|
Архив: Проект цементного завода; Деревенский киоск... 1926
С. А. Маслих. Проект цементного завода // Современная архитектура. 1926. № 1. — С. 33—34.Проект цементного заводаС. А. Маслих
Фасад.
Цементный завод производительностью 800.000 бочек в год состоит из 5 основных отделений.
Известняк из карьеров по подвесной дороге поступает в сырое отделение, где происходит дробление, размол и добавка воды и глины (камнедробилки, каменоры, роры).
Разрез.
Отсюда размолотый известняк в виде густого шляма поступает по трубопроводу в коррекционные и запасные бассейны, расположенные в печном зале.
Из бассейнов шлям нагнетается во вращательные печи длиною 62 метра, где происходит обжиг. Топливо для печей поступает из расположенной в торце печного зала угольной мельницы, где происходит размол каменного угля.
Фасад.
Пройдя охладительный барабан клинкер поступает или непосредственно в мельничный отдел или в клинкерный склад.
В мельничном отделении происходит размол клинкера (каменоры и роры), откуда уже готовый цемент по наклонному транспортеру поступает в цементный силос.
План.
Данный завод спроектирован под механическое оборудование системы Смита.
Две основных магистрали: подача известняка из карьеров и подъездная ветка легли в основу общей компановки генерального плана.
Разрез.
При проектировании центральной части завода было обращено особое внимание на упрощение производственной схемы и укорочение общего пути транспортирования материалов.
При выборе конструкции здания согласовались требования производства и экономики.
Отопление завода предусмотрено лишь для сырого отделения (остальные не отапливаются); вентиляция всюду местная — искусственная.
С. А. Маслих.
Андрей Новиков. Деревенский киоск. Проект-макет. Конструктивист Алексей Ган // Современная архитектура. 1926. № 1. — С. 35.
ДЕРЕВЕНСКИЙ КИОСК
Проект — макет
Конструктивист Алексей Ган
Советизация деревни идет различными путями. Трактор и электрификация, кооперирование сельского населения, новые способы культурной обработки земли, политико-просветительная работа и многое другое — все в целом — составляет ту колоссальную социально-культурную деятельность, которую развивает в деревне Советская власть, партия и пролетарская общественность.
Вовлеченные в строительство новых общественных и хозяйственных форм крестьяне — в силу недостатка средств — продолжают пребывать в старых условиях домашнего быта двора-избы, и даже их общественные очаги, которые становятся уже неотъемлемой частью советской деревни (избы-читальни, клубы и прочее) так же остаются архитектурно неоформленными.
В деревнях-селах попрежнему только церковь является, так сказать, архитектурным местом. Ей нет соперника здания в деревне, которое бы своим пребыванием в архитектурной среде сельских строений агитировало за новый быт деревни.
Учитывая наше экономическое положение и понимая, что в данное время трудно подойти к практическому осуществлению постройки новых зданий даже для общественных нужд деревни, хочется хотя бы в самых скромных размерах подойти к этой задаче вне очереди.
Настоящими соображениями и руководствовался автор проекта.
Киоск сконструирован так.
В смысле функционального назначения в нем должны увязаться две формы деятельности: торговая и общественная. Торговая — по сбыту литературы, писчебумажных материалов и принадлежностей; общественная — по обслуживанию местного населения культурной связью деревни с городом, через почту, радио и кино-экран. Кроме того, киоск должен стать центральным местом для массовых форм рабочекрестьянской общественности.
Внешний вид его представляет из себя треугольник (план) со срезанными углами и скошенными фасадными плоскостями.
Треугольник вызван теми обстоятельствами, что улицы деревни в большинстве не организованы, а установка его не должна рассчитывать на особое для себя планирование местности.
Сооружение же должно быть в одинаковой мере видно со всех точек зрения полно и ра́вно.
Трех-ярусное построение по вертикали и трех-линейное разделение самого плана по горизонтали, также вызваны рабочими функциями киоска.
Фасадные плоскости срезаны для того, чтобы сток воды и сползание снега происходило в трех направлениях, а не в шести. Это дало возможность расширить кубатуру второго яруса и использовать ее под помещение для товара.
Материальное оформление — дерево, листовое железо и стекло.
Андрей Новиков.
Варст. Рабочий клуб. Конструктивист А. М. Родченко // Современная архитектура. 1926. № 1. — С. 36.
Рабочий клуб. Конструктивист А. М. Родченко
Макет.
Рабочий клуб сделан в порядке Государственного заказа для Международной выставки Декоративных Искусств в Париже в 1925 г.
При разрешении материального оформления Рабочего клуба преследовалось обслужить все основные моменты клубной жизни.
Читальня
Меблировка читального зала, стол, стулья, витрина для выставки книг и журналов со шкапом для хранения текущей выдаваемой читальней литературы, подвижные стенные витрины для плакатов, карт и газет.
Уголки
Разработано примерное оборудование уголка Ленина, стенная, подвижная витрина для хранения и демонстрирования материалов, документов и фото с местом для заголовков и тезисов, подвижная витрина для плакатов и лозунгов, подвижная фотовитрина выставочного характера для экспонирования текущего фото-материала.
Чертежи.
Клубные вечера и собрания
Установка для собраний, митингов и выступлений „живой газеты“; она включает в себя следующие элементы: трибуну для оратора, место для председателя или редактора газеты, раздвижную стенку-экран для демонстрирования иллюстративного материала, движущийся экран-ленту для лозунгов и диапозитивов. Вся она складная и может быть легко переносима с места на место.
Отдельные предметы клубного оборудования
1. Установка для стенной газеты с движущимися полосами для автоматической верстки.
2. Двойное кресло для игры в шахматы.
3. Клубные объявления.
4. Оформление для диапозитивов, как оконное „витро“.
5. Фонари с двойным способом освещения пространства.
Основные требования, которые ставились в работе над каждой вещью для рабочего клуба:
1. Экономия в использовании квадратуры пола клубной комнаты и экономия пространства, занимаемого вещью при наибольшей нагрузке, максимальном ее использовании.
2. Простота пользования вещью и стандартность вещи при необходимости расширить или увеличить количественно отдельные ее части.
Исходя из этих требований, почти все вещи построены на принципе, который дает возможность развернуть предмет в его работе на большую площадь, а также компактно сложить его по окончании работы. Этот принцип тов. Родченко считает одним из типичных свойств, присущих современной вещи. В этом плане он уже пять лет ведет работу на Металлообрабатывающем факультете Вхутемаса, и последние два года показали, что динамически организованный предмет получает все большее и большее распространение, доказывая свою жизненность и своевременность.
Многое из задуманного автором в „рабочей“ части клуба не удалось осуществить из-за ограниченности времени и материальных средств, которыми располагал Выставочный Комитет.
Все вещи и мебель окрашены в 4 цвета — серый, красный, черный и белый. Окраске придано организующее значение — она выделяет и подчеркивает способы пользования, части и характер предметов.
После окончания выставки в Париже Рабочий клуб полностью со всем в нем находящимся был подарен Французской Коммунистической Партии.
Варст
Библиография // Современная архитектура. 1926. № 1.
Б. Коршунов. Ле Корбюзье. Урбанизм. — С. 37—38.
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ УРБАНИЗМ
Le Corbusier „Urbanisme“ [Collection de l'Esprit Nouveau] Les éditions g. Cres & C°, Paris, 21, rue Hautefeuille.
Ни в каком из изданий Корбюзье не отражена так ярко современность, как в этом последнем. Если в предыдущих книгах, например „Vers l'architecture“ он подготовляет читателя к новому пониманию и восприятию окружающей нас обстановки, так сказать раскрывает глаза на давно существующие, но непризнанные истины, или в книге „L'Art décoratif“ обещает, что вошедшая в нашу повседневную жизнь машина (автобус, трамвай и прочее) постепенно приучит нас к новому быту, совершенно различному от быта прошедших десятилетий, к новым потребностям и поэтому новому пониманию в искусстве, то в своей книге „Урбанизм“ — современность представляется уже стройной, вполне законченной системой, построенной не по заранее принятому шаблону „в духе старых стилей“, а из совокупности тех элементов нашей сегодняшней жизни, которые делаются волею экономики нашею второй натурой.
Еще до выпуска „Урбанизм“ — Корбюзье выставляет свой проект „нового“ города (или, как он его называет, современного) в Осеннем Салоне в Париже в 1922 году, опубликованный отчасти в „Wasmuth Monatsheft“, а также в отдельной брошюре, о которой упоминалось у нас в советской прессе.
В своем проекте Корбюзье бросает острый лозунг о городах с небоскребами.
В своей книге автор, путем ряда примеров, сравнивая соотношение прошлых веков, доказывает с достаточной убедительностью катастрофически растущее несоответствие между существующей городской оболочкой (здания, улицы, пути сообщения) и городским импульсом жизни.
Город в средние века и даже в XVIII столетии был по-своему более современен, чем то, что мы имеем сейчас в нашем распоряжении.
Техника городского благоустройства шла в те времена в ногу с общим развитием жизни. Улицы и дома мало отставали от темпа жизни. Блестящие замыслы Людовика XIV были на грани своей современности и настолько смотрели вперед, что до сих пор вызывают известное восхищение (Версаль).
Наш город отстал от нашей жизни.
Механизация средств передвижения и всех видов городского благоустройства настолько изменили темп городской жизни, что мы не помещаемся больше в наших улицах.
Конечно, острота всех этих контрастов городской жизни чрезвычайно ощутительна именно на Западе и более всего за океаном, где, как известно, рост городов по данным всех наблюдателей можно назвать поистине бешенным.
Главной помехой превращения существующих городских нагромождений в стройную систему, пригодную для современного темпа жизни, по мнению Корбюзье — является отсутствие в европейских городах ясности и порядка в плане.
Он бьет в набат против увлечения прошедших десятилетий средневековыми городами — с их улицами-тропинками, — узкими и темными, восстает против К. Зитте и его сподвижников.
Краткий исторический обзор Корбюзье сводится к доказательству превосходства строгой геометрической мысли над безотчетным и стихийным созданием средневековья.
Корбюзье требует для сегодняшнего дня отчетливости и ясности; по его мнению, дух современности связан с геометрической фигурой, синтезом и конструкцией.
Кривизна улиц, живописность немецких городов, не подходит более к нашему темпу жизни. Прямая линия, как кратчайшее расстояние, наиболее пригодна для пожирателей пространства — автомобилей. Город, как мы его получили в наследство, тесен; улицы его узки, лишены света и воздуха.
Приведенные фотографические снимки с аэроплана крупных европейских городов показывают нам удручающую картину хаоса каменных громад.
Работа городского жителя — напряженная и нервная — тормозится плохим передвижением: пути сообщения стеснены, и многоэтажность задачи еще не решает. Отдых городского работника проходит в той же пыльной, душной городской обстановке.
Пример нового города Ле Корбюзье — поправка стихийно разросшегося Нью-Йорка, — те же небоскребы только расставленные по строгой системе среди парков и садов. Смысл современного города в 3—4 миллиона жителей заключается в интенсивном заселении единицы площади, особенно в деловом центре.
Корбюзье развивает остроумную мысль застройки центра города для деловых контор небоскребами в 60 этажей, с расстоянием между ними около 400 метров; освобождающаяся площадь предназначается только под зеленые насаждения. Вся система строго геометрична. В центре города на перекрестке двух главных проспектов, располагается центральный вокзал, высотою всего в один этаж с подземными путями и с использованием всей громадной площади крыш вокзала, как площадки воздушных сообщений.
Второй пояс — район жилых домов в семь этажей коммунального типа, с общественными площадками и парками. Каждая квартира снабжена индивидуальным висячим садом, Третий пояс — район города-сада.
Блестящий вывод его идеи — интенсивность застройки 300 человек на гектар при 95% зеленых насаждений.
В книге приведены схемы зданий: небоскребов делового города крестообразной формы для наибольшой устойчивости и лучшей освещаемости (Корбюзье называет их радиаторами света), жилых домов с висячими садами, со снимками исполненных образцов на Парижской выставке. Помещен также опыт переустройства делового центра Парижа в районе больших бульваров.
Одна из глав посвящена „хирургии“ в городе, в которой Корбюзье защищает известного в свое время префекта Парижа Гаусмана за его решительные действия по расширению улиц и перепланировке города в соответствии с потребностями момента. Если автомобили могут еще сейчас сносно передвигаться по Парижу, говорит Корбюзье, то благодарить за это надо Гаусмана.
Вся книга полна ярких парадоксов и блестящих чисто французские мыслей. Издана книга по-французски небрежно, особенно страдает брошюровка, но монтаж книги выполнен остро, ново и характерно.
Для нас, стоящих накануне бурного роста наших городов книга имеет особенно большое значение. В наших крупных центрах без хирургии и нам не обойтись, и наша экономическая выгода заключается в том, что интенсивность застройки у нас в три раза слабее против европейских столиц.
Б. Коршунов.
М. Г. Эрих Мендельсон. „Америка“ с 77 репродукциями. — С. 38.
Световая реклама в Нью-Йорке.
Эрих Мендельсон. „Америка“ с 77 репродукциями.
Erich Mendelsohn „Amerika“.
Bilderbuch eines Architekten.
Mit 77 photographischen Aufnahmen des Verfassers.
Rudolf Mosse — Buchverlag — Berlin—1926.
Настоящая книга представляет собой великолепно изданный альбом большого формата с 77 репродукциями городских ансамблей Нью-Йорка, Чикаго, Буффало и др. городов С.-А. Соединенных Штатов, заснятых известным немецким архитектором Эрихом Мендельсоном во время его последнего путешествия по Америке. Текст сводится к небольшому предисловию в 4 странички и к кратким пояснениям иллюстраций. Все содержание книги состоит именно в последних. Качество фотографий и репродукций превосходно даже для немецких изданий. Интересен выбор точек съемки, превращающий многие из иллюстраций в хорошо построенную композицию. Точно так же небезъинтересен подбор иллюстраций, дающий в целом довольно яркую картину современной Америки с ее отрицательными и положительными сторонами; рисующий хаотические нагромождения и безвкуснейший эклектизм нью-йоркских небоскребов, волшебное преобразование города ночью, благодаря световой рекламе и освещению, превосходнейшие элеваторы Чикаго и Буфалло, и, наконец, самый темп городской жизни Америки.
Издание, повторяем, роскошное. Даже слишком. Неприятно, видеть такое обилие чистой белой бумаги, временами совсем недостаточно использованной.
М. Г.
30 июля 2013, 21:33
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий