше-Нуар (к юго-востоку от г. Алжира) построены при помощи Советского Союза Институт нефти и газа с техникумом на 1000 учащихся и текстильный техникум на 750 учащихся (1966, арх. Л. Н. Афа-
 
—стр. 685—
 
насьев). В столице строится комплекс университета по проекту О. Нимейера.
 
Заслуживают внимания разновременные постройки общественного назначения. Интересен как пример сборной конструкции круглый рынок в Сиди-бель-Аббесе под куполом из железобетонных элементов пролетом 41 м (1955 г., арх. М. Ж. Мори, инженеры Пельнар и Како; рис. 8).
 
 
10. Алжир. Дворец наций, 1965 г. Арх. М. Муса. Вид со стороны моря 11. Схемы домов с квартирами типа «дуплекс». Архитекторы Ж. Кандилис, Ш. Вудс (а), Дом Ле Корбюзье в Марселе (б)
10. Алжир. Дворец наций, 1965 г. Арх. М. Муса. Вид со стороны моря 11. Схемы домов с квартирами типа «дуплекс». Архитекторы Ж. Кандилис, Ш. Вудс (а), Дом Ле Корбюзье в Марселе (б)
 
 
Законченный в 1961 г. собор в Алжире (архитекторы Р. Саржер, П. Эрбе, Ж. Лёкутёр) принадлежит к самым оригинальным произведениям современной архитектуры. Авторов особенно интересовала проблема организации освещения, которая была решена созданием покрытия оболочки в форме башнеобразного гиперболоида вращения на восьми опорах (рис. 9). Большое впечатление производит не только объемно-пространственная композиция, но и цветовые нюансы оболочки с нежными переходами от белого до темно-серого тона, решетка с многоцветным витражом, дымчатое стекло в щелях гофрированных стен.
 
 
12. Марокко. Касабланка. Жилые дома для местного населения, 1952—1954 гг. Архитекторы Ж. Кандилис, Ш. Вудс. План, разрез, вид с улицы12. Марокко. Касабланка. Жилые дома для местного населения, 1952—1954 гг. Архитекторы Ж. Кандилис, Ш. Вудс. План, разрез, вид с улицы
12. Марокко. Касабланка. Жилые дома для местного населения, 1952—1954 гг. Архитекторы Ж. Кандилис, Ш. Вудс. План, разрез, вид с улицы
 
 
В 15 км к северу от г. Алжира построен Дворец наций (1965, арх. Мустафа Муса из АРЕ). Создание большого комплекса было приурочено к открытию конференции стран Азии и Африки (которая тогда не состоялась); был возведен комплекс вилл для делегаций. Все они различны по формам. Здание дворца включает круглый конференц-зал на 1400 мест под плоским куполом, малый зал на 200 мест, кулуары, ресторан на 800 мест. Залы разделены
 
—стр. 686—
 
внутренними дворами и аркадами, в сторону моря открывается холл под сводом с золотистой мозаикой (рис. 10). Тимпаны арок на фасаде облицованы голубыми изразцами, а купол расчленен радиальными синими полосами.
 
Марокко. С 1923 г. в Марокко функционировала Служба градостроительства и архитектуры, возглавлявшаяся после второй мировой войны арх. М. Экошаром. Главное внимание уделялось быстро растущей Касабланке. Жилые кварталы города в соответствии с планом, который разработал А. Прост, развивались по радиальной системе, промышленная зона формировалась как цепь городов-спутников на 40—50 тыс. жителей, расположенных вдоль магистрали на Рабат. Простираясь вдоль побережья к северо-востоку почти на 40 км, город поглотил соседнее селение Федалу (теперь Махдийя).
 
 
Марокко. Кенитра. Больница, 50-е годы. Арх. Ж. Шемино. Общий вид. Планы
Марокко. Кенитра. Больница, 50-е годы. Арх. Ж. Шемино. Общий вид. Планы
13. Марокко. Кенитра. Больница, 50-е годы. Арх. Ж. Шемино. Общий вид. Планы
План 1-го этажа: 1 — администрация и персонал; 2 — палаты для европейских женщин и детей; 3 — неотложная помощь и душ; 4 — приемная для посетителей; 5 — кипятильник; 6 — бельевая; 7 — мастерская. План 2-го этажа: 1 — палаты для мужчин-европейцев; 2 — палаты для мужчин-марокканцев; 3 — отдельные палаты; 4 — ванная; 5 — мусоропровод и подъемник; 6 — операционная с подсобными помещениями. План 3-го этажа: 1, 2 — палаты для марокканских женщин и детей
 
 
 
До 1950 г. в застройке городов Марокко преобладали жилые дома секционного типа, затем поиски экономичных решений привели к использованию домов галерейного и коридорного типа, а также башенных блоков. Теплый климат способствовал распространению домов галерейного типа. Получили признание коридорные дома с квартирами в двух уровнях; в таких домах коридор обслуживает по два или три этажа, корпус уширен. Но квартиры «дуплекс» с разницей уровней между помещениями в целый этаж были признаны неудобными и к 1953 г. создан ряд вариантов планировки квартир типа «полудуплекс» с разницей уровней в полэтажа (архитекторы Ж. Кандилис и Ш. Вудс; (рис. 11).
 
В Марокко проблема жилищ для местного населения стояла особенно остро. Строились кварталы на 6—9 тыс. человек с административным центром, школами, рынком и мечетью. Чтобы приблизить новые жилые дома к типу местного жилища, квартиры домов до пяти этажей проекти-
 
 
—стр. 687—
 
Марокко. Касабланка. Школа, 1957 г. Арх. Ж. Ф. Зевако. План
Марокко. Касабланка. Школа, 1957 г. Арх. Ж. Ф. Зевако. План
 
Марокко. Касабланка. Школа, 1957 г. Арх. Ж. Ф. Зевако. План
14. Марокко. Касабланка. Школа, 1957 г. Арх. Ж. Ф. Зевако. План
1 — классы для мальчиков; 2 — классы для девочек; 3 — детский сад; 4 — дирекция; 5 — санузел; 6 — площадка для игр на открытом воздухе; 7 — квартиры персонала. Вид с юга и севера
 
 
—стр. 688—
 
ровали с двориком-лоджией, укрытым снаружи высоким ограждением (рис. 12). Одноэтажная застройка в условиях этой страны часто оказывалась более дешевой, и к ней прибегали особенно часто при ликвидации бидонвиллей. Поселки 50-х годов состоят из стандартных корпусов, безнадежно однообразных по внешнему облику и минимальных по объему. Жесткая экономия привела к заниженным нормам площади участка в 8 или 7 м² (ставился вопрос даже о 6 м²). Отдельные ячейки соединялись в блоки, образующие в плане свастику, меандр или вытянутые в линию. При такой блокировке одноэтажных жилищ достигалась плотность населения свыше 400 человек на 1 га.
 
Новые больницы Марокко вместимостью до 800 коек отличаются хорошо разработанным планом с продуманной функциональной схемой (четкое разделение потоков больных, посетителей и персонала, удаления грязного белья и т. д.). В крупных больницах круглые операционные изолированы от внешнего пространства (рис. 13).
 
В Марокко детально разработаны теоретические основы строительства школ, экономичных и вместе с тем разнообразных по архитектуре. При едином подходе к отдельным элементам зданий и их взаимосвязи архитектура построек всегда индивидуальна, они размещаются на участке свободно и живописно, как, например, в комплексах, выполненных по проектам Ж. Ф. Зевако (рис. 14).
 
При проектировании гидротехнических сооружений часто соединяются усилия инженеров и архитекторов. Самая крупная из построенных в Северной Африке плотина Бин ал-Уйдан на Уэде ал-Абид в Марокко закончена в 1953 г. (архитектор-консультант А. Маршизио); длина ее изогнутого тела 260 м, высота 135 м. Выше плотины образовалось водохранилище в 1500 млн. м³ с поверхностью зеркала 3760 га.
 
Самым крупным сооружением в стране можно назвать ансамбль мечети и мавзолея Мухаммеда V в Рабате, воспроизводящий формы средневекового зодчества Марокко. Законченные в 1966 г., эти здания соседствуют с остатками мечети Хасана, построенной в XII в.
 
Теперь в стране работают десятки архитекторов-марокканцев. Старейший из них— Э. Азагури, проектировавший много школ и колледжей. Его работы сухи по композиции, рациональны и уравновешенны. Заметной фигурой в современной архитектуре Марокко является Ж. Ф. Зевако. Творчество его раскрывается в широком диапазоне типов зданий — школы, выставочные сооружения, госпитали, рынки и др. Для его работ характерны свежий замысел, смелая и динамичная композиция, неожиданный рисунок плана. Его называют иногда «марокканским Нимейером», отнюдь не имея в виду элементов подражания. Ж. Ф. Зевако — безусловно, яркая индивидуальность в современной архитектуре, и значение его работ выходит за рамки отдельной страны.
 
 
—стр. 689—
 

Глава XXXV

АРХИТЕКТУРА АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ

 
Формальное освобождение Египта в 1922 г. под управлением местной династии не внесло перемен в политический режим и экономику страны. Хотя здесь уже в 20-х годах появились местные специалисты, архитектура по-прежнему следовала путями европейского классицизма. Академического направления придерживался Али Лабиб Габр (1898—1965 гг.) — первый дипломированный в 1924 г. в Ливерпуле египетский архитектор. В 1929—1930 гг. им построено здание Каирского университета в Гизе с симметричным планом и «греческим» ордером на фасаде. К этому же направлению примкнули Абдель Мониэм Хасан Камил, Рамзес Васса (которого вдохновляла также древнеегипетская архитектура) и др.
 
Но постепенно крепло общественное движение за возрождение национальной культуры. В русло этого направления влилось творчество Хасана Фатхи, выпускника парижской Школы изящных искусств (1936). Широкую известность получила деревня Новая Гурна близ Луксора, построенная по его проекту в конце 40-х годов на основе традиций народной архитектуры. Здания Новой Гурны возводились руками египетских мастеров-строителей, вызванных из Асуана.
 
Проектированию поселка придавалось особое значение, так как он рассматривался как экспериментальный образец нового сельского строительства, призванного поднять благоустройство и санитарный уровень деревни. Узкие улицы поселка проложены с расчетом на затенение в жаркие часы дня. В центре разбита озелененная площадь, на которой расположены Дом правления, мечеть, караван-сарай и ремесленные мастерские. В Новой Гурне есть школы и ремесленное училище, баня и бассейн для купания, рынок (рис. 1). Стены зданий сложены из сырцового кирпича; покрытия (купольные и сводчатые) выполнены старым бескружальным методом, таким образом сведен к минимуму расход дефицитного дерева. Покрытые глиносаманной штукатуркой и побеленные постройки лишены какого-либо декора (если не считать полос кирпичной кладки «в елочку»). Тем не менее скупые формы своей пространственной выразительностью, скульптурностью, органическим сочетанием объемов в системе целого производят впечатление большого богатства и разнообразия.
 
Первый импульс к внедрению в строительство новейших форм и техники пришел в Египет извне. В связи со второй мировой войной в Каир из Александрии был переведен Виктория-колледж. Имея штат, почти полностью укомплектованный англичанами, Виктория-колледж был местом подготовки правительственных чиновников Египта и соседних стран (открыт в Александрии в 1901 г.). Для этого учебного заведения в каирском пригороде Маади были запроектированы английским архитектором Джоном Полтоком несколько корпусов (первая
 
—стр. 690—
 
очередь строительства закончена в 1950 г.). Школьный блок и дортуары подняты на пилоны; учебные помещения, образующие зубчатую линию фасада, защищены от солнца тонкими бетонными ребрами и подвижными солнцерезами из алюминия (рис. 2).
 
 
Поселок Новая Гурна близ Луксора, 50-е гг. Арх. X. Фатхи Поселок Новая Гурна близ Луксора, 50-е гг. Арх. X. Фатхи
1. Поселок Новая Гурна близ Луксора, 50-е гг. Арх. X. Фатхи. План
1 — мечеть; 2 — караван-сарай; 3 — мэрия; 4, 5 — рынок; 6, 7 — мужская и женская школы; 8 — ремесленное училище; 9 — баня; 10 — лечебница; 11 — парк с искусственным водоемом.
Планы, фасад и общий вид жилого дома
 
 
Единую государственную организацию и новую научно-техническую базу архитектура Египта получила после свержения в 1952 г. монархического режима, когда были созданы предпосылки для прогрессивного развития страны. Тогда были образованы департамент планировки городов и ряд государственных проектных организаций. Разработано строительное законодательство, создан Исследовательский центр по архитектуре, где изучаются вопросы строительной техники, планировки городов и поселков, жилищного строительства и т. д.
 
 
Каир. Виктория-колледж, 1950 г. Арх. Дж. Полток. Общий вид ансамбля
2. Каир. Виктория-колледж, 1950 г. Арх. Дж. Полток. Общий вид ансамбля
1 — подготовительные курсы; 2 — отделение искусств и ремесел; 3 — главный учебный корпус с лабораториями и лекционным залом; 4 — общежития; 5 — театр; 6 — дирекция; 7 — библиотека; 8 — столовая и кухня; 9 — театр на открытом воздухе; 10 — помещения персонала
 
 
Проекты реконструкции городов составляются при непременном условии сохранения архитектурных и археологических памятников. План реконструкции Каира подготовлен в 1955 г. (архитекторы Ш. ал-Садр, Р. Батрос, И. ал-Саммак). Он предусматривает ограничение роста городского массива путем создания новых очагов промышленного развития и городов-спутников, входящих в систему Каира. Расчистка и реконструкция города начались с центральных
 
—стр. 691—
 
районов ал-Фавала (20 га) и Мааруф (45 га). В 1954—1955 гг. застроен район Зеном в 42,6 га, из которых 12,2 га отведены под жилые дома и 32,4 га — под сады; здесь построены 6700 квартир, школы, больницы, рынок. Созданы многочисленные переходы и мосты. В 1958 г. закончен Университетский мост длиной 484 м, связывающий о. Рода с о. Гизе.
 
 
3. Каир. Дом на набережной, 1958 г. Туристская башня, 1960 г. Арх. Н. Шебиб 3. Каир. Дом на набережной, 1958 г. Туристская башня, 1960 г. Арх. Н. Шебиб
3. Каир. Дом на набережной, 1958 г. Туристская башня, 1960 г. Арх. Н. Шебиб
 
 
Недостаток свободных территорий заставляет уплотнять застройку и диктует повышение этажности жилых зданий. Башня Замелек на о. Гезире, построенная в 1956 г. по проекту арх. Саида Карима, была началом строительства небоскребов в Каире, вырастающих один за другим вдоль набережной Нила. Самый высокий среди них — здание в 33 этажа, достигающее в высоту 100 м (1958, арх. Н. Шебиб; рис. 3). Помещения высотных домов, расположенные во внутренней части корпуса, освещаются и вентилируются через световой колодец.
 
Центром нового Каира стала Мейдан ат-Тахрир (площадь Освобождения) у моста Каср ал-Нил, ведущего на о. Гезире. Ансамбль площади соединяет разновременные здания Египетского музея (1902, французский архитектор М. Дурньон), отеля «Хилтон» (1959, архитекторы В. Беккет, М. Рияд) и здания Лиги арабских наций (1967, арх. М. Рияд). Близ площади расположен слегка изогнутый в плане массив здания Министерства иностранных дел (1956, арх. М. Рияд; рис. 4). С площади виден ажурный силуэт башни ал-Борг, или Туристской башни на о. Гезире с рестораном на верхнем ярусе, откуда открывается широкая панорама города (1960, арх. Н. Шебиб; см. рис. 3).
 
Каир, город с многовековой историей, насчитывающий свыше 600 памятников зодчества, всегда привлекал туристов со всех концов мира. Здесь много гостиниц, которые особенно усиленно строятся в последние
 
—стр. 692—
 
годы. Эти комфортабельные многоэтажные отели на 300—400 номеров и более располагаются вдоль набережных Нила, на о. Гезире и в Гизе. Наиболее эффектен облик отеля «Хилтон». Широкий мозаичный фриз охватывает цоколь его восточного фасада. Искрящиеся краски мозаик передают в иероглифах название отеля. Сквозной остекленный вестибюль открывается на площадь Мейданат-Тахрир и к Нилу.
 
 
4. Каир. Подъезд к мосту Каср ал-Нил. Слева — Министерство иностранных дел, 1956 г., арх. М. Рияд; справа — здание Лиги арабских стран, 1967 г., арх. М. Рияд
4. Каир. Подъезд к мосту Каср ал-Нил. Слева — Министерство иностранных дел, 1956 г., арх. М. Рияд; справа — здание Лиги арабских стран, 1967 г., арх. М. Рияд
 
 
Стесненный старым городом, Каир не мог развиваться в прежних границах. Расширяются районы Гизе и Гелиополис, который после революции получил название Миср ал-Гедид; разработаны планы городов-спутников, где в будущем разместится до 3 млн. жителей. Самым значительным новообразованием в системе Каира стал Насер-Сити, куда с 1962 г. переместился правительственный центр столицы АРЕ. Проектирование Насер-Сити в 1959 г. возглавил С. Карим.
 
 
5. Насер-Сити. Жилой район, 60-е годы
5. Насер-Сити. Жилой район, 60-е годы
 
 
Для Насер-Сити отведена территория к северу от Каира площадью около 1200 га. В ее центре скрещиваются магистрали шириной до 70 м, на главной улице предусмотрены трибуны для демонстраций, связанные с Домом правительства. Значительная площадь отведена садам. Выделены четыре жилых района с многоэтажной застройкой (рис. 5), школами и культурно-бытовыми
 
—стр. 693—
 
 
учреждениями, общественный центр, административный и торговый район, университетский городок (названный Ал-Азхар в память средневековой академии), больничный городок, туристская база с парком, театром и кино. В Насер-Сити создан большой спортивный комплекс со стадионом на 100 тыс. зрителей.
 
 
6. Гостиницы 1 — отель «Палестин» в Александрии, 1964 г., архитекторы Абдель-Мегид, Ш. Хосна; 2 — пансионат «Ан-Насер» в Александрии, начало 60-х годов, архитекторы М. Гарбави, Н. Бешир; 3 — отель «Новый Катаракт» в Асуане, 1962 г., арх. А. Л. Габр
6. Гостиницы
1 — отель «Палестин» в Александрии, 1964 г., архитекторы Абдель-Мегид, Ш. Хосна; 2 — пансионат «Ан-Насер» в Александрии, начало 60-х годов, архитекторы М. Гарбави, Н. Бешир; 3 — отель «Новый Катаракт» в Асуане, 1962 г., арх. А. Л. Габр
 
 
Воротами Каира стал международный аэропорт в 12 км к северу от Насер-Сити (1962, архитекторы С. Зайтун, М. Шафки, инж. А. Усман). Композиция фасадов здания строится на контрастах горизонтальных и вертикальных линий, бетона и кирпича.
 
В 1956 г. созидательная деятельность в стране была нарушена англо-франко-израильской интервенцией. В Александрии, пострадавшей от бомбежки 1956 г., ощущается острый жилищный кризис. По разработанному в 1958 г. плану предполагается в течение 30 лет уничтожить трущобы, для чего запланирована постройка 150 тыс. квартир. Реконструкция города начата с района Каббари — рядом с доками в западной части города.
 
 
—стр. 694—
 
7. Асуанская плотина, 1971 г. Инж. Н. Малышев, архитекторы Р. Якубов, Е. Першанин, Г. Васильев, Д. Тихонов, С. Габриэлян, Е. Белолаптиков
7. Асуанская плотина, 1971 г. Инж. Н. Малышев, архитекторы Р. Якубов, Е. Першанин, Г. Васильев, Д. Тихонов, С. Габриэлян, Е. Белолаптиков
 
 
Александрия, как и Каир, принимает нескончаемые потоки туристов, которых влекут не только древности, но и морские купания. В восточной части города, по соседству с бывшим, загородным дворцом Фарука Монтаза, возник в начале 60-х годов комплекс гостиниц и пансионатов «Ал-Мамура» (архитекторы М. Гарбави и Н. Бешир). Некоторые здания комплекса отмечены формалистическими исканиями, которыми увлекались авторы в погоне за внешней броскостью решений. Таков пансионат «Ан-Насер», где нижние балконы и карниз образуют неразрывные ленты наподобие приводного ремня (рис. 6). Но самая большая в городе гостиница «Палестин» (рядом с «Ал-Мамура») выдержана в четких и монументальных формах (1964, архитекторы Абдель-Мегид и Ш. Хосна).
 
Были отстроены разрушенные бомбежкой в 1956 г. жилые кварталы Порт-Саида. Центральной площадью города является сквер ат-Тахрир с обрамленным пальмами газоном, в центре которого высится памятник-обелиск жертвам агрессии 1956 г. с неугасимым пламенем и бронзовой эмблемой орла. Под обелиском в его квадратном цоколе помещается музей, отражающий эпопею обороны Порт-Саида (1958, архитекторы Я. ал-Зейни, И. Абдель-Баки). Вдоль морских пляжей стоят коттеджи, пансионы и отели.
 
В январе 1971 г. состоялся пуск уникального энергетического объекта, открывающего новые перспективы для индустриализации и развития сельского хозяйства страны — электростанции близ Асуана (рис. 7). Плотина высотой 190 м обеспечивает мощность 2,1 млн. квт. Огромный комплекс сооружений создан по проекту советских специалистов (главный инженер Н. Малышев, главный архитектор Р. Якубов) и осуществлен при участии советских гидростроителей. Вместе с созданием ГЭС возросло значение Асуана — города с 60 тыс. населения, вытянувшегося вдоль правого берега Нила и стесненного с востока скальной грядой. В 1965 г. подготовлен план реконструкции Асуана (архитекторы Е. Глувчевский и К. А. Хамда, инж. 3. А. Зелински). Город по соседству с храмами Филе (теперь перемещенными) посещают туристы, на скальных обрывах берега строятся крупные отели.
 
Зодчие АРЕ проектируют в новейших формах и конструкциях. Изменил академическому направлению и А. Л. Габр — гостиница «Новый Катаракт» в Асуане (1962) с четкой решеткой лоджий на фасаде носит черты современной рационалистической архитектуры (см. рис. 6). Элементы национального характера вносят средства синтеза искусств — настенные рельефы, живопись, мозаики.

 


11 июля 2016, 1:10 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий